Буквы а и о на конце наречий конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели : познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв А и О на конце наречий с приставками, сформировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно их писать.

научить применять её на практике;

расширить знания о способах образования наречий;

углубить представление об использовании наречий в языке;

развивать память, внимание, воображение;

развивать способность логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать высказывания;

воспитывать познавательный интерес;

прививать навыки самостоятельного овладения знаниями;

воспитывать культуру общения и поведения;

воспитывать уважительное отношение к языку.

Формат проведения : очный, с применением ИКТ.

Оборудование :

Используемые материалы :

раздаточный материал (, карточки с заданиями);

Аннотация к уроку :

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения. Для оптимизации процесса обучения используются ИКТ. Визуальный материал способствует лучшему восприятию знаний учащимися, формирует навыки самостоятельной работы и самопроверки.

Используемые ресурсы, оборудование, материалы

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся приветствую учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний. Блиц-опрос.

1. Слово учителя:

2 Я проведу блиц-опрос , ваша задача – быстро отвечать на вопросы.

1.Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?(наречие)

2.Наречие обозначает (признак действия или другого признака)

3.изменяется наречие по падежам, родам числам?(не изменяется)

4.В предложении бывает ( обстоятельством)

«Какие способы образования наречий вы знаете?

От каких частей речи образуются наречия?

С помощью каких морфем?

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученное о наречиях, называют способы образования наречий, приводят примеры.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Читаем предложения и сразу выписываем наречия.

Солнце изредка показывалось из-за туч.

Слева возвышались горы.

Я посмотрел налево.

Стриж метнулся вправо.

Пол был вытерт досуха.

Он заново начал писать сочинение.

( изредка, слева, налево, вправо, досуха, заново ). СЛАЙД 2 .

Учитель (побуждение к формулированию проблемы): чем отличаются данные наречия между собой?

Учитель: Над какой темой будем работать?

1. Учащиеся конструируют слова, сообщают о возникших трудностях.

2. Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

4. Усвоение новых знаний.

2. Учитель демонстрирует слайд №3.

Ученики выполняют задания, находят закономерность, выводят правило.

5. Первичное закрепление.

1. Учитель делит учеников на пары и даёт задание на карточках

3. Карточки (работа в группах)

Взаимопроверка (ответы слайд №6)

Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно . Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.

Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.

Учитель: вывод: Если в исходном слове была приставка (из-, до-, с-, ), то на конце наречия пишется –О.

1. Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Разделившись на пары, учащиеся осуществляют взаимопроверку.

2. Учащиеся с удивлением обнаруживают, насколько просто и легко можно запомнить правило с использованием волшебного слова.

3. Учащиеся выполняют работу и сверяют свои ответы с изображенными на слайде.

Карточки, слайд 6

6. Самостоятельная работа.

4. Работа с учебником.с.111

Каждый учащийся выполняет своё задание.

с индивидуаль-ными заданиями

7. Рефлексия. Подведение итогов и оценка работы учащихся.

1. - какую цель мы поставили в начале урока?

-достигли ли мы цели?

С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?

В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?

Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

2) Больше всего мне понравилось…

3) Труднее всего мне было…

2. Учитель оценивает работу класса и каждого ученика, ставит оценки.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

8. Домашнее задание.

Учитель объясняет домашнее задание.

1. Выучить правило. С.111

2. Выполнить упражнение 270

Учащиеся записывают домашнее задание.

5. Закрепление полученных знаний .

Найди четвертое лишнее:

1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…

2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

3.1) искос…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…

5. 1)достойн…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4)слев…

6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…

Выборочно-распределительный диктант . Записывайте словосочетания с наречиями, распределяя их по двум столбикам: на конце О, на конце А.

Окна вагона наглухо залеплены снегом. Небо было раскалено добела. Ветер снова усилился. Посмотрите вправо. Начни все сначала. Издалека послышался шум. С охоты возвращались затемно.

Упражнение. Записывайте словосочетания, объясняя правописание гласных на конце наречий и обозначая орфограммы.

Накормить досыта, вырастить заново, посмотреть искоса, расположиться справа, возвращаться затемно, вытереть насухо, изредка прикасаться, запереть наглухо, взглянул влево, снова встретиться, упасть замертво, наскоро перекусить.

Упражнение (устно). Замените прочитанные словосочетания на словосочетания с наречиями на О, А. Объясните их правописание .

Идти в правую сторону, беседовать без стеснения, раскалить до красного цвета, расстаться на долгое время, переписать окончательно.

4. Усвоение новой темы.

Я буду называть наречия, если на конце пишется суффикс –а, вы должны похлопать, если пишется суффикс –о потопать.

Слева, созвучн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, извилист…, досыт…, доверительн…, сначал…, влев…, нагол…, задолг….

Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.

Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.

Учитель: вывод: Если в исходном слове была приставка (из-, до-, с-, ), то на конце наречия пишется –О.

4. Усвоение новой темы.

Я буду называть наречия, если на конце пишется суффикс –а, вы должны похлопать, если пишется суффикс –о потопать.

Слева, созвучн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, извилист…, досыт…, доверительн…, сначал…, влев…, нагол…, задолг….

5. Закрепление темы

А) выполняем в тетрадях.

Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило .

Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.

3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.

4. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК : досыт…, изредк…, издавн…, засветл…

Каждый выходивший к доске ученик объясняет правописание.

Б) Самостоятельная работа.

Найди четвертое лишнее:

1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…

2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

3.1) искос…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…

5. 1)достойн…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4)слев…

6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…

- какую цель мы поставили в начале урока?

-достигли ли мы цели?

С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?

В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?

Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

А теперь оцените себя сами.

2) Больше всего мне понравилось…

3) Труднее всего мне было…

7. Домашнее задание.

1. По желанию – написать сочинение – миниатюру с использованием наречий на данное правило. (тема – любая)


На этом уроке мы выясним. от чего зависит написание о или а на конце наречий. Рассмотрим несколько способов различить о и а на конце наречий. И составим три разных алгоритма для этого правила.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Буквы о и а на конце наречий."

· Сегодня мы узнаем несколько способов отличить, где пишется о, а где а.

· Познакомимся с волшебным окном и волшебными словами.

· И составим не один, а несколько нужных нам алгоритмов.

На конце наречий может писаться о или а. Сегодня мы с вами разберем, почему О пишется в таких словах, как наглухо, засветло, досрочно, а А – в таких словах, как искоса, досуха, слева. От чего это зависит?

Правописание о и а на конце наречий зависит от приставок и от способа образования слова. Сначала разберемся с приставками.

Есть приставки, в наречиях с которыми всегда пишется о, а есть приставки, которые могут обозначать написание о или а.

О пишется на конце слов с приставками в-, на-, за-.

На конце слов с приставками из-, до-, с- может писаться о или а.


Посмотрите, приставки в-, на-, за- и еще со- не доставляют нам никаких проблем, в наречиях с ними пишется только о: влево, насухо, созвучно, засветло.

Но есть и приставки, которые не указывают однозначно, что нам нужно писать: о или а. Это проблемные приставки, из-, до- и с-. Например, на конце наречия досрочно пишется о, а на конце наречия досытаа. На конце наречия изнеженно пишется о, а на конце наречия издалекаа. Почему так происходит?

Правописание таких наречий зависит не только от приставок, но и от способа образования самого наречия.

В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется а, если наречие образовалось от бесприставочного прилагательного. В таких наречиях пишется о, если у прилагательного, от которого образовалось наречие, уже была приставка.


Рассмотрим два слова – досуха и достойно. Наречие досуха образовалось от прилагательного сухой. В образовании наречия участвовала приставка до-, поэтому на конце наречия пишется а. А вот наречие достойно образовалось от прилагательного достойный, до- в этом слове входит в состав корня. Поэтому мы пишем О.

Но, даже зная, как и от какого слова образовано наречие, бывает нелегко запомнить, какие приставки соотносятся с О на конце, а какие – с А. Как же запомнить все эти приставки и быстро различить – о или а нужно писать?

Кто нам поможет? На помощь спешит окно! Какое окно, спросите вы? Самое обыкновенное существительное окно.

Это слово позволяет проверить, какие приставки в наречиях соотносятся с О на конце, а какие – соотносятся с А. Потому что такие наречия ведут себя точно так же, как слово окно с предлогами. Вы, конечно, спросите: а как это?

Рассмотрим наречие издавна. Мы видим в нем приставку из-. Подставим такой же предлог из к слову окно. Получается – из окна. Например, из окна вылетела стрекоза. Мы ясно слышим, что на конце существительного звучит а. И а будет писаться на конце наречия. Приставка и предлог одинаковые, и буквы на конце слов тоже одинаковые.


Рассмотрим еще несколько примеров. Вправо – мы видим приставку в-. Подставляем предлог в к слову окно. В окно выглянул мальчик. На конце существительного о – и на конце наречия тоже.

Досуха – приставка до-. Подставляем к слову окно. Шарик не долетел до окна. В конце слова окнаа, значит, пишем досуха.

Наглухо – приставка на-. Подставляем к слову окно предлог на. На окно поставили решетки. Слышим о. Значит, пишем наглухо через о.

Доверительно – кажется, что мы должны подставить предлог до к слову окно. И у нас получится – до окна. Но это не так. Нас ждет неприятный сюрприз, ведь перед нами – наречие, образованное от прилагательного с приставкой. Доверительно образовано от доверительный, а у этого слова приставка уже есть. Нам нужно всегда проверять, от чего образованы наши наречия, не забывайте.

Может быть, кому-то покажется сложным все время помнить о слове окно. Но есть еще и другой способ запомнить нужные нам приставки.

Этот способ немного волшебный. Посмотрите. После приставок на-, в-, за- мы пишем на конце наречий о. У нас получилось волшебное слово для запоминания: навзао.

А после приставок до-, -с, -из мы пишем а. Вот и еще одно волшебное слово: досиза.


Запомните эти волшебные слова: навзао и досиза. Правда, нужно помнить, что мы можем их применять только для наречий, которые образованы с помощью приставки!

Так как мы определяем, о или а пишется на конце наречий?

Есть несколько способов.


Проверим себя. Как пишутся все эти наречия?

Искос…– приставка ис-. Наречие образовано от прилагательного косой, значит, пишем а.

Нагол… – приставка на-. Значит, сразу пишем о.

Дочист… – приставка до-, наречие образовано от прилагательного чистый. Пишем на конце а.

Исправн… – приставка ис-. Наречие образовано от прилагательного исправный, а у этого прилагательного уже есть своя приставка. Значит, на конце наречия мы напишем о.

А вот и второй алгоритм – для самых оригинальных. Сначала мы должны спросить себя: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если нет, то сразу пишем о. А если да, то пользуемся подсказкой – существительным окно. Благодаря этому существительному нам не нужно запоминать никаких приставок.


Дочерн… – образовано от черный. До окна. На конце наречия – а.

Набел… – образовано от белый. На окно. На конце наречия – о

Издалек… – образовано от далекий. Из окна. На конце наречия – о.

И еще один алгоритм – самый волшебный. Мы опять проверяем, от чего образовано наречие. Если не от бесприставочного прилагательного, то пишем о на конце. А если от прилагательного без приставки, то мы можем обратиться к двум волшебным словам – навзао и досиза – и сразу вспомнить, что в наречиях с приставками на-, в-, за- мы пишем о, а в наречиях с приставками до-, с-, из- на конце пишется а.

Цель урока: формирования навыка написания букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: орфограммы в корне; не с глаголами; не – ни с наречиями; написание приставок на з-, с-.

Развивающая цель: развитие познавательной активности.

Воспитательная цель: воспитание самостоятельности учащихся.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Орфоэпический словарь.
  2. Контрольные карточки.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Этап подготовки учащихся к сознательному освоению новых знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.
  5. Этап информирования о домашнем задании и инструктаже по его выполнению.

Методы:
- приветствие;
- методы проблемного обучения;
- методы работы под руководством;
- дифференцированное задание.

Ход урока:

I. Самопроверка домашнего упражнения с использованием контрольной карточки.

II. Словарно- орфографическая диктовка.

Запись слов с объяснением правописания приставок:

Расчет, рассчитать, расформировать, безвредный, бесформенный, сузить, сэкономить, расчертить, бесполезный, сжечь, делать.

III. К данным словам учащиеся подбирают такие, в которых части слова противоположны по написанию, например: стеклянный – серебряный, видишь – стелешь, некем – никем.

Нигде (негде), предположил (предполагал), участвовать (чувствовал), местность (чудесный), никуда (некуда), не был (негодовал).

IV. Объяснение нового материала начинается с разрешения проблемной ситуации по какому признаку разделены слова на два столбика?

Обращаем внимание школьников на правильность произношения наречий:

надолго, набело, но: добела.

- по конечному суффиксу;

- от чего зависит выбор суффикса?

Ученики дают различный ответ, каждый из которых проверяется:

- от ударения – не подтверждается;

- образовано от прилагательных – не подтверждается4

-от способа образования.

Проверим:

добела
изредка
искоса
снова
белый
редкий
косой
новый
досрочно
извилисто
сбивчиво
досрочный
извилистый
сбивчивый

Вывод:

Наречия с а образовались приставочно –суффиксальным способом.

Наречия с о образовались суффиксальным способом.

-можно ли сделать окончательный вывод?

-рассмотрим третий столбик

-что общего у этого столбика слов с первым столбиком?

-способ образования

-а в чем отличие?

-нет приставок из-, до-, с-; пишется о

-когда же в наречиях пишется на конце а?

Учащиеся формулируют правило и сверяют его с правилом учебника.

V. Закрепление материала.

А) учащиеся I и II групп выполняют упражнения, записанные на доске

1. замените словосочетание наречиями с о или а на конце. Обозначить орфограмму.

Идти в правую сторону(вправо), беседовать без стеснения (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго), переписать окончательно (набело).

Б) а для учащихся III группы учитель повторяет объяснение: какие два условия необходимы. Чтобы на конце наречия был а:

1) Приставки из-, до-, с-.

2) Образование наречия приставочно – суффуксальным способом.

Построим алгоритм рассуждения.

1. Смотрю, есть ли в наречии приставки из-, до-, с-.


Алгоритм закрепляем на ряде словосочетаний.

Изредка преграждал, справа и слева находились, сгоряча не стукнули, раскачивал направо и налево.

В) Выборочный диктант для I и II групп

Выписать в один столбик словосочетания с наречиями на – о, в другой – с наречиями с –а. Обозначить главные и зависимые слова.

  1. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегм.
  2. Небо было раскалено почти добела.
  3. Ветер снова усилился.
  4. Серое небо предвещало дождь надолго
  5. Посмотри –ка вправо.
  6. Начни все сначала.
  7. Издалека послышался шум.

- Третья группа работает с упражнением учебника

IV. Итоговая работа (проверяется на уроке)

- записать под диктовку словосочетания, обозначить изучаемую орфограмму

Сначала посетить, подъезжать справа, повернуть налево, издавна поражать, поглядеть искоса, недоверчиво относиться, заново прийти, снова присутствовать, изредка возражать, издалека начинать.

(проверочная работа показала, что из 27 учеников 7-го класса ошибки на данное правило допустили всего 4 человека ).

VI. Домашнее задание: выучить § учебника, выучить схему рассуждения (алгоритм)

2) Вторая группа – составить словарный диктант на изученную орфограмму из 20-ти словосочетаний, обозначить орфограмму.

3) Третья группа – записать 10 наречий с изученной орфограммой, обозначить орфограмму.

5) воспитывать интерес к русскому языку.



Целевая аудитория: для 7 класса

Интересный урок, соответствует аннотации. Презентация состоит всего из 5 слайдов, из них титульный лист и домашнее задание, а три - новый материал. Нет анимации на слайдах, не использованы функции и возможности программы PowerPoint. Материал немного примитивен.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: