План конспект древние образы в современных народных игрушках

Обновлено: 05.07.2024

В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.

На уроке мы узнаем:

  • характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.

мы научимся:

  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Глоссарий по теме урока:

Игрушка – особый вид народного творчества.

Деревня Хлуднево – центр народного промысла хлуднёвской игрушки.

Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Деревня Филимоново - центр производства Филимоновской игрушки.

Каргопольскй район - центр производства Каргопольской игрушки.

Дымково - центр производства Дымковской игрушки.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

С давних времён к нам пришла замечательная профессия – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.

Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.

Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе.

В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.

Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.

Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов.

Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый; синий; желтый; оранжевый; розовый; ярко — красный; малиновый; черный.

Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.

Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.

Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.

В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.

Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.

Дымковские свистульки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятки (сегодня - Киров).

Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами, где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.

Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.

Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.

Чередующиеся дужные полосы красно-малинового, желтого и зелёного цветов филимоновской игрушки.

Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Каргопольская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.

Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Хлудневская игрушка.

Текст задания. Выберите изображения хлудневской игрушки.


1.


2.


3.


4.


5.


6.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Глиняные народные игрушки.

Текст задания. Установите соответствие между изображением глиняных народных игрушек и их названиям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока ИЗО в 5 классе (ФГОС)

УМК: 1. Учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2012.

2. О.М. Гусева. Методическое пособие по изобразительному искусству. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Тема: Древние образы в современных народных игрушках

создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов на примере народной глиняной игрушки, изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Дымково, Филимоново, Каргополья.

Образовательные: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; изучить древние образы через три известные школы народных игрушек: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской; формировать умение

сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; умение видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов; умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству; уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций.

Здоровьесберегающие: с помощью динамических упражнений, гимнастики для глаз укреплять физическое и психическое здоровье; с помощью смены видов деятельности повышать и стимулировать активность детей на уроке; создать эмоциональный положительный фон урока.

Планируемые результаты:

Предметные : получат возможность научиться пользоваться необходимой информацией;

аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению; познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения; определяют цель.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе; выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные : понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : открытие новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, фигурки силуэтов игрушек, гуашь, кисти, ватманы, клей.

1. Мотивация учебной деятельности. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас вновь на нашем уроке.

- Покажите смайлик- символ вашего настроения перед уроком?

2. Актуализация опорных знаний

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Ребята, назовите предметы, украшаемые древними образами? (Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба)

- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Конь - крест, кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости;

Птицы - счастье, символ весны, тепла и света;

древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;

Берегиня - женщина с поднятыми руками, олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла)

3.Определение темы урока, постановка цели

- Все перечисленные предметы служат для быта людей, а сегодня мы поговорим о том, что есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь:

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

- О каких чудо-мастерах идет речь? Как им удавалось творить сказку? (Ответы детей)

- Да, ребята, это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

- Определите тему нашего урока? ( Слайд №1)

Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках

Все игрушки не простые, ( Слайд №2)

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

- Сегодня мы поговорим о глиняных игрушках, а именно о самых известных – Филимоновской, Каргопольской и Дымковской игрушках.

Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки. Мы выясним, как же народные мастера – умельцы передавали эти образы в объеме.

- Ребята, как будет звучать цель нашего урока, исходя из того, что мы с вами уже изучили, и что нам только предстоит изучить?

( Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново, Каргополья ). (Слайд №3)

4. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? (Ответы детей) (Слайд №4)

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотритесь к современным народным игрушкам - и вы заметите, что в них живут те же древние образы - это конь, птица, баба, древо жизни. В них живут память народа, его древние традиции.

Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, они очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек. И о некоторых особенностях создания игрушки мы сегодня узнаем.

(Слайд №5) Продолжаем работать в группах. Вы будете сегодня исследователями и мастерами. Сначала вы найдете нужную информацию о своей игрушке в учебнике, а затем распишите фигурки разных силуэтов игрушек и расскажите нам о своей игрушке:

1 группа: Дымковская игрушка (учебник стр.71)

2 группа: Филимоновская игрушка (учебник стр.68)

3 группа: Каргопольская игрушка(учебник стр.77)

Выступление исследователей:

А) Дымковская игрушка (Слайды №6,7)

Родилась она в Дымковской слободе, которая находится неподалеку от города Вятки (Ныне Киров). Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках.

Рассмотрите внимательно форму игрушек. Она монолита, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутов!

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, клеточки, прямые и волнистые линии, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

Б) Филимоновская игрушка (Слайды №8,9)

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

В) Каргопольская игрушка (Слайды №10,11)

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. Форма фигурок приземиста, проста, неуклюжа и тяжеловата.

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.

Физкультминутка (Упражнения для глаз) (Слайд №12)

Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз -
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели -
У них глазки заболели.

Творческая практическая деятельность (Слайд №13)

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь и т.д.)

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремиться следовать традициям конкретного промысла.

Готовые работы каждая группа прикрепляет на ватман.

Алгоритм выполнения работы:

Распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу.

Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приемов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;

контроль объема и качества выполненной работы.

Закрепление знаний, полученных на уроке

- А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопросы:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие разновидности игрушек вы сегодня узнали?

- Что общего и различного в глиняных игрушках, принадлежащих к различным

Различия: форма игрушек, окраска, изображение.

Общее: все игрушки служат для красоты, передают традиции народов разных городов России, вносят радость в нашу жизнь.

- Ребята, какую закономерность вы увидели в названиях всех игрушек?

( Игрушки получили название от той местности, где они зародились).

- Почему игрушка называется народная?

Б) Задание: соотнеси игрушку с названием промысла. (Слайд №14)

В) Задание: определи элементы соответствующего промысла. (Слайд №15)

Итоги урока. Рефлексия.

Работы всех групп вывешиваются на доске.

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

- Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Второй группе, почему? Третьей группе, почему?

Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

Домашнее задание.

1.Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. Сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов.

2.Ответить на вопросы учебника стр. 75.

Используемая литература

1.Учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2012.

2. О.М. Гусева. Методическое пособие по изобразительному искусству. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

3. И.Д. Агеева. Методическое пособие. Занимательные материалы по изобразительному искусству. - М.: Творческий Центр, 2006.

Задание: декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла.

  1. для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.
  2. для учителя: мультимедиа проектор, экран, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация (см. Приложение 1).

Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Творческая практическая деятельность учащихся.
  5. Итог урока:
    • выставка и анализ работ;
    • обобщение темы урока.
  6. Домашнее задание.

I. Оргмомент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Игрушки, кисти, краски,
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек (слайд 2). Побывав в качестве таких мастеров, создали пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также чем они отличаются по своей форме. Все отличия занесем в таблицу (на доске).

Заполняем таблицу (первую колонку).

Очень большое разнообразие образов воплотила в себя эта игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи (слайд 3).

Крепкие деревенские мужики и бабы рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату (слайд 4).

Эти игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек-кормилок с детьми на руках, и лихих всадников. И важных индюков, и другие образы (слайд 5).

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

основные цвета,
используемые в росписи

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными.

приземисты. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

III. Формирование новых знаний

Дополнение учителя:

1. Филимоновская игрушка (слайд 6)

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

2. Каргопольская игрушка (слайд 7)

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

3. Дымковская игрушка (слайд 8, 9)

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

основные цвета,
используемые в росписи

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники;

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

IV. Творческая практическая деятельность учащихся

Последовательность выполнения работы (слайд 10)

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог урока

Выставка и анализ работ

Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.

Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Работы учителем оцениваются по следующим критериям:

  1. правильность выбора цвета;
  2. правильность рисования элементов;
  3. композиция;
  4. аккуратность выполнения.

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка соответствует требованием ФГОС. Материал урока позволит обучающимся быть в роли исследователей и мастеров.

Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

Тип урока: изучение новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность

Цель: сформировать понятие о народной игрушке, её видах (Дымковской, Каргопольской, Филимоновской).

Задачи: - формирование навыков работы различными художественными материалами - развить творческую и познавательную активность, художественную фантазию и

эстетический вкус; -воспитывать интерес и любовь детей к народной игрушке.

Планируемые результаты:

Предметные

получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу;

учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;

выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные

Понимают значение знаний для человека;

осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Наглядно-демонстрационный материал: выставка глиняных игрушек; иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.

1. Организационный момент.

(Приветствие .Проверка готовности к уроку)

2. Актуализация опорных знаний.

Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- На предыдущих уроках мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. - Назовите предметы, украшаемые древними образами.

- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?

- Сегодня мы продолжим рассматривать произведения народного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает детей и взрослых. В далекие времена, человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному и стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

(Учитель обращает внимание учащихся на игрушки из глины) - Как вы думаете , что это? (игрушки). - Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Дети предполагают. Учитель озвучивает тему урока).

- Для того, чтобы урок прошёл плодотворно, нам будет необходимо поставить перед собой задачи. (Учащиеся ставят задачи)

Например: 1. изучить виды народной игрушки. 2. выявить их особенности.

3.Формирование новых знаний.

- Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
- В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. - Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
- В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

- Сегодня мы познакомимся с разными видами глиняных игрушек: Дымковской, Филимоновской и Каргопольской. – На уроке вы будете исследователями и мастерами. – Каждая группа подготовит информацию о своей игрушке. (работа с учебником 1 группа стр. 68 – филимоновская, 2 группа стр.70- каргопольская, 3 группа стр.71- дымковская)

-При этом каждый заполняет лист-памятку по игрушкам .

Название игрушки

Филимоновская

Каргопольская

Где зародилась

Деревня Филимоново

Тульская область

Русский Север

Каргопольский район

Архангельская область

Дымковская слобода

(ныне г.Киров)

Форма. Отличительные

особенности.

Вытянутые пропорции.

Мягкие очертания

Всегда со свистульками

Приземистые

Фигурки людей и животных

Силуэты плавные

Множество лепных деталей(косички, воланы, жгутики)

Основные цвета

Малиновый. Красный, жёлтый и изумрудно-зелёный

Яркие или приглушённые

Яркие цвета

План работы с информацией:

Какие использовались образы (барышни, козлики, индюки).

Какие применялись цвета.

Какой использовался орнамент (ромбы, квадраты, черточки).

(Информация из учебника для учащихся.)

Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Филимоновская

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Каргопольская игрушка

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.

(обучающиеся показывают на карте место положения города).

- Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый – символ жизни, земли, пашни.

Синий – символ неба

Черный – символ земли.

Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.

4.Закрепление пройденного материала.

(По таблицам на доске учащиеся определяют орнамент, игрушку и их соответствие)

5.Физкультминутка.

(Учащиеся выполняют упражнения)

6.Творческая практическая деятельность.

Обучающиеся выполняют роспись силуэта фигурки (индюк, барышня, конь…)

(Можно предложить самим выполнить силуэты, а можно обвести шаблоны)

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.

7. Итоги урока. Рефлексия.

Учащиеся анализируют свои работы.

Затем предлагается обменяться работами и оценить друг друга (взаимопроверка).

Работы вывешиваются на доске.

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, кто лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Читайте также: