Шемякин суд 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

- Предположите, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорит ь на уроке, что обсуждать?

- Хотите узнать, о чем говориться в этом произведении?

- Какие ваши впечатления о бедном? О чем заставили вас задуматься его поступки?

- Какая же будет реакция попа? Что он предпримет? Какие в озникли вопросы? Что взволновало?

Предположите, как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?

( запись вопросов, затем обсуждение в группах и запись главных на доске по одн ому от гру ппы ).

- Какие чувства вызывает у вас бедный? (И смех, и сочувствие).

- Какие вопросы возникли? (запись и обсуждение в группе). Можете предположить, как ие приговоры

получит бедный за эти преступления ? - Для чего достал бедный завернутый камень? Что мог подумать

- Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки?

- Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный. ( Спикер

озвучивает вопрос. Если достойный вопрос, то уч итель записывает его на доске ).

- Что можно сказать о суде Шемяке? Почему из всех действующих лиц только у судьи есть имя?

– Чем являются приговоры, с точки зрения композиции, для трех эпизодов первой части?

6) Каждая группа отвечает на один вопрос, записанный на доске (обсу ждение в группах и ответ спикера).

- Так какова тема и идея произведения? (обсуждение в группе)

(П овесть состоит из дву х частей. Первая состоит из т рех эпизодов , каждый из которых имеет свою

композицию , вторая – рассказ о суде Шемяки, который включает приговоры и историю о камне,

 Понравилось ли вам это произведение? О чем оно заставило вас задум аться? Как - то могут

впечатления от сегодняшней беседы повлиять на вас, ва ши поступки в дальнейшем?

 Инструкция по написанию эссе по РАФТу или трад иционного на тему «Как я поступил бы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 8 классе.

Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ: познакомить восьмиклассников с сатирической повестью 17 века;

развивать критическое мышление, умение анализировать текст, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные выказывания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для выражения своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие морального сознания и нравственных чувств личности.

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.

ТЕХНОЛОГИИ: информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: Словарь литературоведческих терминов /ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974; текст произведения.

Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества… В. Г. Белинский

Хочешь на суде добра, подсыпай серебра. Русская пословица

I . Организационный момент. Психологический настрой (включение в учебную деятельность). II . Вступительное слово учителя о демократической литературе на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. .

III . Определение темы урока. Целеполагание. Составление плана совместных действий.

1. Проблемы авторства, источники. 2. Знакомство с идейно-художественным содержанием повести. 3. Новые герои демократической литературы. 4. Жанровые особенности произведения.

IV . Работа по теме урока.

1. Проверка индивидуального домашнего задания.

У произведения нет одного автора и нет единого текста – есть целый набор вариантов. Оно встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Исследователи отыскивали схожие по содержанию произведения в индийской, персидской, польской литературах, никаких убедительных доказательств о связи русского памятника с конкретным произведением зарубежной литературы нет. Выявленные переклички указывают на наличие так называемых бродячих сюжетов, не более того. Как это часто бывает с памятниками фольклора, шутки, анекдоты не могут принадлежать одному народу. Они успешно кочуют из одной местности в другую, так как бытовые коллизии везде, по сути, одинаковы. Такая особенность делает особенно трудным разграничение переводных и оригинальных памятников литературы XVII века.

2. Лексический комментарий:

Убогий – крайне бедный, нищенский.

Ссужать – давать в долг.

Скудость, скудность – бедность, убожество.

Поносить – порочить, оскорблять бранью.

Бить челом – подавать просьбу.

Полати – нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной.

Зыбка – колыбель, люлька.

Челобитная – письменная просьба.

Ответчик - лицо, которому предъявлен судебный иск.

Истец – тот, кто предъявляет иск (заявление в суд).

Приставы – должностное лицо, приставленное к какому-нибудь делу для надзора.

Посул – обещание.

Мздоимство (устар.) – взяточничество.

3. Историко-культурный комментарий.

Дмитрий Шемяка (1420–1453) - князь галицкий, сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского. С 1436 г. возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против политики московского великого князя. Известен тем, что попирал в гражданских делах справедливость и древние уставы и в 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Тёмного, захватил великокняжеский престол.

Умер Дмитрий Юрьевич Шемяка 17 июля 1453 года в Новгороде. По некоторым сведениям – он был отравлен по приказанию Василия II Темного. Похоронен был в Юрьевом монастыре Великого Новгорода. В настоящее время его останки находятся в Софийском соборе Великого Новгорода.

4. Выразительное чтение по ролям (учебник, стр.35 – 39).

V . Анализ идейно-художественного содержания. Работа в группах.

Задание для первой группы.

1. Охарактеризуйте убогого мужика.

2. Какие чувства он вызвал у вас?

3. Это комический или трагический образ?

4. Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

Задание для второй группы.

2. Какие чувства они вызвали у вас?

3. Почему герои повести не названы по имени?

Задание для третьей группы.

1. Дайте характеристику судьи. Какие чувства он вызвал у вас?

2. Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему он так радуется?

3. Почему только судья назван по имени?

5. В каких известных вам литературных произведениях встречается тема суда и осуждения?

Задание для четвёртой группы.

1. Почему повесть относится к сатирическому жанру?

2.Чем эта повесть похожа на бытовую сказку и притчу и чем отличается от них?

3. Какова идея произведения?

4. Можно ли утверждать, что социально-нравственные вопросы, поставленные в повести, актуальны и в наше время?

Произведение отличается быстротой действия, комизмом ситуаций, в которые попадают персонажи, а также подчеркнуто бесстрастной манерой повествования, что только усиливает сатирическое звучание древнерусского памятника. Эти особенности указывают на близость повести к волшебным и социально-бытовым народным сказкам.

Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Пойман Вор в разбое,

Имел поличное, колечко золотое,

Которое пред тем с Подьячего склевал

В ту ночь, как Вор сего воришка разбивал;

Хотя Подьячего так звать неосторожно,

Однако ж взятки их почесть разбоем можно,

Затем я назвал так.

Подьячий не дурак,

Да только что бездельник;

Он Вора обличал,

Что точно у него кольцо свое узнал,

И с тем еще других пожитков он искал.

На то в ответ сказал Подьячему мошенник:

«Когда меня за то достоит бить кнутом,

Так должно и тебя пытать, Подьячий, в том:

Когда родитель твой жил очень небогато,

Откуда ж у тебя сие взялося злато?

Разбойник я ночной,

Скажу я и без пытки,

Который всех людей безвинных обирал.

С тобою мы равны, хоть на весах нас взвесить;

( Между 1763 и 1767)

VІ. Работа с иллюстрациями (учебник, стр. 36 - 37). Задание: озаглавьте изображённые фрагменты повести (работа в парах).

VII . Обращение к эпиграфу урока.

- Часто ли вам приходится слышать о несправедливых решениях современного судопроизводства?

- Какие пословицы и поговорки о несправедливости судейских решений вы знаете?

VIII . Инструктаж домашнего задания: написать статью о произведении с опорой на словарь литературоведческих терминов и приёмы комического изображения.

Словарь литературоведческих терминов.

Анафора — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.

Антитеза (от гр. antithesis — противоположение) — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

По́весть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Бытовая сказка (или социально-бытовая) прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.

Притча — старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории. В старину так называли и те из басен, в которых действующие лица — люди.

Приёмы комического изображения: юмор, сатира, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.

Ю мор ( англ . humour от лат . humor - влага ).

1 . Незлобивая насмешка , добродушный смех ; проникнутое таким настроением отношение к чему -нибудь. 2 . Совокупность литературных произведений , проникнутых таким отношением к действи-тельности .

Сатира (от гр. satura — разное, смесь) — художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.

Ирония (от гр. eirneia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

Сарказм (гр. sarkasmos [от sarx — плоть, тело] — терзанье) — едкая, язвительная насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящего над тем, о ком он говорит или к кому обращается.

Гипербола (от гр. hyperbol — преувеличение) — один из тропов; образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа.

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta – грот) – своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчёркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора.

Трагическое — жизненное явление, вызывающее слёзы, печаль.

Комическое — жизненное явление, вызывающее смех. Комическое в жизни — это внутренне противоречивое явление, в котором обнаруживается резкое несоответствие между тем, что оно представляет собой в действительности и за что оно себя выдаёт, на что оно претендует.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умения и навыки исследования художественного текста, слухового и эмоционального восприятия художественного текста (прослушивание аудиозаписи), образного и аналитического мышления; развитие устной речи учащихся и умения ориентироваться в тексте.

формировать гуманистическое мировоззрение; воспитывать собственное отношение к произведениям древнерусской литературы; способствовать воспитанию высоконравственной личности.

Тип: урок изучения истории и теории литературы, художественного восприятия произведений и развития речи.

Педагогическая технология: ТРКМЧП

Методы: репродуктивный, эвристический.

Приёмы: лекция учителя; эвристическая беседа; фронтальный опрос по терминам; обучение учащихся анализу поэтического текста.

Виды деятельности учащихся: коллективно-групповая деятельность; прослушивание аудиозаписи запись основных положений лекции в тетради, самостоятельный анализ повести, составление диафильма.

План урока:

I. Организационный этап (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания (15 мин.)

III. Усвоение новых знаний (25 мин.):

1) Прослушивание аудиозаписи( 10 мин).

2)Беседа по тексту (15 мин)

IV. Подведение итогов урока (1 мин.)

V. Рефлексия (1 мин.)

VI. Домашнее задание (2 мин.)

Конспект урока литературы в 8 классе

Образовательные:

развивать умения и навыки исследования художественного текста, слухового и эмоционального восприятия художественного текста (прослушивание аудиозаписи), образного и аналитического мышления; развитие устной речи учащихся и умения ориентироваться в тексте.

Воспитательные:

формировать гуманистическое мировоззрение; воспитывать собственное отношение к произведениям древнерусской литературы; способствовать воспитанию высоконравственной личности.

Тип: урок изучения истории и теории литературы, художественного восприятия произведений и развития речи.

Педагогическая технология: ТРКМЧП

Методы: репродуктивный, эвристический.

Приёмы: лекция учителя; эвристическая беседа; фронтальный опрос по терминам; обучение учащихся анализу поэтического текста.

Виды деятельности учащихся: коллективно-групповая деятельность; прослушивание аудиозаписи запись основных положений лекции в тетради, самостоятельный анализ повести, составление диафильма.

I. Организационный этап (1 мин.)

II. Проверка домашнего задания (15 мин.)

III. Усвоение новых знаний (25 мин.):

1) Прослушивание аудиозаписи( 10 мин).

2)Беседа по тексту (15 мин)

IV. Подведение итогов урока (1 мин.)

V. Рефлексия (1 мин.)

VI. Домашнее задание (2 мин.)

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания (15 мин.)

Откройте учебники на странице 26ой и повторите термины одну минуту. (Фронтальный опрос по терминам)

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

Подведем итог:

Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. И в современной России многие народы видят своего защитника.

И наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси — Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с к. ХV в. – Россией).

Восемь веков в благодарной памяти потомков живет имя Александра Невского. Оно становилось символом единения, частью общей национальной культуры.

III. Усвоение новых знаний.

Слово учителя.

Теперь приступим к основной части нашего урока.

Прослушаем аудиозапись этой повести. Во время прослушивания обратите внимание на вопросы и задания после текста на странице 36ой и на изображение гравюр на страницах 34-35. Следите по тексту и сопоставляйте картины с событиями, которые происходят в произведении.

Прослушивание аудиозаписи

Беседа по тексту (15 мин)

Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повести является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать на чьей стороне автор, - в определённые моменты он сочувствует каждому герою.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.

Шемякин суд - нарицательное выражение, обозначающее несправедливый суд (словарь Ушакова).

4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести.

Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении; гротеск — совмещение несовместимых явлений.

Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Гиперболами можно назвать вырывание хвоста у лошади, беспрестанное совершение бедняком непредумышленных убийств, вероятность которых даже поодиночке практически равна нулю.

Во время прослушивания, вы должны были обратить внимание на гравюры. Скажите, пожалуйста, а какой современный распространённый жанр литературы вам напоминают эти гравюры?

Комиксы (от англ. comic — смешной) — рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.

IV. Подведение итогов урока

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

Оборудование: Словарная работа га доске, толковый словарь В.Даля.

1. Знакомство с темой урока (тема записана на доске).

Какие ассоциации вызывает название повести?

Хочется ли вам узнать, почему так названа повесть?

Со мной будет работать группа ребят, которые специально подготовились к уроку дома.

2. Повторение особенностей средневековой литературы:

А) Религиозность.
Б) Житийность.
В) Торжественность.

3. Обобщение материала. Определение черт демократизации русской литературы в 17 веке:

А) Обмирщение литературы.
Б) Отказ от историзма.
В) Художественный вымысел.
Г) Связь с фольклором.
Д) Сатирическое изображение жизни.

4. Слово учителя:

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства. Они в основном анонимны.

Рассмотрим “Повесть о Шемякином суде”. Она посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.

5. Проверка домашнего задания:

1-ая группа филологов: объяснение значения слов:

“истец”, “шемякин суд”, “узел злата”, “осерчал”, “посул”, “полати”, “добыть ребенка”, “зашибает насмерть” и т.д.

2-ая группа литературоведов делят повесть на части и рассказывают 2 ученика:

В первой части повести рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню).

Во второй части повести говорится о том, как бедняк показывает неправедному судье – Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул, – мешок с деньгами – за что и приговаривает богатого брата отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост. Попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не добудет ребенка”. А сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушиб”.

3-яя группа фольклористов указывает на общие черты повести и русской сказки:

Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы, повторы, зачин, концовка

6. Повторение элементов сатиры: аллегория или иносказание, преувеличения или гипербола, быстрота действий, комизм положения Шемяки, бесстрастный тон рассказчика.

7. Самостоятельная работа:

А) Ребята читают текст и находят элементы сатиры, зачитывают вслух.
Б) Элементы сказки назвать. Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?
В) Почему В.Г. Белинский назвал повесть “драгоценнейшим историческим документом” и увидел в ней отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью? Обдумайте и объясните его суждения.

Читайте также: