Конспект по истории 6 класс агибалова 21 параграф усиление королевской власти

Обновлено: 05.07.2024

Ответ. Причиной было вырождение династии, скорее всего, потому что многие поколения короли женились на своих близких родственницах. В начале XIV века во Франции правление Карла VI закончилось безумием короля. Это привело к борьбе группировок знати во главе с дядями короля – бургионами и арманьяками. Бургиньоны вступили в союз с англичанами, что и помогло Англии одержать блестящие победы. Победа Франции в Столетней войне означала изгнание англичан с французских земель, но не поражение бургиньонов. В Англии к концу Столетней войны на престоле оказался слабоумный Генрих VI (внук безумного Карла VI, потому речь может идти о генетической болезни). Его смерть сменилась династическим кризисом. И снова, как и во Франции, боролись претенденты на престол из боковых ветвей королевского дома во главе мощных группировок знати.

Вопрос 2. Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?

Ответ. Людовик XI пытался, наконец, закончить борьбы в Бургундским домом победой и границы Франции до Столетней войны. Для этого он использовал любые средства, в основном дипломатию и заговоры. Война для него оставалась средством крайним (и из-за своей непредсказуемости, и из-за того, что требовала много денег, а король был скупым). Карлу Смелому хотелось создать собственное королевство. Он объединил под свое властью большую территорию и претендовал на корону Бургундии. Королевство Бургундия была частью Священной Римской империи. Титул продолжал существовать, его носил император Священной Римской империи. Карлу было вполне под силу получить этот титул. Герцог Бургундии пытался стать королём Бургундии, постоянно воюя. В одной из войн он и погиб, не успев добиться цели.

Вопрос 3. Оцените значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.

Ответ. В силах Карла Смелого было получить корону. Он вполне мог бы основать независимое государство, если бы сделал это или если бы оставил после себя сыновей. Это было бы большое и сильное государство. У него были бы все шансы сыграть значительную роль в истории и даже дожить до наших дней. Таким образом, победа Карла Смелого могла бы полностью изменить историю Западной Европы.

Вопрос 4. Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?

Ответ. В Англии начиная с правления Генриха VI шла борьба за власть между родами Ланкастеров, на гербе которых была красная роза, и Йорков, на гербе которых была белая роза. Генрих VII Тюдор был из рода Ланкастеров (правда, из боковой его ветви) и женился на сестре предпоследнего короля из династии Йорков. Благодаря этому он говорил, что его династия объединила Ланкастеров и Йорков, потому на гербе этой династии две розы.

Вопрос 5. Перечислите признаки централизованного государства.

1) нет феодалов и территорий, которые не подчиняются королевской власти;

2) в государстве нет внутренних границ;

3) в государстве единая чиновничья система, которая подчиняется только центральному правительству;

4) армия государства подчиняется только центральному правительству;

5) собирать налоги и чеканить монеты может только центральное правительство.

Вопрос 6. Чем отличается абсолютная монархия от сословной?

Ответ. Сословный монарх правит с согласия представителей сословий и опирается на их поддержку, представители сословий влияют на его решения. На решения абсолютного монарха никто не влияет. Он правит ссылаясь лишь на волю Господа и опирается на бюрократический аппарат и профессиональную армию.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

1. Так как война длилась довольно-таки продолжительное время, успело смениться несколько поколений королей, но все они были либо молоды, и чувствовалась их неопытность, поэтому феодалы восставали против власти короля. 2. Оба хотели объединить Францию, но Людовик XI добивался этого всеми возможными способами, а Карл Смелый жил по законам рыцарской чести и пытался всего достичь честным путем. 3. Пусть и победа Людовика XI была бесчестной, но все же ему удалось объединить страну и привести её к росту и процветанию. 4. Потому что он объединил две противостоящие семьи, гербами которых и были эти розы. 5. а) все феодалы подчиняются королю, б) вся армия государства подчиняется королю, в) в стране нет внутренних границ, г) собирать налоги и выпускать монеты может только король. 6. При сословной монархии в управлении государством принимают участие все сословия, монарх опирается на их решения и поддержку. При абсолютной монархии вся власть находится у монарха. 7.

Имя правителя Время правления Действия по объединению страны и централизации
Людовик XI (Франция) 1461-1483 Подчинил большую часть земель, подавил восстание феодалов.
Генрих VII Тюдор (Англия) 1485-1509 Объединил две противоборствующих семьи

Подумайте

1) Победа королевской власти была неизбежной, потому что её поддерживал народ, так как феодалы постоянно боролись друг с другом за земли, а при этом страдало население. 2) Сходство этих противостояний в том, что обе стороны боролись за право власти и за территорию, а сходство политики двух правителей в том, что они укрепляли свою власть, давая больше возможностей для средних слоев населения. 3) Король Людовик XI использовал любые средства в борьбе со своими противниками: обман, притворство, подкуп, плел политические интриги, как паук плетет свои сети. А Карл Смелый – полная его противоположность по характеру - любил честную, открытую борьбу, был настоящим рыцарем.

В 1453 году пал последний оплот англичан во французской Аквитании, город Бордо. Это была заключительная битва Столетней войны. Во Франции у англичан остался только порт Кале, который французы не могли взять следующие сто лет. Англия, раздираемая на части истребительной войной Алой и Белой розы, более не помышляла о возврате своих владений на континенте.

Война нанесла огромный вред экономике и сельскому хозяйству Франции и Англии. Длительное противостояние оказало сильное влияние на развитие военного дела: на полях сражений возросла роль пехоты и стрелковых подразделений, требовавших меньших затрат при создании больших армий, появились первые постоянные наемные армии. Были изобретены новые виды вооружения, появились благоприятные условия для развития огнестрельного оружия. Рыцарство начало отходить на задний план, тем более что в сражениях стала чаще применяется осадная и полевая артиллерия.

Французские и английские короли, проведя системные реформы, сумели воспользоваться ослабленностью феодалов и укрепить королевскую власть, сделав ее практически абсолютной.

Что такое сословная монархия?

Сословная монархия – это форма управления государством, при которой власть монарха сочетается с властью органов сословного представительства общественности. То есть, монарх правит вместе с парламентом (как в Англии), с Генеральными штатами (как во Франции), с Земскими соборами (как в России XVI-XVII вв). Сословно-представительские учреждения в идеале должны представлять волю избравшего их народа, контролировать и ограничивать власть монарха.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 21

Остались ли у англичан земли на территории Франции к концу XV века?

Последнее владение англичан на территории нынешней Франции — город Кале с округом — сохранялось ими до 1558 года.

Сравните данную карту с картой на с. 154: каковы главные различия? Что общего в местоположении территорий, присоединенных к владениям короля к концу XV века?

После смерти герцога Бургундского Карла Смелого разразилась война за земли бургундское наследие. Бургундский герцог владел многочисленными землями: герцогством и графством Бургундия, графством Артуа, Пикардией, Фландрией, Нидерландами. Пикардия, исторически относившаяся к Франции, легко сдалась. Завоевано было и герцогство Бургундия. Но графство Бургундия, которое стало называться Франш-Конте, Фландрия, Артуа и Нидерланды перешли во владения Габсбургов.

В 1491 году к Франции были присоединены земли Бретани за счет династического брака. Эти земли, хотя и были в вассальном подчинении Франции, но сохраняли почти полную независимость. В процессе объединения А в 1486 году Прованс, принадлежавший дому Валуа-Анжу был юридически включен во французский королевский домен.

Итак, что же общего в местоположении территорий, присоединенных к владениям короля к концу XV века? Как мы видим, были присоединены бывшие владения бургундских герцогов на востоке и севере Франции, Прованс на юге и Бретань на западе. Ничего общего в местоположении этих территориях нет, кроме того, что они являлись пограничными вассальными доменами.

Обобщение информации параграфа

1. Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью?

Во Франции, где прогрессировала феодальная раздробленность, на первый взгляд все было более благополучно. Однако сын короля Карла VII Людовик XI собственными руками довел политическую ситуацию до состояния полной нестабильности. Сначала он принял участие в баронском мятеже против собственного отца, а потом, после смерти Карла VII, стал избавляться от своих бывших сторонников, среди которых был и герцог бургундский Филипп. Людовик XI своими интригами, ложью, хитростью и подкупами настроил против себя как крупных, так и мелких феодалов. Естественно, началась война короля с многочисленными феодалами, во время которой путем хитрости и подкупа постепенно уничтожил своих противников и захватил их земли. Людовик XI, как и Генрих Тюдор, продолжил политику своих предшественников с целью всеми доступными способами объединить французские земли под единым королевским правлением.

2. Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?

3. Оцените значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.

Победа Людовика XI над Карлом Смелым позволила объединить разрозненные земли Франции под единым королевским правлением. В последствии централизация государства и осознание французами своей национальной идентичности сделало Францию крупнейшим игроком европейской политики и экономики.

4. Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?

Это символ прекращения войны между Йорками и Ланкастерами. Такой символизм был подкреплен браком между Генрихом Тюдором (дальний родственник Ланкастеров) и Елизаветой Йоркской, дочерью короля Эдуарда IV из рода Йорков.

5. Перечислите признаки централизованного государства.

  1. Единая власть короля;
  2. Единые законы и централизованная судебная система;
  3. Единые органы управления;
  4. Единая налоговая и экономическая система;
  5. Постоянная королевская армия.

6. Чем отличается абсолютная монархия от сословной?

Абсолютной монархией называется форма правления, близкая к диктатуре, при которой вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда даже и религиозной власти находится в руках одного монарха.

Сословная монархия – это форма управления государством, при которой власть монарха сочетается с властью органов сословного представительства общественности. То есть, монарх правит вместе с парламентом (как в Англии), с Генеральными штатами (как во Франции), с Земскими соборами (как в России XVI-XVII вв). Сословно-представительские учреждения в идеале должны представлять волю избравшего их народа, контролировать и ограничивать власть монарха.

В данных таблицах мы описываем не только действия королей, приводившие к централизации государства, но и их действия, имевшие обратный эффект.

Короли Франции. Объединение страны и централизация власти

Имя правителя Время правления Действия по объединению страны и централизации
Филипп II 1180-1223 Расширил королевские владения, захватив земли на севере Франции, принадлежавшие английской короне. Создал эффективную административную систему. Создал королевскую курию, заменяющие архаические феодальные съезды.
Людовик IX 1226-1270 Поднял авторитет королевской власти. Провел крупные реформы внутреннего управления, создав королевский суд. Ввел единую монетную систему во Франции. Защищал интересы Франции от притязаний папского престола.
Филипп IV 1285-1314 Укрепил влияние Франции в Европе. Выиграл противостояние с папой римским. Проводил жесткую, агрессивную и зачастую аморальную политику в государственных интересах. Разгромил орден Тамплиеров.
Людовик X 1314-1316 Не смог продолжить начинания отца по созданию абсолютной монархии. Отменил крепостное право в королевском домене. После его смерти и последующей смерти двух его бездетных братьев династия Капетингов прервалась, что стало поводом для начала Столетней войны.
Карл V 1364-1380 Привел в порядок систему управления государством после ее развала при Иоанне II. Восстановил королевскую власть, сделав ставку на правовое государство. Децентрализовал королевскую власть с помощью политики раздачи вассальных земель. Создал регулярную армию, которая смогла на время вытеснить англичан из Франции. Его правление повлияло на зарождение национального самосознания, в результате которого англичане стали восприниматься как захватчики.
Карл VII 1422-1461 Сумел изгнать англичан из Франции. Впервые после династии Капетингов Франция была объединена под властью одного монарха. Упорядочил экономическую политику государства.
Людовик XI 1461-1483 Коварством, подкупом, интригами уничтожил основных противников среди крупных феодалов. Расширил французские владения за счет присоединения Бургундского герцогства, Пикардии и Прованса. Вернул под королевское управление Нормандию, низверг дом Арманьяков. В очередной раз основал во Франции абсолютную монархию.

Короли Англии. Объединение страны и централизация власти

1. Докажите, что в борьбе с феодальной знатью победа королевской власти в позднее Средневековье была неизбежной.

Победа королевской власти в борьбе с феодальной знатью была неизбежна? Отнюдь. Мы знаем, что тот же самый Людовик XI был побежден на поле боя, и решись восставшие феодалы убить короля, завершение процесса централизации могли не увидеть даже их внуки.

Тем не менее мы знаем, что едва ли не все европейские государства возникли путем объединения раздробленных феодальных земель. И причина тут не в каких-то торговых интересах, которые навязываются нам, как главная причина объединения. Такова логика развития государства. Территориям с экономической самодостаточностью нужно было определяться по отношению к другим таким же территориям. Критериями такого определения могли служить этническое единство нации, язык, общая культура. Децентрализованные государства становились слабыми и неустойчивыми. Государства, в которых народ осознал себя единой нацией, с едиными законами и едиными органами управления, становились сильными и играли ведущие роли в истории. Еще раз повторим, такова логика развития любого государства.

А вопрос неизбежности централизации в определенный период времени изначально поставлен неверно. В качестве доказательства приведем историю Священной Римской империи, которая вплоть до своего распада в XIX веке так и не смогла провести процессы централизации государства (то есть победы королевской власти в Священной Римской империи так мы не увидели). Та же самая Германия как единое государство с осознанием народом своей национальной идентичности появилась лишь в 1870 году, да и то в виде Германской империи, союза германских государств, вольных ганзейских городов, герцогств и княжеств. И что, Германия была не успешным федеративным государством? Вовсе нет. Процесс централизации обязательно должен был завершиться в Средние века? Тоже нет. Получается, мы доказали противоположную позицию, нежели требовалось доказать в вопросе.

2. Подумайте, чем можно объяснить сходство Войны Алой и Белой розы с борьбы французской знати с Людовиком XI, с одной стороны, и политики Людовика XI и Генриха VII – с другой.

Войны Алой и Белой розы похожи на борьбу французской знати с Людовиком XI лишь тем, что они демонстрировали силу и амбиции крупных феодалов Англии и Франции. Именно эти противостояния фактически уничтожили феодальное правление и стали базой для политики централизации Людовика XI и Генриха VII. Короли Англии и Франции к концу XV века так или иначе положили конец феодальным вольностям, создав централизованные государства, приближенные по форме правления к абсолютной монархии.

Как мы видим на схемах, Англия и Франция широко использовали династические браки между особами королевских династий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

ФГОС в области исторического образования и предметное содержание образовательного процесса на уроках Отечественной истории России XX - начало XXI века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует ФГОС. Используются различные методы работы.

Предмет: история

Цель урока: формирование представления о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии.

Образовательная:

способствовать формированию навыков работы с дополнительным материалом, исторической картой; умения систематизировать информацию, составлять схемы; характеризовать вклад личности в истории.

Развивающая:

развивать интерес к истории, мотивацию к учению

Воспитательная:

воспитание интереса к предмету, к учению; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к дру­гу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт;

Тип урока: изучение нового материала

Понятийный аппарат: централизованное государство, абсолютизм

Даты: 1455-1485 – война Алой и Белой розы в Англии

Посмотрите на слайд (слайд 1), и скажите, кого вы видите на картинках?

- Скажите, а с какими событиями, происходившими во Франции и Англии, связанны эти короли?

- А теперь давайте посмотрим на карту(слайд 2). Скажите, завершилось ли объединение во Франции и в Англии?

- Значит, о чем мы будет говорить на уроке?

- Скажите, все ли короли вам известны?

Конечно, два последних человека вам не известны, но следуя логике, как вы думайте кто это такие?

- Конечно, это короли Франции и Англии.

Итак, давайте мы суммируем то, что у нас получилось, и скажем, о чем мы будем говорить на уроке

- Прежде чем мы перейдем к новой теме, проверка домашнего задания (Приложение 2)

- В течение урока вы будете ставить на листе самооценки себе оценку и в конце урока скажете общую оценку мне. (Приложение 3)

Прием «Верите ли вы?

Определяют, что на слайде изображены короли Франции и Англии, но двух последних королей они не могут узнать.

Ответ: объединение Франции и объединение Англии

Ответ: о завершении объединения Франции и Англии

Ответ: короли Франции и Англии

Ответ: о завершении объединения Франции и Англии и о королях, которые внесли свой вклад в окончательное объединение.

Открытие нового знания

Война нанесла огромный вред хозяйству Франции, но постепенно жизнь налаживается. И знать снова подняла голову. В правление короля Людовика XI крупные феодалы объединились в тайный союз, душой союза был герцог Бургундии Карл Смелый.

- Давайте, мы с вами поближе познакомимся с этими людьми. Работаем в группах.

1 пара - характеристику Людовику XI

2 пара – характеристику Карлу Смелому

- Как вы думайте, кто одержал победу?

- В результате кто одержал победу? И какие территории присоединились к Франции? (работа с картой)

- Итак, к концу XV века завершилось объединение Франции и она стала централизованным государством.

Что же значит Франция – централизованное государство, и какие последствия несет за собой объединение страны? На эти вопросы вы ответите, поработав в группах, и составив схему.

1 группа – Франция – централизованное государство. Докажите, что вся власть у короля.

2 группа – написать последствия объединения страны

Дадим определение, что такое Централизованное государство - которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.

Что происходит во Франции, мы с вами узнали, а что же творится в Англии?

А в Англии война Алой и Белой розы, но конечно розы здесь ни при чем. Но почему же война так называется и между кем она была на самом деле, вы узнаете прочитав П.4.

-Между кем была война?

- В каком году она началась и закончилась?

- почему ее назвали войной алой и белой розы?

- чем закончилась эта война?

- Итак, победил у нас Генрих VII, началось в Англии правление Тюдоров.

Генрих VII продолжал собирать парламент, но постепенно власть короля становилась абсолютной, то есть единовластной.

Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть

Работа с дополнительным материалом (Приложение 4)

Работа с учебником

Работа с картой

Работа с учебником

- зачитывают свои ответы

Работа с учебником.

Ответы на поставленные вопросы.

Закрепление полученных знаний

Чтобы посмотреть насколько вы усвоили материал, решим небольшой тест (Приложение 4). И поставим за него оценку

- Поставьте себе общую оценку

- вопросы 4,5,6 под вопросительным знаком либо вопрос 3 в оранжевой рамке

Скажите, какая цель была нашего урока. Выполнили мы ее? Кто что узнал на уроке.

Заканчивают предложения (Приложение 5)

Верите ли вы, что в борьбе между королем и феодалом победу одержал король?

Верите ли Вы, что Франция завершила свое объединение в конце XV в.?

Верите ли Вы, что централизованное государство – это государство, в котором управляет король с аппаратом чиновников?

Верите те ли вы, что война Алой и Белой розы, это не борьба цветов, а вражда между феодалами?

Верите ли вы, что власть Генриха VII становится абсолютной?

Столетняя война длилась без перерыва сто лет. (-)

Причина войны: стремление Франции отвоевать Аквитанию. (+)

В 1346 г. в сражении у Креси англичане были разгромлены (-)

В 1360 г. произошла битва при Пуатье (-)

Тяжелые пушки впервые появились во время Столетней войны (+)

Благодаря французскому народу оборона Орлеана длилась двадцать дней (-)

Жанна д`Арк – это народная героиня Англии (-)

Жанну д`Арк обвинили в колдовстве и сожгли на костре (+)

Победу в Столетней войне одержала Англия (-)

Работа в группе

Людовик был по природе мстителен и жесток до такой степени, что бесчисленные казни, совершавшиеся по его приказанию, доставляли ему истинное удовольствие. Он не знал ни милосердия, ни пощады в тех случаях, когда мог действовать безнаказанно; но вместе с тем никакая жажда мести не могла толкнуть его на безрассудный, необдуманный поступок.

Даже Карл Бургундский самый вспыльчивый, нетерпеливый и, можно сказать, самый безрассудный из всех государей своего времени, почувствовал себя как бы в заколдованном кругу дворцовых обычаев, которые требовали, чтобы он принял Людовика с глубоким уважением как своего сюзерина и законного государя, оказавшего ему, королевскому вассалу, высокую честь своим посещением.

А1. Противником короля Людовика XI в деле объединения Франции был

1) Эдуард IV Йорк
2) Карл Смелый
3) Генрих VII Тюдор

А2. Отметьте одно из последствий превращения Франции в единое государство.

1) образование единого народа
2) отмена налогов с горожан
3) постоянная работа Генеральных штатов

А3. Какое событие из названных произошло позже?

1) созыв Генеральных штатов во Франции
2) гибель Жанны д’ Арк
3) правление Генриха VII Тюдора в Англии

А4. Война Алой и Белой розы велась между представителями династий

1) Валуа и Капетингов
2) Тюдоров и Стюартов
3) Ланкастеров и Йорков

A5. Объединение Франции завершилось в

1) середине XIV века
2) конце XV века
3) начале XVI века

На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).

Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

Урок мне показался… (коротким / длинным).

За урок я (не устал(а) /устал(а)).

Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).

Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Читайте также: