Половозрастной состав населения россии конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

В разном возр асте соотношение мужчин и жен щин неодинаково .

Причины разные : мальчиков рожд ается больше, чем девочек ( но и

смертность мальчико в в раннем детстве выше). К 30 - 35 годам

соотношение выравнивает ся , а к более старшему во зрасту женщин

становиться боль ше: организм женщин наибо лее устойчив. Они меньше

травмируются в п рофессиональной деятельности , мужчи н больше гиб нет

? вопрос к ученик ам : Можно ли ув еличить продолжитель ность жизни?

?задание : Рассмотреть диаг рамму факторов, влияю щих на здоровь е

человека. Выдели ть группу факторов, на котор ые вы можете оказать

непосредственное воз действие. -( диаграмма на экр ане из Эл. Уч.)

Учитель: В каж дой стране мира с вой возрастной со став населения.

Чтобы разобратьс я в данной системе , необх одимо проанализироват ь

половозрастные пирамиды . - ( пирамида на экране из Эл. Уч.)

? задание : про анализировать два т ипа возрастной стр уктуры населения (

по рис. 204 - 205 , с. 247 - 24 8; примеры стран из учебн ика) и возрастной

Учитель: Трудос пособный возраст - это возр аст , когда люди полны с ил и

энергии для рабо ты : от 16 до 54 лет - у жен щин, от 16 до 59 лет - у

мужчин. После это го наступает пен сионный возраст. Воз растная структура

населения в знач ительной степени опр еделяет уровень людей . На

соотношение детей, тр удоспособных и пожи лых людей в регионах России

? задание : сравнить факторы , спо собствующие сохранени ю высокой доли

детей и подростков в насе лении, и влияние отток а населения на

возрастной состав и ес тественное движение населения ( по рис. 206 ,с

.248.) Привести примеры районов стран ы, где прео бладает молодое

поколение (район ы нового промышленного освоения), а где - поколение

Таким образом , на территории Ро ссии можно выде лить регионы с

преобладанием р азных возрастов , и среди них - « самый молодо й « ( с

? задание: Постро ить и проанализир овать график: « изменение

Итог урока : так им образом , соо тношение мужчин иже нщин можно

значительно изме нить, если внимательно относ иться к факторам

,определяющим п оловую структуру. По оценке специалистов Всемирной

организации здра воохранения, здоро вье и продолжительность жизн и на

50 - 55: зависит от образа жизни че ловека. Нужно с юн ых лет бережно

относиться к свое му здоровью и передавать его сво им детям.

Динамика числен ности населения непрерывно изменяется. Более точные

статистические данные о численности насе ления России фор мируются в

процессе переписи населения . Проводиться пере пись один раз в деся ть

лет, первая была про ведена в Х1Хвеке. По последн ей переписи видно , как

изменилась числе нность России: в 1998году Россия была на шестом месте

2000г. на седьмое место. В настоящее вр емя Россия уступает Пакис тану и

находиться на седь мом месте - 145млн . чел .Для характер истики населения

Цели и задачи : сформировать представление о возрастной структуре населения России; показать различие возрастного состава в отдельных регионах страны; выявить причины, влияющие на продолжительность жизни; продолжать формировать умения читать диаграммы, анализировать половозрастные пирамиды, работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся, речь; воспитывать патриотизм, продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.

Средства обучения : учебник (География: население и хозяйство России / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – М. Русское слово, 2010.), политико-административная карта России, карты атласа.

I. Организационный момент

Мы продолжаем разговор о населении России…

II. Проверка изученного материала

1. Закрепление знания понятийного аппарата

1) наука о населении, его численности, составе и размещении… (демография).

2) непрерывная смена поколений … (воспроизводство населения).

3) основные показатели изменения численности населения …(рождаемость и смертность).

4) разница между числом родившихся и числом умерших за определённый период времени …(естественный прирост).

5) естественная убыль населения …(депопуляция).

6) резкое уменьшение численности населения … (демографический кризис) .

7) тип воспроизводства населения, при котором рождаемость больше смертности …(традиционный).

8) тип воспроизводства населения, при котором смертность больше рождаемости …(современный).

Назовите причины, объясняющие подобную половую структуру населения России. ( мужские профессии, травмы, профессиональные заболевания, войны, образ жизни)

3. Вопросы к беседе:

- Одинаково ли соотношение мужчин и женщин в разных частях страны? Прокомментируйте ответ (соотношение зависит от характера освоения территории, особенностей хозяйства и спроса на мужские и женские профессии)

- Какие территории России отличаются преобладанием женского населения? (староосвоенные) мужского населения? (нового освоения – лесозаготовки, горная добыча, строительство)

- Выберите из перечисленных профессий те, которые относятся к опасным для жизни. Какие профессии (женские или мужские) наиболее опасны для здоровья?

моряк, тракторист, пастух, металлург, нефтяник, пожарный, военнослужащий, лётчик, шахтёр, комбайнер, банкир, полицейский, водитель

медицинская сестра санитарка, учительница, ткачиха, доярка, бухгалтер, секретарь, воспитатель в детском саде, повар

- Чем объясняется разделение профессий на женские и мужские? Всегда ли оно соблюдается?

- Назовите факторы , влияющие на продолжительность жизни.

III. Изучение нового материала

На количество живущих в стране, кроме названных выше причин, в первую очередь влияет тип воспроизводства населения. В каждой стране мира свой возрастной состав населения, который зависит от типа воспроизводства населения. В России 100-150 лет назад господствовал традиционный тип воспроизводства, и рождаемость была гораздо выше, чем в современном Дагестане.

- Как тип воспроизводства отражается на возрастном составе? (современный тип воспроизводства: низкая рождаемость – малое количество детей, а затем и взрослых возрастов)

Возрастной состав населения – это соотношение людей разных возрастов, проживающих в стране.

Возрастной состав населения на территории страны неоднороден. Особое внимание обратим на продолжительность жизни населения. Средняя продолжительность жизни страны в 1987 году – 70 лет: у мужчин – 65 лет, у женщин – 75. В 2004 году – 65,3 года: у мужчин – 59, у женщин 72 года. Продолжительность жизни в России существенно сокращается при движении с юга (республики Северного Кавказа) на север и с запада на восток (Европейского Север, Сибирь, Дальний Восток, республика Тыва).

Выделяют три региона с самой высокой продолжительностью жизни – Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия , и три региона с самой низкой продолжительностью жизни мужчин - Тыва, Эвенкийский и Корякский автономные округа.

Кроме типа воспроизводства на возрастной состав населения оказывают влияние и ряд других факторов. Каких? Ответьте, используя рис.41 стр.79.

Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые создают экономическое благополучие страны.

- Найдите в тексте параграфа определение трудовым ресурсам.

Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения , реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

- Рассмотрим возрастной состав населения России и соотношение по возрастным группам по рис.39 стр. 78.

- Как соотносятся между собой группа трудоспособного населения страны и группа, которая нуждается в поддержке и заботе общества. (61% – трудоспособное население, 21%- пенсионеры, 18% дети)

Какие возрастные группы населения преобладают сегодня в нашей стране? Почему?

Вывод: на протяжении 15 лет с 1989 по 2003 год количество трудоспособного населения сокращалось, уменьшалось и количество детей, а значит, в будущем количество трудоспособного населения будет также уменьшаться.

- Почему численность трудовых ресурсов не совпадает с численностью людей, занятых в хозяйстве? Ответ найдите на стр. 80 учебника.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими - называется демографической нагрузкой .

Трудоспособное население трудится в отраслях хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, непроизводственной сфере.

- Используя рис. 42 на стр. 80, определите, в какой отрасли занято большее количество людей и как изменилась численность занятых в период с 1980 по 2002 год? (в промышленности занято в 1,5 раза больше населения, за 12 лет численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве сократилась).

- В каких отраслях промышленности занята большая часть населения страны, используйте рис.43 стр.81? Поставьте отрасли промышленности в порядке убывания числа занятых.

Занятость населения определяется рынком труда, на котором всегда есть спрос на работников. На рынке можно наблюдать нехватку или избыток работников. В случае, когда число имеющихся мест меньше численности населения в трудоспособном возрасте, возникает безработица. Средний показатель безработицы по стране сегодня – 7-8% или 10млн. человек.

IV.Закрепление изученного материала

  1. Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.
  2. Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?
  3. Чем можно объяснить особенно сильные различия между регионами России по доле лиц пожилого возраста?
  4. Найдите в тесте параграфа требования, которые предъявляют к работнику на рынке труда.
  5. Запишите в тетрадь свои выводы о возрастном составе населения России и его занятости в хозяйстве страны.

Вывод : для возрастного состава населения России характерно снижение доли детей и молодых людей, что в будущем означает сокращение доли взрослых. Все знают, насколько легко иметь дело с человеком веселым и неунывающим. Общение с такими людьми подобно глотку свежего воздуха. И как тяжко иметь дело с людьми, которые настроены на поиск негатива всегда и во всем. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Будьте добрыми, жизнерадостными людьми, это продлевает жизнь. Берегите своё здоровье. Бережно относитесь к людям пожилого возраста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока по теме

Цель: сформировать представление о возрастной структуре населения России, общих принципах устройства пенсионной системы РФ, основных способах пенсионных накоплений.

Образовательные: показать различия возрастного состава в отдельных регионах страны; выявить причины таких различий; сформировать представление о пенсионной системе, пенсионном фонде РФ, о способах пенсионных накоплений.

Развивающие: продолжить формирование умения читать диаграммы, анализировать половозрастные пирамиды, работать с интернет - ресурсами, находить в сети Интернет актуальную информацию о пенсионной системе и пенсионных накоплениях.

Воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся; повышать интерес к изучаемому предмету, воспитывать гражданскую ответственность за свое будущее и будущее своей страны.

Планируемые результаты

Предметные:

· Умение работать с разными источниками географической информации;

· Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями;

· Определять возрастной состав населения России по статистическим данным;

· Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным.

Метапредметные :

· Определять цели, задачи и организовывать свою деятельность;

· Развивать познавательный интерес и творческие способности;

· Развивать умение отбирать информацию любой сложности, о существлять сравнение;

· Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

· Решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков;

Личностные:

· Помочь учащимся осознать практическую значимость материала;

· Понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.

Средства обучения : География России. Природа и население. Учебник для 8 класса. Авторы: Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. – М.: Дрофа, 2020; политико-административная карта России, карты атласа, компьютер, мультимедиа проектор, памятки.

1. Организационный момент

2. Проверка изученного материала

1) наука о населении, его численности, составе и размещении… (демография).

2) непрерывная смена поколений …(воспроизводство населения).

3) основные показатели изменения численности населения …(рождаемость и смертность).

4) разница между числом родившихся и числом умерших за определённый период времени …(естественный прирост).

5) естественная убыль населения …(депопуляция).

6) резкое уменьшение численности населения … (демографический кризис).

7) тип воспроизводства населения, при котором рождаемость больше смертности …(традиционный).

8) тип воспроизводства населения, при котором смертность больше рождаемости …(современный).

9) соотношение мужчин и женщин…(половой состав населения).

10) какое место в мире занимает Россия по численности населения?

11) как изменилась численность населения России за прошедший год?

На количество людей, проживающих в стране, большое влияние оказывает возрастной состав, который зависит от типа воспроизводства населения. В настоящее время для нашей страны характерен современный тип воспроизводства населения с низкой рождаемостью и высокой долей пожилых людей. Сегодня на уроке мы познакомимся с возрастным составом населения России.

- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о возрастном составе населения ? - Где в будущем пригодятся вам полученные знания? Какие практические задачи помогут решить?

3. Изучение нового материала

Возрастной состав населения – это соотношение людей разных возрастов, проживающих в стране. Есть страны, где в численности населения преобладают дети и подростки и мало пожилых людей (рис 176, а). Эти страны лишь начинают переход от традиционного к современному типу воспроизводства (Индия, Мексика).


Рис. 176. Возрастная структура населения: а – в странах с традиционным типом воспроизводства; б – в странах с современным типом воспроизводства

В других странах преобладает население среднего и старшего возраста (рис. 176, б учебника). Это страны, завершающие или завершившие такой переход. К ним относится большинство развитых стран Европы, США, Канада и т.д.

К этим странам близка по своим показателям и Россия, все население которой можно разделить на три возрастные категории (рис. 177 учебника).


Рис.177. Возрастной состав населения России

1) Дети и подростки до 16 лет (моложе трудоспособного возраста)

2) Население трудоспособного возраста (от 16 до 62 лет включительно у мужчин и от 16 до 57 лет включительно у женщин)

3) Население старше трудоспособного возраста (от 62 лет у мужчин и от 57 лет у женщин)

Рассмотрим рис.177. Обратите внимание, что в учебнике указаны другие возрастные данные для населения в трудоспособном возрасте. Изменения были внесены в 2019 году в связи с пенсионной реформой. Идет постепенный поэтапный процесс повышения пенсионного возраста.

- Каково соотношение трудоспособного населения страны и населения, которое нуждается в поддержке и заботе общества (иждивенцев)?

Но такая ситуация сложилась не во всей России.

- Проанализируйте рис. 178 учебника, расскажите, насколько тесно взаимосвязаны между собой факторы, выделенные на данной схеме?


Рис. 178. Факторы, способствующие сохранению

высокой доли детей и подростков в населении

- Рассмотрим рис.180. Для каких регионов России характерна повышенная доля детей и подростков? С чем это связано?


Рис.180. Регионы России минимальной и максимальной долей

детей и подростков (2017г.,%)

- Какой показатель доли детского возраста характерен для республики Мордовия?

Для исследования состава населения и его благополучия применяется половозрастная пирамида – один из главных инструментов социологии. Половозрастная пирамида – это двусторонняя диаграмма, отражающая половозрастной состав населения определенной местности. На диаграмме по вертикали отложен возраст жителей, по горизонтали – численность каждого поколения – мужчин и женщин (рис.182).



- Какие сведения о населении можно узнать, изучая половозрастную пирамиду?

- В чем отличия между половозрастной пирамидой 1959г. и пирамидой 2017г.?

- Назовите причины, вызвавшие снижение доли детей и увеличение доли пожилых в России.

Согласно классификации ООН, страна, в которой проживает 7 % лиц старше 65 лет от общего количества граждан, считается старой.

- Обратимся к сайту Росстата и определим долю лиц старше 65 лет в России. (Приложение 1.)

Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет в России 25%, то есть четвертую часть населения страны!

- Как изменилась продолжительность жизни в России за последние 20 лет? (Приложение 2.)

(Увеличилась с 59лет в 2000г. до 68 лет в 2019 г. у мужчин и с 72 лет в 2000 г. до 78 лет в 2019г. у женщин.)

В юности хочется жить веселее, в зрелости – лучше, а в старости – дольше. (Эдуард Севрус)

- А как можно улучшить материальное положение человека в пожилом возрасте? (Заработать достойную пенсию).

Давайте разберемся, что же такое пенсия и как сделать ее достойной?

- Что же такое пенсия?

Пенсия – это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, достигшим пенсионного возраста, либо имеющим инвалидность, либо потерявшим кормильца.

Пенсионная система – это совокупность организационных форм, норм и правил, в которых реализуется пенсионное обеспечение граждан государства.

Пенсионный фонд России (ПФР) – это крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

- Почему необходимо раньше начинать разбираться в пенсионной системе?

Действительно, в вашем возрасте никто не задумывается о старости и пенсии. Однако вопрос этот далеко не праздный, ведь то, как вы будете жить на склоне лет, зависит от умения грамотно распоряжаться своими доходами в течение всей жизни.

а) сколько вы планируете иметь детей;

б) сколько вы планируете служить в армии;

в) сколько лет вы планируете находиться в отпуске по уходу за ребёнком;

г) сколько лет вы планируете работать от начала трудовой деятельности до выхода на пенсию;

д) сколько, предположительно, будет составлять ваша официальная заработная плата;

е) сколько лет после достижения пенсионного возраста вы готовы работать без оформления пенсии.

После этого попробуйте определить размер своей будущей пенсии.

- Что в большей степени влияет на размер пенсии?

Просуществовав около века, пенсионная система в том виде, в котором она была задумана Бисмарком, пережила кризис. И сейчас в Европе нет стран с чисто солидарными пенсионными системами.

- В чём же причина трудностей с пенсиями, которые переживают сейчас многие развитые страны, в том числе и Россия?

Первая причина трудностей с пенсиями – рост продолжительности жизни, а значит, и количества лет, которые человек проживает после выхода на пенсию по старости и в течение которых ему эту пенсию надо платить. Создатели пенсионных систем никак не предполагали, что люди станут жить так долго.

Причина вторая – сокращение количества детей в семьях. Если сто лет назад в Европе и России довольно часто встречались семьи с пятью и более детьми, то в наши дни обычным явлением стали семьи с одним ребёнком.

В связи с этим, н ачиная с 2019 г., возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается (ежегодно на один год). В результате с 2023 г. право на получение пенсии по старости женщины будут иметь в 60 лет (вместо 55 лет), а мужчины – в 65 лет (вместо 60 лет)

- А как вы можете обеспечить себе безбедную старость? Предложите свои варианты.

В памятке представлены не все способы получения дополнительных доходов. Чтобы добиться финансового благополучия и не испытывать трудностей с деньгами в старости, нужно уметь разбираться в мире финансовых операций и постоянно искать там новые возможности. В этом есть ваш прямой интерес!

4. Подведение итогов урока

- Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о возрастном составе населения ?

- Где в будущем пригодятся вам полученные знания?

- Какие практические задачи помогут решить?

- Было ли на уроке вам интересно?

Задание на дом: изучить §43, творческое задание: Предложи свои способы получения дополнительных доходов.

В России, как и в целом по миру, мальчиков рождается больше, чем девочек (примерно 106 мальчиков на 100 девочек). Однако к 25—30 годам соотношение полов выравнивается, а к старшему возрасту количество женщин увеличивается.

Соотношение числа мужчин и женщин по возрастным категориям:

  • 0—14: 106 мужчин на 100 женщин;
  • 15—24: 105 мужчин на 100 женщин;
  • 25—54: 96 мужчин на 100 женщин;
  • 35—64: 75 мужчин на 100 женщин;
  • 65 и старше: 45 мужчин на 100 женщин.

Преобладание численности женского населения над мужским характерно для большинства субъектов Федерации, за исключением Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Максимальное преобладание численности женщин над мужчинами характерно для Ивановской, Новгородской, Тверской областей.

Соотношение женщин и мужчин в структуре населения России: женщин — 54 %, мужчин — 46 %.

В России наблюдается старение нации . Регионы с максимальной долей пожилого населения — Тульская, Рязанская, Тверская области. Наибольшая доля детей характерна для Чеченской Республики, республик Ингушетия, Тыва, Дагестан.

Средний возраст жителя России 39,6 года, в том числе женщин — 36,6 года, мужчин — 42,5 года. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: в среднем — 71,3 года, мужчин — 66,5 года, женщин — 77 лет.

Половозрастная пирамида России 2010 года

Пирамида. Половой и возрастной состав населения России

Демографическая пирамида России 2016 года

Демографическая пирамида России 2016 года

Средняя продолжительность жизни. Половой состав населения

половой состав населения

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучается демографическая ситуация в России и ее значение для страны; формируется представление о возрастном составе населения России; анализируется половозрастные пирамиды; различие возрастного состава в отдельных районах страны; развивается навык работы со статистическими данными, половозрастными пирамидами

Цель: изучить демографическую ситуацию в России и ее значение для страны; сформировать представление о возрастном составе населения России; научить анализировать половозрастные пирамиды; показать различие возрастного состава в отдельных районах страны; развивать навык работы со статистическими данными, половозрастными пирамидами.

Оборудование: мультимедиа, учебники, кроссворд.

1. Активизация познавательной деятельности.

- На предыдущих уроках мы рассматривали численность, воспроизводство и половой состав населения России. Давайте повторим изученный материал.

1. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (Воспроизводство или естественное движение населения)

2. Это наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д. (демография)

3. Для этого показателя характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.(I тип воспроизводства населения, современный тип воспроизводства)

4. Резкое уменьшение численности населения. (демографический кризис)

5. Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. (Демографическая политика)

6. Под чьим руководством прошла первая всеобщая перепись населения в Российской империи? (П.П.Семёнов-Тян-Шанский)

Читайте также: