Конспект урока по чтению буквы шш

Обновлено: 06.07.2024

- Сегодня мы с в ами познакомимся с нов ым звуком и буквой Ш ш .

Для того, чтоб ы правильно про износить новый зву к нужно сделать зарядку

для языка. Возьм ите зеркало в ру ки, посмотрите в него, у лыбнитесь.

Рот слегка при открыт, спокойно положите язык на ни жнюю г убу и

пошлепывая ег о губами, произ несите зву ки [ пя - пя - пя] .

Улыбнитесь, рот п риоткрыт, поло жите широкий пере дний край языка н а

« Рот слегка приот крыт и шир оким передним крае м языка облизать верхнюю

- Ребята, где мож но услышать шу м? (В классе, на переме не, на улице).

Шум можно у слышать в природе. Я предлагаю послу шать музыку и

подумать,где в природе можно у слышать шум? (шу м моря). Закройте глаза и

прислушайтесь. Дети слушаю т шум моря. Откройте глаза.

- Кто может шипеть ? (Учитель показыв ает картинку гу ся).

- Мы можем спеть з вук [ ш ]? (Нет. Воздух встречает прег раду).

Вывод: Зву к [ ш ] не поется, обозначаем синим цветом, с огласный.

« Жила - была бу ква, которая вся была с делана из одних тол ько палочек: Ш.

Она была очень шу мная! Всегда чем – нибудь шуршал а, шелестела, даже

- Вот так! (Дети в ытягивают ру ки вперед и показывают

Буква Ш очень любит путешествовать на поезде. Она м ожет занять только то

место в поезде, к оторое указано на б илете. Для того, что бы узнать какое

место занимает бу ква, нужно определ ить место зву ка в слове( в начале, в

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 1 класса общеобразовательной школы по предмету "Литературное чтение". Класс занимается по УМК "Гармония". К данному уроку выполнена презентация из двадцати четырех слайдов.

Мачнева Людмила Альбертовна

Литературное чтение. 1 класс

Планируемые результаты:

под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе моделей букваря;

разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность;

слышать звуки слова и выделять их в указанной позиции. Узнавать буквы для обозначения этих звуков, запоминать облик и названия букв. Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных.

Познавательные:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;

классифицировать, делать выводы

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

выполнять учебные действия в громкоречевой форме.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания;

использовать речь для регуляции своего действия.

готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Чтобы хорошо учиться,

Нужно каждый день трудиться.

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти. (Слайд 2)

Сегодня на уроке нас ждут открытия. Только нужно быть очень внимательными, чтобы их не пропустить, вовремя заметить.

Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

– Послушайте стихотворение В. Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется:

Шумок под окном,

Ш – ш – ш! Там за шторами,

Шуршит тишина. (Слайд 3)

Какой же звук повторяется чаще всего? (Ответы детей)

Верно, это звук [ш].

Вспомните, в каких словах вы услышали этот звук? (Ответы детей) (Слайд 4)

Дайте характеристику этому звуку. (Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый.) (Слайд 5)

(На слайде – условное обозначение для звука [ш ] )

А обозначается на письме это звук буквой…(ша)

Работа по теме урока.

Знакомство с новым звуком [ж ] и буквами Ж ж

А теперь послушайте загадку (Слайд 6):

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой,

С настоящей головой.

Тот из вас, конечно, прав,

Кто узнал, что он …( жираф ) (Слайд 7)

Дайте характеристику этому звуку. (Он согласный, твёрдый, звонкий)

Молодцы! А обозначается на письме этот звук буквой Ж.

Солнце её не растопит уже. (Слайд 9)

Определение темы урока, постановка учебной задачи.

Кто же из вас догадался, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Ответы детей)

Какую учебную задачу перед собой поставим?

Соотношение артикуляции звуков, вывод.

Вопрос для самых внимательных: что интересного вы заметили, анализируя звуки [ж ] и [ ш]? (Они парные по глухости – звонкости)

Почему для нас важно это знать? (Этим согласным в конце слова доверять нельзя, легко ошибиться при письме) (Слайд 10)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

по литературному чтению в 1 классе

МОУ « Екшурская средняя

Рябова Светлана Николаевна

Образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами, обогащение и активизация словарного запаса; совершенствование навыков чтения, закрепление у учащихся знания о сочетании ШИ в словах.

Развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, орфографической зоркости, логического мышления, связной речи, познавательной активности.

Воспитательные: воспитание интереса к родному языку, уважения к старшим, чтению детской художественной литературы.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-овладевать умением прогнозировать;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

-определять последовательность действий на уроке;

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-уметь выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи;

Познавательные:

-обосновывать основание для классификации;

-ориентироваться в учебнике;

-уметь находить и выделять необходимую информацию;

-оценка смысла текста, отработка выразительного чтения;

- соблюдать правила работы в парах;

- устанавливать связь между целью и мотивом учебной деятельности;

-смыслообразование и нравственно-этическая ориентация;

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительной мотивации на включение в учебную деятельность.

Он пойдёт ребятам впрок.

Игры, шутки – всё для вас!

За работу! В добрый час!

-Проверьте своё рабочее место, оно должно быть в порядке.

-Начинаем урок чтения.

Дети слушают учителя

Проверяют своё рабочее место.

Актуализация знаний.

Цель: подготовка к мыслительной деятельности с помощью мыслительной гимнастики, фиксаций затруднений в деятельности.

Работа с лентой букв.

-Давайте вспомним буквы, которые мы изучили.

-Ученики 1 ряда прочитают буквы, которые обозначают гласные звуки.

- Ученики 2 ряда прочитают буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

-Ученики 3 ряда прочитают буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

-Все вместе назовите букву, не обозначающую звука.

- Верно ли, что буквы А,О,У,Ы обозначают гласные звуки?

-Верно ли, что буквы И,Я,Е обозначают твёрдые согласные звуки?

- Верно ли , что звук [ч] всегда мягкий?

-Верно ли, что буква ь не имеет звука?

Учащиеся выполняют задания учителя.

Дети отвечают на вопросы.

3.Постановка учебной цели и задач урока.

-организовать формулировку темы урока детьми.

- организовать постановку цели урока детьми.

1. Работа со словами. Решение логических задач.

-Посмотрите на экран и скажите, какие картинки вы видите?

- А теперь подумайте, что общего во всех этих словах?

-Предположите, о каком звуке будем говорить на уроке?

-Правильно, мы на уроке будем говорить о звуке [ш]. Это тема урока.

-Что нам надо узнать об этом звуке?

-Мы должны узнать, какой буквой он обозначается, гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Научимся читать слоги и слова с этой буквой.

Шапка, шарф, шишка, шорты.

-Шишка – это не одежда.

- Шарф - слово состоит из одного слога.

-Будем говорить о звуке [ш].

4.Работа по теме урока. Открытие нового знания.

-организовать работу по формированию знаний по проблеме урока, умений оценивать поступки людей.

1. Исследовательская работа.

-Представьте, что вы теперь не ученики, а учёные. Наш класс – это научная лаборатория. Вы, как учёные, должны ответить на вопросы, связанные со звуком [ш], а именно: согласный или гласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, какой буквой обозначается на письме.

Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо работать дружно и сплочённо и, прежде что-то сказать, надо подумать.

-Я буду вашим научным руководителем и буду вам помогать.

-Итак, давайте сделаем научный вывод об особенностях звука [ш].

2. Чтение слогов с буквами Шш.

Ученики отвечают на вопросы, доказывая своё мнение, проверяя свои предположения.

-Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, на письме обозначается буквами Шш.

Дети читают слоги с экрана.

5.Физкультминутка.

-Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам шлёп-шлёп!

По плечам себе похлопай,

По бокам себе пошлёпай.

Можно хлопать за спиной,

А теперь перед собой.

А теперь крест-накрест сложим.

Дети выполняют движения, рассказывая наизусть стихотворение.

6.Продолжение работы по теме урока.

1.Словарная работа.

- Прочитайте слова на экране.

-Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти слова и выражения? Почему?

Учитель показывает картинку с рябиной.

-Вот такую красоту мы можем увидеть вокруг себя. Чтобы всегда природа одаривала нас прекрасным, надо природу беречь и защищать.

2.Работа с текстом.

- Откройте учебник на с. 17.

-Читаем текст на этой странице.

-Ответьте на вопросы:

-Какое время года описано в рассказе?

-Какая погода стояла на улице? Почему?

-Красиво ли было в осеннем лесу? Почему?

-Что делали дети?

3.Работа с иллюстрацией.

Посмотрите на картинку. Расскажите, что вы на ней видите?

- Придумайте детям имена, но такие, чтобы в именах присутствовал звук [ш].

- Посовещайтесь с соседом по парте, какие есть имена людей со звуком [ш].

4. Работа с правилом написания сочетания ШИ.

-За вашу хорошую и дружную работу я вам расскажу волшебную историю про букву Ш.

- У буквы Ш был день рождения. Она позвала всех своих друзей. Всем было весело, интересно. Буквы играли в разные игры. Наступило время танцев. Именинница танцевала со всеми буквами. Настало время букве Ы, но её опередила буква И, и Ш стала танцевать весёлый танец с И. Буква Ы обиделась и никогда больше не приходила в гости к Ш. Никто и никогда больше не видел букву Ы с рядом с буквой Ш. С тех пор рядом с Ш всегда стоит буква И. Вот такая история случилась с нашими буквами.

Тема урока: Звук и буква Шш. Цели:  Формирование представлений и понятий о звуке и букве Шш, умения определять место звука в слове.  Развивать фонематический слух; навыки чтения слогов с буквой Ш и с ранее изученными буквами.  Воспитывать умения слушать учителя, закреплять навыки учебной деятельности.

Содержимое публикации

План – конспект обучение грамоте

Учителя ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское

Павловой Ирины Миннуловны.

Тема урока: Звук и буква Шш.

Формирование представлений и понятий о звуке и букве Шш, умения определять место звука в слове.

Развивать фонематический слух; навыки чтения слогов с буквой Ш и с ранее изученными буквами.

Воспитывать умения слушать учителя, закреплять навыки учебной деятельности.

Оборудование: кассы букв и слогов, предметные картинки, изображение букв Шш, слоги, зеркала.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте создадим хорошее настроение!

- С добрым утром, глазки! Вы проснулись!

- С добрым утром, ушки! Вы проснулись!

- С добрым утром, ручки! Вы проснулись!

- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

- Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Урок обучения грамоте, на уроке познакомимся с новым звуком и буквой, будем составлять, и читать слоги с изученными буквами.

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

1)Артикуляционная гимнастика.

-Перед началом работы мы, сделаем зарядку для язычка. Взяли зеркало в руки. Первое упражнение ЛОПАТОЧКА. Посмотрите внимательно, как я выполняю. Повторили глядя в зеркало. У всех получается? Молодцы! На счёт 1,2 приступили к выполнению. (Аналогично с другими упр. По 5 раз.)

-Язычок готов к работе повторим изученные буквы. Прочитаем буквы в красном домике.(хором учит. показ.). Как мы называем буквы, которые живут в красном домике? (Гласными) Почему? (мы их поём) Прочитаем буквы в синем домике. Как мы называем буквы которые живут в синем домике? (согласные.) Почему? (произносим с преградой)

СА АМ АС МА ХА АХ

СУ УМ УС МУ ХО УХ

СО ОМ ОС МО ОХ

4. Изучение нового материала.

1.ЗВУК Ш

а) Послушайте внимательно небольшой рассказ и скажите, какой звук слышим в этом рассказе чаще всего.

-В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран, воды нет, только воздух шипит: Ш-Ш-Ш.

-Какой звук в этом рассказе я произносила чаще? (Ш)

б)Артикуляция

-Произнесём звук (Ш) все вместе.

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком Ш. Возьмите зеркала, пучимся правильно произносить звук Ш, послушайте как правильно произносим звук, в каком положении должен стоять язык.

Когда произносим звук (Ш), кончик языка находится за верхние зубками, язычок в форме чашечки. Зубы почти сжаты, между ними узенькая щелочка.

-А теперь попробуем произнести звук Ш. Что мешает воздуху свободно выходить? (язык, зубы)

Язык и зубы мешают воздуху проходить свободно. Это звук согласный.

-Произнесём звук (Ш). Как мы его произносим? Что мешает воздуху свободно выходить? Какой это звук? (согласный) Молодцы!

-Посмотрите внимательно на картинку. Отыщите не спеша 5 вещей на звук Ш.

(Шуба, шапка, шарф, шнурки, шарик).

-Какой первый звук слышим в начале этих слов? (Ш) Какой это звук? (согласный) Почему? (произносим с преградой)

2. БУКВА Шш

а)Знакомство с буквой.

-Звуки мы слышим и говорим, а буквы для чего нам нужны? (читать)

-Вот сейчас мы будем учиться читать и печатать новую букву.

- Согласный звук Ш обозначается согласной буквой Шш.

- Посмотрите на букву Ш ш (показ буквы)

-В каком домике место буквы Ш? (в синем) Почему? (согласная)

-Это семейка буквы Ш. Есть большая буква, маленькая, письменные и печатные.

А для чего нужна большая буква? (начало предложения пишем с большой буквы и имена)

- А как вы думаете, на что похожа буква Ш?

ШУРА СЕНО ВОРОШИЛ,

ВИЛЫ В СЕНЕ ПОЗАБЫЛ.

(показ картинки стог сена с вилами)

-Посмотрите, вилы похожи на букву Ш.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА Ш?

НА ЗУБЬЯ ЭТОГО КОВША.

(показ картинки)

-Рома найди букву Ш в разрезной азбуке.

-Найдите у себя в разрезной азбуке букву Ш, положите её на полотно.

- Возьмите карточку с буквой Ш обведите её пальчиком, запомните, как она выглядит.

-Давайте попробуем из палочек построить букву Ш.

-Возьмите палочки сложите их так что бы получилась буква Ш.

б) Работа в тетради.

-Посмотрите, как печатается буква Ш, большая в 2 клеточки маленькая в клетку. (показ учителя на доска), пропишите в воздухе.

Напечатайте букву Ш ш в тетради 2 раза. Молодцы!

3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Ш.

-Познакомим букву Ш с гласными

Составление и чтение слогов на доске.

БукваА познакомилась с Ш, буквы взялись за ручки, какой слог получился, АШ, прочитаем.

а) А-Ш (учитель, хором, по одному)

-Какой первый звук слышим?(гласный а) какую букву

поставили?(гласную а)

-Какой второй звук слышим? (согласный Ш), какую букву поставили?

(согласную Ш) Прочтаем.

Составьте слог у себя в разрезной азбуке, прочитайте.

2)Буквы поменялись местами:

а)Ш-Акакой слог получился, прочитаем.(учитель, хором, по одному).

-Какой первый звук слышим? (согласный Ш), какую букву поставили?

(согласную Ш)

-Какой второй звук слышим?(гласный а) какую букву

поставили?(гласную а)

Составьте слог у себя в разрезной азбуке, прочитайте.

-Прочитаем слоги, которые мы составили. (хором)

-Мы хорошо поработали пора и отдохнуть. Встали, выполним физминутку.

Осень в гости к нам пришла

Свои краски принесла

Жёлтые, красные листочки разные

Ветер дунул: раз, два, три,

Полетели Ш-Ш-Ш.

-Когда листочки кружатся и падают в воздухе как они шуршат? Ш-Ш-Ш

-Какой это звук? (согласный) почему? Какой буквой обозначим звук? Ш

4. Работа по букварю стр. 37.

- А теперь откройте буквари по закладке, сверху на странице в синем круге рассмотрите напечатанные буквы, прочитайте. Какая там буква напечатана? (Шш) Прочитаем.

Прочитаем слоги рядом с буквой. (хором, один) Молодцы!

2)Работа по картинке.Составление предложения.

а) – С лева на странице, найдите рисунок, кто на ней изображено? (кошка, собака). –Что делает, собака? Что делает кошка? Прочитаем как она шипит.

Давайте дадим кличку собаке на букву Ш. (Шарик). Составьте предложение со словом Шарик. Шарик лает.

Сколько слов в предложении? Посчитаем хлопками. (2) Составим схему предложения. (на доске) Первое слово в предложении с какой буквы пишем? (с большой). Второе? Что ставим в конце?

-Какое первое слово? (Шарик) Второе? (лает).

Напиши Данил схему предложения на доске. Шарик лает. Молодец!

-Разделим слово Ша-рик на слоги. Поставим ладошку под подбородок. Произнесём слово по слогам. Сколько слогов? (2)

Назовите первый слог (ша), второй слог (рик). Разделим слово на схеме на слоги.

-Произнесём первый слог: ША. Сколько звуков в этом слоге? Какой первый? Второй?

-Какой это звук? (согласный) А почему согласный? (произносим с преградой)

-Какой буквой обозначим звук? (Ш)

-Вика поставь букву в нужном месте на схеме.

-Какой звук слышим вторым в слоге ша? (а)

-Вика поставь букву в нужном месте на схеме.

(на схеме слова выставляются буквы)

-Прочитаем слог ша. молодцы!

в)Соотношение звука с буквой.

Посмотрите что изображено на картинке? (ШИШКА)

-Какой первый звук слышим в начале слова?(Ш) Какой буквой обозначим? (Ш) Прочитаем.

-Послушайте внимательно слово Шишка, есть ли в этом слове ещё звук Ш? (да) Где стоит в слове ещё звук? (в середине слова)

-Посмотрите что изображено на картинке? (ШАПКА)

-Какой первый звук слышим в слове? Какой буквой обозначим? (Ш)

-Что нарисовано на следующей картинке? (ДУШ)

-Какой звук слышим в конце слова? Какой буквой обозначим? (Ш)

-Что нарисовано на следующей картинке? (ШАЛАШ) Какой звук слышим в начале слова? Обозначим, какой буквой? Какой звук слышим в конце сова? Обозначим, какой буквой? (Ш)

Вывод:Звук Ш может находиться в начале, в конце, в середине слова.

- Молодцы, хорошо поработали, а теперь можно поиграть.

Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Ш.

(Шапка, зима, шуба, солнце, душ, шишка, весна, мышка) МОЛОДЦЫ!

5. Закрепление изученного материала.

Работа по букварю с. 37, чтение слогов.

-Давайте ещё раз прочитаем слоги с изученной буквой Ш

Чтение столбиков слогов с доски по цепочке, по столбику инд-но

6. Итог урока.

-С каким новым звуком и буквой мы познакомились? Чему учились на уроке?

- Назовите, с какой буквой мы составляли и читали слоги сегодня на уроке?

Читайте также: