Романтизм в русской музыке 6 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции и национальный подъем русского самосознания.

Романтизм в чистом виде – это явление западноевропейского искусства. В отличие от западноевропейского искусства, который утверждался в борьбе с Просвещением, русский романтизм ему не противостоял, а развивал и углублял задачи Просвещения, развиваясь параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".

По концепции И.И. Замотина, роднит русский романтизм с западным три его главные посылки: индивидуализм, национализм и универсализм. Романтический индивидуализм на русской почве выразился в виде внимания к внутреннему миру человека, культа личной свободы и личного художественного творчества. Романтический национализм сказался в форме поэтизации национальной старины и усиления национального самосознания. Романтический универсализм повлиял на выработку в русском обществе, в философии и литературе, универсального идеала жизни.

2. Романтическое мировоззрение

Романтическое мировоззрение обрело систематическое воплощение во всех видах искусств. Этот этап отмечен высоким расцветом художественной культуры как цельного и самобытного явления. Именно тогда в искусстве сформировалась определенная система духовно-эстетических ценностей, которые воплотились в литературе и театре, в живописи и музыке. Музыкальное искусство не осталось в стороне от жгучих вопросов современности. Народнические позиции характерны для мировоззрения многих композиторов, уверовавших в мессианскую роль русского народа. Музыка отразила весь спектр напряженных нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы. Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника – первозданной природы.

3. Жанровое своеобразие романтизма

Инструментальная музыка этой эпохи также тяготеет к конкретике литературного первоисточника. Это выразилось, в частности, в том особом значении, которое приобретает у русских композиторов программная инструментальная музыка. Она черпает свои темы из всей мировой литературы от традиционных пушкинских текстов до сочинений Шекспира, переосмысливая их с позиции современности. Кульминацией в развитии инструментальной музыки стало создание русской многочастной симфонии, свидетельствующее о высокой зрелости отечественного симфонизма – лирико-драматического у П.И.Чайковского и эпического у А.П.Бородина. Получили развитие и другие виды симфонической музыки – инструментальные концерты А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского , Н.А.Римского-Корсакова, увертюры, фантазии, симфонические картины.

Приметой многожанрового расцвета музыки становится рождение классического русского балета, в котором драматическая сущность сюжета раскрывается симфоническими средствами.

4. Ранний романтизм

В XIX веке в России сформировалась национальная композиторская и исполнительская школа. К периоду раннего романтизма в русской музыке относятся такие композиторы 19 века, как А. Варламов, А. Алябьев, А. Верстовский, А. Гурилев.

Начало XIX в. – это годы первого и яркого расцвета жанра романса. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) писал искренние лирические романсы на стихи многих поэтов. Александр Егорович Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам.

Александр Львович Гурилев (1803-1858) -- композитор, пианист, скрипач и педагог. Самое видное место занимают романсы Глинки. Никто другой тогда еще не достигал такого естественного слияния музыки с поэзией Пушкина и Жуковского.

5.Творчество М.И. Глинки

Творчество великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) - начало новой эпохи развития музыкального искусства.

В произведениях Глинки ощущается нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").

Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").

Глинка также является реалистом, основоположником русской музыкальной симфонической школы ("Камаринская"), в которой проявились лучшие черты русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.

Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" (оригинальное название этой оперы "Жизнь за царя") композитор стремится показать типические черты, образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии мы услышим принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.

Бородин и Балакирев явились создателями русского национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало.

6. Творчество П.И. Чайковского

Вершиной музыкального романтизма является творчество П.И. Чайковского (1840-1893).

Феномен творчества Чайковского как явления глубоко русского заключается в том, что композитор, воплощая личное, сумел выразить общезначимое, рассказывая языком музыки о своих душевных переживаниях – подняться на уровень обобщения философских и нравственных идей, которые являются ключевыми в культуре России. Среди них извечные проблемы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Не менее органично произведения Чайковского вписываются и в достижения европейского искусства, в стилистику романтизма.

К композиторам, чья музыка имела романтическую направленность, относятся также Танеев Сергей Иванович (1856-1915), Аренский Антон Степанович (1861-1906), Гречанинов Александр Тихонович (1864-1956), Ляпунов Сергей Михайлович (1850-1924), Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1884 ).

Основные характеристики романтического мировоззрения проявлялись в русской музыкальной культуре на протяжении всего XIX столетия, сочетаясь с чертами других направлений. При этом и у некоторых композиторов классического периода в сочинениях можно заметить элементы романтизма, а у композиторов романтического периода – элементы классицизма. Это был синтез противоположных начал: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма, соединившихся в новую художественно-синтетическую реальность. Если же говорить о композиторах, то их объединяло одно общее направление, а следовали они каждый своей дорогой, стараясь найти свои собственные, неповторимые средства музыкальной выразительности.

Романтизм в России нашел благодатную почву, поскольку был близок русскому национальному характеру как мировоззрение, основанное на противопоставлении идеала и реальной действительности. Романтическая идеализация прошлого выражена в концепциях славянофилов. Мечты романтиков о будущем свободном обществе содержатся в идеях русской революционной общественно-политической мысли, а романтика индивидуалистического бунта выражается в русском анархическом сознании.

Конкретные условия каждой страны порождали свой национальный романтизм, окраска которого зависела от собственных традиций и особенностей культуры.

Список литературы:

6. Wikipedia. org.

Цель – познакомить с понятием романтизм, раскрыть стилевые особенности в произведениях М.И. Глинки.

Задачи:

1) Знакомство с произведениями М.И. Глинки, понятием романтизм.

2)Повторение средств музыкальной выразительности, понятия романс

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3) Развитие творческого отношения к музыке.

4)Активизация познавательной деятельности.

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к произведениям русских композиторов;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, слове, пластике, импровизация)

Метапредметные.

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

ВложениеРазмер
konspekt_otrytogo_uroka_romantizm_v_muzyke_glinka.docx 42.61 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

1 кв. категории Микаловой Л.Ф.

Тип урока: комбинированый

Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение: ПК, проектор

Методы: системно - деятельностный подход

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицировали, музыкально – пластическое движение

Цель – познакомить с понятием романтизм, раскрыть стилевые особенности в произведениях М.И. Глинки.

1) Знакомство с произведениями М.И. Глинки, понятием романтизм.

2)Повторение средств музыкальной выразительности, понятия романс

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3) Развитие творческого отношения к музыке.

4)Активизация познавательной деятельности.

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к произведениям русских композиторов;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, слове, пластике, импровизация)

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки ;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться с отрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Фоатовна, и этот урок музыки мы проведем вместе с вами.

Вот мы знакомы с вами несколько минут, но мне показалось, что между нами возник… как выдумаете что? (ответ учеников: контакт)

Учитель: Как думаете благодаря чему это произошло? (ответ учеников: благодаря музыке)

Учитель: я уверена, что вы убеждены давным - давно, что через музыку можно передать не только свое настроение, но и более глубокие ….( Ответы учеников: чувства, мысли).

Рассказывать о важнейших событиях.

Учитель: Надеюсь, что это свойство поможет понять одно музыкальное послание.

Учитель: Ребята, что вы увидели? Что пел Тимка и робот?

Ответы учеников: Тимка пел романс.

Что звучало в этом видеофрагменте? (романс). Кто автор музыки?

Учитель: Сегодня мы с вами снова окунемся в прекрасный мир музыки великого русского композитора М.И.Глинки, вспомним его произведения, вспомним все, что узнали о его жизни и творчестве. И, конечно же, проверим свои знания.

Постановка цели задачи урока:

Учитель: Что мы с вами можем сделать, чтобы узнать о стилевых особенностях в произведениях М.И. Глинки?

(ответы детей: познакомиться, прослушать произведения М.И. Глинки ).

У: Совершено, верно!

Первичное усвоение новых знаний

Глинка явился истинным певцом русского народа, а так же основоположником стиля романтизма в русской музыке.

Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченному счастью, которое Бог знает в чем состояло".

Учитель: Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов.

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Романсы Глинки весьма разнообразны. Есть среди них ряд романсов, в которых сочетаются черты разных жанров.

Задание: вспомнить различия между жанром романса и жанром песня.

Песня – более широкое понятие, романс же – один из ее видов. Песни рассчитаны на массовую аудиторию. Романс – жанр камерный, предназначенный для узкого круга слушателей. В романсе , в отличие от песни, одинаково значимы музыка, слово и манера исполнения. Аккомпанемент не менее важен, чем сама вокальная партия. Романс отличается сочетанием возвышенной поэзии и выразительного музыкального сопровождения. Он обычно написан на стихи знаменитых, выдающихся поэтов. Романс – жанр сентиментальный, он рассказывает преимущественно о любовных переживаниях. Содержание песн и может быть различным по смыслу. Чаще всего романс исполняется сольно, под аккомпанемент одного музыкального инструмента. Песня может исполняться хором, в сопровождении инструментального ансамбля. В песне обычно есть повторяющийся припев, в романсе его, как правило, нет.

1 группа подытожит, что характерно для песни.

2 группа подытожит, что характерно для романса.

Как вы думаете, у нас получится сделать это?

Учитель: для того что бы сочинить музыку к стихам мы должны их прочитать, узнать о чем говориться в стихотворении. Сейчас вы прослушаете стихотворение А.С. Пушкина, во время слушания на листочках с текстом отметьте интонационные изменения.

В стихотворении отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.

Нам нужно еще раз посмотреть на текст, стихотворения и попробовать ощутить внутри себя интонацию. Которая могла бы стать основой для музыки романса.

Взгляните на доску здесь несколько характеристик интонаций. Если среди них та интонация созвучна музыке, которая могла бы прозвучать у вас внутри, подберите, пожалуйста, подходящие характеристики интонации?

Какая интонация будет у нашего произведения?

- Молодцы, ребята (на экране появляются названия средств музыкальной выразительности).

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? (протяжную или отрывистую?) - (ответы ребят)

3. Какой темп - скорость будет у нашего произведения.

4. А теперь подберите динамические оттенки. (Что такое динамика? – громкость) (ответы ребят)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

- Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил лиричное, романтичное музыкальное произведение.

- Совпало ли настроение музыкального произведения Глинки с тем, что у нас получилось?

В музыке романса, как и в стихотворении, отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия пленяет своей плавностью и нежной грацией. В средней части становится суровой и тревожной. В 3 части возвращается светлая мелодия. С подвижным трепетным сопровождением, она становится радостно-возбуждённой.

Романсы Глинки – драгоценный вклад в русскую музыку. Его вокальное творчество явилось вершиной и завершением длительного периода развития камерной вокальной культуры, зародившейся ещё в XVIII в. Опираясь на сложившиеся традиции русского бытового романса, он создал классические образцы вокальной лирики

1. Кто основоположник русских романсов?

П) П.И. Чайковский

2. Какой инструмент звучит в романсах?

Т) Оперное произведение

М) камерное произведение

Б) симфоническое произведение

4. О чем содержание романса?

И) исторические события

А) сентиментальный жанр, рассказывает о любовных переживаниях

У) народных праздниках

5. XIХ (19) век – век…..

Б) период развития компьютерной музыки

Н) периода развития камерной вокальной культуры в русской музыке

Г) период развития политики

6. Какие произведения М.И. Глинки наполнены романтизмом

С) романсы, баллады

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Музыка.

Преподавание ведется на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и программы по музыке под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. В соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной рабочей программы учителя музыки.

Тема урока: Романтизм в музыке Ф. Шопена

Этап обучения по данной теме: начальный.

Цель: Создание условий для формирования эмоционально – чувственной сферы обучающихся

Формировать умение анализировать музыкальное произведение;

Формировать умение на основании собственных чувств и эмоций создавать образ музыкального произведения;

Развивать умение группового взаимодействия.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Технологии обучения:

- Проблемное обучение (создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа)

- Исследовательская деятельность (постановка цели, прохождение этапов исследования, работа с информационными источниками, формулирование выводов)

- Преобразование информации из одной формы в другую (создание эмоционально – чувственного образа на основании прослушанного музыкального произведения, составление, обобщающего устного высказывания)

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Обоснование использования оборудования:

компьютер используется для воспроизведения аудиофайлов при организации исследовательской деятельности обучающихся,

проектор используется для демонстрации видеоролика при создании проблемной ситуации;

ноутбук используется для создания видеоряда обучающимися при групповой работе.

Основные источники информации:

справочная и методическая литература.

Учащиеся создадут продукт урока – образ музыкального произведения

Учащиеся смогут дать ответ на проблемный вопрос

Учащиеся приобретут опыт эмоционального переживания музыкального произведения

Список использованной литературы:

Рабочие программы по музыке . 5-9 классы (авт.-сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2014.)

Уроки музыки. Поурочные разработки. 6 класс / авт.-сост. – Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2014.

Конспект урока

Формируемые универсальные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение: формирование идентичности личности. Смыслообразование: формирование смыслов и мотивов учения.

Метапредметные

Регулятивные:

Способность к мобилизации сил и энергии. Контроль процесса деятельности.

Коммуникативные:

Формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю.) Познавательные:

Решение учебной задачи, применение операций анализа, обобщения.

Предметные: определение эпохи по характеру музыкального произведения

Определение темы урока.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке музыки.

Мотивация деятельности учащихся.

Учитель: Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть видеофильм, в котором звучит музыка. По звучащей в этом видеофильме музыке, определите:

Где и когда звучала эта музыка?

Какой инструмент исполняет музыку?

Кто автор музыкального произведения или определите эпоху, в которую творил композитор?

Каков характер и настроение музыки?

Ученики:

Музыку исполняет фортепиано.

Звучит, вероятно, классическая музыка.

Музыка медленная, плавная.

Настроение светлой грусти, музыка выражает любовь, романтические чувства.

Учитель: Автор произведения известный польский композитор Фредерик Шопен, который жил двести лет тому назад. Лирическая музыка романтика композитора дополняет образ любви.

Учитель: определите тему нашего урока

Ученики: Романтизм в музыке Ф.Шопена.

Настраивает детей на урок, организует их деятельность.Мотивирует учебную деятельность детей, организует работу с источником информации, организует эвристическую беседу.

Фронтальная работа:

Работают с информационным источником: слушают музыку к кинофильму, дают характеристику музыкальных особенностей музыки Ф.Шопена.

Формулируют тему урока.

Смыслообразование: умение ставить учебные цели.

Метапредметные

Регулятивные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.

Проблемная ситуация. Целеполагание.

Учитель: Фильм современный. Музыка Ф. Шопена, который жил и работал почти двести лет назад. Почему музыка к современному фильму взята из творчества классика? Ученики:

- Она дополняет образ любви сложившийся в фильме.

- Как нельзя лучше подходит.

(Дети сталкиваются с проблемой)

Учитель: С одной стороны, музыка написана давно и является классической, с другой стороны, подходит для супер популярного современного фильма. Сформулируйте проблемный вопрос урока.

Ученики:

Почему музыка Ф. Шопена актуальна в наши дни, что ее делает такой современной?

Учитель: Где мы будем искать ответ на этот вопрос?

Ученики: Ответ можно найти только в музыке Ф.Шопена. Мы будем ее исследовать.

(Ученики озвучивают цель, которую они поставили для себя.)

Организует эвристическую беседу, создает условия для эффективного целеполагания: проблемная ситуация, вопросы, помогающие сформулировать цель урока.

Фронтальная работа:

Участвуют в эвристической беседе, формулируют проблемный вопрос урока. Формулируют цель урока.

Самоопределение: формирование идентичности личности, формирование внутренней позиции. Смыслообразование: понимание смысла учебной деятельности.

Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные

Регулятивные: Планирование и прогнозирование, сохранение учебной задачи.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

Коммуникативные:

Участие в общей беседе. Построение высказываний в устной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Различение методов познания по его целям, высказывание.

Коммуникативные:

Осуществление совместной деятельности в творческих группах. Презентация подготовленной информации в вербальном виде.

Слушание музыкального произведения. Определение средств музыкальной выразительности. Создание образа музыкального произведения.

Музыкальное исследование.

Учитель: Предлагаю провести исследование одного произведения Ф. Шопена (Вальс №7) и на основании исследования ответить на проблемный вопрос урока. Мы сегодня работаем в группах, а некоторые учащиеся получат индивидуальное задание. Ознакомьтесь с инструкцией. После прослушивания музыки, каждой группе дается 5 минут на выполнение задания. После этого, группы представляют свой продукт у доски.

(Прослушивание Вальса №7 Ф. Шопена.)

1 группа: Дайте характеристику музыкального произведения Ф.Шопена. Для этого определите средства музыкальной выразительности: темп, ритм, форма, регистр, какой музыкальный инструмент исполняет, музыкальный жанр. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

2 группа: Дайте описание своих чувств и эмоций, которые возникли в ходе прослушивания музыкального произведения. Для этого подберите подходящие прилагательные и словосочетания. Запишите их на лист бумаги. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

3 группа: Опишите образ(ы), который(е) возник(ли) после прослушивания музыкального произведения. Будьте готовы к демонстрации и обсуждению своей работы через 5 минут.

Индивидуальное задание: Прослушайте музыкальное произведение Ф.Шопена. Какие цвета (краски) могли бы отразить идею композитора? Нарисуйте свое цветовое ощущение этой мелодии. Будьте готовы к демонстрации своей работы через 5 минут.

(Работа в группах, затем представители 1-3 групп и ребята, получившие индивидуальное задание поочередно выходят к доске и представляют продукты своей деятельности)

1 группа: Исполняет произведение рояль. Это танец – вальс. Музыка звучит в основном в среднем и высоком регистре. Темп произведения меняется: то замедляется, то ускоряется. Ритм акцентированный (1-2-3). Характер и настроение произведения меняется: первая и последняя части похожи, а средняя звучит в мажоре и имеет другое настроение (более радостное). Форма произведения трех частная.

Учитель: Посмотрим, какие чувства смог выразить композитор с помощью данных музыкальных средств выразительности.

2 группа: Светлая грусть, романтика и т.д.

Ученики: Романтическое чувство.

3 группа: Образ весны, молодости, утра и т.д.

Ученики: Романтическое чувство.

Индивидуальное задание: Светлые, яркие тона красок, акварель.

Учитель: удалось ли ребятам передать в красках замысел композитора?

Ученики: Да, краски такие же легкие и прозрачные как музыка.

Учитель: Итак, давайте посмотрим, совпали ли наши чувства и эмоции, образы, которые вызвала музыка Ф.Шопена с тем, что хотел передать нам композитор. Музыковеды, занимаясь творчеством композитора склонны утверждать, что любое произведение Ф.Шопена это маленькая зарисовка. Вальс №7 является музыкальным портретам девушки, в которую был влюблен Ф. Шопен.

(4 группа представляет свой фильм, во время которого идет второе прослушивание Вальса №7)

Организует исследовательскую деятельность. Формулирует задания для групп и индивидуальные задания. Отвечает на вопросы обучающихся.

Фронтальная работа:

Принимают учебную задачу.

Групповая работа:

1 группа – дает характеристику музыкального произведения.

2 группа – подбирают термины, описывающие эмоции.

3 группа – описывают образы.

4 группа – создают фильм.

Представляют продукт деятельности групп.

Индивидуальная работа:

Подбирают цветовое решение.

Самоопределение: формирование личностной идентичности.

Метапредметные

Регулятивные:

Сохранение учебной цели и задачи.

Коммуникативные:

Построение устного высказывания.

Слушание музыкального произведения. Создание образа музыкального произведения.

Рефлексия.

Рефлексия деятельности.

Учитель: Вернемся к проблемному вопросу урока. Почему музыка Ф. Шопена актуальна в наши дни, что ее делает такой современной?

Ученики: С помощью средств музыкальной выразительности Ф.Шопен передает романтические чувства и образы.

Ученики: Он сумел передать чувства и эмоции, которые актуальны во все времена, они знакомы каждому человеку.

Ученики: Любовь вечна и музыка вечна. Поэтому в современном фильме для понимания чувств так уместно используется музыка великого классика.

Эмоциональная рефлексия.

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс). Яркий и красочный материал. В презентации даны иллюстрации, рисунки, картины, картинки, проверили задание и задано домашнее задание, подвели итог и вывод. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Романтизм –направление в искусстве • Стремление к индивидуальному своеобразию • Изображение идеальных героев • Стремление показать в ярких образах высокое назначение человека • Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательностью Толковый словарь С.И.Ожигова

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

• Возник в странах Западной Европы на рубеже XVlll – XlX веков. • Это эпоха расцвета музыкальной культуры, вершинный этап развития музыки.

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Особенности: • Отношение автора ко всему, что • Романтиков влекут дальние страны, • Музыка романтиков подвергалась влиянию изображается в произведении. прекрасный мир природы. литературы, живописи, науки, общественных событий(Ф.Шопен) жизнью. переживаний. • Стремление соединить прекрасную мечту с • Весь мир становится поводом для

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Великие романтики: • Берлиоз • Лист • Шопен • Шуберт • Шуман • Их жизнь была насыщена множеством событий, путешествий, сильными переживаниями, и всё это ярко отразилось в их музыке.

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Формирование национальных композиторских школ • Австро-немецкая: Шуберт, Шуман, Брамс • Французская: Берлиоз, Бизе, Сен- Санс. • Итальянская: Верди, Россини. • Польская: Шопен • Норвежская: Григ • Русская: Глинка.

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Романтизм и романтика в музыке (6 класс).

Произведения композиторов -романтиков передают богатство мира душевных переживаний человека. Романтизм - это господство чувств, страстей, душевных стихий.

Читайте также: