Конспект урока топографический план и топографическая карта 6 класс летягин

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 891 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Открытый урок Топографический план и топографическая карта.docx

Астапова Ольга Владимировна

Урок_9. Топографический план и топографическая карта.

Планируемы результаты:

личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности;

метапредметные: формирование умений работать с различными картографическими источниками – формирование информационной компетентности;

формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков

Оборудование: учебник (Летягин А.А. География 6 класс) , карты разных масштабов, раздаточные карточки с заданиями

Организационный момент (1-2 мин)

Изучение нового материала (35 мин)

Постановка проблемной ситуации

- Начертите план пришкольного участка на обычном формате бумаги. ( испытывают затруднения )

- Как вы это сделаете? ( учащиеся предлагают варианты ).

- Почему не можете?

- Давайте вспомним, что такое топографический план?

Топографический план - это изображение небольших участков земной поверхности в масштабе с помощью условных знаков.

(выделить слова, которые еще не изучили)

Сообща приходим к выводу о масштабе и условных знаках.

СЛАЙД 2 (изображение топографического плана и топографической карты)

- Чем отличаются эти два изображения? (испытывают затруднения)

Через нее учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.

Цель урока: - познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.

- научится читать карту и использовать масштаб для определения расстояний

Масштаб

Задание 1. Работа с определениями по тексту учебника (§ 9, стр.50)

Что такое масштаб? Для чего он нужен? (СЛАЙД 4) Масштаб – (нем. mab – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

- Что показывает масштаб?

На какие группы делятся карты по масштабу? (СЛАЙД 4).

крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.

Карты в зависимости от масштабов условно подразделяют на следующие типы:

топографические планы — до 1:5 000 включительно;

крупномасштабные топографические карты — от 1:10 000 до 1:100 000;

среднемасштабные топографические карты — от 1:200 000 до 1:1 000 000;

мелкомасштабные топографические карты — менее 1:1 000 000.

Рассматриваем рис. 24 на стр. 51.

- Как изменяется изображение земной поверхности в зависимости от масштаба?

- Какой можно сделать из этого вывод?

В чем отличие топографической карты от топографического плана? (СЛАЙД 5) Возвращаемся к первому слайду.

Какие способы записи масштаба бывают? (СЛАЙД 6) ( Виды масштаба: численный, именованный, линейный)

- Каким видом масштаба удобнее пользоваться для определения расстояний между объектами на карте или плане? ( именованный )

- С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54)

Как перевести значение одного вида масштаба в другой? ( правила перевода , формулируем вместе с учащимися) ( СЛАЙД 7)

Первичное закрепление

Путешествие в Масштабию (6-7 минут) (Приложение 2)

Обязательным для выполнения 4 задания, 5,6 задания для более продвинутых учеников.

СЛАЙД 8 – Эталон выполнения работы (3-4 мин)

Физкультминутка (1 МИН) СЛАЙД 9

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Условные знаки (15 мин)

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.

Работа в группах! (3 мин)

Выполнение задания на определение условных знаков (Приложение 3)

СЛАЙД 10 (Эталон выполнения работы)

- Кто справился полностью с заданием?

- У кого были затруднения?

Без знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то топографических знаков более 150 !

Требования к условным знакам: 1) простота;

2) непохожесть друг на друга;

3) знаки напоминают сами предметы.

Знакомство с условными знаками.

Работа с учебником (стр. 55, форзац учебника) и картой в атласе (5 мин).

- На какие группы делятся условные знаки? ( Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, растительный покров и т.д .) (СЛАЙД 11)

- Как различаются условные знаки по внешним признакам? ( Конфигурация, цвет, геометрические свойства и т.д.)

- Что называют азбукой карты? ( легенда) (СЛАЙД 12)

- Как делятся условные знаки по геометрическим свойствам и назначению? ( масштабные, внемасштабные, пояснительные ) (СЛАЙД 13)

Задание на закрепление знаний (5 мин)

Распределите условные знаки (рис. 28 стр. 55) по группам.

Самооценка по шаблону (СЛАЙД 14)

Рефлексия. (2 мин.)

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (раздается каждому ученику)

Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы усвоили сегодняшнюю тему

Домашнее задание. (2 мин)

Составить маршрут с использованием направлений, азимута, масштаба и условных знаков.

Оформить задание на отдельном листе.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложение 1

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

Что такое масштаб? Для чего он нужен?

____________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

На какие группы делятся карты по масштабу?

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

В чем отличие топографической карты от топографического плана?

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

Какие способы записи масштаба бывают?

Приложение 2

Путешествие в страну Масштабию.

1 этап

Перевести именованный масштаб в численный:

В 1 см – 10 км в 1 см – 200 м

2 этап

Перевести численный масштаб в именованный:

1 : 750 000 1 : 100 000

3 этап

Учащиеся прошли на север 2000 м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

4 этап

Какой масштаб крупнее: 1 : 700 000 или 1 : 200 000

5 этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1 : 35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

6 этап

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 10 см.

Приложение 3

Задание для работы с условными знаками.

Замени выделенные слова условными обозначениями.

Содействовать формированию представления о способах изображения поверхности Земли и их отличиях.

- познакомить учащихся с видами изображения земной поверхности

- создать условия для выявления основных различий между планами местности и географическими картами

- совершенствовать умение работать с географическими картами и планами местности;

- продолжить формирование картографической грамотности;

- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,

- воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре

изучение нового материала

  1. рисунок, фотография, аэрофотоснимок
  2. глобус – модель Земли
  3. топографический план и карта

- понимание значимости знаний о способах изображения земной поверхности для практической жизни людей;

- осознание необходимости понимать и читать карту

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;

-развитие интеллектуальных способностей

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, ставить цели;

выполнять учебные действия в соответствие с заданием;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение работать индивидуально и в паре

- умение работать с картой (развитие картографической грамотности);

- умение выявлять черты сходства и различия между разными видами изображений Земли;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, парная, индивидуальная

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова Александра ТрифоновичаТвардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов у берегов Африки капитан спрятал клад и даны задания - подсказки. Они в нашем сундучке. А отыскать клад смогут ребята отважные, любознательные и внимательные. Я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и наше путешествие будет немного сказочным. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля 3 каюты, располагайтесь удобнее.

В плаванье отправимся мы, дети,

Вот на этом сказочном корвете.

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

2. Проблемная ситуация.

Мотивация на решение проблемы.

Организация определения темы урока.

Наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и… наш сундучок падает и раскрывается, напоминая нам о подсказках!

Итак, подсказка первая: … прочитай пожалуйста всем громко и четко, что в ней написано.

—Рассказывая о тех местах, где побывали, что мы показываем друзьям?

(Отправляясь в поход или на экскурсию, люди часто берут с собой фотоаппарат или камеру) Фотографии.

На корабле возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, а он называется берег Изображения.

Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей накопилось много вопросов, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем им разобраться. Юнги, за работу!

— Чем рисунок отличается от фотографии? А слайд вам в этом поможет.

На слайде появилось новое изображение. Скажите, как оно выполнено? Обратите внимание географические объекты на аэрофотоснимке имеют непривычный для нас вид, но дают подробное изображение всех деталей местности.

Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть с юга Африку и проплыть мимо мыса Доброй Надежды. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях.

Цель урока: Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться?

Мотивация. Нужно ли уметь разбираться в изображениях земной поверхности? Где вам это может пригодиться?

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

(Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний).

Ребята высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику.

Учатся принимать совместные решения.

Проверка работы в парах — Слайды

Давайте вместе попробуем дать определение:

Глобус — объемная, уменьшенная модель Земли.

А чем глобус отличается от аэрофотоснимка?

Молодцы! Благодаря вашим знаниям мы освободились из плена пиратов.

Откройте, пожалуйста, учебник стр. 42, о каких еще видах изображения он нам говорит?

— топокрафическая карта, план местности.

Представьте ситуацию — гость вашего города остановил вас на улице и спросил, как пройти к центру города. Причем этот человек хочет пройтись пешком и полюбоваться красотой города. Как вы поможете ему?

— Таким образом, еще один из способов изображения земной поверхности — это чертеж и топографический план.

— Они появились очень давно.

— Один из примеров план, которому уже больше 300 лет, и, конечно же, современные топографические планы. Смотрим слайды.

— Откройте, пожалуйста, форзац учебника. Какие виды изображений земной поверхности вы видите? (рисунок, аэрофотоснимок, топографический план)

— Что мы можем узнать, читая, топографический план, но не увидеть на аэрофотосъемке? (название реки, населенного пункта, направление течения реки).

— Какие реки протекают в окрестностях музея-заповедника?

— Как называется река, изображенная на аэрофотоснимке?

— Как вы об этом узнали?

— Можно ли узнать её направление и скорость течения? Как?

— Как называются населённые пункты, расположенные на берегах рек? В каких из них есть церковь? Можно ли определить количество домов?

— Можно ли определить типы растительности в окрестностях музея (лес, кустарник, луг)

— Какие из них дают наиболее полную информацию об изображенных на них объектах? Почему?

А у нас в сундучке очередное задание:

Физминутка (динамическая пауза)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

О, наш юнга увидел другой корабль, плывущий нам навстречу. Они подают сигналы СОС. Нужно помочь, да юнги? Оказалось, что они сбились с пути следования и не могут понять в какую сторону же им плыть. Для того чтобы помочь матросам необходимо выполнить следующее задание. (Создание продукта)

На слайде нам дана подсказка. Вместе проговорим , а потом проверим.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность. ( Оценка результатов деятельности )

Никто на свете не может предсказать, за каким поворотом жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вами в желудке неизвестной рыбы была найдена бутылка с таинственной запиской. Юнги это какое-то послание. В ней написано следующее:

А для этого откройте на стр. 43. Прочитайте вопросы плана и скажите что вам необходимо сделать? (заполнить таблицу)

А сейчас распределим роли: первый ряд – художники, второй – фотографы, а третий – топографы. Ваша задача: ответить на вопросы плана на стр.43, а затем мы рассмотрим чье изображение лучше. У вас 2 мин.

— Найдите черты сходства и различия между всеми видами изображений земной поверхности.

Ребята! В начале урока мы с вами поставили цели урока. Напомните, чему мы сегодня должны были научиться? Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей.

IV этап. Диагностика качества освоения темы.

Мы практически у цели. Теперь мы можем найти клад. Но нам нужно к нему причалить. Итак, нас ждет последнее испытание.

1. Перечисли виды изображения земной поверхности.

2. Фотографии, полученные с помощью аэросъемки – это …

2. Самый древний способ изображения местности – это …

Время вышло! Поменяйтесь с соседом по парте своими карточка и используя ответы на слайде проверьте. У вас 1 мин.

Взаимопроверка выполненной работы. На слайде появляются ответы.

Итак, сокровища в ваших руках. Конечно же, это знания. Пусть это пока только маленькая песчинка тех сокровищ, которые дает вам география, но ведь впереди у вас целые моря приключений и океаны труда. Все еще впереди.

V этап. Рефлексивная деятельность.

У вас на парте среди методических материалов есть листочек голубого цвета, чтобы вы могли выразить свое отношение к сегодняшнему уроку. Поставьте галочку в прямоугольнике рядом с утверждением, с которым вы согласны. У вас 1 мин.

виды изображений земной поверхности

виды ориентирования на местности

чем отличается аэрофотоснимок от глобуса

различать изображения земной поверхности

работать в паре

Мне было интересно

примерить новую роль

узнавать что-то новое

работать в паре

Собираю в сундучок.

Ваше отношение к сегодняшнему уроке в этом сундучке и чуть позже я его обязательно изусу.

У вас на партах лежат изображения глобусов. Поднимите, пожалуйста, тот, который характеризует ваше настроение.

VI этап. Оценка работы на уроке.

А сейчас мы оценим вашу работу на уроке.

§ 7 изучить, стр.44 задание 4 письменно, перенести в тетрадь таблицу из учебника на стр.43 и заполнить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Изображение земной поверхности" для 5 класса составлен для классов работающих по ФГОС.


Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 .


Виды изображений земной поверхности

Презентация позволяет познакомиться с видами изображений земной поверхности. Может быть использована на уроках географии в 5-6 классах.

Изображение земной поверхности. План местности.

Изучение процесса перехода от объемного изображения земной поверхности к плоскому изображению.

Виды изображения земной поверхности

презентация для проведения урока географии 5 класс ФГОС учебник Лобжанидзе.

Разработка урока "ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ"

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: глобус, карта, план, атлас, географические информационные системы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕИзменение видов изображения земной поверхнос.

С древнейших времен сова — символ мудрости и знаний, проницательности и просвещения. И сегодня на уроке с нами будут наши помощницы.

Топографический план - уменьшенное изображение поверхности Земли, данное в масштабе при помощи условных знаков.

Действительно трудно сейчас ответить на мой вопрос. Что мы видим? На топографическом плане местность изображена подробно и точно. Показаны населённые пункты, дороги, леса и другие объекты. На основе топографических планов составляются карты более мелкого масштаба.

Откройте учебник форзац 1. Какой вид даёт наиболее полную и точную информацию об окрестностях музея - заповедника ?

Если сравнить эти три изображения, то наиболее точную и полную информацию даёт топографический план, потому что по нему можно представить местность со всеми деталями.

Нет. Н картине показана красота средней полосы России, природа которую так любил художник и передал нам соё отношение картине. Аэрофотоснимок уточняет содержание карты и демонстрирует реальное изображение местности.

Мы видим два изображения- аэрофотоснимок и топографический план. Аэрофотоснимок даёт подробное изображение всех деталей местности. Но географические объекты имеют непривычный для нас вид. Топографические карты составляются на основе аэрофотоснимков.

На правом берегу можно увидеть обрыв, луг, ручей начинающийся в болоте и впадающий в реку Нара. Если плыть дальше можно заметить линию электропередач.

На правом более крутом и высоком берегу видны здания, огороды, сады. На левом берегу мы видим заросли кустарника.

- Достаточно ли нам знать условные знаки, чтобы хорошо ориентироваться в топографических планах? Что нам ещё нужно знать и помнить?

Н планах и картах изображают территорию в уменьшенном виде. Чтобы показать размер уменьшения используют масштаб. Из курсов окружающего мира и математики вам известно такое понятие , как масштаб.

На выполнение этих заданий у вас 3мин. Затем мы вместе обсуждаем результаты (10мин.) Для выполнения заданий вы используете учебник п.9, стр.50 Работаем в парах!

- Ни один географический объект невозможно изобразить на топографическом плане в натуральную величину. Чтобы план местности был точным , необходимо все детали уменьшать в одинаковое число раз , т.е. делать изображение в масштабе.

Задание 3. В чем отличие топографической карты от топографического плана? Возвращаемся к чётвёртому слайду.

- С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54) Про линейный масштаб.

Как перевести значение одного вида масштаба в другой? (правила перевода, формулируем вместе с учащимися)

• Если именованный масштаб дан в метрах, то поскольку 1 метре 100 сантиметров, нужно добавить два нуля.

• Если именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров, нужно добавить еще три нуля.

На выполнение этих заданий у вас 4мин. Затем мы вместе обсуждаем результаты (3мин.) сверяем с эталоном выполнения работы.

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений.

Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.

На выполнение этих заданий у вас 4мин. Затем мы вместе обсуждаем результаты (3мин.) сверяем с эталоном выполнения работы.

Без знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то топографических знаков более 150!

- Что называют азбукой карты? (легенда) Легенда помогает читать топографические карты и планы, то есть понимать их содержание.

- Как делятся условные знаки по геометрическим свойствам и назначению? (масштабные, внемасштабные, пояснительные) .

Читайте также: