Российское государство в первой половине xix в конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель: довести до учеников внутренние мероприятия Александра I и его преемника - брата Николая I.

● создать у учеников представление о политическом, социально-экономическом состоянии России в первой половине XIX века;

●познакомиться с личностями, входившими в Негласный комитет, тайные общества декабристов и выдающимися личностями данного периода истории России;

● осветить основные идеи декабристов и их влияние на внутреннюю политику Николая I;

●проследить внутренние мероприятия императоров Александра I и Николая I.

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий восстания декабристов;

● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин восстания путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

●Развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

●Формировать умение работать с историческими документами на примере проекта конституции Н.М. Муравьева;

●Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: урок-лекция.

  1. устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;
  2. наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;
  3. практический, с использованием документа.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Раскрытие темы урока.
  4. Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

  1. Смерть Павла I, приход к власти Александра I.
  2. Реформы Александра I.
  3. Восстание декабристов.
  4. Внутренняя политика Николая I.

Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Раскрытие темы урока:

военных сухопутных сил,

и народного просвещения.

К тому же, в 1810-12 годах произошло увеличение налогов из-за дефицита бюджета.

Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт).

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев.

«Александр I умирает 19 ноября 1825 года в Таганроге, завещая престол не старшему брату Константину (слайд 2), а Николаю. Пока это выясняется, все успевают присягнуть Константину. Переприсягу назначают на 14 декабря 1825 года. В процесс вмешиваются декабристы. У них было много причин (слайд 3). Запишите три основные, на ваш взгляд. У них было несколько организаций (слайд 4), существовавших в разные годы и в разных городах, в их состав входили в основном офицеры (слайды 5-8). Выписываем руководителей и название организаций. Они решают помешать присяге новому царю (слайд 9), а затем предъявить манифест с требованиями отмены самодержавия, то есть свержения царя, отмены крепостного права . Диктатором назначают князя Трубецкого. Но утром 14 декабря они не успели помешать присяге и к моменту их сбора сенаторы уже разъехались (слайд 11). Восставшие не шли на переговоры и царь разогнал 3000 восставших силой (слайд 12-13). Позднее состоялся суд, результаты которого вы видите на доске (слайд 14), однако царь смягчил приговор, приказав казнить лишь руководителей: П. И.Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский. Значение этого восстания трудно себе даже вообразить (слайд 15), ведь это первое вооруженное восстание против самодержавия как формы правления.

Включаем видеозапись о Николае I c 1 минуты по 03:42.

Учитель: «Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены (51 том) "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и 15 томов "Свода законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф.

Высшее образование могли получать только дворяне. Число студентов ВУЗов ограничено до 300 человек В школах разрешили телесные наказания.

А если кому-то что-то не нравилось, то всюду была агентурная сеть, выявлявшая ненадежных людей. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год).

Учитель предлагает закрытии тетради и учебники, и вспомнить все пройденное за урок.


План- конспект урока истории для учащихся 10 класса, изучающих историю на базовом уровне.Предполагает лабораторную работу учащихся с историческими документами.

Содержимое разработки

Тема урока: «Российское государство в первой половине 19 века.

Образовательные: создать условия для:

формирования у учащихся представления об основных направлениях внутренней политики самодержавия в первой половине XIX века как попытки решения основных вопросов: решения крестьянского вопроса и попытки реформирования политического строя Российской империи;

анализа и обобщения реформ, преобразований в указанный период;

понимания причин, по которым ни один из вопросов радикально решён не был.

Развивающие:

развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения;

Воспитательная:

формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Положительные и отрицательные последствия преобразований.

Выделять главное во внутриполитической ситуации первой половины XIX века.

Анализировать происходящие события, давать им оценку.

Российское государство на рубеже столетий: Павел I.

“Либерал” на троне.

Царствование Николая I.

Крестьянский вопрос в России в первой половине XIX века.

Основные понятия и названия: Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм.

Персоналии: Павел I, Александр I, М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, Николай I, П.Д. Киселев.

Основные даты: 1796-1801 гг. – правление императора Павла I.

1801-1825 гг. – правление императора Александра I.

1825-1855 гг. – правление императора Николая I.

I этап актуализация знаний

Беседа с учащимися по вопросам

II этап изучение нового материала

1. Назовите особенности социально- экономического и политического развития России в начале 19 века. (Единая территория. Многонациональное государство. Многоконфессиональное государство. Население делилось на привилегированные (дворяне, духовенство, купечество 1 и 2 гильдии) и непривилегированные (мещане, крестьяне, казаки, купцы 3 гильдии) сословия. Россия- аграрная страна, основная форма экономики- сельское хозяйство, 80% населения- крепостные (помещичьи и государственные) крестьяне. Форма правления- самодержавная монархия (правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная)

2. Как вы думаете какие проблемы были в России?

1 вопрос Российское государство на рубеже столетий: Павел I

Портрет императора Павла I)

Проблемное задание

Задание 1 для учащихся

Используя учебник п. 1 объясните о каком новом режиме идёт речь в документе?

“Либерал” на троне. ( слайд 4 портрет АлександраI)

Слово учителя (см. методическое пособие стр. 369- 370)

- Вспомните, какие события повлияли на характер внутренней политики императора АлександраI (убийство отца, дворцовый переворот)

Слово учителя: правление Александра I рассматривается, как правило, не столько с точки зрения реальных мер и реформ, сколько намерений и желаний царя. Когда реальные преобразования чередуются с проектами, которые так и не были реализованы, а внимание им уделяется значительное, то запоминание очень сложно для учащихся. С целью привлечения внимания школьников и их интерес к данной проблеме, вероятно, целесообразно предложить отдельное задание по сопоставлению того, что удалось реализовать императору Александру I и того чего не удалось.

Замыслы, проекты

Реальные преобразования

С Негласным комитетом обсуждались проблемы введения в России конституционной монархии и решение крестьянского вопроса.

Проект реформ М.М. Сперанского.

Проект решения проблемы крепостного права в России А.А. Аракчеевым.

Восстановил, отмененные Павлом I, привилегии дворянства, разрешена деятельность частных типографий, ввоз иностранных книг, свободный выезд русских подданных за границу.

Восстановил статус Сената.

Учреждены министерства вместо коллегий.

Создан Государственный совет.

Дарована конституция царству Польскому.

Отмена крепостного права в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии (1816-1819 гг.).

Создание военных поселений.

Реформа в области образования.

Объясните, почему Александру I не удалось осуществить наиболее либеральные проекты?

Обратите внимание! В силу особенностей исторического развития, государственного и общественного устройства России (абсолютная монархия) внутриполитические преобразования могли осуществляться только при содействии самодержцев. Следовательно, в условиях абсолютной монархии в России XIX века определяющим фактором, влиявшим на внутриполитические мероприятия в стране, была личность императора.

Подумайте! Первая половина XIX века стало временем взлета карьеры двух противоположных деятелей – М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева. Как вы думаете, было ли это случайным или закономерным, с точки зрения внутренней политики самодержавия в России? Сравните биографию Аракчеева с М.М. Сперанским

Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834), благодаря своей исполнительности и безмерной личной преданности, он снискал неограниченное доверие Павла I и с его воцарением был произведен в генерал-майоры, назначен комендантом Петербурга. Аракчеев немало способствовал укреплению боеспособности и наведению порядка в армии. Наиболее значительными были его преобразования в артиллерии. Артиллерия выделялась в самостоятельный род войск, была усовершенствована технология изготовления оружия, боеприпасов. После Отечественной войны 1812 г., когда во внутренней политике Александра I усилился консервативный курс, Аракчеев стал фактически вторым лицом после императора в управлении страной. Руководил созданием военных поселений. В 1818 Аракчеев по поручению Александра I составил секретный проект освобождения крепостных крестьян. Проект предусматривал выкуп государством имений у тех помещиков, которые будут согласны на это, т.е. те, кто уже был на грани разорения. После этого выкупленные земли государство распределяло между крестьянами (по 2 десятины на душу), которые становились свободными. Так как ежегодно надо было правительству тратить на эти цели 5 миллионов рублей, а их в казне не было, то проект так и не был реализован. Смерть Александра I оборвала карьеру Аракчеева.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирская губерния (сейчас в Собинском районе Владимирской области). Отец, Михаил Васильевич Третьяков (1739—1801), был священником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери — Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона.

Михаил был старшим ребёнком. Он являлся мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать. Почти всё своё время Михаил проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил со своим слепым дедом в церковь и там из-за стойки читал Апостола и Часослов в церкви вместо пономаря.

Около 1780 года Михаил был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где, ввиду обнаруженных им способностей, и был записан под фамилией Сперанский, то есть подающим надежды (от латинского глагола spero, Sperare — уповать, надеяться). Среди самых способных учащихся необычайно одарённый Сперанский выдвигается на первое место. В Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в столицу.

Сперанский поступил домашним секретарём к князю А. Б. Куракину богатому и влиятельному вельможе. В 1796 году воцарился Павел и должность князя Куракина, генерал-прокурор, стала основной. Это быстрое возвышение завершилось таким же стремительным падением, но он успел, однако, прочно устроить своего бывшего секретаря. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июне 1801 года — действительным статским советником. Столь быстрое продвижение по службе было связано с уникальными способностями Сперанского, в том числе с его умением разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Восхождение его по служебной лестнице было в полном смысле слова стремительным. 9 июля 1801 года — Сперанский стал действительным статским советником.

- какая линия - либеральная или консервативная - в большей степени присутствует в правлении Александра I? Почему вы так считаете?

3. Царствование Николая I.( слайд № 5 император Николай I).

- Как характеризует императора Николая I представленные факты

«-А мне довелось при Николае служить, сказал старик.

Вопросы для обсуждения

Какие события в России и за рубежом в наибольшей степени оказали влияние на внутреннюю политику Николая I ?

Согласны ли вы с оценкой царствования Николая I , которую дал историк В.О. Ключевский?

Какие мероприятия правления Николая I подтверждают точку зрения ученого?

Составить список реформ Николая 1 на основании данного текста, реформы записать в таблицу

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сценарий дистанционного урока

по предмету Россия в мире 10а класс

Предмет История России

Тип урока Урок введения нового знания

Форма урока – урок-практикум

- организация работы по усвоению материала, предусмотренного учебной программой по теме;

- охарактеризовать внутреннюю политику Павла I , Александра I , Николая I

- обучающая: познакомить учащихся c личностями Павла I , Александра I , Николая I , проводимыми ими реформами и их значением в жизни государства

-развивающая: продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как с источником новых знаний, делать выводы, обобщать информацию, работать с историческим источником, оценивать исторические явления

-воспитательная: воспитывать у учащихся патриотические чувства

Учебно - методическое обеспечение:

Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник / О.В. Волобуев, В.А. Клоков и др. – М.; Дрофа, 2019.

Время реализации - 30 мин, из них 15 минут в режиме онлайн, 15 минут работа с дополнительным материалом (приложения 1, 2, 3).

Структура урока

Этапы урока

Дидактические функции

Деятельность учеников

Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Z oom

Приветствие учащихся, настрой на успешную работу

Приветствие учителя, настрой на работу

Постановка целей и задач урока

Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Z oom

Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Акуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Zoom

Краткое изложение программного материала по теме.

Учебник (параграф 41)

1. Личность Павла I

Работа с документом – приложение 1

- Охарактеризуйте личность Павла I как человека и политика?

- Какие факторы повлияли на формирование политических взглядов Павла I?

- Охарактеризуйте особенности внутренней политики Павла I .

2. Личность Александра I

Работа с документом – приложение 2

- Охарактеризуйте личность Александра I как человека и политика?

- Какие факторы повлияли на формирование политических взглядов Александра I?

- Охарактеризуйте особенности внутренней политики Александра I .

3. Личность Николая I

Работа с документом – приложение 3

- Охарактеризуйте личность Николая I как человека и политика?

- Какие факторы повлияли на формирование политических взглядов Николая I?

- Охарактеризуйте особенности внутренней политики Николая I .

Прослушивание и осмысление программного материала по теме

Работают с документом, отвечают на вопросы

Учащиеся выписывают в тетрадь основные реформы, проведенные Павлом I в России

Работают с документом, отвечают на вопросы

Учащиеся выписывают в тетрадь основные реформы, проведенные Александром I в России

Учащиеся выписывают в тетрадь основные реформы, проведенные Николаем I в России

Первичная проверка понимания

Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Zoom

Ответы на вопросы учащихся

Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Z oom

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Работа на платформе для проведения онлайн-уроков Z oom

Подведение итогов урока

Приложение 1

ПАВЕЛ I (1754-1801 гг.)

Павел I — российский император в 1796-1801 гг., сын Петра III и Екатерины II. Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. Воспитателем мальчика был Н. И. Панин, сторонник идей Просвещения. Павел получил хорошее образование. Первоначально его отношения с матерью после её восшествия на престол в 1762 г. были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина 11 опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал всё более критически оценивать политику матери. Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал в Гатчине свою небольшую армию, проводя бесконечные манёвры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы. Приход Павла к власти в ноябре 1796 г. сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть всё сделанное за 34 года царствования Екатерины и, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и одновременно определённой эксцентричностью поведения вызывала недовольство в самых разных социальных слоях, но особенно в среде дворянства и в армии. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор, в который был вовлечён и его старший сын. В ночь на 11 марта 1801 г. заговорщики, в основном гвардейские офицеры, ворвались в покои Павла в только что выстроенном Михайловском замке с требованием отречься от престола. После отказа от отречения Павел I был убит. Таким образом, деятельность Павла I носила противоречивый характер, основными направлениями которой были централизация и мелочная регламентация во всех звеньях государственного аппарата, введение прусских порядков в армии, ограничение дворянских привилегий.

Внутренняя политика Павла I

В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений: преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа.

По первому из них Павел значительно усилил значение генерал-прокурора Сената, придав ему фактически функции главы правительства, соединив их с функциями министров внутренних дел, юстиции и частично финансов. Был восстановлен ряд ранее ликвидированных коллегий. Одновременно император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. В 1797 г. было создано министерство уделов, ведавшее земельными владениями царской семьи, а в 1800 г. — министерство коммерции. Ещё более решительно Павел расправился с созданной Екатериной системой местных учреждений: частично было упразднено городское самоуправление, социальное обеспечение, некоторые низшие судебные инстанции и др. Одновременно ряду национальных окраин империи (Прибалтика, Украина) были возвращены некоторые традиционные органы управления. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 г. закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 г.

В армии Павел, отвергая достижения русской военной мысли предшествующих десятилетий, стремился ввести прусские военные порядки. Обучение солдат сводилось в основном к шагистике. Император считал, что армия — это машина и главное в ней — механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы.

Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Так, специальными указами были запрещены определённые фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жёсткая цензура, запрещён ввоз книг из-за границы.

Приложение 2

АЛЕКСАНДР I (1777- 1825 гг.)

Внутренняя политика Александра I

Приложение 3

НИКОЛАЙ I (1796- 1855 гг.)

Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война (1853-1856 гг.) продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к её политической изоляции. Тяжёлое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда весной 1855 г. стала для него роковой.

Внутренняя политика Николая I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: завершить формирование знаний основных событий истории России I половины XIX века.

Задачи:

Развивающие: умение выделять главное, делать выводы, сравнивать, использовать творческий подход в изучении истории;

Воспитывающие: патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Методическая разработка

на тему: «Россия в первой половине

Подготовил и провел преподаватель истории Клюев А.В.

Дата проведения: 13.10.2015

Цель урока: завершить формирование знаний основных событий истории России I половины XIX века.

Задачи:

Развивающие: умение выделять главное, делать выводы, сравнивать, использовать творческий подход в изучении истории;

Воспитывающие: патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.

Демонстрационный материал:

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Продолжительность занятия: 90 минут.

План урока:

Организационное начало урока.

Разминка на знание исторических дат.

Работа по теме урока.

Итоги и значение Отечественной войны 1812 г.

Причины и итоги Крымской войны.

Подведение итогов урока.

1. Организационное начало урока.

Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Разминка на знание исторических дат.

- правление Александра I (1801-1825)

- создание министерств (1802)

- Отечественная война (1812)

- Бородинское сражение(26 августа 1812)

- заграничный поход русской армии (1813-1814)

- русско-турецкая война в годы правления АлександраI (1806-1812)

- восстание декабристов(14 декабря 1825)

- правление Николая I (1825-1855)

- утверждение свода законов Российской империи (1833)

- реформа управления государственными крестьянами Киселева(1837-1841)

- финансовая реформа Канкрина (1839-1843)

- Крымская война (1853-1856)

- оборона Севастополя (1854-1855)

4. Работа по теме урока.

Преподаватель: В I половине XIX века очень актуальным становится решение крестьянского вопроса.

Вопрос: Так как же решался крестьянский вопрос в годы правления Александра I и Николая I?

Ответы обучающихся.

Преподаватель: В первой половине XIX века Россия активно участвовала во внешней политике. Здесь пришлось принять участие во множестве различных войн. Самыми значительными были Отечественная война 1812 г. и Крымская война.

4.1. Итоги и значение Отечественной войны 1812 г.
Преподаватель: Каковы причины, итоги и значение Отечественной войны 1812 г.?

Ответы обучающихся.

Преподаватель: У любой войны есть свой герои, которые делали все возможное, чтобы спасти свою страну от врага.

Преподаватель: Каковы же герои Отечественной войны 1812 г.?

Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов был избран начальником петербургского и московского ополчений, а в августе 1812 года его назначили главнокомандующим всеми действующими армиями. Кутузов умер во время Заграничного похода русской армии и был похоронен в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.

В начале Отечественной войны 1812 года Багратион сумел вывести 2-ю Западную армию, которой он командовал, к Смоленску на соединение с 1-й Западной армией М.Б.Барклая-де-Толли. В Бородинском сражении в августе 1812 года Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался. В 1839 году его прах перезахоронили на Бородинском поле.

Барклай–де-Толли в марте 1812 года был назначен главнокомандующим 1-й Западной армией и в начале Отечественной войны 1812 года успешно осуществил отход русской армии к Смоленску, где соединился со 2-й Западной армией Багратиона. Последние годы жизни Барклай-де-Толли занимался боевой подготовкой вверенных ему армейских подразделений, которые составляли большую часть полевых соединений России.

Во время Отечественной войны 1812 года Тормасов командовал 3-й Западной армией, противостоявшей войскам Наполеона на киевском направлении, принимал активное участие в сражениях под Малоярославцем, Вязьмой и Красным. Весной 1813 года, во время болезни М.И.Кутузова, Тормасов исполнял обязанности главнокомандующего русской армией. В 1814 году Тормасов был назначен генерал-губернатором Москвы. Занимая этот пост, он много сделал для восстановления города после пожара 1812 года.

Кожина Василиса, партизанка времен войны 1812 года, крестьянка (даты жизни неизвестны). Василиса Кожина была старостой хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии. В ходе войны 1812 года после захвата французскими войсками Смоленской губернии Кожина организовала из подростков и женщин отряд партизан, вооруженных косами, вилами, топорами.
Отряд Кожиной уничтожал и брал в плен солдат наполеоновской армии во время ее отступления из России. За заслуги перед отечеством Василиса Кожина была награждена медалью и денежной премией.

Курин Герасим Матвеевич, организатор и руководитель крупного крестьянского партизанского отряда во время войны 1812 года. (1777-1850)
Герасим Матвеевич Курин был крестьянином села Павлово Богородского уезда Московской губернии. После захвата 23 сентября 1812 года города Богородска наполеоновскими войсками он собрал из крестьян Волховской волости крупный партизанский отряд (5.300 пеших и 500 конных).
Курин привлек к командованию своим отрядом волховского воеводу Е.С. Стулова и сотенного И.Я. Чушкина, установил связь с начальником Владимирского народного ополчения князем Б.А. Голицыным. С 23 сентября по 2 октября отряд Курина имел семь столкновений с наполеоновскими войсками. Герасим Курин был награжден Георгиевским крестом.

Давыдов Денис Васильевич, генерал-лейтенант, поэт-партизан времен войны 1812 года (1781-1839). Денис Васильевич Давыдов получил блестящее для своего времени домашнее образование. В 1807 году он был назначен адъютантом к князю Багратиону и участвовал во всех сражениях этой кампании. В 1809 году Давыдов был при князе Багратионе в Молдавии.

В начале войны 1812 года Давыдов состоял в чине подполковника в войсках генерала Васильчикова. Перед Бородинским сражением именно он высказал мысль о выгодах партизанской войны и с отрядом в 130 человек начал нападать на французские части. Успехи отряда Давыдова убедили

М.И. Кутузова в целесообразности партизанской войны. Одним из выдающихся подвигов Давыдова было дело под селом Ляховым, когда его отряд взял в плен двухтысячный отряд французского генерала Ожеро.

В начале войны 1812 года Фигнер командовал легкой ротой артиллерийской бригады. После того, как французы заняли Москву, Фигнер проник в город с целью ведения разведки и добытые сведения пересылал в штаб Кутузова. Создав небольшой вооруженный отряд из жителей, он совершал ночные нападения на французских солдат. Будучи отозван из Москвы, с конца сентября 1812 года возглавил партизанский отряд из отставших от частей солдат и крестьян, с которым действовал в тылу противника, нарушая коммуникации и отбивая обозы с награбленными ценностями. В начале октября именно Фигнер установил изолированное положение французского авангарда у реки Чернишни, что содействовало успеху русских войск в сражении под Тарутино.

4.2. Причины и итоги Крымской войны.

Преподаватель: Каковы причины и итоги Крымской войны?

Преподаватель: Каковы же герои Крымской войны?

Во время Крымской войны 1853-1856 годов, командуя эскадрой кораблей Черноморского флота, Нахимов обнаружил и заблокировал в Синопе главные силы турецкого флота, а 18 ноября 1853 года разгромил их. Официально занимая должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 года – командующего Севастопольского порта и военного губернатора, Нахимов фактически с самого начала обороны Севастополя возглавлял гарнизон защитников крепости, проявив выдающиеся способности в организации обороны базы флота с моря и суши.
Организатор и руководитель обороны Нахимов пользовался огромным авторитетом и любовью у защитников Севастополя. 28 июня 1855 года, во время объезда передовых укреплений на Малаховом кургане, он был смертельно ранен и вскоре скончался. Нахимов похоронен в Севастополе во Владимирском соборе.

Накануне Крымской войны 1853-1856 годов Корнилов организовал быструю переброску морем на Кавказ пехотной дивизии, которая сыграла решающую роль в отражении турецкого наступления, а также крейсерские рейды русских судов на коммуникации противника. Во главе отряда пароходо-фрегатов Корнилов участвовал в первом в истории бою паровых кораблей.
В сентябре 1854 года Корнилов был назначен начальником обороны Северной стороны Севастополя. После сражения на реке Альме Корнилов возглавил оборону Севастополя. Под его руководством за короткий срок была создана линия сухопутной обороны, усиленная артиллерийскими расчетами с кораблей.
Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854года Корнилов был смертельно ранен.

Истомин Владимир Иванович (1809, Эстляндская губ. - 1855, Севастополь) – герой Крымской войны. В 1850 Истомину, уже капитану первого ранга, поручили командовать новейшим 120-пушечным линейным кораблем "Париж", на к-ром он отличился в Синопском сражении (1853). Истомин, по рапорту Нахимова, "проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя" и был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и осада Севастополя заставили Истомин драться на суше. Командовал обороной Малахова кургана. "Дистанция велика, стоит 105 пушек, - писал Истомин брату, - и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск". С первой бомбардировки Севастополя 5 окт. 1854 и до дня смерти Истомина ни на день не покинул бастион. 7 марта был убит.

Пирогов разработал четкую систему организации хирургической помощи раненым на войне ("Начала общей военно-полевой хирургии. ", на немецком языке, 1864 г., на русском языке, 1865-1866 гг.); впервые в полевых условиях применил эфир для наркоза, предложил и ввел в практику неподвижную гипсовую повязку, привлек помощь медсестер.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока истории в 10 классе по теме "Российское государство в первой половине 19 века"

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

Чебулинского района Кемеровской области

Конспект урока истории в 10 классе

учитель истории и обществознания

Табакаева Мария Вячеславна

Тема: Российское государство в первой половине 19 века

1. Сформировать знания учащихся об особенностях социально-экономического развития России (решение крестьянского вопроса Александром I и Николаем I) и родного края в первой половине 19 века.

2. Сформировать умения работать самостоятельно с одним или несколькими источниками, проводить сравнения, обобщать фактический и теоретический материал, делать выводы; развитие личностных качеств – взаимопомощь, толерантность.

3. Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому страны, родного края, к личностям в истории, формирование активной жизненной позиции

Оборудование : Учебные пособия, карточки – задания, документы.

1. Государство и крестьянский вопрос в России во время правления

2. Решение аграрного вопроса в России Николаем I.

3. Основные итоги социально-экономического развития России в первой половине 19 века.

4. Социально-экономическое положение Южного Урала в первой половине 19 века.

Вводное слово учителя.

Особенностями развития России в первой половине 19 века было сохранение самодержавия и крепостного права. Крестьянский вопрос был главной социально-экономической проблемой как для Александра I, так и для Николая I. Однако отмены крепостного права в стране так и не произошло.

В основе организации хозяйственной жизни нашего южно-уральского края в первой половине 19 века также оставалось крепостное право.

Рост повинности крестьян, широкое применение предпринимателями различных форм экономического закабаления башкир, татар и других нерусских народностей вызывали многочисленные волнения против существующих порядков. В сложившейся ситуации императоры пытались провести экономические реформы. Об этом свидетельствуют исторические документы, конкретный материал о социально-экономическом положении России и нашего края в первой половине 19 века.

Сегодня на уроке мы изучим несколько документов и выясним, почему в первой половине 19 века в России так и не произошло отмены крепостного права, и какими путями эту проблему решали Александр I и Николай I.

Самостоятельная работа учащихся с документами.

Класс делится на пять групп по уровню развития учащихся:

 Первая и вторая группы учащихся с высоким уровнем развития.

 Третья и четвертая со средним уровнем развития.

 Пятая группа с низким уровнем развития.

Каждая группа получает исторический документ и к нему задания. Учащимся предлагается памятка для работы с историческими документами.

Памятка для работы с историческими документами.

 документ следует прочитать по частям;

 выделить неизвестные слова и выражения;

 определить время создания документа (век, год, период истории);

 объяснить название документа;

 определить историчность содержания, его актуальность в наше время;

 соотнести содержание документа с содержанием учебного пособия;

 сопоставить взгляды, идеи, трактовки содержания в одном документе с точкой зрения содержания в другом документе;

 сделать выводы из содержания документа;

 определить личное отношение к идеям содержащимся в документе, сформулировать оценочные суждения.

Для работы с документами учащимся отводится время 15-20 минут.

Исторический документ и к нему задания для первой группы:

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развитие абстрактного мышления.

Документ № 23.— Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 года.

Вопросы и задания к документам:

1. Объяснить название документа № 23.

2. Какую цель преследовал Александр I, издав данный указ?

3. На каких условиях помещик имел право освобождать своих крепостных?

1. Объясните основные понятия, употребляющиеся в тексте документа.

2. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело введение этого документа? На этом основании оцените его значимость.

3. Сравните количество помещичьих крестьян, уволенных в свободные хлебопашцы с 1803 но 1858 гг. на основании указа 20 февраля 1803 г. и сделайте вывод.

Исторический документ и к нему задания для второй группы

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развитие абстрактного мышления.

Документ № 33.— Указ об обязанных крестьянах 2 апреля 1842 г.

Вопросы и задания к документам.

1. Объясните название документа № 33. Какую цель преследовал Николай 1 издав данный указ?

3. Какие последствия имел данный указ?

1. На каких условиях помещикам разрешалось предоставлять освобожденным крестьянам землю в пользование?

2. Сопоставьте цифровые данные в таблице и сделайте вывод.

Исторические документы и к ним задания для третьей группы:

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи, выявление причинно-следственных связей.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развивать логическое мышление.

Документ № 26.— Положение об эстляндских крестьянах 23 мая 1816 г.

Документ № 27.— Положение о лифляндских крестьянах 26 марта 1819 г.

Вопросы и задания к документам.

1. Дайте сравнительную характеристику положения эстляндских и лифляндских крестьян:

Вопросы для сравнения

Личные права крестьян

2. Дайте оценку приведенных документов.

3. В чьих интересах были проведены реформы? Обоснуйте свой ответ.

Исторические документы и к ним задания для четвертой группы.

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический

Приемы работы: самостоятельная работа с документами, сопоставление двух источников, составление сравнительной таблицы.

Ожидаемые результаты: умение давать оценку документам на основе сравнительного анализа, обобщать, делать выводы.

Документ №112 - Из донесения штаб-офицера корпуса жандармов по Оренбургской губернии шефу жандармов о восстании государственных крестьян в Челябинском у. 4 мая 1843.

Документ № 113 - Донесение штаб- офицера по Оренбургской губ. шефу жандармов о подавлении волнений крестьян в Челябинском у. 18 мая 1843 г.

Вопросы и задания к документам.

1. Составьте развернутый план источников ( изложите своими словами основное содержание документов).

2.Оцените значимость документов в сопоставлении с аналогичными историческими событиями в России и на Южном Урале в первой половине 19 века.

Исторические документы и к ним задания для пятой группы.

Вид документов: документы, связанные с политической борьбой.

Приемы работы с документами: самостоятельная работа, составление развернутого плана, формулирование обобщенных выводов.

Ожидаемые результаты: умение учащихся составлять развернутый план, умение рассказывать содержание документа по плану.

Документ № 24. – Число помещичьих крестьян, уволенных и свободные хлебопашцы с 1803 по 1858 гг. на основании указа 20 февраля 1803г.

Документ § 4. Положение работных людей и крестьян Южного Урала в первой половине XIX в. № 81. Сведения о численности крестьянского населения на Златоустовских заводах и их экономическом положении6 октября 1801 г

Вопросы и задания к документам.

1. Сравните численность крестьянского населения и их экономическое положение в России и на Южном Урале в первой половине 19 века. Выскажите свое мнение. Ответ аргументируйте

2. Заполните логическую цепочку.

А.Указ 1842 г. об « обязанных крестьянах. Б.Освобождение трех прибалтийских губерний от личной крепостной зависимости. В.Восстание государственных крестьян в Челябинскому. Г.Указ 1803 г. о свободных хлебопашцев.

Метод: проблемный, поисковый.

Приемы работы с документами: составление сравнительно-обобщающей таблицы.

Ожидаемые результаты: учащиеся решают общую проблему, выступление групп должны показать умение обобщать материал, выделять главное.

Главные положения документов

3 этап. Рефлексия. (5мин).

Ожидаемые результаты: учащиеся самостоятельно оценивают свои знания через задания на творческом уровне, опирающиеся на работу с документами.

2. Для учащихся со средним уровнем развития предлагается задание: Напишите открытое письмо императору Николаю 1 от помещика Оренбургской губернии о сохранении принадлежавшего им полного права вотчинной собственности на землю.

3. Для учащихся с низким уровнем развития предлагается задание: Зашифрованный документ. Расшифруйте документ, проставив вместо пропусков нужные слова.

1) Повинности________________ в пользу помещиков могут быть определены в договорах _____________ оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою ___________________.

2) В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору ____________________, они понуждаются к тому земскою _____________, под руководством уездных правителей ______________ и под высшим наблюдением ______________правления.

Ключ: крестьян, денежным, помещичьей, обязанностей, полициею, дворянства, губернского.

Объяснение домашнего задания (3мин).

Домашнее задание дается дифференцированно:

Ответы запишите в рабочий лист (задание 6).

Задания к тексту:

1. Поставьте вопросы к данному отрывку.

2. Какие исторические факты излагаются в отрывке?

3. Как, по вашему мнению, М.А.Фонвизин относился к личности Александру I?

Учащимся с низким уровнем развития предлагается на основе текста учебника О.В.Волобуев .Россия и мир. 10 класс. п.41 и учебника Н.В. Загладин. Всемирная история.10 класс. п. 42-43. заполнить рабочие листы (задание №5, 6, 8, 17, 18).

1.О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин. Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века. М.: Дрофа.2002 §41.

2.Н.В.Загладин. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс.

3. В.И. Буганов, П.М.Зырянов. История России. Конец 17-19 вв.10 класс. М.: Просвещение.2000. §55,38.59,60.

5. Потерпеева А.И., Четин В.Е. Революционная и трудовая летопись Южноуральского края: хрестоматия архив, документы по истории Южного Урала. 1682-1918 гг. – Челябинск, 1980.

6. Лященко Л.М. История России 19 века. Учебно-методическое пособие. Дидактические материалы. М.: Дрофа. 2001.

8. Захарова Е.И. Россия в первой половине 19 века. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Мнемазина, 1998.

10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.

Читайте также: