Особенности природы и населения северных материков 7 класс география конспект

Обновлено: 07.07.2024

Общие особенности природы северных материков. Северная Америка. ГП, история исследования и рельеф.

Открытия нового знания

Индивидуальный, дистанционная форма. Урок проходит через использование программы Skype

Цели урока, планируемый уровень достижения целей:

Общие особенности природы северных материков. Северная Америка. ГП, история исследования и рельеф.

Изучить особенности географического положения, историю исследования и рельеф материка Северной Америки.

Планируемые результаты

-формирование интереса к изучению географии; оценки результата собственной деятельности.

- называть общие особенности природы северных материков, исследователей материка и их открытия;

- описывать географическое положение материка по плану;

- определять закономерности размещения форм рельефа на материке.

Метапредметные:

- определять тему, учебные цели и задачи урока под руководством учителя, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, осуществлять самооценивание;

- уметь работать с различными источниками информации: текстом учебника, картами, схемами и графическими моделями.

- устанавливать причинно-следственные связи.

Skype, компьютер, презентация в Google, учебник, атлас, интерактивные индивидуальные задания learningapps, сервис " Google Планета Земля".

Дидактическая структура урока/время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащегося, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный)

Проверяет готовность ученика к уроку. Приветствует его, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.

Выполняет самооценку готовности к уроку.

Приветствует учителя, настраивается на работу.

Давай улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Начать урок я хочу с вопроса к тебе. Как ты думаешь, что самое ценное на Земле?

Регулятивные:

Самоконтроль готовности к уроку, организация своего рабочего места.

Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Познавательные:

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Организует диалог с учащимся.

Организует постановку проблемного вопроса.

Подводит учащегося к формулированию темы урока. Создаёт условия для формулирования цели и задач урока.

Направляет и контролирует ответы учащегося.

В ходе беседы вспоминает изученные материки и отвечает на вопросы учителя.

Участвует в учебном диалоге с учителем, отвечает на поставленные вопросы.

Просматривает слайды презентации, определяет и формулирует тему урока. Осуществляет запись темы урока.

Под руководством учителя определяет цель и задачи урока.

Какие материки мы изучили?

(Северная Америка, Евразия)

В каком полушарии расположены материки Северная Америка и Евразия?

(Материки находятся в северном полушарии)

С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению северных материков.

Взгляни на фотографию, м ожно ли точно определить, к какому северному материку принадлежит этот ландшафт? (нет)

Почему? ( Северные материки имеют общие черты).

Какие мы можем выделить общие черты? Посмотри на представленные фотографии и назови общие черты северных материков.

(Расположены в северном полушарии . Большая часть материков расположена в умеренных широтах, где преобладает лесная природная зона – тайга.

Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым континентом – Лавразия.

Территория Северной Америки и Евразии в прошлом неоднократно подвергалась оледенениям).

Но, в природе северных материков можно выделить не только общие черты, но и различия.

Внимательно, посмотри на слайды и подумай о каком материке сегодня пойдет речь? (Северная Америка)

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

- Я уже знаю об Северной Америке…..

- Я хочу узнать об Северной Америке…..

По какому плану будем изучать материк? С чего мы начинаем изучать материк?

(при затруднении обратиться к учебнику, выделить план по пунктам параграфов)

Тема урока: Северная Америка. ГП, исследование и рельеф.

Попробуй определить цель урока.

Что нам поможет в изучении материка? (карты, учебник, опорные схемы, графические модели)

мотивация к изучению предмета.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, выражать свои мысли и идеи, обосновывать свое мнение;

Познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним осознано строить в устной форме;

читать географическую информацию с фотографий.

Регулятивные:

определять тему, цели и задачи урока под руководством учителя.

3. Первичное усвоение новых знаний

Организует практическую работу с картой атласа.

Направляет и контролирует деятельность учащегося.

Составляет устное описание географического положения Северной Америки по плану.

Работает с физической картой атласа, оформляет контурную карту.

Осуществляет самоконтроль и самопроверку своей работы.

ГП Северной Америки

Учащийся в устной форме описывает географическое положение Северной Америки.

Крайние точки и протяженность материка учитель с учащимся определяет с помощью сервиса " Google Планета Земля".

Познавательные:

Выполнять учебное задание, используя алгоритм;

читать географическую карту.

Организует проведение физ. минутки.

Северная Америка имеет длинную береговую линию, так как она сильно изрезана. Множество полуостровов, морей, заливов, островов вдоль берегом материка. Чтобы лучше запомнить объекты предлагаю передохнуть и немного подвигаться.

Учитель демонстрирует экран и на физической карте Северной Америке показывает географические объекты номенклатуры. Обучающийся показывает движением особенности ГП объектов. Если объект расположился на севере материка, то сидя на стуле, туловище от макушки головы вытягивает вверх и поднимает руки. Если учитель называет южный объект, то необходимо встряхнуть плечами и опустить руки вниз, опустить голову. Если объекты находятся на востоке отвести правую руку в сторону, если на западе левую руку.

Список объектов: Канадский арктический архипелаг, остров Ньюфаундленд, полуостров Калифорния, Гудзонов залив, Мексиканский залив, полуостров Аляска, полуостров Лабрадор, полуостров Флорида, Берингов пролив, пролив Шелихова, остров Гренландия.

Умение снять усталость, переключиться на новый вид деятельности.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Организует самостоятельную работу учащегося с текстом параграфа и графической моделью.

Осуществляет консультационно-координирующую функцию.

Обучающийся отвечает на вопросы учителя:

Работает с различными источниками информации, преобразует ее. Дополняет схему и графическую модель недостающими элементами.

Сопоставляет физическую карту Северной Америки и тектоническую. Делает выводы о размещении форм рельефа на материке.

Почему объекты получили такое название – Гудзонов, Берингов, Шелихова и другие? Что напоминают названия? (фамилии)

После открытия Америки активно стали ее исследовать и осваивать. В этом преуспели не только европейцы, но и русские путешественник.

Что это за путешественники, и какие они открытия сделали ты узнаешь, поработав с текстом параграфа (стр. 210-211). На основе текста необходимо заполнить недостающие элементы графической модели и построить рассказ.

Можно назвать и путешественников тех, кто изучал материк (горы, равнины и др). Что же они для нас открыли? Благодаря им мы можем рельеф изучать на картах.

Предлагаю открыть физическую карту Северной Америки и с ней поработать.

Какие формы рельефа преобладают на востоке и западе? Почему?

Определи закономерности размещения равнин и гор по тектонической карте. Сопоставьте карту физическую и Строение земной коры.

Данные внесем в схему, дополним недостающие элементы. (презентация)

Личностные: сохранение мотивации к познавательной деятельности. Познавательные: установление причинно-следственных связей размещения форм рельефа и полезных ископаемых;

преобразовывать текстовую информацию в графическую (дополнять графическую модель и схему недостающими элементами).

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .

4. Первичное закрепление изученного материала

В ходе игры отвечает на поставленные вопросы учителя.

Осуществляет самоконтроль и самопроверку своей работы.

Учитель называет факты. Учащийся на основе полученных знаний определяет верные факты и неверные.

1. Северная Америка относится к южным материкам? (нет)

2. В Северной Америке представлены все климатические пояса? (нет)

3. Григория Шелихова называют русским Колумбом? (да)

4. На западе материка расположились горы Анды? (нет)

5. В Северной Америке часто возникают торнадо, смерчи, тайфуны?

(Вопрос вызывает затруднение учащегося).

Учитель подводит учащегося к теме следующего урока.

Регулятивные:

Умение оценивать свою работу.

5.Информация домашнего задания.

Предлагает домашнее задание. Учитель обращает внимание на особенности выполнения домашнего задания.

Записывает домашнее задание в дневник, просматривает его в соответствии с комментариями учителя.

Домашнее задание: параграфы 42 и 43. Выполнить практическую работу. Определить географические координаты крайних точек материка, подписать крайние точки и их координаты на контурной карте. Отметить на контурной карте географическую номенклатуру.

Регулятивные: Планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий, задавать вопросы.

Осознание учеником своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Инициировать рефлексию учащегося по поводу психоэмоционального состояния, мотивации ее собственной деятельности и взаимодействия с учителем. Оценивает работу учащихся на уроке.

Проводит самооценку собственной учебной деятельности. Соотносит цель урока и результаты ее полученные, фиксирует степень их соответствия.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Что удалось? Над чем еще нужно поработать?

Сегодня я узнал(а)………….

Сегодня я научился……………

Мне хотелось бы в будущем научиться…………

Регулятивные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Личностные: понимают значение знаний для человека; развивают способность к самооценке.

1. Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс.- М.: ВАКО, 2012. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока географии

Тема урока: Общие особенности природы северных материков

Цель урока: продолжить работу с картами атласа, сравнить материки, выявить общие особенности в географическом положении и компонентах природы северных материков.

Планируемые образовательные результаты

Обучающиеся научаться определять по географическим картам географическое положение материков, размещение крупных форм рельефа, климатических поясов, природных зон, границы древнего оледенения материков;

Научаться анализировать карты и составляет характеристики природных компонентов материков;

Научаться устанавливать причинно-следственные связи между историей формирования территорий материков и их географическим положением; между особенностями строения земной коры и рельефом материков, между климатом и характером расположения природных зон

развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой

планировать свою деятельность под руководством учителя;

оценивать достигнутые результаты;

оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

вести диалог, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

строить логические рассуждения;

составлять целое из частей самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

анализировать информацию и производить поиск недостающей информации в различных источниках;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предположите, куда мы сегодня отправимся.

В каком полушарии расположены материки, которые мы изучали ранее?

В каком полушарии расположены материки Северная Америка и Евразия?

Почему эти материки объединили в одну группу? Нам с вами предстоит узнать на уроке.

- Итак, тема нашего урока – Общие особенности природы северных материков. Запишем ее в тетради

Отвечают на вопросы. Высказывают собственные точки зрения.

Запись темы урока в тетради

III этап. Целеполагание

- По каким критериям мы будем сравнивать данные материки?

1. Географическое положение

4. Природные зоны

Формулирование целей урока

1. Географическое положение

5. Природные зоны

- Открываем физическую карту, определите, в каких полушариях расположены северные материки?

- Посмотрите по карте и ответьте, от каких и до каких широт простираются северные материки?

- В районе каких широт расположена большая часть Евразии и Северной Америки?

- Сколько океанов омывает берега Северной Америки?

- Посмотрите по “физической карте” стр. 2-3 и назовите, какие океаны омывают Евразию?

- Какие - Северную Америку?

- В чем сходство и различие?

- Откройте атлас на странице 40 и по таблице “Общие сведения материков” посмотрите, какое место по площади среди всех материков занимает Евразия и Северная Америка?

Итак, Общие черты географического положения северных материков:

1. Расположены в северном и западном полушариях;

2. Материки простираются от арктических широт до экватора;

3. Большая часть материков расположена в умеренных широтах.

4. Материки омывают океаны – Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Различия географического положения северных материков:

1. Берега Евразии омывает 4 океана и Северной Америки - 3.

2. Евразия расположена так же и в восточном полушарии.

- Какой компонент природы следует рассматривать вслед за географическим положением?

- Какой картой необходимо воспользоваться для составления характеристики?

- Посмотрите по физической карте мира и назовите общие особенности рельефа северных материков?

- В какой части Северной Америки расположены горные цепи?

- В какой части окраины материка Евразии расположены горные системы?

- Скажите ребят, а если разница между понятиями “горная цепь” и “горная система”?

- Как в Кордильерах, так и на восточном побережье Евразии много действующих вулканов, часты землетрясения, порой разрушительные.

- С чем связано образование гор и расположение горных цепей?

- Сопоставьте “физическую карту мира” и “карту строения земной коры” и ответьте, что находится в основании:

А. горных территорий

Б. равнинных территорий

- Посмотрите по карте и назовите, на какой платформе расположены равнинные территории Северной Америки?

- На какой плите расположены равнинные территории Евразии?

Только на территории Евразии есть горы, которые поднимаются выше 7 и 8 км. В Гималаях находится самая высокая точка Земли (Эверест – 8848м). В Евразии расположено и самое низкое место суши – берег Мертвого моря (395м ниже уровня океана).

- В каком направлении вытянуты все крупные формы рельефа Северной Америки?

В Евразии горы в отличие от других материков образует два гигантских пояса, один это Альпийско - Гималайский, который протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до Тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Памир, Гималаи.

- От куда и куда протягивается Альпийско-Гималайский пояс?

Второй пояс - Тихоокеанский, включает в себя горы Чукотки, Камчатки, Сихотэ-Алинь, Анды, Кордильеры, островные дуги Тихого океана.

- От куда и куда Тихоокеанский пояс простирается?

Итак, черты сходства

большую часть территории северных материков занимают равнины, а по окраине материков сформировались горы.

1. Только на территории Евразии есть горы, которые поднимаются выше 7 и 8 км. В Евразии расположено и самое низкое место суши – берег Мертвого моря (395м ниже уровня океана).

2. В Северной Америке все крупные формы рельефа вытянуты

В Евразии горы в отличие от других материков образует два гигантских пояса. Один из которых вытянут с востока на запад, а другой с севера на юг.

3. В Северной Америки горные цепи расположены в западной и восточной части окраины материка, а на территории Евразии – в южной и восточной.

Прочитаем вслух раздел “Общие черты рельефа”, стр. 41.

Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым континентом – Лавразия. Затем между ними образовался Атлантический океан. Оба материка в дальнейшем то соединялись, то разъединялись. На месте нынешнего Берингова пролива, ширина которого не превышает 86 км, относительно недавно существовал своеобразный сухопутный мост, соединявший материки. По этому мосту из Азии в Северную Америку проникли люди – предки нынешнего коренного населения Северной Америки.

Территория Северной Америки и Евразии в прошлом неоднократно подвергалась оледенениям. Причина их появления - общее похолодание климата.

Последнее оледенение закончилось около 10-15 тыс. лет назад. Древний ледник покрывал обширные территории обоих материков. Считают, что толщина льда достигала 3 км. Материковые льды в Евразии спускались со Скандинавских гор и покрывали также Альпы, Карпаты, Пиренеи. Лед покрывал значительную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. В Западной Европе ледник доходил до подножия Карпат. В Северной Америке в период наибольшего оледенения лед покрывал примерно 2/3 материка и заходил южнее Великих озер.

Древнее оледенение оказало большое влияние на формирование современных природных условий. Возникли ледниковые формы рельефа в виде холмов и даже возвышенностей. Движущийся ледник выпахал котловины разных размеров, впоследствии заполненные талыми водами. Образовались многочисленные озера, от громадных, напоминающих моря, до самых мелких. И в Евразии, и в Северной Америке появились целые озерные края.

Ледники уничтожили существовавшие ранее теплолюбивые виды растений и животных. Лишь немногие смогли пережить это суровое время. Это северный олень карибу, овцебыки, а из растений - различные мхи и лишайники.

Рассмотрим общие климатические условия северных материков.

- По климатической карте стр. 7 посмотрите и ответьте в каких климатических поясах расположены Северная Америка и Евразия?

- Какие отмечаются различия?

- В каком климатическом поясе расположена большая часть северных материков?

- Сопоставьте климатическую карту, стр. 7 и карту природные зоны стр. 8, и посмотрите, какая природная зона преобладают в умеренном климатическом поясе?

В тайге растут хвойные деревья, смешанные и широколиственные леса. Многие породы деревьев – сосны, ели, пихты, клены и березы - одинаковы на обоих материках.

- Есть природные зоны, которые встречаются только на территории Северной Америки или Евразии?

- Вспомним, какая отмечается закономерность в размещении природных зон?

- Определите, в каких частях северных материков природные зоны имеют широтное простирание и чем это можно объяснить?

- Объясните причины почти меридионального простирания некоторых зон Северной Америки и Евразии.

Итак, сходство в том, что

большая часть территории Северной Америки и Евразии расположены в умеренном климатическом поясе, в котором преобладает лесная природная зона – тайга.

На материке Евразия представлены все климатические пояса Земли, а на материке Северная Америка за исключением экваториального климатического пояса.

На островах Евразии сформировалась зона влажных экваториальных лесов (в зоне экваториального климатического пояса).

- В Северном, западном и восточном.

- В том, что Северная Америка и Евразия расположены в северном и западном полушариях.

- Различия в том, что Евразия так же располагается и в восточном (большая часть территории материка) полушарии.

- От арктических широт до экватора.

- В умеренных широтах.

- Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

- Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

- Сходство в том, что берега Северных материков омывают Тихий океан, Атлантический океан и Северный Ледовитый океан. А отличие в том, что берега Индийского океана омывает также Индийский океан.


В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением и особенностями природы Северных материков: Северной Америки и Евразии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Северные материки"

Мы завершили изучение материков южного полушария. К ним относятся Африка, Австралия, Южная Америка, и наконец Антарктида. Однако, кроме южных материков на Земле выделяют ещё и северные!

Сегодня на уроке мы:

· познакомимся с материками северного полушария,

· исследуем их географическое положение и природные особенности.

Обратимся за помощью к карте. На Земле выделяют шесть материков: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида расположены к югу от экватора, поэтому они являются южными материками. А вот оставшиеся два материка: Северная Америка и Евразия находятся к северу от экватора, поэтому они и считаются северными материками.


В северном полушарии суша занимает большую часть, чем в южном. Северная Америка и Евразия обладают общими особенностями природы по причине их географического положения.

Таким образом, географическое положение Северной Америки и Евразии имеет общие черты. Давайте попробуем выяснить, какие.

Посмотрите внимательно на карту. Оба этих материка вытянуты с севера на юг от арктических широт до экватора. А обширные территории Северной Америки и Евразии расположены в умеренных широтах.


Как географическое положение влияет на особенности природы материков?

От географического положения зависит количество получаемых поверхностью материка солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года. В свою очередь климат определяет характер почвенного покрова, размещение природных зон с различной флорой и фауной.

Подробнее рассмотрим географическое положение северных материков.

Евразия – это самый крупный материк на Земле. Ему принадлежит около 37% поверхности суши планеты. Исторически сложилось, что Евразию разделяют на две части света – Европу и Азию. Граница между которыми условно проходит по восточному склону Уральских гор, реке Эмбе, северному берегу Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине, Чёрному морю, проливу Босфор, Мраморному морю, а также проливу Дарданеллы.

Пролив Босфор – самый узкий межконтинентальный пролив в мире. Его ширина составляет от 700 до 3700 метров.


Береговая линия Евразии очень сильно изрезана. Особенно побережье Атлантического океана, омывающего Евразию на западе. На севере берега материка омывают воды Северного Ледовитого океана, на востоке – воды Тихого океана.

Побережье Индийского океана, омывающего материк с юга, представляет собой очень крупные полуострова, разделённые глубоко вдающимися в сушу морями и заливами. Евразии принадлежит самый большой по площади на Земле полуостров – Аравийский.


Северная Америка. Это третий по величине материк, после Евразии и Африки. Северная Америка на западе омывается водами Тихого океана. От Евразии материк отделён Беринговым проливом. Восточная окраина материка, омываемая Атлантическим океаном, изрезана крупными, почти замкнутыми заливами и образует большие полуострова – Лабрадор, Флорида, Юкатан. Северный Ледовитый океан омывает северное побережье материка холодными течениями, направленными с запада на восток.



К северо-востоку от материковой части Северной Америки расположен самый крупный остров на Земле – остров Гренландия. Географически этот остров относится к Северной Америке, но в политическом отношении он считается самоуправляемой провинцией Дании. Интересно то, что по площади Дания в пятьдесят раз меньше острова Гренландии, а количество жителей острова не превышает населения небольшого города в Дании. Причиной этому служит вечный холод и то, что почти 90 % территории острова покрыто льдом.


Географическое положение определяет природу Северных материков, которая сменяется от вечного лета вблизи экватора до вечной зимы арктических широт.

Если внимательно изучить физическую карту Северных материков, то становится очевидным: их рельеф отличается большим разнообразием. Давайте вместе с вами попробуем назвать общие особенности рельефа северных материков.

Большую часть территории Северных материков занимают равнины. Горные цепи расположены по окраине материков. В Северной Америке – это величайшая по протяжённости горная цепь Кордильеры, протянувшаяся по западной окраине материка на 9000 километров, а также Аппалачи на востоке.


В Евразии горные цепи тянутся по южным и восточным окраинам, поднимаясь до высоты почти 9000 километров. Именно в Евразии расположена высочайшая горная система мира – Гималаи. Здесь находятся 11 самых высоких вершин мира, высота которых превышает 8000 километров. Одной из них является гора Джомолунгма, или по-английски, Эверест. Это самая высокая вершина Земли. Её высота составляет 8848 метров.


Об­ра­зо­ва­ние гор и рас­по­ло­же­ние гор­ных цепей свя­за­но с дви­же­ни­ем ли­то­сфер­ных плит. Сотни тысяч лет назад Евра­зия и Се­вер­ная Аме­ри­ка были еди­ным матери­ком – Лавразией. Затем в ре­зуль­та­те дви­же­ния тек­то­ни­че­ских плит между ма­те­ри­ка­ми об­ра­зо­вал­ся Ат­лан­ти­че­ский океан. В даль­ней­шем эти ма­те­ри­ки несколь­ко раз то схо­ди­лись, то рас­хо­ди­лись.


Много общего и в климатических особенностях Северных материков. Главными факторами, которые определяют климатические особенности континентов, являются широтное положение и распределение элементов рельефа по их территории.

Климат Северных материков


Евразия располагается в пределах всех климатических поясов северного полушария. Северная Америка также расположена во всех климатических поясах северного полушария за исключением экваториального климатического пояса.

Большая часть территории Северных материков расположена в умеренных и высоких широтах, здесь преобладает лесная природная зона – тайга.

Оба северных материка находятся в одинаковых широтах. Однако, в Евразии, из-за обширности её территории, преобладает континентальный климат, с жарким летом и холодной зимой. В Северной Америке, наоборот, больше выражен морской тип климата, нежели континентальный.

Вам всем уже хорошо известно, что климатические условия оказывают большое влияние на формирования режима рек и озёр.

Евразия занимает второе место по богатству водных ресурсов в мире, после Южной Америки, а Северной Америке принадлежит третье место.

Река Миссисипи в Северной Америке – это третья самая длинная река в мире, после Амазонки и Нила. Длина течения реки вместе с её главным притоком Миссури составляет около 6420 километров.


Что касается озёр, то в Северной Америке расположено самое большое пресное озеро в мире – Верхнее. Его площадь составляет около 82700 км 2 .

А в Евразии находится самое большое солёное озеро в мире – Каспийское море. Морем оно называется из-за его размеров. Площадь озера составляет 371 тыс. км 2 .


Также в Евразии расположено самое глубокое озеро в мире – Байкал. Наибольшая глубина озера составляет 1642 метра. Кроме Байкала на Земле есть только два озера, которые имеют глубину более 1000 метров. Это озеро Танганьика и уже упоминавшееся Каспийское море.

Само озеро Байкал находится в России. Оно содержит около 20% всех запасов пресной воды на Земле.

Озеро Байкал


Попробуем проанализировать с вами природные зоны Северных материков. Рассмотрим карту природных зон. Что мы видим?

Природные зоны Евразии вытянуты в широтном направлении, а природные зоны Северной Америки – преимущественно в меридиональном. На территории обоих материков представлены практически все природные зоны (исключение составляет Северная Америка, где нет влажных экваториальных лесов).

Вы уже знаете, что распределение природных зон зависит от количества получаемого тепла и влаги. В целом, природа Северных материков очень богата и разнообразна. Разнообразие природных зон Евразии и Северной Америки связано с большими различиями климатических условий, а также особенностями рельефа материков.

Обратите внимание на карту. Большая часть территории Северных материков находится в умеренном климатическом поясе. Климатические условия в этом поясе разнообразны. В нём преобладает лесная зона – тайга, где растут хвойные деревья, смешанные и широколиственные леса. Многие породы деревьев — сосны, ели, пихты, клёны и берёзы – одинаковы на обоих материках.


Подведём итоги урока.

К группе Северных материков относят Северную Америку и Евразию.

Северные материки обладают общими особенностями природы из-за своего географического положения и общей истории развития земной коры.

Географическое положение. В Северном полушарии суша занимает большую площадь, чем в Южном. Наиболее значительная часть этой суши образует два континента — Северную Америку и Евразию.

Географическое положение Северной Америки и Евразии имеет общие черты: оба материка вытянуты с севера на юг от арктических широт до экватора, что отражается на разнообразии их природы; наиболее обширные территории этих континентов расположены в умеренных широтах, что отличает природу этих материков от природы уже изученных.

Общие черты рельефа. Как и материки Южного полушария, Северная Америка и Евразия имеют много общего в природе.

Оба континента отличаются разнообразием рельефа. Большие пространства занимают равнины, удобные для земледелия и сооружения дорог — железных и автомобильных. Горные цепи расположены по окраинам материков. В Северной Америке это громадная цепь Кордильер, протянувшаяся по западной окраине материка на 9 тыс. км, и Аппалачи на востоке. В Евразии горные системы тянутся по южным и восточным окраинам, поднимаясь до высоты почти 9 км. Как в Кордильерах, так и на восточном побережье Евразии много действующих вулканов, часты землетрясения, порой разрушительные.

Образование гор и расположение горных цепей связано с движением литосферных плит. Не меньшее значение имеет и общая история развития земной коры.

Сотни тысяч лет назад Северная Америка и Евразия были единым континентом — Лавразия. Затем между ними образовался Атлантический океан. Оба материка в дальнейшем то соединялись, то разъединялись. На месте нынешнего Берингова пролива, ширина которого не превышает 86 км, относительно недавно существовал своеобразный сухопутный мост, соединявший материки. По этому мосту из Азии в Северную Америку проникли люди — предки нынешнего коренного населения Северной Америки.

Древнее оледенение. Территория Северной Америки и Евразии в прошлом неоднократно подвергалась оледенениям. Причина их появления — общее похолодание климата.

Последнее оледенение закончилось около 10—15 тыс. лет назад. Древний ледник покрывал обширные территории обоих материков. Считают, что толщина льда достигала 3 км. Материковые льды в Евразии спускались со Скандинавских гор и покрывали также Альпы, Карпаты, Пиренеи. Лед покрывал значительную часть Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. В Западной Европе ледник доходил до подножия Карпат. В Северной Америке в период наибольшего оледенения лед покрывал примерно 2/3 материка и заходил южнее Великих озер.

Древнее оледенение оказало большое влияние на формирование современных природных условий. Возникли ледниковые формы рельефа в виде холмов и даже возвышенностей. Движущийся ледник выпахал котловины разных размеров, впоследствии заполненные талыми водами. Образовались многочисленные озера, от громадных, напоминающих моря, до самых мелких. И в Евразии, и в Северной Америке появились целые озерные края.

Ледники уничтожили существовавшие ранее теплолюбивые виды растений и животных. Лишь немногие смогли пережить это суровое время. Это северный олень карибу, овцебыки, а из растений — различные мхи и лишайники.

  1. Определите, в каких климатических поясах расположены оба материка. Какой из поясов занимает наибольшую территорию?
  2. Укажите природные зоны, пересекающие оба материка. Какие природные зоны имеются в Евразии, но отсутствуют в Северной Америке? Чем это объяснить?

На карте видно, что самую большую территорию на обоих материках занимает умеренный климатический пояс. В этом поясе климатические условия разнообразны. В нем преобладает лесная зона — тайга, где растут хвойные деревья, смешанные и широколиственные леса. Многие породы деревьев — сосны, ели, пихты, клены и березы — одинаковы на обоих материках. Длительное время совместного развития природы северных материков в составе Лавразии наложило заметный отпечаток.

Таким образом, в природе материков Северного полушария имеется много общего, что объясняется рядом причин: а) общей историей развития земной коры; б) длительным временем совместного развития природы; в) сходным географическим положением.

В то же время в Северной Америке растут такие породы деревьев, которых нет в Евразии, — секвойя, тсуга, некоторые травы. Северная Америка и Евразия дали человечеству разные виды культурных растений (см. рис. 117).

Читайте также: