По поводу нового издания старой вещи григорьев конспект

Обновлено: 03.07.2024

Злободневность пьесы А.С.Грибоедова "Горе от ума" вызвала полемику вокруг этого произведения.
Наиболее удачной и известной критической статьей является "Мильон терзаний (Критический этюд)" (1782 год) И.А.Гончарова. Автор дает оценку не только комедии, но и героям. И его Чацкий – победитель.
Поэт А.С.Пушкин в письме к А.А. Бестужеву (1825 год) высоко оценил образы Фамусова и Скалозуба, а вот образ Софьи показался ему неясны. Но монолог Чацкого он считает непростительным ("метать бисер").
Писатель Н.В.Гоголь в статье "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность" (1846 год) обращает внимание на "глубоко постигнутые " образы Фамусова, Простаковой, Загорецкого, Репетилова, Скалозуба и Молчалина. Он считает, что все лица комедии – "дети полупросвещения", и Чацкий в том же числе.
Литературный критик В.Г.Белинский в статье "Русская литература в 1841 году" обращает внимание на сарказм и язык комедии, что способствовало распространению стихов Грибоедова в качестве поговорок и пословиц.
Русский критик А.А.Григорьев в статье "По поводу нового издания старой вещи" (1862 год) назвал Чацкого "единственным героическим лицом нашей литературы".

Вся комедия есть комедия о хамстве, к которому равнодушного или даже несколько более спокойного отношения незаконно и требовать от такой возвышенной натуры, какова натура Чацкого.

Вот я перехожу теперь ко второму своему положению – к тому, что Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы. Пушкин провозгласил его неумным человеком, но ведь героизма-то он у него не отнял, да и не мог отнять. В уме его, то есть практичности ума людей закалки Чацкого, он мог разочароваться,

но ведь не переставал же он никогда сочувствовать энергии падших борцов. “Бог помочь вам, друзья мои!” – писал он к ним, отыскивая их сердцем всюду, даже в мрачных пропастях земли.

Чацкий прежде всего – честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная.

Говорят обыкновенно, что светский человек в светском обществе, во-первых, не позволит себе говорить того, что говорит Чацкий, а во-вторых, не станет сражаться с ветряными мельницами, проповедовать Фамусовым, Молчалиным и иным.

Да с чего вы взяли, господа, говорящие так, что Чацкий – светский

человек в вашем смысле, что Чацкий похож сколько-нибудь на разных князей Чельских, графов Слапачинских, графов Воротынских, которых вы напустили впоследствии на литературу с легкой руки французских романистов? Он столько же не похож на них, сколько не похож на Звонских, Греминых и Лидиных. В Чацком только правдивая натура, которая никакой лжи не спустит, – вот и все; и позволит он себе все, что позволит себе его правдивая натура.

А что правдивые натуры есть и были в жизни, вот вам налицо доказательства: старик Гринев, старик Багров, старик Дубровский. Такую же натуру наследовал, должно быть, если не от отца, то от деда или прадеда Александр Андреевич Чацкий.

Другой вопрос – стал ли бы Чацкий говорить с людьми, которых он презирает.

А вы забываете при этом вопросе, что Фамусов, на которого изливает он “всю желчь и всю досаду”, для него не просто такое-то или такое-то лицо, а живое воспоминание детства.

Чацкий менее, чем вы сами, верит в пользу своей проповеди, но в нем желчь накипела, в нем чувство правды оскорблено. А он еще, кроме того, влюблен…

Знаете ли вы, как любят такие люди?

Не этою и недостойною мужчины любовью, которая поглощает все существование в мысль о любимом предмете и приносит в жертву этой мысли все, даже идею нравственного совершенствования: Чацкий любит страстно, безумно и говорит правду Софье, что

Дышал я вам и жил, был занят непрерывно…

Но это значит только, что мысль о ней сливалась для него с каждым благородным помыслом или делом чести и добра.

Невольно приходит вопрос: действительно ли ничтожна и мелочна Софья?

Пожалуй, да и, пожалуй, нет.

Софья Павловна насмотрелась кругом себя на слишком много мерзостей, свыклась с хамскими понятиями, всосала в себя их с молоком. Ей не дико видеть себе нравственную опору в человеке практическом, умеющем вращаться в этой среде и могущем ловко овладеть со временем этою средою.

Потом же, ведь Молчалин умен умом его сферы. Подлый это ум, правда, да она не понимает, что такое подлость. Вот когда она поняла его подлость, испытала по отношению к самой себе всю шаткость того, что она думала избрать своей нравственной поддержкой, всю невыгоду для себя этой угодительности всем, даже

Собаке дворника, чтоб ласкова была,

Услыхала по отношению к себе холуйско-циническое выражение:

Пойдем любовь делить печальной нашей крали, –

Чацкий поэтому несправедлив, говоря, что ей нужен был

Он только в раздражении бешенства может смешать ее с московской барыней Натальей Дмитриевной, у которой действительно такой московский идеал мужа.

Для него вся жизнь подорвана – и ему, борцу, совсем разрознившемуся с этою средою, не понять, что Софья вполне дитя этой среды. Он так упорно верил, так долго верил в свой идеал!…

Вся комедия есть комедия о хамстве, к которому равнодушного или даже несколько более спокойного отношения незаконно и требовать от такой возвышенной натуры, какова натура Чацкого.

Вот я перехожу теперь ко второму своему положению – к тому, что Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы. Пушкин провозгласил его неумным человеком, но ведь героизма-то он у него не отнял, да и не мог отнять. В уме его, то есть практичности ума людей закалки Чацкого, он мог разочароваться,

но ведь не переставал же он никогда сочувствовать энергии падших борцов. “Бог помочь вам, друзья мои!” – писал он к ним, отыскивая их сердцем всюду, даже в мрачных пропастях земли.

Чацкий прежде всего – честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная.

Говорят обыкновенно, что светский человек в светском обществе, во-первых, не позволит себе говорить того, что говорит Чацкий, а во-вторых, не станет сражаться с ветряными мельницами, проповедовать Фамусовым, Молчалиным и иным.

Да с чего вы взяли, господа, говорящие так, что Чацкий – светский

человек в вашем смысле, что Чацкий похож сколько-нибудь на разных князей Чельских, графов Слапачинских, графов Воротынских, которых вы напустили впоследствии на литературу с легкой руки французских романистов? Он столько же не похож на них, сколько не похож на Звонских, Греминых и Лидиных. В Чацком только правдивая натура, которая никакой лжи не спустит, – вот и все; и позволит он себе все, что позволит себе его правдивая натура. А что правдивые натуры есть и были в жизни, вот вам налицо доказательства: старик Гринев, старик Багров, старик Дубровский. Такую же натуру наследовал, должно быть, если не от отца, то от деда или прадеда Александр Андреевич Чацкий.

Другой вопрос – стал ли бы Чацкий говорить с людьми, которых он презирает.

А вы забываете при этом вопросе, что Фамусов, на которого изливает он “всю желчь и всю досаду”, для него не просто такое-то или такое-то лицо, а живое воспоминание детства.

Чацкий менее, чем вы сами, верит в пользу своей проповеди, но в нем желчь накипела, в нем чувство правды оскорблено. А он еще, кроме того, влюблен…

Знаете ли вы, как любят такие люди?

Не этою и недостойною мужчины любовью, которая поглощает все существование в мысль о любимом предмете и приносит в жертву этой мысли все, даже идею нравственного совершенствования: Чацкий любит страстно, безумно и говорит правду Софье, что

Дышал я вам и жил, был занят непрерывно…

Но это значит только, что мысль о ней сливалась для него с каждым благородным помыслом или делом чести и добра.

Невольно приходит вопрос: действительно ли ничтожна и мелочна Софья?

Пожалуй, да и, пожалуй, нет.

Софья Павловна насмотрелась кругом себя на слишком много мерзостей, свыклась с хамскими понятиями, всосала в себя их с молоком. Ей не дико видеть себе нравственную опору в человеке практическом, умеющем вращаться в этой среде и могущем ловко овладеть со временем этою средою.

Потом же, ведь Молчалин умен умом его сферы. Подлый это ум, правда, да она не понимает, что такое подлость. Вот когда она поняла его подлость, испытала по отношению к самой себе всю шаткость того, что она думала избрать своей нравственной поддержкой, всю невыгоду для себя этой угодительности всем, даже

Собаке дворника, чтоб ласкова была,

Услыхала по отношению к себе холуйско-циническое выражение:

Пойдем любовь делить печальной нашей крали, –

Чацкий поэтому несправедлив, говоря, что ей нужен был

Он только в раздражении бешенства может смешать ее с московской барыней Натальей Дмитриевной, у которой действительно такой московский идеал мужа.

Для него вся жизнь подорвана – и ему, борцу, совсем разрознившемуся с этою средою, не понять, что Софья вполне дитя этой среды. Он так упорно верил, так долго верил в свой идеал!…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(обобщение изученного материала)

Учитель – Захарова А.Я.

показать роль комедии в русской литературе;

развитие речи учащихся, творческих способностей;

прививать навык конспектирования критических статей;

способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения;

способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы и критических статей.

Методы и приемы : исследовательский (беседа), метод проблемного изложения (проблемный вопрос).

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе XIX века. 9 класс. Изд.3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М: ВАКО, 2011.;

Маранцман В.Г. Литература. Учебное пособие для 9 класса. М: Просвещение, 1994.

Организационный момент (1 мин.)

Проверка домашнего задания (10 мин.)

Желающие зачитывают выдержки из конспекта, далее идет обсуждение.

Беседа (28 мин.)

Ученики: Развязку этой комедии можно считать оптимистичной хотя бы потому, что происходит прозрение главных героев: Софья узнает правду о Молчалине, Чацкий понимает, что Софья его не любит, а значит и делать в этом чуждом и противном ему обществе больше нечего. И он покидает этот город, чтобы в других местах найти своих единомышленников.

-Какие 2 конфликта здесь можно выделить?

Ученики: Общественный и любовный конфликты, которые развиваются параллельно.

-Имеет ли развязку общественный и любовный конфликты?

Ученики: Общественный конфликт не имеет развязки, он слишком глубок, выходит за рамки произведения, а любовный имеет.

-Ребята, как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?

Ученики: Скорее всего нет. Она узнала, какой он на самом деле, поняла, что он совсем далек от ее идеала скромного, тихого, милого, честного юноши.

-Раз мы начали разговор о развязке конфликтов, давайте обсудим дальнейшие судьбы героев. Итак, какова же судьба Софьи?

Ученики: В финале мы видим, что ей стыдно за любовь к Молчалину, за то, что она была так слепа, во всем винит себя: она отказалась от Молчалина, лишилась Чацкого, осталась игрушкой в руках разгневанного отца, который не может и не хочет понять свою дочь. Ее положение ужасно своей безысходностью.

-Можно назвать ее образ трагическим?

Ученики: Да, ведь она так же ,как и Чацкий, одинока в этом бездушном и безнравственном обществе.

-Что дальше ожидает Молчалина? Сокрушит ли его произошедшее?

-Какова дальнейшая судьба Чацкого? Какие последние слова он произносит?

-Согласны ли вы с мыслью Пиксанова о внутреннем бессилии фамусовского общества?

Ученики: С этой мыслю можно согласиться, так как это невежественное и безнравственное общество, отношения которого построены на лжи, обречено на вымирание. В начале 19 века уже повсеместно распространяется просвещение, и мы понимаем, что фамусовскому обществу недолго осталось существовать. Самое интересное, что данное общество само уже начинает это осознавать, смотря на представителей молодого поколения (таких как Софья и Чацкий), понимает, что реформ не избежать. И ему становится страшно, потому что предотвратить это оно не в силах.

-Почему фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Ученики: Оно объявляет Чацкого сумасшедшим от своего бессилия, от страха за свою дальнейшую судьбу. Таким образом фамусовское общество пытается избавиться от нарушителя их спокойствия.

-Ребята, а можем ли мы сказать, Чацкий одинок?

-Вы согласны с этим суждением? Считаете ли вы его победителем? В чем заключается его очевидная сила?

Ученики: Чацкий – ярчайший представитель новых проповедей, новых нравственных мыслей и политических идей, которые уже витают в воздухе.

Ученики: В центре всех событий стоит умный человек, который противостоит обществу лицемеров, лжецов, карьеристов. Он не понимает, что в этом глупом и безнравственном обществе счастья ему не видать.

-Ребята, как вы думаете, образ Чацкого романтический или реалистический?

Ученики: Образ Чацкого сложен: его можно назвать романтическим героем, потому что он противостоит фамусовскому обществу, в комедии он одинок; но это и реалистический образ, так как Чацкий своими мыслями и суждениями напоминает нам декабриста, революционера, а это уже отголоски насыщенной событиями русской истории 19 века.

-Верно, Грибоедов в своей комедии отразил то недовольство образованных людей общественным и политическим строем страны, которое появилось у декабристов после победы в Отечественной войне и которое на протяжении всего 19 века только нарастало.

4. Подведение итогов (3 мин.)

Учитель: Итак, ребята, какой вывод можно сделать в завершении нашего урока?

5. Выставление оценок, задавание домашней работы (3 мин.)

Учитель: Ребята, на этом наш урок подходит к концу, всем спасибо за работу!

Читайте также: