Ягоды конспект старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Создать условия для формирования представления у детей о ягодах. Формировать знания детей о лесных и садовых, съедобных и ядовитых ягодах Развивать речь и расширять активный словарь старших дошкольников; развивать мелкую моторику. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе и желания помогать птицам. Умение работать с ножницами, и пластилином(отщипывать ,сплющивать, скатать кружочки).

Оборудование, материал: иллюстрации с ягодами (Съедобные не съедобные,лесные садовые), две корзинки, карточки с ягодами, ножницы, альбомный лист с изображение ягода- клубника, пластилин.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, отгадав ее вы узнаете, о чем мы с вами будем беседовать сегодня.

Была зеленой маленькой,

Потом я стала красненькой.

На солнце покраснела я

И вот теперь я спелая.

- Правильно . Мы будем говорить о ягодах.

- Ребята, скажите пожалуйста, а какие ягоды вызнаете?

Дети: Клубника, земляника, смородина, малина, голубика, морожка,черника,

- Ой, какие вы молодцы!

- А где растут, наши ягоды знаете?

Дети: в лесу , в саду,

- Молодцы. А теперь давайте я буду вам загадывать загадки, а вы будите отгадывать.

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины -.(черника)

Что за ягода такая –голубая – голубая?

На болоте, там и тут эти ягоды растут.

Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,

На кустике качается ,как она называется? (Голубика)

В лесу глубокой осенью

Везде, где мох растет,

Краснеет это ягода

По кочкам средь болот. (Клюква)

В лесу росту я маленькой,

Душистой и аленькой.

Но меньше чем клубника

Так кто я (Земляника)

-Ребята, а как называются ягоды которые растут в саду?

- Правильно. А как называются ягоды которые растут в лесу?

- Ребята, а чем отличаются лесные ягоды, от садовых?

Если дети, затрудняются с ответами, воспитатель им помогает.

Дети: лесные ягоды мельче чем садовые, кустики и листья садовых ягод крупнее, чем у лесных, за садовыми ягодами ухаживают человек, а лесные растут сами.

Ребята, а теперь давайте с вами поиграем!

Дети делятся на 2 команды.

По команде участники каждой команды подходят к своему столу и начинают сортировать ягоды. В одну корзину собирают лесные ягоды, в другую, садовые. Побеждает та команда, которая быстрее собрала без ошибок.

- Ребята, а какую пользу приносят ягоды для человека

- А вы знаете , что помимо съедобных ягод есть еще ядовитые. Такие как Волчье лыко, вороний глаз, Красавка, Ландыш майский. Некоторые животные едят ядовитые ягоды в лечебных целях, а вот людям употреблять нельзя можно отравится.

- А, теперь давайте попробуем, с вами украсить нашу ягодку клубничку.

У, вас на столе у каждого на альбомном листе, нарисована ягодка клубничка, ваша задача ее по линии вырезать, а затем пластилином украсить. Мы будим от кусочка отщипывать, скатаем в кружочек, наносим на изображения и сплющиваем кружочек. Дети выполняют работу.


Программные задачи:
1. Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде;
2. Уточнить и закрепить представление об их произрастании;
3. Развивать умение образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа;
4. Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки
Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным.
(Смородина)

Колючки с крапивой — соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью.
(Малина)

Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка?
(Клубника)


Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились, а сумеете ли вы приготовить варенье из ягод?








Воспитатель: Ребята, в саду и в лесу растет много ягод. Каких ягод растет много?

Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, у вас на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно собрать их.





Воспитатель: Ну а теперь, когда мы вспомнили названия всех ягод, уточнили их внешний вид, выберете любую ягоду –раскраску и раскрасьте ее. (В процессе выбора дети проговаривают какую ягоду они выбрали).

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесам и садам и поговорим об удивительных лакомствах — ягодах.

Что такое ягоды? Кто знает?

Ягода — небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, растущих в лесах и садах.

Ягодки, как шарики,

Ягодки все разные:

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие.

Соком ягоды полны.

И целебны и вкусны!


Какие ягоды вы знаете?

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника — это ягоды. В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми.

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их.

Правильно! Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше.

Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными.

Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.

Залесными ягодами ягодники отправляются с корзинками, туесками*, лукошками и ведрами в лес.

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом,

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам.

Пахнет мхами, пахнет хвоей,

Бродят тени по стволам.

Загораются в траве.

Золотою рябью блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танцы пчел.

4 августа называют днем Марии Ягодницы. В это время в лесах собирают чернику и голубику.

В августе созревает и брусника на травяных кочках высохших болот. Когда алым соком нальется эта кисло-сладкая целебная ягода — то и овес в поле созрел. Это тоже народная примета.

В конце августа — начале сентября поспевают в лесах гроздья калины, а на болотах краснеют клюквенные россыпи.

Любят лакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец-лось, и бурундук — полосатая спинка, и лесная мышь. Птицы — снегири, свиристели и прочие — клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины. От инея калина становится не только ярче, но и слаще!

Чтобы собрать хороший урожай ароматных и сочных ягод, садоводу приходится немало потрудиться.

Еще зимой приходится начинать заботиться о будущем урожае. В сильные морозы, если снега выпало немного, его нужно подгребать к кустарникам, чтобы защитить их корни от вымерзания. После обильного снегопада, снег нужно стряхивать с ветвей, особенно если он тяжелый и влажный.

Ранней весной в саду развешивают домики для птиц — скворечники и дуплянки, ведь садоводы знают, что пернатые друзья, уничтожая вредных гусениц, мошек и жуков, помогают им собрать хороший урожай ягод.

Каких еще помощников садовода вы знаете?

Верно! Это ежи, любители слизней и гусениц, жабы, лягушки и маленькие ловкие жуки-жужелицы, поедающие толстых зеленых гусениц-огневок, которые портят ягоды крыжовника и смородины.

Для ежей садоводы даже ставят под кустами блюдечко с молоком.

Приходи-ка, ежик, в сад

— Кто поставил под кустом

Блюдце с теплым молоком?

Дядя Вася, садовод!

В гости он ежа зовет:

«Приходи-ка, ежик, в сад,

Приведи с собой ежат.

Чтоб не съели слизняки

Для жужелиц насыпают немного древесных опилок, смешанных с землей. Там они строят норку и выводят малышей, а потом всей дружной семьей поедают вредных жуков и их личинок.

Для лягушек и жаб жарким и засушливым летом выкапывают в земле неглубокую яму и ставят в нее корытце с водой. Ведь жабы и лягушки очень любят влагу! Жабы охотятся ночью, а лягушки — и ночью и днем, уничтожая гусениц, слизней, многоножек, личинок вредных бабочек и жуков.

Квакушка — помощница садовода

Растут возле кадушки

Там в жаркие деньки.

Когда жучок иль мушка

К кадушке прилетит,

То на обед к лягушке

Тотчас же угодит.

Растить нам сладкий плод,

Некоторые растения тоже помогают садоводу собрать хороший урожай. В ягодниках между плодовыми кустарниками садоводы разбивают клумбы и грядки, на которых пышно цветут нарядные золотисто-оранжевые и пурпурные бархатцы, душистый табак, крупные садовые ромашки или яркие ноготки.

Ноготки

Я возьму лопатку

И вскопаю грядку.

Прополю я сорняки

И посею ноготки.

Пусть цветут ноготки —

Эти цветы выделяют фитонциды — особые защитные вещества, убивающие микробов. Сильный, терпкий аромат ноготков очень не любят садовые вредители и улетают из сада подобру-поздорову.

Весной и летом опытные садоводы опрыскивают ягодники настоем растений, запах которых отгоняет вредных насекомых: бабочек-огневок и стеклянниц, листоверток, тлей, паутинных клещей и плодожорок. Эти вредители грызут корни кустарников, поедают их листья, портят цветы и ягоды.

Настои горькой полыни, пижмы, тысячелистника, календулы, чеснока и луковой шелухи — прекрасное средство, помогающее сберечь урожай ягод.

Осенью, когда ягоды собраны, у садовода появляются новые заботы. Нужно обрезать засохшие ветки и сжечь их вместе с опавшей листвой. Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление представ­лений о ягодах, о том, где растут ягоды. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, учить состав­лять предложения; упражнять детей в словообразовании и словоизменении.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями ягод, картинки с изображением ягод, тетради, цветные карандаши, мяч.

1. Организационный момент.

-Ребята, к нам в гости пришел Мишутка и он хочет загадать вам загадки про свои любимые угощения. Давайте попробуем их отгадать.

Читайте также: