Конспект урока употребление запятой 11 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок 1. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

  • Знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции;
  • Применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

- Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

- Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

Выступление 1-й группы.

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

Выступление 2-й и 3-й групп.

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК СТАВИТСЯ
1. Точка. В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).
2. Восклицательный знак. В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.
3. Вопросительный знак. В конце вопросительного предложения.
4. Многоточие. Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.
5. Запятая. Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.
6. Точка с запятой. Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.
7. Двоеточие. Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.
8. Тире. Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.
9. Скобки. Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.
10. Кавычки. Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А.Дейкиной, Т.Пахновой.

III. Работа с текстом упр. 498 (там же)

- Перескажите текст.
- С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве. ”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

- Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по учебнику А.Дейкиной упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 501 или упр. № 502

Принести учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина

Урок 2. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.

  • Знать особенности пунктуации при сочетании знаков;
  • Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания;
  • Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.

Эпиграф на доске:

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).

Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.

Песчаный 6 косогор нескошенный 6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.

Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.

а) Солдаты их было трое 2 ели не обращая 2 внимания на Пьера.
б) Вхожу все тихо.

2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 516 из учебника А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой (текст стихотворения И.Бунина “Детство”). Взаимопроверка.

- Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. К.Г.Паустовский говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?

Обоснуйте своё мнение.

- Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).

II.

1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).

Задание: Составить цепочку вопросов. Например:

1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:

- при сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?

3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?

2. Работа в парах : взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.

III. Практикум.

1. Работа с текстом упражнения № 514 (II ) из учебника Н.Гольцовой (“Песня о Земле” В.Высоцкого).

- Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?

2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

I вариант.

Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?

Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.

II вариант.

Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?

Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

- Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: по выбору

1) Упр.519 (учебник А.Дейкиной, Т.Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;

Нажмите, чтобы узнать подробности

активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста.

Оборудование:

портрет С. Есенина;

Этапы урока

Лингвистическая разминка (выполнение теста №1, проверка по ключу, записанному на доске).

Работа над темой урока.

 Озвучьте цели нашего урока по формуле: «К концу урока буду знать…,

Обобщение и систематизация пунктуационных правил, регламентирующих постановку запятой в простом и сложном предложениях.

Графически объясните постановку знаков препинания в следующих предложениях (презентация):

Запятая перед союзом И ставится:

А) В простом предложении:

- между однородными членами перед повторяющимся союзом:

Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой (С.Есенин)

Б) В сложном предложении:

- между частями сложносочиненного предложения:

Вот уж осень улетела, и примчалася зима (С. Есенин).

Соловей не поёт, и дергач не кричит (С. Есенин).

- между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И:

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

Запятая перед союзом И не ставится.

А) В простом предложении:

-между однородными членами с одиночным союзом:

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье (С. Есенин).

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова (С. Есенин).

Б) В сложном предложении:

- между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения:

Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена (С. Есенин).

- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И:

Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха

И на ноге внучонка я качала (С. Есенин).

В) Если союз И соединяет два назывных предложения:

Мелколесье. Степь и дали (С. Есенин).

 Зачем нужны запятые в русском языке?

(Без запятых на письме никак не обойтись, ведь они выделяют в предложениях конструкции, которые не входят в общую структуру предложения.

Эти знаки препинания необходимы и при перечислениях, и для отграничения простых предложений в составе сложного. Если говорить о смысловом значении запятых, то эти пунктуационные знаки способствуют созданию в предложениях интонации. В том месте, где стоит запятая, мы обязательно сделаем паузу, выделяя, таким образом, значимые части как семантически, так и эмоционально.

Запятая также берет на себя функцию разделения предложения на смысловые блоки, но при этом объединяя их. Другими словами, запятая – это связующий элемент, который наполняет смыслом все части по отдельности и все предложение в целом.

Функции запятой довольно многообразны. Без этого знака препинания значение письменной речи донести до адресата будет просто невозможно.)

Совершенствование пунктуационных умений на основе знания правил о постановке запятой.

Упражнение для закрепления (у доски работают 3 ученика).

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений:

1. Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом. ( [ ], и [ ]. ССП)

2. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

И над пашнею счастливо созревают зеленя. ([ ], и [ ]. ССП)

3. Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы. ([ ], и [ ]. ССП)

4. Брожу по улицам и лужам

Осенний день пуглив и дик. ([О и О],[О и О].БСП)

5. Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

([О и О]. Простое с однородными сказуемыми).

6. Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

([О и, |_._._|, О О и О О и О]. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

. Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Слово учителя

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений.

Ученица читает стихотворение С.Есенина.

Подсказки: поэт, классик "Серебряного века"; место рождения: Константиново, Рязанская область, Россия.

Итак, следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина Аллы Максимовны Марченко – критика и литературоведа.

Работа с текстом.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Вопросы к тексту

1. Укажите, какие из приведенных характеристик соответствуют данному тексту:

художественный стиль речи;

публицистический стиль речи;

тип речи  описание;

тип речи  повествование;

задача речи  дать информацию о творчестве С. Есенина.

2.На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

Чем покорил своих читателей Есенин?

Каковы характерные черты есенинского стиля?

С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?

3.В каком предложении используется сравнительный оборот?

А) 2; Б) 4; В) 9; Г) 12;

4.В предложении №14 автор использует метафорическое выражение

смысл этого выражения?

Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда

руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о

Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать

насущные социальные проблемы.

5.Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.

6.Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.

Ответ: связывает однородные члены предложения.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.


На этом уроке мы узнаем подробнее о функциях точки с запятой в предложении. Поговорим о функциях многоточия. И узнаем, что нужно делать, чтобы не злоупотреблять многоточиями.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Трудности русского языка: Употребление точки с запятой и многоточия"

· Поговорим об употреблении точки с запятой.

· Рассмотрим употребление многоточия.

· Выясним, как избежать злоупотребления многоточиями.

Обычно мы чётко понимаем, для чего нам тот или иной знак препинания.

Зачем нам, например, точка? Чтобы заканчивать с её помощью предложение. Причём, точка будет обозначать ровную, спокойную интонацию.

А зачем запятая? Чтобы разделять с её помощью похожие элементы – такие, как однородные члены. Или чтобы выделять что-то дополнительное – обособленное определение, например.

Но есть знаки препинания, функции которых мы представляем себе довольно туманно. Это точка с запятой – мы часто не представляем себе, когда она ставится в предложении.

И это многоточие, которое очень многие люди ставят слишком часто.

Начнём с точки с запятой и выясним, для чего она используется.

Ответ заключён в самом знаке препинания. Этот знак – уже не запятая и ещё не точка, он совмещает функции двух этих знаков.

Значит, он ставится тогда, когда предложение ещё не заканчивается, но нам нужна в нем крупная пауза.

Точка с запятой обычно ставится, когда предложение сильно распространено, и внутри каждой части есть собственные знаки препинания.

Такое может случиться в сложносочинённых предложениях.

Каждый вечер они выбирались на прогулку за город, в парк, в лес; и прогулки эти каждый раз были прекрасны.

Здесь в первой части предложения есть однородные члены, поэтому для разделения частей нам понадобилась точка с запятой.

Вокруг меня сплошь скучные, слишком серьёзные люди, решающие свои взрослые проблемы; но чем дальше, тем больше я становлюсь таким же взрослым, скучным человеком.

А здесь у нас и однородные члены, и ещё и причастный оборот в первой части предложения. Поэтому части мы разделили точкой с запятой.

Но часто точкой с запятой разделяются и части в бессоюзных предложениях – при таких же условиях. Посмотрим на примеры:

С левой стороны от ручья круто вздымалась горная гряда; за ней виднелся древний сосновый лес, побелевший от пройдённых веков и сурово качающий вершинами.

Здесь во второй части есть придаточный оборот, так что части мы разделяем при помощи точки с запятой.

Взвились флаги; зазвучала громкая торжественная музыка; толпа разразилась ликующими криками, взлетевшими под небеса.

Здесь три части, они не связаны по значению и в третьей есть обособленное определение. Так что понадобилась точка с запятой.

Часто точка с запятой используется в предложениях с разными видами связи. Рассмотрим пару примеров.

Мне послышалось, что Семёновна засмеялась; а надо вам сказать, что она вообще была женщиной очень суровой и смеяться не любила.

Здесь мы разделили два сложноподчинённых предложения, связанных между собой сочинительной связью.

Мальчик читал книгу, думал о прочитанном и мысленно рисовал картины приключений; и вместе с тем он слушал мать, которая излагала ему планы на будущее.

Здесь мы разделили простое осложнённое предложение и сложноподчинённое, которые связаны между собой сочинительной связью.

Но точка с запятой может использоваться и для разделения придаточных частей в предложении – в том случае, если эти части связаны однородным подчинением. Например:

Ей вдруг стало грустно оттого, что детство уже заканчивается; что ей, видимо, скоро придётся уехать; что теперь все дни будут не столь светлыми и безмятежными.

Здесь придаточные изъяснительные связаны однородным подчинением и достаточно распространены. Так что мы разделили их точкой с запятой.

Иногда я неистово мечтаю о том, чтобы на земле прекратились бы войны; чтобы не было болезней и розней; чтобы люди стали чуть ближе и терпимее друг к другу.

То же самое – однородные придаточные изъяснительные разделяются точкой с запятой.

Точкой с запятой могут разделяться и просто однородные члены. Но только когда они распространены и у них есть свои знаки препинания. Например:

В темноте смутно проступали самые разные предметы: картина, висящая на стене; обтрёпанный плащ, небрежно брошенный на стул; какая-то рукопись на столе.

Здесь однородные подлежащие осложняются причастными оборотами, поэтому мы разделяем их не запятыми, а точками с запятыми.

Здесь были люди, которые приехали из самых разных городов; люди, для которых поиск золота стал смыслом жизни; люди, которых разорила нужда; люди, которые сделали на прииск последнюю ставку.

А здесь к однородным членам присоединяются придаточные предложения, так что мы разделяем однородные члены точкой с запятой.

Итак, когда употребляется точка с запятой?

С ее помощью разделяются части сложносочинённых и бессоюзных предложений. А также придаточные части при однородном предложении. Или однородные члены предложения. Условие употребления точки с запятой одно и то же: части должны быть распространёнными, и внутри них есть собственные знаки препинания, чаще всего – запятые.

Но для чего нам многоточие?

О, это очень загадочный знак, полный недомолвок! При виде многоточия мы сразу же представляем какой-то перерыв в речи, незаконченность, недосказанность.

И действительно, чаще всего многоточие используется для выражения незаконченности мысли, недосказанности речи.

Не представляю, что здесь можно сделать…

Он, не оглядываясь, махнул рукой и зашагал вдаль…

Я помню это… тёмный вечер… мечущиеся по стенам тени…

Высказывание может быть незаконченным из-за волнения, или из-за обрывов в развитии мысли.

Но иногда многоточие – это примета того, что предложение может быть продолжено. Например:

По всей комнате валялись вещи: ботинки и носки, галстуки и рубашки, монеты, блокноты…

На вечере звучали стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока, Маяковского…

Здесь мы видим некий открытый перечень, который тянется и тянется – и список можно продолжить. Многоточие как раз показывает, что там, дальше, есть продолжение, перечень незакончен.

Часто многоточие используется и чтобы показать разорванность, прерывистость речи.

Говорящий может запинаться, потому что он взволнован или расстроен, или потому что не может подобрать слов.

Многоточием мы обозначаем естественные заминки в речи, которые возникают из-за недоумения, например.

Нужно заметить, что после многоточия может использоваться как заглавная, так и строчная буква.

Наступило тяжкое молчание… Наконец Виктория решилась его нарушить.

Тут незаконченным будет первое предложение, так что следующее предложение пишется с большой буквы.

Стоны… крики… ужасные картины войны… А здесь мы разорвали предложение, чтобы показать прерывистость мысли. В нормальной ситуации на месте многоточия стояли бы запятые. Теперь их нет – запятая поглощается многоточием. И мы пишем всё с маленькой буквы.

Часто мы используем многоточие в цитатах. Например, нам нужно указать, что мы цитируем предложение не с начала.

Вот как это выглядит:

Такое оформление может быть не только при цитатах, но и когда мы продолжаем прерванную чем-то мысль.

Иногда в цитатах мы пропускаем несколько слов. Это мы тоже можем показать при помощи многоточия. Например:

При помощи многоточия мы показываем пропущенные мысли.

Многоточие иногда может ставиться после восклицательного или вопросительного знака. Иногда мы хотим придать восклицательным и вопросительным фразам интонацию незаконченности.

Но тогда получается вот такая громоздкая конструкция, где идёт четыре точки подряд!

Поэтому одна точка из многоточия исчезает.

То же самое происходит с вопросительным знаком.

Получаются вот такие знаки препинания:

Ты точно знаешь, что это так.

Наконец-то рассвело.

Ставится вопросительный или восклицательный знак, а после него две точки.

Многоточиями нельзя злоупотреблять.

Часто в личной переписке люди начинают ставить многоточия после каждой фразы – так они подчёркивают свою неуверенность или просто обозначают паузы. Но это выглядит нелепо! Ведь в письменной речи мы можем остановиться, подумать и написать речь без перерывов!

Многоточие мы встречаем и в произведениях начинающих авторов или в сочинениях учеников. Часто неопытным авторам кажется, что такие предложения выглядят загадочно. На самом деле это выглядит утомительно и достаточно неграмотно.

Многоточие нужно употреблять дозированно.

Итак, когда употребляется многоточие?

Когда мысль не закончена. Когда есть какое-то перечисление с возможностью продолжения. Когда мысль прерывается. Ещё многоточие часто употребляется в цитатах.

В общем, мысль недосказана или прерывается.

Ещё многоточие может стоять после восклицательного или вопросительного знака. Тогда одна из точек убирается, и после этих знаков ставится только две точки.

Тема урока : Запят ая и точка с за пятой в бессоюзном слож ном предложе нии.

Подготовила у рок учитель ру сского язы ка и литературы Сте панова Марина

- формировать у учащихся у мение устанавл ивать смысловые отн ошения

- научить у чащихся с помощью зна ков преп инания правиль но понимать тек ст

и на этой осн ове читать его, со блюдая необ ходимую интонацию;

- совершенств овать орфографическу ю, пу нктуационну ю грамотность у

Ребята, вниматель но посмотрите на тему у рока,поставьте п еред собой цели и

Начнем мы наш у рок с орфограф ической разминки. Н а слайд 2 вы в идите

текст .Выпишите из него сл ова с пропущенн ыми орфог раммами и объясн ите

Весело проб…рать ся по у…кой д оро…ке между двумя стенами в ысокой

ржи. К…лось я тихо бьют вас по лицу , васильки ц… пляются за ноги,

перепела кричат к ругом, лоша дь б…жит л…нивой рысью. Вот и лес. Т ень и

т…шина. Статные осины высок о лепечут над вами; дли( н,н н)ые, висячие

ветки берез едва ше велятся; могу чий дуб ст…ит, как боец, по дле красивой

А теперь давайте в ыразительно прочитаем этот текст. О чём он? Ка кие

Ребята, давайте с вами вспом ним, какие особе нности имеет интонаци я

бессоюзных сл ожных предл ожений, части к оторых разделе ны запят ой и

точкой с запято й? (Употребле ние запятой в бе ссоюзном сл ожном

предложени и делает речь ж ивой; более тесна я связь между предложениям и

передаётся пе речислительно й интонацией; предложения, гд е ставится точка с

запятой, произ носятся с пониже нием го лоса к концу предложения и

значительной паузой между предложениям и; такие предл ожения читаются в

замедленном тем пе, спокойным и несколько п ониженным голос ом).

- Какую роль в ыполняют эти предло жения в тексте? ( Вна чале автор едет к

лесу, впечатлен ия быстро сле дуют одно за другим: «колось я бьют по л ицу,

васильки цепл яются за ноги, пе репела кричат к ругом, лоша дь бежит ленив ой

перечислительн ой интонацией со ср авнительно не большими пау зами между

предложени ями и с пост епенно пов ышающимся голосом перед каж дой

- Но вот автор въе хал в л ес, и новые впечатлен ия охватываю т его. Какие?

Проследите з а темпом речи и пау зами между предложениями. ( Даетс я

из ображени е лесной тишины и спокойст вия. В соответств ии с этим темп

речи замедляетс я, пау зы между предложен иями становятся более

продолжительн ыми, голос пе ред паузами у же не повышаетс я, а понижается

почти до точк и, но переч ислительная интонация сохраняет ся)

- Ребята мы не пе рвый урок анализ иру ем тексты. Скажите, в каких текстах

чаще всего вст речаются бессоюзные предложения с за пятой, с точко й

- А как вы думаете, кому из авторов п ринадлежит те кст и почему ?

( И.С. Ту ргеневу. Он глу боко знает при роду, тонко её чу вству ет, умеет

Читайте также: