Конспект занятия на тему чайный сервиз
Обновлено: 06.07.2024
Цель : продолжать учить выполнять сюжетную аппликацию, располагать декоративные элементы (комочки) в определенных частях силуэта; учить подбирать холодные или теплые тона для композиции.
- расширять знания детей о посуде;
- учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки;
- развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации – декоративные элементы (комочки из салфеток) ;
- развивать у детей чувство композиции, цвета, учить располагать элементы узора на поверхности предмета;
- продолжать формировать умение детей работать с трафаретом, вырезать из цветной бумаги, закреплять навыки вырезания ;
- воспитывать эстетические чувства радости, любви к прекрасному ;
-приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы : игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование : картина чайного сервиза, разноцветные бумажные салфетки, белый картон А 4, клей ПВА, кисть для клея, подставка для кисти, шаблоны с чайником, чашками.
Воспитатель читает стихотворение (С. А. Васильевой)
Сметану и сосиски
Ест Мурочка из миски
Без вилки и без ложки-
На то она и кошка.
Не нужно ей посуду
К обеду доставать,
Тарелки мыть не будет
И стол сервировать.
Но мы с тобой не кошки,
Сырое не едим мы,
В кастрюле нам картошку
И пьем мы чай из чашки,
Едим мы ложкой кашку,
Перед детьми на фланелеграфе вывешены картинки с изображением посуды ( чайник , чашка, сахарница, тарелка и т. д.)
Воспитатель : дети, кто догадался, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (ответы детей)
-Назовите одним словом предметы, которые изображены на картинках. (это посуда)
-назовите как можно больше различных предметов посуды. (дети перечисляют предметы посуды)
Воспитатель : ребята, посуда которой мы с вами пользуемся, называется фарфоровая, потому что сделана она из фарфора, она очень хрупкая поэтому обращаться с ней нужно очень аккуратно, а еще есть посуда, сделанная из глины, как она называется (глиняная) .
Есть также чайный сервиз и кофейный сервиз. (найдите сходство)
Воспитатель : ребята сейчас я загадаю вам загадку
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пригласит чайку напиться. ( Чайник )
Воспитатель : Правильно, это чайник .
Назовите части, которые есть у чайника . А теперь назовите части чашки, кастрюли, вилки, ложки. Сравните внешний вид чайника и кастрюли , чем они отличаются? Теперь сравните чашку и стакан. А теперь давайте с вами немножко поиграем
РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ
Я – чайник , ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот.
(дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника , другую держат на поясе; животик надут)
Я чай кипячу, клокочу и кричу : (топают)
• Эй, люди, я с вами чай попить хочу! (делают призывные движения правой рукой)
А давайте, ребята, попытаемся сделать свой чайный сервиз ? Для этого дети делают из салфеток (заранее комочки) комочки должны получиться приблизительно равные 3-5 мм разных цветов
Трафареты чайника , чашки и блюдца перевести с помощью карандаша на белый лист бумаги, подобрать цвета салфеток для украшения посуды ( сервиза ) наклеить их на силуэты посуды, заполняя все промежутки.
Воспитатель : Вы наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.
медвежата в чаще жили головой своей крутили
вот так, вот так, (круговые движения головой) головой своей крутили
медвежата мед искали, дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево) дружно дерево качали
а потом они ходили (ходьба по медвежьи) и из речки воду пили
вот так, вот так, и из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) вот так, вот так,
лапы выше поднимали
Воспитатель : - Молодцы, ребятки! Вы были сегодня очень старательными, и аккуратными. У нас с вами получился настоящий чайный сервиз . Повесим наши работы на выставку!
5. развитие мелкой моторики: передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина.
Демонстрационный материал: картинки с изображением посуды, пластмассовая чайная посуда
Раздаточный материал: доски для лепки, набор пластилина, стеки, салфетки на каждого ребенка
В группу входит бабушка Федора :
- Здравствуйте, ребята. Я - бабушка Федора.
- Вы знаете, из какой сказки я к вам пришла?
- Кто написал эту сказку?
Воспитатель: - Правильно, ребята. Бабушка Федора пришла к нам не с пустыми руками. В корзинке лежат картинки с ее любимой посудой.
Чашка – чашки; кружка – кружки; ложка – ложки;
стакан – стаканы; тарелка – тарелки;
Нож – ножи; вилка – вилки; блюдце – блюдца
Стакан из стекла - стеклянный
Ложка из дерева – деревянная
Кувшин из глины - глиняный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Вилка из металла – металлическая
Поднос из пластмассы – пластмассовый
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
-Ребята, а помните, какое горе случилось с бабушкой Федорой в сказке?
- Почему от нее убежала посуда?
Дети : Она не мыла её, не жалела…
- Потом посуда к ней вернулась. Она о ней заботится, моет её, чистит, протирает.
В доме у Федоры теперь порядок и чистота. Я вижу, у нас в группе тоже чистота и порядок. Игрушки стоят на своих местах.
- А кто о них заботиться?
-Ой, ребята, когда к бабушке Федоре вернулась посуда, разбилось много чашек и блюдец. А она ждет гостей. Что ей делать, где взять посуду? Как мы можем ей помочь?
Дети : Можно слепить.
Воспитатель : Правильно, ребята.
Вот большой блестящий чайник
Очень важный, как начальник
Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются
Вот пластмассовый поднос - он посуду нам принес
Воспитатель предлагает рассмотреть блюдце
-Рассмотрим блюдце, какое оно? Для чего оно нужно? Давайте будем лепить.
- Раскатываем шар, сплющиваем, по кругу формы делаем углубление.
Воспитатель предлагает рассмотреть чашку
- Какая она? Для чего она нужна? Что у нее есть?
Дети: Чашка красивая, из нее можно пить, у нее есть ручка.
Воспитатель: Давайте будем лепить?
- Раскатываем шар, по центру шара большим пальцем сделать углубление.
- Раздвинуть боковые стенки постепенно пошаговым движением по кругу формы. ( С внутренней стороны большим пальцем, а с внешней стороны остальными прижимая, уплотняя) к верхней части можно присоединить жгут, к боковым – ручки.
Воспитатель подсказывает, направляет детей на правильное выполнение лепки.
По окончании лепки дети расставляют свои работы на поднос.
Вытирают руки салфетками.
Воспитатель подводит итог, что в посуду дети вложили свой труд, свои умения и навыки, работали самостоятельно. Хвалит детей. Новая и красивая посуда готова для приема гостей.
Федора: Спасибо, вам, ребята. Все чашки и блюдца я забираю с собой для своих гостей.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Занятие по лепке
Составила :
Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребёнок лепит чайную пару) . Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза .
1. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления.
2. Развивать мелкую моторику, глазомер.
3. Синхронизировать движение обеих рук.
4. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.
Материал и оборудование
У детей : пластилин, клеёнки, стеки, бумажные салфетки.
У воспитателя : заготовки для наглядного показа способов лепки .
Организационный момент
- Ребята я вам сейчас зачитаю отрывок одного произведения , а вы послушайте и назовите его.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
И помчалися по улице ножи:
И кастрюля на бегу
«Я бегу, бегу, бегу,
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца —
Вдоль по улице несутся —
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.
В:Что же за горе случилось у Федоры?
В: От неё ушла вся посуда.
- Ребята, у чайного сервиза на всех его предметах одинаковый рисунок. Посмотрите, на него, так ли это?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть узор, нанесенный на сервизе.
-Что изображено, чем украшена? Какого цвета? Формы?
-Ребята я приглашаю вас пройти за столы. Перед тем как мы приступим к изготовлению чайного сервиза для Лунтика, давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли:
Чашку даже не разбили,
Ковшик тоже не сломался
Нос у чайника остался.
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело
-Мы с вами сегодня слепим чайную пару.
Д: С углублением и есть ручка.
-: Какое по форме у нас блюдце?
Д: Круглое и плоское
- Приступаем к лепке чайной пары. Здесь у нас два предмета. Берём одну часть любого пластилина. Делим её на две части и скатываем два шара. Один шар расплющиваем , делаем лепёшку для блюдца. Блюдце готово. Берём второй шар , делаем указательным пальчиком в нём углубление и прищипываем пальчиками края чтобы они были тонкие. Лепим из красного пластилина колбаску для ручки и прилепляем её с боку. Наша чайная пара готова, а сейчас вы можете украсить чайную пару на свое усмотрение.
Подведение итога занятия
П: Ребята , вы сегодня были все молодцы . А что для вас сегодня было самым сложным? Что вы узнали нового?
Завершающий этап
-. Вы сегодня хорошо потрудились! Были очень старательными и аккуратными. У нас с вами получилось отличные сервизы. Сейчас мы их все запакуем и отошлем Лунтику, чтобы он смог принять своих гостей.
Учить детей лепить посуду конструктивным способом.
Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, лепнина, процарапывание, отпечатки).
Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.
Рассматривание предметов из кукольного чайного сервиза.
Материалы, инструменты, оборудование: Пластилин (на выбор педагога, стеки, колпачки фломастеров или авторучек, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя поворотный диск и заготовки для показа способов лепки.
Ход занятия:
1. Слово воспитателя
Я сегодня не скучаю,
Я конфет купила к чаю
Для себя и для друзей.
Жду я вечером гостей.
Чай заварен ароматный,
С бергамотом - вкус приятный.
Чашки, блюдечки - сервиз,
Для друзей моих сюрприз.
А конфеты в вазе - счастье
В ярких фантиках шуршащих.
Манят запахом своим,
Но я не притронусь к ним.
Мне гостей дождаться надо.
Заходите! Буду рада!
Педагог уточняет представления детей о том, какие предметы входят в чайный сервиз : чайник заварочный, сахарница, 6—12 чайных пар (каждая состоит из чашки и блюдца, а также дополнительные предметы — сливочник или молочник, конфетница, сухарница, вазочки и розетки для варенья. Напоминает, что в сервизе все предметы оформлены одинаково — в горошек, цветочек, клеточку или как-то иначе.
Воспитатель предлагает слепить из пластилина красивые чайные сервизы для кукол. Поясняет, что каждый ребенок слепит чайную пару — т. е. чашку и блюдце.
2. Приемы работы
Затем воспитатель показывает и поясняет детям технику лепки чайной посуды.
Блюдце. Раскатываем шар, сплющиваем в лепешку (диск) и слегка загибаем края, сглаживаем серединку и выравниваем бортики — блюдце готово.
Чашка. Создаем цилиндрическую форму, в которой делаем углубление указательным пальцем или каким-либо вспомогательным предметом (стекой, палочкой для мороженого, карандашом). Увеличиваем полученную форму — расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу или вращая его на поворотном диске. (стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковыми по толщине. Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя несколько раз пальцем по кругу. Ручку делаем из отдельно вылепленного цилиндрика или из половинки диска. Прикрепляем ручку и приманиваем. По желанию можно украсить чайный сервиз. Педагог показывает детям некоторые приемы оформления чайных чашек :
Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
4. Продуктивная деятельность детей
Дети самостоятельно лепят чайный сервиз-чашку и блюдце, при желании украшая их.
5. Физкультминутка про посуду
Очень важный, как начальник. другая - изогнута, как носик
Вот фарфоровые чашки, приседать
Очень хрупкие, бедняжки. руки на поясе
Вот фарфоровые блюдца, кружиться,
Только стукни - разобьются. рисуя руками круг
Вот серебряные ложки, потянуться, руки сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. сделать большой круг
показать возможность использования пластилина в декорировании изделий.
Планируемые результаты:
☼ предметные (под руководством учителя):
- создавать разные изделия на основе одной технологии;
- использовать свойства пластилина в декорировании изделий;
☼ метапредметные:
регулятивные (под руководством учителя):
- использовать умение работать над проектом (постановка цели, составление плана изготовления изделия по слайдам, распределение ролей, анализ качества изготовления изделия);
- умение понимать оценку взрослого и сверстника;
- действовать по плану, создавать разные изделия по одной технологии;
познавательные (под руководством учителя):
- осваивать алгоритм выполнения изделия на основе использования пластического способа лепки (из целого куска пластилина), применяя приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание при лепке изделия);
- анализировать форму, цвет и размер реальных объектов и учитывать при изготовлении изделий;
- соблюдать правила работы с пластилином в практической работе;
коммуникативные:
- излагать свое мнение;
- осуществлять совместную практическую деятельность;
- стремиться к творческой самореализации:
- осмыслять этические и эстетические нормы;
- бережно относиться к бытовым предметам.
Ресурсы и оборудование:
- демонстрационные материалы и оборудование: карточки с изображением предметов сервиза для игры;
- сервированный стол для чаепития;
- материалы, инструменты, приспособления для выполнения задания:
Ход урока:
Актуализация знаний и умений учащегося.
Мотивация к учебной деятельности.
Открыть сервированный столик.
▬ А что это, ребята? (В беспорядке)
▬ Какова же цель нашего урока?
(Изготовить посуду для чаепития – чайный сервиз)
Это будет проектной коллективной работой. Проект наш включает в себя изготовление следующих предметов:
Изучение теоретического материала.
Но прежде, чем приступить к работе над сервизом мы с вами должны еще поработать, поразмыслить над следующим:
вы сидите по 6-7 человек – по группам и сейчас каждая группа получит задание, которое вы будете выполнять вместе, а потом поделитесь знаниями с ребятами из других групп.
. А каковы правила работы в группе?
I гр. Постарается объяснить нам смысл новых для нас сегодня слов:
Поработаем с нашими помощниками:
I I I гр. Собирает сервиз чайный. И расскажет, какая посуда входит в чайный сервиз, в чем особенность оформления сервиза.
I V гр. С помощью толкового словаря, выяснит что такое этикет? Попробует составить правила проведения за столом при чаепитии. И расскажет нам – важно ли это для нас, в нашей жизни?
V гр. Начнет разрабатывать ответы на вопросы Юного технолога, т.е. подготовит нам план нашей практической работы, используя толковый словарь и композицию.
Итак, кто у нас готов рассказать другим ребятам о своем задании?
Изучение теоретического материала. Показ слайдов.
Стихотворение про чай.
– А вы, ребята, любите пить чай?
- А какой символ именно русского гостеприимства вы увидели? (Самовар)
- У кого дома или на даче есть самовар и кто участвовал в чаепитии с самоваром?
- Молодцы, слушаем дальше.
2. Рассказ про чай + иллюстрации.
- В каких еще странах, кроме России любят пить чай: где это добрая традиция?
3. Китай, Англия, Япония.
- Ещё раз повторим – какая посуда необходима для чаепития?
5. Посмотрим на разнообразие сервизов. Это произведение искусства, может быть украшением дома.
Физминутка.
Работа над проектом. Анализ проектной деятельности. Планирование работы.
- Откроем учебник на стр.60-61 и спланируем нашу работу.
План проекта.
Рассмотрим, что входит в чайный сервиз стр.61:
- чашка (м.б. несколько);
- блюдце – можно добавить = кол-ву чашек.
Вы уже разбились на группы и в процессе работы договорились кто, что будет делать и кто кому поможет.
Итак группа № 5 – вы разработали ответы на вопросы Юного технолога? (Доска)
6. В основе шар, вырезаем середину стекой, углубляем и доводим руками. Далее подставка – валик (колбаска). Соединение основы и подставки. Лепка элементов (ручки, носик, крышки). У сахарницы две ручки – положим рядом, сравним длину – они должны быть одинаковыми. Украшение сервиза. Электронное приложение. Этапы работы.
7-8. Что такое композиция? Опять нам поможет толковый словарь.
9. -Что получится – посмотрим?
- Кто больше всех работал, кто помогал?
- Аккуратно ли ваше изделие?
- Является ли композиция сервизом?
- Насколько оно интересно и оригинально?
! Размеры – настоящий – большой. Вы делаете макет – уменьшенный.
Выполнение изделия.
- Кто может – начинает работу самостоятельно, договорясь – кто что делает, кто украшает. Если есть затруднения – включу нашего помощника. Делайте работу с опорой на него. Электронный ресурс.
Рефлексия деятельности.
Представление своей композиции классу. См. п.9.
- Чему вы научились на уроке?
- Что нового узнали?
- Можно ли на основе данной технологии лепить другие виды посуды?
▬ Спасибо. Было очень интересно и на нашем столике появляются конфетки. Поднимите себе настроение.
Чайная церемония по-русски.
Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными варениями.
Если хворь с кем приключиться –
Чаем можно полечиться
Чай всегда снадобей полезней –
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Этикет – французское слово , обозначает установленный порядок поведения, обряд, правила проведения каких-либо мероприятий или церемоний.
Традиция – то, что передаётся из поколения в поколение (исторически). Например: вкусы и обычаи.
Посуда – хозяйственная утварь для приготовления или хранения еды и припасов. Бывает деревянная, железная, фарфоровая, стеклянная и другие.
Композиция – сочетание каких-либо предметов или материалов, объединенных одной мыслью или темой. Бывает литературной, художественной, музыкальной, архитектурной и другие.
Читайте также: