Пермогорская роспись птица сирин конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить особенности и истории пермогорской росписи.

Задачи урока:
-Иметь представление о пермогорской росписи. Сравнивать произведения пермогорских мастеров.
-Работать черной гелиевой ручкой, выполняя узор пермогорской росписи птицу Сирин.

Планируемые результаты изучения темы
Предметные:
- формирование навыков рисования гелиевой чёрной рукой;
Метапредметные:
Познавательные УУД
-иметь представление о пермогорской росписи; сравнивать произведения мастеров расписывающих прялки пермогорской росписью.
Регулятивные УУД
- определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий;
-вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способы действия в случае расхождения с образцом;

Коммуникативные УУД
-формировать умения слушать, принимать участие в диалоге, объяснять свои действия;
Личностные:
-формировать положительную мотивацию к учебе;

-формировать умение ценить окружающую природу.

Конспект урока по ИЗО на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г. Выборга Конспект урока ИЗО Учитель начальных классов Сачивко Лариса Ивановна Выборг 2017г. Класс Тема: Пермогорская красота. Приёмы рисования птицы­Сирин. Цель: знакомство с историей развития промысла, с приёмами рисования основных элементов сказочной птицы Сирин. Предметные: дать представление о северной птице­Сирин, как об обереге, как о птице несущей добро, счастье в дом. ­дать представление об истории народного промысла, ­ научить рисовать основные элементы пермогорской росписи. УУД. Личностные: формировать восприятие красоты русского народного искусства. Коммуникативные: вести диалог с учителем, отвечать на простые и сложные вопросы учителя. Познавательные: познакомиться с историей птицы –Сирин, на каких предметах её могут изображать. Регультивные: планировать и оценивать свою деятельность на уроке. Ход урока. 1 Выставка. Впечатление. Определение темы. Рассмотрите картинке на слайде, что их объединяет ? (На них изображены птицы) В чем отличие? (Несколько фотографий настоящих птиц и изображения необычных птиц.) Нравиться ли вам эти изображения? Как вы думаете, что мы сегодня будем учиться рисовать на уроке? (Птиц) Сегодня мы узнаем о северной птице – Сирин, и о том, как её можно нарисовать. 2 Новая информация Птица – сирин – один из самых любимых образов декоративно прикладного искусства. В старые времена появились легенды и сказки, которые привезли купцы. Сирин была наделена сильным голосом, который сводил людей с ума. Посмотрите на слайд и, скажите, какими цветами изображена птица Сирин? (Яркими: желтыми, красными, оранжевыми, зелёными) Как расположена её голова? (Лицом к нам, или слегка в сторону) На что похожа корона на её голове? (На лепестки роз) Какое у неё туловище?(Туловище изображено с помощью узора из волнистых линий, похоже на чешуйки ) На что похожи её крылья? (На длинные листья) Как изображен хвост? (Хвост состоит из трех частей, также похожий на листья) Какие у него ноги? (Ноги как у птицы) Что ещё изображено на картине помимо самой птицы? (Цветы вокруг, узор) Опишите как выглядит узор ? (Треугольники, расположенные углом вниз и вверх, на тех, которые смотрят вниз, есть кружочки) Изначально птиц изображали на прялках, вот из чего состоит прялка: лопасть, стояк, серьга, донце, маковка. Смотря на слайд, скажите, на каких предметах она может быть изображена? (тарелка для хлеба, настенное панно, коврик, доска для резки) В стиле Пермогорской росписи украшали и коробочки, и домики для птиц, различные сувениры. 3) Показ нового приема. Репродуктивная проба. Сейчас мы попробуем нарисовать элементы, из которых состоит птица Сирин. 1. Элементы рамки, 2 трилистник , 3) Чудо тюльпан, 4) круговой орнамент Посмотрите, как делаю узоры я. Нарисуйте на маленьком листочке так же. Посмотрите, как поэтапно рисовать птицу. Посмотрите, какие виды птиц есть. 4) Творческая работа Вам нужно нарисовать птицу Сирин, вокруг добавить необходимые детали: цветы, узоры. Работа должна быть выполнена аккуратно, с творческим подходом, с правильно использованными цветами краски. 5) Итоги. Оценивание

Конспект урока по ИЗО на тему "Пермогорская роспись. Птица Сирин" (4 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО на тему

Конспект урока по ИЗО на тему "Пермогорская роспись. Птица Сирин" (4 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО на тему

Конспект урока по ИЗО на тему "Пермогорская роспись. Птица Сирин" (4 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО на тему

Конспект урока по ИЗО на тему "Пермогорская роспись. Птица Сирин" (4 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО на тему

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Предварительная работа: Беседа и рассматривание изделий пермогорских мастеров. Учить выделять главный элемент – трёхлопастной лист. Познакомить с историей промысла, с названием домашней утвари. Упражнять в рисовании трёхлопастного листа по схеме.

Цель: Вызвать у детей чувство восхищения и любования пермогорской росписью; познакомить с историей промысла, с мастерами, со средствами выразительности, характерными для этой росписи, с названиями и назначением старинной домашней утвари, украшенной пермогорской росписью. Учить рисовать один из основных элементов, равномерно заполнять контур краской, рассовать концом кисти, держа её вертикально, обводить элемент тонкой линией. Развивать точность движений руки, уверенность в своих силах.

Закрепление ЗУН: Закреплять умения рисовать трехлопастной лист концом кисти, обводить элемент тонкой линией.

Рассматривание предметов и изделий пермогорских мастеров, элементов росписи.


Предварительная работа: Беседа с детьми о птице пермогорцев – Сирин, познакомить с легендой. Упражнять в составлении птицы из отдельных частей, соблюдая цветовую гамму.

Цель: Познакомить детей с легендой о птице Сирин, с приёмами рисования птицы, цветосочетаниями, используемые мастерами пермогорской росписи в рисовании птицы Сирин. Учить равномерно наносить краски в определённой последовательности: жёлтая, зелёная, красная, упражнять в рисовании концом кисти.

Закрепление ЗУН: Закреплять умение рисовать птицу в определённой последовательности, равномерно закрашивая её.

Рассматривание изделий из дерева, расписанных пермогорской росписью.

Рассказ о мастерах.


Цель: Познакомить детей с дополнительными элементами – бордюрами, показать их значение в росписи; познакомить с различными видами геометрического орнамента в росписи.

Закрепление ЗУН: Закреплять умения рисовать новый элемент – бордюры. Учить закрашивать их в определённой последовательности, чередуя по цвету.

Стихи о родном крае.

Рассматривание предметов и элементов пермогорской росписи.

Чередующие по цвету треугольники.


Цель: Учить детей составлять композицию, показать разные варианты: на круге, прямоугольнике, полосе, встречающиеся у мастеров пермогорской росписи, равномерно заполнять краской всю ком позицию; совершенствовать умение работать кистью.

Закрепление ЗУН: Закреплять умение составлять сюжетную композицию, совершенствовать технику рисования. Чтение стихотворения про птицу Сирин.

Рассматривание птицы на изделиях.

Притча про сиротинку – Марьюшку.


Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с предметами домашней утвари – набирухи, прялки, колыбели. Упражнять в составлении узора на разных формах.

Цель: Продолжать знакомить детей с домашней крестьянской утварью, расписанной пермогорской росписью; рассказать об использовании домашней утвари в хозяйстве. Учить внимательно рассматривать предмет, выделять отдельные элементы, рассказывать о средствах выразительности; познакомить с традициями построения узора.

Закрепление ЗУН: Закреплять навыки построения пермогорского узора, упражнять в рисовании основных элементов.

Рассказ воспитателя о росписи, мастерах, элементах росписи.

Рассматривание предметов, иллюстраций с пермогорской росписью.

Планирование НОД по рисованию в подготовительной группе Последний год перед школой – очень важный период в жизни дошкольника. И от того, как пройдёт этот год, во многом зависит успешность дальнейшего.


Задачи:

- обучающие: осваивать технологию исполнения пермогорской росписи на плоском изделии (разделочная доска), формировать интерес к народному искусству в процессе знакомства с Северодвинской росписью.

- развивающие: развивать навыки кистевого письма на примере росписи пермогорских мастеров, развивать у детей художественный вкус, глазомер, координацию рук.

- воспитывающие: воспитывать уважение к труду народного мастера, к народным традициям, умение работать в коллективе, аккуратность и трудолюбие.

- иллюстрационный материал (книги, фотоальбомы, изделия с росписью и поделки детей)

Конспект занятия.

I. Организационный момент.

1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна. Мне очень приятно провести для вас занятие. Сегодня мы продолжим знакомство с традиционными народными росписями. Вы уже знакомы с росписью Северного Поволжья - городецкой (1).Вспомните пожайлуста основные элементы городецкой росписи (точка, штрих, сетка, спираль, капелька).

А сегодня я познакомлю вас с искусством Русского Севера с Пермогорской росписью.(2). Вначале я расскажу вам немного истории, затем прорисуем основные элементы этой росписи и приступим к выполнению основного задания композиция по мотивам пермогорской росписи с образом птицы сирина в центре.

Немного истории.

Пермогорье относится к ряду северодвинских росписей. Названы они по местам своего появления - городам и деревням на Северной Двине. Пермогорье получило свое название от пристани "Пермогорье" ("первые по высоте горы") на самом высоком берегу Двины. Распространена роспись была в деревнях Мокрой Едомы (Большой Березник, Грединская, Черепаново и других). В народе известны династии мастеров, на протяжении веков работающих в пермогорском стиле.

Цвета пермогорской росписи.

Основные цвета Пермогорья: кирпичный (красный), охра (желтый) и зеленый, иногда использовался синий кобальт. Цвет фона белый или натуральное дерево. Оживка (обводка или контур) выполняется черным. В более ранних работах цвета темные, насыщенные, позже стали преобладать яркие, светлые тона.

Элементы пермогорской росписи.

Конспект урока по ИЗО для начальных классов на тему Пермогоская роспись

К основным элементам росписи относятся: трилистник (трехлопастный цветок), цветочки, ягодки. На "волну" (волнистую линию или "кривуль") нанизываются трилистники, ягодки, листики. Пустые места заполняют как бы висящими в воздухе цветами и ягодами. Часто изображают птиц, людей, домашних животных. Низ доски, прялки, шкатулки или сита украшают орнаментом.

Основные мотивы пермогорской росписи.

Основным узором росписи является растительный. Символом благополучия, счастья является дерево, которое изображается в виде двух веток, растущих из земли, с "нанизанными" на них трилистниками. В ветвях обязательно располагались птицы. Очень часты изображения мифической птицы Сирин - символа счастья. Птица изображается в поясе из геометрического орнамента ("медальон"). Вообще ранее эта птица считалась символом темного начала, которому противостояла птица Гамаюн как символ добра. Эти птицы изображались вместе. Позже птица Сирин стала изображаться отдельно.

Помимо растительных узоров очень популярны сцены из жизни. На прялках можно найти изображения девушек-прях за работой, сцен выезда (катания на лошадях), чаепития. Рядом с хозяевами в сценах чаепития нередко изображали кошку- символ домашнего уюта.

Сцены на прялках изображались одна под другой обычно в два-три яруса: сначала "супрядки" (посиделки) девушки-пряхи сидели под окошечками, выкрашенными традиционно в желтый и зеленый цвета в шахматном порядке; затем чаепитие и сцена выезда. Над верхним ярусом шатром обязательно изображалась крыша, а на крыше- птицы или другие животные: мифические Сирин, лев, грифон или единорог. Если же прялка расписывалась в два яруса, то верхний (больший ярус) занимало изображение птицы Сирин, а нижний - любая другая сцена.

А сейчас мы просмотрим небольшой ролик про пермогорскую роспись.

А теперь попробуем сами стать мастерами северной Двины и немного порисуем.

Сначала выполним мини- упражнение основных мотивов росписи. В помощь вам предлагаются карточки.

Основной растительный мотив - трилистник – образ цветка, проклюнувшегося зерна. Лепестки его мягкие, элемент может быть несимметричен. Молодцы. Спервым заданием справились.

Давайте отдохнем, сделаем упражнение для глаз. Не поворачивая головы, посмотрите вверх вниз в право в лево и так 3 -4 раза, а теперь с закрытыми глазами тоже самое. Теперь по кругу и в обратную сторону. А теперь закройте глаза расслабьтесь и посидите так несколько секунд.

Сейчас приступим к выполнению практической части основного задания - композиции по мотивам пермогорской росписи с образом птицы сирин в центре.

Посадка учащихся на занятии: подвиньте стул ближе к столу, сядьте прямо. Волосы аккуратно заколоты.

Не забывайте о порядке на вашем рабочем месте.

Приготовим карандаши,кисти, краски воду.

Если кому-то понадобится помощь -обращайтесь.

Давайте вспомним элементы росписи:

бордюры-ленточки из треугольников, ромбов, дуг с капельками;

округлые листочки и ягодки; трилистники; древо; тюльпановидные цветы, возможно розетты.

Цвет: желтый; красный; зеленый; контур, оживка – черный.

Приступаем к созданию эскиза росписи с ленточными орнаментами и растительными мотивами. Намечаем композицию карандашом, раскрашивать начинаем так же с жёлтой краски, потом вводятся красные и зелёные элементы. После просыхания краски обводим маркером. Необходимо сделать напоминание детям, что нужно попытаться скопировать образцы элементов росписи, так как мы учимся сегодня у пермогорских мастеров.

Уборка рабочего места

После выполнения рисунка небольшая выставка и оценивание работ. Итересно вам было на занятии.С какими трудностями столкнулись. Что понравилось, а что - нет.

Читайте также: