Судебная власть в российской федерации прокуратура конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Правосудие в России осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон. Конституция РФ восстановила возможность участия присяжных заседателей в судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

Федеральными судами являются:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

К судам субъектов РФ относятся:

• конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

• мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ (состоит из 19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ и других актов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия.

Являясь высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный (городской) суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа.

Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Предполагается, что со временем большинство гражданских, административных и уголовных дел будут рассматриваться мировыми судьями (менее сложные дела) и районными судами (более сложные дела).

Судьи Конституционного Суда и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с её субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.




Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Следственный комитет проводит оперативное расследование в соответствии с полномочиями, установленными российским законодательством.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Объясните, как осуществляется правосудие в России.

2. Охарактеризуйте источники, на основании положений которых реализуется судебная власть в России.

3. Классифицируйте в схематичном виде суды Российской Федерации и её субъектов.

4. Дайте характеристику Конституционного Суда РФ, его компетенции; приведите примеры его деятельности.

5. Определите компетенцию Верховного Суда РФ.

6. Охарактеризуйте сферу полномочий суда присяжных; приведите примеры его деятельности.

7. Рассмотрите компетенцию районного суда, мирового судьи.

8. Классифицируйте в таблице функции Прокуратуры РФ.

9. Охарактеризуйте деятельность Следственного комитета.

10*. Кто может стать судьёй?

11. Почему статус судьи так подробно прописан в Конституции РФ? Обоснуйте свой ответ.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Наряду со строжайшей дисциплиной (неукоснительным соблюдением и исполнением обязанностей) законность включает также следующие требования:

равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ, привилегий;

обеспечение полного и реального осуществления субъективных прав: в той мере, в какой люди должны исполнять свои обязанности, им в условиях строжайшей законности предоставлены возможности и для беспрепятственного использования субъективных прав;

эффективная работа органов прокурорского надзора и правосудия, последовательная борьба со всякого рода нарушениями права: правонарушения должны своевременно вскрываться, пресекаться, неотвратимо влечь за собой юридическую ответственность.

(С. Алексеев, правовед).

ИССЛЕДУЕМ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ

1. Могут ли присяжные заседатели честно работать в условиях криминального беспредела?

2. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

3. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Независимость судебной власти: миф или реальность?

2. Деятельность Конституционного Суда РФ: значение и роль.

Правосудие в России осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон. Конституция РФ восстановила возможность участия присяжных заседателей в судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

Федеральными судами являются:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

К судам субъектов РФ относятся:

• конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

• мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ (состоит из 19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ и других актов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия.

Являясь высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный (городской) суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа.

Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Предполагается, что со временем большинство гражданских, административных и уголовных дел будут рассматриваться мировыми судьями (менее сложные дела) и районными судами (более сложные дела).

Судьи Конституционного Суда и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с её субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Следственный комитет проводит оперативное расследование в соответствии с полномочиями, установленными российским законодательством.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Объясните, как осуществляется правосудие в России.

2. Охарактеризуйте источники, на основании положений которых реализуется судебная власть в России.

3. Классифицируйте в схематичном виде суды Российской Федерации и её субъектов.

4. Дайте характеристику Конституционного Суда РФ, его компетенции; приведите примеры его деятельности.

5. Определите компетенцию Верховного Суда РФ.

6. Охарактеризуйте сферу полномочий суда присяжных; приведите примеры его деятельности.

7. Рассмотрите компетенцию районного суда, мирового судьи.

8. Классифицируйте в таблице функции Прокуратуры РФ.

9. Охарактеризуйте деятельность Следственного комитета.

10*. Кто может стать судьёй?

11. Почему статус судьи так подробно прописан в Конституции РФ? Обоснуйте свой ответ.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Наряду со строжайшей дисциплиной (неукоснительным соблюдением и исполнением обязанностей) законность включает также следующие требования:

равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ, привилегий;

обеспечение полного и реального осуществления субъективных прав: в той мере, в какой люди должны исполнять свои обязанности, им в условиях строжайшей законности предоставлены возможности и для беспрепятственного использования субъективных прав;

эффективная работа органов прокурорского надзора и правосудия, последовательная борьба со всякого рода нарушениями права: правонарушения должны своевременно вскрываться, пресекаться, неотвратимо влечь за собой юридическую ответственность.

(С. Алексеев, правовед).

ИССЛЕДУЕМ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ

1. Могут ли присяжные заседатели честно работать в условиях криминального беспредела?

2. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

3. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Судебная власть. Прокуратура РФ.

/урок- ролевая игра в 10 классе социально-экономического профиля/

Цель: Познакомить учащихся с работой судебной власти и прокуратуры РФ. Сформировать общее представление о назначении суда как органа государства. Раскрыть основные функции суда в разрешении конфликтов.

Показать основные роли участников судебного заседания.

Воспитывать уважение к суду.

М/п связи: Обществознание. Судебная власть. Судебная система РФ. История. Буржуазные реформы 60-70х г. XIX в.

Тип урока. Урок изучения нового материала с элементами ролевой игры.

Ход урока: I .Орг.момент

На доске: Lex , sed lex / Закон суров, но это - закон!

-Иск (истец, ответчик)

-Презумпция невиновности (ст. КРФ 49).

-Д/з §23 с.140-143.Инф-ция

Введение. Слово учителя:

В соответствии с основами конституционного строя РФ государственная власть разделена на 3 ветви

? Вспомните из курса обществознания, какие это 3 ветви власти? – (законодательная, судебная, исполнительная)

Кто и когда впервые предложил разделить власти на 3 ветви? - Дж. Локк 1718 в.

Речь идет о законодательной, судебной и исполнительной власти. Все они самостоятельны. Судебная власть, именно она нас сегодня интересует, осуществляется посредством

( КРФ ст.118 ) конституционного, гражданского, административного и уголовными судопроизводства.

Во всех цивилизованных странах все возникающие споры, конфликты, возникающие между гражданами, органами государства и СМИ разрешаются суде.

? Что такое суд?- Это орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы; место разрешения споров.

Поскольку суды и прокуратура являются правоохранительными органами, давайте посмотрим, какое место они занимают нам фоне всей системы Правоохранительных органов / таблица./

Все они осуществляют свою деятельность на основе закона и в соответствии с законом.

1.Что представляет собой власть в современной России?

Правосудие в России осуществляется только судом. Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности и

/ с участием адвоката и прокурора / равноправия сторон.

? Вспомните из курса Истории, когда в России появился принцип состязательности и равноправия в суде? (1864г. Судебная реформа при Александре II )

Характеристике судебной власти в РФ посвящена Гл. 7 Конституции РФ. Давайте обратимся к тексту.

Работа с КРФ. Ст.118 п.2,3 (с.51 К.)

2. Виды судов в РФ:

а) Конституционный суд РФ – с 1998г.19 судей избираемых тайным голосованием в возрасте от 40-70лет. Стаж 15 лет.

б) Верховный суд РФ: суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и округов, военные, районные суды, составляющие федеральные суды общей юрисдикции (до 95% дел).

в) Высший Арбитражный суд РФ: Федеральные суды округов (их 10), административные суды субъектов составляющих систему Федеральных арбитражных судов.

2)Суды объектов РФ:

а) Конституционные суды субъектов РФ. /уставные/

б) Мировые судьи являющиеся судьями общей юрисдикции субъекта РФ.

Они рассматривают дела незначительной сложности в качестве суда 1 инстанции, т.е. дело рассматривается в суде 1-й раз. Вынесенный приговор или решение суда могут быть пересмотрены в порядке кассационной жалобы или протеста прокурора. Право обжалования имеют лица, участвующие в деле, а право опротестования - прокурор. В этом случае суд 2-й инстанции проверяет законность, обоснованность приговора суда 1-ой инстанции. / Для мировых судей - районный суд./

Главным действующим лицом в суде является судья!

3.Судьи . / работа с текстом Конституции РФ./

? 1.Кто может стать судьей? - ст.149

2.Каков правовой статус судей по Конституции РФ? - ст.120-122.

3.Кем назначаются судьи? - ст.128

4.Кем финансируются? - ст.12.

Судьи, работающие в разных судах имеют единый правовой статус: независимы, неприкосновенны, несменны. Они не могут участвовать в политических движениях, заниматься предпринимательством.

Жизнь и здоровье их страхуется на сумму 15-летней зарплаты.

Если возникает ситуация……

4.Как обратиться в суд?

1)Исковое заявление – истец, в отношении кого - ответчик

-наименование суда, его местонахождение, ФИО, место проживания Истца и Ответчика.

- объясняется существо спора, излагается требования со ссылкой на законодательство.

3.)передается лично судье, регистрируется или заказным письмом.

? 1.Кто является сейчас Генеральным прокурором РФ?

2.Кто такой прокурор ?

II этап. Ролевая игра: Судебное разбирательство.

Слова Солона …станут основным правилом для всех участников судебного процесса.

Секретарь - Встать, суд идет!

Судья: представляет дело, предоставляет слово пострадавшему. Желаете ли вы заявить отвод суду?

Вы имеете право на защиту всеми доступными средствами.

Судья: Слово прокурору.

Секретарь – Свидетель -1,2.

? Вопросы задают адвокат, прокурор,судья

Судья - Если больше нет вопросов, слово предоставляется государственному обвинителю с требованием наказания.

Судья – Слово адвокату, доказывающему невиновность подсудимого.

Судья – Последнее слово предоставляется подсудимому.

Подсудимый – Я не виновен.

Судья – Суд удаляется на совещания.

Секретарь – Встать, суд идет!

Судья – Зачитывает приговор. /слушают все стоя/

III . Закрепление.

? Каковы же особенности правосудия в нашей стране?

1) Коллегиальность (судьи, присяжные заседатели с 90-х г., лица от 25-70лет,всего 12 человек +2 запасных, рассматривают вопрос о виновности или невиновности подсудимого).

2) Гластность – может присутствовать любое лицо – открытое.

3) Равноправие и состязательность - адвокат и прокурор.

5) Судопроизводство ведется на национальном языке (в арбитражных судах на русском). Все решения и приговоры судебной власти обязательны для исполнения. Если они не исполняются – в дело вступают судебные приставы, следящие за исполнением судебных решений и обеспечивающие порядок в суде. / главным судебным приставом является зам. министра юстиции/.

Оценка и вывод .1.Понравился ли Вам урок и, какую правовую информацию вы получили на сегодняшнем уроке?

Создать условия для формирования представлений о судебной структуре.

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, групповая.

Основные понятия и термины

Прокуратура, судья, адвокат, прокурор.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные и личностные УУД

Научатся: какие задачи, стоящие перед судом; как осуществляет свою деятельность суд; как работают: судья, адвокат, прокурор.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют
в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Универсальные учебные действия

I. Мотивация учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока.

Записывают тему и план урока в тетрадь

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск существенной информации

II. Актуализация знаний

Загадки для учащихся

Справедливей всех, всех, друзья,

споры все решает

Любым судебным делам сложным

всегда заняться будет рад,

и правовым советом сможет

помочь в суде нам - ….!

В суде – он главный обвинитель,

осуществляет он надзор

как Государства представить.

Размышляют, отвечают на загадки.

Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о значении закона в жизни человека, формулируют ответы на вопросы учителя

Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь

Познавательные: производят
поиск необходимой информации;

анализируют и выделяют главное; структурируют новую информацию в нужной форме

- А какой орган в стране осуществляет правосудие? ( Суд .)

Ребята, назовите участников судебного процесса?

Делятся на 3 группы.

Познавательные: осуществляют поиск новой информации (по материалам учебника, воспроизведению в памяти).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке

Выполнение заданий в группах

Организует самостоятельную работу учащихся в группах.

Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения познавательной задач

Защита своих мини - проектов

Размышляют, отвечают на вопросы, делают собственные выводы

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

IV. Первичное осмысление и закрепление

Проверим, как успешно вы работали на уроке.

Определите, кто поможет защитить ваши права в следующих ситуациях:

- соседи затопили вашу квартиру и не желают компенсировать причиненный ущерб ( суд );

- вас незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с вами обращались ( прокуратура ).

Познавательные: формулируют ответы в письменной речи; осуществляют поиск информации

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщают полученные на

Наш урок завершается, поделитесь своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.

У вас у каждого по три кружочка: красный - не удалось разобраться в теме, зелёный - всё понятно, желтый - остались вопросы.

Я попрошу выбрать ваш ответ и закрепить у богини Фемиды.

Сдайте мне оценочные листы . Оценки сообщу вам на следующем уроке.

1. Отвечают
на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Прочитать параграф учебник 7;

Выполнить одно из трех заданий на выбор:

Нарисовать рисунки по теме урока;

Записывают домашнее задание

Внимательно прочитайте (стр. учебника 57-59, прочтите и обсудите статьи Конституции 46, 47, 118, 119, 120).

Ответьте на вопросы:

Кто такой судья, кто работает в суде?

Что такое презумпция невиновности?

Попытайтесь сформулировать определение: СУДЬЯ – это……

(судья – профессионал, имеющий высшее образование и осуществляющий от имени государства правосудие).

Задача. Гражданку Л.И.Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ей было 22 года. Законно ли данное назначение?

Рабочий материал для первой группы

  • В современной России судья – профессионал, имеющий высшее юридическое образование и осуществляющий от имени государства правосудие;
  • судьёй может стать юрист, достигший 25 – летнего возраста и имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет;
  • сдать экзамен квалификационной коллегии судей и получить рекомендацию на должность;
  • судья знакомится с материалами дела, внимательно их изучает, принимает меры к тому, чтобы собрать необходимые документы, пригласить людей, участие которое важно для судебного разбирательства;
  • разрешает правовой конфликт.

2 группа. Адвокат.

Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, статью Конституции 48, документ) и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…

(адвокат – это независимый советник по правовым вопросам).

Задача. Несовершеннолетний Н. Носов угнал машину. Уголовное дело по угону им машины в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?

Рабочий материал для второй группы

  • консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;
  • составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
  • представительство в судах, организациях по гражданским делам и делам об административных нарушениях;
  • правовое обслуживание коммерческих операций, заключение контрактов, разработка уставов, документов;
  • участие в качестве представителя сторон в Конституционном суде РФ, в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

Статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование. Иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Сдать квалификационный экзамен.

Современный адвокат имеет право разъяснять действующее законодательство и правовые ситуации, в которых оказались его клиенты. Представляя интересы клиента, адвокат может собирать доказательства, защищать права своего подопечного в суде, составлять документы правового характера: исковые заявления, заявления в суд, претензии, жалобы. А также выступает в роли защитника в уголовном процессе, может быть представителем потерпевшего, истца или ответчика.

3 группа. Прокурор.

Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, Конституция статья 129, документ ФЗ о прокуратуре статья 1.) и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры?

Каковы функции прокуратуры?

Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…

( Прокурор - главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу).

Задача. Полицейский в квартире Л.И.Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия полицейского ?

Рабочий материал для третей группы

  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • участие в рассмотрении дел судами;
  • расследование преступлений;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Судья – это одна из самых престижных профессий в юридической сфере. Дослужиться до этой должности может далеко не каждый выпускник юридического факультета. Характеристика профессии судья позволяет сделать вывод о сложности данной работы. Судья должен жить в напряженной обстановке, действовать исключительно в соответствии с принципами морали, объективности и принципиальности. На него ложится вся ответственность принятого решения, а потому оно должно быть взвешенным и соответствовать установленным законодательным нормам. Он должен быть беспристрастным и справедливым. Профессия судьи ответственна и требует от человека решительности, самостоятельности, справедливости.

Адвокат – юрист, который сдал экзамен на получение статуса адвоката. В его компетенцию входит ведение уголовных дел. Может участвовать в заседаниях по уголовным делам.

Профессия адвоката на сегодняшний день очень востребована в различных областях жизни общества.

Поэтому адвокат должен быть очень современным человеком, что предполагает эрудицию, живой подвижный интеллект и высокую степень образованности.

Что касается человеческих качеств, формирующих характер, то, конечно, адвокат должен быть честным человеком и принципиальным.

Но это очень трудно в современной адвокатской практике.

Поэтому гибкость характера, т.е. умение находить компромисс в непростых ситуациях - тоже очень важная черта характера адвоката

Твердостью, целеустремленностью, уверенностью в себе и своем деле, вдумчивостью и спокойствием. Про наличие ума, знаний, компетентности.

Прокурор – лицо, являющееся государственным обвинителем в судебных органах.

Обладать рассудительностью, находчивостью, аналитическими способностями, азартом игрока, не быть конфликтным и вспыльчивым, а сдержанным, уметь убеждать, быть сильнее "противника, иметь много "побед", доказывающих его профессионализм и уметь располагать к себе подопечного.

Его работа требует от него скрупулезного анализа доказательств, безупречных выводов в результате этого анализа и умения высказывать требования справедливого приговора такими словами, которые были бы понятны и близки массе людей, от имени которых прокурор произносит свою речь.

  1. Конституция
  2. Прилагательные: хорошая, прекрасная, пятая, демократическая, российская, важная, юридическая, государственная.(2 слова);
  3. Глаголы: обладает, определяет, действует, учит, дарит, воспитывает, устанавливает, гарантирует, обязывает, защищает, обязывает, охраняет.(3 слова);
  4. Ключевая фраза: основной закон государства, хорошо бы все соблюдали, закон суров, но это закон, конституция - это основа законодательства (1 ключевая фраза);
  5. Слово синоним: необходимость, писанный акт, закон, учится, основной закон государства.
  1. Конституция
  2. Прилагательные: хорошая, прекрасная, пятая, демократическая, российская, важная, юридическая, государственная.(2 слова);
  3. Глаголы: обладает, определяет, действует, учит, дарит, воспитывает, устанавливает, гарантирует, обязывает, защищает, обязывает, охраняет.(3 слова);
  4. Ключевая фраза: основной закон государства, хорошо бы все соблюдали, закон суров, но это закон, конституция - это основа законодательства (1 ключевая фраза);
  5. Слово синоним: необходимость, писанный акт, закон, учится, основной закон государства.
  1. Конституция
  2. Прилагательные: хорошая, прекрасная, пятая, демократическая, российская, важная, юридическая, государственная.(2 слова);
  3. Глаголы: обладает, определяет, действует, учит, дарит, воспитывает, устанавливает, гарантирует, обязывает, защищает, обязывает, охраняет.(3 слова);
  4. Ключевая фраза: основной закон государства, хорошо бы все соблюдали, закон суров, но это закон, конституция - это основа законодательства (1 ключевая фраза);
  5. Слово синоним: необходимость, писанный акт, закон, учится, основной закон государства.

С помощью текста п. 2 параграфа 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет судьи, выдели главные черты и качества.

С помощью текста п. 2 параграфа 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет адвоката, выдели главные черты и качества.

С помощью текста п. 2 параграфа 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет прокурора, выдели главные черты и качества.

С помощью текста п. 2 параграфа 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет прокурора, выдели главные черты и качества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие было разработано как профориентационное, а также как повышающее уровень правовой культуры школьников старшего школьного возраста.

Конспект правового урока

Внеклассное мероприятие для старшеклассников


Автор: Спиридонова Н.М.,

учитель истории и обществознания

высшей категории

Пояснительная записка

Современный человек должен обладать необходимым минимумом правовых знаний. Составляющей этих знаний являются знания о правоохранительных органах страны, их функциях, роли в жизни гражданина. Формировать правовую культуру необходимо в школьном возрасте, используя как уроки, так и внеурочные формы работы.

Данное мероприятие было разработано как профориентационное, а также как повышающее уровень правовой культуры школьников старшего школьного возраста.

Мероприятие проводится с использование ИКТ и кейс - методов. Мероприятие рассчитано на 45-55 минут. Группы формируются по желанию обучающихся.

В ходе работы на доске появляется образовательный продукт из информационных материалов, выполненных заданий-кейсов. Этот материал раскрывает различные стороны работы органов прокуратуры и её истории и может быть использован для наглядности в работе по профориентации. Интервью с работником прокуратуры выполняется как опережающее задание, которое может быть выполнено в разной форме: интервью по телефону, скайпу, при личной встрече. С целью развития познавательного интереса по теме, закрепления знаний в конце мероприятия обучающимся предлагается написать письмо работнику прокуратуры.

Методы: кейс-метод, беседа, интервью, исследовательские, проблемные задания.

- продолжить формирование знаний о правоохранительных органах и

целях их деятельности;

- продолжить формирование коммуникативных навыков работы

с различными источниками информации; навыков решения учебных

задач с заданиями аналитического и творческого уровней;

- привлечение внимания к профессии работника прокуратуры.

Оборудование: раздаточный материал, ПК, принтер, словари, Конституция РФ, бумага, клей, ножницы, мультимедийное оборудование, презентация, итоги работы учащихся.

Ход урока правовых знаний

(Ответ: Представляет обвинение на судебном процессе) Слайд №1

Целеполагание. Попытайтесь сформулировать цели нашего мероприятия.

(Ответ: Необходимо определить, каковы место и роль органов прокуратуры в системе правоохранительных органов). Слайд№2

II. Актуализация: в течение многих лет в школе проводится анкетирование с целью выяснить профессиональные предпочтения выпускников. Признанным лидером являются профессии, связанные с правоохранительной деятельностью.

Первый год опроса

Второй год опроса

Третий год опроса

Четвертый год опроса

% учащихся, ориентированных на правоохранительную деятельность

Но, как выясняется, специфику работы представляют только по фильмам и обыденному опыту.

Работа со словарями (толковым, иностранных слов, большой иллюстрированной энциклопедией) и Конституцией РФ ст.129.

После короткого обсуждения на доску вывешивается определение

Прокуратура Российской Федерации — это единая централизо­ванная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов.

В компетенцию органов Прокуратуры входят возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения в суде от имени государства, надзор за судебной деятельностью, исполнением приговоров суда, соблюдением законов в местах отбывания наказания.

Правозащитные функции прокурор выполняет путем выне­сения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, со­держащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административ­ном правонарушении. В определенных случаях для защиты интере­сов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.

Все требования прокурора об устранении нарушений закона под­лежат безусловному исполнению в установленный срок. За неиспол­нение требований прокурора виновные должностные лица и гражда­не привлекаются к юридической ответственности.

III. Интерактивные формы работы.

Сегодня мы познакомимся ближе с этой непростой правоохранительной деятельностью и профессией. Для работы нам необходимо разделиться на группы:


К ейс № 1. Журналисты: Вам необходимо взять интервью у работника органов прокуратуры. Слайд № 3


Возможные вопросы для интервью

1.Краткая информация об интервьюируемом лице

2.Отличия работы прокуратуры от других правоохранительных органов

3.Наиболее часто встречающиеся проблемы, по которым обращаются граждане Аромашевского района

4.Плюсы и минусы выбранной Вами работы

5.Особенности получения образования

6.Казусные ситуации во время выполнения функций

7.Кто в нашем районе занимается вопросами по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних

Кейс №2. Историки: Вам, используя интернет - ресурсы, нужно издать информационный листок об истории прокуратуры в России. Слайд №4





И мператор Петр Великий


П .И. Ягужинский

Историю прокуратуры в России представить по периодам: создание, развитие до революции 1917 года, прокуратура советского периода, прокуратура РФ. Возможное выполнение задания:

Петр Великий

Становление прокуратуры России

Прокуратура России советского периода

После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК. По мере перехода от гражданской войны к строительству новых общественных отношений все более ощутимым становилась объективная необходимость обеспечения законности на единой организационной и правовой основе. В докладе Министра юстиции Н.В. Крыленко на IV съезде деятелей юстиции в 1921 г. подчёркивалась необходимость создания прокуратуры, независимой от местной власти, на которую возлагалось бы обвинение в суде, общий надзор, руководство следствием, а также предупреждение правонарушений. 1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось её создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и Союзных республик органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками положений. С некоторыми, изменениями эта структура прокуратуры и аппаратов органов прокуратуры просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 г.

Прокуратура РФ

Кейс № 3. Геральдисты, вам необходимо объяснить нам, символику геральдических знаков органов российской прокуратуры. Используя интернет – ресурсы, составить презентацию. Слайд № 5

Возможное выполнение задания:

Эмблема прокуратуры Российской Федерации. Слайд № 7


Флаг прокуратуры Российской Федерации. Слайд № 8


Флаг прокуратуры Российской Федерации представляет собой синее прямоугольное полотнище с Государственным флагом Российской Федерации в крыже.

В центре правой половины полотнища располагается геральдический знак – эмблема прокуратуры Российской Федерации.

Отношение ширины флага к его длине 1:1,5. Отношение высоты эмблемы к ширине флага 1:2.

Кейс №4. Граждане, вы, используя знания, должны решить предложенные проблемные задания. Слайд №6

В ходе проверки органами социальной защиты было установлено, что гр. Б, проживающий в Аромашевском районе, имеет несовершеннолетнего сына С., 1999 года рождения. В нарушение требований ст. ст. 63, 65 Семейного кодекса РФ гр. Б. не исполняет свои обязанности по воспитанию и содержанию сына, не заботится о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Он вступил в новый брак и написал нотариально заверенный отказ от содержания и воспитания несовершеннолетнего сына. Можно ли нотариально отказаться от отцовства? Куда необходимо обратиться с результатами проверки? Кто может возбудить дело о взыскании алиментов?

2. Гр-ке Ивановой было отказано в выплате материнского капитала на основании того, что первый ребенок гр-ки Ивановой умер во младенчестве. В какие органы может обратиться Иванова для установления истины?

3. Гр-н Плесовских, желая предоставить возможность сыну пользоваться своей автомашиной, обратился в нотариальную контору с просьбой заверить в нотариальном порядке доверенность на право управления автомобилем. Нотариус разъяснил, что с 1 января 2013 года закон не требует нотариального оформления такой доверенности. Плесовских утверждал, что далеко не все работники полиции знают о новой норме закона. По этой причине его сына останавливают и начинают длительную “разборку” на месте с непредсказуемым результатом. Плесовских настаивал на нотариальном удостоверении доверенности. Однако ему было в этом нотариусом отказано. Кто прав в данной ситуации? Может ли прокуратура помочь разрешить этот спор?

4. В суде рассматривался спор соседей по огороду, Рябинина и Спиридоновой, связанный с использованием земельных участков, принадлежащих им на праве частной собственности. В самом начале судебного разбирательства истица Спиридонова обратила внимание суда на то, что в зале судебного разбирательства отсутствует прокурор. Она просила слушание дела отложить и перенести его рассмотрение на другой день, поскольку без прокурора дело слушаться не должно. Как вы думаете, какое решение должен принять суд?

5. Индивидуальный предприниматель Казанцев, приспособивший под сапожную мастерскую кузов от автомобиля-фургона, был оштрафован налоговой инспекцией за неуплату налогов на сумму сокрытых доходов. Считая решение налоговой инспекции о применении к нему санкции незаконными, он обратился в прокуратуру. Однако ему ответили, что для выяснения подобного рода споров есть специальный правоохранительный орган – арбитражный суд. Законно ли поступил прокурор?

6. В прокуратуру от г-жи Тарасовой поступила жалоба с информацией о том, что купленный ею фен, выпускаемый отечественным заводом, покрашен такой краской, которая в процессе работы дает испарения, вредно влияющие на здоровье потребителей. Прокурор потребовал от дирекции завода предоставить необходимую документацию для проверки жалобы. Однако дирекция завода, сославшись на то, что документация является коммерческой тайной, отказалась выполнить требование прокурора. Что должен сделать прокурор?

8. Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: “Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.

1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.

3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.

5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.

6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

Как могут поступить несогласные с принятым решением родители? К кому обратиться?

IV. Презентация результатов учащимися от каждой группы:

-информационный листок c историей органов прокуратуры в России,

-просмотр презентации о символике органов прокуратуры,

-запись интервью с работником прокуратуры,

V. Подведение итогов. Как можно на основе проведенной нами работы определить место и роль прокуратуры в правоохранительной системе РФ? (Ответ: прокуратура выполняет надзорные и правозащитные функции)

Список литературы к мероприятию

1. О прокуратуре Российской Федерации – федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202 – I [Электронный ресурс – СПС Гарант – 2009].
2. Басков В.И. Прокурорский надзор: учеб. для юрид. вузов / В.И. Басков. – М.: Зерцало, 2000.
3. Деришев Ю.В. Прокуратура Российской Федерации: учеб. пособие / Ю.В.Деришев. – Омск: Юридический институт, 2003.
4. Прокурорский надзор: учеб. пособие / Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. [и др.]. – М.: Изд-во Элит, 2007.
5. Российский прокурорский надзор / А.Я. Сухарев, Ю.В. Кореневский, Л.А. Прокудина, В.П. Рябцев [и др.]; под ред. А.Я. Сухарева. – М.: НОРМА, 2001.

Читайте также: