Детство толстой конспект урока 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Как вы думаете, ребята, о ком эти слова были сказаны ? (Дети высказывают предположения). Да, конечно, о Льве Николаевиче Толстом, писателе мировой величины. Что-нибудь о нём помните?

2) Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а вам интересно узнать, почему в 23 года Л.Толстой решил писать о детстве, а не о молодости? Каким было детство великого гения? (Дети высказывают своё мнение).

3) Осознание и формулирование проблемы:

- Ребята, кто мечтает поскорее вырасти?

- А кто хочет быть вечным ребёнком?

Все мечтают поскорее вырасти. А для чего тогда детство и нам, и Льву Николаевичу Толстому?

Давайте попробуем сформулировать вопросы, на которые хотим получить ответы в ходе нашего урока. Это и станет целью нашего урока.

Почему Л.Н. Толстой решил писать о детстве?

Каким было детство великого писателя?

Роль матери в формировании личности писателя?

Какова роль детства в жизни человека?

Как показывает Л. Н. Толстой формирование характера главного героя ?

Стадия содержания.

Построение знаний.

2) Сбор информации:

1. Эвристическая беседа.

- Какова роль детства в жизни каждого человека? Для чего нам детство?

Детство – очень ценное и важное время в жизни человека : Во – первых, это самое счастливое и беззаботное время. Во – вторых, тебя окружает искренняя любовь и забота самых близких и родных людей. В – третьих, в детстве формируется характер человека

- Как происходит становление характера ребенка? Кто влияет на этот процесс? ( Дети высказывают своё мнение). Слайд 9.

2. Рассказ учителя. Действительно, основную роль в формировании характера человека играет семья, родители, атмосфера, в которой он растёт.

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году. Воспитательницей детей после смерти родителей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.(10)
С 1841 года дети жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. Дом, где рос маленький Лёвушка, не сохранился. Но попытаемся представить, как выглядела детская (слайд 11). Туристы со всего мира посещают его Яснополянский дом. Он более позднего времени строительства (слайд 12), так выглядит одна из комнат (слайд 13).

Рассказ ученицы . На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему не было и двух лет.

Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образованна, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Сама писала (слайд 15, 16).

Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери. В повести Л. Толстого мама главного героя умирает, когда ему исполнилось 10 лет. Вероятно, потеряв мать в раннем возрасте, хотя бы в художественном произведении попытался продлить её дни, воскресить её образ.

Давайте послушаем, какой предстаёт маман в повести.

Какой он её видит? ( Чтение наизусть отрывков из повести подготовленными учениками)

У Толстого - писателя есть свой секрет и своя тайна, которую мы с вами начнём разгадывать. Обратите внимание: какая форма речи используется? (Монолог).

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя.

6 группа: о чём думает Николенька, что его волнует, заботит, из-за кого он переживает? ( ( О Карле Иваныче, о родителях )

-Какой представляется матушка Николеньке?

- Отчего лицо матери становилось удивительно прекрасным?

- Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то почему?

-Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?

- О чём говорят эти слова?

- Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?

Вывод: Образ матушки.

С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам. (Фрагмент фильма)

Нежность натуры матери проявляется и в ее отношениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя. (Слайд Лев Толстой )

Образ Николеньки Иртеньева .

Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.

- Ребята, а вы всегда критически оцениваете свои поступки. Были ли поступки, за которые вы себя осуждаете? (Учащиеся вспоминают случаи из своей жизни). Таким образом, большую, если не основную роль, в формировании личности играет самовоспитание (вернуться к слайду 9). Об этом забывать не стоит. (У Л.Н.Толстого из 90 томов собраний сочинений 13 томов составляют дневники. Читая их, мы видим, как Л.Н.Толстой постоянно, в течение всей своей жизни, работал над собой. Последняя запись сделана за 4 дня до смерти).

Стадия рефлексии. О чём мы говорили сегодня? (О роли детства в жизни человека. Представили, каким было детство самого Л.Н.Толстого, ведь повесть носит автобиографический характер. Поняли, какую роль в жизни Л.Н.Толстого играла мать. Как показывает Толстой формирование личности? Кто влияет на формирование личности ребёнка? Познакомились с главным героем и его учителем.).

Цели и задачи: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Л.Н.Толстого, раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать нравственные проблемы, поставленные автором.

Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии (портрет на доске или слайд). Лев Толстой – потомок двух старых дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских. Он состоял в родстве с Пушкиными, Трубецкими, Голицыными.

Эта мысль – уважение к человеку, пусть даже самому маленькому, является главной для повести, которую мы сегодня рассмотрим.

2. Объяснение нового материала

Учителем Николеньки и его брата Володи был Карл Иванович Мауер, немец. Давайте познакомимся с ним поближе.

– Как отнесся Карл Иванович к известию об отъезде ребят?
– Что он сказал дяде Николаю?
– В чем выразилось негодование учителя на уроке?
– Какое предложение продиктовал он ребятам?
– Как мальчики отнеслись к разлуке с учителем?

Учитель: А сейчас давайте узнаем, чем закончилось это приключение.

– Что мы можем сказать о Карле Ивановиче, используя эти отрывки?
– Каким он вам кажется?
– За какие качества его можно любить и уважать?
– Хотели бы иметь такого учителя?

4. Подведение итогов

Что хотел нам сказать Толстой, создавая образ Карла Ивановича? Что было для него главным? (Доброта, искренность, любовь к детям, привязанность, но самое главное – уважение. Только так можно воспитать личность ).

5. Домашнее задание

Цели и задачи: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, раскрыть образ Натальи Савишны, показать его место в повести и в жизни главного героя.

В яснополянском доме, если подняться по лестнице на второй этаж, вот уже более двухсот лет стоят в футляре часы красного дерева с башенкой (репродукция или слайд). Они показывают не только часы, минуты и секунды, но и числа месяца. Еще в 18 столетии их завел у себя дед Толстого Николай Сергеевич Волконский. Для Толстого с детства привычен был их красивый бой.

Часы били восемь, а он был уже одет в свою черную или – в жару – светлую парусиновую блузу, подпоясанную ремешком, проверял, сунул ли в карман записную книжку, и через кабинет, гостиную, залу выходил к лестнице, ведущей вниз. Стараясь не шуметь и не скрипеть половицами, чтобы не разбудить домашних и гостей, Толстой спускался по лестнице и выходил на улицу.(1)

2. Объяснение нового материала

Такое уважительное отношение к простым людям было не только у Толстого в Ясной Поляне, но и в лучших дворянских семьях. По отношению к дворовым и крепостным часто судили о человеке, составляли мнение о нем.

Почему именно Наталью Савишну выделяет Николенька среди всех дворовых? (Учащиеся отмечают любовь, доброту, большое и верное сердце, неподдельную искренность – на похоронах матери героев одна Наталья Савишна плачет искренне, все остальные «играют горе).

Вопросы классу: 1) Что мы узнали о жизни русского дворянства из повести Л.Н.Толстого? 2) Чему учит Толстой?

4. Обобщение учителя. Подведение итогов

В образе Натальи Савишны сосредоточена моральная сила, противопоставленная светскому образу жизни, духовному одиночеству.

почувств овал и не изобразил в сю прелесть и поэз ию детств а.

Учитель . Тема детства – сквозная тема в литерату ре и других видах

искусства. Вспомним стихотв орение Ивана Бунина с таким названием .

Давайте познакоми мся ещё с одним стихотворением, в котором зву чит эта

2. Обучающийся Чтение наизусть стихотворения Лермонтова «Ребёнка

Учитель. Встречае тся ли эта тема или мотив в из образител ьном искусстве ?

3. Презентация репродукций картин извест ных художников, в которых

Учитель. Из чего со стоит мир детств а? Символ ы д етства: уютный дом,

сам ребёнок с его тайной детс кого восприятия жизн и, атмосфера в доме ,

критика А. Поповкина о том, что Толст ой изумительно пе редает эти детские

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе анализа текста проследить специфику скрытых мыслей Николеньки.

Актуализировать знания о субъектной организации повести.

Учебная ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Чтение письменных работ

Скажите, случалось ли вам когда-нибудь скрывать свои мысли от взрослых? Было ли сокрытие этих мыслей обманом? (ИЛИ: Все ли мысли, сокрытые от взрослых, являются обманом?)

(Нет, не все. Мы не всегда делимся своими соображениями с другими людьми – такие мысли просто не нуждаются в озвучивании.)

Как вы думаете, почему Николенька к именинам бабушки решил написать стихи? Найдите объяснение в тексте.

(Карла Ивановича.)

Давайте зачитаем строки, написанные им. Нравятся ли они вам? Какую реакцию они вызывают у Николеньки?

Что в своем сочинении не устраивало Николеньку? (Сравнение любви к бабушке с любовью к матери.)

Тогда что же представляет собой эта цитата? (Это мысли Николеньки.)

Таким образом, это мысли, сокрытые от взора взрослых.

А как вы объясните поведение Николеньки с горничной (С. 77.) Найдите объяснение в тексте.

Какие чувства овладели Карлом Ивановичем, Николенькой и Володей, когда они шли поздравлять бабушку? (Все они заготовили приветственное слово, каждый хотел ее поразить; все очень тщательно оделись; напомаженные волосы.)

Все ли вышло так, как они задумали?

Как вы думаете, почему Николенька испытал приступ застенчивости?

Как последние строки характеризуют героя?

Только что мы подробно говорили о стихотворении, написанном Николенькой ради бабушкиных именин.

А с каким чувством повествователь вспоминает волнения прошлого?

(У взрослого человека эти сомнения вызывают лишь улыбку и некую грусть: теперь другие заботы. Мысли Николеньки, скрытые от взрослых, характеризуют его как человека, который еще довольно маленьким очень требовательно относился к себе.)

Отличается ли эта глава по настроению, по основному тону от предыдущей?

Эта глава начинается с портрета Княгини Корнаковой. Давайте зачитаем. Какая его деталь обращает на себя внимание?

(Глаза.) Учитывая это, что можно о ней сказать? (Неестественность, неискренность.)

Как бабушка относится к княгине? В чем проявляется ее недовольство?

(Мимика, ее ответы на русском языке.)

А почему Николеньке сделалось неловко?

Как Николенька относится к княгине? (Плохо.) Почему он считает, что она не права? (Мать.)

А как бабушка оценивает мысли княжны?

На какие мысли навело Николеньку упоминание о вихрах? (На мысли о своей внешности.)

Как вы думаете, почему Николенька красоту предпочитает уму и доброте? Согласны ли вы с ним?

Воспоминания прошлой главы вызывают у автора чувство умиления. А как повествователь относится к этим случаям?

Мысли Николеньки говорят нам о том, что он очень многое если не понимал, то чувствовал в свои одиннадцать лет. Стремление к искренности, естественности, справедливости, любви было заложено в нем с рождения.)

В следующей главе мы знакомимся с еще одним персонажем – князем Иваном Ивановичем.

Чем показался вам интересен портрет князя?

Что вы можете сказать об образовании князя?

Почему он был врагом всякой оригинальности?

Как бабушка относилась к князю?

Представьте, что вы – Николенька, только что подслушавший разговор. Передайте ход его мыслей. (О чем бы вы думали в этот момент?)

Итак, по большому счету, в этой главе Николенька узнает отца с другой стороны. Папа оказывается на самом деле не таким уж близким человеком, как это представлялось прежде.

Взрослые не знают, что происходит в душе Николеньки. Для них он – маленький. Они и не подозревают, что доступно его сознанию.

Тем временем в душе главного героя и в душе каждого из нас происходит непрерывная работа; ее главная цель – понять мир, в котором мы живем. События внешнего мира и свои поступки Николенька (как и каждый из нас) бесконечно анализирует, исследует, оценивает. Это и сеть, мысли, которые сокрыты от взора других людей.

Все это – мысли, которыми Николенька ни с кем не делится.

Передача мыслей героя, самоанализ их, связаны с таким понятием, как психологизм.

Перечитать главы 26, 27, 28.

Написать на чистовик творческую работу: воспоминание о своем детстве (о каком-то запомнившимся поступке или событии).

Читайте также: