Образование и самообразование 5 класс обществознание конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; дать представление о том, что как занимались самообразованием в прошлом; объяснить значений понятий самообразование, самоорганизация.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственные умения учиться и возможности его развития; находить нужную социальную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования; освоят алгоритм процесса получения знаний;
получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения;

коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

регулятивные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Методы урока: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия: самообразование и самоорганизация

Обеспечение урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2016.
  2. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2014.
  3. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016.-208 с.

Оборудование: компьютер; экран; мультимедийный проектор; пакет с рабочими материалами для работы в группах; компьютеры с доступом к Интернету, выставка книг и дисков; раздаточный материал для учащихся (памятки, задания группам).

Тип урока: открытия нового знания

Этапы урока:

Первый этап – вызова (подготовительный);
Второй этап – осмысления (изучение нового материала);
Третий этап – рефлексия (итоги урока).

На доске: тема, план, эпиграф, ПВ.

План урока:
1. Формы самообразования.
2. Испокон века книга растит человека.
3. Самообразование – путь к успеху.
4. Новые возможности.
5. Самообразование и самоорганизация

Ход урока
2 урок (Приложение 2)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
А для меня, уже награда
Сиянье ваших милых глаз.

Организовать и психологически настроить учащихся на работу
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

II. Проверка домашнего задания.

1 задание (работа у доски)

Восстановите рассыпавшуюся схему и ответьте на вопрос:

– подписать пропущенную ступень образования.
– В каких классах можно получить образование?
– В каких учебных заведениях человек может получить образование?

2 задание

Написать схему формы образования

3 задание

Как получить нужную книгу?
Фронтальная работа класса

Тест-оценка (Приложение 1)

Прошу вас приступить к работе над заданиями.
После завершения работы над заданиями взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев
– Ребята, прошу поднять руку у кого оценка, которую он поставил себе, совпала с оценкой за задание, у кого ниже, у кого выше той, которую он сам себе ставил.

Взаимопроверка и выставление отметок на основании критериев.

III. Мотивационно-целевой этап
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Знание не водица – в рот само не станет литься.
  • Золото добывают из земли, а знания из книг.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • В книге ищут не буквы, а знания.

– Вы изучали эти пословицы на каких-либо школьных предметах?
– А откуда вы их знаете?

Постановка темы урока. Эпиграф

2. Постановка проблемы.

– Предположите, что мы будем изучать на уроке?
– На какие вопросы нам предстоит ответить?

Учащиеся определяют цели и задачи урока

IV. Актуализация знаний

Отвечают на проблемный вопрос

V. Первичное усвоения новых знаний

4. Самообразование – путь к успеху

Композитор – А. П. Бородин по образованию медик и химик.
Психолог – Л.С.Выготский по образованию юрист.
Американский государственный деятель, ученый – Б. Франклин не имел профессионального образования.

Физкультминутка (после окончания работы в группе)

Работа с текстом учебника.

Приводят доказательства на примерах знаменитых судеб.

4. Новые возможности

5. Самообразование и самоорганизация

VI. Первичное осмысление и закрепление изученного

V. Подведение итогов урока
Рефлексия.

Домашнее задание

I этап

1. Оценка ситуации.
2. Постановка цели.
3. Пути достижения поставленной цели.
4. Выбор средств достижения цели.

II этап

Сами действия по достижению цели.

  • Периодическая оценка результатов деятельности;
  • Сравнение результатов с поставленной целью;
  • Замена средств достижения цели, определение новых путей и подбор более подходящих способов.

Третья группа В чём преимущества и
недостатки электронных книг?

Пятая группа рассказать о Никитинской библиотеке

Работа в паре В приведенном тексте найди лишние буквы.

  • Зачеркни лишние буквы.
  • Прочитай, что получилось.
  • Напиши полученную фразу.

Внаенакна жнаинавнаинаина, внаенакна уначнаинаснаьна!

Самоконтроль и самооценка деятельности, навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями, т. е. самоорганизация познавательной деятельности.

– я понял(а)…
– я узнал(а) о..
– я не согласен (на) с…

– Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
– Что запомнилось больше всего?

Цели уроков. Познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; дать представление о том, как важно заниматься самообразованием; объяснить значение понятий самообразование, самоорганизация.

Предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования: освоят алгоритм процесса получения знаний.

Метапредметные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Личностные УДД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.

Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Курсивом: формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вспоминаем то, что знаем Опишите, какими качествами должен обладать ученик, в.

Вспоминаем то, что знаем Опишите, какими качествами должен обладать ученик, владеющий своей главной пока профессией, то есть ученик-профессионал.

Ирина, Евгений и Галина – одноклассники. Как-то раз друзья решили посетить кр.

Ирина, Евгений и Галина – одноклассники. Как-то раз друзья решили посетить краеведческий музей. Зайдя в музей, Ирина купила путеводитель с кратким описанием всех залов, села на банкетку в холле и принялась за чтение. Евгений отправился в буфет посмотреть, что там вкусненького. А Галина пошла осматривать экспозицию Через два часа друзья встретились на выходе и отправились по домам.

Как ты думаешь, кто из учеников получил больше новых и интересных знаний в ре.

Как ты думаешь, кто из учеников получил больше новых и интересных знаний в результате похода в музей? Обоснуйте своё мнение. Ирина, потому что… Евгений, потому что… Галина, потому что

Почему знания являются сокровищем? На какие вопросы, связанные со школьными п.

Почему знания являются сокровищем? На какие вопросы, связанные со школьными предметами, вы хотели бы поискать ответы? Чему бы вам хотелось научиться?

План 1.Самообразование. 2.Формы самообразования. 3.Испокон века книга растит.

План 1.Самообразование. 2.Формы самообразования. 3.Испокон века книга растит человека. 4.Самообразование – путь к успеху. 5.Новые возможности. 6.Самообразование и самоорганизация.

Почему публицист Д.И. Писарев считал, что настоящим образованием является тол.

Почему публицист Д.И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами?

Образование – совокупность знаний, навыков, полученных в результате обучения.

Образование – совокупность знаний, навыков, полученных в результате обучения. Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. Знание — результат познавательной деятельности человека.



Как вы думаете, какие факторы влияют на процесс самообразования и самовоспита.

Как вы думаете, какие факторы влияют на процесс самообразования и самовоспитания?

Как вы понимаете слова мудреца, приведенные в учебнике: «Не тот умен, кто всё.

Предположите, в чём преимущества и недостатки электронных книг.

Предположите, в чём преимущества и недостатки электронных книг.

С кем из ребят ты согласен? Приведи аргументы против другой точки зрения. Сфо.

С кем из ребят ты согласен? Приведи аргументы против другой точки зрения. Сформулируй свою точку зрения и приведи аргументы в её пользу. Тимофей и Геннадий – лучшие друзья. Как-то они поспорили между собой: Гена утверждал, что человеку вполне достаточно тех знаний, что ему дают в школе, а дополнительная информация только мешает и сбивает с толку. Тима же, напротив, считал, что, кроме уроков в школе необходимо заниматься самообразованием.

Составьте сравнительную таблицу «Сходство и различия самообразования и урока.

Сделай вывод о том, что сложнее: учиться в школе или заниматься самообразован.

Сделай вывод о том, что сложнее: учиться в школе или заниматься самообразованием. Обоснуй свой выбор.



Выразите свое отношение к высказыванию Н.А. Рубакина: «Всякое настоящее образ.

Напиши письмо своему сверстнику, который хочет изучать английский язык самост.

Напиши письмо своему сверстнику, который хочет изучать английский язык самостоятельно. Посоветуй, с чего начать. Какими дополнительными средствами воспользоваться?Как лучше запоминать новые слова? Как научиться строить диалог на иностранном языке? Как пользоваться англо-русским словарём?

Я понял (а)… Я узнал (а)… Я не согласен (на) с …

Я понял (а)… Я узнал (а)… Я не согласен (на) с …

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 298 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.07.2016 17826
  • PPTX 1.6 мбайт
  • 1116 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Матыкина Мария Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Цели уроков. Познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; дать представление о том, как важно заниматься самообразованием; объяснить значений понятий самообразование, самоорганизация.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования: освоят алгоритм процесса получения знаний.

Метапредметные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Личностные УДД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Определение темы

Подумайте: где мы получаем знания?

В нимательно прочитайте изречение и попробуйте сформулировать тему и проблемный вопрос нашего занятия.

Тема урока: Образование и самообразование.
Проблемный вопрос: почему так важно заниматься самообразованием?

На сегодняшнем уроке мы попытаемся узнать, как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами это можно делать?

Как вы думаете, что такое самообразование?

Мотивы для таких занятий могут быть:

профессиональными (связанными с выполнением творческих заданий в школе или более тщательным усвоением учебным программы),

личными (продиктованными собственным интересом к той или иной теме),

жизненными (обусловленными различными ситуациями в повседневной жизни).

Результат самообразования: углубленные знания, умения и опыт, приобретённые с помощью своих стараний изучая отдельные науки.

Формы самообразования.

Разобравшись с мотивами, мы должны перейти к изучению конкретных форм самообразования. Но перед этим давайте познакомимся с алгоритмом решения такого рода задач, ведь самообразование невозможно без самоорганизации, а \самоорганизация всегда предполагает выработку конкретного плана действий, выполняемых в определенной последовательности.

Итак, как выглядит примерный алгоритм решения какой-нибудь задачи в области самообразования? (дети фиксируют в тетради и на доске) если затрудняются ответить обращаются к тексту на стр. 63.

человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает.

он ставит цель, намечает пути ее достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать.

сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы.

Какая важнейшая из этих форм самообразования?

Конечно же, чтение книг. Величайшее изобретение человечества – книга – была, есть основным источником знаний для людей. Для каждого школьного предмета существует свой собственный учебник. Кроме учебных книг для учащихся издается много литературы для внеклассного чтения, призванной заинтересовать детей дополнительной интересной информацией по предмету, побудить их к самообразованию. Это могут быть собрания необычных фактов, сборники задач-головоломок, всевозможные справочники и энциклопедии, произведения художественной и исторической литературы. С развитием информационных технологий появилась возможность пользоваться электронными книгами, материалами интернета.

Подумайте, в чем преимущества и недостатки электронных книг?

В отношении последних следует сказать, что вместе с явными достоинствами, они содержат в себе и не менее явные недостатки, связанные с не всегда достоверной информацией, неудовлетворительным оформлением или анонимным характером материалов. Кроме того, следует помнить об опасности, которую несет для здоровья человека длительное воздействие электронных устройств: это и ухудшение зрения, и головные боли, и повышенная эмоциональная возбудимость.

Чтобы быстрее закрепить в памяти различные формы самообразования, проведем устный опрос. Я называю учащегося и предлагаю ему конкретную тему для самообразования, а он должен подобрать к ней наиболее оптимальные формы, добавив небольшой поясняющий комментарий к каждой их них.
Фронтальный опрос (примеры).

рыбная ловля; египетские пирамиды; создание презентаций; Русская культура XIX века; морские животные.

Как вы думаете, утратила ли школа Сухомлинского своё значение в наше время , почему?

Что ж, давайте попробуем вместе разобраться в том, почему так важно заниматься самообразованием и воспитанию каких важных качеств оно способствует. А помогут нам в этом цитаты известных творческих личностей, которые на собственном опыте осознали огромное значение самообразования для жизни и добились успехов благодаря нему. Я буду читать вам цитаты отдельных авторов, а вы на их основе формулируете те качества или те преимущества, которые дает человеку самообразование. Одновременно мы будем записывать их в тетрадь.
Итак, начинаем.

Учитель выборочно опрашивает ряд учащихся, после чего завершает урок.






Петр I, Ломоносов и Пушкин – одни из самых ярких деятелей нашей истории в жизни которых самообразование занимало огромное место. Однако в России было немало и других великих личностей, которые достигли выдающихся успехов благодаря самостоятельно организованным занятиям, напряженной умственной деятельности и труду. С некоторыми из них мы с вами уже познакомились на уроках обществознания. Вспомните, ребята, имена этих людей.
Учащиеся: Ольга Скороходова, Генрих Шлиман.
Хорошо, что вы запомнили их. Это действительно выдающиеся личности, особенно Ольга Ивановна Скороходова, которая, являясь глухонемой, стала настоящим ученым, писала стихи и книги. Дома вы также прочитаете о жизни других наших великих соотечественниках: педагоге Василии Александровиче Сухомлинском и математике Льве Семеновиче Понтрягине. Кроме того в самом конце занятия вам будут предложены темы докладов, посвященных роли самообразования в жизни великих россиян.


Читайте также: