Конспект урока мустай карим

Обновлено: 06.07.2024

Урок 95
Национальное и общечеловеческое
в творчестве Мустая Карима

Цели: познакомить с творчеством башкирского писателя Мустая Карима; отметить жанровое и тематическое разнообразие произведений автора.

I. Слово о писателе.

Вам известно, что Россия отличается от других стран не только обширными территориями, но и многонациональностью. Для нашей страны довольно характерны межнациональные браки.

Народы России живут большой семьей. Поэтому мы можем гордиться не только русскими писателями, но и национальными поэтами и прозаиками, прославившими нашу Родину. Один из них – Мустай Карим (настоящее имя – Мустафа Сафич Каримов). Родился 20 октября 1919 года, народный поэт Башкирии.

Произведения Мустая Карима переведены не только на языки народов России, но и на китайский, болгарский, чешский и вьетнамский языки.

II. Лирика Мустая Карима.

1. Обзор тематики поэзии Карима.

И пусть немного

Его черемуха накрыла,

Склоняется за гроздью гроздь…

А он из четырех окошек

Как будто видит мир насквозь.

С башкиром русский – спутники в дороге,

Застольники – коль брага на столе,

Соратники – по воинской тревоге,

Навеки сомогильники – в земле.

Когда же целовались, как два брата,

С могучим Пугачевым Салават

В твоей душе, что дружбою богата,

Прибавилось любви, мой русский брат.

В его стихах звучит тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. По мнению поэта, беспамятство – самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества.

2. Практическая работа (учитель раздает тексты стихотворений учащимся).

џ Определите тему стихотворения, жанр.

џ К кому обращается автор?

џ В чем же видит Карим предназначение поэта?

џ Какими художественными средствами пользуется автор? Какова их роль?

Все завершил. Покончил с мелочами,

И суета осталась позади…

И вот сейчас с рассветными лучами

Птиц выпускаю из своей груди.

Влюбленные! К вам соловей, неистов,

Рванулся – петь все ночи напролет.

Томящиеся врозь! Вам голубь чистый

К надеждам старым новые несет.

Идущие на бой во имя чести!

Вам – первый дар, всем прочим не в укор:

Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье

Орел могучий крылья распростер.

Отчаянных, и робких, и недужных -

Всех одарю я, всех вас птицы ждут…

Нет только ничего для равнодушных,

Пускай без птиц – как знают, так живут

Те, кто в пути! Вам – бодрым и усталым –

Шлю журавля сквозь ветер в ранний час…

Кукушку, чтобы долго куковала,

Больные, выпускаю я для вас.

Все завершил. Покончил с мелочами,

И суета осталась позади…

И каждый день с рассветными лучами

Птиц выпускаю из своей груди.

Что больше всего может мешать делу смерти, как не любовь? Первая уничтожает людей, вторая их создает. Значит, и нет любви места на войне, точнее, не может, не должно быть?

Может быть, именно потому люди до сих пор не уничтожили друг друга в бесчисленных войнах, что вопреки ненависти они не перестают оставаться людьми и продолжают любить. Даже на войне. Не потому ли рано или поздно войны все-таки кончаются: столетние, мировые – всякие?

Сержант Любомир Зух (по-украински – хват, хваткий) и Мария Тереза (она испанка, одна из тех испанских детей, кого привезли в СССР, спасая от Франко) полюбили друг друга. А через семнадцать дней, когда батальон перебросили к линии фронта, чтобы через пару дней двинуть в наступление, Любомир ночью на бронетранспортере едет к Марии – проститься. Той же ночью возвращается в часть.

И все бы обошлось, и никто ничего не узнал бы, если б не одна досадная случайность, мелочь. На крутом повороте Любомир не разглядел глинобитного сарая и случайно задел за угол. Военной машине это, конечно, нипочем, а сарай здорово пострадал. Хозяин – прижимистый старик Буренкин – видел в окошко и машину, и танкиста, который вышел из неё посмотреть на случившееся. Поутру стены сарая рухнули, задавив старую козу – кормилицу двух внуков-сирот Ефимия Лукича Буренкина.

Перед Казариным два пути: первый – тайный, короткий и бесхлопотный. Но скользкий. Сокрытие преступления, сознательного ли, бессознательного ли, не только уставу, но и совести претит… Или взять грех на душу? Война спишет. А спишет ли. Руслан Казарин, у которого воинский долг и честь командира были превыше всего, избрать первый путь не смог.

Другой путь – опасный, страшный – доложить о преступлении Зуха начальству. Ведь по сути дела сержант – дезертир, и по законам военного времени наказание за этот проступок – расстрел. Комбат выбрал второй путь.

Приехавшие следователи быстро провели дознание, определили вину, и трибунал выносит смертный приговор. Привести его в исполнение поручено молодому (ровесник преступника – 20 лет всего!) командиру взвода разведки лейтенанту Янтимеру Байназарову. На следующее утро перед строем бригады Любомир, до последнего момента не веривший в эту возможность, был расстрелян. Бригада снимается с места, а через пару часов было получено помилование.

В это время на место казни приходит только что ставшая женой Мария Тереза… Полковник Казарин закончил войну в предгорьях Альп. Майор Байназаров погиб при тушении пожара в венской опере… Вот такая история.

Она проста и одновременно неразрешима. Вроде бы все правы: и Казарин, и старик Буренкин, и майор, проводивший следствие, и командир бригады, перед расстрелом назидательным тоном произносящий длинную и логичную речь: чтобы победить врага, надо быть беспощадным к врагу, но, чтобы быть беспощадным к врагу, нужно быть безжалостными к себе.

Расстрел Зуха – показательный, в его могиле комбриг призывает похоронить беспечность, расхлябанность – все дурное, что есть в каждом из нас. Казнь приобретает характер древнего очистительного ритуала, когда на жертвенное животное возлагались все грехи, совершенные людьми племени, после чего его изгоняли или убивали.

Правы ли осудившие Любомира на смерть? По-своему, да. И все же, думается, правота из ряда тех маленьких правд, о которых размышляет, направляясь к Казарину в первый раз, Буренкин: Он ущерб понес… за ним правда. Вот только бы потом в этой правде каяться не пришлось. Бывает, так свою маленькую правду тягаем, что до большой беды и дотягаемся.

Осознавший это старик, взяв с собой маленьких внуков, идет к капитану вторично, на коленях умоляя простить Зуха. Но… в силу вступил закон войны. Закон жестокости, закон, придуманный людьми и поставленный ими выше самих себя – выше людей, а значит, закон бесчеловечности.

Нет, не небо! Судьбу Зуха решают люди и – как это непростительно часто случается! – люди вроде бы и сильные, с характером, а на самом деле слабые, если не сказать – безвольные. Майор-следователь не испытывает ни восхищения, ни ненависти. Работу свою делает спокойно, тщательно, беспристрастно. Над ним – Закон, Статья, Параграф военного времени.

Для Казарина, с его жестким характером, твердой волей, с его привычкой различать, что хорошо, что плохо, вопрос чести был дороже собственной головы. Янтимер (по-башкирски – железный духом) отдает приказ стрелять, хотя до последней минуты не верит в справедливость приговора и всю ночь накануне казни не спит.

Недаром сцена знакомства Марии Терезы и Любомира обставлена деталями, прозрачно намекающими на связь с одним из древнейших любовных сюжетов – библейской историей Адама и Евы. И единственная яблоня, выжившая в пламени пожара, – как древо жизни. И как древо познания добра и зла…

Бог наказал первых – и всех последующих – людей жизнью, лишив их личного бессмертия, но подарив бессмертие в детях и внуках. Бог наказал людей способностью любить. Поэтому, рассказывая о Любомире и Марии Терезе (кажется, писатель специально на русской земле столкнул испанку и украинца, как бы подчеркивая – не существует каких бы то ни было границ для любящих сердец и их судеб), постоянно соотносит их с космическим – вечным: «Два чуда было в мире: в небе – только что народившийся месяц, на земле – только что народившаяся любовь.

В ночи, где гудят самолеты, рвутся снаряды, свистят пули, два сердца не затерялись, по стуку нашли друг друга. В короткую эту ночь сквозь душу Любомира Зуха прошли и весенние ливни, и летние грозы, и осенние бури, прошли, омыв, очистив, осветлив. Он стал мужем, её сделал женой. Познал мир, имя которому женщина. Любомир и сам теперь целый мир. И утром, вероятно, заря из его сердца забрезжит, солнце из его груди взойдет.

Так о чем же повесть? О том, кому принадлежит высшее право на Земле: войне или любви.

– Я иду! Мария Тереза.

– Нет такого пароля. Отменили. Здесь война.

– Если так, я сама себе пароль, мне война не указ, не хозяйка.

IV. Итог урока.

– Как же отражено национальное и общечеловеческое в творчестве Мустая Карима?

Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: 1. Познакомить обучающихся с творчеством поэта.

2. Развивать навыки анализа текста.

3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному краю.

Оборудование: проектор

Тип урока: первичного усвоения знаний

Организационный момент. Вводное слово учителя.

Рассказ о жизни поэта.

Викторина по повести.

5. Подведение итогов. Д/з.

1.Учитель: Прекрасными звуками и красками,великими людьми и незабываемыми местами славится наша Республика. Родившиеся на Урале гордятся красотой Агидели, древними горами, хранящими в себе несметные сокровища.

Среди таких немеркнущих самоцветов Башкортостана есть еше один, очень яркий, — творчество Мустая Карима.

Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви — Башкортостан.

2. Знакомство с жизнью и творчеством М.Карима

Родился Мустафа Саффич Каримов 20 октября 1919 года в д. Кляшево, распложенной на берегах прекрасной реки Дёмы (ныне Чишминский район), в 30 км от столицы нашей республики. В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. В 1941 г. ( в год, когда началась ВОВ) Мустай Карим окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института. С первых дней Великой Отечественной войны и до Побед наш поэт был на фронте – служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны всецело отдался творческой и общественной деятельности.

С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира. За многие произведения великий поэт был удостоен множеством наград и ему были присуждены премии как республиканского, так и российского масштаба.

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силён:

Я рос, как дуб зелёный на вершине,

Водою рек российских напоён.

Своею жизнью я гордиться вправе –

Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

3. Обратимся к анализу произведения:

- Что легло в основу создания данного произведения? Какие события?

-С чего начинается повесть?

- Как вы думаете, куда могла поехать мама мальчика?

- - Кто является главным героем ?. Как зовут главного героя? О чем он мечтает и почему?

--  Как украинка Оксана попала в башкирскую семью? Почему Оксану
встретили как дорогого гостя, собралась почти вся деревня?

 Ямиль не знает украинский язык, а Оксана башкирский , но сразу сдружились. Что им помогло понять друг друга?

- Как вы уже знаете бабушка Ямиля очень любила рассказывать сказки. –Давайте вспомним, что такое сказка? Какую сказку она поведала мальчику? ( слайд с определением)

-Можно ли назвать сказку про саблю Батыра волшебной? Почему?

-Счастливый ли конец у сказки?

-И где же сейчас сабля Батыра?

-Чем проникнуто всё произведение?

( Добротой, радостью, дружбой,

Заботой взрослых, надеждой ,что всё в их жизни будет хорошо и что наступит конец проклятой войне и будут все счастливы).

Дополнительно:  Ямиль очень любит Оксану. Как он на примере доказал это? ( случай со
страшным гусаком, с уплывшим башмаком и др.)

Определите основную мысль, идею произведения.

Выводы: В этой повести показано, как могут любить и понимать друг друга люди разных национальностей. Разные традиции, мировоззрение и, даже, незнание языка не помешало украинской девочке и башкирскому мальчику подружиться и стать по- настоящему родными людьми.

Чему вы научились, прочитав повесть М.Карима?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Башкирская литература. Классный час на тему жизни и творчества поэта Мустая Карима.

Тема: Мустай Карим - певец добра и мира

Цели:

Изучить биографию и творческий путь М.Карима.

Извлечь нравственные уроки из стихотворений народного поэта Башкортостана.

Привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.

Выработать оптимистический настрой ко всему окружающему.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

Все завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади.
И вот сейчас с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.

Идущие на бой во имя чести!
Вам - первый дар, всем прочим не в укор:
Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье
Орел могучий крылья распростер.

Те, кто в пути! Вам - бодрым и усталым -
Шлю журавля сквозь ветер в ранний час.
Кукушку, чтобы долго куковала,
Больные, выпускаю я для вас.

Влюбленные! К вам соловей, неистов,
Рванулся - петь все ночи напролет.
Томящиеся врозь! Вам голубь чистый
К надеждам старым новые несет.

Отчаянных, и робких, и недужных -
Всех одарю я, всех вас птицы ждут.
Нет только ничего для равнодушных,
Пускай без птиц - как знают, так живут.

Все завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади.
И каждый день с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.

У англичан - Шекспир. У немцев — Гете.

У итальянцев - Данте. У русских - Пушкин.

У индийцев - Тагор. У китайцев - Конфуций.

У датчан Андерсен. У татар - Тукай.

У чувашей - Яков Ухсай

У башкир — МустайКарим — певец добра и мира

2.Знакомство с жизнью и творчеством М.Карима

Родился Мустафа Саффич Каримов 20 октября 1919 года в д. Кляшево, распложенной на берегах прекрасной реки Дёмы (ныне Чишминский район), в 30 км от столицы нашей республики. В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. В 1941 г. Мустай Карим окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института. С первых дней Великой Отечественной войны и до Побед наш поэт был на фронте – служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны всецело отдался творческой и общественной деятельности.

М.Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга

С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Произведения МустаяКарима переведены на десятки языков России и мира. За многие произведения великий поэт был удостоен множеством наград и ему были присуждены премии как республиканского, так и российского масштаба.
Мустай Карим – прозаик… Мустай Карим – детский писатель… Мустай Карим – публицист… и в этих областях каждое его слово становится событием не только национальной, но и всей российской литературы.

Наиболее известные произведения:

3. Анализ стихотворений М. Карима

1) Многолик, многогранен и многокрасочен мир, выраженный в художественной картине произведений выдающегося мастера слова. В ней извечные понятия любовь и верность, долг и честь, жизнелюбие и милосердие, терпение и мужество, решительность и надежность, радость и печаль, раскаяние и ответственность, совесть и скромность, бескорыстие и отзывчивость вырастают живыми травами, цветами и деревьями, поют птицами и напоминают о себе человеческими голосами.

Все поэтические произведения животворит и объединяет добродетельная мудрость поэта. Эта мудрость выросла, как зеленый дуб на родной башкирской земле, свободно расправила ветви, напоённая водою российских рек, устремилась вершиной к солнцу общечеловеческого братства.

Мустай Карим является истинным патриотом, благодарным своей Родине.

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силён:

Я рос, как дуб зелёный на вершине,

Водою рек российских напоён.

Своею жизнью я гордиться вправе –

Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Откуда же пришел к нам Мустай Карим? Откуда солнечным светом ворвался в нашу жизнь? Он явился не со стороны, не из чужого мира. Его выносила родная земля, её щедрая, прекрасная природа. Его могучая, одаренная натура жадно впитывала грамотность. И уже в 6 классе Мустай начал писать стихи.

Эта повесть о том, как в военные годы в башкирскую семью попадает украинская девочка. Эта повесть о дружбе детей. Мустай Карим рассказывает, как живут люди в далеком башкирском ауле, мечтают о победе, трудятся, помогают друг другу, ждут вестей с фронта, оплакивают погибших, встречают победителей.

Класс(ы): 5 класс

Цель урока: Познакомиться с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустаем Каримовым, проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Литература.5 класс.Учебник-хрестоматия для образовательных учреждений в 2-х частях/Автор-составитель: Б.А.Ланин, Л.Ю Устинова.-М: Вентана-Граф,2012 г.

Используемая методическая литература: Литература: 5 класс: методические рекомендации/ под ред.Б.А.Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2011г.

Используемое оборудование: компьютер,проектор,локальная сеть (интернет-ресурс), портрет Мустая Карима, выставка книг Мустая Карима, презентация

Используемые ЦОР:

1. Сайт творчества

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Читают ученики наизусть (предварительная подготовка)

Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду.

Говорят цветы мне:
“Здравствуй, здравствуй” -
Легкие головки наклоняя.
Нет цветов таких на всей планете -
Я прошел по ней, я это знаю!

- Это отрывок из стихотворения “Здравствуй!” -говорят цветы, автором которого является прекрасный поэт и писатель Мустай Карим. Вслушиваясь в строчки этого стихотворения, понимаешь, что поэт горячо любит свою родину и восхищается красотой.

Вам знакомо это имя и что вы о нем знаете? (ответы учеников)

2. Знакомство с биографией (Презентация)

1 слайд:

- Мустай Карим - народный поэт Башкортостана.

Настоящее имя – Каримов Мустафа Сафич

2, 3 слайд:

- В тридцати километрах от Уфы, неподалеку от воспетой С.Т.Аксаковым речки Дёмы, на привольном склоне Девичьей Горы расположен аул Кляш. При въезде на главную улицу стоит общественный колодец, который украшает металлический флажок, а на флажке вырезаны слова: Здесь источник поэзии Мустая Карима, не испив его, не проходите мимо!

4, 5 слайд:

- Отец был крестьянином-середняком, татарином по национальности. В семье было 12 детей. Детство поэта прошло в годы коллективизации. В народном сознании жителей аула взяли верх надежды на лучшее будущее, хотя были тревоги и сомнения.

Россия. Мустафа Каримов окончил школу и поступил в Башкирский педагогический институт, который окончил в 1941. Он учился на факультете башкирского языка и литературы.

6 слайд:

- Мустафа Каримов в 1941 году продолжил учёбу в училище связи, будучи призванным в Красную Армию. Окончив училище, он получил младшее офицерское звание и был назначен начальником связи в мотострелковую бригаду, попал на фронт. Так писал Мустай Карим 23 июня 1941 года. Стихотворение называлось “Отомстим!”. Тогда же он пишет стихотворение “Я на фронт ухожу, друзья!”. Он жаждет отомстить врагу за поруганную честь священной для него земли.Вскоре он был тяжело ранен. Через полгода он снова вернулся на передовую, но уже в качестве корреспондента. Мустай Карим работал во время войны в нескольких газетах, выходивших на башкирском языке. Получив несколько боевых наград, Мустай Карим стал кандидатом в члены партии. Его наградили орденом Отечественной войны.

7 слайд

- Фронтовые стихи поэта составляют особую страницу в творческой биографии. Лучшим комфортом для письма был короткий отдых между боями – на дне окопа или в тиши блиндажа. Сама история, пропахшая порохом и дымом, развертывалась перед глазами поэта-воина, переполняя двумя всесильными чувствами – любовью к родине и ненавистью к врагу. Ими продиктованы все его поступки и написанные в те годы стихи.

8 слайд:

В 1941 году женился на Раузе Саубановой.

9,10, 11 слайд

- Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов - Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом "Знак Почета", Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством" 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.

Мустай Карим был великим гражданином своей страны.

12-13 слайд:

- В детстве будущий поэт много слышал произведений устного народного творчества от своей Старшей Матери. Он впитал в себя много впечатлений от жизни в ауле, слышал легенды и предания, которые рассказывали его сверстники у костра во время выездов в ночное.

14-19 слайд:

- Правительство Республики Башкортостан утвердило план мероприятий по увековечению памяти народного поэта Мустафы Сафича Каримова (Мустая Карима)

11 октября в 2013 году, в Уфе, рядом с Домом профсоюзов, по улице Мустая Карима пополнились еще одной композицией – был торжественно открыт памятник народному писателю и поэту Башкортостана Мустаю Кариму.

Монумент, отлитый из бронзы, имеет внушительные размеры: высота его составляет шесть, а длина около 15 м. На первый план скульптор вынес идущего Мустая Карима, твёрдо и уверенно смотрящего вперед вдаль

3. Учитель в руках держит книгу и читает первые строки из главы “Куда уехала мама?”:

“Есть ли у вас на душе что-нибудь такое, о чем вы обязательно хотели бы рассказать всем хорошим людям? Наверно, есть! И у меня есть. Сейчас я начну рассказывать” -так начинается повесть Радость нашего дома. Сегодня на уроке мы поговорим о глубине человеческих душ, которые создает писатель в произведении Повествование ведется от первого лица, потому что автор передает личные переживания.

4. Беседа по отдельным главам. (ученики заранее прочитали главы)

Работа с учебником.

- Найдите в тексте приметы, которые готовят нас к появлению в семье маленькой Оксаны.

- Как происходит встреча с маленькой Оксаной? (глава “Вот она, моя сестричка!”)

- Что сближает Оксану и Ямиля?

- Как вы понимаете эти строки:

Когда я был один, она(мама) никогда не говорила мне: "голубь мой", а сейчас говорит: "голубки". Это потому, что нас двое. Голубь, пожалуй, один никогда не бывает. Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше нашего сарая!

- Дружные птицы: никогда не ссорятся, живут и воркуют, - говорит про них дедушка Мансур.

- Расскажите об интересных эпизодах из жизни детей: главы “Оксана пугается”, “Страшный гусак”, “Яблоньки в честь победы”, “Взял да уплыл один башмак. ”, “Во сне и наяву”.

- Какие слова передают настроение героев в заключительной главе “Проводы”?

- Почему это солнечное утро, “тёплое-претеплое” нашим героям запомнится навсегда.

Основные мотивы в повести.

- Для любого человека важно иметь дом, в котором живут его родные, где всегда его ждут. Тема дома в повести звучит постоянно. Подтвердите это своими ответами.

- Найдите слова маленькой девочки Оксаны (эпизод с птицей, глава “Проводы”) Чем они любопытны?

- Что важно для девочки? Почему она жалеет птицу?

В словах Оксаны мы слышим сострадание, боль за других.

- А какая ещё мысль звучит в словах маленькой девочки?

- Действительно, рассматривается тема семьи. Мы понимаем, что никто и никогда не должен быть одиноким: у каждого должны быть любящие родные. Мальчик Ямиль, его семья стали для Оксаны самыми близкими. Живя с ними, девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей.

Наверное, поэтому Ямиль и его родные так сильно переживают из-за предстоящей разлуки с Оксаной.

- Как вы думаете, что останется после отъезда Оксаны в жизни Ямиля?

- Отец Ямиля сказал очень важные слова: “Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый, просторный дом. Он сильный человек. И нам теперь навеки суждено делить с ними пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем”

Прокомментируйте, как вы их поняли.

- Прочитайте финальные строки повести:

Я всё ещё смотрю, как за деревьями рассеивается густой дым, но перед моими глазами уже встаёт большой новый дом, возле него - такой же, как у нас, сад, там растёт одна берёзка и пять яблонь. По двору ходят белые гуси. На высокое крыльцо, крепко держась за руки, поднимаемся мы с Оксаной.

Вдали гудит паровоз.

Надо мной сияет чистое, ясное небо, цвета глаз моей сестры Оксаны, которую папа назвал радостью нашего дома.

Презентация. Блиц-турнир. 21 слайд

5. Итог

- Понравилась вам эта повесть

- Как вы думаете, в чём смысл названия повести “Радость нашего дома”?

- Почему писатель делает главными героями повести детей?

- Какие черты главного героя, Ямиля, вы назвали бы самыми важными??

- А вы смогли бы так же принять в свою семью, в свой дом, в своё сердце другого человека? Легко ли это сделать?

- Чему научили вас герои повести?

Работа в тетрадях. Творческая работа

Давайте составим и запишем формулу человечности по этому произведению.

- Почему в трудное военное время мама, бабушка и отец Ямиля нашли в своем доме и в своих сердцах место для чужого ребёнка?

- Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей язык, национальность?

- Мы убедились на примере повести Мустая Карима в том, что, если ты человек, всегда придешь на помощь, потому что только человек умеет любить, сострадать и быть милосердным.

- Что вы открыли для себя в писателе Мустае Кариме, прочитав повесть “Радость нашего дома”? Каким жизненным ценностям он учит читателя?

Цель: познакомить детей с жизнью башкирского писателя М. Карима и его творчеством; формировать у детей интерес к чтению и книгам.

Познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустая Карима.

Развивающие:
Формировать умение осмысливать литературный текст и его содержание.

Развивать умение делать выводы, решать проблемные ситуации.

Воспитание нравственных качеств: честность, ответсвенность за свои дела и поступки, трудолюбие.

Формирование у детей интереса к чтению и книгам.

Поддерживать интерес к театрализованной деятельности, получение детьми удовольствия, создание хорошего настроения.

Материалы: портреты Мустая Карима, выставка книг башкирского писателя, аудиозапись курая, аудиозапись голоса Мустая Карима.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ребята, давайте послушаем стихотворения.

Взгляни на глобус. Вот он шар земной

На нем Башкирия с березовый листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше обыкновенного листа,

Береза же – великая Россия

Так зелена, так высока.

- О чем это стихотворение? (ответы детей: о нашей республике, о родной земле).

- С чем сравнивает Мустай Карим нашу респеблику? (ответы детей: с березовым листом)

Мустай Карим написал очень много сказок, рассказов, повестей, поэм, стихов, пьес для детей и взрослых и был награжден орденом и высоким званием “Народный поэт Республики Башкортостан”.

- Ребята, Кто-нибудь был в Уфе? Обязательно побывайте и посетите с родителями памятник Мустаю Кариму, который открылся в 2013 году.

Башкирия моя! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай!

Воспитатель: Ребята, вы сейчас прослушали стихотворение. Кто из вас знает, кто написал это стихотворение?

Дети: башкирский поэт Мустай Карим.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это Мустай Карим с любовью прославлял свой родной край. (Обращаем внимание на фото природы родного края).

Күргәнегеҙ бармы, дуҫтар,

Йәмле Дим буйын?

Ап-аҡ сәскәгә төрөнә

Бында таңда йүкәләрҙән

Елдән арып, томбойоҡтар

Ребята, посмотрите на этот портрет. Это портрет народного башкирского поэта Мустая Карима

Воспитатель: Народный поэт слава и гордость Башкортостана, Мустай Карим, а настоящее его имя Мустафа Сафич Каримов, родился 20 октября 1919 года, в деревне Кляшево Чишминского района в семье крестьянина – середняка Сафы Каримова. Мустафа Сафич Каримов – талантливый и мудрый писатель, поэт, драматург. Этот человек стал родным для множества людей, просто потому что любил их, и писал для них книги.

Воспитатель: Когда Мустафа учился в институте, он начал писать свои первые стихи. Когда началась Великая Отечественная война, Мустафа пошел на фронт, где был тяжело ранен.

Воспитатель: Мустай Карим участвовал в боях за Украину, Венгрию, Молдавию, Болгарию. День Победы 9 Мая 1945 года он встретил в Вене. За проявленное на фронте мужество он был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями.

В звукозаписи звучит голос Мустая Карима:

На сцене стоит стол, на котором сидит девочка.

Мать: Альфия, слезь со стола, нельзя на нем сидеть!

Альфия: А я хочу.

Мать: Я кому сказала! Если не слезешь, я тебя накажу!

Альфия: Все ругаете и ругаете меня! Уйду я от вас!

Альфия надевает ботинки, но не может завязать шнурки.

Альфия: Завяжите мне шнурки!

Мать завязывает ей шнурки. Альфия идет к вешалке, но не может достать и снять пальто.

Альфия: Достаньте мне пальто!

Старший брат достает ей пальто, помогает застегнуть. Альфия идет к двери, но не может ее открыть.

Альфия: Откройте мне дверь!

Отец открывает ей дверь и идет вместе с ней на крыльцо. Альфия уныло бредет к воротам, останавливается, смотрит по сторонам, оборачивается к отцу и спрашивает.

Альфия: А куда мне идти? Туда или сюда.

Альфия вздыхает и идет обратно.

Звучит музыка, все артисты выходят на поклон.

Воспитатель: Послушаем стихи М. Карима.

Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля.
На зорьке тихо-тихо солнце ясное встает
Как белый лебедь, Ак-Идель плывет!

Башкортостан, поля твои
Пусть будут плодородны.
Пусть будут сыновья твои
Отважны, благородны.

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силен

Я рос, как дуб, зеленый на вершине

Водою рек российских напоен

Своею жизнью я гордиться вправе –

Нам с русскими одна судьба дана

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Мой край, родной Башкортостан, ты лучше всех далеких стран.

В такой чудесной стороне живу, и счастлив я вполне.

Ты славен лесом, криком птиц. Кумысом славных кобылиц.

Горы, реки и поля-все это Родина моя!

Воспитатель: Сегодня мы с вами еще раз ознакомились с жизнью и творчеством нашего народного поэта Мустая Карима. Жизненный и творческий подвиг, волшебный дар мудрого слова, само имя этого человека неотделимо от родного Башкортостана, составляют его славу и гордость, являются символом его духовного богатства его народа.

Мустай Карим стал целой эпохой башкирской, российской, мировой литературы. Это был воин, поэт, гражданин, человек большой души и доброго сердца.

Читайте также: