Гирлянды случайностей и ассоциаций конспект

Обновлено: 03.07.2024

1. В небольшой город приехал в командировку инженер, поселился в одноместном номере гостиницы. Вечером лег спать, но полночи не мог заснуть. Потом встал, набрал телефонный номер, ничего не сказал, лег и спокойно заснул. Почему?

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор — Генрих Язепович Буш. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта.

  1. Определяем синонимы объекта. Объектом избран стул, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Возможная гирлянда синонимов: стул — кресло — табурет — пуф — скамейка.
  2. Произвольно выбираем случайные объекты, образуем гирлянду из слов, выбранных наугад, например: электролампочка — решетка — карман — кольцо — цветок — пляж.
  3. Составляем комбинации по первым двум шагам, объединяем каждый рассматриваемый объект с каждым случаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов и т. д.
  4. Составляем таблицу признаков случайных объектов.
  5. Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Например, если взять только признаки электролампочки, можно получить стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф и т. д.
  6. Генерируем гирлянды ассоциаций. Поочередно из внесенных в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.


Поскольку ассоциации — это отдаленные, не прямые взаимосвязи предметов и явлений действительности, возникающие в сознании на уровне ощущений, представлений, образов, установление этих связей зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.

Цепочка (гирлянда) ассоциаций, создаваемая специально, позволяет представить (охватить) различные возможности, характеристики и функции объекта: эргономические, психологические, эстетические и др.

Практическая работа

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

1. Алгоритм метода

Этап 1. Определение синонимов объекта

Этап 2. Выбор случайных объектов

Этап 3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и
элементов гирлянды случайных объектов

Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого
синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

Этап 4. Составление перечня признаков случайных объектов

Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим
количеством признаков в течение ограниченного времени (минуты). Успех поиска в
значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов,
поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки.
Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по
порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных
объектов.

Этап 5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому
объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов

Этап 6. Генерирование гирлянд ассоциаций

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге,
генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков
они могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование
следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

Замечание: Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то
каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

Этап 7. Генерирование новых идей

К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить
элементы гирлянд ассоциаций.

Этап 8. Выбор альтернативы

На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или
их уже достаточно для отбора полезных идей.

Замечание: Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить
создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд,
созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.

Этап 9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило,
всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени
можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит
положение, при котором хотя бы несколько вариантов вариантов покажутся
полезными.

Этап 10. Выбор варианта

Замечание: Нередко говорят об "оптимальных" вариантах, но забывают указать,
относительно кого или чего они оптимальны.

2. Пример использования из первоисточника

Чтобы продемонстрировать метод гирлянд ассоциаций поставим решить задачу
расширения ассортимента часового завода и возьмем для модернизации такой
объект как часы.

1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы - будильник -
секундомер - хронометр.

2. На втором шаге выберем пять случайных объектов, например: кассета,
подснежник, транспарант, постель, войлок.
3. На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных
объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в
постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с
войлоком, секундомер с кассетой и т.д.

4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и их признаков:

CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ / ПРИЗНАКИ

6. На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций, основой
которых будут признаки случайных объектов:

ПРИЗНАК / Собственно гирлянда ассоциаций:

8. На данном шаге мы решаем не продолжать процесс генерирования идей, т.к. их
уже достаточно.

9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеивая те решения, которые
уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женские часы,
подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие
комбинации:

Будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые часы, стеклянные часы,
призовые часы, компьютерный секундомер.

10. На последнем этапе выбор решений производит заказчик, которым является
матушка Жизнь, а значит, никто не скажет точно, какое из предложенных решений
сделает блестящую карьеру.


В этом видеоуроке мы познакомимся с ещё одним ассоциативным методом поиска решений творческих задач – методом гирлянд случайностей и ассоциаций. Познакомимся с алгоритмом использования этого метода. И рассмотрим пример использования этого метода для решения конкретной задачи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Гирлянды случайностей и ассоциаций"

Автором этого метода стал Генрих Язепович Буш.


В 70-ых годах XX века он взял за основу метод фокальных объектов и расширил его.

Буш поставил перед собой цель – предложить ключ для решения задач, когда не хватает информации.

Он добавил возможность поиска и применения большего количества ассоциаций и метафор к объекту, который надо усовершенствовать. Свою разработку Генрих Язепович назвал методом "гирлянд ассоциаций и метафор". Почему именно такое название? Ответ заложен в сути метода.

Она очень схожа с сутью метода фокальных объектов. Напомним, что суть метода фокальных объектов заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на тот предмет, который необходимо усовершенствовать. В результате такого переноса получают самые необычные сочетания, которые способны преодолеть стереотипность мышления.

Метод "гирлянд случайностей и ассоциаций" отличается от метода фокальных объектов тем, что сочетаний получается ещё больше.

Происходит это из-за того, что кроме самого объекта, используются его синонимы.


И выстраиваются длинные цепочки гирлянд из случайных объектов и ассоциаций к ним. Отсюда и название.

На сегодняшний день существует несколько разновидностей названий этого метода. Они отличаются разной последовательностью и количеством слов в названии. Но суть остаётся той же.

Например, давайте попробуем подобрать синонимы к слову "персональный компьютер".

Это и планшет, ноутбук, сенсорный компьютер.


Или давайте попробуем подобрать синонимы к слову "стул". Кресло, табурет, пуф, скамейка.


Рассмотрим алгоритм реализации этого метода.

На первом этапе нужно определить синонимы объекта.

Затем произвольно выбираются случайные объекты и образуется гирлянда слов.

На третьем этапе необходимо составить комбинации синонимов и гирлянды слов.

Составляются эти комбинации из двух слов. Каждый синоним объединяется с каждым случайным объектом.

После этого надо составить перечень признаков случайных объектов. Делать это надо в ограниченное время, например, за минуту. Чем больше признаков случайных объектов удастся перечислить, тем лучше.

Следующий этап – это генерирование идей. К объекту и его синонимам добавляются признаки случайно выбранных объектов.

На шестом этапе решается вопрос о том, хватит ли сгенерированных гирлянд ассоциаций или нет.

Седьмой этап – это оценка и выбор рациональных вариантов идей.

И на последнем этапе нам необходимо выбрать оптимальный вариант. Ещё раз хотелось бы отметить, что оптимальным будет вариант для конкретного исследователя и в конкретной ситуации.

Давайте разберём этот алгоритм на примере.

Предположим, что нам необходимо расширить ассортимент часового завода, и конечно, объектом для модернизации будут часы.

Составим гирлянду синонимов слова "часы": часы – будильник – секундомер – хронограф.

Теперь нам необходимо выбрать пять случайных объектов. Пусть это будут: кассета, подснежник, транспарант, постель и войлок.

Обратите внимание на то, что объекты должны быть никак не связаны с основным объектом и выбираются случайным образом.

Давайте составим комбинации случайных объектов и синонимов. Получим такие варианты: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком, секундомер с кассетой и так далее.


Составим таблицу случайных объектов и их признаков.

Чтобы было удобнее, в одном столбце укажем по порядку случайные объекты, а во втором – признаки этих случайных объектов.

Признаками кассеты можно считать следующие: пластмассовая, хрупкая, музыкальная.

Подснежник – красивый, маленький, пахучий.

Транспарант может быть большим, тяжёлым и красочным.

Для постели можно перечислить такие признаки: чистая, мягкая, тёплая, широкая.

Войлок плотный, колючий и тёплый.


Скомбинируем часы и его синонимы с признаками случайных объектов.

И подумаем, какие из признаков и каким именно образом можно использовать для усовершенствования объекта.

Получим: пластмассовые часы, хрупкий будильник, красивые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, чистые часы, колючий секундомер и так далее.

Перейдём к генерированию гирлянд свободных ассоциаций. Основой гирлянд будут признаки случайных объектов.

Пахучие духи. Духами пользуются женщины. Женщины любят цветы. Цветы у нас ассоциируются с весной. Гирлянда получилась такая: духи – женщина – цветы – весна.

А вот так может выглядеть гирлянда для признака "хрупкий": стекло – стакан – вода – дождь.

Гирлянда для признака "тяжёлый": гиря – спорт – соревнования – призы.

Соединим гирлянды ассоциаций и синонимы слова "часы". Получатся такие варианты: часы в ручке, огненный будильник, женские часы, весенние часы, журнальный секундомер, программируемый будильник, стеклянные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер и так далее.

Теперь пришло время решить: хватит идей или нужны ещё?

Выберем только рациональные и отбросим те, которые уже есть. Например, часы в ручке, женские часы и так далее.

Отбрасываются ещё и явно нерациональные варианты.

Останутся такие варианты: огненный будильник, журнальный секундомер, водный секундомер и так далее.

И на последнем этапе остаётся только выбрать оптимальное решение.

Используя этот метод, важно помнить о том, что чем больше признаков случайных объектов мы перечислим, тем больше вариантов у нас получится.

Подведём итоги урока.

Сегодня мы познакомились с ещё одним ассоциативным методом поиска решений творческих задач – методом "гирлянд случайностей и ассоциаций".

Познакомились с алгоритмом использования этого метода. И рассмотрели пример использования этого метода для решения конкретной задачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого
синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

Этап 4. Составление перечня признаков случайных объектов

Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим
количеством признаков в течение ограниченного времени (минуты). Успех поиска в
значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов,
поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки.
Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по
порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных
объектов.

Этап 5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому
объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов

Этап 6. Генерирование гирлянд ассоциаций

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге,
генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков
они могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование
следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

Замечание: Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то
каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

Этап 7. Генерирование новых идей

К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить
элементы гирлянд ассоциаций.

Этап 8. Выбор альтернативы

На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или
их уже достаточно для отбора полезных идей.

Замечание: Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить
создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд,
созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.

Этап 9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило,
всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени
можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит
положение, при котором хотя бы несколько вариантов вариантов покажутся
полезными.

Этап 10. Выбор варианта

Замечание: Нередко говорят об "оптимальных" вариантах, но забывают указать,
относительно кого или чего они оптимальны.

2. Пример использования из первоисточника

Чтобы продемонстрировать метод гирлянд ассоциаций поставим решить задачу
расширения ассортимента часового завода и возьмем для модернизации такой
объект как часы.

1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы - будильник -
секундомер - хронометр.

2. На втором шаге выберем пять случайных объектов, например: кассета,
подснежник, транспарант, постель, войлок.
3. На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных
объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в
постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с
войлоком, секундомер с кассетой и т.д.

Читайте также: