Решение задач с использованием числовых функций и их графиков конспект урока 10 класс

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

ввести понятие функции;

определение графика функции;

повторить способы задания функций;

рассмотреть геометрические способы преобразования графиков функций

совершенствовать

умение построения графиков функций;

Урок изучения нового материала.

Оснащение урока:

Набор опорных карточек с таблицами преобразований графиков функций

Набор опорных карточек с демонстрационными вариантами заданий

Набор карточек с заданиями для самостоятельной работы учащихся

Демонстрационные карточки с графиками основных функций, известных учащимся

Формулировка темы урока, постановка целей и задач

Повторение материала из курса основной школы

Изучение нового материала

Выполнение заданий по закреплению изученного материала

Выполнение заданий для самостоятельной работы учащихся по закреплению нового материала

Подведение итогов урока

Домашнее задание / 2 уровня сложности /

Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами очередной урок алгебры, на котором мы продолжаем изучать что-то новое и интересное.

Запишите число и тему нашего урока «Графики функций. Преобразования

Формулировка постановка целей и задач:

ввести понятие функции;

определение графика функции;

повторить способы задания функций;

рассмотреть геометрические способы преобразования графиков функций

умение построения графиков функций; (слайд 2)

Давайте проверим домашнее задание . Вам было задано изготовить шаблон графика у=х 2

Покажите мне их, пожалуйста. Молодцы! Отложите их пока, они нам ещё пригодятся.

Изучение нового материала.

Ребята, я прошу вас вспомнить и дать определение, что называется числовой функцией из курса основной школы

( ответ: числовой функцией называется соответствие, при котором каждому значению одной переменной сопоставляется по некоторому правилу единственное значение другой переменной )

Спасибо, хорошо, а теперь я хочу познакомить вас с другим понятиемчисловой функции, которое даётся при изучении начал анализа .(слайд 3)

( Определение: числовой функцией с областью определения D называется соответствие ( зависимость ), при котором каждому числу х из множества D сопоставляется по некоторому правилу число у, зависящее от х.

латинскими (иногда греческими) буквами / f , q , h , y , p и т.д./)

Я попрошу вас законспектировать это определение в тетрадь.

Обратите внимание на экран. Выполните задание, которое поможет вам отработать определение .(слайд 3)

Подумайте и дайте мне ответ. Кто желает выйти к доске и объяснить, какая из данных зависимостей является функциональной и почему.

Спасибо, садись. А теперь я предлагаю сравнить ваши ответы с моими .(слайд 4)

Молодцы!

Продолжаем урок. Обратите внимание на экран. Рассмотрим произвольную функцию у= f ( x ).( слайд 5)

Итак, я предлагаю вам рассмотреть примеры, в которых показано нахождение области определения и области значений функции. (слайд 6)

Третий пример решаем самостоятельно. Один ученик у доски, остальные на местах.

Работаем дальше.

(Слайд 7) Числовые функции вида f ( x )= p ( x ), где р(х)-некоторое выражение или многочлен, называют целыми рациональными функциями.

Числовые функции вида f ( x )= p ( x )/ g ( x ), где р(х); g ( x )-некоторое выражение или многочлен, называют дробно- рациональными функциями.

Итак, следующий вопрос к вам: вспомните и дайте определение, что называется графиком функции из курса основной школы.

(ответ: множество всех точек, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции)

Верно. А я ребята, хочу вам познакомить с другим определением графика функции

(слайд 8)

Подмножество координатной плоскости является графиком какой-либо функции , если оно имеет не более одной общей точки с любой прямой, параллельной оси Оу .

А теперь выполните задание на отработку определения: определите, какое из данных множеств является графиком функции.

Ответ обоснуйте. Кто желает ответить? Совершенно верно.

Вопрос следующий: какие способы задания функций вы знаете?

Ответ: функцию задают формулой, графически, таблицей, в виде словесного описания

Совершенно верно (слайд 9)

Назовите функции, графики которых вы умеете строить

(ответ: у=кх+ b ; у=ах 2 + b х+с; y = k / x ; y = sinx y = cosx y = tgx y = ctgx

Линейная, квадратичная, гипербола, синус, косинус, тангенс, котангенс. Итак, запас функций, графики которых вы умеете строить, пока невелик, но применяя преобразования графиков функций, список можно расширить

Итак, если известен график функции у= f ( x ), то с помощью некоторых преобразований плоскости можно построить графики более сложных функций, а именно: (слайды 11,12,13,14)

График функции у= f ( x )+А получается параллельным переносом графика

у= f ( x ) в положительном направлении оси Оу на А, при А>0 и в отрицательном направлении оси Оу на | k | при k

Перед уроком я раздала вам таблицу, в которой собраны все виды преобразований графиков функций с примерами. При построении различных графиков функций вы будете опираться на неё.

Выполняем задание по закреплению изученного материала

Задание 1. Для выполнения этого задания воспользуйтесь шаблоном графика у=х 2

Построить график функции у = 3 – (х+1,5)² (слайд 15)

Итак, скажите мне, как называется данная функция, которая задаётся формулой у = 3 – (х+1,5)² (ответ: наз-ся квадратичной и графиком является парабола), поэтому для построения данного графика, сначала строим график функции у=х 2 и т.д.

Вопросов нет по построению графика функции?

Следующее задание (слайд 16)

Построить график функции у = 2 sin (х – π )

Кто-то из вас работает у доски, кто-то на компьютере при помощи тренажёра, строит данный график, остальные на местах.

Задание 2 (слайд 17)
Определите, какие виды преобразований
были использованы при построении графика функции у = 0,5(х-1)³ + 3

Работаем на местах, и один из вас ответит с места.

Определите, какие виды преобразований
были использованы при построении графика у = - cos (х+ π )

Работаем на местах, затем даём ответ.

Задание 3 .(слайд 18)
Определите, какой формулой задана функция

Кто желает поработать у доски?

Остальные на местах

Построение графика функции у = |х – 1|

Один ученик отвечает с места, один за компьютером, остальные на местах.

Это вновь сформированная группа обучающихся 1 курса. Основная часть учащихся имеет низкий уровень подготовки, т.е. не обладает прочными базовыми знаниями за курс основной школы. У учащихся слабо развито логическое мышление и навыки самостоятельной работы.

Характеристика темы.

В колледже обучение математике ведётся на основе модульной технологии.

Все учебные элементы данной темы используются при изучении всего курса математики.

Образовательными целями урока являются:

-введение понятия функции как зависимой переменной и знакомство обучающихся со способами задания функции;

- нахождение значений функции при конкретных значениях аргумента;

- нахождение значений аргумента при конкретном значении функции;

- нахождение области определения функции, заданной аналитическим путем.

Объектами развития в данной теме являются:

- развитие абстрактного и логического мышления, долговременной оперативной памяти и устойчивого внимания.

Основной воспитательной задачей темы является формирование социальной активности личности, развитие навыков самостоятельной работы и мотивации учебной деятельности.

Рекомендации по изучению учебного материала.

При обобщении и систематизации знаний по данной теме целесообразно применять коммуникативный метод. С помощью умело поставленных вопросов преподаватель побуждает учащихся к активному восприятию материала, к более глубокому осмыслению полученных знаний и их систематизации. На уроке рассматриваются задачи на нахождение значения функции по заданному аргументу, нахождение области определения функции.

Преподаватель использует различные методы обучения: информационный (объяснение и беседа); репродуктивный (алгоритм решения типовых задач); частично-поисковый (самостоятельная работа); наглядно-иллюстрационный (плакаты).

При решении поставленных задач учащиеся развивают логическое и абстрактное мышление, тренируют память и внимание. На уроке используется фронтальный, индивидуальный и дифференцируемый режим работы.

Техническое средство обучения (телевизор и DVD ) обеспечивает наглядность и способствует лучшему усвоению знаний.

Рекомендации по контролю знаний учащихся.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным компонентом каждого урока и данного в том числе. На уроке рекомендуется использовать устный фронтальный опрос; самопроверку обучающей самостоятельной работы по решебникам. Оценка знаний учащихся на данном уроке не предусмотрена.

Продолжительность урока – 1 час 30 мин

Структура урока.

Определение числовой функции

I. 1. Организационный момент (1 мин.).

Обоснование значения темы и цели урока (1 мин.).

Актуализация опорных знаний обучающихся (10 мин.).

Устный фронтальный недифференцированный опрос.

Рассмотрение материала, дополняющего основную часть (5 мин.).

III. 3. Получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний (12 мин.).

IV. 4. Обучающая самостоятельная работа (8 мин).

Фронтальная проверка (10мин.).

V. 5. Формирование умений и закрепление их путем упражнения (10 мин.).

Обучающая самостоятельная работа (7 мин.).

Проверка самостоятельной работы (8 мин.).

VII. 7. Задание на дом.

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж его выполнения (3мин.).


На этом уроке мы повторяем определение числовых функций. Способы задания функций. Основные преобразования графиков числовых функций. Вспоминаем вид графиков некоторых функций.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Числовые функции. Определение и способы задания"

· повторить определение числовых функций;

· повторить способы задания функций;

· повторить основные преобразования графиков числовых функций;

· повторить вид графиков основных функций.

Определение.

Если даны числовое множество X и правило f, которое позволяет поставить в соответствие каждому элементу x из множества X определенное число y, то говорят, что задана функция y=f(x) с областью определения X.

Область определения обозначается D(f).

x – независимая переменная или аргумент.

y – зависимая переменная.

Множество всех значений y=f(x), где x принадлежит множеству X называют областью значений функции и обозначают E(f).

Определение.


Если дана функция y=f(x), где x принадлежит множеству X и на координатной плоскости отмечены все точки вида (x, y), где x принадлежит множеству X, а y=f(x), то множество этих точек называют графиком функции y=f(x), где x принадлежит множеству X.

Перед вами графики некоторых функций и их названия.





Зная график функции f(x) с помощью геометрических преобразований можно построить график функции y=f(x+a)+b. Для этого надо сделать параллельный перенос графика функции f(x) на вектор (-a;b), то есть на │a│ вправо, если a 0 на │b│ вверх, если b>0, и вниз, если b Оцените видеоурок

Нажмите, чтобы узнать подробности

а) в точках ;

б) в точках ;


в) в точках –2; 0; 6.

2) Запишите значения функции:

а) в точках ;

б) в точках .

3) Постройте:

а) график функции;

б) график фигуры, которая функцией не является.

4) Постройте график какой-нибудь функции f, для которой:


а) ;


б) .

5) Найдите область определения каждой из функции:

а) ; г) ;

б) ; д) .


в) ;

А-10, с.р.-1, п. 3 ФУНКЦИИ И ИХ ГРАФИКИ

ВАРИАНТ 2

1) Найдите значение функции:

а) в точках ;

б) в точках ;


в) в точках –3; 0; 5.

2) Запишите значения функции:

а) в точках ;

б) в точках .

3) Постройте:

а) график фигуры, которая функцией не является;

б) график функции.

4) Постройте график какой-нибудь функции f, для которой:

Читайте также: