План конспект по туризму 7 лет

Обновлено: 05.07.2024

Конспект тренировочного занятия по спортивному туризму

Конспект тренировочного занятия по спортивному туризму

Автор: Марченко Вера Евгеньевна, педагог дополнительного образования (туризм) МБОУ ДОД СДиЮТиЭ, г. Октябрьский, Республика Башкортостан

Тема: Техническая подготовка спортсменов-туристов.

Цель занятия: Совершенствование технического мастерства, морально–волевых и физических качеств. Формирование интереса к данному виду деятельности. Способствовать сплочению детской группы, формирование потребностей во взаимовыручке, ответственности за принятые решения.

Задачи:

  1. Совершенствование базовой техники туризма;
  2. Одевание системы, работать с веревкой, вязать узлы, Преодолевать естественные и искусственные препятствия.
  3. Совершенствование техники прохождения “подъёма, траверса, спуска” с использованием перестёжки.
  4. Воспитание трудолюбия, дисциплины, самостоятельности, умения владеть собой.

Метод проведения: индивидуальный, фронтальный, игровой.

Инвентарь и оборудование: Специальное снаряжение: страховочная система, блокировка, веревка основная, карабины, каска, брезентовые рукавицы, гимнастические скамейки, столы, стулья.

Место проведения: спортивный зал МБОУ СОШ № 12.

Время: 45 минут.

Тренер-преподаватель: Марченко В.Е.

Подготовительная часть – 10 минут.

2. Ходьба обычная, на носках, на пятках. 1 мин. (Выполнять в колонну по одному. Следить за правильной осанкой, держать голову прямо, плечи развернуть, спина прямая)

3. Бег обычный. 2 мин. (Соблюдать дистанцию)

  • Передвижение приставным шагом левым и правым боком.
  • Бег спиной вперёд.

4. Специальные беговые упражнения: 1 мин. (Соблюдать дистанцию, следить за правильностью выполнения)

  • с высоким подниманием бедра;
  • с захлёстыванием голени.

5. Общеразвивающие упражнения: 4 мин. (Следить за правильным выполнением упражнений, за дыханием)

  • наклоны головы вперёд–назад, влево–вправо;
  • круговые движения головы влево–вправо;
  • круговые движения предплечий внутрь–наружу;
  • круговые движения рук вперёд–назад;
  • повороты туловища влево–вправо;
  • наклоны туловища вперёд–назад, влево–вправо;
  • круговые движения туловища влево–вправо;
  • круговые движения тазом влево–вправо;
  • выпад вперёд, со сменой ног;
  • круговые движения коленей внутрь–наружу;
  • приседания.

Основная часть – 25 минут.

  1. Совершенствование техники прохождения “подъёма, траверса, спуска” с использованием перестёжки.

а) Этап “Подъём по склону с перестёжкой на самостраховке”. При прохождении этого этапа, ребята подбегают к концу перильной верёвки и встегивают жумар по одному человеку на ветке, т.к. по технике безопасности на перильной верёвке может находиться только один человек. Участники должны проходить опасный участок с самостраховкой и опорой на перильную верёвку, т.е. постоянно выбирая её руками и поддерживая в “нагруженном” состоянии. Жумар должен находиться выше верхней руки участника и “проталкиваться” вверх по мере подъёма. Первый, дойдя до перемычки, берет свободный “ус” самостраховки и встегивает в узел, отстегивает жумар, перекидывает через узел и встегнутую самостраховку, встегивает в продолжение веревки. На этом и других этапах, связанных с движением по перилам, участникам, закончившим, прохождение этапа и после отключения своей страховочной системы дают команду “Свободно!”, означающую, что следующий участник может начинать движение по перилам.

б) Этап “Траверс по склону с перестёжкой на самостраховке”. После подъёма по склону, участник подходит к перильной верёвке траверса, которая навешивается горизонтально и осуществляет страховку к перилам карабином “уса” самостраховки. При прохождении горизонтально навешанных перил участник проходит прямо, находясь ниже по склону, держась за страховочные перила одной рукой. При переходе с одного участка перил на другой, отделённый точкой закрепления верёвки, участник должен перестегнуть карабин “уса” самостраховки (совершить “перестёжку”). Перестёжка производится без потери самостраховки. Это значит, участник должен сначала пристегнуться имеющимся у него свободным “усом” самостраховки к следующему участку перил, а затем выстегнуть карабин самостраховки из предыдущего участка и продолжить движение.

Заключительная часть – 10 минут.

Равномерный бег слабой интенсивности.

Упражнения на восстановление дыхания, упражнения на гибкость.

Вязка узлов (4 минуты.) Участники берут верёвочки (диаметр 10 мм, длина 1 метр), которые лежат на скамейке, встают в полукруг и вяжут узлы по заданию руководителя.

Построение, подведение итогов занятия.


Твитнуть
Нравится

Тренер – преподаватель: Самойлов Анатолий Владимирович

Цель: Знакомство с видами спортивного туризма

Формирование уровня знаний, умений и навыков в туристском походе

Формирование потребности в здоровом образе жизни

Решение проблемы занятости во внеурочное время

Оборудование: ноутбук, проектор, туристская палатка, рюкзак, спальник, туристский коврик, карабины, компас, веревка, гитара, медицинская аптечка, растительный гербарий, костровой набор, карта

3. Новая тема: раздача оборудования, работа по группам, импровизированный туристский поход, (11 мин.)

Участники делятся на команды (по 3-4 чел) и выбирают капитана (командира) похода. 1 группа отвечает за укладку туристского рюкзака имея у себя схему укладки. 2 группа с помощью растительного гербария готовит выступление о знании данных растений. 3 группа с помощью компаса и карты, письменной подсказки измеряют расстояние от пункта А до пункта Б и вычисляют время прохождения дистанции. 4 группа с помощью медицинской аптечки сортируют лекарственные препараты и готовят выступление о знании методов первой медицинской помочи. 5 группа с помощью письменной схемы укладки костра и деревянных поленьев изучают и готовят к показу 3 вида костра. 6 группа с помощью туристского спортивного инвентаря (карабины, жумары, веревки) и схемы действий с данным оборудованием готовят выступление о значении данного спортивного инвентаря в походах. Каждая команда в своем выступлении отмечают свои должностные обязанности в туристском походе. После выдачи инвентаря и оборудования командам дается время на подготовку.

Предварительная работа: беседы, дидактические и подвижные игры на туристическую тематику, игры на умение ориентироваться в пространстве и по карте, изучение условных знаков, разучивание речёвок, песен.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в туристический поход. Собираясь в поход, важно всё предусмотреть, чтобы в походе чувствовать себя уверенно. Я смотрю, вы одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы.

- Что ещё мы должны с вами взять с собой в поход? (запас питьевой воды, сухой паек, аптечка).

- На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными.

Воспитатель: - Как вы думаете, что делают туристы в походе? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Верно, туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в настоящий поход. У меня есть карта, которая укажет нам путь. Давайте её рассмотрим.

(Воспитатель кладет карту на стол, предлагает детям её рассмотреть.)

Воспитатель: Чтобы правильно ориентироваться на местности, нужно уметь читать карту. Любая карта – это набор топографических знаков, которыми изображаются все местные предметы. Как вы думаете, что на ней изображено, что обозначает тот или иной знак и т. д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, план какой местности здесь изображён?

(Если дети не догадаются, воспитатель сам говорит, что это их путь до сахарного завода и обратный путь до детского сада.)

Воспитатель: Вот этими красными стрелочками указан наш маршрут. А знаки вопроса обозначают, что мы должны на своём пути выполнить какое-то задание. К какому первому знаку нас ведёт красная стрелка? (Здание почты.) Верно, но на пути к нему нас с вами ждёт первое задание. Ну, что ж, отправляемся в путь?

(Дети берут своё снаряжение и строятся парами.)

Воспитатель:

Мы в дремучий бор зашли:

Ветви гнутся до земли.

Ниже, ниже наклонись,

Под ветвями проберись. (В. Степанов.)

Выполняется комплекс общеразвивающих упражнений с шишками:

1). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, шишка в правой руке внизу.

1 — поднять руки через стороны вверх, переложить шишку в левую руку;

2 — и.п., шишка в левой руке;

3—4 — то же другой рукой. (6—7 раз.)

2). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держать шишки впереди.

1 — отвести правую руку с шишкой в сторону;

2 — и.п. То же левой рукой. (По 4 раза в каждую сторону.)

3). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, шишка в правой руке.

1 — наклониться вперёд, переложить шишку за спиной в левую руку;

2 — и.п., шишка в левой руке;

3—4 — то же другой рукой. (6—8 раз.)

4). И.п.: узкая стойка, руки внизу, держать шишку обеими руками.

1 — присесть, руки с шишкой вперёд;

5). И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны, шишка в правой руке.

1 — поднять согнутую в колене правую ногу, переложить шишку в левую руку;

2 — и.п., шишка в левой руке;

3—4 — то же другой рукой. (6—8 раз.)

6). И.п.: стоя, ноги вместе, руки внизу, держать шишку обеими руками.

1 — прыжком ноги врозь, руки с шишкой вверх;

Прыжки выполняются на счёт 1—8 в чередовании с ходьбой. (2—3 раза.)

7). И.п.: стоя, ноги вместе, руки внизу.

1 — руки через стороны вверх (вдох);

2 — руки через стороны вниз (выдох). (2—3 раза.)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Продолжаем наш путь дальше.

Воспитатель: - Скажите, кто знает, как называется это здание?

Люди на земле живут

В деревнях, поселках, городах

Чтоб родных не забывали

Письма бы им посылали

Служба почты для этого есть

Всем работникам большая честь

Сортировщику и связисту

Без почты нам не обойтись

По всей земле по всей стране

Почта слава тебе.

- Дети, люди каких профессий работают на почте? Какую работу делает почтальон? (Разносит письма, газеты журналы.) Что делает телеграфист? (Передает телеграммы.) Каким видом транспорта можно доставить почту?

- Ребята, когда-то давным-давно первая авиапочта доставлялась на воздушном шаре. Не было еще поездов, самолетов. Еще использовали почтовых голубей. Хороший почтовый голубь развивает скорость 140км в час и может пролететь расстояние 3000 км.

Когда моряки терпели кораблекрушение, то они писали послание о помощи,

запечатывали его в бутылку и бросали в море. Волной бутылку прибивало к

берегу. Ее находили, помощь шла. На севере и сейчас почту доставляли на

- Сейчас корреспонденцию перевозят на машинах, самолетах, поездах, поэтому люди в самых дальних уголках земного шара могут получить ее быстро и в полной сохранности.

- Давайте сейчас с вами посмотрим на нашу схему маршрута, куда нас ведёт красная стрелка? (К аллее.)

- Дети, наша карта привела нас вот к этому зданию. Сейчас оно стоит пустым, в нём ни кто не живёт. Кто из вас скажет, что здесь было раньше? (Контора сахарного завода.)

- Посмотрите, что вы видите через дорогу напротив? (Сахарный завод.)

- Давайте сейчас с вами посмотрим на нашу схему маршрута, куда нас ведёт красная стрелка? (Сахарный завод.)

- По пешеходному переходу пересекаем дорогу. Будьте внимательны: сначала посмотрите налево, затем – направо. И только потом переходите.

(Через ворота входим на территорию сахарного завода.)

- Было время, когда на Руси о сахаре и знать не знали. В ходу были мед, сладкий сок клена, березы, липы, варили тогда солод, делали патоку.

- Давно ли человек узнал о сахаре? Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, они увидели, что индийские воины ели неведомый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом. Один из сподвижников Александра Македонского писал по этому поводу, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. И действительно, в Индии уже в древности получали сладкий сироп из сахарного тростника. Впоследствии научились делать и твердый сахар.

На Руси тростниковый сахар известен с 11 века. В те времена он был очень дорогим и недоступным лакомством. Считался сахар в то время заморской диковинкой.

Сахарный тростник у нас расти не может, да и привозить чужеземный сахар дорого и сложно. Стали думать: как же найти ему замену? Чего только не предлагали: листья капусты, пастернака, тыкву, кукурузу. Но вот беда – сахара в них мало. Победила всех белая сахарная свекла.

Сахарное производство было развито и в наших краях. Петр Боткин купил в 1882 году имение и завод. Это был человек культурный, образованный, энергичный. Его дом в Москве посещали известные люди науки и культуры. Чайное и сахарное дело сделало это семейство одним из самых состоятельных. В 1904 году наш завод дал первый сахар.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в туристические игры.

Цель: учить детей различать туристическое снаряжение (аптечка, предметы туризма, походный инвентарь).

Ход: детям предлагают иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря. Из этого многообразия выбрать те, которые могут пригодиться в походе. Выигрывает тот, кто безошибочно справляется с заданием.

Цель: Закрепить знания о растениях своего региона.

Содержание: Педагог называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности (яблоня, груша, шиповник, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, сосна, апельсин, пихта, осина, кедр, мандарин).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Давайте сейчас с вами посмотрим на нашу схему маршрута, куда нас ведёт красная стрелка? (Через дорогу, по ул. Профинтерна.) Продолжаем наш путь дальше.

Где бы ты ни находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе, друг,

Путь на север и на юг.

- Что это, ребята? (Компас.)

Воспитатель: - Чтобы стать настоящим туристом, нужно не только любить природу, уметь бережно с ней обращаться, но и уметь выстоять самому в сложных, экстремальных ситуациях. Вы не боитесь заблудиться в лесу, в горах, в походе? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Вы знаете, как вести себя, если заблудились или потерялись на маршруте? Ведь это самые главные правила, которые должен знать турист. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

Какие существуют правила?

Когда заблудишься в лесу,

Не бойся ты и не трясись,

А лучше оглянись вокруг

И к дереву скорей прижмись.

А это что за правило?

Дети: Выложить сигнальные (распознавательные) знаки, украсить дерево, свистеть в свисток.

Если ты украсишь

Берёзу, ель, сосну,

То поможешь взрослым

Найти тебя в лесу.

(Если дети отвечают правильно - воспитатель показывает соответствующую картинку – сигнальные знаки, украшенное дерево, ребёнка, свистящего в свисток и т. д.)

Воспитатель: - А из чего можно выкладывать сигнальные знаки?

Дети: Из веток, шишек, камней.

(Ответы детей.)
Воспитатель: - А я знаю, как можно по-другому согреться, давайте подвигаемся под веселую песню. Какую песню вы знаете?

Воспитатель: - Ну а теперь пришло время немного подкрепиться. (Дети присаживаются и достают из рюкзаков сухие пайки и воду.)

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, вы немного окунулись в многогранный, интересный, полный впечатлений мир туризма. Конечно же, мы с вами прикоснулись только лишь к тысячной доле этого необыкновенного увлечения.

-Итак, с какими видами туризма вы познакомились?

-Чему вы научились?

- А сейчас я хотела бы узнать ваше отношение к сегодняшнему путешествию.

Для этого продолжите фразу: Я хотел(а) бы заниматься туризмом, потому что… Или: Я не стану заниматься туризмом, потому что…

Воспитатель: - Закончилось наше путешествие по карте. Что вам больше всего запомнилось и понравилось. Мне тоже понравилось с вами путешествовать. А впереди нас ждут еще более интересные маршруты.

Описание материала: Предлагаю вам конспект беседы "Чтоб туристом стать надо много знать" для детей старшей и подготовительной группы. Этот материал будет полезен инструкторам по ФК, воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования. Конспект познавательной беседы направлен на обобщение и уточнение знаний о родном крае, развитие любознательности, умение работать в единой команде.
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Цель: Воспитание любви к малой Родине, формирование первичных представлений об активном отдыхе.
Задачи:
образовательные: Уточнять и обобщать знания детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
развивающие: Закреплять навыки выполнения физических упражнений.
воспитательные: Воспитывать инициативность, самостоятельность и творчество.
Пособия: иллюстрации природы родного края, туристов в походе, карточки "виды туризма" и карточки туристского снаряжения, рюкзак по одному на команду, стойки по 6 штук, карточки по правилам безопасности.

Автор: Заболоцкая Светлана Александровна
Детский туризм – это ещё и способ оздоровления детей, воспитания самостоятельности, чувства ответственности, любви к своей родине.

Совершение туристского похода требует необходимого туристского, снаряжения. Его условно можно разделить на личное, групповое и специальное снаряжение.

Перечень личного снаряжения туриста должен включать в себя самые необходимые вещи с учетом сложности и вида похода, кли­матических условий данной местности.

Автор: Заболоцкая Светлана Александровна

муниципа льное бюджетное учреждение д ополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа

для учащихся 10-11 лет

Автор: Заболоцкая Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

Туризм – одно из самых увлекательных и разнообразных видов деятельности человека. Это не только познание окружающего мира, но и умение найти своё место в этом мире, проверить свои возможности, обрести уверенность в себе.

Детский туризм – это ещё и способ оздоровления детей, воспитания самостоятельности, чувства ответственности, любви к своей родине.

Итогом теоретических и практических занятий в туристско – краеведческой деятельности являются походы.

Сове ршение туристского похода треб ует необходимого туристского, снаряжения. Его условно можно разделить на личное, групповое и специальное снаряжение .

Перечень личного снаряжения туриста должен включать в себя самые необходимые вещи с учетом сложности и вида похода, кли матических условий данной местности.

Выбор формы проведения занятия обусловлен тем, что данн ая форма активизирует уча щихся, даёт им возможность показать свои знания, умения, навыки по данному разделу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям уча щихся.

Занятия в форме игры, соревнования повышают интерес уча щихся к изучаемому материалу, развивает мыслительные способности, а командная форма соревнования развивает умение работать в команде, повышает чувство личной ответственности.

Читайте также: