Рифмы матушки гусыни конспект урока 1 класс

Обновлено: 02.07.2024

Предметные: Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров. Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочитанного, соотносить иллюстрацию с содержанием текста

Личностные: Осознание своей этнической принадлежности, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формы и методы обучения

Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный

• Печатные пособия: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.

• Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон; мультимедийный проектор; ноутбук.

Конкурс на лучшую загадку.

Учащиеся читают придуманные загадки.

III. Постановка цели урока.

- Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:


(лайд 2)Ответ: потешки.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.

Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Конкурс на лучшую загадку.

Учащиеся читают придуманные загадки.

II. Постановка цели урока.

– Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:


Ответ: потешки.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.

III. Изучение нового материала.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

1. Речевая минутка.

Ва-фа-ва – в лесу живет сова.

Фы-фы-вы – в саду росли сливы.

Ва-ва-фа – платье новое из шкафа.

Фе-ве-фе – подушка на софе.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания.

Разговор лягушек
(из зарубежного фольклора)

– А кого, кого, кума?

– Карпа, рака и сома.

– Как поймаешь, дашь ли нам?

– Прочтите скороговорку медленно, быстрее, очень быстро:

Дятел дуб долбил,

3. Знакомство с русскими народными потешками. Стр. 45

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.

– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.

– Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?

– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.

Молоть – дробить, размельчать зерно, превращая в муку.

– Назовите героев этой потешки.

– Кто обращается к кисоньке?

– Как хозяйка называет кисоньку?

– Зачем сочиняют потешки?

– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.

– О ком пойдет в ней речь?

– Прочтите потешку вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.

– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)

– Для кого их сочиняют?

– Чему учат потешки?

– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.

Физкультминутка

Мимо леса, Хвать, хвать,

Мимо дач Не поймать –

Плыл по речке Мячик вынырнул опять.

Красный мяч. Он пустился дальше плыть.

Увидела щука: Выходи,

– Что это за штука? Тебе водить!

Г. Миловидова

IV. Продолжение изучения нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге и строить монологическое высказывание в процессе обсуждения по теме.

Знакомство с небылицами.

– Прочтите название группы произведений на с. 46.

– Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы: для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)

– Прочтите небылицы вслух по цепочке.

– О каких чудесах вы прочли?

– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?

Познавательные УУД: уметь понимать и интерпретировать знаки, символы в процессе определения названия и содержания литературного произведения.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к героям произведения и оценивать высказывание партнёра, при пересказе содержания произведения адекватно использовать речевые средства.

– Весёлые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак.

– Когда автор встретил двух свинок?

– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?

– Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

мал –рассказал печь – стеречь

дворец – леденец готов – котов

– О каких чудесах вы прочитали?

– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?

– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?

– О каких чудесах вы прочитали?

VI. Продолжение изучения нового материала.

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию и ключевым фразам; анализировать структуру произведения.

– Прочтите название стихотворения.

Далее учитель читает отрывок из стихотворения.

– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?

– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.

– Как построено стихотворение?

– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?

Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.

построить дом;

построить стихотворение.

2. Игры Деда Буквоеда.

К + часть лица = животное. (К + рот = крот.)

К + полевое растение = дерево. (К + лён = клён.)

К + морское животное = насекомое. (К + омар = комар.)

К + речные рыбы = слесарный инструмент. (К + лещи = клещи.)

VII. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями вы познакомились?

– Для чего создают потешки, небылицы и весёлые стихотворения?

– Какие произведения вам понравились больше всего?

– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: продолжить знакомство с жанрами устного народного творчества.

Обучающая: познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества; прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении.

Развивающая: развивать образное и логическое мышление, речь, воображение.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родине, читательский интерес, бережное отношение к книгам.

Планируемые результаты:

Личностные УУД : развитие доброжелательности, самостоятельности, привитие любви к русской литературе;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить ответы в тексте и иллюстрациях, расширение и обогащение словаря учащихся;

Регулятивные УУД: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания, умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному;

Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества с одноклассниками, умение точно выражать свои мысли.

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их.

-Давайте также улыбнемся друг другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение.

2.Актуализация знаний

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До Маши добрались?

Нет, портить настроение

Никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

– Скажите, понравилось ли вам стихотворение? Объясните почему?

– А знаете ли вы, что мы сейчас прочитали? Как вы думаете, что это за произведение?

– Давайте проверим правильно ли вы предположили? Для этого нужно составить из букв слово.

О Ш К П Е И Т

– Какое слово получилось? (потешки)

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Молодцы! Сегодня мы познакомимся с потешками, узнаем, что это такое и для чего их создают, будем читать их выразительно.

3.Работа над темой урока.

– Откройте учебник на с.45. рассмотрите иллюстрации к потешкам. Как вы думаете, о ком идет речь в первой потешке?

– Сейчас я вам прочитаю эту потешку, а вы внимательно слушайте и заодно проверим верны ли ваши предположения.

– Какие слова вам были непонятны? Как вы думаете, что они означают?

-Чтобы узнать значение какого-либо слова мы можем обратиться к Толковому словарю.

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.

Молоть – дробить , размельчать зерно , превращая в муку.

– Назовите героев этой потешки. (кисонька и хозяйка)

– Кто обращается к кисоньке? (хозяйка)

– Как хозяйка называет кисоньку? (мурысенька)

– Как вы думаете, что обозначает это слово? (хозяйка в ласковой форме называет кошку Мурку)

– Что делала кисонька в этой потешке? (ходила на мельницу, молола муку, пекла прянички)

– Почему не стоило кисоньке есть прянички одной? (нужно делиться друг с другом)

– Рассмотрите картинку ко второй потешке. Как вы думаете о ком пойдет речь? (о детях)

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.

– А сейчас попробуем разыграть сценку . Нужно прочитать потешку по ролям. (чтение потешки по ролям)

- Ребята, а давайте вспомним какие виды речи вы знаете ?(устная и письменная)

-К какой из видов речи относится потешка и почему ?(к устной, передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)

– Итак, что же такое потешка? Как вы поняли? Для чего их создают?

Потешка- это жанр устного народного творчества. Это небольшие стихотворения, которые сопровождаются действиями. Потешка развлекает и развивает малыша. Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители начинают их использовать с самого раннего детства. Она может ободрить, утешить, настроиться на нужный лад ребенку. (Сорока-сорока,ладушки)

4.Физминутка.

Заинька, походи.
Серенький, походи.
Вот-так вот сяк походи.
Вот-так вот сяк походи.

(Ходьба на месте)
Заинька подбодрись,
Серенький, подбодрись.
Вот-так вот сяк подбодрись,
Вот-так вот сяк подбодрись.

(Хлопки в ладаши)
Заинька,топни ножкой.
Серенький,топни ножкой.
Вот-так вот сяк топни ножкой.
Вот-так вот сяк топни ножкой.

(Топанье ногами)
Заинька, повернись.
Серенький, повернись.
Вот-так вот сяк повернись.
Вот-так вот сяк повернись.

(Повороты в стороны)
Заинька, попляши.
Серенький, попляши.
Вот-так вот сяк попляши.
Вот-так вот сяк попляши.

(Прыжки на месте)
Заинька, поклонись.
Серенький, поклонись.
Вот-так вот сяк поклонись.
Вот-так вот сяк поклонись.

(Наклоны вперед)

5. Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, а еще к устному народному творчеству относятся небылицы. Как вы понимаете слово небылица?( вымысел, неправда )

– Рассмотрите иллюстрацию на с.46. Что вы видите ?(деревню на колесах, лошадь на мужике)

– Прочитайте небылицу. Как вы думаете, может ли такое быть на самом деле? (нет)

-Какие слова вам непонятны?

Дубасить -ударить с силой.

Овес - з ёрна которые обычно идут на корм лошадям, а также на крупу.

– Как вы считаете, для чего сочиняют небылицы?( для потехи )

– Когда автор встретил двух свинок? (вчера в половине шестого)

– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?( могла)
– Зачитайте строчку, в которых говорится, как выглядели свинки .(без шляп и ботинок)

– Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?

-Какие слова вам непонятны?

Пастила – кондитерское изделие из протертых и сваренных фруктов с сахаром.

– Прочтите, из чего сделаны стены дворца. (из торта)
–Из чего сделана крыша? (из леденцов)
– Из чего сложили печь? (пастилы)

– О каких чудесах вы прочитали ?(озеро в огне, собака в брюках на коне, шляпа вместо крыши, мыши ловят котов, утка и лиса пекут пироги, медвежонок мерил туфли)

– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни? Почему вы так думаете? (нет, так не бывает в реальной жизни)

– Какая из прочитанных английских песенок показалась вам особенно смешной? Почему вы так считаете?

– Можно ли назвать английские песенки небылицами? Почему вы так считаете?( да, потому что в них рассказано то, что не бывает на самом деле)

– А сейчас я хочу проверить сможете ли вы узнать небылицу и насколько вы внимательные. Я буду читать вам маленькие рассказы и если вы услышите небылицу, то нужно хлопнуть в ладоши.

1)"Иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?"
2)" Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его".
3)"Пришла я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла".

– познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества других стран;
– совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям;
– развивать речевые умения, воображение, память, умение анализировать произведение;
– воспитывать читательский интерес.

Оборудование: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс на лучшую загадку.


Учащиеся читают придуманные загадки.

III. Постановка цели урока.

– Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:

29-03-03.jpg

Ответ:потешки.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

Ва-фа-ва – в лесу живет сова.
Фы-фы-вы – в саду росли сливы.
Ва-ва-фа – платье новое из шкафа.
Фе-ве-фе – подушка на софе.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания:

РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК

(из зарубежного фольклора)

– Кума,
Ты к нам?
– К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.

– А кого, кого, кума?
– Карпа, рака и сома.
– Как поймаешь, дашь ли нам?
– Как не дать?
Конечно, дам!

– Прочтите скороговорку: медленно, быстрее, очень быстро:

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

3. Знакомство с русскими народными потешками.

– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.
– Как вы думаете, о ком пойдет речь в первой потешке?
– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.
Молотить – извлекать, выбивать зерна из колосьев.

– Назовите героев этой потешки.
– Кто обращается к кисоньке?
– Как хозяйка называет кисоньку?
– Зачем сочиняют потешки?
– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.
– О ком пойдет в ней речь?
– Прочтите потешку вслух по цепочке.
– Объясните значение слов:

Горница – чистая половина крестьянской избы.
Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.

– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)
– Для кого их сочиняют?
– Чему учат потешки?
– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.

4. Знакомство с небылицами.

мал – сказал печь – стеречь
дворец – леденец готов – котов

– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?
– О каких чудесах вы прочитали?

– Прочтите название стихотворения.

Далее учитель читает отрывок из стихотворения.

– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?
– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.
– Как построено стихотворение?
– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?

Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.

– Сравните выражения:

построить дом;
построить стихотворение.

3. Игры Деда Буквоеда.

29-03-04.jpg

VI. Итог урока.

– С какими произведениями вы познакомились?
– Для чего создают потешки, небылицы и веселые стихотворения?
– Какие произведения вам понравились больше всего?
– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?

Домашнее задание:

1) придумать веселую необычную историю;
2) выучить одно из произведений.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Читайте также: