Живопись проторенессанса и раннего возрождения урок мхк 10 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. Проторенессанс.

Цель : дать первоначальные сведения об искус стве эпохи Возрождения,

познакомить с периодизацией, с веду щими мастерами в области

развивать познавательный интерес, зрительн ую память;

1. В итальянской культуре 13 - 14 вв. на фоне ещё сильных византийских и готических

традиций стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения.

течения общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на

протяжении второй половины 15 - 16 веков распространилось и в других европейских

странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты

считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личн ость, реализуя

свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в ис кусстве,

главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий

неограниченными духовными и творческими возможностя ми.

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и

образцом художественного творчества. Все виды искусства - живопись, графика,

Архитектура: утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной

Живопись: обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и

пропорций человеческого тела. Усилился интерес к античной мифологии, истории,

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения В переходное время Проторенессанса был подготовлен будущий взлёт искусства, зародился неподдельный интерес к Античности, возникло восприятие человека как сознательной и мыслящей личности. В живописи П ротеренессанса уже ощутимо светское начало внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанру. На смену плоскостным изображениям приходят пространственность и пластичность форм.

Живопись Р аннего Возрождения Раннее Возрождение – это время экспериментальных поисков. То, что в эпоху Проторенессанса создавалось интуитивно, теперь основывалось на точных научных знаниях. Искусство стало выполнять роль универсального способа познания окружающего мира.

Мазаччо (1401 - 1428) Мазаччо всегда стремился к построению пространства по законам перспективы – системы изображения предметного мира на плоскости в соответствии с особенностями их зрительного восприятия человеком. Мазаччо привлекало изображение окружающего мира, подражание естественной природе.

Паоло Уччелло (1397 - 1475) В своих картинах Уччелло особое внимание уделял ракурсу со сложными разворотами многочисленных фигур. Он использовал в своих картинах большое количество линий, уводящих взгляд зрителя в глубину картины. Большой простор для художника открывали батальные сцены.

Портрет Федериго да М онтефельтра и его жены Баттисты Сфорца авт. Пьеро делла Франческа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы: 1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден.

Методическая разработка по теме "Раннее возрождение"

Разработка по ттеме"Раннее возрождение", 11 класс, программа Емахоновой. Тема: Раннее ВозрождениеЦель урока: Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений художественной куль.

"Раннее Возрождение в Италии"

Методическая разработка по теме "Раннее возрождение" , 11 класс, по программе Л.Г. Емохоновой.Тема: Раннее ВозрождениеЦель урока: Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений.


Учебный проект "Раннее Возрождение"

Учебный проект "Раннее Возрождение" в WIKI-среде. Материал доступен по ссылке"Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения"-ученику 6 кл.


тест Раннее Возрождение

Данная работа позволит проверить степень усвоения обучающимися темы "Раннее Возрождение". Будет интересна учителям МХК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мировой художественной культуры в десятом классе. Тема урока: "Идеи Возрождения в культуре и живописи Италии". В ходе урока учащиеся знакомятся с периодами итальянского Возрождения и его представителями, такими как Джотто ди Бондоне,Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело; с их знаменитыми и выдающимися произведениями. В процессе урока учащиеся выявляют связь культуры Возрождения с культурой Средневековья и античностью. На протяжении всего урока используются фрагменты и высказывания из книги Д. Вазари "Жизнеописания"; а также учащиеся определяют значимость появления в живописи и саульптуре обнаженной натуры.

Идеи Возрождения в культуре и живописи Италии.

Цель: познакомить учащихся с периодами итальянского Возрождения и его представителями, показать значение появления в живописи и скульптуре обнаженной натуры, выявить связь культуры эпохи Возрождения с культурой Средневековья и античностью.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как богато человечество?

Наша духовная и материальная культура создавалась веками. Наследники, к сожалению, не всегда умеют ценить полученное богатство. Бывало, что люди уничтожали свои сокровища: разбивали грандиозные греческие статуи, сжигали книги, рушили храмы… Потом наступало прозрение – и начиналось паломничество в прошлое. Так случилось в эпоху, названную Ренессансом, Возрождением.

Периоды итальянского Возрождения.

Эпоха Возрождения впервые создала математически строгое учение о способах передачи пространства. Все линии построения направлены в центральную точку схода, отвечающую месторасположению зрителя. Сокращение линий определяется в зависимости от расстояния. Это открытие позволило строить в трехмерном пространстве сложные композиции. Правда, сетчатка человеческого глаза вогнута, и прямые линии не кажутся проведенными по линейке. Итальянские художники не знали этого, поэтому их работы напоминают чертеж.

Параметры сравнения

Средневековье

Возрождение

Античные сюжеты и темы

Религиозные сюжеты и темы

Наполнение тем и сюжетов светским содержанием, их трактовка как событий в жизни реальных людей.

Человек – мера всех вещей (антропоморфизм)

Возвеличивание человека без Бога

Максимальная гармония человека с миром

Земная жизнь – период испытания, выбора между добром и злом. Осуждение красоты телесной и мысли.

Утверждение земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.

Отношение к миру

Гуманизм сострадания (милосердие, жалость к униженным)

Осуждение страдания, гуманизм величия человеческого разума.

Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 – 1337)

Кисть Чимабуе славилась одна,

А ныне Джотто чествует без лести,

И живопись того затемнена…

О мастерстве Джотто ходили легенды…

У всех персонажей Джотто важные и тяжелые головы, посаженные на моссивные шеи, крупные черты лица. Фигуры, простоватые, как бы деревенские. Все, что воспроизводит художник, можно видеть в жизни, поэтому особое значение приобрело умение сообщать телам объем и передавать окружающее их пространство. Особое внимание уделяется жестам, мимике. Главное для Джотто – запечатлеть многообразные состояния человеческой души.

Сандро Брттичелли (1445 – 1510).

Боттичелли жил во Флоренции, где установилась власть богатого купеческого рода Медичи. Любовь Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи становится важным событием века. Она длилась недолго и смертью обоих. Симонетта приехала во Флоренцию с мужем Марко Веспуччи и через семь лет умерла от чахотки.Через девять лет после ее смерти Джулиано Медичи был заколот наемным убийцей во Флорентийском соборе.

Мы не знаем женщину, которую любил Боттичелли, но в любви людей того времени было что-то такое, что могло заставить расчетливого политика стать великим поэтом.

Извивающиеся, взволнованные, запутанные линии завораживают. Они исполнены движения, а фигуры кажутся застывшими.

Леонардо.

«Первое впечатление от позы и выражения лица молодой женщины рождает ощущение естественности и простоты… Но в законченности силуэта, в тончайших нюансах поворота фигуры, в новой для того времени поколенной композиции воплощена не повседневная реальность жизни, но мир идеальный где каждая деталь, малейший оттенок состояния человека несут глубокую психологическую и идейную нагрузку.

Загадочность улыбки Моны Лизы связана со светотенью. Леонардо да Винчи использовал прием сфумато, обозначающий смягчение очертаний предметов с помощью световоздушной среды.

Пейзаж тоже несет определенную смысловую нагрузку. Он рождает размышления о времени и пространстве. За спиной героини сгущаются неясные образы. Кажется, что на Джоконду наступает вечность, но величаво-спокойная женщина утверждает веру в то, что человек способен противостоять космическим силам природы.

Рафаэль.

Две сюжетные картины.

(Вазари, стр. 202-203)

Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу. Иаков-старший в возмущении развел руками и откинулся назад. Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем.

Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель с сребрениками и со страхом смотрит на Христа. Его уродливый профиль противопоставлен прекрасному лицу Иоанна, опустившего голову на плечо. Между ними Петр, который что-то шепчет Иоанну, решительно схватившись за меч. Сидящие около Петра три другие апостола повернуты в профиль. Глядя на Христа, они вопрошают его о виновнике предательства.

На противоположном конце стола последняя группа из трех фигур. Вытянувший к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею. Тот в недоумении.

С точки зрения психологизма – это совершенное произведение. К сожалению, фреска сильно разрушена, потому что Леонардо да Винчи применил особую технику письма ( смешал темперу и масло). Но даже в таком состоянии фреска во всю стену трапезной монастыря в Милане поражает воображение зрителей.

Уж дни мои теченье донесло

В худой ладье, сквозь непогоды моря,

В ту гавань, где свой груз добра и горя

Сдает к подсчету каждое весло.

В тираны, в боги, вымысел дало

Искусство мне, - и я внимал, не споря;

А ныне познаю, что он, позоря

Мои дела, лишь сеет в людях зло.

И жалки мне любовных дум волненья:

Две смерти, близясь, леденят мне кровь, -

Одна уж тут, другую должен ждать я;

Ни кисти, ни резцу не дать забвенья

Душе, молящей за себя Любовь,

Нам со креста простертую объятья.

Искусство высокого Возрождения выдвинуло и такого титана, как Микеланджело. Именно он расписывает потолок Сикстинской капеллы, личной молельни пап, площадью 600 кв. метров. В течении пяти лет Микеланджело создавал сцены, изображающие создание Вселенной, сотворение человека, грехопадение людей, возникновения зла на земле… В полутемных пролетах окон представлены предки Христа как преддверие к искуплению грехов.

Спустя много лет на алтарной стене Микеланджело написал сцену Страшного суда, так завершив свою историю Вселенной и человека.

Для современников Микеланджело в образе Давида таился особый смысл. Как библейский герой – невооруженный и слабый мальчик – победил великана Голиафа и освободил этим свой народ от грозящего порабощения, так и маленькая Флоренция силой своих добродетелей победит могучих врагов и сохранит республиканское правление.

Отступив от традиции, Микеладжело изобразил своего героя не подростком, о атлетически сложенным юношей. Герой перед поединком, а не победитель. Во внешнем спокойствии Давида таится внутреннее напряжение: левая рука готова сорвать с плеча пращу, правая крепко сжимает камень.

Четырехметровая статуя стала для флорентийцев символом героизма.

Обнаженная фигура в эпоху Возрождения – утверждение земного счастья, красоты, величия человека.

На протяжении всего урока мы обращались к книге Д. Вазари. Прочтите ее.

Домашнее задание:

повторить характеристику эпохи Возрождения;

- Чем стражники объясняют появление призрака?

- Как королевский двор вовлечен во зло?

- Кто такой Гамлет?

- Почему он не сразу осуществляет месть?

- Любит ли Гамлет Офелию?

- В чем трагедия героя?

Ролевое чтение диалога Гамлета с призраком (групповое задание);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения

Периоды итальянского Возрождения Проторенесанс (Xlll-XlVвв) – Джотто: «Распят.

Джотто ди Бондоне (1266 ли 1267 – 1337) Джотто – лучший в мире живописец, так.

Джотто ди Бондоне (1266 ли 1267 – 1337) Джотто – лучший в мире живописец, так называли его современники. Известно, что, ещё работая в мастерской своего учителя, он однажды нарисовал муху на носу святого, да так правдоподобно, что вернувшийся домой учитель стал сгонять её, приняв за настоящую.

О мастерстве Джотто ходили легенды… «Папа Бенедикт Xl, намереваясь произвести.

Избиение младенцев Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано стали поч.

Избиение младенцев Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано стали почитаться как первые мученики за христианскую веру; они были "крещены кровью" или, как иначе говорили, "запечатлены". В Откровении Иоанна Богослова читаем: "И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых". Число, конечно, легендарное. Православная церковь чтит четырнадцать тысяч невинно убиенных в Вифлееме младенцев, и столько же их как пришедших "от великой скорби" будет спасено. «Побивались младенцы различно: одних убивали мечем, других разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополам. Горько рыдали матери: великий вопль их доходил до небес; они рвали на себе волосы и одежду и терзали себя, так что исполнились слова пророка Иеремии: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет” (Иер.31:15; Мф. 2:18).


Сандро Боттичелли (1445 – 1510) Он родился во Флоренции в семье дубильщика ко.

Сандро Боттичелли (1445 – 1510) Он родился во Флоренции в семье дубильщика кожи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Различные века Ренессанса имеют названия, образованные от числительных италья.

Различные века Ренессанса имеют названия, образованные от числительных итальянского языка: дученто — 1200-е. От итал. ducento (двести). Начало Проторенессанса. треченто — 1300-е. От итал. trecento (триста). Проторенессанс. кватроченто — 1400-е. От итал. quattrocento (четыреста). Раннее Возрождение, Высокое Возрождение. чинквеченто — 1500-е. От итал. cinquecento (пятьсот). Конец Высокого Возрождения, Позднее Возрождение.

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения В переходное.

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения В переходное время Проторенессанса был подготовлен будущий взлёт искусства, зародился неподдельный интерес к Античности, возникло восприятие человека как сознательной и мыслящей личности. В живописи Протеренессанса уже ощутимо светское начало внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанру. На смену плоскостным изображениям приходят пространственность и пластичность форм.

Поцелуй Иуды. Падуя, капелла дель Арена

Поцелуй Иуды. Падуя, капелла дель Арена

Испытание огнём перед султаном. Около 1325—1328. Флоренция, базилика Санта К.

Испытание огнём перед султаном. Около 1325—1328. Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Барди

Мадонна Оньисанти. Около 1310 г. Уффици, Флоренция. Мадонна с младенцем и дву.

Мадонна Оньисанти. Около 1310 г. Уффици, Флоренция. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295—1300 гг. ц. Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция

Флоренция. Кампанила Джотто соборная колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Флоренция. Кампанила Джотто соборная колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений.

Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Это расписные кресты, отдельные алтарные картины и полиптихи, которые он писал сам либо совместно с ассистентами из своей мастерской. Расписной крест. Около 1290—1300. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.

Поли́птих из церкви Бадия. Около 1300. Уффици, Флоренция (после реставрации).

Поли́птих из церкви Бадия. Около 1300. Уффици, Флоренция (после реставрации) Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Николая, Иоанна Богослова, Св. Петра и Св. Бенедикта.

Живопись Раннего Возрождения Раннее Возрождение – это время экспериментальных.

Живопись Раннего Возрождения Раннее Возрождение – это время экспериментальных поисков. То, что в эпоху Проторенессанса создавалось интуитивно, теперь основывалось на точных научных знаниях. Искусство стало выполнять роль универсального способа познания окружающего мира.

Новые задачи, стоящие перед художниками раннего возрождения Зеркальное отраже.

Мазаччо (1401 - 1428) Мазаччо всегда стремился к построению пространства по з.

Паоло Уччелло (1397 - 1475) В своих картинах Уччелло особое внимание уделял р.

Паоло Уччелло (1397 - 1475) В своих картинах Уччелло особое внимание уделял ракурсу со сложными разворотами многочисленных фигур. Он использовал в своих картинах большое количество линий, уводящих взгляд зрителя в глубину картины. Большой простор для художника открывали батальные сцены. итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.

В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи Уччелло приступил к украшению дворца.

В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи Уччелло приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо - он сделал три картины "Битва при Сан Романо", в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432). Это серия из трех больших панелей. Паоло Уччелло не стремился запечатлеть все эпизоды битвы. Он выбрал три сцены, представляющиеся наиболее важными. Об этом говорят сами произведения: размещенные первоначально рядом на стене и отделенные друг от друга узкими пилястрами, они не составляют единого повествования и тем не менее являются единым художественным целым. В настоящий момент это три большие картины, разбросанные по разным музеям Европы. Первоначально это был единый фриз длиной в 9,5 м.

Атака авангардов флорентийцев, возглавляемая кондотьером Никколо да Толентин.

Атака авангардов флорентийцев, возглавляемая кондотьером Никколо да Толентино. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Национальная галерея, Лондон.

Низвержение с коня предводителей сиенцев Бернардино делла Карда. 1450-е гг. П.

Низвержение с коня предводителей сиенцев Бернардино делла Карда. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Отряд во главе с Микелотто Аттендоли да Котиньола приходит на помощь Толенти.

Отряд во главе с Микелотто Аттендоли да Котиньола приходит на помощь Толентино. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Лувр, Париж.

Пьеро делла Франческа (ок.1420-1492гг.) Произведения мастера отличают величес.

настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (1445 — 1510) — вел.

настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (1445 — 1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи. Са́ндро Боттиче́лли Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио . В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель.

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значит.

Светские произведения 1480-х годов Самое известное и самое загадочное произве.

Оплакивание Христа. Милан. Музей Польди Пеццоли (1495 г. ) Сандро Боттичелли

Оплакивание Христа. Милан. Музей Польди Пеццоли (1495 г. ) Сандро Боттичелли

Донате́лло Донато ди Никколо ди Бетто Барди (ок. 1386 — 1466, Флоренция) — ит.

Донате́лло Донато ди Никколо ди Бетто Барди (ок. 1386 — 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов.

Донателло. Святой георгий. Статуя для ниши в церкви ор сан-микеле. 1415-1417г.

Донателло. Святой георгий. Статуя для ниши в церкви ор сан-микеле. 1415-1417гг. Национальный музей барджелло, флоренция

Скульптуры донателло Давид Евангелист Марк Давид

Скульптуры донателло Давид Евангелист Марк Давид

Донателло. Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Антонием

Донателло. Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Антонием

Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты (1447-1453). Падуя.

Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты (1447-1453). Падуя.

Кающаяся Мария Магдалина (1453-1455гг., музей Баржделло,Флоренция) По традици.

Кающаяся Мария Магдалина (1453-1455гг., музей Баржделло,Флоренция) По традиции Святую Марию Магдалину изображали в виде цветущей юной красавицы с роскошными волосами, которыми она некогда омывала ноги Спасителя. Впервые Магдалина предстала в облике высохшей, изможденной постом и покаянием отшельницы, обезображенной лишениями, одетой в звериную шкуру. Донателло передал дряхлость Магдалины с исключительной остротой и беспощадностью. На старческом морщинистом лице Магдалины с глубоко запавшими глазами, окруженными пугающими черными провалами, и полуоткрытым беззубым ртом, в ореоле спутанных грязных волос, трагически проступают следы былой красоты.

Читайте также: