Гибридологический метод изучения наследования признаков г менделя 9 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

1. Терминологический диктант (работа в парах, взаимопроверка и выставление оценок):

Генетика - аллельные гены-
Локус - мутация-
Наследственность - доминантный признак-
Изменчивость - рецессивный признак-
генотип-
фенотип-

2. Беседа по вопросам:

III. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос. Почему одни признаки проявляются в первом поколении, а другие нет?

1. Моногибридное скрещивание.

- Запись генетической символики на доске.

- Рассказ учителя о работах Г.Менделя с элементами беседы.

? Почему для своих опытов Г.Мендель выбрал среди большого многообразия растений именно горох? (короткий период развития, многочисленное потомство, большое количество хорошо заметных признаков, самоопылитель).

-Просмотр 1-5 слайдов мультипрезентации.

2. Первый закон Г.Менделя (рассказ учителя с элементами беседы).

Задание для учащихся: сфомулируйте первый закон Г.Менделя.

- Просмотр 6 слайда мультипрезентации.

- Работа с текстом учебника на стр. 177-178: рассмотрите рисунки и заполните схему при полном и неполном доминировании:

желтые Х зеленые гладкие Х морщинистые
F1 ? F1 ?

3. Второй закон Г.Менделя (рассказ учителя с элементами беседы).

Задание для учащихся: сфомулируйте второй закон Г.Менделя.

- Просмотр 7 слайда мультипрезентации.

IV. Закрепление.

-Ответ на проблемный вопрос. Почему одни признаки проявляются в первом поколении, а другие нет?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Охарактеризовать генетику как науку, её развитие и значение. Ввести понятие о гибридологическом методе изучения наследственности, основных генетических терминах и символике. Развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем генетики через мыслительную деятельность учащихся и навыки работы с генетической терминологией. Воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний

Оборудование: Компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор, семена гороха.

Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием персонального компьютера и презентации. Основные опорные моменты урока появляются на интерактивной доске с помощью мультимедийного проектора.

Генетика – как наука о наследственности и изменчивости.

Г. Мендель – основоположник генетической науки.

Основные генетические термины и символика.

Гибридологический метод изучения наследственности.

Основные наследственные закономерности, открытые Г. Менделем: I и II Законы чистоты гамет.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

В ходе фронтальной беседы по вопросам осуществляю проверку знаний учащихся по усвоению основных генетических понятий, изучаемых в курсе 9-го класса, и готовность к восприятию нового материала.

Выступления учащихся о интересных событиях в области генетики.

Повторение основных понятий генетики.

Вопрос. Что такое генетика?

Генетика – наука, изучающая законы наследственности и изменчивости.

Вопрос. Что такое наследственность?

Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки следующим поколениям. Записывается учащимися в тетрадь.

Вопрос. Что такое изменчивость?

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития. Записывается учащимися в тетрадь.

III. Изучение нового материала.

Формулировка темы и постановка целей урока ,плана урока (презентация, слайд 1, 2). Вступительное слово учителя о рождении науки генетики.

Итак, сегодня изучаем новую тему “Генетика” и первый урок этой темы “Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя”. Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIX в. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”.

Вступительное слово учителя о рождении науки генетики.

Становление этой науки связано с именем Грегора Иоганна Менделя. Именно он сформулировал основные законы наследственности в своей монографии “Опыты над растительными гибридами”, вышедшей в 1865 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет. Официальной датой рождения генетики принято считать весну 1900 года, когда независимо друг от друга Г. де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя. С этого момента генетика - это наука, представляющая собой стройку, где грохочут взрывы открытий. Четко сформулированные законы, предложенные Менделем легли в основу классической генетики. Мендель определил существование единиц наследования и назвал их задатками. Теперь мы знаем, что это гены.

1900 г. – официальная дата рождения науки генетики.

Грегор Мендель родился 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы. В 1843 г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не “гороховыми” а “мышиными”? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 г.

Постановка проблемного вопроса.

Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох?

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Самостоятельная работа учащихся с компьютером со статьёй “Как работал Мендель?”. Приложение 1)

Самостоятельно выясняют преимущества гороха огородного как объекта для опытов.

Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения и дополнения учителя.

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного. Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIX в. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.

- Имеет многочисленное потомство.

- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.

- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

Ознакомление учащихся с альтернативными признаками гороха, объяснение учителя.

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. Чистые линии – это когда у одного растения семена только желтые, а у другого зеленые.

В процессе беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики.

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического. Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам;

- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Многие видные ботаники в то время пытались понять, как генетическая информация передаётся у растений от родителей потомкам. Однако все их попытки получить ответ на этот вопрос оказались неудачными, тогда как опыты Менделя позволили ему сформулировать законы наследственности. Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил:

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.

- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

Повторение генетической символики с использованием наглядного пособия (горох огородный).

В банке больше желтых горошин, чем зелёных. Какое понятие можно ввести (дети говорят о доминантном и рецессивном признаках)

Доминантный признак – это признак, который проявляется в поколение. Рецессивный признак - это признак, который подавляется. Доминантный признак обозначается – А. Рецессивный признак обозначается – а.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенного признака.

Каждый организм обладает своим набором генов, то есть генотипом.

Но не все признаки, полученные организмом от родителей, проявляются у потомков. Каждый организм обладает своим фенотипом.

Все гены организма находятся в хромосомах – самоудваивающихся структурных элементах ядра, содержащих ДНК. Каждый ген имеет свое местонахождение – локус.

Каждая соматическая клетка содержит несколько пар одинаковых – гомологичных хромосом.

В каждой паре гомологичных хромосом содержатся аллельные гены (гены, ответственные за один признак). Поэтому любой признак организма мы обозначаем двумя буквами (АА или Аа или аа). В зависимости от того, какие гены содержит организм, он может быть гомозиготным и гетерозиготным.

Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы.

Опыты Менделя были тщательно продуманы. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков. При таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов признака (например, высокий и низкий рост растения, жёлтая и зелёная окраска семени), а все остальные признаки организма во внимание не принимаются. Далее учащиеся выдвигают свои предположения, что можно понимать под “моногибридным скрещиванием”. Затем даём определение - скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Физкультминутка.

Изучение закономерностей наследования признаков, установленных Г.Менделем при моногибридном скрещивании (дети работают с компьютером и интерактивной доской).

Разбираем правило “Чистоты гамет” (дети работают с компьютером и интерактивной доской).

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”. В те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Впоследствии было доказано, что в половую клетку действительно попадает одна из каждой пары гомологичных хромосом после редукционного деления мейоза.

IV. Закрепление.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня осмысления изученного материала решаем генетические задачи (дети работают с компьютером и интерактивной доской).

V. Домашнее задание: (презентация, слайд 4) § 38, 39.

Решите задачу (оформите в тетради, используя генетическую символику):

Седая прядь волос у человека — доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

VI. Подведение итогов работы и рефлексия:

Индивидуальная проверка изученного на уроке материала по вопросам с последующей взаимопроверкой.

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

ВложениеРазмер
urok_biologii.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

урок биологии в 9 классе

ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

учитель: Колесникова Наталья Дмитриевна

Тема урока : ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.

Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем

Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

Развитие общеучебных умений и навыков – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана

Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, компьютер.

  1. Работа с тестами
  2. Индивидуальная работа по карточкам (для слабоуспевающих..) 3-е учащихся
  3. Беседа с классом по следующим вопросам:
  1. Краткая история генетики.
  2. Назовите 2 основных свойства генетики.
  3. Что лежит в основе наследственности и изменчивости. Дайте определение гену, локусу.
  4. Какими бывают гены , что такое генотип и фенотип.

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1. Да, действительно, на формирование фенотипа влияет генотип и факторы окружающей среды. Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”.

Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIXв. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”. Поколебать устоявшееся убеждение первым решился Г. Мендель – монах и ботаник-любитель из Брно. После ряда опытов, кропотливых, но гениально точных Мендель сформулировал свои знаменитые законы ( слайд №4 ) - 1865г. в статье “Опыты над растительными гибридами”. В этой публикации он обобщил результаты многолетней работы. В ней были изложены основные закономерности наследования признаков, которые легли в основу современной генетики. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет.

(слайд №4) 1900г. – три учёных из разных стран голландец Г. де Фриз, немец К. Корренс, австриец Э. Чермак независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя.

1900г. – официальная дата рождения науки генетики.

Постановка проблемного вопроса ( слайд №5 ):

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Грегор Мендель родился 22 июля 1822г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы.

В 1843г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не “гороховыми” а “мышиными”? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856г.

- Обобщение учителя по выбору Менделем объекта для опытов:

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного ( слайд №6 ). Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIXв. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.
- Имеет многочисленное потомство.
- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.
- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.
- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

  • Ознакомление учащихся с альтернативными признаками гороха, объяснение учителя:

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. В конце концов, он выбрал для длительного изучения семь признаков, каждый из которых встречается у разных сортов гороха в двух чётко различающихся формах ( слайд №7,8 ).

  • В процессе эвристической беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики ( слайд №9 ):

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического. Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Многие видные ботаники в то время пытались понять, как генетическая информация передаётся у растений от родителей потомкам. Однако все их попытки получить ответ на этот вопрос оказались неудачными, тогда как опыты Менделя позволили ему сформулировать законы наследственности. Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил ( слайд №10 ):

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.
- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

- Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов (генов) для удобства оформления записей, что позволило ему легко объяснять полученные результаты.

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”. В те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Впоследствии было доказано, что в половую клетку действительно попадает одна из каждой пары гомологичных хромосом после редукционного деления мейоза.

Цель урока: формирование я знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, дать представление о моногибридном скрещивании и раскрыть сущность первого и второго законов Менделя., познакомиться с понятием неполного доминирования.

Задачи урока:

Общеобразовательные:

изучить закономерности наследования - единообразие гибридов первого поколения, проявление неполного доминирования, учиться правильно обосновывать сущность основных понятий генетики, продолжить знакомство с основными генетическими понятиями и терминами.

Развивающие : развивать умений решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, правильно оформлять их.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру умственного труда, воспитывать интерес к получению генетических знаний.

Оборудование: ПК, скайп

Планируемые результаты:

сущность первого закона Менделя, второго закона Менделя, неполного доминирования,

сущность и цитологические основы законов наследования признаков;

понимать, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Развивать познавательный интерес к биологии;формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения

убежденность в возможности познания природы, в частности закономерностей наследования признаков;

уважение к ученому – основоположнику генетики;

самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;

умение решать задачи на моногибридное скрещивание поможет понять простейший механизм наследования признаков у человека; выяснить причины наследственных заболеваний.

Метапредметные:

Познавательные УУД

умение записывать схемы моногибридного скрещивания,

решать генетические задачи, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

определение задач урока, необходимых для достижения его цели,

выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение спосо­ба и результата действия;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы (самоанализ и самооценка);

Коммуникативные УУД

слушать учителя и отвечать на вопросы;

формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать свою точку зрения;

осуществлять эмоциональную и качественную самооценку своей деятельности.

Действие учителя

Деятельность обучающихся

1 Орг. момент

Приветствует обучающегося, проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, готовят рабочее место.

Личностные УУД (Л): положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Регулятивные УУД (Р): умение организовывать свою деятельность

Коммуникативные УУД (К): формирование умения слушать и слышать.

2. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели.

Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов “Что такое генетика? Что такое наследственность и каково ее значение? Что такое изменчивость и каково ее значение?”, выводит обучающегося на формулирование цели урока.

Отвечает на вопросы. Формулирует тему и цели урока.

П:самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

К: построение речевых высказываний.

Р:самоопределение, прогнозирование результата, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

3. Актуализация опорных знаний

Организует беседу, задает вопросы. Какой результат получил Мендель, скрещивая гомозиготные организмы? Почему все полученные гибриды гороха были желтые? Заполни таблицу. Назовите альтернативные признаки к имеющимся?

Отвечает на вопросы. заполняет таблицу, называет альтернаивные признаки

П. формирование мыслительных операций, систематизировать материал, полученный на уроке;

уметь ориентироваться в своей системе знаний.

К. умение высказывать свою точку зрения

Р. осознание того что уже усвоено, и того что еще предстоит усвоить.

4. Изучение нового материала.

Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, консультирует, проводит обобщение, организует работу обучающегося, контролирует правильность выполнения заданий, организует обсуждение результатов работы через постановку наводящих и проблемных вопросов.

Какие мы уже частично рассмотрели? Что еще должны научиться делать? (решать генетические задачи)

Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения:

Р – родители,

F1 – потомство,

- женский пол,

– мужской пол,

х – скрещивание.

Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным? (желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый)

Слушает, отвечает на вопросы, анализируют и преобразуют полученную информацию, Распределяют свою работу, оценивают результаты своей работы. Обсуждает вопросы, которые возникают в процессе работы и отвечает на вопросы учителя.

П:самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка результатов деятельности,

К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме

Р:выявлять проблему, определять цель урока, формулировать учебную задачу;

выбирать действия по достижению цели; определять и формулировать цель урока с помощью учителя; формировать умение постановки цели работы;

Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

5. Закрепление изученного материала

Организует обсуждение результатов работы, объясняет как выполнять задание, оказывает помощь в случае затруднения.

На основе второго закона Менделя проводит объяснение понятия неполного доминировнаия.

Выстраивают причинно-следственные связи. Выполняет задания.

Решает задачу и записывает на электронной доске.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

3)Оформляет и решает задачу по скрещиванию растений ночной красавицы, объясняет результаты расщепления.

5) Объясняет результаты скрещиваний

П: использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

К: использовать речь для регуляции своего действия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи

Р:контролировать и координировать свою деятельность.

Л: развитие познавательных интересов, формирование мотивов достижения знаний.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы.

Оценивает свою работу на уроке, делает выводы.

Л. -рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена общества.

Р. – оценка результатов работы, итоговый контроль деятельности, оценка собственной учебной деятельности.

П. – осознание метода построения нового знания, аргументированность результатов работы.

К. – построение речевых высказываний, предоставление результатов своей работы.

Читайте также: