Конспект урока решение расчетных задач нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе

Обновлено: 05.07.2024

Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

. Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии.

Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.

Развивающие:

Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.

Умение оценивать собственные возможности.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.

Задачи урока.

Продолжить развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения.

I. Организационный момент (Слайд №1 )

Учитель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок. Урок по структуре называется интегрированным. Прежде всего мы сформулируем тему урока. А чтобы сформулировать тему урока, давайте вспомним олимпиаду зимних олимпийских игр 2018. Олимпиада проводилась с 9 по 25 февраля 2018 года в городе Пхёнчхане Южной Кореи. Это небольшой курортный городок численность населения не превышает 50 тысяч человек, был выбран столицей 23-й Олимпиады-2018. Медали Пхенчхана весят около полкилограмма и имеют толщину 0,8 см. Золотые медали олимпийцев содержат 1% (6 граммов) чистого золота, серебряные сделаны из чистого серебра, а бронзовые – из медного сплава. С учетом рыночной цены металлов стоимость медалей такова: золотая – $577, серебряная – $320, бронзовая – $3,50.


Обратимся к таблице.

Всего участвовало 87 стран. 1м-Норвегия, 2м-Германия, 3м-Канада, а Россия заняла 13 место. Наши спортсмены завоевали 2 золотые, 6 серебряных и 9 бронзовых медалей. За всю историю проведения олимпийских игр медали были самыми крупными.

Учитель химии: Золотая медаль содержит 580 г серебра и 6 грамм золота. Медаль массазы 586 г.

Эпиграф: (Слайд № 2)

Антуан деСент- Экзюпери

Учитель математики: Задачам на растворы в школьной программе по математике уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.

Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения .Устная разминка: начнем с кроссворда

1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)

3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)

4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.


5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)

Вырази в процентах числа

Представь в виде десятичных дробей

Учитель химии: Золотая медаль содержит 580 г серебра и грамм золота. Медаль массазы 586 г.

Серебряная медаль серебро 99.9 олово-0,1

Бронзовая медаль- Си- 90%, цинк- 10%,

Задача 1. Масса олимпийских медалей составляет 586 г. Массовая доля золота в золотой медали равна 1,024%. Какова масса чистого золота в золотой медали?

W (Au)= 1,024% W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава)

m (Au)=586x0,01024= 6г

W (Ag)= 99,9% W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава)

m (Ag)=586x 0,999= 585,41

Ответ: m (Ag)= 585,41

Это химическое решение задачи на содержания металла в сплаве основываясь на формулу вычисления массовой доли вещества.

m (Au)=586x0,01024= 6г

m (Ag)=586x 0,999= 585,41

Давайте, попробуем составить другое выражение

показывающее соотношение трех данных данной формулы.


ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА сплава

масса вещества, m

Учитель математики: (Слайд №24)

Задача №3:Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью.

Определите процентное содержание(массовую долю)золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715г меди.


ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА сплава

масса вещества, m

W (в-ва)= m (в-ва)/ m (сплава )

Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько кг винограда потребуется для получения 20 кг изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды


ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА сплава

5) Исследовательская работа .


ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА сплава

масса вещества, m

Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй -30% никеля. Из этих двух сплавов получили 3 сплав, массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько кг масса первого сплава была меньше массы второго?


ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА сплава

масса вещества, m

Составляем систему уравнений:

Имеется 2 сплава. Первый сплав содержит 10% Си и Второй 40% Си. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30 % Си. Найдите массу 3 его сплава. Ответ дайте в кг


ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА сплава

масса вещества, m

0,1Х+ 0,4(Х+3)= 0,3( 2Х+3)

Задачи на растворы.

Смешали некоторое количествр15-пролцентного

р-ра некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного р-ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация полечившегося раствора?


ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА сплава

масса вещества, m

0,15А+0,19А= 2АХ

Имеется два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй -20 кг раствора кислоты различной концентрации

Определите массу никеля и хрома в столовых приборах

если массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 18%.

Вес приборов представлен в таблице:

Название прибора

Масса никеля

Масса хрома

Чайная ложка

Столовая ложка

Учитель химии:

Итак, чтобы найти массу вещества в смеси (сплаве), нужно массу смеси(сплава) умножить на долю содержания вещества

Учитель математики:

Задача №3:Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью.

Определите процентное содержание(массовую долю)золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715г меди.

Алгебраический



ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА СМЕСИ, М

масса основного вещества, m

ПРОЦЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОЛОВА

100% = 100% = 28%

Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй -30% никеля. Из этих двух сплавов получили 3 сплав, массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько кг масса первого сплава была меньше массы второго?

Имеется 2 сплава. Первый сплав содержит 10% Си и Второй 40% Си. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30 % Си. Найдите массу 3 его сплава. Ответ дайте в кг

Смешали некоторое количествр15-пролцентного

р-ра некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного р-ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация полечившегося раствора?

Смешали 4 литра 25-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25- процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Вычислите массу меди и никеля, необходимые для производства 25 кг мельхиора. Мельхиор-сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля.


ДОЛЯ ОСНОВНОГО ВЕЩЕСТВА,

ОБЩАЯ МАССА СМЕСИ, М

масса основного вещества, m


? (0,8 25 = 20 кг)


? (0,2 25 = 5 кг)


Х = 0,8 25 = 20 кг.

Золотая медаль олимпиады 2018 года весит 586 г . Содержание золота в этой медали 1%. Найдите массу драгоценного металла-золота в этой медали.

адача 20 — металл для завода

2 сентября 2016

В двух областях есть по 20 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 10 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. В первой области один рабочий за час добывает 0,2 кг алюминия или 0,2 кг никеля. Во второй области для добычи xx кг алюминия в день требуется x2x2 человеко-часов труда, а для добычи yy кг никеля в день требуется y2y2 человеко-часов труда.

Обе области поставляют добытый металл на завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и никеля, в котором на 1 кг алюминия приходится 1 кг никеля. При этом области договариваются между собой вести добычу металлов так, чтобы завод мог произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава при таких условиях ежедневно сможет произвести завод?

Для производства сплава заводу необходимо получить равное количество алюминия и никеля, поэтому рабочие из первой области должны разделиться на две бригады по 10 человек. Работая по 10 часов в сутки, бригады добудут 0,2⋅10⋅10=200,2⋅10⋅10=20 кг алюминия и 20 кг никеля в сутки. Из них на заводе изготовят 40 кг сплава.

Человеко-час = Кол-во работников ⋅ Кол-во часов на рабочих местах Человеко-час = Кол-во работников ⋅ Кол-во часов на рабочих местах . Поэтому x2=10⋅10x2=10⋅10.

Значит, во второй области за 10 часов в сутки 10 рабочих добудут x=10⋅10−−−−−√=10x=10⋅10=10 (кг) любого из металлов. Поскольку заводу необходимо получить равное количество металлов, необходимо разделить рабочих поровну, тогда они произведут 10 кг алюминия и 10 кг никеля. Из них на заводе изготовят 20 кг сплава.

Тем самым, завод сможет производить 40+20=6040+20=60 кг сплава ежедневно.

Подведение итогов урока

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.

Оценки за урок.

Критерии оценивания: всего было 6 задач: максимальное кол-во заработанных жетонов-6Значит:

Домашнее задание. : (Слайд31)

Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы

из сборника

Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова:

Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято?

Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные:

Развивающие:

-развивать основные приемы критического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся.

Воспитательные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении.

Планируемый результат:

-уметь управлять своей познавательной деятельностью;

-определять ценность, полученных знаний о массовой доле.

- определять цель деятельности на уроке;

-уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

- проводить : анализ, синтез, сравнение, обобщение.

-уметь слушать и уметь общаться, взаимодействовать с людьми, вступать в диалог., участвовать в коллективном обсуждении.

- решать расчётные задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества.

Оборудование:

- растворы для демонстрации: по 100мл СuSO4 разной концентрации;

- разной массы с одинаковой концентрации;

- разной массы и разной концентрации;

Технологии проведения: Элементы технологии критического мышления.

План-конспект урока

Организационный

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим необычный урок-урок на перекрёстке химии и математики.

Ребята в 5 классе на уроках математики вы изучили понятие –доля.

- Что такое доля? ( часть от числа)

- Чем она может быть выражена (дробью)

- Какое понятие тоже даёт нам представление о части от числа? ( процент)

- Что такое процент? ( %-это сотая часть этого числа)

- Как найти число, если известно сколько % оно составляет от целого? ( разделить целое на сто и умножить на количество%).

Внимание! Демонстрация. На столе два стакана с растворами соли медного купороса.

В. Чем отличаются эти растворы? (интенсивностью окраски)

В. Почему окраска растворов различна? ( содержание растворённого вещества в растворе различно). Первый содержит 10г. Соли, второй 2г.

Что здесь целое? ( раствор) Из чего он состоит?

Что является частью? ( растворённое вещество)

Если есть часть и целое, что мы можем определить? (долю).

Долю чего? ( растворённого вещества в растворе).

Долю какую? ( массовую, так как соль берётся в единицах массы).

Таким образом мы перешли к изучению новой темы.

Подумайте и заполните таблицу: знаю и хочу узнать.

Знаю как обозначается, в каких единицах выражается.

Хочу узнать формулу для её вычисления, научиться вычислять массовую долю, узнать где применяется.

Цель урока: сформировать понятие о массовой доле растворённого вещества в растворе, научить применять полученные знания на практике.

  • Научиться готовить растворы с указанной массовой долей растворённого вещества, соблюдая правила ТБ.
  • Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;
  • Продолжить согласованное формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.
  • Развивать самостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: весы, мерный цилиндр, химические стаканчики, вода, хлорид натрия, лекарственные препараты – 5% спиртовый раствор йода, физиологический раствор, глазные капли, 9% раствор уксусной кислоты.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, самостоятельная работа.

Ученик должен знать: понятия “раствор”, “массовая доля растворённого вещества”, “масса раствора”, “масса растворённого вещества”.

Ученик должен уметь: вычислять долю компонента (вещества) в смеси (растворе), работать с весами и веществами.

Эпиграф к уроку:

“Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”. (П.Л.Капица)

2. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель: Когда человек начинает знакомиться с новым учебным предметом, темой, то всегда возникают вопросы, зачем нужно изучать именно этот предмет, чем именно интересна данная тема. Что такое химия?

Учащиеся: Это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Учитель: Мы изучаем химию, чтобы полученные на уроках знания могли применять на практике.

Как приготовить раствор для засолки огурцов?

Как приготовить раствор для промывания горла при ангине?

В каком соотношении брать воду и соль?

На сегодняшнем уроке мы научимся готовить эти и другие растворы.

3. Операционно-исполнительский этап.

Учитель: Растворы имеют чрезвычайно большое практическое значение. В растворах протекают химические реакции, лежащие в основе обмена веществ в живых организмах, растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различных лабораториях. Значимость растворов диктует необходимость умения их приготавливать. В химической практике наиболее важны растворы, приготовленные на основе жидкого растворителя. Широко распространённым и применяемым неорганическим растворителем является вода. Кроме того, широко в качестве растворителя используют спирт. А то, что мы растворяем в воде будет растворённым веществом. Давайте сейчас представим, что мы с вами лаборанты. (Класс делится на группы – пары.)

1 и 4 группа - лаборанты – агрономы – делает раствор для обработки семян перед посевом.

2 и 5 группа – лаборанты – фармацевты – делает раствор для промывания нса при насморке.

3 группа – кулинары – готовят раствор для засолки огурцов.

(Инструкция для работы в приложении. (Приложение 1))

Учащиеся: Работают в парах, готовят растворы.

Учитель: Важной характеристикой раствора является концентрация или массовая доля растворённого вещества в растворе. Она выражает относительное содержание растворённого вещества в растворителе.

Массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовую долю выражают в процентах или долях единиц:

W = [m (в-ва)/m(р-ра)] x100%, где

W – массовая доля растворённого вещества

m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)

m (р-ра) – масса раствора (г, кг)

Массу раствора можно определить по формулам:

V – объём раствора (мл, л, м 3 )

p – плотность раствора (г/мл, г/л, кг/м 3 )

А теперь давайте определим массовую долю вещества в вашем полученном растворе.

Учащиеся: Записывают все формулы в тетрадь и проводят вычисления по формуле.

1) Находят массу раствора.

2) Находят массовую долю растворённого вещества.

Учитель: проверяет правильность выполненного задания и просит открыть учебники. Рассматривают вместе с учащимися типовые задачи из учебника и сразу даём домашнее задание:

1. Читать по учебнику параграф 24.

2. Выучить, что называют массовой долей растворённого вещества.

3. У вас дома у всех имеется аптечка с лекарственными препаратами. Найдите такие лекарственные препараты, где на этикетке указано процентное содержание растворённого вещества. Составьте одну задачу и решите её.

3. Рефлексионно-оценочный этап

Учитель: На ваших столах имеются флаконы с лекарственными препаратами, уксусной кислотой. На этикетках каждого написано какого процентное содержание вещества в данном растворе и дана масса раствора. Процентное содержание показывает, что в 100 граммах воды растворено столько-то граммов вещества. Например, (показываю 5% спиртовый раствор йода) в 100 граммах спирта растворили 5 грамм йода. Вам необходимо вычислить какова масса растворённого вещества в данном растворе.

Учащиеся: Составляют условие задачи, пишут данные и решают задачи.

Учитель проверяет правильность выполненного задания.

Инструкция группе фармацевтов.

1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества с помощью весов с разновесами.

4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.

5. Приготовьте заданный раствор соли.

Инструкция группе кулинаров.

1. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 г на 50 г воды.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.

4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.

5. Приготовьте заданный раствор соли.

Инструкция группе агрономов.

1. Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для этого их погружают в раствор поваренной соли – 2,5 г соли на 50 г раствора.

2. Подготовьте весы к работе.

3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.

нужны знани я о массовой д оле в повсед невной жизни человека.

- развивать основные приемы критического мышления, умения

анализировать, сравнивать, обобщать , д елать выводы, р азвивать речь и

формировать у мение у частвовать в коллектив ном обсуждении.

- уметь у правлять своей поз навательной деятельностью ;

- определять цен ность, полу ченных зна ний о массовой д оле.

- уметь став ить учебную з адачу на основе соотнесен ия того, что у же известно и

- уметь слу шать и уметь общать ся, взаимодейств овать с людьми, всту пать в диалог.,

- решать расчётн ые задачи на в ычисление масс овой доли растворённого вещества.

Определите масс овую долю поварен ной соли в р астворе, если для ег о

К 200 г 40 %- ог о раствора серно й кислоты прил или 80 мл воды. К аково процентное

содержание с ерной кисл оты во вновь полу ченном растворе ?

К 60 г 20% раств ора соли хлорида натри я прилили 80г 45% раствора хлор ида

натрия. Выч ислить массову ю долю полу ченного раствора.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Читайте также: