Образование и наука в первой половине 19 века в беларуси конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

1. Определите, какие изменения в области высшего образования были связаны с развитием сельского хозяйства, и в частности с выращиванием картофеля.

С развитием сельского хозяйства, и в частности с выращиванием картофеля, связано появление в 1840 г. первого в Российской империи высшего агрономического учебного заведения, Горы-Горецкой земледельческой школы. В дальнейшем она была преобразована в институт. Здесь проводилась работа по выведению не только новых сортов картофеля, но и высокопродуктивных пород скота.

2. По каким причинам произошел переход в обучении с польского языка на русский?

Противоречие состоит в том, что наряду с повышением интереса к истории, культуре, традициям, особенным и общим чертам белорусов, чем занималась наука белорусоведение, российское правительство не признавало существования самостоятельного белорусского языка и считало его диалектом русского. Данная несправедливость вызывало негодование у многих деятелей науки и культуры, которые уделяли большое внимание развитию белорусоведения.

Фамилия деятеля науки и культуры

Вклад в развитие науки и культуры

в белорусских текстах Я. Чечота.

Константин и Евстафий Тышкевичи

Графы братья занимались изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. В 1842 г. Константин основал в родном Логойске первый в Беларуси исторический музей. По инициативе Евстафия в 1855 г. был создан Виленский музей древностей. При нем действовала археологическая комиссия, занимавшаяся сбором, исследованием и популяризацией исторического и культурного наследия.

Задание для самостоятельного выполнения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

§ 9. Образование и наука в первой половине XIX в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

§ 9. Образование и наука в первой половине XIX в.

§ 9. Образование и наука в первой половине XIX в.

Проверка д/з

План урка1. Начальное и среднее образование2. Специальное и высшее образовани.

План урка
1. Начальное и среднее образование
2. Специальное и высшее образование
3. Белоруссоведение

1. Начальное и среднее образование

1. Начальное и среднее образование

Церковно-приходская школа

Обучение на дому

Обучение на дому

П. Д. КиселёвСпособствовал открытию церковно-приходских школ в государственно.

П. Д. Киселёв
Способствовал открытию церковно-приходских школ в государственной деревне

2. Специальное и высшее образование

2. Специальное и высшее образование

Гимназия в г. Свислочь

Гимназия в г. Свислочь

Иезуитская академия в г. Полоцк

Иезуитская академия в г. Полоцк

Слуцкая духовная семинария

Слуцкая духовная семинария

Виленский университет

Горе-горецкая земледельческая школа

Горе-горецкая земледельческая школа


3. Белорусоведение

Павел ШпилевскийОдин из основателей белорусоведения, этнограф, историк, автор.

Ян ЧачотЭтнограф, историк, публицист, автор 6 фольклорных сборников «С Нёмана.

Константин ТышкевичОсновал в 1842 г. первый исторический музей в г. Логойск

Константин Тышкевич
Основал в 1842 г. первый исторический музей в г. Логойск

Евстафий ТышкевичВ 1855 г. открыл Виленский музей археологических древностей

Евстафий Тышкевич
В 1855 г. открыл Виленский музей археологических древностей

Контроль знанийОтвет на вопросы QR

Контроль знаний
Ответ на вопросы QR

Домашнее заданиеПараграф 9. Знать достижения следующих личностей: Павел Шпил.

Домашнее задание
Параграф 9.
Знать достижения следующих личностей: Павел Шпилевский, Ян Чачот, К. Тышкевич и Е. Тышкевич
Знать основные учебные заведения на территории Беларуси и показывать их на карте

Тест, д/з, отметки, онлайн-урок

Тест, д/з, отметки, онлайн-урок

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 076 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 9. Образование и наука в первой половине XIX в.

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.01.2022 33
  • PPTX 2.4 мбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жигалов Роман Игоревич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по истории России в 8 классе по теме "Образование и наука в первой половине XIX века".

ВложениеРазмер
Конспект урока по истории России в 8 классе "Образование и наука в первой половине XIX века" 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Конспект урока истории в 8 классе по теме

«Образование и наука в первой половине

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

сформировать представление о роли образования и науки в ходе реформ, о взаимодействии науки и образования, науки и производства, о развитии прогресса российского общества;

продолжить работу по формированию исторического мышления учащихся – способность рассматривать события с точки зрения их исторической обусловленности, анализировать причинно-следственные связи взаимодействия образования, науки и общественного прогресса;

- расширить сферу исторических знаний учащихся

формировать чувства гордости и уважения к истории Отечества.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 7 мин.
Изучение новой темы – 32 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя

IIа. Развитие образования при Александре I (рассказ с элементами конспектирования учащимися).

В первые годы правления Александра I (1801-1825) произошла заметная либерализация общества. Велись разработки конституционных проектов, был принят новый цензурный устав, ослабели преследования сектантов (духоборов и молокан), расширилась черта еврейской оседлости, всем свободным сословиям было даровано право собственности на землю. Указом о вольных хлебопашцах (1803) дворяне получили право отпускать своих крепостных на волю за выкуп. Однако одной из самых значимых для империи и общества стала реформа школьного дела, в ходе которой в России сложилась довольно стройная система образовательных учреждений разного уровня.

В результате реализации реформы в каждом губернском городе появились гимназии, а в каждом уездном городе – уездные училища. Приходские училища создавались также и в сельской местности. Несколько позднее, в 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей привилегированное учебное заведение для обучения представителей высшего дворянского общества.

Официально был провозглашен принцип бессословности в образовании, однако для детей крепостных были доступны только приходские училища. Впрочем, и это был огромный шаг вперед. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

Особое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. С 1755 г. в России функционировал Московский университет, но в начале XIX в. он уже не удовлетворял всем потребностям государства и общества в деле подготовки специалистов. Поэтому в первые годы царствования Александра I были открыты четыре новых университета: Дерптский (1802 г.), Казанский (1804 г.), Харьковский (1804 г.), Виленский (1804 г.). Несколько позднее был создан университет в Санкт-Петербурге (1819 г.).

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей. Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты.

IIб. Развитие образования при Николае I (Выступление учащегося по данному материалу с демонстрацией презентации, подготовленной самим учащимся без помощи учителя)

В 20-50 гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Это было связано с личностью нового императора – Николая I (1825-1856), который был искренним приверженцем идеи божественной миссии самодержавия в России. В числе первых эта идея нашла отражение в системе образования, претерпевшей определенные изменения по сравнению с эпохой Александра I. Если в начале века важнейшим считалось общее образование, то теперь школа была нацелена на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись все 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

Следует отметить, что количество образовательных учреждений неуклонно росло. Так, если в начале века на всю страну было 158 училищ, то к середине века уже в каждой губернии их было около 130.

Увеличивалось и число высших учебных заведений особенно технических. Были открыты Технологический институт в столице, Межевой и Земледельческий институты в Москве, получила развитие система медицинских факультетов в университетах. Однако при этом были ликвидированы кафедры философии, политэкономии, естественного права и статистики. В то же время, в 30-е гг. в Европу было командировано много русских ученых, в том числе и гуманитариев для стажировки и обучения. В результате в России серьезно обновилось преподавание всех дисциплин.

Открывались также училища по подготовке специалистов в различных областях. В таких элитарных заведения, как Строительное училище, императорское училище правоведения система воспитания и обучения были скопированы с аналогичных учебных заведений Англии. Выпускники этих училищ поступали на службу в соответствующие министерства.

Рос объем выпуска литературы для всех слоев населения. Причем по своей цене эти книги были доступны самым широким слоям населения. Интенсивно развивалось и библиотечное дело. Библиотеки в 30-40-е гг. были открыты по инициативе общественности в большинстве губернских и уездных городов России.

III. Самостоятельная учебная работа обучающихся с текстом учебника.

По итогом этой работы, учащие должны выписать в тетради основные достижения каждой конкретной науки в первой половине XIX, а также наиболее видных учёных и их вклад в развитие науки.

Учащимися может быть выписано следующее (примерный вариант):

Биология. К началу XIX века огромный фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьезном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменности растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран.

Наиболее известные учёные-биологи: И.А. Двигубский; И.Е. Дядьковский; К.М. Бэр, Э.А. Эверсман.

Медицина. Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медико-хирургической академии Н.И. Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. Ввел в практику использования наркоза и применение гипсовых повязок для лечения переломов конечностей.

Главным итогом развития геологии в первой половине XIX века стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой её поверхность значительно изменилась.

Астрономия в первой половине XIX в. развивалась медленнее остальных наук, что было связано с накоплением знаний о Вселенной. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии в России имело открытие в 1839 г. Николаевской Пулковской обсерватории, во главе которой стоял В.Я. Струве.

Математика в первой половине XIX века переживала в стране настоящий подъём. Признанным лидером российских математиков в это время был основатель математической физики Михаил Васильевич Остроградский. Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. профессором казанского университета Н.И. Лобачевским новой, неевклидовой геометрии.

В начале XIX в. в России был изобретён первый источник электрического тока. Это открытие повлекло за собой многочисленные открытия в физике. Наиболее известными физиками были В.В. Петров, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, П.Л. Шиллинг.

Российская химическая наука в первой половине XIX в. переживала настоящий подъём. Российские исследователи трудились во всех отраслях химии - теоретической, органической и неорганической.

В числе выдающихся учёных-химиков были А.А. Воскресенский, К.С. Кирхгоф, К.И. Гротгус, Г.И. Гесс, П.Г. Соболевский, В.В. Любарский, К.К. Клаус.

В первой половине XIX в. гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.

Значительными были достижения исторической науки. Самыми знаменитыми историками были Н.М. Карамзиным и С.М. Соловьёв

Одной из основных особенностей первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство.

IV. Проверка понимания и закрепление учащимися материала.

1. Соотнесите, кто из указанных групп населения мог учиться в нижеприведенных учебных заведениях в эпоху Николая I.


воспитывать любовь к Родине, интерес к учёбе в целом и истории в частности.

Учебное пособие: Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -10-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Оборудование: учебники, тетради, ноутбук, проектор, листы с документами на столах обучающихся, презентация в программе Power Point.

Этапы урока

Содержание курса

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

2.Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация.

3.Самоопределение к деятельности.

4.Открытие нового знания:

4.1Первичное усвоение новых знаний.

4.2 Первичная проверка понимания

4.3Первичное усвоение новых знаний.

4.4Первичное усвоение новых знаний.

4.5Первичное усвоение новых знаний.

4.6 Первичная проверка понимания

5.Этап информации о домашнем задании

Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.

Мотивация. Актуализация. Слайды №1,2,3

Постановка целей и задач урока

Развитие образования

Реформа образования 1803 год

Реформа образования Николая I 1828 год

Историческое интервью:

При ответах обучающиеся используются слайды №8,9,10,11

Достижения отечественной науки.

Слайды №13,14,15,16,17,18

Взаимосвязь науки и производства

Слайды №19,20,21

Звенит звонок, входит учитель. Представляется. Проверка готовности обучающихся к уроку наличие учебников, тетрадей.

Какую тему вы прошли на прошлом уроке?

Давайте вспомним основное содержание темы – решив тест.

Давайте посмотрим на экран, и попытаемся сформулировать тему нашего урока.

Давайте вспомним с вами основные мероприятия Александра I в первые годы его царствования?

Работа со схемой.

Как вы думаете почему образовательные учреждения располагаются вертикально?

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, а в гимназии – 8 учителей. При Николае I в 20 е годы был создан комитет по устройству учебных заведений, он определял перечень учебных дисциплин и книг.

Работа со схемой. Реформа образования 1828 года.

Читаете документ и отвечаете на вопросы о месте обучения, предметах, учителях, дальнейших перспективах получения образования.

В начале XIX века в России открываются Дерптский1802, Казанский1804, Харьковский1804, Виленский1804 и Петербургский1819 университеты, 1834 Киевский.1804 год Университетский устав – право самостоятельно избирать своё руководство

Вывод: Несмотря на известное расширение системы образования уровень грамотности к 50 годам не превышал 1%. В основном грамотными были представители дворянства.

Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.

Одной из основных особенностей первой половины XIX века стало быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство. Выдающийся металлург Павел Петрович Аносов (1796-1851) разработал четыре варианта получения булатной стали, секрет изготовления которой был утрачен ещё в середине XIII века, после монголо – татарского нашествия В 30 годах крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода отец и сын Ефим Алексеевич(1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) Черепановы построили первую паровую железную дорогу. Сконструировали несколько моделей паровозов. В 1843 году началось строительство первой и к тому времени самой протяженной в мире двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой Химики Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создавали устойчивые химические красители для бурно развивающийся текстильной промышленности На основе разработок русских географов в 1842 году Министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России. С начала XIX века в России начинается развиваться машиностроение. С 20 годов во многих производствах активно применяется энергия паровых машин. Много нового появилось в крепнущей тяжелой промышленности.

А теперь выберите домашнее задание. Запишите выбранный вариант в дневник.

Читайте также: