Сердце конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Познакомить детей с назначением и работой сердца.

Задачи: Дать знания о том, что сердце – главный орган человека, познакомить с его значением. Учить находить у себя пульс, пользоваться фонендоскопом.

Коррекция и развитие активного и пассивного словаря за счёт новых слов, использование в речи образных выражений.

Вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.

Словарная работа :

Оборудование: макет сердца, таблицы кровеносной системы человека, 2 шприца разного размера, прозрачные гибкие трубочки, раствор марганцовки, бумажные сердечки, мячи красного и синего цвета, корзина, фонендоскоп, картинки сказочных героев.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы поговорим с вами об одном очень важном органе нашего организма, а как он называется, вы узнаете, если отгадаете загадку:

День и ночь оно

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг,

Прекратится этот стук… О чём это?

Дети. Это сердце.

Воспитатель. Правильно, о сердце. Сердце – самый важный орган. Послушайте друг у друга, как бьются ваши сердечки, приложите ухо к левой стороне груди или спины. Что сердце делает?

Дети. Сердце стучит.

Воспитатель. Давайте прохлопаем его ритм в ладоши. Сначала послушайте, потом повторите.

Дети сначала слушают, а потом прохлопывают ритм сердца.

Воспитатель. А теперь попрыгайте, я вам включу весёлую музыку, и снова послушайте частоту сердца, она изменилась?

Дети. Частота сердца стала чаще.

Воспитатель. Давайте прохлопаем этот ритм.

Дети прохлопывают ритм сердца.

Воспитатель. Когда человек находится в спокойном состоянии и сердце бьётся спокойно, а если попрыгать, начнёт биться часто-часто. А если человек испугается, сердце сначала замрёт, а потом тоже забьётся быстрее, поэтому в народе говорят:

Воспитатель. А сам у себя человек может сердце послушать?

Воспитатель. Нет, конечно, но если очень надо, человек определяет биение своего сердца по пульсу, посмотрите, как это делается. Обхватите запястье пальцами другой руки и прижмите пальчики, чувствуете?

Воспитатель. Врачи определяют биение сердца специальным аппаратом- фонендоскопом, повторите название.

Воспитатель. Давайте послушаем, только это надо делать в полной тишине.

Воспитатель. Покажите, как обычно изображают сердце на картинках? А на самом деле оно выглядит вот так. (Макет сердца или большая иллюстрация)

Воспитатель. Сердце- это плотный мышечный мешочек. Размер сердца у ребёнка, взрослого, женщины или мужчины отличается. Сожмите кулачок – вот такого размера ваше сердце, у меня кулак больше, значит и сердце большего размера.

Воспитатель. Сожмите кулачок, разожмите немного, теперь ещё раз… Как вы думаете, что мы с вами показали?

Дети. Мы показали, как работает сердце.

Сердце самый главный орган

Есть у каждого у нас

Как насос качает воду

Каждый день и каждый час.

Сердце работает, как насос, сжимается и разжимается, впускает кровь и выталкивает, кровь бежит по всему организму по сосудам, затем возвращается снова к сердцу и так постоянно, не останавливаясь ни на секунду. Нам кажется, что сердце стучит, а на самом деле, что оно делает?

Дети. Сердце работает.

Дети. Потому что сердце работает без перерыва.

Воспитатель. Правильно, оно работает без отдыха. Другие органы, например, глаза спят, ноги, руки - отдыхают, а сердцу некогда отдыхать, оно всегда стучит.

Воспитатель. Как вы думаете, что случится, если оно перестанет работать?

Дети. Человек умрёт.

Воспитатель. Вот и ваше сердце работает так же, не переставая, как вы сейчас переносили мячики. Физическая нагрузка укрепляет сердечную мышцу, оно станет большим и тренированным, если вы будете заниматься физкультурой. Почему мы не видим сердце?

Дети. Оно прячется внутри нас, это внутренний орган.

Воспитатель. Посмотрите на картинку: сердце прячется под рёбрами, это называется грудная клетка, а ещё мышцы и кожа. Давайте представим, что Таня и Саша стали прозрачными, теперь мы с вами можем увидеть сердце. Где оно находится, с какой стороны?

Дети. Сердце находится с левой стороны.

Воспитатель. Попробуйте сами определить и наклеить бумажное сердечко.

Дети. Нет, конечно.

Воспитатель. А про кого так говорят?

Дети. Так говорят о добром и чутком человеке.

Воспитатель. А какое ещё сердце может быть?

Дети. Большое, маленькое, доброе, злое, горячее, каменное, смелое и т. д.

Воспитатель. Посмотрите, здесь перед вами сказочные герои, как вы думаете, у кого из них злое сердце, у кого доброе?

Дети. У Кощея злое сердце, у Буратино доброе сердце и т. д.

Воспитатель. Хотите посмотреть, как работает здоровое, тренированное сердце и как слабое… (опыт с 2-мя шприцами)

Воспитатель. Какой шприц продвинул жидкость быстрее?

Дети. Большой шприц продвинул жидкость быстрее.

Воспитатель. Вот так и сердце : большое и тренированное, работает лучше, а слабое?

А как вы думаете, какую работу выполняет сердце?

Дети. Разносит кровь по сосудам.

Воспитатель. Правильно, сердце выполняет очень важную работу, оно как могучий насос перегоняет кровь по кровеносным сосудам. Посмотрите на тыльную сторону руки, вы видите голубоватые линии, как реки и ручейки, где – то шире, где – то ужи. А что это?

Дети. Это кровеносные сосуды. (Показ слайда)

Воспитатель. Да, это кровеносные сосуды, которые отходят от сердца по всему организму человека и по которым непрерывно бежит кровь. Когда сердце делает стук - оно сжимается и выталкивает из себя кровь, а кровь начинает бежать по нашему организму, питая его кислородом, питательными веществами. Покажите, как сердце сжимается и разжимается, выталкивая при этом кровь.

Воспитатель. Мы сейчас с вами что делаем?

Воспитатель. Правильно сидим, а как мы сидим? Давайте послушаем еще раз, как стучит наше сердце когда мы с вами спокойно сидим (слушают) Ну и как?

Дети. Когда мы сидим, лежим, спим наше сердце работает спокойно, ровно, медленно.

Воспитатель. А если мы играем, бегаем, прыгаем, делаем физические упражнения. Как будет работать сердце?

Дети. Сердце будет работать чаще, потому что нагрузка больше.

Воспитатель. Сожмите ещё раз кулачек, разожмите, сожмите, разожмите. Вот так, как насос, никогда не останавливаясь, работает наше сердце, перекачивая кровь. Кровь должна поступать к каждой клеточке нашего организма. Течет кровь по большим и маленьким трубочкам. Большие трубочки называются артерии и вены, а маленькие капилляры. Давайте посмотрим на рисунок. Красным цветом нарисованы артерии по ним кровь течет от сердца, а синим – вены по ним кровь возвращается к сердцу. Давайте сделаем макет, чтобы лучше понять, как кровь движется в нашем организме (воспитатель кладет на пол бумажные сердце и легкие).

Воспитатель. Это наше сердце и легкие. Из сердца кровь течет по артериям (выкладывает красные следы) раздает каждой клеточке питательные вещества и кислород и забирает у них углекислый газ. Насыщенная углекислым газом кровь по венам (сини следы) возвращается к сердцу. Как вы думаете, где кровь может взять новую порцию кислорода?

Воспитатель. Правильно в легких, потому что мы вдыхаем кислород. Поэтому, вернувшуюся в сердце кровь, сердце перекачивает сначала в легкие, где она отдает углекислый газ (мы его выдыхаем, забирает кислород и поступает опять в сердце. И начинается новое путешествие крови по нашему организму (предложить 2-3 детям пройти по следам путь крови). Получается, как бы два круга кровообращения большой и маленький. Так, ни на миг не останавливаясь, трудится наше сердце.

Воспитатель. О чём же мы сегодня с вами говорили?

Воспитатель. Что можно посоветовать всем людям?

Дети. Нужно беречь и развивать своё сердце. Заниматься физкультурой и т. д.

Воспитатель. Молодцы, давайте ещё раз вместе прочитаем правила здорового сердца.

1. Не переутомляться

3. Вечером вовремя ложиться спать

4. Кушать полезную еду

5. Тренировать сердце (бегать, прыгать, выполнять физические упражнения, закаляться)

Сценарий внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности для учащихся начальных классов Тема. Правила пожарной безопасности. Цели:- прививать навыки осторожного обращения с огнем; - познакомить учащихся с некоторыми причинами.

На доске пословица : Чего . не заметит, того и глаз не увидит. В ней пропущено одно слово, попробуйте догадаться, какое. Для этого вам надо собрать из пазлов картинку. У каждой группы своя картинка (1 - сердечко, 2 - сердце (орган), 3 - Москва, 4 - добро). Каждая группа высказывает предположение.

Есть ли какая-то связь между этими понятиями?

Какое слово пропущено в пословице? Да, слово СЕРДЦЕ.

ВложениеРазмер
urok_serdtsa.docx 63.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект метапредметного урока в 4 классе

учитель начальных классов

"Слушай своё сердце"

Цель: познакомить уч-ся с понятием "сердце", показать роль сердца в нашей жизни.

-уметь записывать многозначные числа и величины;

-обобщить знания о морфологических признаках имени существительного;

-закрепить умения образовывать однокоренные слова, работать с фразеологизмами;

-расширить представления о роли сердца в организме человека;

Доброе утро! Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. Давайте улыбнёмся друг другу. От этих улыбок мы станем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке.

2.Актуализация знаний (сценка)

Театральная сценка " Доброе слово согревает сердца"

Автор:
Многие любят давать свой совет, но если совет добротой не согрет, то такие советы совсем, ни к чему, они не помогут, поверь, никому!!
/появляется девочка ,бежит, спотыкается/
Автор:
Бежала куда-то девчонка,
напевала что-то звонко,
Она весело бежала,
но вдруг споткнулась и упала.
Девочка /всхлипывая, трёт колено/
ой, как больно, ой-ой!
Как дойду теперь домой ?
Автор:

И сразу собрался народ и каждый советы даёт!
/Подбегают соседка, дама в шляпке, сосед

Соседка :
Я знаю её ,я соседка. Советы даю я не редко, вылечу эту девчонку. Несите бинты и зелёнку.
/увидела соседа, удивлённо/
О-о-о! даже сосед подошёл, даже забыл про футбол? !
Сосед /машет рукой ,ворчливо/
Футбол давно уж прошёл , девочку вылечить может укол!
Этот укол, между прочим, очень болезненный, очень/морщится/
Но это полезный, считаю, совет /грозит пальцем/ Лучше совета, я думаю, нет!
Сосед и соседка вместе /убеждённо/
Поможет он девочке, значит!
Автор /печально /
а девочка плачет и плачет
Девочка: ой , что с моей ногой ? Ой!
/трёт колено, всхлипывает.
Подбегают две старушки /озабоченно, прижимая руки к груди,-
/тараторят /
- Мы услыхали, мы прибежали, прервали беседу в беседке, вылечить могут только таблетки!
1-я старушка ,жеманно
Ах, только таблетки ! /хватается за голову/
2-я старушка /вторит/ только таблетки / достают из сумочки,
Их можно глотать ,как конфетки /показывают
Подбегает гражданин
Гражданин /возмущённо машет рукой/
Нет! выход здесь только один, поможет ей вазелин!
Сосед строго:
Зачем так шутить, гражданин?/
Гражданин /убеждает/
Это с научной точки. Вот спросите, у дочки / достаёт телефон, звонит/
Так..так всё понятно, это полезный совет.
И лучше совета ты, думаешь, нет?
/победно оглядывает всех/
Старушки /сердито/ -Что- о-о?!
А наши советы, совсем не нужны ?
наши советы совсем не важны?
Что это значит? /угрожающе сжимают кулачки, наступают на гражданина, тот пятится/
Автор печально :
А девочка плачет и плачет ,/ девочка тихонько плачет/
Автор, вздыхая:
Ох, сколько советов с разных сторон.
Вот не спеша подошёл чемпион
Чемпион: важно стучит в грудь/
Я- чемпион ,я- знаменит! Если нога вдруг заболит, нужна тугая повязка.
поверьте –это не сказка,
нужна прохладная ванна ! Меня здесь не слушают , странно?!
Пожимает обиженно плечами/

Все удивлённо хором:
Но почему девчонка всё плачет?!
Все, молча, смотрят, на девочку.
/Кто-то чешет в затылке, кто-то вздыхает, разводят руками…
Автор /весело/
И тут подбегает мальчишка.
Мальчишка /ласково гладит девочку по голове/
-о чём же ты плачешь,малышка?
/улыбаясь / Столько солёных слёз, что у тебя стряслось?
Девочка - У меня болит колено.
Мальчишка : Улыбнись. Всё пройдет, непременно. Попробуй тихонечко встать.
/помогает девочке встать/
Девочка радостно : Ой! Я здорова опять! Могу и попрыгать немножко, /прыгает/
Мальчишка : ну, как не болит
твоя ножка?
Девочка: /смеётся/ Нет! Совсем не болит!
Мальчишка: Тогда , кто быстрей добежит? Вот сейчас до этих ворот ?
Девочка побежала. Машет рукой
А ну, догоняй ,смелее ,вперёд!
Убегают, пробегают круг и возвращаются
Автор /радостно/
Она подхватила мальчишку, они побежали вприпрыжку,
А люди кричали вдогонку:
Поочерёдно :
-Как вылечил эту девчонку?
-Она , посмотрите, снова здорова!
-Лекарство для нас удивительно ново.
-Наверно, здесь есть какой-то секрет!
Мальчишка:
Поверьте, секрета здесь нет!
Лекарство такое вовсе не ново
Алёнку лечило ДОБРОЕ СЛОВО!
Все/удивлённо / Доброе слово?
Девочка /радостно / И теперь я здорова! /топает ножкой/
Мальчишка:
Не раз и не два учил меня дед,
Ты навсегда запомни совет:
Когда к человеку подступит беда,
Ты поспеши на помощь тогда,
Доброе слово возьми ты с собой.
И буду я , внук, гордиться тобой!
Автор :
Доброе слово всех согревает,
Доброе слово сердца открывает.

3. Самоопределение к деятельности

1)На доске пословица : Чего . не заметит, того и глаз не увидит. В ней пропущено одно слово, попробуйте догадаться, какое. Для этого вам надо собрать из пазлов картинку. У каждой группы своя картинка (1 - сердечко, 2 - сердце (орган), 3 - Москва, 4 - добро). Каждая группа высказывает предположение.

Есть ли какая-то связь между этими понятиями?

Какое слово пропущено в пословице? Да, слово СЕРДЦЕ.

Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.

Вспомните, какими словами закончилась сценка.

Доброе слово всех согревает,
Доброе слово сердца открывает.

Как вы их понимаете? Что значит "отрыть сердца"?

Не секрет, что мы с вами живем в трудное время. Наша страна переживает сложный период. Появилось равнодушие, разобщенность между людьми, негативное отношение друг к другу. Но мы ведь с вами не Робинзоны. Мы живем в обществе и наши слова, поступки не безразличны окружающим.

4. Работа по теме урока

2)А сейчас я предлагаю вам поиграть в ассоциации. (на стенах и потолке класса таблички со словами, среди них есть слова-подсказки и слова, которые хотят вас запутать)

Какие ассоциации у вас вызывает слово "сердце"? (любовь, кровь, мотор, ритм, биение, душа, орган, боль, пульс, мышца, стук, добро, пламя, кардиограмма)

В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный,
Конечно, вам известный,
Любой его назвать бы мог.
Лишь только жизни огонёк
Однажды разгорится -
Начнёт тут сердце биться.
Оно как маленький насос,
Совсем не в шутку, а в серьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из вас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
И мы его не слышим.
Но если быстро побежать,
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея, -
Забьётся посильнее
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет.

Так, что же такое сердце, если оно не только "качает кровь", но и "тоскует", и любит и жалеет. Если бы я вас попросила дать объяснение этому слову, к какому источнику вы бы обратились?

Совершенно верно, к толковому словарю.

Скажите, слово сердце можно назвать многозначным?

У каждого из вас есть карточка со значениями слова "сердце" из словаря Сергея Ивановича Ожегова. Прочитайте и подумайте, какое определение соответствует картинке из пазлов, собранной вашей группой?

1- Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка. (сердце-орган)

2- (перен.) Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. (любовь)

Можно ли это сделать? И кто же победит, а кто проиграет в этом соревновании?

3- (перен.) Важнейшее место чего-нибудь, средоточие. (Москва)

4- Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведенного сверху, книзу сужающегося и заострённого. (сердечко)

Сегодня мы с вами говорим о сердце.

4) Послушайте и скажите, что это за звуки? (звуки биения сердца -нормальный ритм и учащённый )

- Когда сердце бьётся медленно? (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу)

- Когда сердце бьётся сильнее? (когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит:)

- Было ли у вас состояние, когда сердце "готово выскочить из груди"? Приведите примеры.

Давайте каждый из вас послушает, как бьётся его сердце сейчас. Знаете, где находится сердце?

А теперь как бьются ваши сердца?

Наше сердце постоянно в работе. Сердце качает нашу кровь, и благодаря сокращениям распределяет её по кровеносным сосудам.

6)А сейчас я буду читать текст, а вы должны из него выписать все числовые значения и математические величины.

Сердце — самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека сердце совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений! Водный смеситель на кухне должен быть включен, по крайней мере, 45 лет, чтобы пропустить такое же количество крови, какое прокачивает через себя сердце за весь период средней продолжительности жизни. Сердце обычного взрослого человека бьется 72 раза в минуту; 100 тысяч раз в сутки; 36 миллионов раз в год, и 2,5 миллиарда (два миллиарда пятьсот миллионов) раз в течение всей жизни. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70—80 лет и более! Каждый день, в самом сердце тратится столько полезной энергии на перекачивание крови, что её вполне бы хватило, чтобы проехать на грузовике 32 километра. А за всю жизнь – это эквивалентно полёту на Луну и обратно. А весит сердце всего-то 250-300 граммов.

(2 000 000 000 - 3 000 000 000, 45 лет, 72 р./мин., 100 000 р./сут., 36 000 000 р./год, 2 500 000 000 р./ ж., сутки 900 кг, 14 м, 70-80 лет, 32 км, 250-300 г)

Между прочим, секундную стрелку в часах изобрёл английский врач около трёхсот лет назад для того, чтобы приступить к исследованиям ритма сердца.

Возьмите теннисный мячик и по очереди сильно сожмите его в руках. Вот точно так сжимается сердце в работе по перекачиванию крови.

Размеры сердца человека практически такие же как у его сжатого кулака. Сожмите кулак, и вы увидите, какого размера ваше сердце.

7 ) "Кот в мешке" . У каждой группы в мешочке какие-то предметы. Достаньте их. (1 - кукла-младенец и чашка, 2 - женщина и мужчина, 3 - голубой кит, 4 - кольцо) Вы должны внимательно прочитать текст и рассказать интересный факт именно об этом предмете)

Интересные факты о сердце .

В организме новорождённого ребенка циркулирует всего лишь одна чашка крови. В системе кровообращения взрослого человека насчитывается более чем четыре с половиной литра крови, которые сердце качает во все ткани из лёгких в течение одной минуты примерно 75 раз. Сердце женщины обычно бьется чуть быстрее, чем сердце мужчины. Мужчина имеет 70 сердечных сокращений в минуту, тогда как женщина – почти 78 сокращений. Человеческое и свиное сердце практически полностью идентичны. Чем больше млекопитающее, тем медленнее бьётся его сердце и наоборот. Медленнее всего бьётся сердце голубого кита. Его сердце считается самым медленным в мире, бьётся оно в районе 9-10 ударов в минуту, для сравнения - сердце этрусской землеройки, которая не более 4 см в длину , бьётся 1 500 раз в сутки (62 раза в минуту). Древние египтяне считали, что четвертый палец руки связан с сердцем специальным каналом. Именно из-за этого пошёл обычай носить обручальное кольцо на безымянном пальце. Наше сердце полно загадок! В истории современной медицины известен случай, когда сердце человека остановилось и снова начало биться через 4 дня. Если человека легонько взять за кисть руки, то у него замедлится ритм сердца и понизится кровяное давление.

Группы по очереди представляют информацию классу.

А что ещё интересного вы узнали из этого текста.

Существует несколько версий происхождения символа сердца.

- Обратите внимание на лебедей, которые плывут по озеру в направлении друг к другу, а точнее на их шеи и положение голов и постепенно перед вашим взором возникнет символ сердца.
Лебеди отличаются сильной привязанностью к одному партнеру, они раз и навсегда выбирают себе вторую половинку.

- Имеется еще одна интересная версия. В Древней Индии изначально не существовало символа сердца. Похожим образом индийцы изображали женскую и мужскую ауру. Они предполагали, что у каждого человека имеется своя энергетическая аура, когда объединяются две любящие души, их ауры тоже сливаются, образуя собой фигуру, напоминающую современное обозначение сердца.

9)Слово "сердце" относится к какой части речи?( Имя существительное)

Назовите морфологические признаки этого существительного ( нарицательное, неодушевлённое, средний род, единственное число)

Какая орфограмма в этом слове? (непроизносимый согласный в корне) Как проверить?

Подберите и запишите однокоренные слова, докажите , что они однокоренные. (сердечко, сердечный, сердобольный, сердцебиение, сердцеед, сердцевина, сердцевидный, милосердие) (корень сердц-сердеч)

Подберите эпитеты к слову "сердце". Сердце какое? (доброе, львиное, человеческое, любящее, большое, железное, горячее, материнское, ледяное, здоровое, трепещущее, чёрствое, искусственное)

Что может сердце? Подберите глаголы (бьётся, колотится, сжимается, останавливается, замирает, подсказывает, болит, разрывается, трепещет)

Звучит музыка (вальс)

-Вальс! Именно эта музыка по утверждению специалистов, больше всего напоминает ритм человеческого сердца.

Давайте немного подвигаемся в ритме вальса ( звучит музыка)

10) Попробуйте догадаться, о ком идёт речь?

Я знаю их, как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. У них золотые руки, и они не держат камень за пазухой. Они любят заговаривать зубы. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо, они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

Что особенного в этом тексте? (много фразеологизмов) Что такое фразеологизм?

Доброго, отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят "от чистого сердца". Много в русском языке фразеологизмов со словом "сердце", наверное, потому что русские люди многое воспринимают душой, сердцем.

Я предлагаю сейчас в группах выполнить следующее задание: угадайте фразеологизм по рисунку (1 - разбитое сердце - наносить душевные травмы, лишать определённых надежд, 2 - золотое сердце - о добром человеке, 3 - каменное сердце - о равнодушном, бесчувственном человеке, 4 - сердце кровью обливается - чувствовать сострадание, горесть)

А теперь соедините фразеологизм и его значение. (карточки)

Положа руку на сердце - откровенно.

Сердце не камень - пожалеть кого-либо.

Скрепя сердце - крайне неохотно

Вырвать из сердца - забыть.

Отлегло от сердца - (почувствовать облегчение).

По сердцу пришлось - (понравилось)

Сердцу не прикажешь - (о проявлении чувств, неподвластных воле разума)

Большое сердце -(о том, кто способен горячо и сильно чувствовать)

Сердце не лежит - (кто-то не симпатичен)

Предлагать руку и сердце - (делать предложение девушке выйти замуж)

Отлегло от сердца - ( исчезли какие-то тревожные чувства, волнения)

Принимать близко к сердцу - (очень глубоко переживать по какому-либо поводу)

Сердечный друг - ( о душевно близком нам человеке)

Дама сердца - (возлюбленная)

Нож в сердце - (то, что вызывает переживания, муку)

Сердце радуется (находиться в хорошем настроении)

11.Отгадайте героя, произведение и автора по отрывку.

1.Вытащил он свое черное – пречерное, маленькое – премаленькое сердце и посадил его на конец иглы. Иглу положил в яйцо, яйцо в щуку, а щуку в утку, а утку запер в сундук, обвязав его толстыми – претолстыми цепями. Сел он на своего ворона, и тот отнес его к высокому – превысокому утесу на котором рос могучий дуб. ( Кощей Бессмертный из русской народной сказки )

2.Когда разбилось волшебное зеркало и осколки разлетелись по миру, один осколок угодил ему в сердце, другой - в глаз. Мальчик разучился видеть хорошее вокруг, стал непослушным, бесчувственным. ( Кай, "Снежная королева", Андерсен )

3.Дровосек был когда-то самым обычным человеком. Когда он решил жениться, тётка его избранницы, желая расстроить их свадьбу, обратилась к злой волшебнице Гингеме . Заколдованный ею топор отрубил Дровосеку сначала ноги, затем руки, а потом и голову. Однако Дровосек не погиб — его друг- кузнец раз за разом заменял ему утраченные части тела на железные. Став полностью железным, Дровосек обнаружил, что не может любить свою невесту, потому что кузнец не сумел сделать ему сердце. Желание получить настоящее живое сердце стало заветной мечтой Дровосека.( Железный дровосек, "Волшебник изумрудного города, Волков)

Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?

Знаете ли вы, какие продукты полезны для сердца? (просмотр видеоролика) Назовите их.

Ежедневная быстрая ходьба в течение 30 минут позволяет существенно снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний.

В нашей стране есть даже памятник сердцу! Это огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны. Вот такой символ жизни украшает двор Института Сердца в городе Перми.

Посмотрите, что я вам принесла (большое сердце). Оно очень большое! Мы все, наверное, поместимся в нем. Мы с вами – теперь одно целое , один коллектив. Одно вот такое большое сердце, но к аждому из вас в нем есть место. Вы это сейчас увидите. Возьмите цветные карандаши или фломастеры, возьмите маленькое сердечко. Это маленькое сердечко ваше. Раскрасьте его. Напишите на нем свое имя. Давайте приклеим их на наше большое сердце.

Посмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место каждому из вас. Найдите глазами ваше сердечко, посмотрите, какие они красивые.

Когда-нибудь, когда вам станет одиноко и грустно, вспомните, что где-то есть большое сердце, в котором есть место для вас.

6. Подведение итогов урока.

Давайте напишем синквейн про сердце.

Синквейн (в переводе с французского - 5 строчек) - это нерифмованное стихотворение. Оно пишется по инструкции

1-я строка – тема (одно существительное);

2-я строка – описание темы в двух словах (2 прилагательных);

3-я строка – описание действия в рамках темы (три глагола);

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Д. з. :Представьте, что это вы стучите в груди. Напишите сочинение по плану:

Учитель: Вспомните и скажите, о чем говорили на прошлом уроке?

Дети: Мы говорили о свойствах крови и ее составе.

Учитель: Из чего же состоит наша кровь?

Дети: В состав крови входят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты представляют собой красные кровяные шарики. Они помогают доставлять кислород в ткани организма, а также выводить углекислый газ из организма. Помимо красных кровяных шариков – эритроцитов, в крови есть белые кровяные шарики – лейкоциты.
Но эритроцитов в крови огромное множество, потому-то и кровь окрашена в красный цвет.
Лейкоциты выполняют роль солдат, полицейских, пожарных и санитаров. Как только где-то появляются микробы или инородные тела, они немедленно устремляются туда. Лейкоциты захватывают инфекцию и переваривают ее в своем теле. Через стенки сосудов в месте сражения выходят все новые и новые солдаты – лейкоциты, и так продолжается до тех пор, пока все микробы не будут уничтожены. Их уровень – очень важная характеристика состояния организма. Вот почему без анализа на лейкоциты не обходится ни одно серьезное медицинское обследование. Тромбоциты отвечают за свертывание крови в организме.

Учитель: Как называются сосуды, по которым течет кровь?

Дети: Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены.

Учитель: Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного и полезного еще об одном органе человека. Узнаете о его работе и строении. Это самый главный орган человека. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: Разговор сегодня будет идти о сердце человека.

III. Беседа с учащимися

Учитель: Давайте рассмотрим ваши рисунки и послушаем, как вы изобразили сердце.

Ученик: Я представляю его в виде машины, которую в движение приводят молоточки, стуча по барабанам.

(Выслушиваются другие рассказы детей.)

Учитель: А где вы встречались еще с изображением сердца?

Дети: Есть много различных украшений, заколок для волос, открыток, блокнотов. Есть воздушные шары в виде сердца и даже кондитерские изделия.

Учитель: Поэты и композиторы написали много стихов и песен о сердце. Давайте вспомним несколько строчек.

Дети: Сердце, сердце, сердце – золотое сердце…
– Сердце, тебе не хочется покоя…
– Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить… и т. д.

Учитель: Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?

Дети: Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.

Учитель: Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?

Учитель: Да, ребята, сердце – это мотор, не останавливающийся всю жизнь. Прочитайте, как о нем сказал английский ученый В. Гарвей.

IV. Практическая работа

Учитель: Приложите правую руку к левой стороне груди. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем биение сердца.

Учитель: Встаньте все, поставьте руки на пояс и сделайте по 10 прыжков на левой ноге, правой ноге и на обеих вместе. Сядьте. Что заметили?

Дети: Оно бьется сильнее и чаще, так как организму дали нагрузку.

Учитель: Размер нашего сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. Оно работает непрерывно до самой смерти человека. Посмотрите макет сердца и послушайте его биение.

(Показ слайда на экране и прослушивание биения сердца)

Учитель: Когда люди обращаются к доктору по поводу болезни этого органа, то им делают кардиограмму – графическое изображение, на которой видно, имеются какие-нибудь изменения или нет. Кому-то из вас тоже делали кардиограмму.

V. Строение сердца

1. Работа с учебником

Учитель: Откройте учебник на странице 65, прочитайте текст. Что нового узнали?

Дети: Мы прочитали о том, как устроено сердце.

Учитель: Кто может показать и рассказать, как устроено сердце?

Один из учеников рассказывает, учитель поправляет, а потом рассказывает сам.

Учитель: Условно сердце делится перегородкой на две половины – левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. Правая половина состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки, и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя течь кровь в одном направлении.

VI. Работа сердца

Учитель: Итак, вы узнали, что сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни смены дня и ночи или времени года, а работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день сердце сокращается почти 100000 раз и перекачивает за час 300 литров крови. На один удар оно затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту 1 метр. А за 1 минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома.
Как же работает этот неутомимый мотор?

Учитель рассказывает, как происходит большой круг кровообращения. Затем повторяют дети.

VII. Тренировка сердца

Учитель: Чтобы быть здоровым, всем нужно тренировать свое сердце. А что мы должны для этого делать?

Дети: Надо заниматься спортом, проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе, правильно питаться и т. д.

Учитель: К работающему органу всегда приливает больше крови. Когда человек занимается умственной работой – готовит уроки, пишет ли ученые статьи – во всех случаях больше крови приливает к головному мозгу. Проделали такой опыт. Уравновешивали весы, на которых лежал человек в горизонтальном положении, а затее ему давали решить задачу. Весы выходили из равновесия. Это значит, что кровь в большем количестве приливала к мозгу. После приема пищи кровь приливает к желудку и кишечнику. Вот почему нельзя во время приема пищи читать или разговаривать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект метапредметного урока в 4 классе

"Слушай своё сердце"

Цель: познакомить уч-ся с понятием "сердце", показать роль сердца в нашей жизни.

-уметь записывать многозначные числа и величины;

-обобщить знания о морфологических признаках имени существительного;

-закрепить умения образовывать однокоренные слова, работать с фразеологизмами;

-расширить представления о роли сердца в организме человека;

1.Организационный момент

Доброе утро! Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. Давайте улыбнёмся друг другу. От этих улыбок мы станем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке.

2.Актуализация знаний (сценка)

Театральная сценка " Доброе слово согревает сердца"

Автор:
Многие любят давать свой совет, но если совет добротой не согрет, то такие советы совсем, ни к чему, они не помогут, поверь, никому!!
/появляется девочка ,бежит, спотыкается/
Автор:
Бежала куда-то девчонка,
напевала что-то звонко,
Она весело бежала,
но вдруг споткнулась и упала.
Девочка /всхлипывая, трёт колено/
ой, как больно, ой-ой!
Как дойду теперь домой ?
Автор:

И сразу собрался народ и каждый советы даёт!
/Подбегают соседка, дама в шляпке, сосед

Соседка :
Я знаю её ,я соседка. Советы даю я не редко, вылечу эту девчонку. Несите бинты и зелёнку.
/увидела соседа, удивлённо/
О-о-о! даже сосед подошёл, даже забыл про футбол? !
Сосед /машет рукой ,ворчливо/
Футбол давно уж прошёл , девочку вылечить может укол!
Этот укол, между прочим, очень болезненный, очень/морщится/
Но это полезный, считаю, совет /грозит пальцем/ Лучше совета, я думаю, нет!
Сосед и соседка вместе /убеждённо/
Поможет он девочке, значит!
Автор /печально /
а девочка плачет и плачет
Девочка: ой , что с моей ногой ? Ой!
/трёт колено, всхлипывает.
Подбегают две старушки /озабоченно, прижимая руки к груди,-
/тараторят /
- Мы услыхали, мы прибежали, прервали беседу в беседке, вылечить могут только таблетки!
1-я старушка ,жеманно
Ах, только таблетки ! /хватается за голову/
2-я старушка /вторит/ только таблетки / достают из сумочки,
Их можно глотать ,как конфетки /показывают
Подбегает гражданин
Гражданин /возмущённо машет рукой/
Нет! выход здесь только один, поможет ей вазелин!
Сосед строго:
Зачем так шутить, гражданин?/
Гражданин /убеждает/
Это с научной точки. Вот спросите, у дочки / достаёт телефон, звонит/
Так..так всё понятно, это полезный совет.
И лучше совета ты, думаешь, нет?
/победно оглядывает всех/
Старушки /сердито/ -Что- о-о?!
А наши советы, совсем не нужны ?
наши советы совсем не важны?
Что это значит? /угрожающе сжимают кулачки, наступают на гражданина, тот пятится/
Автор печально :
А девочка плачет и плачет ,/ девочка тихонько плачет/
Автор, вздыхая:
Ох, сколько советов с разных сторон.
Вот не спеша подошёл чемпион
Чемпион: важно стучит в грудь/
Я- чемпион ,я- знаменит! Если нога вдруг заболит, нужна тугая повязка.
поверьте –это не сказка,
нужна прохладная ванна ! Меня здесь не слушают , странно?!
Пожимает обиженно плечами/

Все удивлённо хором:
Но почему девчонка всё плачет?!
Все, молча, смотрят, на девочку.
/Кто-то чешет в затылке, кто-то вздыхает, разводят руками…
Автор /весело/
И тут подбегает мальчишка.
Мальчишка /ласково гладит девочку по голове/
-о чём же ты плачешь,малышка?
/улыбаясь / Столько солёных слёз, что у тебя стряслось?
Девочка - У меня болит колено.
Мальчишка : Улыбнись. Всё пройдет, непременно. Попробуй тихонечко встать.
/помогает девочке встать/
Девочка радостно : Ой! Я здорова опять! Могу и попрыгать немножко, /прыгает/
Мальчишка : ну, как не болит
твоя ножка?
Девочка: /смеётся/ Нет! Совсем не болит!
Мальчишка: Тогда , кто быстрей добежит? Вот сейчас до этих ворот ?
Девочка побежала. Машет рукой
А ну, догоняй ,смелее ,вперёд!
Убегают, пробегают круг и возвращаются
Автор /радостно/
Она подхватила мальчишку, они побежали вприпрыжку,
А люди кричали вдогонку:
Поочерёдно :
-Как вылечил эту девчонку?
-Она , посмотрите, снова здорова!
-Лекарство для нас удивительно ново.
-Наверно, здесь есть какой-то секрет!
Мальчишка:
Поверьте, секрета здесь нет!
Лекарство такое вовсе не ново
Алёнку лечило ДОБРОЕ СЛОВО!
Все/удивлённо / Доброе слово?
Девочка /радостно / И теперь я здорова! /топает ножкой/
Мальчишка:
Не раз и не два учил меня дед,
Ты навсегда запомни совет:
Когда к человеку подступит беда,
Ты поспеши на помощь тогда,
Доброе слово возьми ты с собой.
И буду я , внук, гордиться тобой!
Автор :
Доброе слово всех согревает,
Доброе слово сердца открывает.

3. Самоопределение к деятельности

1)На доске пословица : Чего . не заметит, того и глаз не увидит. В ней пропущено одно слово, попробуйте догадаться, какое. Для этого вам надо собрать из пазлов картинку. У каждой группы своя картинка (1 - сердечко, 2 - сердце (орган), 3 - Москва, 4 - добро). Каждая группа высказывает предположение.

Есть ли какая-то связь между этими понятиями?

Какое слово пропущено в пословице? Да, слово СЕРДЦЕ.

Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.

Вспомните, какими словами закончилась сценка.

Доброе слово всех согревает,
Доброе слово сердца открывает.

Как вы их понимаете? Что значит "отрыть сердца"?

Не секрет, что мы с вами живем в трудное время. Наша страна переживает сложный период. Появилось равнодушие, разобщенность между людьми, негативное отношение друг к другу. Но мы ведь с вами не Робинзоны. Мы живем в обществе и наши слова, поступки не безразличны окружающим.

4. Работа по теме урока

2)А сейчас я предлагаю вам поиграть в ассоциации. (на стенах и потолке класса таблички со словами, среди них есть слова-подсказки и слова, которые хотят вас запутать)

Какие ассоциации у вас вызывает слово "сердце"? (любовь, кровь, мотор, ритм, биение, душа, орган, боль, пульс, мышца, стук, добро, пламя, кардиограмма)

В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный,
Конечно, вам известный,
Любой его назвать бы мог.
Лишь только жизни огонёк
Однажды разгорится -
Начнёт тут сердце биться.
Оно как маленький насос,
Совсем не в шутку, а в серьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из вас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
И мы его не слышим.
Но если быстро побежать,
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея, -
Забьётся посильнее
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет.

Так, что же такое сердце, если оно не только "качает кровь", но и "тоскует", и любит и жалеет. Если бы я вас попросила дать объяснение этому слову, к какому источнику вы бы обратились?

Совершенно верно, к толковому словарю.

Скажите, слово сердце можно назвать многозначным?

У каждого из вас есть карточка со значениями слова "сердце" из словаря Сергея Ивановича Ожегова. Прочитайте и подумайте, какое определение соответствует картинке из пазлов, собранной вашей группой?

1- Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка. (сердце-орган)

2- (перен.) Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. (любовь)

Можно ли это сделать? И кто же победит, а кто проиграет в этом соревновании?

3- (перен.) Важнейшее место чего-нибудь, средоточие. (Москва)

4- Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведенного сверху, книзу сужающегося и заострённого. (сердечко)

Сегодня мы с вами говорим о сердце.

4) Послушайте и скажите, что это за звуки? (звуки биения сердца -нормальный ритм и учащённый )

- Когда сердце бьётся медленно? (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу)

- Когда сердце бьётся сильнее? (когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит:)

- Было ли у вас состояние, когда сердце "готово выскочить из груди"? Приведите примеры.

Давайте каждый из вас послушает, как бьётся его сердце сейчас. Знаете, где находится сердце?

5) Физкультминутка

А теперь как бьются ваши сердца?

Наше сердце постоянно в работе. Сердце качает нашу кровь, и благодаря сокращениям распределяет её по кровеносным сосудам.

6)А сейчас я буду читать текст, а вы должны из него выписать все числовые значения и математические величины.

Математический диктант

Сердце — самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека сердце совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений! Водный смеситель на кухне должен быть включен, по крайней мере, 45 лет, чтобы пропустить такое же количество крови, какое прокачивает через себя сердце за весь период средней продолжительности жизни. Сердце обычного взрослого человека бьется 72 раза в минуту; 100 тысяч раз в сутки; 36 миллионов раз в год, и 2,5 миллиарда (два миллиарда пятьсот миллионов) раз в течение всей жизни. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70—80 лет и более! Каждый день, в самом сердце тратится столько полезной энергии на перекачивание крови, что её вполне бы хватило, чтобы проехать на грузовике 32 километра. А за всю жизнь – это эквивалентно полёту на Луну и обратно. А весит сердце всего-то 250-300 граммов.

(2 000 000 000 - 3 000 000 000, 45 лет, 72 р./мин., 100 000 р./сут., 36 000 000 р./год, 2 500 000 000 р./ ж., сутки 900 кг, 14 м, 70-80 лет, 32 км, 250-300 г)

Между прочим, секундную стрелку в часах изобрёл английский врач около трёхсот лет назад для того, чтобы приступить к исследованиям ритма сердца.

Возьмите теннисный мячик и по очереди сильно сожмите его в руках. Вот точно так сжимается сердце в работе по перекачиванию крови.

Размеры сердца человека практически такие же как у его сжатого кулака. Сожмите кулак, и вы увидите, какого размера ваше сердце.

7 ) "Кот в мешке" . У каждой группы в мешочке какие-то предметы. Достаньте их. (1 - кукла-младенец и чашка, 2 - женщина и мужчина, 3 - голубой кит, 4 - кольцо) Вы должны внимательно прочитать текст и рассказать интересный факт именно об этом предмете)

Интересные факты о сердце .

В организме новорождённого ребенка циркулирует всего лишь одна чашка крови. В системе кровообращения взрослого человека насчитывается более чем четыре с половиной литра крови, которые сердце качает во все ткани из лёгких в течение одной минуты примерно 75 раз. Сердце женщины обычно бьется чуть быстрее, чем сердце мужчины. Мужчина имеет 70 сердечных сокращений в минуту, тогда как женщина – почти 78 сокращений. Человеческое и свиное сердце практически полностью идентичны. Чем больше млекопитающее, тем медленнее бьётся его сердце и наоборот. Медленнее всего бьётся сердце голубого кита. Его сердце считается самым медленным в мире, бьётся оно в районе 9-10 ударов в минуту, для сравнения - сердце этрусской землеройки, которая не более 4 см в длину , бьётся 1 500 раз в сутки (62 раза в минуту). Древние египтяне считали, что четвертый палец руки связан с сердцем специальным каналом. Именно из-за этого пошёл обычай носить обручальное кольцо на безымянном пальце. Наше сердце полно загадок! В истории современной медицины известен случай, когда сердце человека остановилось и снова начало биться через 4 дня. Если человека легонько взять за кисть руки, то у него замедлится ритм сердца и понизится кровяное давление.

Группы по очереди представляют информацию классу.

А что ещё интересного вы узнали из этого текста.

Существует несколько версий происхождения символа сердца.

- Обратите внимание на лебедей, которые плывут по озеру в направлении друг к другу, а точнее на их шеи и положение голов и постепенно перед вашим взором возникнет символ сердца.
Лебеди отличаются сильной привязанностью к одному партнеру, они раз и навсегда выбирают себе вторую половинку.

- Имеется еще одна интересная версия. В Древней Индии изначально не существовало символа сердца. Похожим образом индийцы изображали женскую и мужскую ауру. Они предполагали, что у каждого человека имеется своя энергетическая аура, когда объединяются две любящие души, их ауры тоже сливаются, образуя собой фигуру, напоминающую современное обозначение сердца.

9)Слово "сердце" относится к какой части речи?( Имя существительное)

Назовите морфологические признаки этого существительного ( нарицательное, неодушевлённое, средний род, единственное число)

Какая орфограмма в этом слове? (непроизносимый согласный в корне) Как проверить?

Подберите и запишите однокоренные слова, докажите , что они однокоренные. (сердечко, сердечный, сердобольный, сердцебиение, сердцеед, сердцевина, сердцевидный, милосердие) (корень сердц-сердеч)

Подберите эпитеты к слову "сердце". Сердце какое? (доброе, львиное, человеческое, любящее, большое, железное, горячее, материнское, ледяное, здоровое, трепещущее, чёрствое, искусственное)

Что может сердце? Подберите глаголы (бьётся, колотится, сжимается, останавливается, замирает, подсказывает, болит, разрывается, трепещет)

Звучит музыка (вальс)

-Вальс! Именно эта музыка по утверждению специалистов, больше всего напоминает ритм человеческого сердца.

Давайте немного подвигаемся в ритме вальса ( звучит музыка)

10) Попробуйте догадаться, о ком идёт речь?

Я знаю их, как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. У них золотые руки, и они не держат камень за пазухой. Они любят заговаривать зубы. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо, они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

Что особенного в этом тексте? (много фразеологизмов) Что такое фразеологизм?

Доброго, отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят "от чистого сердца". Много в русском языке фразеологизмов со словом "сердце", наверное, потому что русские люди многое воспринимают душой, сердцем.

Я предлагаю сейчас в группах выполнить следующее задание: угадайте фразеологизм по рисунку (1 - разбитое сердце - наносить душевные травмы, лишать определённых надежд, 2 - золотое сердце - о добром человеке, 3 - каменное сердце - о равнодушном, бесчувственном человеке, 4 - сердце кровью обливается - чувствовать сострадание, горесть)

А теперь соедините фразеологизм и его значение. (карточки)

Положа руку на сердце - откровенно.

Сердце не камень - пожалеть кого-либо.

Скрепя сердце - крайне неохотно

Вырвать из сердца - забыть.

Отлегло от сердца - (почувствовать облегчение).

По сердцу пришлось - (понравилось)

Сердцу не прикажешь - (о проявлении чувств, неподвластных воле разума)

Большое сердце -(о том, кто способен горячо и сильно чувствовать)

Сердце не лежит - (кто-то не симпатичен)

Предлагать руку и сердце - (делать предложение девушке выйти замуж)

Отлегло от сердца - ( исчезли какие-то тревожные чувства, волнения)

Принимать близко к сердцу - (очень глубоко переживать по какому-либо поводу)

Сердечный друг - ( о душевно близком нам человеке)

Дама сердца - (возлюбленная)

Нож в сердце - (то, что вызывает переживания, муку)

Сердце радуется (находиться в хорошем настроении)

11.Отгадайте героя, произведение и автора по отрывку.

1.Вытащил он свое черное – пречерное, маленькое – премаленькое сердце и посадил его на конец иглы. Иглу положил в яйцо, яйцо в щуку, а щуку в утку, а утку запер в сундук, обвязав его толстыми – претолстыми цепями. Сел он на своего ворона, и тот отнес его к высокому – превысокому утесу на котором рос могучий дуб. ( Кощей Бессмертный из русской народной сказки )

2.Когда разбилось волшебное зеркало и осколки разлетелись по миру, один осколок угодил ему в сердце, другой - в глаз. Мальчик разучился видеть хорошее вокруг, стал непослушным, бесчувственным. ( Кай, "Снежная королева", Андерсен )

3.Дровосек был когда-то самым обычным человеком. Когда он решил жениться, тётка его избранницы, желая расстроить их свадьбу, обратилась к злой волшебнице Гингеме . Заколдованный ею топор отрубил Дровосеку сначала ноги, затем руки, а потом и голову. Однако Дровосек не погиб — его друг- кузнец раз за разом заменял ему утраченные части тела на железные. Став полностью железным, Дровосек обнаружил, что не может любить свою невесту, потому что кузнец не сумел сделать ему сердце. Желание получить настоящее живое сердце стало заветной мечтой Дровосека.( Железный дровосек, "Волшебник изумрудного города, Волков)

5.Закрепление изученного .

Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?

Знаете ли вы, какие продукты полезны для сердца? (просмотр видеоролика) Назовите их.

Ежедневная быстрая ходьба в течение 30 минут позволяет существенно снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний.

В нашей стране есть даже памятник сердцу! Это огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны. Вот такой символ жизни украшает двор Института Сердца в городе Перми.

6. Рефлексия

Посмотрите, что я вам принесла ( бол ьшое сердце ). О но очень большое! Мы все, наверно е , поместимся в нем. Мы с вами – теперь одно целое , один коллектив. Одно вот такое большое серд це, но к аждому из вас в нем есть место. Вы это сейчас увидите. Возьмите цветные карандаши и ли фломастеры , возьмите маленькое сердечко. Это мале нькое сердечко ваше. Раскрасьте его. Напишите на нем свое имя. Давайте приклеим их на наше большое сердце.

П осмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место каждому из вас. Найдите глазами ваше сердечко, по смотрите, какие они красивые .

Когда-нибудь, когда вам станет одиноко и грустно, вспомните, что где-то есть большое сердце, в котором есть место для вас.

6. Подведение итогов урока.

Давайте напишем синквейн про сердце.

Синквейн (в переводе с французского - 5 строчек) - это нерифмованное стихотворение. Оно пишется по инструкции

1-я строка – тема (одно существительное);

2-я строка – описание темы в двух словах (2 прилагательных);

3-я строка – описание действия в рамках темы (три глагола);

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Д. з. :Представьте, что это вы стучите в груди. Напишите сочинение по плану:

Читайте также: