Конспект урока буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных 6 класс

Обновлено: 16.05.2024

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Структура урока:

  • Актуализация прежних знаний
  • Формирование новых знаний и способов действия
  • Применение знаний, т.е. формирование умений.

Цели урока:

  • Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных
  • Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных
  • Закрепления правила в ходе выполнения заданий
  • Развитие речи учащихся
  • Формирование навыка добывания знаний
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока

  1. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.
  • Чуж…й город
  • Храбрый петуш…к
  • Высокое крыльц…
  • Ш…лковые локоны
  • Храброе сердц…
  • Маленький овраж…к
  • В дремуч…м лесу
  • Укрыть плащ…м
  • Алый флаж…к
  • Сладкий крыж…вник
  • Любоваться пейзаж…м
  • Золотое кольц…
  • Парч…вая накидка
  • Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
  • Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
  • От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)

Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

Проверка работ.

  • Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
  • Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.
  1. Осмысление нового материала

- Посмотрите на эти словосочетания

  • Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
  • Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?
  1. Объявление цели и темы урока.

Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?

Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)

1 этап: Диктант - “Молчанка”

Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
  • КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
  • БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
  • ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
  • ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
  • ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
  • ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
  • ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

2 этап: “Подбери слово”

Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”

  • Платье из парчи - …
  • Полотенце из холста - …
  • Вода из ключа - …
  • (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
  • Мешок для вещей - …
  • Краситель для пищи - …
  • Бумага с глянцем - …
  1. Домашнее задание:
  • Дома, применяя это правило, вы выполните упражнение.
  • Теоретические сведения найдете в § .
  • На доске: § Упр.
  1. Закрепление правила
  • 3 этап: Выборочный диктант по карточке (см. приложение). Правило повторить
  • 4 этап: “Найдите ошибку”

- Все ли сочетания написаны верно?

  • плюшевый мишка
  • песцовый воротник
  • кумачевая рубаха
  • ситцевая занавеска
  • свинцовая пуля
  • моржовый клык
  • ландышовый запах
  • камышовые заросли
  • глянцовая бумага

- Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе с использованием элементов современных образовательных технологий.

Цели урока: 1. познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён прилагательных, формировать умение сопоставлять правило написания букв о – е в корнях, суффиксах, окончаниях имён существительных, имён прилагательных формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания, закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание ё - о после шипящих 2) развивать мышление; умение сопоставлять, анализировать и обобщать; 3) воспитывать самостоятельность, интерес к урокам русского языка посредством активизации мыслительной деятельности.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: "Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"

Цели урока: 1. познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён прилагательных, формировать умение сопоставлять правило написания букв о – е в корнях, суффиксах, окончаниях имён существительных, имён прилагательных формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания, закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание ё - о после шипящих 2) развивать мышление; умение сопоставлять, анализировать и обобщать; 3) воспитывать самостоятельность, интерес к урокам русского языка посредством активизации мыслительной деятельности.

Оборудование: таблицы, схемы, карточки для индивидуального опроса, раздаточный дидактический материал, учебник

I. Обобщение и коррекция знаний.

1.Проверка домашнего задания.

2. Упражнение Да-Нет

- Весенний день - прилагательное

- Двенадцатое декабря - прилагательное

- Сильный – относительное прилагательное

- Самый умный - превосходная степень составная форма

- Стариный – написано без ошибок

1 ученик у доски

1. Туманное утро 2. орлиное сердце 3. лимонное дерево 4. куриная слепота 5. стеклянная посуда 6. земляной пол 7. старинная рукопись 8. медленные реки 9.водные лыжи 10. обидные слова 11. юный натуралист 12. румяные щеки.

1. Правописание гласных букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

2. Особые случаи написания о и е после шипящих и ц в различных частях речи.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

В русском языке достаточно часто делают ошибки при написании гласных о и е после шипящих в прилагательных. Нужно запомнить следующее правило:

1) Буква о после шипящих под ударением пишется в прилагательных с суффиксами -ов-, -он- (холщовый, грошовый, моржовый, смешон).

2) Гласная е после шипящих в безударной позиции пишется в соответствии с произношением (нежен, грешен, нужен).

3) Буквы е или ё после шипящих под ударением пишутся в прилагательных, образованных от глаголов с суффиксом -ен- (жжёный, мочёный, тушёный), а в суффиксе произносится звук [о].

Правописание гласных о и е после ц в суффиксах имён прилагательных повторяет алгоритм написания этой орфограммы в суффиксах имён существительных: после буквы ц под ударением пишется гласная о, в безударной позиции пишется буква е. Например: образцо́вый, изразцо́вая печь, но гля́нцевый, си́тцевое (платье).

Свинц..вые тучи нависли низко над городом, полил дождь, и Ваньке пришлось покрывать голову полотенц..м. Пока мальчик вприпрыжку добирался домой, холщ..вые его штаны сильно промокли, и на них уже было не разобрать яркого рисунка.

Вставим недостающие орфограммы.

Свинцовые (буква о пишется в суффиксах прилагательных после ц, если гласная в этом слове стоит под ударением).

Буква е пишется в суффиксах прилагательных после ц, если гласная занимает безударную позицию.

Буква о пишется в этом слове, так как она стоит под ударением, и перед нами прилагательное с суффиксом -ов-.

Тренировочные задания:

Выберите один правильный вариант ответа.

Отметьте слово с орфографической ошибкой:

Правильный ответ:

4) перчёный – пишем в суффиксе ё, так как это отглагольное прилагательное с ударным суффиксом -ен-.

Множественный выбор.

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

1) словосочетание входит в состав фразеологизма;

2) это выражение не является словосочетанием;

3) на месте пропуска нужно писать букву е, так как пропущенная орфограмма стоит в корне слова;

4) на месте пропуска нужно писать букву о, так как пропущенная орфограмма стоит в суффиксе в ударной позиции;

5) на месте пропуска нужно писать и е, и о, так как в этом случае возможна вариативность;

6) оба слова в словосочетании относятся к служебным частям речи.

Правильные ответы:

1) словосочетание входит в состав фразеологизма;

4) на месте пропуска нужно писать о, так как пропущенная орфограмма стоит в суффиксе в ударной позиции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка. 6 класс

Учитель: Мельникова Вероника Вадимовна

Буквы О/Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных

Цель: 1. Познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных, формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания, закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание ё - о после шипящих в корне слова и е – о в окончаниях и суффиксах имён существительных

2. Развивать связную речь (составление связного рассказа на грамматическую тему, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать;

3. Воспитывать самостоятельность, интерес к урокам русского языка посредством активизации мыслительной деятельности.

Тип урока: объяснение нового материала.

I . Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку).

II . Проверка усвоения изученного об имени прилагательном.

Мы продолжаем знакомиться с именем прилагательным, многое об этой самостоятельной части речи вы уже знаете, сегодня же нам предстоит познакомиться ещё с одним правилом правописания прилагательных, а пока повторим изученное.

А сейчас к доске пойдут работать несколько учеников:

Индивидуальные задания по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтый капюш..н, модная ч..лочка, спелый ж..лудь, подч..ркивать слова, тихий ш..пот румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, пш..нная каша, сладкий крыж..вник, ш..лковое платье

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Побывать на спектакл. участвовать в экспедиции. работать на стройк. подойти к сторожк. подъехать к насып. добраться до палатк. гулять по алле. выступать на собрании…., пробираться по тропинк. находиться на распуть..

Проверка домашнего задания.

Запись на доске: по крутым берегам (Д.п., по каким?), серой стеной (Т.п., какой), осиновое мелколесье (И.п., какое?), на отдельных осинах (П.п., на каких?), жёлтый хмель (И.п., какой?) и т.д.

Б) - Пока ребята работают у доски, мы ответим на ряд вопросов по домашнему упражнению:

Найдите предложение, в котором выражена основная мысль

текста. (С каждым шагом она (река) казалась загадочнее и

Какого стиля данный текст?

Какие виды орфограмм встретились в тексте?

3. Фронтальный опрос:

Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

Расскажите о морфологических признаках имени прилагательного.

Какова синтаксическая роль имени прилагательного?

5. Языковая разминка

Сла..кий аромат цв..тов ра..пространился по всей комнат.. .

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, выполните синтаксический разбор предложения.

Словарная работа (знакомство с новым словом).

- В предложении вам встретилось слово АРОМАТ.

- Дайте толкование данного слова.

Аромат – 1. Душистый, приятный запах. (Аромат полей)

2. перен. Неуловимый отпечаток, признак, дух чего-нибудь. (Аромат молодости)

- Укажите грамматическое значение слова аромат (м.р. 2 скл., И.п.)

- А теперь откройте словари (ст. 1, строка 26), запишите лексическое значение, каково происхождение слово подберём однокоренные слова (учитель записывает слово на доске).

Аромат – ароматный, ароматно, ароматический, ароматичный, ароматично, ароматичность.

- Запишите слово ароматный в тетрадь, подберите к нему:

а) синонимы (душистый, приятный, пьянящий, волшебный),

б) антоним (зловонный),

lll . Объяснение нового материала.

Сопоставительный анализ слов, записанных на доске.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого

обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

Учитель читает слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

ландышевый

- Скажите, есть ли разница в интонации произношения данных слов?

- А посмотрите, как написано (открывается материал для наблюдения). Сопоставьте параллельные примеры.

Что вы наблюдаете?

В какой части слова выделены буквы о и е?

После каких согласных стоят эти буквы?

Определите ударение в словах.

Почему? Наша задача – разобраться, когда и в какой части слова пишется 0, а когда - е.

2. Учитель обобщает наблюдения и выводы ребят по сопоставительному анализу слов, записанных на доске:

Итак, в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

под ударением без ударения

- Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего урока? Кто попробует её сформулировать? (Учащиеся формулируют тему урока).

- Запишите тему урока.

lV . Закрепление полученных сведений.

- А сейчас мы приступаем к следующему этапу работы – закреплению полученных сведений. Как вы думаете, какова будет цель нашей работы? (Формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания).

1.Орфографическая разминка. Устный анализ слов с объяснением написания. Учащиеся по очереди объясняют написание, а учитель графически обозначает выбор написания).

На свеж..м воздухе, к старш..му брату, холщ..вый мешок, по горяч..му следу, ситц..вый платок, у могуч..го дуба, в колюч..м кустарнике, еж..вые иголки,

Грамматическая задача.

1 вариант: от существительных образовать прилагательные с помощью суффиксов –ов, -ев, обозначить в них суффиксы графически, поставить ударение:

Сторож, плащ, ёж, боец, перец, кварц, душ, дрожжи, вещь, парча.

2 вариант: записать словосочетания, ставя их в форму родительного падежа:

Дремуч.. лес, неуклюж.. медведь, горяч.. суп, шипуч.. жидкость, свеж.. воздух, чуж.. дом, горюч.. вещество, больш.. праздник.

Выборочно – распределительное списывание.

Учащиеся выписывают словосочетания в два столбика, графически обозначают орфограммы (тексты на партах).

Хорош..е дело века живёт.

Из больш..й тучи, да мала капля.

Чуж..й славой не проживёшь.

Пригож..му все к лицу.

Чуж..го не бери, а своего не теряй.

Лежач..го не бьют.

И в стояч..й воде утонуть можно.

От хорош..го дерева – хороший плод.

В больш..м деле пустяков не бывает.

4. Словообразовательная работа по упражнению 584

От хорошего братца;

Большому кораблю, большое плавание;

В колючем кустарнике;

Большого безделья;

В чужой земле.

Плюшевый мишка, кольцевая дорога, песцовый воротник, большой свет, перцовый пластырь, свежего хлеба, горючее вещество, оранжевый мяч, свинцовая пуля, чужой рассказ.

Читайте также: