Конспект урока тендряков расплата

Обновлено: 05.07.2024

Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год

Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Интегрированный урок с участием филолога, художника и музыканта посвящён изучению стихотворения А.С.Пушкина "К морю". Может быть использован в условиях школ искусств или школ-комплексов, а также на уроках ИЗО, МХК и русской музыкальной литературы.

Заочное путешествие по пушкинским местам Верхневолжья.

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:

Путин В.В.

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Урок по повести В. Тендрякова

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

После изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе целесообразно провести урок внеклассного чтения по повести В. Тендрякова "Расплата", в которой главный герой Коля Корякин совершает убийство своего отца, думая, как и Раскольников, что делает это во благо.Ребят не оставляет равнодушным проблема, поднятая автором.

Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.

За все, что сотворишь ты, да воздастся тебе.

Всякое зло расплату имеет.

Формы и методы работы: беседа с учащимися с элементами диспута, групповая форма работы, комментированное чтение текста.

Обращаюсь к учащимся:

- Каковы нравственные уроки произведения писателя?

- В чем видит Достоевский источник обновления жизни и нравственную норму поведения человека?

Рассказ ученика о жизни и творчестве В.Тендрякова. (Презентация).

Владимир Тендряков (1923–1984) – один из честнейших и нравственных писателей нашего времени. Он отказывается от обладания писательской истины. Он ищет истину вместе с читателем. Тендряков отказывается от вымысла и находит совершенно новые принципы построения художественной прозы из документального материала. Его проза документальна, ясна и открыта. В основе произведений – психологический реализм, что роднит его с Достоевским.

- Кто виноват в преступлении, которое совершил Колька Корякин – главный герой повести?

- Как к преступлению Коли отнеслись окружающие его люди? Считают ли они себя виноватыми в случившейся трагедии?

Примерные ответы. Виноватыми себя в этой трагедии считают многие. И бабушка Коли (мать отца), которая питала ненависть к не родившемуся еще ребенку, и жена Анна (мать Коли), обвинившая себя в долготерпении, и учитель Аркадий Кириллович Памятнов, который на уроках литературы призывал бороться со злом, и Людмила, подруга матери, нашедшая для Анны такого страшного мужа. С сочувствием относится к Коле и следователь Сулимов, он понимает, что виноватых много, все шло к этой трагедии, а наказан будет только Коля. У Памятного происходит конфликт с учителями школы, которые не захотели взять на себя часть вины в случившейся трагедии, и со своим классом, который был на стороне Коли. Одноклассники считали Корякина чуть ли не героем, оправдывали убийство отца. А Соня Потехина даже гордится Колей. (Вспомните Соню Мармеладову, которая считает убийцу Раскольникова самым несчастным человеком на свете).

- Можно ли гордиться Колькой?

- Как Колька Корякин сам оценивает случившееся?

- Согласны ли вы с мнением героя Тендрякова? ( Ответы учеников).

- Так расплата - кому? И за что?

Ученик рассказывает о жизни и творчестве писателя. (Презентация).

Охарактеризуйте эпоху, в которую живут персонажи рассказа Бородина.

Каковы цели и задачи политической организации, в которую объединились молодые люди?

Какими качествами обладает Андрей – главный герой рассказа? В какой семье он вырос?

Каков вариант борьбы с несправедливостью жизни предлагает Андрей?

Оправдывает ли преступление героев жестокость сталинского времени?

Как идейный смысл рассказа Л. Бородина соотносится с нравственной проблематикой романа Ф. Достоевского? Герой Бородина и Раскольников. Сходства и различия?

Выводы и обобщения по рассказу.

В рассказе Л. Бородина события происходят в середине 50-х годов, когда был разоблачен культ личности Сталина, и о его преступлениях против своего народа узнала вся страна. Мать Андрея - ярая сталинистка - от этой правды умерла. О тоталитарном режиме, искалечившем судьбы миллионов людей, вы узнаете из произведений А. Солженицына,

В. Шаламова, А. Жигулина и других писателей.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Пояснительная записка

Данный урок проведён на 2 курсе техникума СПО. (11 класс).

Педагоги могут использовать как полный сценарий урока, так и его часть, отдельные элементы, встраивая в собственный план урока.
Уроки по современной литературе активно содействуют формированию роста читательской культуры, формируют умение самостоятельно анализировать и оценивать различные стороны жизни, умение делать нравственные выводы, принимать разумные идеи и мнения.

Перед уроком ребята получили задания:

-Прочитать 1 произведение на выбор;

-подготовить презентацию по биографии и творчеству писателя;
- написать отзыв о прочитанном произведении.

Учитель на уроке:
-сообщает новый материал,

-направляет мысли учеников
-побуждает к деятельности.

Ученики на уроке:
-сообщают информацию в презентации по творчеству писателя;
-отвечают на вопросы;

-воспринимают и оценивают информацию в презентации

-дают устные высказывания;

-обсуждают мнения других;

-делают выводы
-составляют опорный конспект,

-работают творчески: сочиняют стихи, синквейн, пишут отзывы о прочитанном произведении, подбирают и формулируют пожелания друзьям;

-дарят на выбор пожелания

Формы организации учебной деятельности : групповая, фронтальная, индивидуальная

Методы : наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.

Подготовила: Ситчихина Е.М, преподаватель русского языка и литературы.

Тема урока: Тема нравственности в современной литературе. В.Тендряков

Тип урока: комбинированный

Образовательные цели:

1.Осмыслить идейное содержание произведений.

2.Продолжить формирование навыков вдумчивого чтения.

3.Продолжить развитие умения анализировать художественный текст,

выделять проблемы, аргументировать своё высказывание.

Развивающие цели:

1.Развивать речь, мышление, умение дискуссировать с обоснованием

2.Совершенствовать умение анализировать, доказывать, формулировать

Воспитательные цели:

1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и умение их

оценивать честно и объективно.

2.Подтолкнуть ребят повнимательнее посмотреть вокруг себя, нет ли

рядом человека, который нуждается в их понимании, в их участии, в их

Задачи урока:

1.Актуализация темы нравственности в творчестве писателя.
Проблемы поиска выбора жизни, кто виноват в трагедиях, в

жизненных ситуациях – главные темы в произведениях писателя

Материал к уроку :

Портрет В.Ф.Тендрякова, выставка его произведений и книг о нём,

презентация по творчеству писателя; рабочие листы для работы в

группе, цветные сердечки для пожеланий.

Этапы урока:

2.Актуализация знаний (нравственный и социальный вызов урока-оформлены на листах и на слайде1)

3.Первичное усвоение нового материала

-знакомство с биографией и творчеством В.Тендрякова (просмотр презентации)

4.Осознание и осмысление учебной информации

-запись в тетрадь выводов по произведениям (по группам)

8.Д.з.читать произведения В.Тендрякова

Ход урока: 1.Орг.момент

2.Актуализация знаний: (слайд 2)

Нравственный вызов урока

Ответьте на 1 вопрос

Социальный вызов урока

Какая мысль заставила вас задуматься?

-почему рушатся семьи?

-как дети пытаются решить проблемы взрослых?

-всегда ли есть рядом тот, кто протянет руку помощи?

-какие отношения должны быть между взрослыми?

-как вы относитесь к тому, что вас считают взрослыми людьми?

-чем вы можете доказать свою взрослость?

-какие изменения вы замечаете в своем поведении,а также в отношении к окружающим вас людям?

-запомнилась ли вам та черта, перешагнув которую, вы почувствовали себя взрослыми?

Б) Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. В.Ключевский.

В) Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. Н.Карамзин.

Г) Один отец значит больше, чем сто учителей. Дж.Герберт.

Д) Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. Ф.Дзержинский.

Слово учителя : Вам 16-18лет. Возраст, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Возраст первой любви. Возраст, когда вы довольно часть задумываетесь о смысле, о предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное поведение приводит к смятению души, к разрушению личности.

Мир, в котором живёт человек, разнообразен и переменчив. Мир добра и зла, мир жестокости и милосердия. И в этом огромном мире человек – маленькая песчинка. Маленькая песчинка, но великая тайна. А проникнуть в эту тайну нам помогает литература, Извечные проблемы долга, нравственности, совести всегда волновали и волнуют русских писателей разных времен. Эти же проблемы являются главными и в творчестве русского писателя, нашего современника В.Ф. Тендрякова.

Пусть этот урок станет поводом для глубоких размышлений о жизни, о нашем обществе, своем месте в нем, о будущем.

- Что же нам известно о В.Ф.Тендрякове?

3.Первичное усвоение материала (знакомство с биографией и творчеством писателя)

Просмотр презентации (слайд 3-16)

-Какие произведения писателя вам знакомы?

4.Осознание и осмысление учебной информации

1. Кто виноват в семейной трагедии Корякиных?

2.Каким был отец?

_______________________________

_______________________________

_______________________________

3. Могла ли мать предотвратить эту трагедию?

1.Что явилось причиной конфликта между выпускниками в ночь после выпуска________________________

3.К какому прозрению приходят ребята, когда узнают, что Яшка топор собирается убить Генку?

4.Какие проблемы ставит писатель в этой книге?

4.Какую проблему поднимает писатель в этой части книги, рассказывая о конфликте друзей? (терпимость по отношению друг к другу).

5.Какие уроки вы извлекли из прочитанного произведения?

5.Какие уроки можно извлечь из этой книги?

- Нравственное воспитание человека, чьё это дело?

- Можно ли было предотвратить эту трагедию?

Нет несчастья на земле, кроме стихийного, которое нельзя было бы отвратить большим ли, малым ли усилием человека.

И расплата, по Тендрякову, за трагедию маленького отцеубийцы ожидает всех, кто этого усилия не сделал, хотя мог и обязан был сделать его.

Вывод: Жизнь всегда будет ставить перед вами свои задачи. Решать их с позиций уважения к людям- значит нравственно расти, взрослеть.

5.Первичное закрепление.

Вы обсудили прочитанные произведения, сделали выводы.

Согласны ли вы с выводами на слайдах? (проблемы)

-запишите в тетрадь (по группам)

6.Применение знаний

-зачитайте ваши предложения (зачитывают)

Научись понимать другого

Будь хорошим отцом всю жизнь

Отец может воспитать хороших детей

будь только честным и никак по-другому;

зла никому не делай;

сильного не бойся, слабому помогай;

Читайте также: