Нуклеиновые кислоты 9 класс биология конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 9.НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

Задачи : познакомить учащихся с особенностями строения молекул ДНК и РНК, выявить основные различия и общие элементы в строении ДНК и РНК, рассмотреть виды РНК и их значение для организма.

Элементы содержания: нуклеиновая кислота, ДНК, РНК, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил; комплементарность, тРНК, рРНК, иРНК, нуклеотид.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

1.Задание : составьте краткую характеристику особенностей строения и выполняемых функций белковой молекулы в виде:

А) короткого рассказа; Б) опорного конспекта; В) схематического рисунка.

III. Изучение нового материала.

1. Нуклеиновые кислоты впервые были обнаружены в ядрах клеток, в связи с чем и получили свое название. Есть два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). Молекулы нуклеиновых кислот представляют собой очень длинные полимерные цепочки, мономерами которых являются нуклеотиды. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, моносахарида (рибозы или дезоксирибозы) и остатка фосфорной кислоты.

Схема строения нуклеотида

Запомните: последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК всегда строго индивидуальна и неповторима для каждого биологического вида. Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет наследственную информацию клетки. Структуру молекулы ДНК раскрыли в 1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик.

2. Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

Нуклеотиды, входящие в состав РНК, содержат рибозу, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин или урацил (А, Г, Ц, У) и остаток фосфорной кислоты

Состоит из двух полинуклеотидных цепочек, скрученных в виде двойной спирали в направлении слева направо. Нуклеотиды (мономеры) одной из цепочек соединяются парами с нуклеотидами другой цепочки посредством соединения их азотистых оснований: аденин (А) – с тимином (Т), гуанин (Г) – с цитозином (Ц)

Состоит из одинарной полинуклеотидной цепочки

Носитель наследственной
информации: участки ДНК,
кодирующие определенный
белок, являются генами

Обеспечивают синтез в клетке специфических для нее белков.

Информационные РНК (иРНК) – переносят информацию о первичной структуре белков;

транспортные РНК (тРНК) – переносят аминокислоты к месту синтеза белка;

рибосомные РНК (рРНК) – вместе с белками образуют мельчайшие органоиды клетки – рибосомы, в которых происходит синтез белка

3. Специфические свойства ДНК.

Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. При этом способность нуклеотидов к избирательному соединению в пары называется комплементарностью .

На свойстве комплементарности основана способность молекулы ДНК удваиваться. Процесс удвоения ДНК называется репликацией .

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: ГГГЦААТТЦА.

В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.

Задание 2. Какие изменения произойдут с данным участком ДНК при подготовке клетки к делению?

Домашнее задание: § 1.6.

Задание . Достройте к данному участку ДНК участок иРНК. – Г – А – Ц – Т – А – Ц – А – А – Г –


- практиковать учащихся в применении новых знаний для решения задач.

Развивающие:

- развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой;

- развивать логическое мышление через сравнение структуры ДНК и РНК.

Воспитывающие:

- формировать коммуникативные качества личности в здоровьесберегающей среде, умение рационально организовывать свою работу;

Тип урока: комбинированный.

Образовательная технология: элементы проблемного обучения.

Оформление доски: тема урока, таблица, экран.

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Контроль выполнения домашнего задания (проверка ранее усвоенных

4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с новым материалом - 10 мин.

5. Восприятие и осознание учащимися нового материал - 9 мин.

6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний – 9 мин.

7. Подведение итогов, оценивание - 2 мин.

8. Постановка домашнего задания - 1 мин.

I. Организационный момент.

II. Контроль выполнения домашнего задания (проверка ранее усвоенных знаний).

Мы будем искать на этот вопрос ответ в ходе урока.

IV. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с новым материалом.

Учитель. Нуклеиновые кислоты были открыты в 60-х годах 19 века швейцарским ученым Мишером. Он их обнаружил в ядрах клеток и назвал нуклеином (ядро по-латыни нуклеус). Однако в связи с недостаточным уровнем развития лабораторной техники установить точное химическое строение нуклеина Мишер не смог. Лишь к концу 30-х годов 20 столетия был уточнен химический состав нуклеиновых кислот, а также установлено, что имеется два типа нуклеиновых кислот ДНК и РНК и что они входят состав клеток всех без исключения живых существ на Земле.

Для изучения нового материала вам необходимо ответить на вопросы инструктивной карты.

Самостоятельная работа в парах с помощью инструкционной карты и учебника.

Инструкционная карта была роздана до начала урока каждому ученику. Ответы, учащиеся записывают в тетради.

Инструкционная карта

Тема: Нуклеиновые кислоты

Цель: выяснить особенности строения ДНК и РНК и их функции.

Работайте с партнером по парте. Смотрите учебник параграф 1.6, стр. 29-32.

Вставьте пропущенные слова:

1) Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот - …… и ……. , которые содержатся в клетках эукариот в …., также …. …. ……,……

2) Рассмотрите рис. 9, 10, 11. Напишите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК

Схема строения нуклеотида ДНК


Схема строения нуклеотида РНК


3) Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК и РНК?

Напишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК.

Типы нуклеотидов ДНК

Типы нуклеотидов РНК

4) Сколько цепей в молекуле ДНК и РНК?

5) Какими связями соединены цепочки ДНК?

6) В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований молекуле ДНК. Аденину соответствует тимин, а гуанину – цитозин (А-Т, Г-Ц). Используя этот принцип, постройте вторую цепь ДНК: Т-Т-Г-Ц-А-Г-Ц-А

7) Какова функция ДНК?

8) Какие типы молекулы РНК выделяют? Каковы их функции?

V. Восприятие и осознание учащимися нового материал.

-какие вещества называют нуклеиновыми кислотами? (Нуклеиновые кислоты - высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах из поколения в поколении).

- какие типы нуклеиновых кислот существует? (ДНК и РНК);

- где в клетке содержится ДНК? (Ядро, митохондрии, хлоропласты);

- что является мономерами нуклеиновых кислот? (Нуклеотид);

-каковы особенности строения нуклеотидов ДНК? (Азотистое основание, углевод дезоксирибоза и остаток фосфорной кислоты);

-каковы особенности строения нуклеотидов РНК? (Азотистое основание, углевод рибоза и остаток фосфорной кислоты).


- Что собой внешне представляет ДНК? (Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью.)

Слово учителя. В конце 19 века было известно, что в ядре находятся хромосомы, которые состоят из ДНК и белка. Знали, что ДНК передает наследственную информацию, но главное оставалось тайной. Как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК. После 2-х лет кропотливой работы ученые Дж. Уотсон и Ф.Крик предложили изящную и простую модель молекулы ДНК. Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика, и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию.В апреле 1953 года великий датский физик Нильс Бор получил письмо от американского ученого Макса Дельбрюка, где он писал:"Потрясающие вещи происходят в биологии. Мне кажется, что Джеймс Уотсон сделал открытие, сравнимое с тем, что сделал Резерфорд в 1911 году (открытие атомного ядра)".


- Какая прослеживается закономерность в расположении азотистых оснований? (При образовании двойной спирали ДНК азотистые основания одной цепи располагаются в строго определенном порядке против азотистых оснований другой. Обнаруживается важная закономерность: против аденина одной цепи всегда располагается тимин другой цепи, против гуанина – цитозин, и наоборот.)

- Какой принцип называют принципом комплементарности? (Принцип дополнения одного азотистого основания другим.)


Просмотр анимационного фильма “Репликация ДНК”.

Вопросы по фильму: благодаря чему ДНК может самоудваиваться? какое значение имеет репликация ДНК? (Благодаря самоудвоению ДНК, происходят процессы деления клеток.)

В ходе повторного просмотра фильма при выключенном звуке учащиеся комментируют процесс и отвечают на вопросы учителя.

Таким образом, ДНК передает хранящуюся в ней информацию о структуре белковых молекул.

- Каковы особенности внешнего строения молекул РНК? (Молекула РНК, в отличие от молекулы ДНК, - полимер, состоящий из одной цепочки значительно меньших размеров.)


- Какие типы РНК выделяют? (Выделяют три типа РНК, различающихся по структуре, величине молекул, расположению в клетке и выполняемым функциям.)


Какие функции выполняют разные типы РНК?

(р-РНК – участвует в формировании активного центра рибосомы,

т-РНК – транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка,

И-РНК – переносит информацию о структуре белка из ядра клеток к рибосомам, где эта информация реализуется.)

Выводы. Значение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Особенности их химического строения обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул, которые синтезируются в каждой ткани на определенном этапе индивидуального развития. Поскольку большинство свойств и признаков клеток обусловлено белками, то понятно, что стабильность нуклеиновых кислот - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности клеток и целых организмов. Любые изменения строения нуклеиновых кислот влекут за собой изменения структуры клеток или активности физиологических процессов в них, влияя, таким образом, на их жизнеспособность.

VI.Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы содержания: нуклеиновая кислота, ДНК, РНК, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, уроцил; тРНК, рРНК, иРНК, нуклеотид.

Тип урока: комбинированный

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1.Какое из названных химических соединений не является биополимером?

б) глюкоза; г) целлюлоза.

2. Какой из продуктов целесообразно давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержки сил?

а) кусочек сахара;

б) немного сливочного масла;

3. В клетках животных запасным углеводом является:

4. В каком из соединений химические связи между монометрами наиболее прочны?

а) в целлюлозе; б) в гликогене; в) в крахмале

5. Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что жиры:

а) сохраняют воду в организме;

б) выделяют воду при окислении;

в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.

6. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма:

7. Какое из указанных соединений имеет липидную природу?

8. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?

9. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?

а) клетки мышц человека;

б) клетки клубня картофеля;

в) клетки кожицы лука;

г) подкожная клетчатка медведя

10. Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:

А) глюкоза; б) крахмал; в) гликоген; г) лактоза.

11. В каком из названных веществ растворяются липиды?

а) эфир; б) спирт; в) вода; г) соляная кислота.

12. Изменяемыми частями аминокислоты являются:

а) аминогруппа и карбоксильная группа;

в) карбоксильная группа;

г) радикал и карбоксильная группа.

13. Первичная структура белка удерживается:

а) водородными связями;

б) пептидными связями;

в) гидрофобными связями;

г) дисульфидными связями.

14.молекулы белков отличаются друг от друга:

а) последовательностью чередования аминокислот;

б) количеством аминокислот в молекуле;

в) формой третичной структуры;

г) всеми указанными особенностями.

15. Какое из соединений не построено из аминокислот?

16. Как поступают в клетки животных незаменимых аминокислоты?

а) синтезируются в самих клетках;

б) поступают вместе с пищей;

в) поступают вместе с витаминами;

г) поступают всеми указанными путями.

17. Какие белки способствуют отторжению органов и тканей при их пересадке одного организма другому?

а) транспортные белки;

г) строительные белки;

18. В процессе биохимических реакций ферменты:

а) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;

б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;

в) замедляют химические реакции, не изменяясь;

г) замедляют химические реакции, изменяясь.

19. Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:

а) гемоглобин; б) инсулин; в) антитела; г) гликоген;

20. От каких условий зависит действие ферментов в организме?

а) от температуры среды;

в) от концентрации реагирующих веществ концентрации фермента;

г) от всех перечисленных условий.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте:

В результате взаимодействия различных _______ спирализованная молекула белка образует ________ структуру, которая в свою очередь зависит от _______ структуры, то есть от _______ аминокислот в молекуле белка. Субъединицы (отдельные цели) некоторых белков образуют ______ структуру. Примером такого белка является ________.

Задание 2: аминокислот, третичную, первичной, последовательности, четвертичную, гемоглобин.

III. Изучение нового материала.

Нуклеиновые кислоты впервые были обнаружены в ядрах клеток, в связи с чем и получили название. Есть два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота ( ДНК) и рибонуклеиновая кислота ( РНК). Молекулы нуклеиновых кислот представляют собой очень длинные полимерные цепочки, мономерами которых являются нуклеотиды. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, моносахарида ( рибозы или дезоксирибозы) и остатка фосфорной кислоты.

Схема строения нуклеотида


Запомните: последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК всегда строго индивидуальна и неповторима для каждого биологического вида. Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет наследственную информацию клетки. Структуру молекулы ДНК раскрыли в 1953 г. ДЖ. Уотсон и Ф. Крик.

2.Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

Нуклеотиды, входящие в состав РНК, содержат рибозу, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин или уроцил (А,Г,Ц,У) и остаток фосфорной кислоты

Состоит из двух полинуклеотидных цепочек. Скрученных в виде двойной спирали в направлении слева направо. Нуклеотиды ( мономеры) одной из цепочек соединяются парами с нуклеотидами другой цепочки посредством соединения их азотистых оснований:

аденин(А) – с тимином (Т), гуанин (Г ) – с цитозином (Ц)

Носитель наследственной информации: участки ДНК, кодирующие определенный белок, являются генами. Обеспечивают синтез в клетке специфических для нее белков.

Типы РНК:

Информационные РНК (иРНК) – переносит информацию о первичной структуре белков;

Транспортные РНК (тРНК)- переносят аминокислоты к мету синтеза белка;

РибосомныеРНК(рРНК) – вместе с белками образуют мельчайшие органоиды клетки – рибосомы, в которых происходит синтез белка

3.Спецефические свойства ДНК

Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. При этом способность нуклеотидов к избирательному соединению пары называются комплементарностью.

На свойстве комплементарности основана способность молекулы ДНК удваиваться. Процесс удвоения ДНК называется репликацией.

4.Закрепление изученного материала

Задание 1. . Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: ГГГЦААТТЦА.

В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.


Задание2. Какин изменения произойдут с данным участком ДНК при подготовке клетки к делению



Домашнее задание § 2

Задание. Достройте к данному участку ДНК участок иРНК. – Г – А – Ц – Т – А – Ц – А – А – Г –

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты" с презентацией.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Сформировать представления учащихся о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.

Образовательные:

  1. сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
  2. дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
  3. раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.

Развивающие:

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.

Планируемые результаты ( ученики научатся):

  1. Характеризовать (описывать) химический состав строение, виды и значение нук­леиновых кислот в клетке, генетический код;
  2. Знать /понимать термины: комплиментарность, репликация, генетический код;
  3. Сравнивать состав, структуру и функций молекул ДНК и РНК;
  4. Решать элементарные биологические задачи на определение последовательности нуклеотидов


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области имени Воина – интернационалиста С.А. Кафидова

Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме:



Ветренко Ольга Юрьевна

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Сформировать представления учащихся о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.

Образовательные:

сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;

дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.

раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.

Развивающие:

развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, анализировать и систематизировать знания в виде схем и таблиц и др.);

развивать коммуникационные умения (умение грамотно излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них).

развивать объективную самооценку знаний.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.

Планируемые результаты ( ученики научатся):

Характеризовать (описывать) химический состав строение, виды и значение нук­леиновых кислот в клетке, генетический код;

Знать /понимать термины: комплиментарность, репликация, генетический код;

Сравнивать состав, структуру и функций молекул ДНК и РНК;

Решать элементарные биологические задачи на определение последовательности нуклеотидов

I. Организационный момент Мотивация учащихся на активную работу на уроке. (1-2 мин.).

Мотивация к изучению новой темы (1-2 минуты).

Нуклеиновые кислоты, состав, строение молекул (объяснение учителя и показ слайдов )

Принцип комплиментарности в ДНК, репликация ДНК (объяснение учителя в ходе показа слайдов)

Сравнение ДНК и РНК. (самостоятельная работа учащихся с учебником).

IV. Повторение и закрепление материала. (3-4минуты)

V. Домашнее задание и подведение итогов(1-2минуты)


Материалы и оборудование:

мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);

электронная презентация “Нуклеиновые кислоты”, (Приложение 1);

пространственная модель ДНК;

Использованные источники:

электронное учебное пособие “Биология. 6-9 класс “Кирилл и Мефодий”

Структура и ход урока:

Использованные методы и приёмы

Название ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент Мотивация учащихся на активную работу на уроке

Организация начала урока, включение электронной презентации. Ознакомление с критериями оценки за урок, выдача листов самооценки

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест уроку. Получение листов самооценки.

Метод фронтального тестирования

Метод обратной связи, словесное объяснение

Слайды электронной презентации №3-4

Объяснение правил выполнения теста.

Ознакомление с правильными ответами и их пояснение.

Выполнение теста в оценочном листе.

Изучение новой темы.

2. Нуклеиновые кислоты, состав, структура и функции молекул.

3. Принцип комплементарности в ДНК, репликация ДНК

5. Сравнение строения и свойств ДНК и РНК.

Прием постепенного выведения элементов слайда на экран ( способствует для формулирования цели и задачи урока самими учениками)

Прием постепенного выведения объектов на экран

Словесно-наглядный метод, прием постепенного выведения объектов на экран, приём работы с терминами ( семантизации)

Частично поисковый метод , приём решения биологической задачи

Словесно-наглядный метод, прием постепенного выведения объектов на экран приём работы с терминами ( семантизации)

Поисковый метод, применение средств мультимедиа (легкая музыка)

Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока.

(При затруднении учеников через ряд вопросов подводит к понятию наследственности.)

А вот как сегодняшняя тема связана с наследственностью мы узнаем, изучив тему и в конце урока попытаемся ответить на заданный вопрос.

Рассказ учителя об истории открытия, составе и структуре молекул нуклеотидов , нуклеиновых кислот как полимеров, особенностях ДНК и РНК, с демонстрацией слайдов и пространственной модели молекулы ДНК. Словесная мотивация учеников к тому, что внимание и запоминание рассказа учителя поможет им при выполнении самостоятельного задания.

Обращает внимание учеников на рисунок ДНК и задаёт вопрос:

Попробуйте найти закономерность в расположении азотистых оснований в двух цепях ДНК?

Объясняет понятие комплементарности и закрепляет знания на примере решения задачи.

Вопросы ученикам: Благодаря чему ДНК может самоудваиваться? Какое значение имеет репликация ДНК?

Объясняет понятие генетического кода, приводит примеры

Объясняет правила заполнения таблицы в оценочном листе . По ходу выполнения оказывает индивидуальную помощь

Для снижения усталости во время выполнения задания включается музыкальный фрагмент .

Записывают в рабочей тетради тему урока.

Определяют с помощью учителя цели и задачи урока, отвечают на вопросы.

По ходу объяснения делают записи в рабочих тетрадях, отвечают на вопросы учителя.

Внимательно слушают и записывают определения терминов в рабочую тетрадь и участвуют в решении задачи ( один ученик у доски), отвечают на вопросы учителя.

Внимательно слушают и записывают в рабочую тетрадь определение термина и свойства генетического кода

Читайте также: