Конспект урока алфавит гармония

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 1-а классе

Учитель: Полянская Елена Борисовна ,

Цели и задачи: создать условия для:

- систематизации знаний учащихся об алфавите ;

- формирования умения пользоваться алфавитом для упорядочивания слов;

- развития орфографической зоркости, речи, мышления учащихся, умения работать со словарём;

- формирования дружеских отношений между детьми, взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

Личностные: учиться оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке.

Предметные: знать алфавит, иметь представление о правиле расположения слов по алфавиту (в том случае, когда два слова начинаются с одинаковой буквы).

Метапредметные:

УУД: Регулятивные: учиться самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ; анализировать, делать выводы, умозаключения.

Коммуникативные: строить взаимодействие с одноклассниками, учиться формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Тип урока: урок применения знаний.

Деятельность обучающихся, формы работы

I . Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

- Солнце яркое проснулось,

В гости к нам пришло с утра,

Всем ребятам улыбнулось,

Начинать урок пора .

Улыбнитесь и вы друг другу. Поприветствуйте гостей (кивком головы) Садитесь.

- У меня для вас сюрприз! Послушайте.

- На уроке окружающего мира мы слушали голоса птиц. Угадали, чьё пение?

- Ребята, как думаете, о чем пропели нам соловушки?

- Что они вам пожелали в начале ответственного урока?

- Что вы пообещаете?

- Мы настроились на серьёзную работу. Всё у нас обязательно получится. Откройте тетради. Вспомните правильную посадку, положение тетради.

Настрой на работу.

Слушают голос птицы, угадывают.

II Актуализация знаний

Слайд - Проверим, знаете ли вы других птиц. Отгадайте загадки.

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (Аист)

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)

В небе кружит ночью длинной
Самый крупный, самый сильный
Из большой семьи совиной
Крючконосый хищный…
(Филин)

Огромная морская птица.
Штормов и бури не боится.
Им не свернуть её с пути,
Она ведь всё равно летит.
Её чтут боцман и матрос.
А птица эта - … (Альбатрос)

Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …?
(Воробей)

Учитель выбирает методы и приемы в зависимости от целей и задач учебного занятия, его содержания, специфики работы с конкретными обучающимися. Учитель должен знать, что важным критерием правильности выбора метода, приема обучения является качественное достижение конечного запланированного результата урока.

Но чтобы увидеть учебный материал урока целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности, учителю необходимо уметь конструировать урок, в условиях введения новых образовательных стандартов уметь отображать дидактическую структуру урока через технологическую карту……..

Цели: создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом в жизни для упорядочивания слов.

Ожидаемые результаты:

Предметные: знать алфавит, иметь представление о правиле расположения слова по алфавиту (в том случае, когда два слова начинаются с одинаковой буквы).

    Регулятивные: учиться самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • Познавательные: общеучебные – уметь участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы; логические – осмысленно читать текст, выделять из него существенную информацию, анализировать, делать выводы и умозаключения.
  • Коммуникативные: строить взаимодействие с одноклассниками, учиться формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
  • Личностные: учиться оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Слайд № 1.

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный и психологический настрой.

- Осваивать алфавит мы с вами продолжаем,

Чтобы твёрдо запомнить, его много раз повторяем,

Слова располагать в алфавитном порядке –

Отличная для развития речи зарядка.

Готовятся к уроку.

На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.

- Попробуйте поставить цели урока – что же мы будем делать?

- Я надеюсь, все выучили алфавит? Давайте проверим это. Посмотрим, чья команда лучше знает алфавит. Постарайтесь произнести алфавит по очереди все, сидящие в одном ряду, ни разу не сбиваясь.

Дети по рядам называют алфавита.

- На экране четыре группы букв. Решите в паре, какая группа букв расположена по алфавиту. Покажите на веерах номер группы.

- Проведём минутку чистописания с этими буквами.

- Откройте тетради на печатной основе на с.17. Пришла пора проверить серьёзно ваши знания. Работать будем самостоятельно с взаимопроверкой.

- Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.

Дети выполняют взаимопроверку с анализом.

Дети стараются показать своим телом буквы.

- А где мы можем узнать написание этих слов?

- Встретились ли вам трудности? Какие?

- Во вторых прямоугольниках вам даны пять словарных слов, с которыми мы уже знакомы. Вставьте пропущенные буквы и покажите цифрами алфавитный порядок слов.

- В какой группе буквы расположены по алфавиту?

1. опср 2. фхцч 3. кмлн;

- Какое слово в словаре должно быть первым?

1. Ель 2. Ежи 3. Енот

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом.

Задачи урока:

Предметные:

  • формировать у учащихся понятие – алфавит, правила расположения букв в русском языке;
  • умения использовать алфавит на практике;
  • расширить кругозор учащихся;
  • развивать мышление, речь

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом.

Задачи урока:

Предметные:

формировать у учащихся понятие – алфавит, правила расположения букв в русском языке;

умения использовать алфавит на практике;

расширить кругозор учащихся;

развивать мышление, речь

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

учить соблюдению правил работы в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

создавать условия для овладения начальными сведениями об алфавите и его использование на практике;

учить использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

осознают необходимость знания алфавита

умеют называть буквы в алфавитном порядке

приобрели первый опыт обращения к словарям

повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки

Мотивационный момент

— включить учащихся в деятельность,
— вызвать положительную эмоциональную направленность;
— повышать уровень учебной мотивации.

Тяжела для всех наука,

Если в школе сон, да скука.

Если будет увлеченье,

Станет радостным ученье.

Я желаю всем добра!

Чтоб совместная работа

Нам открытие принесла!

— Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

— Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

Правила посадки при письме

Оформление тетрадей (запись даты)

Актуализация знаний

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

На предыдущих уроках вы и ваши друзья, Антон и Джон, учились записывать слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон. [Л’УК]

Догадались ли вы, какое опасное место есть во дворе? (Чита­ется слово люк.)

Можно ли такую вывеску поместить во дворе?

Все ли прохо­жие поймут, что на ней написано?

Годятся ли значки звуков для письменной речи? (Большинство детей на все вопросы отвечают отрицательно.)

Сравните наш вывод с выводом авторов учебника о записи слов с помощью значков звуков. (Дети шёпотом читают сведения из упр. 90 на с. 65 и вписывают пропущенное слово буквы.)

Свою помощь Антону предложил мальчик-иностранец и сде­лал запись на вывеске буквами. LUK

Можно ли такую вывеску поместить во дворе? (Нет.)

Почему? (Она на иностранном языке, и люди не поймут, что написано.)

Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях.

Возьмите в руки карандаш и знаками + или — оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как её написали?

Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь? (Де­лается вывод о том, что в русской письменной речи нужны русские буквы.)

Повторяют пройденный материал

Отвечают на вопросы

Чтение сведений УПР. 90

Самооценка выполненной работы

Определяется тема урока

Постановка учебной задачи

— создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач

Давайте сделаем так, чтобы эти буквы заговорили: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)

Что бы вы хотели узнать по данной теме? (Учитель записывает вопросы на доске)

Узнать, что такое алфавит?

Сколько букв в алфавите?

Для чего нужен алфавит?

Где и как применяют алфавит?

Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точ­ное значение слова алфавит, выполним упражнение на странице 60.

Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумее­те ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?

Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские бук­вы — буквы других языков (упр. 91).

Сколько букв вы зачеркнули? (Должно быть зачёркнуто 6 букв.) Давайте хором назовём буквы, которые у вас остались. Это алфавит?

Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их… Сколько? (33)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И останутся на бреге

33 богатыря.

Но на страницах букваря тоже 33 богатыря!

Мудрецов богатырей знает каждый грамотей!

Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять. Какой нет первой бук­вы?

Мысленно продолжите строчку влево и впишите букву а. Пи­шем, как в тетради, красиво и аккуратно, хотя без дополнительных линеечек это трудно. А теперь читайте по порядку все буквы рус­ского языка и ищите потерявшиеся. (Ребята хором читают назва­ния букв на обратной стороне обложки учебника или на таблице. Вписываются буквы г, е, з, й, о, п, с, ф, ш, ы. Учитель напоминает знак вставки (с. 70 учебника) и даёт образец записи на доске, об­ращает внимание на наиболее трудные элементы букв.)

— Что мы с вами записали? (Все русские буквы)

— Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит.

Определяют, что знают и что хотели бы узнать по новой теме

Открытие нового знания — раскрыть сущность обсуждаемых явлений, используя эвристические вопросы,

— выстроить логические умозаключения.

— Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку.

— Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.

— Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.

— Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.

— И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным для нас алфавитом.

— Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяю “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему?

— Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.

Мы выяснили, что такое алфавит.

Антон спрашивает у вас: «А почему порядок букв назвали таким странным словом алфавит?

Чтобы ответить Антону нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв в греческом и старом русском. (Учитель читает запись на доске.)

а — альфа а — аз

Р — вита б — буки

Из названий этих букв составлено два важных слова. Кто-ни­будь догадался, что это за слова? (Алфавит и азбука.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Алфавит" разработан по программе УМК "Гармония 1 класс.

Цель: формирование у обучающихся первого класса осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).


Конспект урока русского языка

Разработала и провела учитель I квалификационной категории О.А. Сапожникова

Конспект урока по теме "Алфавит". 1-й класс

Цель. Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Оборудование урока. Раздаточный материал:

учебник, печатная тетрадь

карточки с заданием для парной работы на II этапе;

карточки с заданиями групповой работы на V этапе;

карточки с изображением солнышка, облачка, тучки у каждого ученика;

компьютер, видеопроектор, программа Microsoft Power Point (Презентация).

I. Самоопределение к учебной деятельности. (3–4мин.)

1) создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на первом этапе.

Прозвенел для нас звонок,

К нам, без опоздания, приходи старание,

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда – УЧИТЬСЯ! (Презентация, слайд № 2).

(На столах у детей карточки: солнышко, тучка, облако).

Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение веселое, то возьмите себе карточку с солнышком, если чуть – чуть грустное– то облачко, а если совсем печальное – тучку. Кто хочет поделиться своим настроением или высказать пожелания другим? У меня тоже хорошее настроение. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.

Каллиграфическая минутка.

Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.

- Попробуйте определить тему урока. Кто догадался? (Презентация, слайд № 2).

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности. (5 мин.)

1) способствовать прочному запоминанию алфавита;

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) организовать затруднение в деятельности.

III. Организация учебного процесса на втором этапе (общеклассная, работа в парах).

Каково значение слова алфавит? Где вы об этом узнали? ? (В толковом словаре).

А как произошли эти два слова? (учебник стр.61)

- Кто может рассказать весь алфавит? Кто попробует с буквы К? кто с буквы Ц? молодцы! А зачем человеку нужен алфавит?

Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале –фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного.

Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.

(Работа в парах).

(Карточки у детей на столах, презентация, слайд№ 4)

Покажите цифрами алфавитный порядок слов (пенал, альбом, портфель, карандаш).

(Задание вызывает затруднение – проблемная ситуация)

IV. Выявление причины затруднения, поиск выхода из затруднения. (12 мин.)

1) выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);

2) открыть новый способ действия;

3) зафиксировать новый способ действий во внешней речи.

Организация учебного процесса на третьем этапе(побуждающий от проблемной ситуации диалог)

. Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?

Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.

Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?

Расположить слова по алфавиту.

Какие знания вы применили?

По первой букве определили место слова.

Над каким словом вы поставили цифру1? 2? Какое слово обозначили цифрой 3?

Одни ученики:.

Другие ученики:.

А мы над словом портфель.

А задание было одно?

А как вы его выполнили?

(Осознание проблемы)

Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?

Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой.

Побуждающий к гипотезам диалог.

Ваши предположения? Гипотезы?

Я думаю, что надо записать пенал, оно короче, чем слово портфель.

А может быть, портфель; ведь в портфеле же носят и пенал, и альбом, и карандаш.

Причем тут то, что носят. Нам же надо просто по алфавиту расставить.

Наверное, надо по ударению их расставить.

А у этих слов ударение на втором слоге.

А может быть нам поможет словарь? (Учебник с. 136, раздел “Вещи”)

Найдите слова на букву П. Сравните.

Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, портфель)?

Я догадался! Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!

Итак, к какому выводу мы пришли? Давайте сравним наши мысли с выводами ученых(Учебник, с. 65). Молодцы!

Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова? (Проверка, презентация, слайд № 5)

Физминутка (3 мин)

Работаем в тетради по памятке (презентация, слайд № 6).

(Списывание слов ведётся в соответствии с памяткой, разработанной автором учебника М.С.Соловейчик. Такая технология списывания способствует формированию орфографической зоркости, развитию орфографической памяти,становлению самоконтроля).

V. Обобщение затруднений во внешней речи. (3 мин.)

воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

Организация учебного процесса на четвёртом этапе.

Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.

Расположение слов по алфавиту.

Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?

Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве.

Физминутка . (3 мин.)

VI. Самостоятельная работа по эталону. Включение в систему знаний. (10 мин.)

1) проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях с опорой на эталон;

2) систематизировать знания об алфавите.

Организация учебного процесса на пятом этапе (работают в группах по 4 чел.).

Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации? У меня для вас есть очень интересное задание.

Задание для 1 группы. Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.

Задание для 2 группы. Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы.

Задание для 3 группы. Догадайтесь, в каком порядке стоят в библиотеке эти книги. (Михалков, Барто, Маршак)

Задание для 4 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели.Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).

Задание для 5 группы. Герой нашего учебника Антон назвал весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли он это сделал?

Задание для 6 группы. Помоги ветеринарному врачу записать в журнал клички животных по алфавиту. (Буян, Жулька, Жучка, Зорька).

Задание для 7 группы. Помоги мальчику-иностранцу расставить словарные слова по алфавиту. (Помидор, редиска, собака, стакан).

Задание для 8 группы. Помоги своему учителю записать предметы в журнал. (Математика, музыка, окружающий мир, технология).

(Воспроизведение полученных результатов каждой группой. Проверка по эталону, презентация, слайды № 7-16)

VII. Рефлексия деятельности. (3 мин.)

1) зафиксировать в речи открытый способ действий;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на шестом этапе.

Итак, мы сегодня открыли ещё одну тайну нашего языка. Какую? (Презентация, слайд 17)

Располагать слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д.

У кого возникли затруднения? Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас.

Читайте также: