Нуклеиновые кислоты 9 класс биология конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок 9.НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Задачи : познакомить учащихся с особенностями строения молекул ДНК и РНК, выявить основные различия и общие элементы в строении ДНК и РНК, рассмотреть виды РНК и их значение для организма.
Элементы содержания: нуклеиновая кислота, ДНК, РНК, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил; комплементарность, тРНК, рРНК, иРНК, нуклеотид.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
1.Задание : составьте краткую характеристику особенностей строения и выполняемых функций белковой молекулы в виде:
А) короткого рассказа; Б) опорного конспекта; В) схематического рисунка.
III. Изучение нового материала.
1. Нуклеиновые кислоты впервые были обнаружены в ядрах клеток, в связи с чем и получили свое название. Есть два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). Молекулы нуклеиновых кислот представляют собой очень длинные полимерные цепочки, мономерами которых являются нуклеотиды. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, моносахарида (рибозы или дезоксирибозы) и остатка фосфорной кислоты.
Схема строения нуклеотида
Запомните: последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК всегда строго индивидуальна и неповторима для каждого биологического вида. Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет наследственную информацию клетки. Структуру молекулы ДНК раскрыли в 1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик.
2. Сравнительная характеристика ДНК и РНК.
Нуклеотиды, входящие в состав РНК, содержат рибозу, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин или урацил (А, Г, Ц, У) и остаток фосфорной кислоты
Состоит из двух полинуклеотидных цепочек, скрученных в виде двойной спирали в направлении слева направо. Нуклеотиды (мономеры) одной из цепочек соединяются парами с нуклеотидами другой цепочки посредством соединения их азотистых оснований: аденин (А) – с тимином (Т), гуанин (Г) – с цитозином (Ц)
Состоит из одинарной полинуклеотидной цепочки
Носитель наследственной
информации: участки ДНК,
кодирующие определенный
белок, являются генами
Обеспечивают синтез в клетке специфических для нее белков.
Информационные РНК (иРНК) – переносят информацию о первичной структуре белков;
транспортные РНК (тРНК) – переносят аминокислоты к месту синтеза белка;
рибосомные РНК (рРНК) – вместе с белками образуют мельчайшие органоиды клетки – рибосомы, в которых происходит синтез белка
3. Специфические свойства ДНК.
Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. При этом способность нуклеотидов к избирательному соединению в пары называется комплементарностью .
На свойстве комплементарности основана способность молекулы ДНК удваиваться. Процесс удвоения ДНК называется репликацией .
IV. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: ГГГЦААТТЦА.
В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.
Задание 2. Какие изменения произойдут с данным участком ДНК при подготовке клетки к делению?
Домашнее задание: § 1.6.
Задание . Достройте к данному участку ДНК участок иРНК. – Г – А – Ц – Т – А – Ц – А – А – Г –
- практиковать учащихся в применении новых знаний для решения задач.
Развивающие:
- развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой;
- развивать логическое мышление через сравнение структуры ДНК и РНК.
Воспитывающие:
- формировать коммуникативные качества личности в здоровьесберегающей среде, умение рационально организовывать свою работу;
Тип урока: комбинированный.
Образовательная технология: элементы проблемного обучения.
Оформление доски: тема урока, таблица, экран.
1. Организационный момент - 1 мин.
2. Контроль выполнения домашнего задания (проверка ранее усвоенных
4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с новым материалом - 10 мин.
5. Восприятие и осознание учащимися нового материал - 9 мин.
6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний – 9 мин.
7. Подведение итогов, оценивание - 2 мин.
8. Постановка домашнего задания - 1 мин.
I. Организационный момент.
II. Контроль выполнения домашнего задания (проверка ранее усвоенных знаний).
Мы будем искать на этот вопрос ответ в ходе урока.
IV. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с новым материалом.
Учитель. Нуклеиновые кислоты были открыты в 60-х годах 19 века швейцарским ученым Мишером. Он их обнаружил в ядрах клеток и назвал нуклеином (ядро по-латыни нуклеус). Однако в связи с недостаточным уровнем развития лабораторной техники установить точное химическое строение нуклеина Мишер не смог. Лишь к концу 30-х годов 20 столетия был уточнен химический состав нуклеиновых кислот, а также установлено, что имеется два типа нуклеиновых кислот ДНК и РНК и что они входят состав клеток всех без исключения живых существ на Земле.
Для изучения нового материала вам необходимо ответить на вопросы инструктивной карты.
Самостоятельная работа в парах с помощью инструкционной карты и учебника.
Инструкционная карта была роздана до начала урока каждому ученику. Ответы, учащиеся записывают в тетради.
Инструкционная карта
Тема: Нуклеиновые кислоты
Цель: выяснить особенности строения ДНК и РНК и их функции.
Работайте с партнером по парте. Смотрите учебник параграф 1.6, стр. 29-32.
Вставьте пропущенные слова:
1) Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот - …… и ……. , которые содержатся в клетках эукариот в …., также …. …. ……,……
2) Рассмотрите рис. 9, 10, 11. Напишите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК
Схема строения нуклеотида ДНК
Схема строения нуклеотида РНК
3) Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК и РНК?
Напишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК.
Типы нуклеотидов ДНК
Типы нуклеотидов РНК
4) Сколько цепей в молекуле ДНК и РНК?
5) Какими связями соединены цепочки ДНК?
6) В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований молекуле ДНК. Аденину соответствует тимин, а гуанину – цитозин (А-Т, Г-Ц). Используя этот принцип, постройте вторую цепь ДНК: Т-Т-Г-Ц-А-Г-Ц-А
7) Какова функция ДНК?
8) Какие типы молекулы РНК выделяют? Каковы их функции?
V. Восприятие и осознание учащимися нового материал.
-какие вещества называют нуклеиновыми кислотами? (Нуклеиновые кислоты - высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах из поколения в поколении).
- какие типы нуклеиновых кислот существует? (ДНК и РНК);
- где в клетке содержится ДНК? (Ядро, митохондрии, хлоропласты);
- что является мономерами нуклеиновых кислот? (Нуклеотид);
-каковы особенности строения нуклеотидов ДНК? (Азотистое основание, углевод дезоксирибоза и остаток фосфорной кислоты);
-каковы особенности строения нуклеотидов РНК? (Азотистое основание, углевод рибоза и остаток фосфорной кислоты).
- Что собой внешне представляет ДНК? (Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью.)
Слово учителя. В конце 19 века было известно, что в ядре находятся хромосомы, которые состоят из ДНК и белка. Знали, что ДНК передает наследственную информацию, но главное оставалось тайной. Как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК. После 2-х лет кропотливой работы ученые Дж. Уотсон и Ф.Крик предложили изящную и простую модель молекулы ДНК. Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика, и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию.В апреле 1953 года великий датский физик Нильс Бор получил письмо от американского ученого Макса Дельбрюка, где он писал:"Потрясающие вещи происходят в биологии. Мне кажется, что Джеймс Уотсон сделал открытие, сравнимое с тем, что сделал Резерфорд в 1911 году (открытие атомного ядра)".
- Какая прослеживается закономерность в расположении азотистых оснований? (При образовании двойной спирали ДНК азотистые основания одной цепи располагаются в строго определенном порядке против азотистых оснований другой. Обнаруживается важная закономерность: против аденина одной цепи всегда располагается тимин другой цепи, против гуанина – цитозин, и наоборот.)
- Какой принцип называют принципом комплементарности? (Принцип дополнения одного азотистого основания другим.)
Просмотр анимационного фильма “Репликация ДНК”.
Вопросы по фильму: благодаря чему ДНК может самоудваиваться? какое значение имеет репликация ДНК? (Благодаря самоудвоению ДНК, происходят процессы деления клеток.)
В ходе повторного просмотра фильма при выключенном звуке учащиеся комментируют процесс и отвечают на вопросы учителя.
Таким образом, ДНК передает хранящуюся в ней информацию о структуре белковых молекул.
- Каковы особенности внешнего строения молекул РНК? (Молекула РНК, в отличие от молекулы ДНК, - полимер, состоящий из одной цепочки значительно меньших размеров.)
- Какие типы РНК выделяют? (Выделяют три типа РНК, различающихся по структуре, величине молекул, расположению в клетке и выполняемым функциям.)
Какие функции выполняют разные типы РНК?
(р-РНК – участвует в формировании активного центра рибосомы,
т-РНК – транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка,
И-РНК – переносит информацию о структуре белка из ядра клеток к рибосомам, где эта информация реализуется.)
Выводы. Значение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Особенности их химического строения обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул, которые синтезируются в каждой ткани на определенном этапе индивидуального развития. Поскольку большинство свойств и признаков клеток обусловлено белками, то понятно, что стабильность нуклеиновых кислот - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности клеток и целых организмов. Любые изменения строения нуклеиновых кислот влекут за собой изменения структуры клеток или активности физиологических процессов в них, влияя, таким образом, на их жизнеспособность.
VI.Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
Элементы содержания: нуклеиновая кислота, ДНК, РНК, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, уроцил; тРНК, рРНК, иРНК, нуклеотид.
Тип урока: комбинированный
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1.Какое из названных химических соединений не является биополимером?
б) глюкоза; г) целлюлоза.
2. Какой из продуктов целесообразно давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержки сил?
а) кусочек сахара;
б) немного сливочного масла;
3. В клетках животных запасным углеводом является:
4. В каком из соединений химические связи между монометрами наиболее прочны?
а) в целлюлозе; б) в гликогене; в) в крахмале
5. Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что жиры:
а) сохраняют воду в организме;
б) выделяют воду при окислении;
в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.
6. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма:
7. Какое из указанных соединений имеет липидную природу?
8. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?
9. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?
а) клетки мышц человека;
б) клетки клубня картофеля;
в) клетки кожицы лука;
г) подкожная клетчатка медведя
10. Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:
А) глюкоза; б) крахмал; в) гликоген; г) лактоза.
11. В каком из названных веществ растворяются липиды?
а) эфир; б) спирт; в) вода; г) соляная кислота.
12. Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа;
в) карбоксильная группа;
г) радикал и карбоксильная группа.
13. Первичная структура белка удерживается:
а) водородными связями;
б) пептидными связями;
в) гидрофобными связями;
г) дисульфидными связями.
14.молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот;
б) количеством аминокислот в молекуле;
в) формой третичной структуры;
г) всеми указанными особенностями.
15. Какое из соединений не построено из аминокислот?
16. Как поступают в клетки животных незаменимых аминокислоты?
а) синтезируются в самих клетках;
б) поступают вместе с пищей;
в) поступают вместе с витаминами;
г) поступают всеми указанными путями.
17. Какие белки способствуют отторжению органов и тканей при их пересадке одного организма другому?
а) транспортные белки;
г) строительные белки;
18. В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;
в) замедляют химические реакции, не изменяясь;
г) замедляют химические реакции, изменяясь.
19. Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:
а) гемоглобин; б) инсулин; в) антитела; г) гликоген;
20. От каких условий зависит действие ферментов в организме?
а) от температуры среды;
в) от концентрации реагирующих веществ концентрации фермента;
г) от всех перечисленных условий.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте:
В результате взаимодействия различных _______ спирализованная молекула белка образует ________ структуру, которая в свою очередь зависит от _______ структуры, то есть от _______ аминокислот в молекуле белка. Субъединицы (отдельные цели) некоторых белков образуют ______ структуру. Примером такого белка является ________.
Задание 2: аминокислот, третичную, первичной, последовательности, четвертичную, гемоглобин.
III. Изучение нового материала.
Нуклеиновые кислоты впервые были обнаружены в ядрах клеток, в связи с чем и получили название. Есть два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота ( ДНК) и рибонуклеиновая кислота ( РНК). Молекулы нуклеиновых кислот представляют собой очень длинные полимерные цепочки, мономерами которых являются нуклеотиды. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, моносахарида ( рибозы или дезоксирибозы) и остатка фосфорной кислоты.
Схема строения нуклеотида
Запомните: последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК всегда строго индивидуальна и неповторима для каждого биологического вида. Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет наследственную информацию клетки. Структуру молекулы ДНК раскрыли в 1953 г. ДЖ. Уотсон и Ф. Крик.
2.Сравнительная характеристика ДНК и РНК.
Нуклеотиды, входящие в состав РНК, содержат рибозу, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин или уроцил (А,Г,Ц,У) и остаток фосфорной кислоты
Состоит из двух полинуклеотидных цепочек. Скрученных в виде двойной спирали в направлении слева направо. Нуклеотиды ( мономеры) одной из цепочек соединяются парами с нуклеотидами другой цепочки посредством соединения их азотистых оснований:
аденин(А) – с тимином (Т), гуанин (Г ) – с цитозином (Ц)
Носитель наследственной информации: участки ДНК, кодирующие определенный белок, являются генами. Обеспечивают синтез в клетке специфических для нее белков.
Типы РНК:
Информационные РНК (иРНК) – переносит информацию о первичной структуре белков;
Транспортные РНК (тРНК)- переносят аминокислоты к мету синтеза белка;
РибосомныеРНК(рРНК) – вместе с белками образуют мельчайшие органоиды клетки – рибосомы, в которых происходит синтез белка
3.Спецефические свойства ДНК
Молекула ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. При этом способность нуклеотидов к избирательному соединению пары называются комплементарностью.
На свойстве комплементарности основана способность молекулы ДНК удваиваться. Процесс удвоения ДНК называется репликацией.
4.Закрепление изученного материала
Задание 1. . Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: ГГГЦААТТЦА.
В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.
Задание2. Какин изменения произойдут с данным участком ДНК при подготовке клетки к делению
Домашнее задание § 2
Задание. Достройте к данному участку ДНК участок иРНК. – Г – А – Ц – Т – А – Ц – А – А – Г –
методическая разработка урока по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты" с презентацией.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Сформировать представления учащихся о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.
Образовательные:
- сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
- дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
- раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
Развивающие:
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.
Планируемые результаты ( ученики научатся):
- Характеризовать (описывать) химический состав строение, виды и значение нуклеиновых кислот в клетке, генетический код;
- Знать /понимать термины: комплиментарность, репликация, генетический код;
- Сравнивать состав, структуру и функций молекул ДНК и РНК;
- Решать элементарные биологические задачи на определение последовательности нуклеотидов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области имени Воина – интернационалиста С.А. Кафидова
Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме:
Ветренко Ольга Юрьевна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Сформировать представления учащихся о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.
Образовательные:
сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
Развивающие:
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, анализировать и систематизировать знания в виде схем и таблиц и др.);
развивать коммуникационные умения (умение грамотно излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них).
развивать объективную самооценку знаний.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.
Планируемые результаты ( ученики научатся):
Характеризовать (описывать) химический состав строение, виды и значение нуклеиновых кислот в клетке, генетический код;
Знать /понимать термины: комплиментарность, репликация, генетический код;
Сравнивать состав, структуру и функций молекул ДНК и РНК;
Решать элементарные биологические задачи на определение последовательности нуклеотидов
I. Организационный момент Мотивация учащихся на активную работу на уроке. (1-2 мин.).
Мотивация к изучению новой темы (1-2 минуты).
Нуклеиновые кислоты, состав, строение молекул (объяснение учителя и показ слайдов )
Принцип комплиментарности в ДНК, репликация ДНК (объяснение учителя в ходе показа слайдов)
Сравнение ДНК и РНК. (самостоятельная работа учащихся с учебником).
IV. Повторение и закрепление материала. (3-4минуты)
V. Домашнее задание и подведение итогов(1-2минуты)
Материалы и оборудование:
мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);
электронная презентация “Нуклеиновые кислоты”, (Приложение 1);
пространственная модель ДНК;
Использованные источники:
электронное учебное пособие “Биология. 6-9 класс “Кирилл и Мефодий”
Структура и ход урока:
Использованные методы и приёмы
Название ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент Мотивация учащихся на активную работу на уроке
Организация начала урока, включение электронной презентации. Ознакомление с критериями оценки за урок, выдача листов самооценки
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест уроку. Получение листов самооценки.
Метод фронтального тестирования
Метод обратной связи, словесное объяснение
Слайды электронной презентации №3-4
Объяснение правил выполнения теста.
Ознакомление с правильными ответами и их пояснение.
Выполнение теста в оценочном листе.
Изучение новой темы.
2. Нуклеиновые кислоты, состав, структура и функции молекул.
3. Принцип комплементарности в ДНК, репликация ДНК
5. Сравнение строения и свойств ДНК и РНК.
Прием постепенного выведения элементов слайда на экран ( способствует для формулирования цели и задачи урока самими учениками)
Прием постепенного выведения объектов на экран
Словесно-наглядный метод, прием постепенного выведения объектов на экран, приём работы с терминами ( семантизации)
Частично поисковый метод , приём решения биологической задачи
Словесно-наглядный метод, прием постепенного выведения объектов на экран приём работы с терминами ( семантизации)
Поисковый метод, применение средств мультимедиа (легкая музыка)
Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока.
(При затруднении учеников через ряд вопросов подводит к понятию наследственности.)
А вот как сегодняшняя тема связана с наследственностью мы узнаем, изучив тему и в конце урока попытаемся ответить на заданный вопрос.
Рассказ учителя об истории открытия, составе и структуре молекул нуклеотидов , нуклеиновых кислот как полимеров, особенностях ДНК и РНК, с демонстрацией слайдов и пространственной модели молекулы ДНК. Словесная мотивация учеников к тому, что внимание и запоминание рассказа учителя поможет им при выполнении самостоятельного задания.
Обращает внимание учеников на рисунок ДНК и задаёт вопрос:
Попробуйте найти закономерность в расположении азотистых оснований в двух цепях ДНК?
Объясняет понятие комплементарности и закрепляет знания на примере решения задачи.
Вопросы ученикам: Благодаря чему ДНК может самоудваиваться? Какое значение имеет репликация ДНК?
Объясняет понятие генетического кода, приводит примеры
Объясняет правила заполнения таблицы в оценочном листе . По ходу выполнения оказывает индивидуальную помощь
Для снижения усталости во время выполнения задания включается музыкальный фрагмент .
Записывают в рабочей тетради тему урока.
Определяют с помощью учителя цели и задачи урока, отвечают на вопросы.
По ходу объяснения делают записи в рабочих тетрадях, отвечают на вопросы учителя.
Внимательно слушают и записывают определения терминов в рабочую тетрадь и участвуют в решении задачи ( один ученик у доски), отвечают на вопросы учителя.
Внимательно слушают и записывают в рабочую тетрадь определение термина и свойства генетического кода
Читайте также: