Обж 8 класс конспект урока безопасность в быту

Обновлено: 03.07.2024

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, потому, что мы будем работать вместе - ученики 5-го и 6-го классов. Надеюсь, что вы будете помогать друг другу.

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Мотивационный этап.

Но пока мы не знаем тему нашего занятия. Давайте пробуем ее сформулировать вместе. Для этого просмотрим маленький ролик.

Беседа о теме урока. После предложений детей , снова включить остановленный видеоролик, где названа тема занятия.

Беседа:

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться на занятии?

Правильно – основная задача нашего занятия –

Познакомиться с опасностями, которые могу подстерегать нас в быту научиться правильно действовать в непредвиденных ситуациях, чтобы защитить свою жизнь и жизнь наших близких.

1)Что такое опасная ситуация? ( Это ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни, здоровью, имуществу человека и окружающей его среде).

2) Где нас в обычной жизни могут подстерегать опасные ситуации? (Работа в группах с картинками)

Учитель: действительно, ситуаций опасных много, но сегодня мы остановимся на тех, которые считаются самыми распространенными и опасными. Я прошу вас внимательно слушать и запоминать все, о чем будет рассказано в фильме, потому что после просмотра вы будете выполнять различные задания.

Продолжение показа видеоролика :

  1. Рассмотрение вопроса Безопасное обращение с электрическими приборами. –до 4 мин 10 сек.
  2. А теперь проверим, что вы запомнили.

Работа в группах с картинками – помните, что основное правило при работе в группах – слушать и слышать каждого, и принимать общее решение.

Анализ выполнения работы (можно картинку вывести на экран, когда отчитывается группа).

Учитель: а еще послушайте дополнение от меня по обращению с электричеством.

  1. В каждом нашем доме есть газовое отопление. Газ – наш незаменимый помощник, но использование газового оборудования таит в себе много опасностей. Какие это опасности – давайте узнаем из фильма.

Продолжение показа видеоролика об опасностях, связанных с газом – до 5 мин. 45 сек.

Работа в группах: (выдаются маленькие магнитные доски, на которых необходимо при помощи магнитов установить порядок действий при затухании газовой горелки).

Установите правильный порядок твоих действий, если ты обнаружил на кухне запах газа и потухшую горелку, поставьте красный крест на те действия, которые ни в коем случае делать нельзя:

Если потухла газовая горелка:

  1. Перекрыть кран подачи газа
  2. Распахнуть окна
  3. Проветрить помещение
  4. Сообщить взрослым или позвонить в газовую службу по телефону 04
  • Зажечь спичку и поднести к горелке
  • Включить свет, потому что темно и ничего не видно
  • Включить телевизор, потому что началась любимая программа

Учитель : все о чем мы с вами сегодня говорили и еще многое другое приводит к очень страшной и распространенной беде – пожару. Пожар не только уничтожает имущество людей, но нередко в пожарах погибают и сами люди, а часто – дети.

Давайте посмотрим видеоролик и попробуем установить причины пожара. Будьте внимательны и заполните таблицу:

Бросил непогасшую спичку, разбил включенный телевизор, перегрузил сеть электроприборами

Сушит над газовой горелкой белье, перегрузка электросети на кухне

Балуется со спичками и электроприборами

Захламлены все выходы

Проверка работы (правильная таблица выводится на экран).

Учитель :

(если есть время):

- А как нужно действовать, если в доме случился пожар, и вы находитесь в помещении?

Или : Давайте посмотрим, как МЧС России рекомендует нам действовать, если мы оказались в помещении, в котором начался пожар – просмотр видеоролика до конца.

Раздать Памятки о правилах действий при пожаре.

Рефлексия (закрепление):

Беседа с каждым учащимся, что он узнал нового на уроке.

Подведение итогов урока (если есть время – оцените, как работали вы в группах и поставьте друг другу оценки, обоснуйте эти оценки).

Учитель подводит итог урока, комментирует оценки.

Итог: А как выдумаете, мы сегодня изучили все опасности, с которыми вы можете встретиться в бытовых условиях? Конечно же нет. А хотите узнать о них? Значит, это мы сделаем на следующем занятии, и тогда каждый из вас получит вот такую Памятку (показывает памятку), которую можно будет повесить у себя дома и постепенно и выучить наизусть, чтобы никакие опасности вам были не страшны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока

Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Виды опасных ситуаций: безопасность в повседневной жизни

Опасные ситуации, с которыми современный человек сталкивается в повседневной жизни, условно делятся на три группы:

опасности социального характера.

Техногенные опасности возникают при обращении с техническими (механическими) средствами. Легко воспламеняющимися веществами и с электрическими устройствами. К ним традиционно относят ситуации на транспорте и на дорогах. Угрозы, связанные с источниками возгорания и различными видами бытовой техники.

Критические ситуации природного характера связаны с невнимательным отношением человека к среде обитания и пренебрежением к следующим моментам:

опасностям, возникающим при отдыхе на воде (купании или плавании на судах) и в горах;

угрозам, связанным со слишком жарким или слишком холодным климатом (перегрев или переохлаждение);

возможности заблудиться в лесистой местности (на охоте или при походе за грибами, например).

К этой же категории относятся опасности, возникающие при наводнениях, штормах на море, при грозовых явлениях. Опасности появляющиеся при гололедице, сходах лавин и подобных им катаклизмах.

Опасные ситуации социального характера касаются общения человека с себе подобными существами. Они проявляются в следующих формах:

неоправданная агрессия (неадекватное поведение людей).

насилие и жульничество.

преследование и попытки отъема материальных средств (грабеж) и т. п.

Косвенно к этой же категории относится агрессивное поведение домашних животных (собак) в присутствии их хозяев.

Обеспечение личной безопасности человека

Рассмотрим основные подходы к обеспечению личной безопасности в каждой из рассмотренных ситуаций.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Цели урока:
Образовательная: Сформировать целостное представление о том, что здоровый образ жизни — залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Развивающая: Отработка умений формулировать собственные оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения; формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, умения создавать целостное видение проблемы. Развитие оформительских навыков студентов.
Воспитательная: Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; понимания, что здоровье каждого гражданина есть здоровье нации и государства.
Методическая: применение активных и интерактивных форм обучения на уроках ОБЖ в системе СПО.

Дети по жребию делятся на 4 группы, рассаживаются соответственно для дальнейшего выполнения заданий в группах.

- Здравствуйте! Когда мы произносим это слово, мы желаем друг другу здоровья. - Почему же в приветствии людей заложено пожелание здоровья?

Наверное, потому что здоровье для человека – самая главная ценность! Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

3. Определение темы и цели урока

Задание: Заполни диаграмму, опираясь на сведения, полученные на прошлом уроке.

  • От чего же зависит в большей степени наше здоровье?
  • Каким же должен быть образ жизни, чтобы сохранить здоровье?
  • Каково название предмета, который мы изучаем? Чему вы учитесь на этом уроке?

Правильно, мы поговорим о здоровом образе жизни и о том, как ЗОЖ связан с безопасностью жизнедеятельности.

Узнать какова роль ЗОЖ в жизни и деятельности людей

Задуматься о необходимости безопасности жизнедеятельности.

Научиться применять полученные знания для себя лично

4.Освоение новых знаний.

Сейчас вы получите символические кейсы, задача? Каждая группа выполняет свое задание. Подобрать ключ кейсу, а для этого.

КЕЙС № 1: Понятие о здоровом образе жизни

Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. Необходимо усвоить одну истину: никто, кроме вас самих, о вашем здоровье не позаботится. Необходима система личного поведения, которая создает наилучшие условия для укрепления здоровья, снижения вероятности различных заболеваний, полноценного выполнения социальных функций и увеличения продолжительности жизни. Чтобы достичь этих целей необходимо вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Каждый человек индивидуально выбирает те правила ЗОЖ, которые он регулярно будет соблюдать. Чтобы работать над сохранением и укреплением здоровья, необходимо правильно составить свой распорядок дня, соблюдать правила личной гигиены, рационально питаться, заниматься спортом, закаляться, изучать правила безопасного поведения, отказаться от вредных привычек, уметь общаться с окружающими людьми, выстраивая добрые взаимоотношения.

Главное в ЗОЖ — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит безопасное поведение и культура его формирования и еще отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом.

Вывод: ключ к кейсу подобран.

5.Проверка домашнего задания.

Д/З. От каких вредных привычек должен отказаться человек ради ЗОЖ?

1.Наркоман обрекает себя на пожизненное кислородное голодание.(верно)

2.Марихуана не вызывает зависимости.( неверно)

3.Дети у наркозависимых, если и рождаются, то часто с серьёзными отклонениями в здоровье, уродствами, психическими расстройствами.(верно)

4.Выпитая рюмка водки или бокал вина усваиваются организмом практически моментально (верно)

5. Подростковый алкоголизм развивается в 5-10 раз быстрее (верно)

6. Пиво–не алкоголь ( неверно).

7.Пассивный курильщик – это человек, находящийся в одном помещении с курильщиком. (верно)

8. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.(неверно)

9.Образование раковых опухолей у курильщиков вызывает радиоактивные никотин.(верно)

4.Освоение новых знаний

КЕЙС № 2 Безопасное и рациональное питание

Задание. Ответить на вопрос: Когда полезные продукты могут стать вредными? (много, истекший срок годности)

Рациональным называется питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и предупреждает заболевания.

Принципы рационального питания:

Белки нужны для роста и развития организма , а также для выработки антител к вирусам. При дефиците отмечаются нарушения функции коры головного мозга, работы печени, замедляется рост, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление,. Продукты, богатые белком : яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа, молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко) ,грибы.

Жиры — источник энергии, предохраняют организм от потери влаги и переохлаждения. Предотвращают развитие рака, улучшают работу мозга, борются с воспалительными процессами, защищают от телесных повреждений. Избыток может привести к гипертонии, нарушению работы пищеварительной системы, ожирению. Продукты, богатые жирами : орехи, мясо, птица, молочные продукты, масла, рыба .

Углеводы — это источник энергии организма, они необходимы для обмена веществ, способствуют нормальной деятельности печени, мышц, нервной системы, укреплению иммунитета. Источник глюкозы. Продукты, богатые углеводами : хлеб, мучные изделия, овощи, фрукты, мед, сахар, мороженое, крупы, чай.

Нормы рационального питания:

жиры — 22% (в соотношении: растительные жиры (60%) / животные (40%)

Принимайте пищу в одно и то же время.

Обязательно каждый день должны быть горячие блюда. Откажитесь от употребления соленых, копченых и консервированных продуктов, научитесь есть слабосоленую пищу. Норма употребления поваренной соли для взрослого человека — чайная ложка в сутки . Ешьте пищу, приготовленную из натуральных, свежих продуктов. Майонез, колбаса, картофель фри, чипсы, кола — это все должно быть исключено из меню рационального питания. Откажитесь, от продуктов, содержащих искусственные красители, консерванты, эмульгаторы, загустители. Потребляйте свежие и обработанные овощи и фрукты (особенно местные), приготовленную дома птицу, рыбу и мясо (нежирных сортов), злаки и бобовые, а также молочные и кисломолочные продукты. Консервам (за исключением домашних заготовок на зиму) и копченостям также нет места в меню рационального питания. Не увлекайтесь натуральным кофе, а растворимый вовсе исключите; пейте больше чистой негазированной воды ( не менее 1,5 л в сутки), зеленого чая, травяных отваров. Сладости можно есть только после еды.Не жарьте, а запекайте, варите, тушите.

Неправильное питание – прямая дорога к ожирению, к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта. Помните: с амые вкусные продукты - самые вредные продукты в современном мире!

В России лишний вес имеют – 50% женщин и 30% мужчин. Избыточный вес приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, к ожирению.

Пять самых вредных продуктов питания!

1. Сладкие газированные напитки (вызывают жажду вызывания; содержание сахара: в одном стакане до 5 чайных ложек, кофеин, красители).

2. Картофельные чипсы (жиры, искусственные вкусовые добавки).

3. Сладкие батончики (большое количества сахара, химические добавки, высокая калорийность).

4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты(скрытые жиры до 40% веса, вкусовые добавки).

5. Жирное мясо, особенно в жареном виде. Фаст — фуд (долго переваривается в желудке, плохо усваивается, неблагоприятно воздействует на печень и вызывает рост гнилостной микрофлоры в кишечнике (дисбактериоз).

Наиболее полезные продукты питания.

1. Кисломолочные продукты, молоко (богаты кальцием).
2. Яйца (белка и лютеина, который защищает глаза от катаракты, снижают риск инсультов и инфарктов, 6 яиц в неделю снижают возможность рака груди).
3. Бананы. (калия, 1 плод в день - здоровое сердце).

4. Коричневый рис. Поможет снизить уровень холестерина, уменьшить риск сердечно-сосудистых заболеваний, рака прямой кишки, камней в желчном пузыре, диабета и ожирения.
5. Курятина (витамины группы В и селен, предотвращает снижение массы костей, рак, дает энергию и усиливает работу мозга).

6. Черника. (необходима для зрении, она предотвращает расширение вен, язву желудка, сердечно-сосудистые заболевания и рак).
7. Чеснок. (предотвращает рак и сердечно-сосудистые заболевания, снижает риск инсульта, обладает противовоспалительным действием, помогая уменьшить боль и отеки при артритах, полезен чеснок больным диабетом).
8. Лососина. ( снижает холестерин, предотвращают образование тромбов. Предотвращает потерю памяти).

пищевая пирамида, полезные / вредные продукты (чем?)

Вывод: ключ к кейсу подобран.

7. Практическая работа:

Определение значения ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА (ИМТ) вычисляется по формуле: вес в кг делится на рост в метрах в квадрате

Например: 66 кг : 1,62 м. * 1,62 м. = 25,4

  • значение ИМТ менее 18,5 - недостаток массы те
  • значении ИМТ более 25 — лишний вес.

Ответить на вопрос: Когда полезные продукты могут стать вредными? ( много, истекший срок годности)

6.Физминутка. А сейчас ФИЗМИНУТКА ( готовит и проводит ученика)

4.Освоение новых знаний .

КЕЙС № 3 Двигательная активность и закаливание

О какой составляющей

Двигательная активность , физическая культура и спорт — обязательные условия здорового образа жизни. Двигательная активность положительно влияет на все системы организма, поддерживает иммунитет на высоком уровне. Н орма объема двигательной активности для учащихся 10-14 часов в неделю ; не менее 30-50 мин. в день.

Двигательная активность — это количество движений, необходимых для работы организма . Если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия (мышечное голодание) - недостаточная двигательная активность . Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физическую и умственную работоспособности и потребности в познавательных процессах. Сидячий образ жизни увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

А физические тренировки укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая: при любой физической работе учащается дыхание, появляется сердцебиение.

Должна стать привычкой е жедневная утренняя гимнастика — обязательный минимум физической тренировки.

Полезно ходить по лестнице , не пользуясь лифтом. По утверждению врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Физический труд тоже является формой двигательной активности. Только надо помнить, что необходимо чередовать физический труд с умственным трудом или с отдыхом.

И, конечно, в подростковом возрасте по возможности необходимы занятия спортом .

Существуют некоторые правила двигательной активности:

  • начинать тренироваться с самых минимальных нагрузок, затем постепенно увеличивая их
  • физические нагрузки должны соответствовать уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья (если есть заболевания, необходимо проконсультировать с врачом)
  • не рекомендуется заниматься после обильной еды
  • двигательная активность должна проходить без спешки, ритмично, без существенных срывов
  • при наступлении усталости или недомогания ( головная боль, с) сразу прекратить занятия
  • физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

Закаливание — это повышение устойчивости организма к факторам среды путём систематического их воздействия на организм. Это своего рода тренировка защитных средств . Начинать закаливание можно в любом возрасте. Прежде чем начать закаляться, узнай, нет ли у вас противопоказаний (простудные заболевания, онкологические заболевания, обострение хронических заболеваний, поражение кожи)

Основными способами закаливания являются закаливание воздухом (воздушные ванны, прогулки, баня, босохождение), закаливание водой (контрастный душ, моржевание, купание в реке, обливание, обтирание, закаливание солнцем (солнечные ванны)

2. Какие формы двигательной активности вы бы посоветовали однокласснику, имеющему проблемы с сердцем.

Вывод: ключ к кейсу подобран.

КЕЙС № 4 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

  • незнание норм и правил безопасного поведения;
  • низкий уровень общей культуры в области безопасного поведения;
  • пренебрежение нормами здорового образа жизни

Общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом отстает от стремительных темпов развития цивилизации. Основные понятия культуры в области безопасности - это

  • осознанное поведение в повседневной жизни и в опасных и чрезвычайных ситуациях,
  • умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам, по полученной информации личному опыту,
  • способность правильно оценить ситуацию и по возможности избежать ее,
  • способность не совершать поступки, которые могут привести к опасным ситуациям, чтобы снизить угрозу жизни и здоровью.
  • знания и умения верно вести себя в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение безопасности каждого человека и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и социальному благополучию в жизни.

Задание : Что необходимо делать, чтобы избежать трагических последствий и обезопасить свою жизнь?

Вывод: ключ к кейсу подобран.

8.РЕФЛЕКСИЯ . Проверим полученные на уроке знания?

Я/ Вопрос - вы / ответ

!!Стань волшебником: Преврати рисунок в плакат, придумайте и напишите слога на тему ЗОЖ

Пальцами правой руки оцените свою работу.

Пальцами левой руки выскажите своё мнение о проведённом уроке. 5— всё отлично, 4 — хорошо, 3— понял, но есть вопросы, 2— не понял, 1— всё плохо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: рассмотреть правила безопасного поведения в быту.

Задачи урока:

образовательные:

- отработать с учащимися материал урока;

развивающие:

- развить способность применять полученные знания;

воспитательные:

- воспитать у учащихся понимание важности и соблюдения правил личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Актуализация знаний.

Во всех ли водоёмах можно купаться?

Какие меры безопасности следует соблюдать при купании в незнакомом водоёме?

Близ каких сооружений запрещено купание?

Проверка домашнего задания.

Работа над новым материалом.

В определённых условиях при использовании в быту хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, ваших близких и для дома.

Необходимо знать, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия.

Быт – это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, в многоэтажных домах работает лифт. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.

В одном случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потёк кран, перекрывающий воду в ванной, и т. д.

Безопасное обращение с электричеством

В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время электричество при определённых условиях представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья человека.

Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил при пользовании электричеством:

следите за исправным состоянием электроприборов и шнуров, с помощью которых они подключаются в сеть;

не пользуйтесь неисправными электроприборами, самодельными электропечами, нагревателями;

не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоляционной ленты. Их необходимо заменить, если они сломались. Но помните: ремонт электроприборов и электропроводов должен проводить квалифицированный мастер;

никогда не оставляйте включённый электроприбор без присмотра;

не включайте больше одной вилки в розетку;

соблюдайте порядок включения прибора в электросеть: сначала подключается шнур к прибору, затем к сети, отключение производится в обратном порядке;

не беритесь за электроприбор мокрыми руками;

не держите подключённые к электросети приборы в ванной; помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами при нахождении в воде;

для ремонта обнаруженных оголённых мест и обрывов электропроводов необходимо вызвать квалифицированного мастера;

не делайте временных соединений проводов.

Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, находящиеся под напряжением.

Безопасное обращение с бытовым газом

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать ряд правил безопасности при пользовании бытовым газом:

чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажжённую спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран;

не оставляйте включённые газовые горелки без присмотра;

следите за тем, чтобы нагреваемая жидкость не залила пламя горелки;

заметив потухшую горелку, не пытайтесь её зажечь снова – это может привести к взрыву, перекройте кран подачи газа, раскройте окно и проветрите кухню;

подождите, пока горелка остынет; если необходимо, очистите её, продуйте отверстия подачи газа и только тогда зажгите вновь;

если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения;

обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по телефону 04 в аварийную газовую службу, сообщите точный адрес;

объявите об опасности всем жильцам дома, не пользуйтесь открытым огнём и электрозвонками, электровыключателями и розетками, а также стационарным телефоном;

распахните в подъезде окно и двери, тщательно проветрите его. По прибытии специалистов газовой службы укажите им источник утечки газа, выполняйте их указания.

Меры безопасности при пользовании в доме водой

Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т. д.).

Когда этими устройствами пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Вот эти правила:

никогда не оставляйте открытым кран с льющейся водой без присмотра;

никогда не оставляйте кран открытым, если вода отключена. Воду могут включить в то время, когда никого не будет дома, и она затопит помещение;

никогда не выбрасывайте мусор в унитаз – можно засорить канализацию, и канализационная вода со всем содержимым начнёт поступать в дом;

не оставляйте без внимания неисправные краны, просачивание воды в отопительной системе и водопроводе. Обо всём замеченном расскажите взрослым и покажите место неисправности.

Вовремя устранённая неисправность может предотвратить аварию.

Меры безопасности при пользовании средствами бытовой химии

Запомните ряд правил при пользовании средствами бытовой химии:

все средства бытовой химии потенциально опасны. Использовать их следует только по назначению в соответствии с указаниями на этикетке;

все средства бытовой химии должны храниться отдельно и отдалённо от пищевых продуктов, лекарств и обязательно иметь заводскую этикетку;

средства бытовой химии должны храниться в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Их нельзя хранить в жилой комнате, кухне, ванной. В городской квартире хранить средства бытовой химии предпочтительнее в туалетной комнате или на лоджии;

средства бытовой химии подлежат обязательному уничтожению, если прошёл срок их годности, указанный на этикетке, или этикетка с названием препарата и указаниями по его применению утрачена, испорчена;

использовать любые препараты бытовой химии необходимо только так, как это написано в инструкции;

после окончания работы ложку и воронку тщательно вымыть и всё убрать в определённые места хранения;

нельзя хранить пищевые продукты в таре, освободившейся от бытовой химии;

аэрозольные баллоны нельзя хранить возле газовых и электрических плит и других источников тепла, нельзя работать с ними при включённых газовых горелках. Не пытайтесь вскрывать даже использованный баллон.

Меры безопасности при работе с инструментами

На рабочем месте режущие и колющие предметы располагайте на видном месте.

Рабочее место перед работой освободите от всех посторонних и ненужных предметов и инструментов.

Обрабатываемый предмет надёжно закрепите в тисках или в каком-либо другом зажимном приспособлении.

Режущие поверхности и острые кромки инструментов должны быть направлены в сторону, противоположную телу.

Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, держите на достаточном удалении от режущих кромок.

При работе положение тела должно быть устойчивым.

При работе режущим инструментом, имеющим электрический привод (электродрели, электропилы), необходимо соблюдать повышенную осторожность с учётом скорости вращения деталей. Пользуйтесь диэлектрическим ковриком и специальными защитными очками.

При работе с режущим электроинструментом одежда должна быть такой, чтобы исключить попадание частей одежды в кромку или на движущиеся части инструмента.

Инструмент следует включать только после того, как полностью подготовите рабочее место и займёте устойчивое положение.

После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.

Порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях

Единый номер пожарной охраны и спасателей – 112 или 01. Милиция – 02. Скорая медицинская помощь – 03. Аварийная газовая служба – 04.

Для вызова спасательных служб по телефону необходимо: набрать номер спасательной службы; коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы; сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код); назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передаётся вызов; записать фамилию дежурного, принявшего ваш вызов.

Различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают пользование водой, электричеством и газом, при неправильной эксплуатации представляют серьёзную опасность для жизни и здоровья человека. Поэтому при использовании их надо соблюдать осторожность и выполнять определённые правила безопасности.

Если опасная ситуация в быту возникла, нужно знать, как уменьшить её вредные последствия.

Необходимо соблюдать осторожность при использовании средств бытовой химии.

Существуют правила безопасности при работе режущими инструментами, которые важно знать и соблюдать.

Первичный контроль знаний и закрепление материала.

Каковы, на ваш взгляд, наиболее опасные места в вашей школе с точки зрения возможности получения травмы?

Чем опасен бытовой газ? Какие меры безопасного пользования им вы знаете?

Какие препараты бытовой химии вы используете в быту? Какие меры безопасного обращения с ними необходимо соблюдать?

Какой установлен порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях?

Окончание урока. Рефлексия.

Самооценка учащихся, оценка работы учителем, выставление и комментирование оценок.

Читайте также: