Из каких частей урока состоит план конспект по лыжной подготовке

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ПРИМЕРНЫЕ ПОУРОЧНЫЕ КОНСПЕКТЫ

ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В СПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Пояснительная записка…………………………………………

2. Место занятий по лыжной подготовке

3. План конспект урок 1………………………………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации рассчитаны на обучающихся смешанных групп юноши и девушки, первого года обучения, владеющих основами лыжной подготовки в пределах учебной программы - в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО.

Рекомендации составлены на основе программы физического воспитания обучающихся СПО .

Содержание и х арактеристика лыжной подготовке учебной деятельности студентов в пределах учебной программы, решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резерв­ные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.

Овладение техникой лыжных ходов, перехода с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий; выполнение перехода с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Сдача на оценку техники лыжных ходов. Умение разбираться в элементах тактики лыжных гонок: распределении сил, лидировании, обгоне, финишировании и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Знание правил соревнований, техники безопасности при занятиях лыжным спортом. Умение оказывать первую помощь при травмах и обморожениях

Примерные конспекты уроков предполагают ов ладение основами способов движений на лыжах, сдачу учебных нормативов и норм комплексов ГТО. Последовательное изучение материала и временная дозировка упражнений будут способствовать успешному освоению программы.

Учитывая особенности занятий этим видом спорта (метео – условия, качество смазки лыж и т. д), прием нормативов планируется на уроке 5. Зачет по основам техники способов движений на лыжах и повторный прием учебных нормативов предполагает заключительный урок 7.

Примерными конспектами уроков рекомендуется пользоваться следующим образом: переписать конспект, посмотреть, каким способом передвижения предложено обучать на уроке; прочитать в одном из рекомендованных пособий описание техники выполнения этих способов передвижения; если необходимо, сделать для себя дополнительные записи в конспекте переписанного урока; прочитать в пособии, как рекомендуется обучать этому способу передвижения; уточнить характер наиболее часто встречающихся ошибок.

МЕСТО ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Место занятий по лыжной подготовке по возможности должно быть защищено от ветра. Хорошо если на месте занятий проложено 2—3 рядом идущие лыжни. Длина учебно-тренировочного круга может быть от 500 м до 2—3 км. Внутри учебно-тренировочной лыжни или рядом целесообразно проложить небольшую замкнутую лыжню 200—300 м (учебный круг). На ней можно разучивать и совершенствовать технику лыжных ходов.

Лыжни должны быть тщательно измерены. Это позволяет не только более точно определять тренировочную нагрузку на уроках и, что особенно важно, на самостоятельных занятиях во внеурочное время. Учет учащимися числа пройденных километров приучает их к организованности и повышает интерес к занятиям.

Хорошо подготовленные лыжня и учебный склон — непременное условие правильной организации лыжной подготовки.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 1

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: обучение строевым приемам с лыжами в руках, затем на лыжах; обучение поворотам на месте; а также попеременному двухшажному ходу. Развитие общей выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы, объяснение задач урока.

Строевым приемам обучать в шеренге возле базы.

3. Передвижение к месту занятий.

Данная часть является также разминкой.

4. Подготовка учебной площадки.

2. Основная часть

1. Поворот на месте переступанием, махом вправо и влево.

Обучение повороту в разомкнутой шеренге.

2. Обучение попеременному двухшажному ходу:

Объяснение и показ на учебной площадке с уклоном 2 – 5°

а) посадка лыжника на месте.

При объяснении не детализировать, подчеркнуть главное.

б) одноопорное положение лыжника на месте

Обратить внимание на перенос веса тела на опорную ногу при сохранении посадки.

в) передвижение скользящим шагом с целью освоения толчка лыжей.

Особое внимание обратить на отталкивание ногой вперед, а не вверх, маховый вынос ноги после толчка и скольжение на согнутой ноге.

г) передвижение скользящим шагом без палок с размахиванием рук (как при ходе с палками).

Обратить внимание на согласованность движений рук и ног.

д) размахивание рук на месте в положении посадки.

3. Равномерная тренировка (юноши – 3 – 4 км, девушки – 2 – 3 км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы.

Сделать замечания по уроку, дать задания на воскресенье

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 2

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование попеременного двухшажного хода; обучение повороту прыжком с опорой на палки, а также одновременному бесшажному ходу; обучение одновременному одношажному ходу и спускам в основной, высокой и низкой стойках. Развитие общей выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы, объяснение задач урока.

2.Постановка на лыжи.

3.Передижение к месту занятий.

Разъяснить маршрут, назначить замыкающего.

2. Основная часть

1.Обучение повороту прыжком с опорой на палки.

Обратить внимание на прыжок вверх, группировку и мягкое приземление.

2.Совершенствование попеременного двухшажного хода. Передвижение скользящим шагом с палками в руках.

Учебная площадка с уклоном 2 – 5°.

Объяснить работу рук.

3.Обучение одновременному бесшажному ходу.

Учебная площадка с хорошо укатанной лыжней и опорой для палок. Объяснение и показ движений рук, туловища.

4.Обучение одновременному одношажному ходу.

Обратить внимание на согласование шага ноги с отталкиванием двумя палками.

5. Обучение спуску в основной, высокой и низкой стойках.

Проводить на пологом склоне.

6.Равномерная тренировка ( юноши – 4-5 км, девушки – 3-4 км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе

2.Подведение итогов занятия. Указание на основные ошибки и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы.

Краткий анализ урока, самостоятельное задание на воскресенье.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 3

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование попеременного двухшажного хода и способов спусков; обучение одновременному двухшажного ходу и подъемам полуелочкой и елочкой; обучение торможению плугом. Развитие специальной выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы, объяснение задач урока.

2.Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Совершенствование попеременного двухшажного хода.

Учебная лыжня 1,5 – 2 км, местность – слабопересеченна. Обратить внимание на правильный толчок ногой и одноопорное скольжение.

2.Обучение одновременному двухшажному ходу.

На отрезке учебной лыжи 100 – 150 м с уклоном 2 – 5 °. Объяснение, показ и выполнение хода в целом.

3. Совершенствование способов спуска.

На учебном склоне.

4.Обучение подъемам полуелочкой и елочкой.

Обратить внимание на постановку лыж по ребрам.

5.Обучение торможению плугом.

Показать на месте, затем разучить на склоне средней крутизны.

6.Переменная тренировка (юноши – 3 км с 2-3 ускорениями, девушки 2 км с 2-3 ускорениями)

Местность – слабо пересечения.

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения.

Отметить степень усвояемости материала каждым обуючащимся.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 4

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование способов ходов; обучение переходу попеременного двухшажного хода к одновременным ходам и повороту переступанием и плугом; совершенствование торможений и поворотов плугом. Развитие скоростной выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка группы. Объяснение задач урока. Постановка на лыжи.

2. Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Совершенствование способов ходов.

На учебной площадке с уклоном 2 - 5°.

2.Обучение перехода от попеременного двухшажного к одновременным ходам (комбинированные ходы).

Объяснение, показ, опробование.

3.Обучение повороту переступанием.

На учебном склоне средней крутизны.

4. Обучение повороту плугом.

Обратить внимание на постановку внешней к повороту лыжи на ребро и перенос веса тела на нее.

5.Совершенствование торможений и поворотов плугом

Регулировать скорость спуска, переходя

поочередно в широкий и узкий плуг.

6.Повторная тренировка (юноши – отрезки 200-250 м, девушки 100-150 м,) или эстафета до 0,5 км.

Местность слабо пересечения.

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы.

Задание на воскресенье: переменная тренировка (юноши – 6 км, девушки – 4 км).

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 5

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование способов ходов; прием зачетов по технике попеременного двухшажного хода и учебных нормативов.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы.

Объяснение задач урока. Постановка на лыжи.

2. Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Совершенствование способов ходов.

На учебной лыжне.

2.Прием зачета по технике попеременного двухшажного хода

Обратить внимание на одноопорное скольжение и согласованное движение рук и ног.

3.Прием учебно – контрольных нормативов.

Использовать учебную лыжню (юноши – 5 км, девушки – 3 км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы.

Объявить результаты зачетов, задачи следующего урока.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 6

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование способов ходов, спусков и поворотов переступанием. Развитие специальной выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы, объяснение задач урока. Постановка на лыжи.

2. Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Совершенствование способов ходов.

На учебной лыжне.

На учебном склоне средней крутизны.

3.Совершенствование поворотов переступанием

4.Переменная тренировка (юноши - 6 км с 3-4 ускорениями до 0,5 км, девушки – 4 км с 3-4 ускорениями до 0, 3 км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения.

Зачет по технике способов движений и учебным нормативам.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 7

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: прием зачета по технике одновременных ходов и способов подъемов спусков, поворотов. Прием учебных нормативов.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы. Объяснение задач урока. Постановка на лыжи.

2. Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Прием зачета по технике одновременного бесшажного хода.

На учебной лыжне с уклоном 2 - 5°.

2.Прием зачета по технике одновременного одношажного хода.

3.Прием зачета по технике одновременного двухшажного хода.

4.Прием зачета по технике спусков и подъемов.

На учебном склоне средней крутизны.

5.Прием учебных нормативов.

На учебной лыжне (юноши – 5 км, девушки – 3км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения.

Объявление результатов зачетов по лыжной подготовке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб, пособие для учащихся пед, уч-щ по спец. - М.: 1910 "Физ. культура". - М.: Просвещение, 1988 - 192 с.

2. Решетников Н.В. Физическая культура [Электронный ресурс] – М.: Академия, 2014.

3. Решетников Н.В. Физическая культура учебник- М.: Академия, 2016.

4. Сорокин С.Г. Лыжная подготовка в физкультурных вузах; Учебное пособие. – Омск, 1999.-84с.

5. Смирнов, А.А. Искусство и основные принципы смазки лыж: Учеб. пособие. М., 2006

6. Осинцев В. В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 класс: Методическое пособие - Москва: Владос-Пресс, 2001.

7. В.Д.Евстратова, Б.И. Сергеева, Г.В. Чукардина. Лыжный спорт: Учеб, для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

План­конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план, необходимый для оперативного управления учебновоспитательным процессом.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

Занятия по лыжной подготовке обычно планируют на третью четверть. Однако в тех районах страны, где зимние месяцы бывают очень холодными, занятия на лыжах можно частично проводить и в четвертой четверти. В тех же районах, где рано выпадает снег, уроки лыжной подготовки начинают проводить во второй четверти.

Эффективность любого занятия связана, прежде всего, с четкой и правильной постановкой задач, отраженных в плане­конспекте урока. При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, место проведения занятия.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо определить:

– средства и методы решения каждой из задач урока;
– необходимый инвентарь для урока;
– методы организации работы учащихся для решения каждой задачи;
– критерии оценки работы учащихся.

Сначала при составлении плана­конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним – материал подготовительной и заключительной частей.

Структура и содержание урока по лыжной подготовке

Подготовительная часть

Общая задача: организация занимающихся и подготовка их организма к последующей более интенсивной работе.

Основные средства: подсчет пульса; строевые упражнения с лыжами и на лыжах; передвижение на лыжах или с лыжами к месту занятий; подготовка учебной или тренировочной лыжни, склона.

Основная часть

Общие задачи: изучение основ техники и ее совершенствование; развитие физических и волевых качеств; тактическая подготовка.

Частные задачи: изучение техники одного из способов передвижения на лыжах; закрепление техники и тактически грамотное ее использование в различных условиях; совершенствование технического и тактического мастерства в сочетании с повышением работоспособности организма и воспитанием волевых качеств личности.

Основные средства: общеразвивающие и специальные упражнения; передвижения на лыжах (лыжные ходы, переходы с хода на ход, преодоление подъемов и спусков; торможения, повороты, прыжки на лыжах); специальноприкладные упражнения.

Заключительная часть

Общая задача: завершение учебнотренировочной работы учащихся.

Частные задачи: постепенное снижение нагрузки; подведение итогов урока.

Основные средства: медленное передвижение на лыжах; упражнения на расслабление и растягивание мышц; упражнения для формирования правильной осанки; бег, ходьба, подсчет пульса.

Существуют различные формы составления конспекта. В качестве примера приведем одну из них.

План­конспект урока физической культуры № ___
для учащихся ___ класса по лыжной подготовке

Задачи урока: ________________________________________

Место проведения: ____________________________________________________

Дата проведения: _____________________________________________________

Необходимый инвентарь: ______________________________________________

Время проведения: ____________________________________________________

Контингент занимающихся: ____________________________________________

Примечания

Записи в конспекте должны быть краткими, но достаточно полными по смысловому содержанию; допустимы сокращения слов, но лишь принятые в русском языке и в спортивной терминологии.

Задачи урока перечисляются в такой последовательности: образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков; оздоровительные (включая развитие физических качеств); воспитательные.

Время проведения указывается по расписанию учебного дня (начало и окончание). Это поможет учесть уровень работоспособности учащихся при определении содержания урока.

Сообщить задачи урока. Организовать учащихся к проведению урока.

Способствовать постепенному врабатыванию организма. Подготовить мышцы рук, ног к работе.

Построение. Рапорт. Приветствие

Ходьба на лыжах от университета до места проведения занятия.

Ходьба на лыжах по учебному кругу.

Построение в одну шеренгу.

Следить за дисциплиной, проверить форму и инвентарь.

Следить чтобы учащиеся шли друг за другом.

Назначить направляющего и замыкающего.

I. 1.Дать установку занимающимся на овладение техникой одновременного одношажного хода

2.Создать представление о цикле хода

1.Рассказ о значении и месте применения одновременного двухшажного хода в зависимости от рельефа местности, условий скольжения и других факторов, о структуре цикла хода

2.Показ техники хода в целом и многократно, выделяя более важные элементы.

Одновременный двухшажный ход применяется при передвижении на равнине и на пологих спусках при удовлетворительном скольжении, а иногда и в пологие подъемы при хорошей опоре для палок и отличном скольжении. Цикл одновременного 2шажного хода состоит из 2 скользящих шагов одного одновременного отталкивания палками.

Показ проводить на лыжне преподавателя перед занимающимися, стоящими в одну шеренгу плотным строем. Особое внимание обратить на маятникообразный вынос палок кольцами от себя на первом скользящем шаге и активную постановку палок в снег в момент отталкивания ногой на втором скользящем шаге. Кроме того, акцентировать отталкивание палками, находясь на одной опоре, а маховую ногу активно приставлять в момент окончания отталкивания палками.

3. Учить скользящему шагу:

А) создать представление о технике скользящего шага

Б) учить посадке лыжника

В) учить одноопорному скольжению

Г) учить активному выносу маховой ноги

Д) учить отталкиванию ногой

Е) учить отталкиванию ногой на параллельных лыжах

Ж) учить в целом работе ног в скользящем шаге

4.Углубленно разучить технику одновременного бесшажного хода

5.Разучить цикл одновременного двухшажного хода

6.Дальнейшее разучивание цикла хода

7.Углубленное разучивание цикла хода

8.Совершенствовать технику одновременного двухшажного хода

9. Оценить технику одновременного двухшажного хода

II. 1.Дать установку занимающимся на сознательное овладение техникой поворот упором.

2.Создать представление о технике поворота упором

3.Совершенствовать технику прохождения спусков в направлении наискось по склону

4.Изучить положение входа упором в правую сторону

5.Учить технике поворота упором в правую сторону

6.Совершенствовать технику поворота упором в правую сторону

7.Создать представление о технике поворота упором в левую сторону

8.Изучить положение входа в поворот упором в левую сторону

9.Учить повороту упором в левую сторону

10.Совершенствовать технику поворота упором в левую сторону

11.Совершенствовать технику выполнения поворота упором в правую и левую сторону

12.Оценить технику выполнения поворотов упором

Организованно завершить урок.

Дать домашнее задание.

3.Опробование хода занимающимися

1. рассказать о значении скользящего шага для лыжных ходов и технике его выполнения

2. показ скользящего шага

3. первоначальное применение занимающимися скользящего шага

И.п. – стоя в шеренге, ступни параллельно. Сгибая ноги в голеностопных суставах, наклонить голову вперед и согнуть в коленных суставах. Наклоняя туловище вперед за счет сгибания в тазобедренных суставах, перенести вес тела на переднюю часть стопы.

В положении посадки лыжника скользить на правой и левой лыжах, сохраняя равновесие.

Скользящий шаг с акцентом на быстрый пронос маховой ноги около опорной и на ее более позднюю загрузку.

Коньковый ход по уплотненной поверхности снега

Скользящий шаг по учебному кругу в полной координации работы ног

Многократное выполнение циклов одновременного бесшажного хода

Выполнять движения в цикле хода по разделениям:

1.И.П. – окончание цикла одновременного 2шажного хода

2.С шагом правой (левой) ногой маятникообразный вынос палок кольцами от себя

3.С шагом левой(правой)постановка палок в снег кольцами к себе

4.Одновременное отталкивание палками с приставлением маховой ноги

Продвижение одновременным двухшажным ходом по индивидуальным лыжням

Продвижение одновременным двухшажным ходом по учебному кругу

Применить ход на равнине по учебной и тренировочной лыжне

Одновременный двухшажный ход на пологом участке учебного круга и на равнине

Рассказ о значении и месте применения поворота упором в зависимости от крутизны склона, направления движения перед поворотом, состояния снежного покрова, скорости движения и других факторов

1. Показ техники поворота упором в правую сторону, а так же просмотра выполнения поворота упором

2.Опробование поворота упором в правую сторону

1.Спуск в основной стойке наискось по склону в левую сторону

2.Спуск в основной стойке наискось по склону в правую сторону

Спуск в основной стойке в левую сторону по склону в положении входа в поворот упором

Поворот упором в правую сторону на склоне малой крутизны

Поворот упором в правую сторону на склоне средней крутизны или повышенной скорости

1.Показ техники поворота упором в левую сторону

2.Опробование поворота упором в левую сторону

Спуск в основной стойке в правую сторону по склону в положении входа в поворот упором в левую сторону

Поворот упором в левую сторону на склоне малой крутизны

Поворот упором в левую сторону на склоне средней крутизны

Повороты упором в правую и левую стороны по размеченной трассе

1.Поворот упором в правую сторону

2.Поворот упором в левую сторону

1. Передвижение к базе.

2. Построение, рапорт, расчет.

3. Подведение итогов урока, замечания

4. Сдача лыжного инвентаря

2-3 раза по индивидуальной лыжне

3.Пройти учебный круг, выполняя циклы хода на прямых. Учителю прокомментировать попытку выполнения.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ХОДЕ:

- короткие скользящие шаги;

- высоко поднятые кольца палок при выносе их вперед;

- поздняя постановок палок в снег;

- окончание толчка палками при скольжении на двух лыжах;

- общая скованность движений;

- ошибки в технике скользящего шага;

- ошибки в технике одновременного бесшажного хода

Скользящий шаг является основой всех классических лыжных ходов и переходов с хода на ход.

Показ проводится на лыжне преподавателя перед занимающимися, стоящими в одну шеренгу. Особенно выделить: одноопорное скольжение, законченный толчок ногой и активный вынос маховой ноги с последующим ее торможением, маятникообразную работу рук.

Пройти один учебный круг.

Обучение проводить в одношережном строю, учитель поправляет каждого ученика, который принял положение посадки. Ошибки: прогнутая спина в пояснице, сильный наклон туловища, напряженные мышцы рук, расположение веса тела на всей ступне.

Задание выполнять по индивидуальным лыжням, во избежание двухопорных положений маховую ногу ставить и начинать загрузку впереди опорной ноги. Ошибки: потеря равновесия, резкий, неплавный перенос тела с лыжи на лыжу.

Задание выполнять по индивидуальным лыжням. Стремиться закончить загрузку маховой у носка лыжи опорной. Ошибки: нарушение посадки, остановка маховой ноги около опорной.

Разгибать ногу последовательно в тазобедренном суставе, коленном и голеностопном суставах до полного выпрямления толчковой ноги. Сохранять равновесие в одноопорном скольжении на опорной ноге. Ошибки: неполное разгибание ног во время отталкивания, потеря равновесия при скольжении, неполный перенос веса тела с лыжи на лыжу.

Обучение по индивидуальным лыжням; придерживать каблук ботинка толчковой ноги около лыжи почти до полного разгибания ноги в коленном суставе; загрузку толчковой ноги начинать, когда ступня опорной ноги будет на одной линии. Ошибки: неполная загрузка толчковой ноги.

Соблюдать ритм движений, избегать беговых движений при изменении микрорельефа местности, стараясь везде идти хорошим прокатом. Ошибки: ошибки в одноопорном скольжении и отталкивании, общая скованность движений.

Одновременный бесшажный ход выполнять на учебном круге по прямой, имеющей хорошую опору для палок и желательно небольшой уклон. Остальную часть круга продвигаться попеременным 2шажным ходом или произвольно.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ изложены при рассмотрении методики обучения технике одновременного бесшажного хода.

Обучение проводить на индивидуальных лыжнях фронтальным методом, т.е. выполнять движения учителем, который, стоя блоком к занимающимся, делает замечания ученикам.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ УПРАЖНЕНИЯ:

- напряженный, не маятникообразный вынос палок;

- поздняя постановка палок в снег кольцами от себя;

- окончание толчка пальцами выполняется при двухопорном скольжении;

- ошибки одновременного бесшажного хода;

- ошибки скользящего шага

Соблюдать дистанцию между занимающимися 5-7 м. Более слабые ученики должны передвигаться по внутренней лыжне, а сильные – по наружной.

Стараться не упускать занимающихся из-под контроля до тех пор, пока не стабилизируется техника хода.

ОШИБКИ В ТЕХНИКЕ ОДНОВРЕМЕННОГО ДВУХШАЖНОГО ХОДА:

Грубые ошибки в ходе:

- напряженный не маятникообразный вынос палок;

- несогласованность движений рук и ног в цикле хода;

- отталкивание палками выполняется при двухопорном скольжении;

- грубые ошибки скользящего шага;

- грубые ошибки одновременного бесшажного хода.

Второстепенные ошибки в ходе:

- фиксированное, статистическое положение палок на втором скользящем шаге в цикле хода;

- постановка палок в снег кольцами от себя.

Продолжить учебный круг на склоне так, что бы перед поворотом лыжники спускались наискось по склону в левую сторону. Класс построить в одну шеренгу на середине короткого пологого или средней крутизны склона левым плечом вверх. При показе поворот закончить спуском наискось в правую сторону ниже последнего ученика, стоящего в шеренге

Спуск и поворот выполнять учениками по тому же следу, где спускался преподаватель. Сохранять дистанцию между учениками не менее 15 метров

Обратить внимание на то, чтобы вес тела находился преимущественно на нижней, по отношению к склону, лыже, а верхняя была слегка выдвинута вперед. Во избежание бокового соскальзывания обе лыжи нужно поставить на верхние ребра. При достаточной ширине склона можно спуск в левую и правую стороны выполнять последовательно, предварительно затормозив упором до полной остановки.

Контролировать положение веса тела на нижней лыже (внутренней к повороту), пятку левой верхней лыжи (наружной к повороту) отвести в сторону, не загружая её весом тела

Наружную по отношению к повороту лыжу выдвигать на 10-15см, ставя её на внутреннее ребро. Вес тела во время выполнения поворота должен плавно переносится с внутренней на наружную лыжу, туловище наклоняется внутрь поворота. После его завершения необходимо перейти в стойку косого спуска в правую сторону.

Увеличивая скорость перед поворотом за счет более крутого угла спуска или увеличения длины разгона.

Класс построить в одну шеренгу на месте подъема правым плечом вверх. Спуск наискось в правую сторону начать от направляющего, стоящего в шеренге на верху, а закончить поворот в стойке косого спуска в левую сторону ниже последнего ученика в шеренге.

Спуск и поворот выполнять по следу преподавателя, соблюдая дистанцию не менее 15 метров.

Контролировать положение веса тела на нижней лыже (внутренней к повороту), пятку правой верхней лыжи (наружной к повороту) отвести в сторону, не загружая её весом тела

Наружную по отношению к повороту лыжу выдвигать на 10-15см, ставя её на внутреннее ребро. Вес тела во время выполнения поворота должен плавно переносится с внутренней на наружную лыжу, туловище наклоняется внутрь поворота. После его завершения необходимо перейти в стойку косого спуска в правую сторону.

Увеличивая скорость перед поворотом за счет более крутого угла спуска или увеличения длины разгона.

Следить, что бы каждый поворот заканчивался стойкой косого спуска и только после этого начинался поворот в другую сторону.

Если позволит длина и ширина склона, можно выполнять последовательно оба поворота упором:

-чрезмерная загрузка наружной лыжи к повороту, что вызывает сильное торможение;

-малое выдвижение рулящей лыжи(наружной к повороту);

-перекрещивание носков лыж во время выполнения поворота;

-высокая стойка и недостаточный наклон туловища в сторону поворота;

-выведение палок вперед кольцами от себя.

-плоское ведение рулящей лыжи;

-ранний перенос веса тела на наружную к повороту лыжу;

-ошибки в стойках косого спуска.

Передвижение с постепенным снижением интенсивности. Проверить наличие присутствующих на уроке. Посмотреть инвентарь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯУРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ Задачи урока:-образовательные:1. Совершенствование попеременного 2х/ш хода.


План-конспект открытого урока по лыжной подготовке 7 класс

План-конспект открытого урока по лыжной подготовке 7 класс.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В 8 КЛАССЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В 8 КЛАССЕ.


План - конспект открытого урока по лыжной подготовке в 4 классе
План-конспект урока по лыжной подготовке

План-конспект урока по лыжной подготовке для учеников 7 класса.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Тема: Техника спусков, подъёмов, торможений.Цель урока: Привитие интереса к занятию лыжным спортом. Формирование навыков ЗОЖ.Задачи урока:-образовательные: 1. Совершенствование.


План-конспект урока по лыжной подготовке в спортивном зале

Повторение техники одновременного одношажного и одновременного бесшажного ходов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Овладение техникой одновременного бесшажного хода.

3. Развитие силовой и специальной выносливости, быстроты, координации движения

Цель: Привитие интереса к занятию лыжным спортом. Формирование представления об одновременном бесшажном ходе.

План – конспект урока физической культуры

по лыжной подготовке

Никифоровой Ольги Валерьевны

Место проведения: стадион

Тема: Изучение техники одновременного бесшажного хода.

Задачи урока:

2. Овладение техникой одновременного бесшажного хода.

3. Развитие силовой и специальной выносливости, быстроты, координации движения

4. Воспитание дисциплинированности.

Цель: Привитие интереса к занятию лыжным спортом. Формирование представления об одновременном бесшажном ходе.

Тип урока: обучающий.

Методы проведения: фронтальный, поточный, игровой

Инвентарь: лыжный инвентарь.

ОМУ(организационно –методические указания)

I Подготовительная часть 10-12мин

Выход на лыжную базу, выдача инвентаря.

Выход к месту занятий.

Строевые приемы на месте

1.И.п.стоя ноги врозь вращение руками в плечевом суставе на 1-4 вперед, 5-8 назад.

2.И.п.: стойка ноги врозь, руки вперед. На каждый счет повороты туловища поочередно вправо, влево.

3.И.п.стоя ,ноги на ширине стопы , руки вниз; на счет-1-руки вперед;2- руки вниз;3- руки назад; 4- руки вниз

4.И.п стоя ,ноги на ширине стопы, руки вниз; на счет-1-руки вперед;2-руки назад

5.то же, но с небольшим подседанием в момент движения рук вниз.

6.И.п.:ноги врозь, руки на поясе; 1-небольшой наклон туловища вперед, 2-слегка согнуть ноги в колене;3-выпрямить ноги;4- И.п.

7.И.п. ноги вместе, руки на пояс; На 1- приседание руки вперед;2- И.п

8.И.п. стоя ,ноги на ширине стопы , руки вниз. На счет 1-подняться на носки, руки вперед; 2-И.п

9.И.П. - ноги вместе, руки на пояс.

1-2 - прыжки на правой,

3-4 - то же на левой,

5-6 - прыжки на обеих.

Проверка формы одежды, проверка инвентаря.

Напомнить основные требования безопасности при занятиях на уроках лыжной подготовки.

Краткость и четкость в изложении

Обратить внимание на амплитуду движения, спина прямая.

Повороты с максимальной амплитудой

Сохранять положение рук в одной плоскости с плечами

Ноги в колене не сгибаются

Следить за работой рук и ног

Туловище не наклонять, спина прямая

II Основная часть 30 мин

При данном ходе лыжник всё время скользит на двух лыжах, поддерживая скорость сильными одновременными отталкиваниями палками. Ноги в отталкивании не участвуют.

Посадка лыжника (стойка)

Изучение имитации на месте

Имитация одновременного отталкивания руками

1)И.п.- стойка ноги почти прямые и расставлены на ширине ступни, руки слегка согнуты в локтях и вынесены вперед, кисти немного выше головы. Одновременное отталкивание руками с энергичным наклоном туловища вперед до положения параллельно опоре, руки при этом выпрямлены вдоль туловища. Затем мах руками вперед с выпрямлением туловища и возвращение в И.п.

2) Повторить упр.1 с фиксацией положения туловища в моменты начала и окончания толчка руками.

3)Повторить упр.1 с небольшим продвижением вперед. При имитации одновременного толчка руками и наклоне туловища вперед сделать небольшой прыжок на двух ногах вперед

4)Повторить упр.3 с лыжными палками, подчеркивая амплитуду колебания туловища при постановке и отрыве палок от опоры

5)Повторить упр.1 с имитацией граничных поз начала фазы I – скольжение без отталкивания и фазы II –cкольжение с отталкиванием.

6) То же, подчеркнуть начало фазы I отрывом палок сзади от опоры, а начало фазы II постановкой палок впереди на опору.

Выполнение имитации в целом

Построение в колонну по одному.

Прохождение отрезков 30- 50 метров одновременным бесшажным ходом

Прохождение одновременным бесшажным ходом в сочетании с ранее изученными ходами .

Построение в одну колонну

С разгона в 3 шага от стартовой линии одновременным бесшажным ходом делается не более 4 отталкиваний руками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации рассчитаны на обучающихся смешанных групп юноши и девушки, первого года обучения, владеющих основами лыжной подготовки в пределах учебной программы - в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО.

Рекомендации составлены на основе программы физического воспитания обучающихся СПО.

Содержание и характеристика лыжной подготовке учебной деятельности студентов в пределах учебной программы, решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резерв­ные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.

Овладение техникой лыжных ходов, перехода с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий; выполнение перехода с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Сдача на оценку техники лыжных ходов. Умение разбираться в элементах тактики лыжных гонок: распределении сил, лидировании, обгоне, финишировании и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Знание правил соревнований, техники безопасности при занятиях лыжным спортом. Умение оказывать первую помощь при травмах и обморожениях

Примерные конспекты уроков предполагают овладение основами способов движений на лыжах, сдачу учебных нормативов и норм комплексов ГТО. Последовательное изучение материала и временная дозировка упражнений будут способствовать успешному освоению программы.

Учитывая особенности занятий этим видом спорта (метео – условия, качество смазки лыж и т. д), прием нормативов планируется на уроке 5. Зачет по основам техники способов движений на лыжах и повторный прием учебных нормативов предполагает заключительный урок 7.

Примерными конспектами уроков рекомендуется пользоваться следующим образом: переписать конспект, посмотреть, каким способом передвижения предложено обучать на уроке; прочитать в одном из рекомендованных пособий описание техники выполнения этих способов передвижения; если необходимо, сделать для себя дополнительные записи в конспекте переписанного урока; прочитать в пособии, как рекомендуется обучать этому способу передвижения; уточнить характер наиболее часто встречающихся ошибок.

МЕСТО ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Место занятий по лыжной подготовке по возможности должно быть защищено от ветра. Хорошо если на месте занятий проложено 2—3 рядом идущие лыжни. Длина учебно-тренировочного круга может быть от 500 м до 2—3 км. Внутри учебно-тренировочной лыжни или рядом целесообразно проложить небольшую замкнутую лыжню 200—300 м (учебный круг). На ней можно разучивать и совершенствовать технику лыжных ходов.

Лыжни должны быть тщательно измерены. Это позволяет не только более точно определять тренировочную нагрузку на уроках и, что особенно важно, на самостоятельных занятиях во внеурочное время. Учет учащимися числа пройденных километров приучает их к организованности и повышает интерес к занятиям.

Хорошо подготовленные лыжня и учебный склон — непременное условие правильной организации лыжной подготовки.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 1

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: обучение строевым приемам с лыжами в руках, затем на лыжах; обучение поворотам на месте; а также попеременному двухшажному ходу. Развитие общей выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы, объяснение задач урока.

Строевым приемам обучать в шеренге возле базы.

3. Передвижение к месту занятий.

Данная часть является также разминкой.

4. Подготовка учебной площадки.

2. Основная часть

1. Поворот на месте переступанием, махом вправо и влево.

Обучение повороту в разомкнутой шеренге.

2. Обучение попеременному двухшажному ходу:

Объяснение и показ на учебной площадке с уклоном 2 – 5°

а) посадка лыжника на месте.

При объяснении не детализировать, подчеркнуть главное.

б) одноопорное положение лыжника на месте

Обратить внимание на перенос веса тела на опорную ногу при сохранении посадки.

в) передвижение скользящим шагом с целью освоения толчка лыжей.

Особое внимание обратить на отталкивание ногой вперед, а не вверх, маховый вынос ноги после толчка и скольжение на согнутой ноге.

г) передвижение скользящим шагом без палок с размахиванием рук (как при ходе с палками).

Обратить внимание на согласованность движений рук и ног.

д) размахивание рук на месте в положении посадки.

3. Равномерная тренировка (юноши – 3 – 4 км, девушки – 2 – 3 км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы.

Сделать замечания по уроку, дать задания на воскресенье

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 2

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование попеременного двухшажного хода; обучение повороту прыжком с опорой на палки, а также одновременному бесшажному ходу; обучение одновременному одношажному ходу и спускам в основной, высокой и низкой стойках. Развитие общей выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы, объяснение задач урока.

2.Постановка на лыжи.

3.Передижение к месту занятий.

Разъяснить маршрут, назначить замыкающего.

2. Основная часть

1.Обучение повороту прыжком с опорой на палки.

Обратить внимание на прыжок вверх, группировку и мягкое приземление.

2.Совершенствование попеременного двухшажного хода. Передвижение скользящим шагом с палками в руках.

Учебная площадка с уклоном 2 – 5°.

Объяснить работу рук.

3.Обучение одновременному бесшажному ходу.

Учебная площадка с хорошо укатанной лыжней и опорой для палок. Объяснение и показ движений рук, туловища.

4.Обучение одновременному одношажному ходу.

Обратить внимание на согласование шага ноги с отталкиванием двумя палками.

5. Обучение спуску в основной, высокой и низкой стойках.

Проводить на пологом склоне.

6.Равномерная тренировка ( юноши – 4-5 км, девушки – 3-4 км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе

2.Подведение итогов занятия. Указание на основные ошибки и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы.

Краткий анализ урока, самостоятельное задание на воскресенье.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 3

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование попеременного двухшажного хода и способов спусков; обучение одновременному двухшажного ходу и подъемам полуелочкой и елочкой; обучение торможению плугом. Развитие специальной выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы, объяснение задач урока.

2.Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Совершенствование попеременного двухшажного хода.

Учебная лыжня 1,5 – 2 км, местность – слабопересеченна. Обратить внимание на правильный толчок ногой и одноопорное скольжение.

2.Обучение одновременному двухшажному ходу.

На отрезке учебной лыжи 100 – 150 м с уклоном 2 – 5 °. Объяснение, показ и выполнение хода в целом.

3.Совершенствование способов спуска.

На учебном склоне.

4.Обучение подъемам полуелочкой и елочкой.

Обратить внимание на постановку лыж по ребрам.

5.Обучение торможению плугом.

Показать на месте, затем разучить на склоне средней крутизны.

6.Переменная тренировка (юноши – 3 км с 2-3 ускорениями, девушки 2 км с 2-3 ускорениями)

Местность – слабо пересечения.

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения.

Отметить степень усвояемости материала каждым обуючащимся.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 4

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование способов ходов; обучение переходу попеременного двухшажного хода к одновременным ходам и повороту переступанием и плугом; совершенствование торможений и поворотов плугом. Развитие скоростной выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка группы. Объяснение задач урока. Постановка на лыжи.

2. Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Совершенствование способов ходов.

На учебной площадке с уклоном 2 - 5°.

2.Обучение перехода от попеременного двухшажного к одновременным ходам (комбинированные ходы).

Объяснение, показ, опробование.

3.Обучение повороту переступанием.

На учебном склоне средней крутизны.

4. Обучение повороту плугом.

Обратить внимание на постановку внешней к повороту лыжи на ребро и перенос веса тела на нее.

5.Совершенствование торможений и поворотов плугом

Регулировать скорость спуска, переходя

поочередно в широкий и узкий плуг.

6.Повторная тренировка (юноши – отрезки 200-250 м, девушки 100-150 м,) или эстафета до 0,5 км.

Местность слабо пересечения.

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы.

Задание на воскресенье: переменная тренировка (юноши – 6 км, девушки – 4 км).

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 5

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование способов ходов; прием зачетов по технике попеременного двухшажного хода и учебных нормативов.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы.

Объяснение задач урока. Постановка на лыжи.

2. Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Совершенствование способов ходов.

На учебной лыжне.

2.Прием зачета по технике попеременного двухшажного хода

Обратить внимание на одноопорное скольжение и согласованное движение рук и ног.

3.Прием учебно – контрольных нормативов.

Использовать учебную лыжню (юноши – 5 км, девушки – 3 км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения. Задания для самостоятельной работы.

Объявить результаты зачетов, задачи следующего урока.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 6

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: совершенствование способов ходов, спусков и поворотов переступанием. Развитие специальной выносливости.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы, объяснение задач урока. Постановка на лыжи.

2. Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Совершенствование способов ходов.

На учебной лыжне.

На учебном склоне средней крутизны.

3.Совершенствование поворотов переступанием

4.Переменная тренировка (юноши - 6 км с 3-4 ускорениями до 0,5 км, девушки – 4 км с 3-4 ускорениями до 0, 3 км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения.

Зачет по технике способов движений и учебным нормативам.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА 7

Дата проведения урока…

Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи урока: прием зачета по технике одновременных ходов и способов подъемов спусков, поворотов. Прием учебных нормативов.

Часть урока

Организационно методические указания

1. Подготовительная часть

1.Построение, прием рапорта, проверка списка группы. Объяснение задач урока. Постановка на лыжи.

2. Передвижение к месту занятий.

2. Основная часть

1.Прием зачета по технике одновременного бесшажного хода.

На учебной лыжне с уклоном 2 - 5°.

2.Прием зачета по технике одновременного одношажного хода.

3.Прием зачета по технике одновременного двухшажного хода.

4.Прием зачета по технике спусков и подъемов.

На учебном склоне средней крутизны.

5.Прием учебных нормативов.

На учебной лыжне (юноши – 5 км, девушки – 3км).

3. Заключительная часть

1.Передвижение к базе.

2.Подведение итогов занятий. Указание на основные ошибки и пути их устранения.

Объявление результатов зачетов по лыжной подготовке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб, пособие для учащихся пед, уч-щ по спец. - М.: 1910 "Физ. культура". - М.: Просвещение, 1988 - 192 с.

2. Решетников Н.В. Физическая культура [Электронный ресурс] – М.: Академия, 2014.

3. Решетников Н.В. Физическая культура учебник- М.: Академия, 2016.

4. Сорокин С.Г. Лыжная подготовка в физкультурных вузах; Учебное пособие. – Омск, 1999.-84с.

5. Смирнов, А.А. Искусство и основные принципы смазки лыж: Учеб. пособие. М., 2006

6. Осинцев В. В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 класс: Методическое пособие - Москва: Владос-Пресс, 2001.

7. В.Д.Евстратова, Б.И. Сергеева, Г.В. Чукардина. Лыжный спорт: Учеб, для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

Читайте также: