Конспект открытого занятия по экспериментированию с бумагой

Обновлено: 07.07.2024

1. Уточнять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

2. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).

3. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, умение доводить начатое дело до конца.

4. Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

I . Вводная часть:

Воспитатель : Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро
При встрече говорить здравствуйте.

По дорожке мы шагаем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

И друзей своих встречаем.

Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.

Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно водят или перед собой

вправо влево.

Здравствуй, козлик! Прикладывают указательные пальцы к голове.

Здравствуй , стриж! Взмахивают кистями , как крыльями.

Здравствуй, заинька- малыш Приставляют ладони к голове делают ушки.

Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руки вверх, и приветственно машут ею.

Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед.

II . Основная часть:

1. Создание мотиваций воспитанникам.

Стук в дверь. Дети под дверью находят письмо.

Воспитатель: И так ребята поможем бумажной феи? (да)

Чтобы расколдовать замок нам надо провести опыты. А вот с какими предметами мы будем проводить опыты вы узнаете если отгадаете загадку:

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (бумага)

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. Сегодня мы с вами будем проводить опыты с бумагой.

Воспитатель: У меня волшебный мешочек в нем бочонки с цифрами от 1 до 4. Эти цифры помогут нам выполнить все задания и расколдовать замок феи. (ребята по очереди вытаскивают цифры, к каждой цифры существует свое задание)

2. Практический метод: опыт.

Воспитатель: Ребята давайте достанем первый бочонок. Какая цифра на нем? (1). Давайте подойдем к столу с цифрой 1 . Что лежит на этом столе? (бумага). Возьмите каждый одну из бумаг, рассмотрите ее и назовите свойство этой бумаги и для чего она нам нужна. (салфетка, картон, альбомная, обои, фантик, туалетная бумага). После выполнения задания открывается одна часть замка.

Воспитатель: давайте достанем следующий бочонок. (Цифра 2) . Дети подходят к столу с цифрой 2.

Воспитатель: Ребята мы с вами расколдовали замок феи.

3). Активизация детей для снятия напряжения, утомления.

Динамическая пауза

Воспитатель: Мы с вами так много провели опытов. Давайте немного отдохнем.

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

И усталость вся долой!

Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания)

5). Практический метод: изготовление пригласительных билетов.

Воспитатель: Бумажная фея хочет провести в замке праздник и пригласить своих гостей. Но гостей так много что она сама не успевает сделать пригласительные билеты. Давайте мы с вами поможем сделать для феи пригласительные билеты на праздник. Фея прислала нам два образца пригласительных билетов. Рассмотрите их. Чем украшен пригласительный под номером 1, а чем украшен пригласительный под номером 2? Где расположен узор? Вам надо выбрать образец, который вам понравился и который вы будете делать. У меня на столе стоят тарелочки с номерами. Возьмите ту тарелочку с номером пригласительный который вам понравился.

Дети выбирают нужную тарелку и создают композицию Затем все пригласительные билеты ребята кладут в конверт, пишут адрес кому и от кого. Педагог говорит детям, что он отправит письмо.

Участники - дети старшей группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

Образовательная область:

  • Формировать у детей представление о процессе изготовления бумаги, показать взаимосвязь природного и рукотворного миров.
  • Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества бумаги через проведение опытов.
  • Закрепить состав чисел 9 и 10.
  • Познакомить детей с новым бытовым прибором блендером и правилами обращения с ним.
  • Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.
  • Развивать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
  • Создать у детей радостное настроение.
  • Формировать умение работать индивидуально, в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
  • Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.
  • Активизировать словарь: лаборатория, научный руководитель, научный сотрудник, крахмал, растолочь, разорвать, миксер, экран, целлюлоза, пенька, вдоль, поперек и др.
  • Развивать мелкую моторику и креативность.
  • Формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: бумажные салфетки, туалетная бумага, старые газеты небольшой тазик, кувшин с водой, клей ПВА, крахмал, экран, марля или полотенце, миксер или блендер, поднос со значками из матовой и глянцевой бумаги, алгоритм изготовления бумаги, незаполненная карта успеха, алгоритмы изготовления бумаги, лупы, цветные карандаши или фломастеры, передники по количеству детей, головные беретики, губка 2 шт.

Предварительная работа: рассматривание разного вида бумаги, проведение занятий на темы “Как бумага в наш дом приходит”, беседа “Что можно сделать из бумаги”, выявление основных свойств и качеств бумаги, знакомство с историей история возникновения бумаги.

Ход совместной деятельности

Педагог: Ребята, если вы отгадайте загадку, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.

Я бела, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

Вы правильно отгадали загадку. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Совершенно верно, о бумаге.

Давайте с вами вспомним стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”. Представляется совместно выполненная работа по рисованию по стихотворению С. Михалкова “Лист бумаги”.

Простой бумаги свежий лист
Ты бел как мел. Не смят и чист
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?

Нет, ждет тебя удел иной
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

Дети показывают совместно выполненную работу. Какой красивый рисунок вы нарисовали! Молодцы!

А для каких целей используется бумага?

Вы правильно ответили, что деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены квартир.

Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки или собираем макулатуру. (Слад № 3)

А как вы думаете, из чего делают бумагу?

Правильно, из древесины. А из чего еще можно изготовить бумагу?

Также бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, из льна, риса, хлопка. (Слад № 4)

Посмотрите, перед вами лежит бумага. Давайте вспомним и назовем некоторые свойства бумаги. (Какая она? Рассмотрите ее. Что вы можете сказать? (Слад № 5)

Да, бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству. Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую, а теперь прозрачную (калька).

Проведите пальчиком по этому листу бумаги. Какая она на ощупь? Как бархат. Как можно назвать эту бумагу? Правильно, бархатная.

Вот так выглядит современная бумага. (Слайд № 6)

А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль.

Опыт “Вдоль и поперек” (Слайд № 7)

Как рвется бумага? А теперь поперек? Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны. Вывод: порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?

Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна. Это говорит о том, что бумагу делала машина. Давайте посмотрим, как бумагу делают на производстве.

Игра “Найди предметы из бумаги” (дети стоят в кругу)

А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться в круг (дети рассказывают почему считают, что данный предмет сделан из бумаги) .

А хотите сами попробовать изготовить бумагу? Давайте для этого разомнем наши пальчики.

Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши)
Их, как хочешь, поверни. (Вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (Ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы “бегают” по столу)
Чок – чок - чок, чок – чок – чок (Постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши)

Сегодня мы будем работать в лаборатории. Что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.

Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.

Для удобства работы мы с вами разделимся на две группы. В каждой группе вы выберете научного руководителя, который будет ответственным за изготовление бумаги, а остальные ребята – это научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы?

Правильно: салфетки или туалетная бумага, тазик, вода, немного крахмала, клей, миксер или блендер, марля, лоток, губка.

Проверьте, все ли из названных предметов у вас есть.

Сегодня мы познакомимся с новым прибором, который поможет нам в работе. Кто знает, как он называется? (Бендер) Что он умеет делать? Правильно, он может измельчать вещества, продукты.

Перед вами схемы изготовления бумаги. (Слайд № 9) (Аналогичные алгоритмы лежат перед детьми, чтобы дети могли внимательнее рассмотреть алгоритмы изготовления бумаги). Внимательно рассмотрите их. Расскажите последовательность изготовления бумаги.. (Рассказы детей)

Как вы думаете, чтобы бумага получилась красивой, яркой, что можно сделать? Молодцы, вы правильно сказали, что в бумажную массу можно добавить сухие листики растений, конфетти, блески или добавить краски любого цвета. Вы сами выберете по своему усмотрению.

Теперь выберем научных сотрудников в каждой команде, которые будет фиксировать нашу работу. Вот ваши карты успеха, куда вы будете заносить все результаты эксперимента. Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Тогда приступим к работе, а помогать вам работать с техникой буду я и Дарья Дмитриевна, наш логопед. Не забывайте отмечать свою работу в картах успеха.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагогов.

Вот бумага готова. Теперь ее надо просушить. Как вы думаете, чем мы можем просушить бумагу? Для этого понадобится 2-3 дня. Я думаю, мы сможем подождать. А потом мы с вами сделаем интересные и необычные поделки, которые подарим своим мамам, папам, друзьям, сестренкам и братишкам.

Расскажите, что вы делали, используя карту успеха.

Мы - Молодцы потому что смогли сберечь несколько деревьев! Вот так и на заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.

Все сегодня работали дружно и быстро. Подумайте, что бы вы хотели сделать из изготовленной вами бумаги (ответы детей).

В следующий раз мы изготовим из бумаги различные поделки.

  • совместной деятельности взрослого и детей
  • самостоятельной деятельности детей.
  • словесный метод
  • практический
  • наглядный

В результате непосредственно образовательной деятельности дети усвоили:

1. Свойства бумаги;

2. Умение читать алгоритм и самим заполнять карту успеха, составлять по ней рассказ о своих исследовательских действий;

3. Дети закрепили правила поведения при поведении опытов;

4. Умение обращаться с простейшими бытовыми приборами;

5. Дети научились работать в командах, самостоятельно распределять обязанности при проведении экспериментов;

6. В их речи появились новые слова: эксперимент, карта успеха, лаборатория, свойства и другие, научный руководитель, шершавая, бархатная;

Дальнейшая работа: Изготовление поделок, аппликаций из полученной детьми дизайнерской бумаги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Уточнить и расширить знания детей об изготовлении и свойствах бумаги.

390048 г. Рязань ул. Зубковой д. 26 в тел/факс 27 89 44

Конспект открытого интегрированного занятия

в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности

(Образовательная область-познавательное развитие)

Цель: Уточнить и расширить знания детей об изготовлении и свойствах бумаги.

Научить отличать предметы, сделанные из бумаги и определять ее качество. Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги.

Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность, внимание.

Упражнять детей в счете в пределах 5 по теме.

Воспитывать бережное отношение к природе и изделиям, сделанным из бумаги.

- беседы, рассматривание иллюстраций по теме;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

Оборудование у детей: листы бумаги, игрушка, кораблики, емкости с водой.

Воспитатель обращает внимание на гостей, дети здороваются.

Дети, поможем Незнайке? (Да)

Для начала отгадайте загадку:

Она бывает документом, Салфеткой, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, билетом, Альбомом, книгой и при этом Она бывает и деньгами. Что это? Догадайтесь сами!

Правильно. Сегодня мы поможем Незнайке и расскажем ему все, что знаем о бумаге.

А ты Незнайка присядь внимательно смотри, слушай и запоминай.

А вам ребята предлагаю подойти и рассмотреть предметы вот на этом столике. Если хотите, можете их потрогать. Назовите, пожалуйста, предметы, которые находятся на столе. (Дети перечисляют предметы) Все предметы разные, но скажите, что их всех объединяет, что у них общее? (Если дети будут затрудняться, воспитатель просит их сказать, из какого материала сделаны все предметы.)

Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева?

Вот об этом вы сегодня и узнаете.

Я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага, какой путь она прошла, прежде чем стать такой, какой вы ее видите. Конечно, бумага не растет на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги очень длинный путь.

От реки до комбината бревна везут огромные машины-лесовозы, а также грузовые поезда.

Вот бревна зашагали из цеха в цех. Их там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто, разливают по формам, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Все это делают машины, которыми управляют люди: варщик, сушильщик, резчик, и другие.

Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.

Вот мы и узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов, к нам в детский сад. Скажите, пожалуйста, кто же постарался при изготовлении каждого листочка бумаги? Люди каких профессий?(Лесорубы, лесник, водители, варщик, сушильщик, резчик.)

А сейчас и мы с вами вспомним, как делают бумагу, для этого давайте пройдем на ковер и встанем в кружок.

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. ( Салфетки, книги, журналы, коробки, тетради и т. д.) Молодцы. Сколько много бумажных предметов вы назвали.

А сейчас я предлагаю вернуться к волшебному сундучку.

Для того чтобы сундучок открылся надо снять все замочки, а для этого надо ответить на все вопросы правильно и выполнить все задания, которые написаны на замочках. Давайте посчитаем, сколько у нас замочков.(5) Значит, заданий и вопросов будет сколько? (Ответы детей)

1. Замок с цифрой 1. Послушайте, читаю задание: Ребята, какая она бумага?

Возьмите бумажный листочек №1,положите перед собой, погладьте его ладошкой и скажите, какая она (Гладкая, ровная, плотная). Ребятки возьмите еще, пожалуйста, бархатную бумагу. Погладьте ее ладошкой и скажите, чем она отличается (Шероховатая, плотнее, толще). Сейчас мы проверим, правильно ли вы ответили. Замочек открылся. Умницы.

Вы знаете такую игру? (Нет)

А я знаю. Кто мне поможет. Даша возьми игрушку в руку, а ты Вика листок. Сейчас я вижу, какая у Даши игрушки. Как можно использовать бумагу, чтобы я не угадала игрушку? ( Спрятать за бумагу) Выполняйте.

Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? (Бумага не прозрачная).

Все согласны. Проверяем.

Возьми кораблик. Из чего он сделан? (Из бумаги). Значит он какой? (Бумажный) Пустите его в плавание и подуйте на него. Что делает кораблик? (Плывет)

Возьмите еще один кораблик. Из чего он сделан? (Из пластилина). Значит он какой? (Пластилиновый)

Пустим его путешествовать. Что вы видите? (Утонул)

Почему? (Тяжелый, из пластилина) – А бумажный кораблик (Легкий, плавает)

Верно. Бумага легкая, плавает, а теперь следующее вопрос!

Этот эксперимент полнейшей тишины. Возьмите лист бумаги и выполняйте. Что делает бумага? (Шуршит) Проверяем.

5. Замок №5.Возьмите лист и разорвите на клочки. Тяжело вам было. (Нет) Какой из этого вывод? (Бумага непрочная, ее можно разорвать.) Бумажные клочки сложите, пожалуйста, на пустой поднос. Снимаем замочек.

Да ребята действительно бумага материал не прочный. (Показать книгу) Как вы думаете, что случилось с этой книгой (Ответы детей), почему. (Ответы детей)

Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к ним бережно. Книги – источник знаний.

Тема: Опыты с бумагой.
Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи исследования:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.
- Учить детей делать выводы по окончании каждого опыта.
- Развивать речь и память детей.
- Воспитывать аккуратность.
- Знать правила безопасности с бумагой.
- Продолжать учить детей наблюдать.

Читайте также: