О чем поведал каргопольский узор 1 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : О чем поведал Каргопольский узор.

1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями росписи каргопольской глиняной игрушки.

2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

шаблон для раскрашивания " Каргопольская игрушка"

баночка для воды

тычок (ватная палочка)

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы начнём урок с улыбки, посмотрите друг на друга улыбнитесь друг другу и пожелайте творческих успехов, а теперь посмотрим и проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в ней говорится. Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Пишет он, когда диктуют, Он и пишет, и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

носит воду бородой. (Краски и кисть)

-Еще нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра, альбом, тычок (ватная палочка),салфетка. Для удобства необходимо правильно расположить материалы на столе. Альбом кладем перед собой. С правой стороны ставим краски, дальше – баночку с с водой. У нас всё готово к уроку.

2. Основная часть урока. Вводная беседа с демонстрацией презентации.

Учитель: (Слайд 2) На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели. Сейчас мы посмотрим каргопольские игрушки.

(Слайд 3) Олень. Лось. Баран – знаки Неба

(Слайд 4) Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохну, а рядом крестьянская семья…Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

- Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь, тяни-толкай.

Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке

Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы.

( Слайд 11) В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. В 1950 гг. остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).

( Слайд 12) Изготовление каргопольской игрушки.

Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Детали обозначаются острой палочкой. Игрушку лепят частями: торс с головой, юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь надевают головной убор – шляпу или кокошник.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигает 800 – 900 градусов Цельсия. Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

-А теперь ответьте на вопросы.

Вопрос: Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках?

Ответ: Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

Вопрос: Из чего состоят узоры каргопольских мастеров?

Ответ: Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки.

Учитель: Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?

Ответ: На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб.

3. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

4.Практическая работа. Самостоятельная роспись шаблона " Каргопольская игрушка"

Учитель: А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце - на время станем народными мастерами и распишем модель каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!

(презентация поэтапной росписи каргопольской игрушки).

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. (Можно включить негромкую народную музыку.)

5. Подведение итогов. В конце урока устраивается выставка. Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?

6. Рефлексия.

- Вам понравился сегодняшний урок?
- Что особенно понравилось?
- Что у вас вызвало затруднение?

Покажите, какое у вас настроение.

7. Уборка рабочего места.

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль: Академия развития, 2000.

Искусство-детям. Каргопольская игрушка.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Хвостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изобразительное искусство

Тема урока. О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование первоначальных представлений о роли народного искусства в жизни человека; развитие навыка рисования каргопольского узора.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование эстетического восприятия мира.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог, анализ работ.

Предметные: обучающиеся узнают, что такое каргопольский узор, рассмотрят и сравнят разные виды росписи, будут учиться находить каргопольские узоры, различать символику узора и цвета.

Личностные способствовать проявлению воображения, пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства.

Предметные: отработка художественных приёмов рисования.

Метапредметные: анализ узоров для рисования орнамента в полосе.

Зрительный ряд: каргопольские игрушки, образцы узоров росписи.

Продукт деятельности: узор в полосе.

Оборудование: кисть, бумага, акварель.

Технологическая карта

всё ль на месте,

всё ль в порядке:

альбом, карандаши, кисточки и краски.

С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Коммуникативные УУД – умение общаться, строить коммуникации

2.Создание проблемной ситуации.

Зрительный ряд: роспись хохлома и каргопольские птички.

- Знакомы ли вам эти росписи?

- Какие названия элементов травного орнамента вы знаете?

- Какие цвета используют в хохломской росписи?

- Каких птичек в данной группе можно назвать лишними? Почему?

- Видели ли вы такую роспись раньше?

- Сегодня я вам предлагаю познакомиться с новым видом росписи, который называется…

Ученики отвечают на вопросы.

Хохломская роспись

Черный, золотой, красный, зеленый.

Возможен ответ с неполным пояснением

Читают на слайде -

Каргопольский узор

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные УУД – расширение границ знаний

- Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке?

- А ещё сегодня мы узнаем, как правильно выполнить каргопольский узор.

Почему узор так называется?

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование целей урока.

Регулятивные УУД – целеполагание.

4.Открытие нового знания

- Есть на севере нашей страны небольшой старинный городок Каргополь Архангельской области.

- Освободившись зимой от сельскохозяйственных работ, каргопольчане целыми семьями принимались за создание глиняной посуды. А из остатков материала лепили маленькие незамысловатые фигурки.
- Рассмотрите таблицу.

- Каргопольская игрушка – одна из старейших разновидностей гончарного искусства.

- Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен и идёт из глубины веков.

- Посмотрите на знаки-символы:

земля изображена в виде ромба;

зерно в виде смыкающихся скобок;

дерево жизни – древнейший мотив народного орнамента – изображён в виде ростка, на концах ветвей которого нарисованы плоды;

солнце изображено в виде круга и розетки.

- В народном искусстве многие изделия украшены знаками поклонения солнцу и земле. Солнце славят в своих работах многие мастера и художники, славите его и вы! Когда.

- Когда водите хоровод.

- Скажите, есть ли цветочки или листики на этих узорах?

- Как называются такие узоры?

- Итак, какие фигуры используют каргопольские мастера в своей росписи?

- Действительно, мы видим разные фигурки, и называются они.

- Соответственно, узор, орнамент какой?

- Какие цвета преобладают в каргопольской росписи?

- Какие элементы каргопольской росписи нашли вы? Покажите.

Дети высказывают своё мнение.

Круги, ромбы, полоски, овалы, волнистые линии

геометрические.

геометрический

красный, чёрный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый

Личностные УУД – действие смыслообразования, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос .

5. Применение новых знаний

- Повтори элементы каргопольского узора.

- Рисуй сразу кистью!

- Используй палитру каргопольского узора.

- Что вы должны сделать до начала творческой работы?

Дети должны решить, из каких элементов будет состоять орнамент;

выбрать цвет;

подготовить альбом и начать рисовать.

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД – планирование; прогнозирование.

Личностные УУД - формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Итог урока. Рефлексия.

- Из каких элементов состоит каргопольский узор и что они означают?

- Какова палитра каргопольского узора?

Ответы детей

Оценивают свою деятельность

Регулятивные УУД – оценка.

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 583 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.10.2020 415
  • DOCX 25.1 кбайт
  • 31 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем ШУГЕЕВА ЗУЛЬФИЯ ГАЛИМОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека.

2. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведения искусства

3. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

4. Закрепление навыков рисования каргопольского узора.

5. Расширение представлений учащихся об окружающем мире.

УУД:

Познавательные:

  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
  2. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

Коммуникативные:

  1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.
  2. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
  3. Понимать точку зрения другого.

Регулятивные:

  1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
  2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Личностные:

Преподаватель методики преподавания ИЗО ________/М.Н.Романова/

Урока по ИЗО на тему:

Провела студентка группы ПНК-31: Мукина А.А.

Оценка за конспект:….. (…………) методист: __________/М.М.Романова /

Оценка за урок:….. (…………) методист: __________/М.М.Романова/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/М.Н. Антюфеева/

Тип урока: урок открытия нового знания.

1. Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека.

2. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведения искусства

3. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

4. Закрепление навыков рисования каргопольского узора.

5. Расширение представлений учащихся об окружающем мире.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Понимать точку зрения другого.

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Уметь слушать и слышать других учеников.

Понимать простейшие правила поведения в обществе.

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, этот урок изобразительного искусства проведу у вас я. Садитесь.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках.

Ответьте на следующие вопросы.

1). Какими узорами расписывают мастера из Заволжья домашнюю утварь из дерева?

2). Какие названия элементов травного орнамента вы знаете?

3). Какие цвета используют в хохломской росписи?

Верно, вы молодцы!

Черный, золотой, красный, зеленый.

Выявление места и причины затруднения.

Обратите внимание на слайд.

Видите ли вы знакомые для вас элементы?

А вы ранее встречали данный вид росписи?

Вот сегодня я предлагаю вам познакомиться с ней.

А называются эти узоры Каргопольскими.

Построение проекта выхода из затруднения.

Эти глиняные игрушки излучают тепло поэтической души народных мастеров из древнего Каргополя.

Крохотные, но крепенькие, монолитные игрушки эти, словно храмы древнего Каргополя, поражают своей удивительной монументальностью. Как нарядна

Палитра росписи игрушки из Каргополя: красный, белый, желтый, черный, зеленый, коричневый цвета.

Реализация проекта выхода из затруднения

Рассмотри таблицу. Как разнообразны узоры. Они состоят из элементов (знаков-символов), похожих на солнце, землю, растения, зерна.

Давайте попробуем найти эти элементы в таблице.

Солнце изображено в виде круга и розетки;

Земля- в виде ромба;

Зерно- в виде смыкающихся скобок;

Древо жизни- древнейший мотив народного орнамента – обозначенного ростком, на концах ветвей которого кружками изображены плоды.

Ребята, как вы думаете почему именно элементами земледелия украшались игрушки?

Давнее занятие народных мастеров из Каргополья – землепашество. Украшение игрушки этими знаками являлось пожеланием благополучия друг другу.

В древние времена люди были язычниками и верили не в Бога, а поклонялись явлениям природы: дождю, земле, солнцу и т.д.

В народном искусстве многие изделия украшены знаками поклонения солнцу и земле. Солнце славят в своих работах художники, славишь его и ты, когда водишь хоровод.

Самый распространенный и самый древний вид русского танца – хоровод. Его основной композицией служит круг – символ Солнца. Это хождение по кругу берет начало из древних языческих обрядов, поклонение богу солнца – Яриле. Тогда этот танец носил обрядовый характер, но со временем утратил его.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: