Конспект урока чтения 5 класс 8 вид устное народное творчество

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 2. Устное народное творчество.

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Оборудование: компьютер, экран, презентация

I. Проверка домашнего задания
В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.

ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ

Ученье — красота, неученье — простота.

Чему учился, тому и пригодился.

Наука — верней золотой поруки.

III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора Слайд 2
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор . Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме

— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали: Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Добры бобры
Идут в боры.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши , например:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Данный материал представляет собой конспект урока, компьютерную презентацию, карточки для проведения занятия. весь материал полностью готов к использованию.

ВложениеРазмер
урок чтения 5 класс коррекционная школа 846.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи , 5 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщить знания об устном народном творчестве.

- выявить уровень знаний по теме урока,

- систематизировать и расширить имеющиеся знания по теме урока.

- воспитывать мотивацию к учению.

-корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза ;

-корригировать вербальную память на основе упражнений, направленных на запоминание слов;

- корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

-Здравствуйте, девочки и мальчики! Богатыри и красны девицы! Я рада нашей встрече на уроке чтения.

-Прозвенел уже звонок, время начинать урок!

Как спалось вам, как живётся? Кто мне первый улыбнется?

Не стесняйтесь, улыбайтесь,

За работу принимайтесь!

Всё готово? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки?

Настраиваются на урок.

Выполняют артикуляционные упражнения вместе с учителем.

- Ребята, посмотрите по сторонам, обратите внимание на стены класса. Что вы видите? Правильно, три нарисованные корзиночки (Приложение №1). А что написано под ними, прочитайте про себя. А теперь кто-нибудь один – громко.

- Мы вспомним все, что учили и узнаем еще много интересного. Будем читать, думать, говорить. Устроим турнир знатоков устного народного творчества. За правильно выполненное задание буду давать жетончики-пуговки. У кого наберётся больше? Победителям – призы! Учебником и тетрадями пользоваться разрешается.

Выполняют задание учителя.

Читает один из учащихся.

Еще один учащийся выполняет задание учителя.

Смотрят на экран.

Проверка домашнего задания

Начнём нашу работу с проверки домашнего задания. Напомните мне, что надо было сделать дома? Правильно, раскрасить картинки с изображением людей в старинных русских костюмах (Приложение №2).

-Покажите, что получилось, подойдите к доске и прикрепите каждый свою работу под корзинками. Молодцы! Очень красочные работы получились. Получите каждый по одному жетончику.

- Вспомните, как можно назвать одним словом всех этих людей? Правильно, народ.

Именно народ придумал то, что мы будем сегодня учить и повторять. Мы будем изучать творчество нашего народа.

Выполняют задание учителя.

Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Приступим к работе.

- Ребята, на слайдах появляются загадки, ваша задача – отгадать их (Слайды № 2 и 3). За правильные ответы – жетоны.

Вспомните, для чего придумали загадки? А что такое, по-вашему, загадка? Скажите своими словами.

- Это задание для самых внимательных, то есть для всех вас. Вспомните пословицы и поговорки о труде, учебе, добре, с которыми мы познакомились на уроках, назовите. Что ругает, осуждает наш народ в этих пословицах?

Урок чтения 5 класс VIII вид Тема: Устное народное творчество /

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока "Чтение и развития речи " в 5 классе VIII вида для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлен с учетом особенностей здоровья учащихся , ервый урок в разделе " Устное народное творчество" , урок-знакомство, введение в тему .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведения устного народного творчества раскрывают особенности, черты русского характера, присущие ему нравтсенные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя учащихся с потешками, народными песнями, поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

в 5 классе коррекционной школы VIII вида.

Форма проведения: КВН.

Цель: обобщить знания об устном народном творчестве.

- выявить уровень знаний по теме урока,

- систематизировать и расширить имеющиеся знания по теме урока.

-корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза;

-корригировать вербальную память на основе упражнений, направленных на запоминание слов;

- корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

- воспитывать мотивацию к учению.

I. Представление команд

II. Конкурсы

— Народное искусство слова — это песни, загадки, посло­вицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд на с. 51 учебника и узнаете, как еще называют народное творчество.

Условие: каждый игрок работает со своим учебником, задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее разгадает кроссворд. Время пошло!

(Ответы: 1. Афронт. 2. Козленочек. 3. Аленушка. 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые. 8. Перстень.)

— Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше видов фольклора. Один записывает, а другие пере­числяют. Время пошло! (Песня, потешка, прибаутка, посло­вица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)

— Я буду читать по очереди каждой команде начало послови­цы, а вы должны ее закончить.

• Труд человека кормит, а. (лень портит).

• Раз соврал — навек. (лгуном стал).

• Кто других не любит. (сам себя губит).

• Кончил дело — . (гуляй смело).

• Человек от лени болеет, а. (от труда здоровеет).

• Худо тому, кто . (добра не делает никому).

• Сам потерпи, а . (другого не выдай).

Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись хором де­тей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых днях, дожде, богатом урожае.

— Попробуйте сами сочинить заклички. Какая команда сочи­нит больше интересных песенок-закличек за 5 минут?

Мы из сказки — ты нас знаешь. Если вспомнишь — отгадаешь! А не вспомнишь — ну так что ж. Сказку заново прочтешь!

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный. (Горбунок).

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила,

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь —

Царевна-. (лягушка).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

А братец все выпил до донышка.

Плачет. (сестрица Аленушка).

— Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.

- Определите зачины и концовки.

Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах харак­тера. События в сказке происходят таким образом, чтобы мно­гократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

Читайте также: