Роберт шуман конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

Роберт Шуман. Ребята, вы знаете, что художник, который рисует картину о весне или о лете, он рисует солнце, цветы ярких тонов, поющих птичек и улыбающихся людей.

А художник, который рисует осень, дождь, грустную тучку, он рисует тёмное небо, ветер, или детей с грустными лицами, которые не пошли играть с друзьями во двор, потому что погода холодная, идёт дождик.

Шуман мог музыкальными звуками рассказать,что чувствует герой, он весёлый или грустный. Какое у него настроение. А может он играет, или что-то просит, может герой рассказа устал, и собирается спать. У Роберта Шумана

Занятие 1.

Цель: учить слушать и сравнивать разные по характеру произведения. И понять, как разная музыка, весёлая- грустная, быстрая- медленная, может влиять на настроение человека.

Педагог: Ребята, я знаю, что каждый из вас, если не каждый день, то часто, просит у родителей то новую игрушку, то конфетку, или просит маму пойти поиграть с другом.

Вопрос педагога: правильно? ( ответы детей: да).

В этом произведении композитор через музыкальные звуки показывает, что хочет ребёнок? Если внимательно прослушать, вы можете понять, что просил ребёнок, получил ли он то, что хотел? Остался он довольным, или нет? Давайте послушаем.

Педагог: ну как вы думайте, какая музыка? Она печальная?

Быстрая или медленная? Ребёнок просит что-то, он плачет? или капризничает?

Ответы детей: музыка грустная, медленная, в середине тревожная.

Педагог: да, музыка беспокойная, показывает тревогу ребёнка, который просит что-то, потом, может понимает, что не получит, продолжает разными методами достичь своей цели. Но в конце произведения музыка становится спокойной, ласковой, ребёнок получает желаемое и успокаивается.

Занятие 2.

Сейчас мы вместе послушаем ещё одну фортепианную пьесу Шумана, и вы расскажете ваши впечатления.

Цель: учить различать средства выразительности музыки :

Характер звуковедения (плавный или отрывистый). Потом мы сравним первое произведение со вторым. Слушаем пьесу.

Педагог: Как называется пьеса, которую мы слушали сейчас? (ответы детей).

А как назвалась пьеса, которую мы прослушали? (ответы детей). Вместе с детьми педагог определяет характер двух произведений.

Педагог: Почему пьесы разные, что отличает их? Первая спокойная, плавная, немного печальная, потому что через музыку композитор показывает переживания ребёнка, который просит что-то, и обязательно хочет получить.

Слушают произведение.

А вторая отрывистая, напряжённая. Как будто кто то бежит, быстро куда –то поднимается, потом бежит вниз. Кто-то действительно прячет что-то, или от кого-то прячется.

Может дети играли, а кто-то их напугал? И они решили спрятаться?

Начало первой пьесы спокойное, нежное, очень трогательное. Кажется, сначала ребёнок ничего не просит, а просто наблюдает за чем то. А может он спокойно играет, но кто-то забирает его игрушку, и ему приходится просить помощи у взрослого. А мне кажется, дети по разному просят. Кто-то капризничает, кто-то до слёз умаляет, как вы думайте? Как он просит? Если внимательно слушать, музыка становится выразительной, мелодичной.

А вторая пьеса заводная по характеру, её слушаешь на одном дыхании. Она быстрая, как ветер, стремительная.

Ещё раз слушаем две пьесы. Попробуйте придумать танцевальные движения, для первой и для второй пьесы.

Занятие 3.

Цель: Уметь слушать разные по характеру музыкальные произведения и выражать свои впечатления от музыки в рисунке, в движении.

Педагог: какая музыка? лирическая, нежная, ласковая,

В музыке есть, какая то тайна. Может какой-то человек провожает своего лучшего друга в другую страну, и ему очень грустно. Он думает, что больше не увидит его.

Или ребёнок оказался среди чужих, и не знает, как подружиться, сидит один в уголочке, к нему никто не подходит, и он грустит. Как вы думаете? Он найдёт друзей?

Давайте послушаем пьесу, и музыка нам поможет понять, что будет дальше. (слушаем произведение).

Музыка спокойная, задумчивая. Подумайте, ребята, каким цветом вы бы нарисовали эту музыку?

Окончание пьесы похоже на окончание первой пьесы, которую мы уже услышали. Такая же нежная, спокойная.

Слушают первую пьесу, сравнивают (ответы детей).

4 занятие.

Мы послушаем последнее четвёртое произведение.

Цель: учить слышать в мелодии характер образа, о котором хотел рассказать композитор. И своими словами определять характер произведения и сравнивать уже услышанными пьесами.

Педагог: музыка беспокойная. Вступление настраивает на мечтательное начало первой части, но музыка становится тревожной, напряжённой. Как вы думайте ребята, почему сначала музыка задумчивая, но спокойная? Что случилось с ребёнком? Он один в комнате? Или кто-то спать уложил его и сидит рядом? Может он не хочет спать? (ответы детей).

Педагог: Давайте послушаем среднюю часть пьесы и сравним с первой частью. (слушают музыку).

Дети: средняя часть немного тревожная. Может ребёнок закрыл глаза и видит плохой сон. А может он остался в комнате один и ему страшно?

Педагог: я вам раздам карточки разных цветов. Если вы слышите тревожную музыку, вы поднимаете тёмную карту. А если музыка спокойная, вы показываете светлую карточку. Дети слушают музыку, и изменения характера показывают на карточках.

Какие звуки слышите: низкие или высокие? В средней части? Что случилось с ребёнком? Что рассказывает нам музыка? Ребёнок заснул? : (слушают продолжение пьесы).

Скажите, пожалуйста, ребята, на какое время года больше похожа эта пьеса? Лето, зима, весна или осень.

Нарисуйте эту пьесу. Она больше похожа на какую пьесу?

Первую или вторую?. Под такую мелодию можно танцевать вальс или польку?

Дети: нет, потому что у вальса другой ритмический рисунок.

Вальс парный танец, а под такую музыку, вальс не получится.

В конце слушают все четыре произведения и сравнивают характер каждого, с помощью вопросов узнают, кому какие произведения больше понравились, почему?

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создать условия для ознакомления учеников с жизнью и творчеством композитора Роберта Шумана.

способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Роберта Шумана;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников через постижение красоты звучания музыкальных произведений Роберта Шумана;

воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

формирование знаний о жизни и творчестве Роберта Шумана;

формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к музыкальным произведениям

развитие ассоциативного мышления школьников;

развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность;

развитие музыкальных способностей.

Проверка домашнего задания

Беседа по теме урока

Просмотр ролика Абсолютный слух

Немецкий композитор Роберт Шуман (1810-1856) хотел, чтобы "музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще". Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец Фридрих Август Шуман в Цвиккау, а он сам был младший из пяти детей.

С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста И. Куншта, импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упорную борьбу за право следовать своему призванию. В угоду матери и опекуну Шуман занимался юриспруденцией в Лейпциге, насколько приказывал долг, но не более, даже, пожалуй, и менее. В нем тогда уже начало проявляться влечение к музыке. Он брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика (отца Клары - будущей жены). Его вдохновили произведения Франца Шуберта, с которыми он тогда впервые познакомился.

Каникулярное путешествие в 1829 году в прекрасную Венецию заронило в его душу не один зародыш будущих музыкальных цветов.

На следующий год Шуман отправился во Франкфурт-на-Майне, чтобы послушать Паганини. Некоторые меткие слова в дневнике его выдают поэта, который восхищается красотами природы и искусства. После всех этих восторгов, разумеется, было нелегко чинно опять усесться на место и, начав по порядку с первой главы пандектов, ломать голову над статьями о "Разделении королевского права".

Наконец 30 июня 1830 года Роберт решился на важный шаг - посвятить себя музыке. Он написал матери длинное письмо, в котором прямо объявил свое намерение. Добрая женщина сильно встревожилась, сомневаясь, будет ли Роберт в состоянии зарабатывать насущный хлеб" посредством своего музыкального таланта. Однако же она письменно обратилась за советом к Вику, и когда тот одобрил намерение Роберта, то и мать согласилась. Роберт переехал в Лейпциг и сделался учеником и жильцом Вика.

Но скоро судьба его снова переменилась. Безумной была операция, которой Шуман подвергнул свою правую руку для скорейшего приобретения беглости игры на фортепиано. Средний палец перестал действовать; несмотря на медицинскую помощь, рука навсегда сделалась неспособной к игре на фортепиано. Шуман должен был навсегда отказаться от желания стать пианистом. Зато теперь его все более начало занимать сочинение музыкальных пьес.

Шуман решился, наконец, серьезно заняться теорией музыкальных композиций. Уроки у директора музыки Кунтша он брал недолго и довершил основательное изучение своего предмета под руководством Генриха Дорна. Отношение его к Вику оставалось по-прежнему самым наилучшим. Необыкновенные музыкальные способности Клары Вик, едва вышедшей тогда из детского возраста, возбуждали живейшее участие Роберта, который, впрочем, тогда интересовался единственно ее талантом.

В 1833 году в Лейпциг приехал из Штутгарта музыкант Шунке, и Шуман заключил с ним почти химерический союз дружбы.

Музыкального друга-женщину нашел он в Генриетте Фохт, ученице Людвига Бергера; но его сердцем владела в то время Эрнестина фон Ф. из Аша, в Богемии.

В конце 1833 года, как рассказывал сам Шуман, "каждый вечер как бы случайно сходилось несколько человек, большею частью молодых музыкантов; ближайшею целью этих сходок было обыкновенное общественное собрание; но тем не менее здесь происходил взаимный обмен мыслей о музыке, искусстве, которое было для них насущною потребностью". Тогдашнее далеко не блестящее состояние музыки было причиною того, что "однажды молодым, горячим головам пришло на мысль не быть праздными зрителями этого упадка, а постараться снова возвысить поэзию и искусства".

Шуман, вместе с Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлием Кнорром, основал журнал "Новая музыкальная газета", который имел огромное влияние на развитие музыкального искусства в Германии. В течение многих лет он сам писал в журнал под различными псевдонимами статьи и боролся с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки. Как музыкальный критик он оценил значение Ф. Шопена, Г. Берлиоза, И. Брамса, которые были его современниками, признавая и огромную ценность своих предшественников - И.С. Баха, Бетховена, Моцарта и Шуберта. Шуман был исключительным знатоком немецкой литературы.

Деятельные занятия композицией принесли свои плоды. Шуман создает целый ряд интересных произведений. Среди них фортепианные циклы из небольших пьес или миниатюр: "Бабочки" (1831), "Давидсбюндлеры" (1837). Они, так же как и "Фантастические пьесы" (1837), "Крейслериана" (1838), имеют программные заголовки, рожденные фантазией композитора или указывающие на связь с литературой.

Слушаем Крейслериану

Так, "Крейслериана" напоминает о произведениях немецкого романтика Э.А. Гофмана. В ней оживает облик вдохновенного музыканта Фрица Крейслера, его грезы, мечты и видения. Крейслер, глубоко страдающий от обывательщины в жизни и искусстве, ведет с ней мужественный поединок. Этот борец-одиночка сродни самому Шуману.

Слушаем Бабочек

В "Бабочках" - одном из первых изданных произведений Шумана - перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги Ж.П. Рихтера "Годы юности". Это два брата (один - мечтательный и задумчивый, другой - порывистый и горячий) и молоденькая девушка, в которую оба влюблены.

Одно из самых оригинальных шумановских сочинений - фортепианный цикл "Карнавал" (1835). В этих пестрых, фантастических картинах воплотилось многое из жизни, увлечений и помыслов молодого Шумана в пору его творческого расцвета. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении.

Слушаем Карнавал (на выбор учащихся)

Таков и его "Карнавал", где словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв. Здесь и современники композитора: знаменитый скрипач Н. Паганини и великий поэт фортепиано Ф. Шопен. А вот Флорестан и Эвсебий. Так Шуман называл выдуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке. Флорестан всегда в движении, в полете, в танце, он остро и едко шутит, речь его горяча, порывиста. Эвсебий любит мечтать в уединении, говорит он тихо, проникновенно.

Флорестан и Эвсебий, Шопен и Паганини, Кьярина (под этой маской выступает Клара Вик) являются членами придуманного Шуманом союза. В конце "Карнавала" все они выступают против обывателей, чуждых всему новому и смелому в искусстве - в "Марше Давидова братства". Это самые светлые и радостные страницы его творчества.

Слушаем марш

Новизна и необычность шумановской музыки ярче всего проявилась в его фортепианных пьесах, созданных в 1830-х годах в Лейпциге. Кроме уже названных это - три сонаты (1835, 1833- 1838, 1836), "Симфонические этюды" (1834), фантазия (1837), "Новелетты" (1838). Шуман считал фортепиано инструментом для выражения чувств и настроений, навеянных как эмоциональными переживаниями, так и природными явлениями или литературными сюжетами. Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому браку с Кларой Вик, как известно, великолепной пианисткой. Для нее автор создал чрезвычайно ценный фортепианный концерт ля минор. Часто исполняемый концерт для виолончели ля минор и множество камерных работ Шумана убедительно свидетельствуют о прогрессивной новоромантической ориентации композитора.

Итак, в 1830-е годы Шуман уже был автором многих оригинальных пьес, но композитор должен был узнать на опыте, "что известность продвигается шагами карлика, тогда как слава летит на крыльях бури". Для большинства дилетантов сочинения его были слишком трудны и непонятны, для музыкантов-специалистов они казались слишком эксцентричными, слишком отклонявшимися от традиций.

Огромное влияние на творчество Шумана оказал Мендельсон. На него Шуман, по собственному выражению, "смотрел, как на высокую гору", тот "ежедневно высказывал мысли, достойные быть оправленными в золото". Шуман очень многим обязан Мендельсону. Без него он подвергся бы опасности растратить свой необыкновенный талант на множество остроумно оригинальных музыкальных шуток.

Между тем любовь Шумана к Эрнестине фон Ф. мало-помалу ослабевала и, наконец, совсем прошла. Клара уже стала взрослой девушкой, и Шуман не мог не заметить это очаровательное существо, одаренное необыкновенным музыкальным талантом. Клара сделалась для Шумана поэтическим идеалом, и так как она отвечала взаимностью на его чувства и оба желали прочного союза, Шуман должен был позаботиться об обеспечении своего существования.

В 1838 году он решил поселиться в Вене и там издавать свой журнал. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену. Впрочем, он слишком скоро убедился, что Вена перестала уже быть почвою немецкой классической музыки. В начале апреля 1839 года Шуман возвращается в Лейпциг.

1840 год был переломным в жизни Шумана. Лейпцигский университет присвоил ему звание доктора философии, и таким образом он получил титул, который в Германии довольно много значил. 12 сентября 1840 года в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Роберта с Кларой.

Неудивительно, что в то счастливое время Роберт Шуман - тонкий мастер в изображении нюансов чувств и настроений, создал циклы "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", "Любовь поэта", "Мирты" и другие.

После женитьбы Шуман творил с терпеливым прилежанием. Самые удачные, самые прекрасные произведения его относятся к этому времени, в особенности его Первая симфония и оратория "Пери и рай", исполненная в первый раз 4 декабря 1843 года в Лейпциге. Его супруга в своей женской, достойной удивления преданности, по возможности старалась оградить его от всех будничных мелочей жизни, от всего, что могло расстраивать и останавливать его музыкальную деятельность, или что, может быть, и она не считала достойным внимания. Таким образом, она была посредницей между своим мужем и практической жизнью.

Едва ли не единственной областью деятельности, где он выходил из замкнутого круга своей души, было учительство в учрежденной в 1843 году в Лейпциге и состоявшей под управлением Мендельсона "Музыкальной школе фортепианной и партитурной игры и упражнений в композициях". Предпринятое им в 1844 году артистическое путешествие вместе с супругой в Петербург и Москву доставило им много приятного - их везде принимали с большим почетом. Чтобы иметь возможность полностью посвятить себя сочинительству, он передал редакцию "Новой газеты" прежнему сотруднику ее, Освальду Лоренцу. Эта газета выполнила свое назначение: она поставила преграду бездушным музыкальным изделиям, а также фривольному легкомыслию в музыке и проложила дорогу тому направлению в искусстве, которое проникнуто поэтическим духом и стремится к серьезным целям.

Шуман оставил Лейпциг и поселился в Дрездене. Тогда в первый раз в 1844 году проявились признаки его душевной болезни. Нервы композитора совсем расстроились вследствие умственного перенапряжения. Только в 1846 году он почувствовал себя настолько поправившимся, что был в состоянии снова сочинять.

Он завершает одно из своих крупных произведений - Вторую симфонию. Всего Шуман написал четыре симфонии, среди которых особо выделяется Первая - "Весенняя" (1841) и Четвертая - ре минор (1851).

Слушаем Весеннюю симфонию

Артистическое путешествие в первых месяцах 1847 года в Прагу и Вену было приятной переменой и развлечением. В том же году Шуман начал сочинять оперу "Геновева" (на сюжет известной средневековой легенды о Женевьеве Брабантской). "Геновева" не сделала Шумана популярным. Ее музыке недостает того, что для оперы решительно необходимо, - живой, чувственной осязательности, сильных контрастов, ярких, резких красок.

Сильно или нет огорчил композитора холодный прием "Геновевы" - неизвестно, только эта неудача нисколько не остановила его влечения к творчеству. Что-то тревожное проглядывает в быстроте, с которою он, в особенности начиная с 1849 года, создает одни обширные произведения за другими. Песни Шумана "К солнечному свету", "Весенняя ночь" и другие, написанные в этот период, стали необычайно популярны. Прежде чем свет успел познакомиться с "Манфредом", Шуман опять выступает уже с ораторией "Странствование Розы", с музыкою на сюжет из "Фауста", с увертюрами, симфониями, трио, с бесчисленными тетрадями песен, фортепианными пьесами и т. д. К этому периоду очень подходит метафора его любимого автора (в "Титане"): "Чрезмерный свет и сверкание этого созвездия, кажется, предвещают закат и последний день".

В музыке Шумана к трагедиям "Фауст" Вольфганга Гёте и "Манфред" Джорджа Байрона, в его революционных маршах, хорах и песнях "На смерть героя", "Солдат", "Контрабандист" романтическая взволнованность, мечтательность, трепетность соединяются с бунтарством и свободолюбием. В дни революции 1848 года композитор записал в своем дневнике: "И так жестоко должны бороться люди за каплю свободы! Наступит ли время, когда все станут равны в своих правах?"

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Великий музыкальный поэт не всегда бывает хорошим дирижером; и наоборот. Шуман вовсе не имел качеств хорошего дирижера. Сам он думал, однако, иначе. В Дюссельдорфе слишком скоро начались размолвки, и осенью 1853 года все это дело расстроилось: контракт не был возобновлен. Это также могло в высшей степени болезненно ранить душу Шумана, и без того очень нежную и чувствительную, но он не показывал своих переживаний в силу скрытности характера.

Последним лучом света было путешествие его в Голландию в ноябре 1853 года, где его и Клару во всех городах принимали "с радостью и с почестями". Он "с удивлением видел, что его музыка в Голландии сделалась едва ли не более родною, чем в самом отечестве". Однако в том же году вновь стали проявляться болезненные симптомы, а в начале 1854 года они вдруг обнаружились с еще большею силою. Смерть, последовавшая 29 июля 1856 года, положила конец этим страданиям.

Но, несмотря на печальную участь Шумана, мы все-таки можем считать его счастливым. Он выполнил задачу своей жизни: оставил нам на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди будут вспоминать и имя Шумана.

ВложениеРазмер
конспект урока и презентация к нему 1.82 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:


Муниципальное казённое образовательное учреждение

Сокольская средняя общеобразовательная школа

Сокольского района Нижегородской области

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Учитель начальных классов

Урок 8. НА КАРНАВАЛАХ.

Родина карнавала – Венеция. В официальные документы карнавал был занесен в 1094 году.

В старину во время карнавала богатые венецианские вельможи веселились в роскошных дворцах, а простой люд – на улицах и площадях. Повсеместно выступали уличные актеры и музыканты, разыгрывались смешные сценки и представления.

Герои Венецианского карнавала – это Арлекин, Пьеро, Коломбина, великаны и карлики, кавалеры, наряженные дамами, и девушки в мужских костюмах.

Роберт Александр Шуман (1810-1856)

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городке Цвиккау. Отец его, Август Шуман, владел издательством, выпускавшим книги карманного формата. Дела Шумана старшего шли успешно.

В шесть лет Шумана отдали в частную школ у Дёнера, семи лет он стал учеником известного органиста Иоганна Кунтша, а уже в 1819 году, побывав вместе с отцом на концерте пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса, маленький Роберт принял решение стать профессиональным музыкантом. Тогда родители только улыбнулись в ответ. Они прочили сыну совсем другую будущность и не могли предположить, что музыка станет для него чем-то большим, чем просто детское увлечение. Пока же родители одобряли увлечение Роберта. Август Шуман, желая сделать приятное своему баловню (Роберт был младшим в семье), приглашал в дом музыкантов-любителей.

В шестнадцать он со страстью пишет стихи (а также романы и трагедии).

Юность композитора была омрачена двумя тяжелыми потерями – сначала умер его отец, а затем, вследствие долгой психической болезни, скончалась сестра. Первое столь близкое столкновение со смертью легло непосильным грузом на плечи впечатлительного, всегда готового впасть в отчаяние Шумана. Возможно, в смерти сестры он увидел еще и своеобразное предостережение себе самому (известно, что композитор всю жизнь боялся сойти с ума).

В 1840 году Роберт Шуман женился на Кларе Вик, очень одаренной пианистке. Клара родила Шуману восьмерых детей, однако не оставила музыкальной карьеры. Муж был ей предан и буквально оживал в ее присутствии, когда же Клара уезжала на гастроли, впадал в депрессию и много пил.

В 1840 году он пишет свои лучшие песенные циклы, в 1841-м - четыре крупных симфонических произведения, в 1842-м – несколько квартетов и квинтетов. Шуманы много гастролируют (так, в 1844 году они побывали даже в России, хотя здесь большая часть лавров досталась Кларе, а не Шуману). Но уже и в эти, казалось бы, безоблачные годы начинает давать о себе знать тяжелое психическое расстройство, сведшее, в конце концов, музыканта в могилу. Временами Шуман становится замкнутым, раздражительным. Только Клара может удержать его от необдуманных поступков. Композитору становится все труднее общаться с людьми.

В 1843 году он пытается вести в консерватории Лейпцига классы композиции и чтения партитур, но преподавательская деятельность мучительна для него, и он с отвращением оставляет ее. В 1844 году он прекращает работу в своем журнале.

В начале 1854 года он пытается покончить с собой. В состоянии умопомешательства Шуман пытался утопиться в Рейне. Его спасают, но душевное здоровье к нему больше не возвращается. 29 июля 1856 года композитор умирает в частной клинике для душевнобольных.

Шуман был тонким интеллектуалом, обладающим пылкой и упрямой натурой. Не только даром, но и крестом стали для Шумана его душевная чуткость и отзывчивость ко всему возвышенному.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Роберт Шуман"

Сегодня вы узнаете о жизни и творчестве Роберта Шумана.



В 6 лет Роберта Шумана отдали в частную школу Дёнера. В 7 лет он стал учеником известного органиста Иоганна Кунтша. А спустя ещё два года произошло событие, определившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Мошелеса. Игра виртуоза настолько потрясла воображение юного Роберта, что он и думать больше ни о чём не мог, кроме музыки. Он продолжал совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробовал сочинять музыку.

Родители Шумана считали, что это временное увлечение мальчика, поэтому одобряли его интерес к музыке.

Юность композитора была омрачена двумя тяжёлыми потерями – сначала умер его отец, а затем, скончалась сестра. Первое столь близкое столкновение со смертью легло непосильным грузом на плечи впечатлительного Роберта. Оставаться в осиротевшем родном доме Шуману было невыносимо. Утешения он искал в поездках, много путешествуя по немецким городам. А в 1828 году юноша поселился в Лейпциге, чтобы заняться юриспруденцией. На этом образовании настояла его мама.

Учёба казалась Шуману невыносимо скучной. Втайне он продолжал мечтать о музыке. Учителем Роберта стал знаменитый музыкант Фридрих Вик. Под его руководством Шуман совершенствовал технику игры на фортепиано и, в конце концов, признался матери, что хочет быть музыкантом. Сломить родительское сопротивление помог Фридрих Вик, считавший, что его подопечного ждёт блестящее будущее.


Давайте её немного послушаем…


Вместе с супругой Шуман много гастролирует. Они дают концерты в России, где музыкантов принимают очень восторженно. Большое впечатление на Шумана произвела Москва и особенно Кремль. Эта поездка стала одним из последних счастливых моментов в жизни композитора. Столкновение с реальностью, заполненной постоянными заботами о хлебе насущном, повлекло за собой первые приступы депрессии. В своём стремлении обеспечить семью он переехал сначала в Дрезден, затем в Дюссельдорф, где ему предложили пост музыкального директора. Но очень быстро выяснилось, что талантливый композитор с трудом справляется с новыми обязанностями. Переживания по поводу своей несостоятельности в этом качестве, материальные трудности семьи, в которых Шуман считал себя виновным, стали причинами резкого ухудшения его душевного состояния.


Шуман стал замкнутым и раздражительным. Только супруга Клара могла удержать его от необдуманных поступков. Композитору стало всё труднее общаться с людьми. В 1843 году он пытался вести в консерватории Лейпцига классы композиции и чтения партитур, но преподавательская деятельность была мучительна для него.

В родном городе Шумана Цвиккау был установлен памятник композитору. Шуман изображён сидящим в кресле и задумчиво смотрящим в сторону городского концертного зала.


Читайте также: