Южный урал конспект подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Продолжать знакомить детей с историей, культурой и традициями народов Южного Урала, народными играми.

Задачи:

ü Прививать интерес и желание играть в народные подвижные игры;

ü Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа;

ü Развивать память, мышление, внимание.

ü Обогащать и активизировать словарный запас детей ;

ü Совершенствовать связную речь детей.

ü Учить детей проявлять свои творческие способности в процессе подвижных игр, брать на себя роль ведущего.

ü Совершенствовать навыки взаимодействия в коллективе;

ü Воспитывать чувство соперничества и сопереживания, стремления к победе.

ü Развивать физические качества: ловкость, выносливость, равновесие, быстроту движений, быстроту реакции;

ü Совершенствовать у детей умение ориентироваться в пространстве, двигаться по определенному заданному маршруту, меняя его по сигналу педагога.

Обогащение и активизация словаря: южноуральцы, традиции, обычаи, коренные жители, национальность, юрта, предки, озеро Тургояк, татары, башкиры, игры народов Южного Урала.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран), атрибутика для игр (платки).

Музыкальное сопровождение: музыка народов Урала (татарская, башкирская, русская).

Ход занятия:

Дети входят в зал под русскую народную мелодию. Построение в шеренгу. Приветствие друг другу.

Подготовительная часть:

Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне в обход по залу.

(цель игры: ориентировка в пространстве)

ОРУ:(п/игра"Вороны-воробьи")

Убегающие пытаются выскочить за прочерченную линию дома.

Побеждает та команда, на счету у которой за время игры окажется больше пойманных противников.

Ведущая: Молодцы, ребята! Хорошо побегали, показали свою удаль молодецкую. Теперь предлагаю немного отдохнуть. (присаживаются)

Основная часть:

Ведущая:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим- степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

И поделиться радостью,

Весельем каждый рад.

- Ребята, а знаете ли вы, какие народы живут у нас на Южном Урале?

На территории Южного Урала проживают представители более 30 народов - русские, татары, казахи, башкиры, чуваши, удмурты, немцы, евреи, азербайджанцы и много других. Но наибольшая часть – это русские, башкиры и татары. А что вы знаете о коренных жителях Южного Урала? (Ответы детей) Как называлось жилище русских жителей Южного Урала?

Загадка:

Стоит жилище, деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

А кто знает, как называлось жилище коренных жителей Южного Урала?

Загадка:

Посреди степи, как большая юбка,

Домиком стоит красочная…(юрта)

Ведущая : Какой красивый и богатый наш край, правда, ребята?(Да)

Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Дети делятся на две команды, каждая образует свой круг по углам зала. В центре каждого круга -стул, на нем платок с национальным узором. Каждая команда идет 2 круга вокруг своего стула и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Ведущая: Хорошо, молодцы! Ребята, а вы знаете, чем занимались наши предки? (Вели хозяйство, занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и грибов). Правильно, молодцы, а вечером, после тяжелой работы молодые девушки и парни собирались на краю села, пели песни, водили хороводы и играли в любимые ими игры. Среди них была русская народная игра "Ручеёк".

Русская народная игра "Ручеёк"

Правила игры: играет русская народная мелодия, дети встают парами друг за другом, руки поднимают в виде воротиков, водящий пробегает и берет себе дружка, тот, кто остался один- тоже идет выбирать себе пару.

Медный пень (башкирская игра)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на корточках. Дети-хозяева становятся за ними.

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

Двое детей делают ворота, остальные проходят в них, произнося слова:

В золотые ворота

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Опускают руки, стараясь поймать детей, пойманные встают в ворота. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не встанут в ворота или останется один победитель.

"Липкие пеньки"(татарская народная игра)

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки, остальные играющие бегают по залу, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

Ведущая: Ребята, а знаете ли вы, что многие растения , животные и птицы нашего края занесены в Красную книгу? (ответы детей) А что это значит?(Их осталось очень мало и они находятся под охраной. Их нужно беречь.) Правильно, растения нельзя рвать, а животных и птиц отстреливать.

Ведущая: А еще, ребята, наш край богат реками и озерами с целебной водой. Одно из самых известных озер –озеро Тургояк, жемчужина Урала. Славится оно своей красотой и кристально чистой водой, которая насыщена кислородом. Озеро достаточно глубокое, поэтому осенью оно медленно остывает и замерзает значительно позже других уральских озер. Со всех концов нашей огромной страны люди приезжают полюбоваться красотой и отдохнуть на берегах этого волшебного озера.

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие по Южному Уралу. Что вам запомнилось и понравилось? (подводится итог занятия)

Я думаю, что мы с вами будем много раз играть в эти замечательные игры народов Южного Урала и познакомимся с новыми, еще более интересными. Но это будет в следующий раз. А сейчас возвращаемся в группу (дети строятся в колонну по одному и под музыку выходят из зала).

подготовили : Беседина Т. Н., Пашковская О. С.

Виды детской деятельности : -познавательно-исследовательская, - игровая, -музыкально-ритмическая

Программное содержание: углубить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном и животном мире, полезных ископаемых). Расширять знания о природных достопримечательностях региона. Воспитывать бережное, уважительное отношение к природе местного края.

Продолжать учить связно высказывать свои мысли.

1 часть. Вводная.

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом Ты немного тоже знал.

Р. А. Дышаленкова

Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта - маршрут (показывает доску с размещенной на ней картой).

2 часть. Основная.

Итак, отправляемся в путь. Отгадайте загадку:

Оно весной нас веселит,

А летом жарким холодит.

Красива уральская природа в любое время года! (демонстрируются иллюстрации). Люди нашего края любят и берегут природу. Даже создают заповедники.

Что такое заповедник? Как называется заповедник, который находится недалеко от г. Миасс? (Ильменский)

Посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Давайте угадаем, как называется следующая остановка?

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки,

Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически, и месяц и звезды – все в нем отражается

Как это зеркало называется?

Настоящей жемчужиной Южного Урала можно назвать озеро Тургояк. Это одно из самых чистых и прозрачных озер планеты.

Нет на Южном Урале ни одного похожего озера, каждое по-своему примечательно. Например, озеро Большое Миассово самое холодное, а Еловое, расположенное всего в нескольких километрах от него, самое теплое озеро Южного Урала. Первые русские поселенцы, преодолевшие Поясной камень (как тогда называли Уральские горы) сразу заметили прекрасное озеро, что по- башкирски звучит как Чебаркуль.

Карта зовет нас дальше, встаем все на ножки:

«Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу – чу - чу – чу - чу

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут

А круглые колесики тук, тук

Тук, тук, тук, тук

Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и

письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что

вы, ребята, хотите побольше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской

посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря Цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный. то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной‘?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь

камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно,

везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как

красивы Уральские горы

(на доске фотографии с видами Уральских гор). Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями —

Повтори, Даша. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку?

(выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)

Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни.

Потому — то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными.

Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце,

маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы

Воспитатель: Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка.

Хозяйка: До свидания! Берегите природу, ребята!

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем и помчимся на лужок.

По окончании музыки дети должны вбежать в свой обруч и накрыться платком – построить юрту)

1. Наш дом – Южный Урал// Программа воспитания и развития детей под ред. Бабуновой Е. С. – Челябинск: Взгляд, 2005. – 239 с.

3. Э. Х. Рахимов. Чебаркульский край. – Чебаркуль. 2004. – 200 с.

Подарки к Дню матери

Подарки к Дню матери Развитие мелкой моторики пальцев рук важно не только для детей младшего возраста, но и в старших группах эта проблема актуальна. Мы с детьми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №12 г.ПЛАСТ

457020 Челябинская область г. Пласт ул. Строителей д.4 тел. 2-21-89

НОД по познавательному развитию

(подготовительная к школе группа)

Выполнила: воспитатель 1 квалификационной

категории Тагильцева М.С.

формировать у детей представление о стране и о крае, в котором мы живём;

вызвать интерес к богатствам Южного Урала, познакомить детей с полезными ископаемыми и народными промыслами;

воспитывать чувство любви к своему краю и чувство гордости за свою страну.

Предварительная работа:

- знакомство со сказами Павла Бажова;

- обсуждение образа и характера Хозяйки Медной горы;

- рисование по сюжету;

- беседы о богатствах Уральского края, о народных промыслах, рассматривание изделий уральских мастеров.

- словарная работа: знакомство с названиями уральских камней (гематит, змеевик, малахит, родонит, аметист, авантюрин, бирюза;

Оборудование:

ноутбук с презентацией, герб и флаг России.

материал для изготовления шкатулки.

Дети сидят за столами по два человека. Перед ними висит карта России

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. Скажите, пожалуйста, как называется наша страна?

1 ребенок Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

2 ребенок У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3 ребенок Один - рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

4 ребенок Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Воспитатель: Россия наша расположена от моря и до моря.

(Ребёнок показывает территорию России на карте)

Воспитатель: Так как же, ребята, называется наша страна?

Ответы детей: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Правильно, наша страна называется РОССИЯ.

Посмотрите, какая она огромная.

В России есть много рек, озёр, морей, городов.

Воспитатель: И самый главный город в России называется?

Ответы детей: Самый главный город России называется Москва.

Воспитатель: Верно, а как ещё можно назвать город Москва?

Ответы детей: Москва -это столица нашей Родины, столица России. Москва –город герой.

Воспитатель: А кто из вас может показать на карте город Москва, и что мы о нем знаем?

Ребёнок показывает на карте город МОСКВА и читает стихотворение

Москва – это Красная Площадь.

Москва – это Башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя. Молодец,

Воспитатель: Ты правильно сказал, что Москва — это сердце России.

Это сердце всех людей, которые в ней живут. Россия - это наша большая Родина.

Воспитатель: Каждая страна имеет свои символы. Это символы, по которым узнают то или иное государство, ведь у каждого есть своя атрибутика.

Воспитатель: Скажите, как называются главные символы России?

Ответы детей:

Выходит, девочка с флагом России в руках и читает стихотворение о флаге

Флаг России
Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет. (В. Степанов)

А мальчик рассказывает стихотворение о гербе и показывает сам герб.

Герб России
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. ( В. Степанов)

Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете о нашей стране , но посмотрите на нашу карту.

Ведь в России, есть место где мы с вами живем. Как же оно называется?

- Ай да молодцы! А вы знаете, где мы с вами живем? (ответы детей)

- Мы живем на Южном Урале , правильно. Кто попробует показать на карте, где же находится Южный Урал (дети показывают) . У нас на Южном Урале живет много людей , они разной национальности. Давайте, еще раз назовем их (ответы детей.) На Южном Урале проживает

много народностей –это русские, татары, башкиры, нагайбаки,

казахи и многие другие. В нашей местности преобладают русские традиции.

Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.

После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

- Посмотрите, ребята, вот горка самоцветная. Видно Хозяйка Медной горы нам место заветное показывает.

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный. то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной‘?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как звук летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала .

- Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей, железная руда – изготовлении железа. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они драгоценными. Ребята, какие драгоценные камни вы знаете? (выслушивает ответы детей, демонстрирует их на иллюстрациях) Вот как много разных камней вы знаете. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Такое искусство называется камнерезным. А мастеров которые изготавливают украшения из камня называют - гранильщиками Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней) .

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка.

(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности.

Воспитатель: Вот мы и попали во владения Хозяйки Медной горы.

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них.

Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней.

Хозяйка Медной горы: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими шкатулками.

Дети выполняют украшения для “шкатулки” из пластилина с использованием дополнительного материала, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок – камни-самоцветы (камешки, выкрашенные лаком для ногтей в разные цвета) из своей сокровищницы. (Дети выбирают себе камни и благодарят Хозяйку Медной горы, она уходит.)

Воспитатель: Ребята понравилось вам наше занятие? Чем больше всего понравилось заниматься? (Высказывания детей.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - упорядочить и зиакрепить информацию о Южном Урале.. Формирование простейших географических представлений о Южном Урале, уточнение понятий большая, богатая, родная страна. Воспитывать любовь к родному краю.

Воспитатель – Мамраева О.Н.

Цель : упорядочить и закрепить информацию о Южном Урале.

Формирование простейших географических представлений о Южном Урале, уточнение понятий большая, богатая, родная страна.

Воспитывать любовь к родному краю.

Словарная работа: малая Родина, опорный край державы, Курганская, Оренбургская, Башкортостан, Ильменский заповедник.

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим , наверно, вспомнится

Свой родной Еманжелинский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Сейчас мы с вами поговорим о Южном Урале. Южный Урал – большая территория, в него входит не только Челябинская область, но еще и Курганская, Оренбургская Башкортостан.

Ребята, а вы знаете, чем богат наш Южный Урал? Да, у нас много рек, озер, разнообразный животный и растительный мир, богатые леса, есть металл, драгоценные камни, выращивают хлеб, делают трактора и машины, добывают нефть. На Южном Урале очень красивая природа – есть горы и пещеры, реки большие и малые, лечебные озера. Также есть Ильменский заповедник ,очень уникальное место. ( просмотр фотографий).

Предложить детям посмотреть видеоролики с исполнением народных танцев.

А теперь я вам предлагаю немного пофантазировать и украсить шаблоны одежды элементами башкирского, татарского и русского узора.

Что нового вы сегодня узнали? Чем вам интересен наш край? Что еще мы с вами можем сделать, чтобы Урал был самым лучшим местом на планете.

Читайте также: