Конспект пешеходной экскурсии в 4 классе

Обновлено: 06.07.2024

Цели: ознакомить детей с разнообразием растений на лугу; учить ценить и беречь красоту природы, учить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — работать в парах и малых группах; регулятивные — Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к природе своего края.

Оборудование: фотоаппарат.

Ход урока

(Учитель заранее продумывает место проведения экскурсии. Если есть возможность, то можно на данной экскурсии провести наблюдения луга и леса, но если нет, то экскурсия проводится только по лугу или только по лесу. Данный конспект урока для удобства разделен на две части: луг и лес.)

1. Беседа

Давай пройдемся медленно по лугу

— Предлагаю поздороваться с лугом, лесом, поклониться им и поблагодарить за красоту.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

— Понравилось вам это стихотворение?

(Повторить правила поведения на природе.)

— Как нужно вести себя на природе?

— Где вы можете ходить?

— Что можете делать?

— Чего нельзя делать на природе?

(Можно обсудить и раздать каждому памятки.)

Памятка

1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником! |

2. Радуйся красоте природы в любое время года, не вреди ей своим небрежным отношением!

3. Веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми!

4. Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-) либо полезное!

5. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных!

6. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней!

7. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов!

2. Экскурсия на луг

Луга — обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, так как в половодье зальет жилье водой.

- Так что же такое луг? (Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тетю, поэтому растут на открытой местности.)

- Где располагаются луга? (Луга располагаются по низменным берегам рек и озер.)

Растения луга

Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения — по очереди, чтобы не мешать правильному опылению. Много тайн хранит мир растений. С незапамятных времен человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами, любовался красотой цветов. Многие растения лугов являются лечебными, а есть и ядовитые.

- Какие цветы можно увидеть на лугу? (Ответы детей.)

Нивяник. На каждом лугу можно увидеть цветы, которые называют ромашками. Однако у самых крупных и красивых из них другое название — нивяник, или поповник. В отличие от ромашки у них не только более эффектный цветок, но и совершенно иной лист. Он цельный. Аптечная ромашка выглядит проще: она не бывает такой высокой, как нивяник, стебель у нее тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак аптечной ромашки — приятный запах. Ее двойники таким запахом не обладают.

- А вот клевер, или шмелиная кашка. Как вы думаете, почему у растения такое название? (Высказывания детей.)

Клевер. Да потому, что это ценнейшее кормовое растение — клевер — опыляют преимущественно шмели. Пчелы не достают нектар в их глубоких венчиках. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто небольшие углубления. Их восковые соты беспорядочно расположены в один слой на дне гнезда. Шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролюбивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.

Тимофеевка. Свое название тимофеевка получила по имени ботаника Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У тимофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет. Если в сене много тимофеевки, оно будет очень питательным для животных.

Зверобой. Почему это растение так назвали, ведь оно зверей не бьет, не убивает?! Зверобой всегда считался чудодейственным растением, излечивающим от 99 болезней. Высушенное растение заваривают и пьют как чай. Используют зверобой и как красящее вещество — он окрашивает ткани в красный и желтый цвет.

Животные луга

— Каких животных можно встретить на лугу? (Ответы детей.) Насекомые. Красота цветущего луга обусловлена назначением цветов привлекать насекомых. И их здесь множество: жужжат труженицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи-журчалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам своим стрекотом неповторимый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх. Но увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой.

Канюк. Птица относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами — лугами, полями. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помогают зрение, сильные лапы с острыми когтями. Птица полезна для сельского хозяйства, так как только ее детеныши за лето истребляют не менее 570 полевок.

Крот. Типичный обитатель лугов. Длина тела — 12 — 16 см, хвоста — 2 — 4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам — выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т. е. рыхлит ее. Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.

— Этим летом ребята ходили на экскурсию на луга. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках положили обратно. Раздавили несколько гусениц — все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили - микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?

3. Экскурсия в лес

- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

- Чем они отличаются друг от друга?

Растения леса

— Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

— Какие хвойные деревья можно встретить в лесу?

Сосна — вечнозеленое дерево высотой до 40—45 м. Это ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.

- Какие еще в лесу растут деревья? (Дуб.)

У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы. К осени на дубе созревают плоды — желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди — прекрасный корм. Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром лечат различные заболевания. Дубы живут до 2 тыс. лет.

- Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами — этажами: выше всех деревья, ниже — кустарник, еще ниже — травы, грибы, а в самом низу — мхи.)

- Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса, а также второго, третьего и четвертого.

- Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Ответы детей.)

Животные леса

— Ребята, посмотрите, что находится около пня. (Муравейник.)

— Кто в нем живет?

— Расскажите, что вы знаете о муравьях.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Он не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 млн насекомых-вредителей.

— А каких насекомых мы можем встретить в лесу?

— Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения.)

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду! За день она успевает опылить до 7 тыс. цветков. Для сбора 1 кг меда одной пчеле нужно преодолеть около 300 тыс. км и посетить 19 млн цветков.

Стрекозы — полезные насекомые, так как они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. Стрекоза-коромысло за 2 ч может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.

Когда мы входим в лес, первыми мы встречаем птиц.

Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор. (Дятел.)

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные насекомые.

— Каких птиц мы еще можем встретить в лесу?

— Что вы о них знаете?

— Какую пользу они приносят?

(Рассказ учащихся о птицах и их гнездах.)

Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов.

— Кто еще живет в лесу? (Заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось.)

— Что вы о них можете рассказать?

— Обсудите, как каждый чувствовал себя в роли того или иного животного.

4. Подведение итогов экскурсии

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанну ю с природой.

Ресурсы: карточки, простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащего

«…Всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не

только по форме листьев, но уга дывать каждое дерево по его общей форме, по его

характеру, чтобы быть в состоянии у же издали приветствовать дерево его именем, чтобы

- По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные с читают началом зимы 22 декабря.

Солнце в этот день поднимается низко - низко на небе, тени длинные, а день самый

короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы

– это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз.

Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего

климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного

месяца. Вот - вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.

Зима начинается, когда температу ра возд у ха устанавливае тся ниже 0° – замерзают

водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе насту пает

глубокий покой. Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями

зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?

Питательные вещества. Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших

деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с

приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответству ющие

исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превр ащается к зиме в

сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с

Свет. Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду . Если бы наши

лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в

результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалос ь бы, а

поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кром е этого

сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических п овреждений под

тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способству ет

удалению отбросов, различных минеральных соле й, большое количестве которых

скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка –

чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не

даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные у словия для

Тепло . В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений,

вымерзают и озимые хлеба, погибает часть у рожая. Под толстым пушистым слоем снега,

тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.

Вода. Особенно большое значение имеет повышение водоуде рживающей способности

цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно

испаряется и замерзает, трудно отжимается под давле нием, отличается большой

плотностью и утрачивает в значительной мере с войство растворителя.

Вывод: Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения.

Цель: практическое закрепление знаний и умений по переходу нерегулируемого перекрестка.

Ход занятия. План экскурсии см. выше. В данный план должно быть включено ознакомление учащихся с главными и второстепенными улицами района. В сопровождение необходимо включить двух взрослых людей не считая учителя.

Контрольные вопросы.

1.На каких улицах мы с вами пересекали нерегулируемые перекрестки?

2.Как мы это делали?

3.Встречался ли нам светофор с мигающим желтым сигналом? О чем говорил такой сигнал?

4.Почему нельзя было перебегать улицу?

5.Как двигались по таким улицам автомашины? Другие пешеходы?

6.Какие дорожные знаки встретились нам по дороге? Кого и о чем они предупреждали?

7.Как мы определяли место остановки троллейбуса?

8.Какие правила вы соблюдали в городском транспорте?

Организация уроков контроля знаний учащихся

Приложение 2

Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, какподает регулировщик сигнал, соответствую­щий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, какподает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому под­чиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, накотором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?

13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованы вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим тран­спортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

Тесты для пешеходов

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки? ­

А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспорт­ном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

А- по правой стороне дороги; В- навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

А - после открытия дверей; В- после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

А - да; В- нет; С- погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулиров­щик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А- не можете, т. к. руки опущены; В- можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

А - левой; В - правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

А - да; В- нет; С- нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

А - да; В- да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

А – пассажирами; В- водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

А– пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В- да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А- да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

А - 1-й;­ В– 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

А- нет; В- да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?­

А– на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

Тесты для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

А - 1-й; В- 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это .

А– дружинник, имеющий соответствующую экипи­ровку; В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

А - да; В- нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управ­ления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подава­емый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 90 0 ?

А– правый поворот; В- левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

А - да; В - нет; С - да, не старше 7 лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

А- да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

А- да; В- нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

А- да; В- да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?

А- остановка запрещена; В- стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

А- да; В- нет; С - да, если экиnирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.

А- 1-й; В- 3-й; ­ С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железно­дорожные пути вне железнодорожного поезда?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать для проведеня урока-экскурсии в 4 классе.

Окружающий мир

Тема: Парк весной

Цель: проследить, как пробуждается природа весной, выявить изменения, которые происходят в неживой природе, и выяснить. Как они влияют на изменения в неживой природе; развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, познавательный интерес, умение слушать и чувствовать, воссоздавать наблюдения в своем рассказе; воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Задачи: выделять признаки живой и неживой природы весной, устанавливать связь между живой и неживой природой, закрепить умения ориентироваться по компасу и местным природным признакам, создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений, использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации, формулировать выводы о весенних явлениях природы.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробуждения природы на человека, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса.

Метапредметные: уметь получать информацию из практической деятельности; быть толерантным к мнению одноклассников; уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы, формулировать самому простые правила поведения в природе;

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться.

Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Оборудование: блокноты, карандаши, линейка, гномон, лопаточка.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.

Форма урока: урок - экскурсия.

Подготовка к экскурсии: определяется место проведения экскурсии и объекты изучения на экскурсии, учитель готовит задания для детей. Дети учат стихи о весне, подбирают загадки.

Ход экскурсии

Организация класса

Самоопределение к деятельности.

— Сегодня у нас необычный урок-путешествие в парк. А по какой причине мы туда отправимся вы узнаете, когда послушаете стихотворение А. Плещеева

Теплей и ярче солнце встало,

Пора метелей злых и бурь

— О каком времени года эти строки?

— Какие весенние месяцы вы знаете?

Угадайте, о каком месяце говорится в каждом из отрывков:

Дует теплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетел.

Что за месяц? Кто узнает? (Март).

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Кто же к нам пришел? (Апрель).

Зеленеет даль полей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май).

Постановка цели урока

—Весна пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, в парк. Мы понаблюдаем, как изменилась природа с приходом этого времени года, какие изменения прошли в живой и неживой природе, выясним причины, которые предопределяют эти изменения в природе.

Проведение экскурсии

1.Беседа о характерных признаках весны в неживой природе

— Послушайте строки стихотворения С. Дрожжина “Зима сменяется весною”. Какие строки указывают на весенние изменения в неживой природе и живой.

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали;

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят,

Галки, вороны садами

Сядут на крыше рядами,

Каркнут и дальше летят.

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распушилась,

Так и блестит жемчугом.

Кой — где обтаяли кочки

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

Весна приходит тихо и незаметно. Солнце с каждым днем посылает на землю все больше тепла, пробуждает природу от зимнего сна. По небу плывут ярко-белые пушистые облачка. Идет первый весенний дождь. Пройдет несколько дней — и весна становится более смелой и говорливой.

— Какой сейчас месяц весны?

— Какие изменения произошли в неживой природе весной?

—Как изменилась высота Солнца над горизонтом?

2.Практическая работа

Определение длины гномона.

—Какая длина тени гномона? Измерьте ее.

—Как изменилась длина тени гномона по сравнению с зимой?

—О чем это свидетельствует?

—Как высота Солнца над горизонтом влияет на температуру воздуха?

Охарактеризует погоду: какое состояние неба, какая температура воздуха, какой

Ветер, есть ли осадки.

Давайте-ка сделаем вывод:

—Какие изменения в неживой природе произошли весной?

—От чего завися изменения в неживой природе?

Обобщив наблюдения за состоянием неживой природы, учитель предлагает учащимся выяснить, как весеннее потепление и другие изменения неживой природы повлияли на растения и животных.

3.Беседа об изменениях в жизни растений

Учащиеся увидят, что почки на деревьях и кустарниках набухают, кое-где они лопнули и показались зеленые листочки. Причем, на разных деревьях эти изменения произошли по-разному. Дети рассказывают, как изменилась липа.

Учитель дополняет их наблюдения о липе:

Липа обладает большой теневыносливостью. Главный признак — плотная, густая крона.

Почки липы располагаются на веточках поочередно. Они довольно крупные, яйцевидной формы, совершенно гладкие и блестящие. Однако, у них есть одна отличительная особенность— каждая почка покрыта только двумя чешуйками.

(Наблюдают сказанное учителем, рассматривая веточки липы.)

Листья имеют сердцевидную форму. Опавшие листья быстро перегнивают. Липа цветет много позднее всех остальных деревьев — уже в середине лета. Цветки ее мелкие, бледно-желтые, невзрачные, но имеют значительный аромат и богаты нектаром. Это дерево — один из лучших медоносов. Цветки липы ценны еще и своей целебностью. Настой сухих цветков, липовый чай, пьют при простуде.

Плоды липы — мелкие, почти черные орешки.

Семена липы, попав на землю, никогда не прорастут в первую весну. Прежде, чем прорасти, они лежат не меньше года.

Чтение рассказа Г. Скребицкого:

«Давно уже отцвели многие деревья в парках и городских садах, давно они покрылись густой зеленой листвой. И вдруг в тех же садах, парках и даже на улицах чудесно запахло цветами: зацвели липы!

Дикие лесные мелколистные липы зацветают несколько раньше, уже в начале месяца.

В городах, кроме мелколистной, сажают парковую крупнолистную липу. Эти деревья украшают улицы, скверы, бульвары. Они не только радуют глаз сочной темно-зеленой листвой, но и наполняют наши селения благоуханием своих скромных цветов.

Придите в солнечный день на городской бульвар или в сквер, где растут старые липы, сядьте на скамейку и прислушайтесь: в вышине, в густой кроне деревьев гудят пчелы. Есть такие любители-пчеловоды, у которых и в городе есть ульи с пчелами. Есть и ульи и в живых уголках при школах и домах пионеров. Кроме того, пчелы за медом летают очень далеко: могут с окраины города в парк прилететь.

Выполнив задание, дети сообщают, что земля покрыта зеленой молодой травой. Она отросла от корней, которые хорошо сохранились.

Затем ученики рассматривают раннецветущие растения.

4.Беседа по выявлению изменений в жизни насекомых

— Каких насекомых вы увидели?

— Почему насекомые проснулись?

— Расскажите о поведении насекомых весной? Чем они заняты?

— Каких бабочек увидели? Где они были зимой?

— Почему нельзя ловить бабочек?

Не мотор, а жужжит,

Не пилот, а летит,

Не змея, а жалит.

— Чем заняты пчелы? Почему они вылетели из ульев?

Под деревьями можно увидеть высокие холмики из мелких листочков и веточек. Это муравейники. Рассмотрите внимательно муравьев. Это — большие труженики. Все время они работают, таща какие-то кусочки коры, чинят после зимы свой чудо-дом. Муравьев называют санитарами леса, так как они уничтожают много лесных вредителей. Поэтому, их надо охранять.

5.Беседа об изменениях в жизни птиц

— Какие птицы вернулись из теплых краев?

— Почему перелетные птицы возвращаются из теплых краев в родные места?

— Каких перелетных птиц вы встречали в природе?

— Какие птицы оставались зимовать и не улетали в теплые края? Что изменилось в жизни птиц? Почему они переселились в леса и парки?

Читайте также: