Конспект занятия на тему чайный сервиз

Обновлено: 06.07.2024

Цель : продолжать учить выполнять сюжетную аппликацию, располагать декоративные элементы (комочки) в определенных частях силуэта; учить подбирать холодные или теплые тона для композиции.

- расширять знания детей о посуде;

- учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки;

- развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации – декоративные элементы (комочки из салфеток) ;

- развивать у детей чувство композиции, цвета, учить располагать элементы узора на поверхности предмета;

- продолжать формировать умение детей работать с трафаретом, вырезать из цветной бумаги, закреплять навыки вырезания ;

- воспитывать эстетические чувства радости, любви к прекрасному ;

-приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы : игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование : картина чайного сервиза, разноцветные бумажные салфетки, белый картон А 4, клей ПВА, кисть для клея, подставка для кисти, шаблоны с чайником, чашками.

Воспитатель читает стихотворение (С. А. Васильевой)

Сметану и сосиски

Ест Мурочка из миски

Без вилки и без ложки-

На то она и кошка.

Не нужно ей посуду

К обеду доставать,

Тарелки мыть не будет

И стол сервировать.

Но мы с тобой не кошки,

Сырое не едим мы,

В кастрюле нам картошку

И пьем мы чай из чашки,

Едим мы ложкой кашку,

Перед детьми на фланелеграфе вывешены картинки с изображением посуды ( чайник , чашка, сахарница, тарелка и т. д.)

Воспитатель : дети, кто догадался, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (ответы детей)

-Назовите одним словом предметы, которые изображены на картинках. (это посуда)

-назовите как можно больше различных предметов посуды. (дети перечисляют предметы посуды)

Воспитатель : ребята, посуда которой мы с вами пользуемся, называется фарфоровая, потому что сделана она из фарфора, она очень хрупкая поэтому обращаться с ней нужно очень аккуратно, а еще есть посуда, сделанная из глины, как она называется (глиняная) .

Есть также чайный сервиз и кофейный сервиз. (найдите сходство)

Воспитатель : ребята сейчас я загадаю вам загадку

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пригласит чайку напиться. ( Чайник )

Воспитатель : Правильно, это чайник .

Назовите части, которые есть у чайника . А теперь назовите части чашки, кастрюли, вилки, ложки. Сравните внешний вид чайника и кастрюли , чем они отличаются? Теперь сравните чашку и стакан. А теперь давайте с вами немножко поиграем

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ

Я – чайник , ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот.

(дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника , другую держат на поясе; животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу : (топают)

• Эй, люди, я с вами чай попить хочу! (делают призывные движения правой рукой)

А давайте, ребята, попытаемся сделать свой чайный сервиз ? Для этого дети делают из салфеток (заранее комочки) комочки должны получиться приблизительно равные 3-5 мм разных цветов

Трафареты чайника , чашки и блюдца перевести с помощью карандаша на белый лист бумаги, подобрать цвета салфеток для украшения посуды ( сервиза ) наклеить их на силуэты посуды, заполняя все промежутки.

Воспитатель : Вы наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

медвежата в чаще жили головой своей крутили

вот так, вот так, (круговые движения головой) головой своей крутили

медвежата мед искали, дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать

вот так, вот так, наклоны вправо и влево) дружно дерево качали

а потом они ходили (ходьба по медвежьи) и из речки воду пили

вот так, вот так, и из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) вот так, вот так,

лапы выше поднимали

Воспитатель : - Молодцы, ребятки! Вы были сегодня очень старательными, и аккуратными. У нас с вами получился настоящий чайный сервиз . Повесим наши работы на выставку!

5. развитие мелкой моторики: передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина.

Демонстрационный материал: картинки с изображением посуды, пластмассовая чайная посуда

Раздаточный материал: доски для лепки, набор пластилина, стеки, салфетки на каждого ребенка

В группу входит бабушка Федора :

- Здравствуйте, ребята. Я - бабушка Федора.

- Вы знаете, из какой сказки я к вам пришла?

- Кто написал эту сказку?

Воспитатель: - Правильно, ребята. Бабушка Федора пришла к нам не с пустыми руками. В корзинке лежат картинки с ее любимой посудой.

Чашка – чашки; кружка – кружки; ложка – ложки;

стакан – стаканы; тарелка – тарелки;

Нож – ножи; вилка – вилки; блюдце – блюдца

Стакан из стекла - стеклянный

Ложка из дерева – деревянная

Кувшин из глины - глиняный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Вилка из металла – металлическая

Поднос из пластмассы – пластмассовый

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

-Ребята, а помните, какое горе случилось с бабушкой Федорой в сказке?

- Почему от нее убежала посуда?

Дети : Она не мыла её, не жалела…

- Потом посуда к ней вернулась. Она о ней заботится, моет её, чистит, протирает.

В доме у Федоры теперь порядок и чистота. Я вижу, у нас в группе тоже чистота и порядок. Игрушки стоят на своих местах.

- А кто о них заботиться?

-Ой, ребята, когда к бабушке Федоре вернулась посуда, разбилось много чашек и блюдец. А она ждет гостей. Что ей делать, где взять посуду? Как мы можем ей помочь?

Дети : Можно слепить.

Воспитатель : Правильно, ребята.

Вот большой блестящий чайник

Очень важный, как начальник

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются

Вот пластмассовый поднос - он посуду нам принес

Воспитатель предлагает рассмотреть блюдце

-Рассмотрим блюдце, какое оно? Для чего оно нужно? Давайте будем лепить.

- Раскатываем шар, сплющиваем, по кругу формы делаем углубление.

Воспитатель предлагает рассмотреть чашку

- Какая она? Для чего она нужна? Что у нее есть?

Дети: Чашка красивая, из нее можно пить, у нее есть ручка.

Воспитатель: Давайте будем лепить?

- Раскатываем шар, по центру шара большим пальцем сделать углубление.

- Раздвинуть боковые стенки постепенно пошаговым движением по кругу формы. ( С внутренней стороны большим пальцем, а с внешней стороны остальными прижимая, уплотняя) к верхней части можно присоединить жгут, к боковым – ручки.

Воспитатель подсказывает, направляет детей на правильное выполнение лепки.

По окончании лепки дети расставляют свои работы на поднос.

Вытирают руки салфетками.

Воспитатель подводит итог, что в посуду дети вложили свой труд, свои умения и навыки, работали самостоятельно. Хвалит детей. Новая и красивая посуда готова для приема гостей.

Федора: Спасибо, вам, ребята. Все чашки и блюдца я забираю с собой для своих гостей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по лепке


Составила :

Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребёнок лепит чайную пару) . Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза .

1. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления.

2. Развивать мелкую моторику, глазомер.

3. Синхронизировать движение обеих рук.

4. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Материал и оборудование

У детей : пластилин, клеёнки, стеки, бумажные салфетки.

У воспитателя : заготовки для наглядного показа способов лепки .

Организационный момент

- Ребята я вам сейчас зачитаю отрывок одного произведения , а вы послушайте и назовите его.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

И помчалися по улице ножи:

И кастрюля на бегу

«Я бегу, бегу, бегу,

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

А за ними блюдца, блюдца —

Вдоль по улице несутся —

На стаканы — дзынь!- натыкаются,

И стаканы — дзынь!- разбиваются.

В:Что же за горе случилось у Федоры?

В: От неё ушла вся посуда.

- Ребята, у чайного сервиза на всех его предметах одинаковый рисунок. Посмотрите, на него, так ли это?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть узор, нанесенный на сервизе.
-Что изображено, чем украшена? Какого цвета? Формы?
-Ребята я приглашаю вас пройти за столы. Перед тем как мы приступим к изготовлению чайного сервиза для Лунтика, давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли:
Чашку даже не разбили,
Ковшик тоже не сломался
Нос у чайника остался.
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело

-Мы с вами сегодня слепим чайную пару.

Д: С углублением и есть ручка.

-: Какое по форме у нас блюдце?

Д: Круглое и плоское

- Приступаем к лепке чайной пары. Здесь у нас два предмета. Берём одну часть любого пластилина. Делим её на две части и скатываем два шара. Один шар расплющиваем , делаем лепёшку для блюдца. Блюдце готово. Берём второй шар , делаем указательным пальчиком в нём углубление и прищипываем пальчиками края чтобы они были тонкие. Лепим из красного пластилина колбаску для ручки и прилепляем её с боку. Наша чайная пара готова, а сейчас вы можете украсить чайную пару на свое усмотрение.

Подведение итога занятия

П: Ребята , вы сегодня были все молодцы . А что для вас сегодня было самым сложным? Что вы узнали нового?

Завершающий этап
-. Вы сегодня хорошо потрудились! Были очень старательными и аккуратными. У нас с вами получилось отличные сервизы. Сейчас мы их все запакуем и отошлем Лунтику, чтобы он смог принять своих гостей.

Учить детей лепить посуду конструктивным способом.

Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, лепнина, процарапывание, отпечатки).

Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Рассматривание предметов из кукольного чайного сервиза.

Материалы, инструменты, оборудование: Пластилин (на выбор педагога, стеки, колпачки фломастеров или авторучек, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя поворотный диск и заготовки для показа способов лепки.

Ход занятия:

1. Слово воспитателя

Я сегодня не скучаю,

Я конфет купила к чаю

Для себя и для друзей.

Жду я вечером гостей.

Чай заварен ароматный,

С бергамотом - вкус приятный.

Чашки, блюдечки - сервиз,

Для друзей моих сюрприз.

А конфеты в вазе - счастье

В ярких фантиках шуршащих.

Манят запахом своим,

Но я не притронусь к ним.

Мне гостей дождаться надо.

Заходите! Буду рада!

Педагог уточняет представления детей о том, какие предметы входят в чайный сервиз : чайник заварочный, сахарница, 6—12 чайных пар (каждая состоит из чашки и блюдца, а также дополнительные предметы — сливочник или молочник, конфетница, сухарница, вазочки и розетки для варенья. Напоминает, что в сервизе все предметы оформлены одинаково — в горошек, цветочек, клеточку или как-то иначе.

Воспитатель предлагает слепить из пластилина красивые чайные сервизы для кукол. Поясняет, что каждый ребенок слепит чайную пару — т. е. чашку и блюдце.

2. Приемы работы

Затем воспитатель показывает и поясняет детям технику лепки чайной посуды.

Блюдце. Раскатываем шар, сплющиваем в лепешку (диск) и слегка загибаем края, сглаживаем серединку и выравниваем бортики — блюдце готово.

Чашка. Создаем цилиндрическую форму, в которой делаем углубление указательным пальцем или каким-либо вспомогательным предметом (стекой, палочкой для мороженого, карандашом). Увеличиваем полученную форму — расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу или вращая его на поворотном диске. (стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковыми по толщине. Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя несколько раз пальцем по кругу. Ручку делаем из отдельно вылепленного цилиндрика или из половинки диска. Прикрепляем ручку и приманиваем. По желанию можно украсить чайный сервиз. Педагог показывает детям некоторые приемы оформления чайных чашек :

Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!

4. Продуктивная деятельность детей

Дети самостоятельно лепят чайный сервиз-чашку и блюдце, при желании украшая их.

5. Физкультминутка про посуду

Очень важный, как начальник. другая - изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки, приседать

Очень хрупкие, бедняжки. руки на поясе

Вот фарфоровые блюдца, кружиться,

Только стукни - разобьются. рисуя руками круг

Вот серебряные ложки, потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. сделать большой круг





Нажмите, чтобы узнать подробности

показать возможность использования пластилина в декорировании изделий.

Планируемые результаты:

☼ предметные (под руководством учителя):

- создавать разные изделия на основе одной технологии;

- использовать свойства пластилина в декорировании изделий;

☼ метапредметные:

регулятивные (под руководством учителя):

- использовать умение работать над проектом (постановка цели, составление плана изготовления изделия по слайдам, распределение ролей, анализ качества изготовления изделия);

- умение понимать оценку взрослого и сверстника;

- действовать по плану, создавать разные изделия по одной технологии;

познавательные (под руководством учителя):

- осваивать алгоритм выполнения изделия на основе использования пластического способа лепки (из целого куска пластилина), применяя приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание при лепке изделия);

- анализировать форму, цвет и размер реальных объектов и учитывать при изготовлении изделий;

- соблюдать правила работы с пластилином в практической работе;

коммуникативные:

- излагать свое мнение;

- осуществлять совместную практическую деятельность;

- стремиться к творческой самореализации:

- осмыслять этические и эстетические нормы;

- бережно относиться к бытовым предметам.

Ресурсы и оборудование:

- демонстрационные материалы и оборудование: карточки с изображением предметов сервиза для игры;

- сервированный стол для чаепития;

- материалы, инструменты, приспособления для выполнения задания:

Ход урока:

Актуализация знаний и умений учащегося.

Мотивация к учебной деятельности.

Открыть сервированный столик.

▬ А что это, ребята? (В беспорядке)

Какова же цель нашего урока?

(Изготовить посуду для чаепития – чайный сервиз)

Это будет проектной коллективной работой. Проект наш включает в себя изготовление следующих предметов:

Изучение теоретического материала.

Но прежде, чем приступить к работе над сервизом мы с вами должны еще поработать, поразмыслить над следующим:

вы сидите по 6-7 человек – по группам и сейчас каждая группа получит задание, которое вы будете выполнять вместе, а потом поделитесь знаниями с ребятами из других групп.

. А каковы правила работы в группе?

I гр. Постарается объяснить нам смысл новых для нас сегодня слов:

Поработаем с нашими помощниками:

I I I гр. Собирает сервиз чайный. И расскажет, какая посуда входит в чайный сервиз, в чем особенность оформления сервиза.

I V гр. С помощью толкового словаря, выяснит что такое этикет? Попробует составить правила проведения за столом при чаепитии. И расскажет нам – важно ли это для нас, в нашей жизни?

V гр. Начнет разрабатывать ответы на вопросы Юного технолога, т.е. подготовит нам план нашей практической работы, используя толковый словарь и композицию.

Итак, кто у нас готов рассказать другим ребятам о своем задании?

Изучение теоретического материала. Показ слайдов.

Стихотворение про чай.

– А вы, ребята, любите пить чай?

- А какой символ именно русского гостеприимства вы увидели? (Самовар)

- У кого дома или на даче есть самовар и кто участвовал в чаепитии с самоваром?

- Молодцы, слушаем дальше.

2. Рассказ про чай + иллюстрации.

- В каких еще странах, кроме России любят пить чай: где это добрая традиция?

3. Китай, Англия, Япония.

- Ещё раз повторим – какая посуда необходима для чаепития?

5. Посмотрим на разнообразие сервизов. Это произведение искусства, может быть украшением дома.

Физминутка.

Работа над проектом. Анализ проектной деятельности. Планирование работы.

- Откроем учебник на стр.60-61 и спланируем нашу работу.

План проекта.

Рассмотрим, что входит в чайный сервиз стр.61:

- чашка (м.б. несколько);

- блюдце – можно добавить = кол-ву чашек.

Вы уже разбились на группы и в процессе работы договорились кто, что будет делать и кто кому поможет.

Итак группа № 5 – вы разработали ответы на вопросы Юного технолога? (Доска)

6. В основе шар, вырезаем середину стекой, углубляем и доводим руками. Далее подставка – валик (колбаска). Соединение основы и подставки. Лепка элементов (ручки, носик, крышки). У сахарницы две ручки – положим рядом, сравним длину – они должны быть одинаковыми. Украшение сервиза. Электронное приложение. Этапы работы.

7-8. Что такое композиция? Опять нам поможет толковый словарь.

9. -Что получится – посмотрим?

- Кто больше всех работал, кто помогал?

- Аккуратно ли ваше изделие?

- Является ли композиция сервизом?

- Насколько оно интересно и оригинально?

! Размеры – настоящий – большой. Вы делаете макет – уменьшенный.

Выполнение изделия.

- Кто может – начинает работу самостоятельно, договорясь – кто что делает, кто украшает. Если есть затруднения – включу нашего помощника. Делайте работу с опорой на него. Электронный ресурс.

Рефлексия деятельности.

Представление своей композиции классу. См. п.9.

- Чему вы научились на уроке?

- Что нового узнали?

- Можно ли на основе данной технологии лепить другие виды посуды?

Спасибо. Было очень интересно и на нашем столике появляются конфетки. Поднимите себе настроение.

Чайная церемония по-русски.

Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными варениями.

Если хворь с кем приключиться –

Чаем можно полечиться

Чай всегда снадобей полезней –

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

И в морозы согревает,

И сонливость переборет

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью лучший друг.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

Этикет – французское слово , обозначает установленный порядок поведения, обряд, правила проведения каких-либо мероприятий или церемоний.

Традиция – то, что передаётся из поколения в поколение (исторически). Например: вкусы и обычаи.

Посуда – хозяйственная утварь для приготовления или хранения еды и припасов. Бывает деревянная, железная, фарфоровая, стеклянная и другие.

Композиция – сочетание каких-либо предметов или материалов, объединенных одной мыслью или темой. Бывает литературной, художественной, музыкальной, архитектурной и другие.

Читайте также: