Конспект занятия зимующие птицы нашего края

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Мордовина Светлана Михайловна

Населенный пункт: Ивановская область, Вичугский район, п. Ново-Писцово

Ход занятия

- Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы попадём в удивительно интересный мир животных.

  1. Проблемная ситуация (самостоятельное формулирование темы и целей занятия)

- А вот о ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки? (Птицы).

  • Конечно же, это птицы. О каком времени года идет речь в загадке? (О зиме). (Слайд 1)

- Кто догадался, как называется наше занятие? (Как птицы зимуют, зимовка птиц, птицы зимой…)

- Что можно узнать о птицах, которые с нами зимуют? (Какие птицы зимуют, почему они не замерзают, где находят корм, какая помощь нужна птицам…) Сегодня мы будем говорить о птицах зимой.

- Итак, на дворе зима. Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, морозно, дует холодный ветер, идет снег, дни стали короче, вода в реках замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями? (Деревья и кустарники стоят без листьев, трава высохла и покрылась снегом).

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет).

- Насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям - птицам стало холодно и голодно.

- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет).

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и они покидают родные места, улетая в теплые края. Как мы называем тех птиц, которые улетают на юг? (Перелетные).

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Как вы думаете о каких птицах, зимующих или перелетных, пойдет речь? (О зимующих).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Они всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.

- Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей).

- Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). Вот и птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое, густое и длинное - зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух, который не подпускает холод и задерживает тепло. Вот они и не мерзнут!
- Кто из вас видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись? Покажите, как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушат перышки, молча сидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

- Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Покажите, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Покажите, как птички друг друга греют.

Учитель: Ребята, а что это за шум?

(Появляется взъерошенный воробей)

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

(Появляется синичка)

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

(Воробей)

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

(Синичка)

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

(Появляется сорока)

Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Я голодная голубка

Тихо плачу у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаем, голодаем, не дожить нам до весны!

Учитель. Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей). Правильно, птицам на помощь должны прийти люди!

(Слайд 2)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод? Почему?

Учитель: Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.

Учитель: Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помощи пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно из-за его отсутствия. Ваша кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Одна кормушка средних размеров (если, конечно же, ее регулярно наполнять кормом) может обеспечить пищей несколько синичьих стаек.

Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе. Если вы живете в высотном доме, не смущайтесь: известны случаи, когда синицы посещали кормушки, расположенные даже на 16 этаже.

Если вы будете постоянно заботиться о птицах, то они к вам привыкнут, и вы сможете кормить их прямо с руки.

Учитель: Я предлагаю вам отгадать какие птицы прилетели на нашу кормушку. Вы готовы? Слушайте внимательно:

В сером армячишке

По дереву шныряет

Крошки собирает (воробей)

Учитель: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете? Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

А вот маленькая птичка -

звонко песенку поёт

сало вкусное клюёт. (синица)

Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!(ворона)

Учитель: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)

Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)

Учитель: Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи.

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Чистит все стволы подряд.

Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает (Свиристель)

Учитель: Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)

Учитель: Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (снегирь)

Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

Учитель: Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
- Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей)

- У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.

Физкультминутка.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

V. Закрепление изученного материала. Игровая программа.

Класс делится на две команды.

Учащимся предлагается на карточках со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц, лишние слова зачеркнуть. Можно предложить дописать список самим.

4. Ягоды шиповника

7. Шоколадные конфеты

10. Гречневая каша

11. Сало соленое

12. Сало несолёное.

Учащиеся вставляют гласные буквы в слова и узнают, какие семена пригодятся для птичьей столовой.

К_Н_ПЛ_, П_ДС_ЛН_ЧН_К, Д_Н_, _РБ_З.

Что клюют только воробьи?

_В_С, ПШ_Н_, ХЛ_Б.

Что, кроме семян, любят синицы?

Что любят клесты?

С_М_Н_ _Л_В_Х и С_СН_В_Х Ш_Ш_К.

Чему отдают предпочтение снегири?

Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашей местности, необходимо собрать из букв название о птиц, найти картинки с этими птицами и прикрепить к доске.

  1. НИЦАСИ: синица
  2. БЕЙРОВО: воробей
  3. КАРОСО: сорока
  4. ЛТЯДЕ: дятел
  5. НИЕСРЬГ: снегирь
  6. ЛЬСРИВИЕСТ: свиристель
  7. АКЙСО: сойка
  8. НАВОРО: ворона
  9. ЗЕНЬПОЛПО: поползень

VI. Практическая работа

VII. Итог занятия

Давайте, ребята, устроим птицам праздник! Смотрите, на ветках висят кусочки сала, кормушки полны корма. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетит. А вот и первые гости! (Учитель с помощью двустороннего скотча прикрепляет готовых птиц на дереве, нарисованном на ватмане).

Домашнее задание.

Добрые люди, маленьким птицам, выжить в холодные, снежные зимы, гибнет от голода, помогите пережить, поделитесь, будем очень благодарны, очистим, порадуем вас звонкими песнями, ваши меньшие друзья

Итог занятия.
- Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
- Каких птиц вы увидели?
- Сегодня, когда мы с вами выйдем на прогулку, вынесем кормушки, которые вы сделали дома вместе с вашими родителями и положим в них зерно, пшено и накормим птиц.
Приложение.

Конспект непосредственно- оброзовательной деятильности на тему;"Зимующие птицы нашего края" для детей старшего возроста.

ВложениеРазмер
zimuyushchie_ptitsy_nashego_kraya.docx 29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

Учить находить признаки сходства и различия.

Активизировать внимание, память и мышление;

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Картинки и фотографии зимующих птиц; кормушки; корма для птиц; бумага на каждого ребёнка; ножницы; фломастеры.

Разучивание стихов о птицах.

Содержание непосредственно образовательной деятельности :

1. Организационная часть.

Доброе утро! – птицы запели –

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.

Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас?

Выслушиваются мнения детей.

- А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?

2. Основная часть.

Актуализация знаний детей.

Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?

Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количеству .

Мухи, воробьи,
Комары и снегири,

Дятлы и лягушки,

Совы и ватрушки.

Поисково – исследовательская деятельность.

Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных?

Выслушиваются ответы детей.

На столе у вас лежат перья. Скажите, для чего нужны перья птице?

Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки, некоторые птицы не выдерживают низких температур, и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?

Ответ детей (перелётными).

Ребята, давайте рассмотрим как устроены перья у птиц.

У пера есть проходящий в середине упругий стержень и плоское опахало.

А что можно ещё сказать о стержне?

Ответы детей: плотный, пустой.

Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает?

Ответы детей. Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластичное. Это помогает птицам в полёте.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы ребята.

Но сначала отгадаем загадку.

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (воробей)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

В: Как чирикает воробей? (чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.

Зимой на ветках яблоки!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж… (снегири).

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

– самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Любит полакомиться ягодами рябины, облепихи, барбариса, семечками арбуза и тыквы.

А зовут её… (сорока).

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки помещается на выставку - доску.

Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.

И полоска шарфика. (синица)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):

Пусть снег вокруг искриться

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Картинка с изображением синицы помещается на выставку - доску.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор.(дятел)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку - доску.

В: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.

Кто это? ( ворона)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):

Особа всем известная,

Она - крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

А это ведь ворона.

Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

В гнёздышко своё присела.

В: Молодцы ребята! Красивая получилась у нас выставка!

Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

Ребята, подумайте может каких-нибудь птиц не назвали? (тетерев, галка, голубь).

Голубь часто мы видим эту доверчивую птицу. Они любят крупу и хлеб.

Голубя считают символом мира.

Я предлагаю вам смастерить голубя из бумаги.

Соединим их вместе. Посмотрите, какая красивая получилась стайка.

3. Заключительная часть.

В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

В: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. Может быть, за зиму мы спасём ни одну птицу.

В: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните, что каждая птица предпочитает свой корм.

Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитают птицы).

В: Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.

Приучите этих птиц

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает.


Конспект проекта "Птицы нашего края"

Конспект совместного проекта на тему "Птицы нашего края".

Конспект НОД "Птицы нашего края"

Конспект разработан в рамках проектной деятельности "птицы".



конспект "Зимующие птицы нашего края"

Расширение представления детей о характерных особенностях зимней природы. Формирование умения наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, синица, воробей, сорока, снегирь).


Животный мир нашего края и птицы нашего края.

Презентация для занятия.

Конспект ООД "Птицы нашего края"

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп по разделу "Ознакомление с природой".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

Учить находить признаки сходства и различия.

Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (раскрашивание птицы).

Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационная часть.

Доброе утро! – птицы запели –

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.

Учитель: Что вы, ребята, представили сейчас?

Выслушиваются мнения детей.

- А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?

2. Основная часть.

Актуализация знаний детей.

Ребятки, я думаю, что когда вы ходили на прогулку, вы наблюдали за птицами. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?

Я читаю стихотворение. Если вы услышите, что я называю не птицу, хлопайте в ладоши.

Мухи, воробьи,
Комары и снегири,

Дятлы и лягушки,

Совы и ватрушки.

А теперь давайте сосчитаем всех птиц и покажите число, соответствующее их количеству .

Поисково – исследовательская деятельность.

Ребята, скажите, чем отличаются птицы от других животных?

Выслушиваются ответы детей. ( Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями)

Скажите, для чего нужны перья птице?

Верно. Перья необходимы птице для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки, некоторые птицы не выдерживают низких температур, и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?

Ответ детей (перелётными).

А кто из вас знает, почему птицы улетают в теплые края?

Как называются птицы, которые зимуют у нас?

Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы ребята. Кто знает, кто такой экскурсовод? Кто мечтает в жизни стать экскурсоводом? А кто из вас был на экскурсии?

Но сначала отгадаем загадку.

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (воробей)

Картинка с изображением воробья (читает стихотворение):

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Учитель: Как чирикает воробей? (чик-чирик)

Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску. Включается запись голоса.

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться зёрнышками овса и хлебными крошками.

Зимой на ветках яблоки!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж… (снегири)

Картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Учитель: Послушайте, как снегирь поет (запись голоса).

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Любит полакомиться ягодами рябины, облепихи, семечками арбуза и тыквы.

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке. вниз

Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку

-Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками

За метелью, за метелью! как крылышками

А зовут её… (сорока).

Картинка с изображением сороки (читает стихотворение):

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки помещается на выставку - доску.

Учитель: Послушайте, как трещит сорока (включается запись голоса).

Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, сядет и разглядывает. Потом схватит и утащит в свое гнездо.

4. Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит и легче. (дятел)

Картинка с изображением дятла

Кто из вас знает стихотворение про дятла?

А как называют люди дятла? (лесным доктором). Почему?

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку - доску.

Учитель: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.

Послушайте, как стучит дятел (включается запись).

- Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

И полоска шарфика. (синица)

Картинка с изображением синицы (читает стихотворение):

Пусть снег вокруг искриться

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Картинка с изображением синицы помещается на выставку - доску.

Учитель: Послушайте, как поёт синица.(запись голоса)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Они очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало.

Кто это? ( ворона)

Картинка с изображением вороны (читает стихотворение):

Особа всем известная,

Она - крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

А это ведь ворона.

В: Послушайте, как ворона каркает (включается запись).

Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Учитель: Молодцы ребята! Красивая получилась у нас выставка!

Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

На столах у вас раскраска. Сейчас вы раскрасите снегиря.

Соединим их вместе. Посмотрите, какая красивая получилась стайка.

Закрепление: Каких зимующих птиц запомнили?

3. Заключительная часть.

В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Учитель: Ребята, в детском саду вы ходите на прогулку. На улице под окошком повесите кормушку и будете насыпать в нее корм. Может быть, за зиму спасёте ни одну птицу. Эту кормушку для вас смастерили старшие ребята из нашей школы.

Работа с геометрическим материалом. Работа в группах.

- какие геометрические фигуры вы знаете?

Давайте построим с вами птичку. Овал-туловище, круг-голова, четырехугольник-хвост, треугольник красный-клюв, черные треугольники-лапки, маленький кружок-глазик, полукруг-крылышко.

Ребята, если вам понравилось наше занятие, поднимите красный кружок, если занятие не понравилось, поднимите черный кружок.

А что понравилось больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.

Приучите этих птиц

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Я очень рада, что мне выпала возможность с вами познакомиться. Какие вы умные, любознательные, активные. Большое спасибо Олесе Александровне, родителям и, конечно, вам за такую работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная цель – умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе.

воспитания у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализация, систематизация и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений для решения проблемы персонажа. Вовлекать детей в игровое взаимодействие, диалог; поддерживать зарождение небольшого монолога, возникающего вследствие желания ребёнка поделиться знаниями об окружающем.

Интеграция образовательных областей:

Сопутствующие образовательные области:

чтение художественной литературы.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Посмотрите, сегодня у нас необычное занятие. На нашем занятии присутствую гости. Обернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки и мы начинаем занятие.

Улетели птичьи стаи.

Лес в сугробах до ветвей,

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелётные птицы улетели. Как вы думаете, почему некоторые птицы улетели, а другие остались? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем (ответы детей: предложения о том, что зимой птицам может не хватать корма, к которому они привыкли, а поэтому приходится переходить на другой корм.

Педагог: будем выяснять, правильно ли это предложение? Как можно назвать птиц, которые остаются на зиму ( ответы детей: зимующие).

Педагог: давайте поближе познакомимся с зимующими птицами. Ведь они бывают разными. Одни живут у нас целый год, никуда не улетают и остаются с нами и на зиму и на лето. Это осёдлые птицы.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Ответ: Воробей.

Ответ: Ворона.

Трещала с самого утра:

Такая с ней морока,

Ответ: Сорока.

Тук да тук, тук да тук –

Слышно из лесочка.

Кто там, кто там мастерит

Но без молоточка.

Ответ: Дятел.

Подбирает он проворно

Кинутые ему зёрна

И гнездиться на карнизе

Ответ: Голубь сизый.

Выходит ребёнок в костюме дятла.

Носатый дятел сел на сук.

Он ясной солнечной порой

Букашек ищет под корой.

Вот с высоты слетел он вниз,

На ветке тоненькой повис

И бузину клюёт, клюёт

И рассмотреть себя даёт.

Головка яркая видна,

Она красней, чем бузина,

Две цепких ножки, два крыла

Он прыгает вокруг ствола.

В зимнем лесу чаще всего можно встретить большого пёстрого дятла. Красная шапочка на голове у самца и отсутствует у самочки. Питается дятел насекомыми, доставая из- под коры деревьев их принося огромную пользу.

От кого деревьям вред?

Ёлку точит короед.

У деревьев грустный вид

Скоро ль дятел прилетит?

Прилетел он на заре

И постукал по коре.

Вылезай древесный жук.

Но к зиме дятел меняет свои привычки. Теперь он ест семена ели и сосны, а также жёлуди и орехи. Это и понятно: такой корм зимой легче найти. Дятел – едок бережливый. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена. За день обрабатывает до 70 сосновых шишек.

Педагог: а какую птицу чаще всего можно встретить у наших домов?

И полоска шарфика.

Ответ: Синица.

Выступление ребёнка в костюме синицы.

Прилетела к нам синица,

Села прямо за окном,

Эту маленькую птицу,

С нетерпением мы ждём.

Чтоб полегче жить ей стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Глазом – бусинкой сверкает,

Смотрит, вертится, клюёт,

От окошка улетая, песню весело поёт.

Натуралисты подсчитали, что из 10 синиц к весне доживают только две, а остальные гибнут от голода.

Педагог: каких еще птиц можно встретить зимой?

(ответы детей: снегирь, свиристель, клёст).

Да, есть птицы, которые путешествуют в поисках корма. Их называют кочующими. Кочёвки бывают разными. Иногда птицы удаляются на сотни километров от того места, где гнездились. Вот одна из них.

В зимних рощах обитает:

Не боится он простуды

С первым снегом прилетает.

Ответ: Снегирь.

За свойства, появляться с первым снегом получил он своё название (рассматриваем картинку и описываем внешний вид птицы). Такими щёголями выглядят только снегири – папы, снегири – мамы гораздо скромнее. Всю зиму птицы путешествуют в поисках корма, ищут ягоды рябины, бузины, семена ясеня и берёзы, клёна, репейника. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь полетели.

Выступление ребёнка в костюме снегиря.

На дерево по лесенке

Поёт простую песенку:

Кругом берёзки пышные –

Мороз сегодня лют

Летают птицы зимние

Физкультминутка.

Вот на ветках, посмотри ( 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы в сторону)

Распушили пёрышки (частое потряхивание руками)

Греются на солнышке (хлопок по бокам)

Педагог: а вот ещё зимние гости

Клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки

На головках хохолки.

Ответ: Свиристели.

Если в лесу хорошо уродилась рябина, то и зимой ягоды её висят на дереве красными гроздьями. Они тоже прилетели к нам с Севера и остаются на всю зиму. И по красоте оперения они не уступают снегирю. Окраска у них палево - розовая. (рассматриваем картинку и описываем внешний вид). Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками.

На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. На голове хохолок. Очень нарядная птица! Как опустится стайка свиристелей на дерево рябины так и не улетит до тех пор, пока все ягоды не склюёт. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. За эту немудреную, ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.

Педагог: а вот ещё один зимний гость.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Ответ: Клёст.

Вы правы, дети, клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя часть его перекрещиваются. Таким клювом легко раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. И что ещё интересно: птицы в зимнюю стужу птенцов выводят. Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Организация информации

Предлагается детям объединиться в группы и выполнять задания с карточками.

Несмотря на вьюги и метели в зимнем лесу идёт своя жизнь.

Давайте выполним следующее задание

3.Посчитайте, сколько птиц на каждой картинке, зачеркните ту цифру, на которой правильное количество. (приложение 3).

4.Найдите двух одинаковых птичек.

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за Жучку:

В её конуре такой же морозище,

Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышек, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Педагог: о ком беспокоится автор стихотворения?

Почему у нас появляется тревога и волнение за жизнь животных зимой (выслушиваются ответы детей).

И так, у вас родилось предположение о том, что зимой животным может не хватать корма, потому что его трудно добывать. Нужна ли им наша помощь? (ответы детей).

Мы ещё раз подтвердили, что зимой птицам не хватает корма, потому что его трудно добывать. Вот они и ищут помощи у человека.

Подведение итогов

Педагог: какие изменения происходят в жизни зимующих птиц? (ответы детей). Птицы переходят на другой корм. Зимой им трудно добывать корм.

Что вы теперь можете сказать автору стихотворения, которое нас взволновало?

Читайте также: