Конспект урока силуэтная аппликация

Обновлено: 06.07.2024

Цель занятия: Совершенствование умений в технике силуэтной аппликации

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Закрепление основных технологических знаний, терминов, умений.

• Научить применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

• Развитие в детях личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности

Возраст обучающихся: 10 -11 лет. Продолжительность занятия: 45 минут.

Музыкальное сопровождение: новогодние мелодии. Тип занятия: проблемный

Форма занятия: дизайнерская мастерская

Оборудование: компьютер; выжигатель; стекло; шаблоны игрушек, гладильная доска, утюг, флизелин, ткань креп-сатин, пайетки, узкие ленточки, элементы аппликации: цветочки, бантики.

Межпредметные связи: рисование, история, технология.

Методическое обеспечение занятия

Большой плакат с елочными игрушками (от старинных раритетных, до эксклюзивных); Большой плакат с офтальмотренажером.

Задание: Расставь последовательность в технологической карте силуэтной аппликации.

Практическое задание: Прижигание одной детали игрушки к другой. Дизайнерское оформление игрушки.

План подготовки занятия:

Подбор методического и дидактического материала для занятия:

Образцы и рисунки в технике силуэтной аппликации

Изготовить карточки с проблемным заданием по инструментам и материалам – 4 конверта (30 карточек в каждом конверте с изображением инструментов, материалов и приспособлений);

Карточки с технологической последовательностью выполнения силуэтной аппликации -8 штук

Снежинки 16 штук (одна сторона - голубая, другая - розовая)

Подготовить презентацию детских работ на компьютере.

Изготовить большой плакат с елкой и петельками на ней, для удобства крепления игрушек.

Большой плакат с елочными игрушками (от стариных раритетных, до эксклюзивных)

Большой плакат с офтальмотренажером.

Количество обучающихся –– 8 – человек Место проведения – кабинет для проведения занятий.

Творческая часть занятия: Ход занятия.

Организационный момент (приветствие, объявление темы и цели занятия)

Вы все прекрасно знаете, что скоро самый замечательный и долгожданный зимний праздник - Новый Год. И все стараются красиво нарядить, украсить, основной символ нашего праздника – елку. Наряжают елку по-разному, и каждая не похожа ни на одну другую. Кто-то покупает готовые игрушки в магазине, а кто-то делает их своими руками. Для одних людей это хобби, для других профессия, для третьих необходимость изготовления игрушек заключается в отсутствии средств и возможностей, например у детей в детских домах. Как вы думаете, могли бы мы с вами помочь детям одного из детских домов украсить елку к Новому году?

Ответы детей: могли бы сделать игрушки

О каком животном идет речь?

Ответы детей: Лошадка

украшение елки к Новому году. Цель занятия: Совершенствование умений в технике силуэтной аппликации. Давайте представим, что мы с вами не на занятии, а работаем в дизайнерской мастерской. Как вы думаете, чем занимаются дизайнеры? Каков результат дизайнерского труда?

Ответы детей: мебель, одежда, бытовая техника, машины и т. д

Вы правы, мы всюду сталкиваемся с предметами придуманными дизайнерами - всего коснулись руки и мысли этих творческих людей. Дизайнер конструирует не только предметы или интерьеры, он конструирует образ жизни человека, новые функции предметов. Все то, что нас с вами окружает, когда-то придумали дизайнеры. Они создают предметно-пространственную среду "подгоняя" ее под нужды человека и общества. И мы с вами попробуем немножко поработать дизайнерами. Итак мы с вами решили помочь детям одного из детских домов оригинально украсить елку к Новому Году, используя технику силуэтной аппликации (показываю елку) (см.приложение №1) Давайте вспомним, какие приемы гильоширования используются в технике силуэтной аппликации?

Ответы детей: выжигание, прижигание

Правильно выжигание по шаблону и прижигание на основу. А какие инструменты используются в технике силуэтной аппликации, вы сейчас выберете, вспоминая технологический процесс изготовления силуэтной аппликации. Будете работать парами, как сидите за столами. У каждой пары на столе лежит конверт. В конверте картинки инструментов и материалов. Вам предлагается выбрать инструменты и материалы, необходимые для техники изготовления силуэтной аппликации (см. приложение №2) Из выбранных предметов, каждая пара, выбирает один и объясняет его назначение. Следующая пара не повторяется и рассказывает о другом предмете.

Заслушивание детей

По этой теме у нас уже было занятие, давайте повторим технологическую последовательность выполнения силуэтной аппликации. На карточках, где есть изображение самой операции и инструменты, необходимые для её выполнения, вам необходимо расставить последовательность выполнения силуэтной аппликации самостоятельно (см. приложение №3)

Самостоятельная работа детей

Мы с вами уже выбрали инструменты, повторили последовательность выполнения силуэтной аппликации и знаем, как выглядит силуэтная аппликация (показываю картинку силуэтной аппликации). Мы же не можем повесить картинку на елку. Мы решили, что будем делать игрушку. Давайте определим, какой должна быть игрушка? Какими свойствами она должна обладать?

Ответы детей: яркими, красочными, должна быть жесткой, игрушка должна иметь подвеску.

На прошлом занятии мы с вами подготовили яркую ткань, проклеили её флизелином, чтобы придать ей жесткость. Использовали шаблон лошадки, добавили свои персонажи: зайчика, белочку и поросенка. Выжгли обе части игрушки и подготовили элементы для её оформления.

Теперь нам нужно соединить обе части игрушки приемом прижигание. Но у вас еще было домашнее задание: Придумать вариант оформления игрушки, используя те материалы, которые мы с вами подготовили: цветочки, бантики, пайетки, ленточки. Все придумали вариант оформления игрушки?

Я буду зачитывать предложения, а вы хором будете отвечать, можно или нельзя этого делать:

• Можно ли отвлекаться от утюжки, оставлять утюг включенным в сеть без присмотра? (Нет)

• Будет ли нарушением работа с утюгом, у которого оголены провода? (Да)

• Можно ли наклоняться близко к месту выжигания? (Нет)

• Нужно ли беречь руки и одежду от прикосновения раскаленной иглы?( Да).

• Оставлять выжигатель без присмотра, включенным в сеть? (Нет).

• Определять на ощупь степень нагрева прибора? (Нет).

Молодцы! Теперь, когда мы повторили с вами основы техники безопасности, переходим к выполнению задания: оформить игрушку, используя те материалы, которые мы с вами подготовили на прошлом занятии и изготовим подвеску к игрушке.

Практическая работа детей. (Музыкальное сопровождение, новогодние мелодии)

Для присутствующих педагогов презентация детских работ на компьютере.

Я вижу, что все справились с практическим заданием. Молодцы. Незабываем про технику безопасности, выключаем все выжигатели, сейчас нарядим елку и немножко отдохнем от работы и дадим отдых глазам, сделаем несколько упражнений на офтальмотренажере. (См. приложение №5) Встаем, подходим к тренажеру и не поворачивая головы, только одними глазами водим по стрелкам, сначала под номером один и т.д

А теперь несколько упражнений для плечевого пояса

Поднимаем плечи, сдвигаем лопатки и опускаем плечи вниз и так 4раза.

Рассаживайтесь, теперь, когда мы отдохнули, давайте порассуждаем.

Как вы думаете, в чем была ваша работа, как дизайнеров?, если шаблоны уже даны, а технологическая последовательность всегда остается неизменной.

Рассуждения детей, обобщение, вывод.

Педагог: Мы с вами уже выполняли силуэтную аппликацию и знаем, что она обычно двух цветов, Каких? Ответы детей: Черно-белая. А мы что сделали? Ответы детей : мы изменили цветность, наши игрушки яркие, красочные. Педагог: Мы воспринимали силуэтную аппликацию, в каком виде? Ответы детей: в виде картинки или панно, которые служили украшением интерьера. Педагог: Мы что сделали? Ответы детей: изменили форму и назначение силуэтной аппликации, она получила новое применение в виде елочной игрушки, изменили и технологию: ткань проклеили, игрушку сделали двойную. Педагог: Что осталось неизменным в нашей силуэтной игрушке? Ответы детей: Технологическая последовательность и приемы - выжигание и прижигание.

Педагог: Итак, мы с вами изменили цвет, форму, назначение и технологию – все это и есть работа дизайнера

Как вы думаете, мы с вами справились с работой дизайнеров - придумали оригинальные авторские елочные игрушки. Ответы детей.

Педагог: Новогодняя игрушка является одним из символов праздника и имеет свою чрезвы чайно интересную историю. Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. До середины 18 века украшения были исключительно съедобными. Это яблоки (сегодня это шары) орехи, всевозможные сладости и фрукты. Со второй половины 18 века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п.

В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом.. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов.

Выстраиваю визуальный ряд (иллюстрации) какие были игрушки раньше и как изменялся дизайн игрушки (приложение №6)

Заключительное слово педагога.

Сегодня вы работали в роли дизайнеров, решая проблему оригинального оформления елки к Новому году для детей одного из детских домов, познакомились с профессией дизайнера, закрепили знания по технологии выполнения силуэтной аппликации, знания по инструментам и материалам, необходимым для техники изготовления силуэтной аппликации, выполняли практическую работу дизайнерского характера. Хотелось бы отметить работу всех девочек. Вы работали, быстро, дружно, успешно справились со всеми заданиями, изготовили великолепные игрушки для елки и оригинально украсили её. А что нового вы узнали на занятии, чему научились? Вы сможете применить знания и умения в жизни?

Ответы детей

Педагог: А теперь давайте оценим занятие и ваше настроение на этом занятии. Каждый подойдет к плакату и возьмет две снежинки и приклеит их. Одна сторона каждой снежинки розовая, другая голубая. (см. приложение №7). Одной снежинкой оцениваем занятие, другой - свое настроение на этом занятии. Если вам занятие не понравилось, вам было не комфортно, было плохое настроение – приклейте снежинки розовой стороной, а если вам занятие понравилось, было комфортно, было хорошее настроение – приклейте снежинки голубой стороной.

Дети приклеивают снежинки .

Педагог: У нас получился снегопад из голубых снежинок. Это значит, что вам понравилось занятие, и у вас осталось хорошее настроение. На этом наше занятие закончено. Желаю вам творческих успехов. Всем большое спасибо. До новых встреч.

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Караева Татьяна Александровна

2. Год, месяц день рождения 24 мая 1961 года

4.Должность педагог дополнительного образования

5. Педагогический стаж работы 14 лет

6. Преподаваемый предмет гильоширование

7. Класс проведения урока 4 количество детей в классе 8 человек

Цель:Продолжать учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных.

Задачи:Знакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения-размещать силуэты диких животных на панораме осеннего леса. Совершенствовать навыки самостоятельного прорисовывания животных по контуру.

Материалы к занятию:Муляжи животных,незавершённая композиция"Осенний лес"(подготовленная воспитателем на ватмане,ножницы,простые карандаши,цветная бархатная бумага,клеящие карандаши,салфетки.

Предварительная работа:Рассматривание диких животных в лэпбуках,тематической папке по экологии о Национальном парке Бузулукский бор,наглядно-дидактическом пособии"Дикие животные".Беседы и составление описательных рассказов о животных леса.

Организационный момент:Чтение стихотворения Ивана Бунина"Сова"

Воспитатель предлагает детям пройти к мольберту с незавершённой композицией"Осенний лес".

-Ребята посмотрите внимательно на композицию,что вы видите?

Дети:Деревья и кустарники,река и облака

Воспитатель:А как вы думаете,кого же здесь не хватает?

Дети:Зверей и птиц.

Воспитатель:А вам хочется поселить разнообразных животных в этом лесу?

Воспитатель:А кто может жить в нашем лесу?

Дети:Лоси,белки,ежи,лисы,зайцы,сова и другие птицы

Работа около столика с муляжами диких животных,рассматривание их и краткая беседа.

Физическая пауза:"Звери вышли в лес густой"

Работа за столами с простыми карандашами,цветной бумагой и ножницами. Воспитатель предлагает задумать своего лесного зверя или птицу,вспомнить их,представить,как они выглядят и попробовать нарисовать,а затем вырезать силуэт. Указание детям-рисовать на оборотной стороне бумаги.

Для образца воспитатель выставляет на мольберте силуэты диких животных.

После того,как силуэты животных готовы,дети переносят их на панораму леса,перемещают их в нужные места,а затем приклеивают их и дорисовывают глаза.

Итог НОД. Чем мы сегодня занимались на аппликации?Каких животных вы поселили в лесу?Перечислите их. Для чего лесу нужны животные и птицы?

Композиция выставляется в приёмную комнату для показа родителям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок совершенства новых знаний, умений и навыков.

Материалы: чёрная тушь, кисти, перо, формат А 3

Цель: выполнить сюжеты из сказок и любимых произведений через силуэтную графику.

-знакомить учащихся с силуэтной графикой, историей происхождения

-знакомить с творчеством зарубежных и отечественных художников;

-научить в процессе работы пользоваться инструментами – пером и кистью;

-формировать умение самостоятельно выбрать сюжет из любимых сказок;

-расширить кругозор знаний;

-развивать у детей творческую фантазию, воображение, глазомер,

мелкую моторику пальцев рук;

-воспитывать любовь к русским народным сказкам, а также волевые

черты характера, как усидчивость, внимание, доводить начатое до конца.

Оборудование

для учителя:

методические пособия:

Образцы силуэтной аппликации, счётной вышивки, книги с силуэтными иллюстрациями;

Иллюстрации сказочных героев:

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Петушок Золотой гребешок

3.Ф.П. Толстой, Елена Кругликова, Елизавета Бем, Ф. Сидо, Ф.Антинг

5. Этъен Силуэт (1709 – 1763)

для учащихся:

Формат А3, карандаш, ластик

Чёрная тушь, перья, кисти

3. Выставка предыдущих работ учащихся в технике силуэтной графики.

Организационный момент.

Подготовка класса к уроку

2.Вводная часть урока.

б) Силуэт как вид графической техники

в) История возникновения силуэта

г) Применение силуэта

д) Творчество художников.

е) Инструменты и материалы

3. Практическая часть урока.

б) Объяснение и выполнение практического задания.

4. Подведение итогов урока.

а) Экспресс – выставка. Просмотр и анализ работ учащихся

б) Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

1.Организационный момент.

Подготовка класса к уроку

2.Вводная часть урока.

б) Силуэт как вид графической техники.

в) История возникновения силуэта

Силуэт как вид графической техники возник в глубокой древности: чёрные плоские профильные фигуры украшают сохранившиеся до наших дней греческие вазы Х I века до нашей эры. А наиболее ранние из силуэтов сохранились в наскальных рисунках. Наши древнейшие предки рисовали контурами, примечая главное – форму предметов. Прошли тысячелетия, прежде чем люди начали дополнять силуэты второстепенными деталями. Силуэтами украшены лучшие образцы античной керамики, горделивые профили на монетах разных времён и стран – по сути, тоже силуэты.

Интересно происхождение названия этого вида искусства. Вырезанный из бумаги силуэт родился во Франции в I половине ХVIII века и в течение короткого времени завоевал всю Европу, а к концу столетия – и Россию.

г) Применение силуэта

Оказывается, в I половине ХIХ века силуэт стал настолько популярен в России, что каждый мало – мальски состоятельный человек заказывал силуэтные портреты близких ему людей.

Во дворцах вельмож и в домах помещиков средней руки часто можно было увидеть однотонные изображения, украшавшие стены жилых комнат или альбомы дам. Чаще всего на силуэтах изображали одного человека, реже группу людей, иногда бытовые сцены.

Таким образом, оригинальное хобби превратилось в распространённый художественный промысел. Чёрное пятно человеческого профиля с дополнительным оформлением и без него становится украшением сервизов, брошек, металлической фурнитуры мебели, появляется в монументальном и декоративно – прикладном искусстве.

Вырезанные из бумаги оригинальные силуэты тоже широко используются. Этот вид называется силуэтной аппликацией.

Где ещё используется силуэт? Оказывается, силуэтные сюжеты – одна из популярных тем счётной вышивки. Силуэтные вышивки имеют ту же эстетику, что и любые другие силуэтные изображения. Они привлекают выразительностью контура, четкостью движений, определённостью предметов. Силуэт вообще занимает особое место в книжном иллюстрировании. Он хорош уже тем, что воспринимается как что – необычное, нетривиальное. Силуэты уместны там, где яркие герои, волнующие сцены. Они выразительны и в то же время не заслоняют текст. Разглядывая внешние очертания, мы дополняем их собственной фантазией и как бы включаемся в творческий процесс воссоздания образов.

д ) Творчество художников.

Вы знаете художников, которые работали в данной технике? Если нет, то послушайте.

е) Инструменты и материалы

Как вы думаете, какие инструменты и материалы можно использовать для выполнения силуэтной графики?

Да, техника исполнения силуэтов была различна. Их вырезали из бумаги и материи, рисовали на картоне и гипсе, наносили на стекло, фарфор, мрамор и слоновую кость. Фон для силуэтов мог быть белым и цветным, золотым и серебряным.

3. Практическая часть урока.

Силуэты делали не только профессиональные художники, но и любители. И мы с вами сегодня будем выполнять сюжеты из сказок, любимых произведений в технике силуэтной графики. Я ещё хочу напомнить, что язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, пятно и тон. А добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только чёрного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого.

б) Объяснение и выполнение практического задания.

Ребята, посмотрите на свои парты, у вас готовы: графический карандаш, тушь, кисть, перо, формат А 3. 1-й этап практической работы – составление эскизов по сказкам, любимым произведениям. 2-й этап – выполнение тушью, используя кисти и перья. Итак, приступаем к практической работе. Желаю удачи!

4. Подведение итогов урока.

а) Экспресс – выставка. Просмотр и анализ работ обобщается и сопровождается чтение отрывка из сказки, произведения.

б) Выставление оценок

5.Домашнее задание.

А теперь, ребята, вам домашнее задание. Что же интересное предстоит нарисовать, вы узнаете, отгадывая загадки.

С водой не знается (Кошка)

На всех тельняшки (Зебра)

На этом наш урок заканчивается, а вы, ребята, выполняя домашнее задание, фантазируйте! Пусть будет гармония и загадка чёрного и белого в вашей творческой композиции.

Задачи:
Образовательные: сформировать представление о нравственном поведении, способствовать пониманию смыслов и ценностей человеческих отношений.
Развивающие: научить аппликативным и композиционным приемам в работе, развивать познавательную активность и мелкую моторику рук воспитанников.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к членам семьи и к окружающим людям.

Раздаточные материалы: клей, ножницы, заготовки черно-белых картинок, бумага желтого цвета, силуэт дома черного цвета.

Предварительная работа: беседа о семейных ценностях.
Методические приемы: беседа-диалог, сюрпризный момент, продуктивная деятельность детей, рефлексия, выставка панно для обозрения в холле.

Мотивационно-побудительный этап:
Педагог напоминает о том, как на прошлом занятии учились соотносить объекты по размеру и высоте. Предлагает детям изготовить коллективное панно в виде большого двухэтажного дома, в окнах которого видны силуэты жильцов.
Сюрпризный момент – детям предоставляются, на выбор, заготовки силуэтов черного цвета. Воспитанники разглядывают свои заготовки, беседуют с педагогом, задают вопросы.


Ожидаемый результат:
Знать – аппликативные и композиционные приемы;
Иметь – представление о жизни людей в сообществе.
Уметь – выстраивать композицию на общий лист, дружно и аккуратно выполнять коллективную работу.

Читайте также: