Конспект занятия по развитию речевого слуха
Обновлено: 06.07.2024
Цель индивидуального занятия: обучение восприятию и воспроизведению речевых и неречевых звучаний,развитие слухового и слухо-зрительного восприятия речи.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД: Познавательные УУД: формировать умение автоматизировать звук (к) в конце слова и в стечении согласных, формировать умение правильного речевого дыхания, формировать умение слитного произношения, формировать умение правильно пользоваться ударением, формировать умение опознавать предлагаемый на занятии учебный материал на слух и слухо-зрительно.
Коммуникативные УУД: формировать умение вести диалог.
Личностные УУД : саморазвитие.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, задавать и отвечать на вопросы.
цифры от 0 до 10, карточки с примерами, разрезная картинка с цифрами, карточка с фразами организационного момента, карточки с поручениями, магнитная доска.
- С каким настроением мы начинаем урок?
- Какой сейчас урок? (Урок слуховой работы)
- Чем мы будем заниматься на уроке?
(Знакомство с планом урока).
2. Фонетическая зарядка.
- Какой дежурный звук?
(С фонетической ритмикой произносятся слоги, слова и предложения )
КА АКА АКА - река
КО АКО Ако - молоко
КУ АКУ Аку - аккуратно
Скажи на одном выдохе: Я НАПИСАЛ(А) АККУРАТНО.
Я ТОЖЕ НАПИСАЛ(А) АККУРАТНО.
3.- Послушайте ритм и предложения на этот ритм. Отхлопайте и повторите вместе со мной.
татаТО татаТО далеКО, далеКО
татаТУ таТУтаКО На луГУ пасутся КО…
Тата? ТАтаТАта КОНИ? Нет, не кони….
-Дети, пейте МОЛОКО, будете ЗДОРОВЫ!
(хоровое произнесение с дирижированием)
- Какие слова я выделила голосом?
- Мы хорошо говорили.
-Будем вести диалог. Повтори…..
- Какое сейчас время года?
- …, ты любишь весну?
- Я тоже люблю весну.
- Весной радостное настроение?
Диалог с фигурками детей.
Выразительное чтение отрывка:
«Пришла весна! Пришла весна!
Посмотри, дружок, как ожил лужок!
Ярче, солнышко, сияй!
( Придумать слова в 1 слог, 2 слога, 3 слога)
7. Прослушивание неречевых звучаний.
(Медведь, волк, лягушка ) ЧЕЙ ЗВУК?
(Мы слушали и различали голоса)
- Мы слушали и различали голоса и звуки.
- Медведь что делает? (рычит Р-Р-Р)
- Волк что делает? (воет У-У-У)
- Лягушка что делает? (квакает КВА-КВА-КВА)
Работа над новым словом:
Будем инсценировать сказку.
Мышка: Нашла однажды мышка
Совсем пустое домишко.
Стала жить, да поживать
Да жильцов к себе пускать.
Волк: Тук, тук, тук, кто в тереме живет?
Я – мышка. А ты кто?
Волк: Я – волк У_У_У
Пусти меня в теремок.
Медведь: Тук, тук, тук. Кто в тереме живет?
Я –мышка. А ты кто?
Я-медведь Р_Р_Р Пусти меня в теремок!
Лягушка : Тук,тук,тук!! Кто в тереме живет?
Я- мышка, а ты кто?
Я-лягушка –квакушка, КВА-КВА-КВА
Пусти меня в теремок!
ОЙ! Сломался теремок! Ну, ничего мы новый терем построим!
9. Подведение итогов:
Мы все выполнили? Что мы делали на уроке? Как мы говорили? Послушайте отметки.
-расширять и уточнять словарный запас; - развивать логическое мышление, память, воображение; - закреплять умения говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя произносительные умения и навыки, используя в речи естественные невербальные средства коммуникации;
Оборудование: компьютер, предметные и сюжетные картинки, волшебный мешочек муляжами фруктов.
-Здравствуйте, Ирина Викторовна!
Ты слышишь хорошо?
-В каком классе ты учишься? (Я учусь в первом классе).
-Какой сегодня день недели? (Сегодня вторник).
- Кто сегодня дежурный? (Сегодня дежурный Серёжа)
Какие звуки ты будешь говорить хорошо? (Я буду хорошо говорить звуки О, Э, П, С)
Сейчас ты будешь хорошо говорить звук [ э].
Формирование произношения.
2. Работа с таблицей:
- Когда говорим звук Э, где язык? (Внизу, язык горкой.)
- Какие губы? (Губы округлены).
3. Изолированное произнесение звука Э. (Слайд 1).
-Послушай и повтори строчку (слайд 2).
Уп-эп-оп, оп-уп-эп, ип-эп-ап, эп-ап-эп.
4. Работа со слогами и словами.
-Назови картинки (слайд 3).
Экскурсия, экскаватор, эскимо, этаж, экран, электричка.
Послушай и поставь в этих словах ударение. Прочитай.
-А сейчас нужно составить словосочетания со словом это (слайд 4).
Задай вопрос к картинке и ответь на него: Кто это? Это девочка.
Что это? Это мяч. Кто это? Это бабочка. Что это? Это кукла.
Посмотри на картинку, это семья. (Вопросы предъявляются на слух)
Какая фамилия у семьи? (Эпиковы)
Как зовут маму? (Элля)
Как зовут собаку? (Собаку зовут Эльф)
Какое имя у сына? (Имя сына Эдик)
Какое имя у дочки? (Эмма. Дочку зовут Эмма)
Как зовут папу? (Эрик)
5. Составление предложений из слов.
А сейчас составь предложения со словами и прочитай:
Эмма купила эскимо.
Экскаватор роет яму.
Эдик и ребята идут на экскурсию.
Я живу на третьем этаже.
-Молодец, говорила хорошо.
Развитие речевого слуха.
Весь речевой материал предлагается сразу на слух, при затруднении слухо-зрительно, а потом опять на слух.
-Сейчас будешь слушать слова и предложения.
-Какие овощи ты знаешь? (Огурец, лук, морковь, помидор, капуста, картофель)
Перед ребёнком лежат картинки с разными фруктами: яблоко, груша, слива, персик, виноград, банан, апельсин, лимон.
Нарисуй виноград, картофель, огурец.
Послушай и запомни: капуста, помидор, картофель.
Послушай и запомни: яблоко, слива, груша, банан, персик.
Где растут овощи? (Овощи растут в огороде.)
Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду).
Какие фрукты ты любишь? (Я люблю яблоко, грушу, апельсин)
Ты любишь лук? (Я не люблю лук.)
Тебе нравится морковь? (Мне нравится морковь.)
В мешочке муляжи фруктов. Педагог за экраном произносит фразу: Дай грушу. Ребёнок на ощупь находит грушу и отдаёт её педагогу. Игра продолжается.
Послушай предложения (на слух) и покажи картинку:
Маша ест яблоко.
Никита любит вкусную грушу.
Ребята убирают капусту и картофель.
-Молодец! Ты хорошо работала на занятии!
Прикреплённые файлы:
Конспект фронтального занятия по формированию правильного произношения для детей с ОНР 5–6 лет Тема: Звук с'. Путешествие в синюю страну. Программное содержание: 1. Упражнять в чётком произношении звука с' в слогах, словах, фразах,.
Конспект занятия по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе для детей с ОВЗ Тема; Как мы помогали улитке (дифференциация звуков С-З) 1. Развитие артикуляционной моторики детей. Автоматизация и дифференциация звуков.
План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. I год обучения. Тема: Различение звучания.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи
учителем начальных классов
Анной Александровной Пономаревой
Закрепление умений и навыков правильного воспроизведения звуков [с – з] в самостоятельной устной речи.
Задачи: - дифференцировать звуки [ c – з]; - вырабатывать артикуляционные дифференцировки; - вырабатывать слуховое внимание и память; - закреплять умения говорить ровным спокойным тоном, регулируя силу голоса; - закреплять материал, воспринятый на слух; - -расширять и уточнять словарный запас; - развивать логическое мышление, память, воображение; - различать речевой материал разговорно - обиходного характера; - различать предложения, словосочетания и слова из предложений;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, активности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Деятельность учителя.
Психологическая настройка. Организационный момент.
- У нас сегодня гости, не волнуйся, я рада тебя видеть.
- Расскажи о себе.
Деятельность обучающейся.
- Я надела наушники.
- Я взяла вибратор.
Меня зовут Алина . Моя фамилия Тимофеева. Мне 7 лет.
- Что мы будем делать сегодня на занятии?
- Мы будем думать, говорить, слушать, играть.
Уточнение артикуляции звуков.
- Сейчас мы будем говорить.
- Послушай, какой звук я говорю.
- Как мы говорим звук с?
- Как мы говорим звук з?
- Послушай и повтори слоги.
- Рассели животных в домик.
- Замени картинку словом.
У совы круглые (глаза).
Скажи слитно, на одном выдохе.
- Молодец. Ты старалась.
- Как ты работала?
- Читает слоги, слова.
Работа над словесным ударением.
- Послушай. Сколько слогов в слове.
- Поставь ударение. (за экраном)
спина зубы глаза волосы
- Что мы называли?
Развитие речевого слуха.
- У нас в гостях кукла.
Давай узнаем, что болит у куклы.
- У куклы болит спина.
У куклы болят зубы.
У куклы болят глаза.
- Что нужно дать кукле. Выбери.
- Дай кукле лекарство.
- Что у тебя болит?
- Пожелай всем здоровья.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Как ты работала?
- Тебе было интересно?
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности, обусловленных нарушениями слуха;
Метапредметные: формировать умение добывать информацию самостоятельно, способность самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество с педагогом на основе информального пути обучения
формировать адекватную самооценку, при выполнении упражнений и оценивании себя на уроке.
Форма организации и взаимодействия
(Формирование УУД)
I. Организационно- мотивационный
Создает организационные и содержательные условия для овладения обучающимся - Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности создает положительный настрой (Будем хорошо говорить и внимательно слушать).
- Поздоровайся с гостями.
- Надень наушники. Включи аппарат.
- Что ты сделал, найди табличку с ответом и прочитай.
Предлагает поместить табличку с ответом на полотно (карта оценивания)
Установка усиления.
(СЛОГИ, СЛОВА сообщаются за экраном.)
- Что ты будешь делать?
Вспоминает алгоритм начала урока, приветствует учителя, надевает наушники и регулирует усиление ЗУА, настраивается на работу.
Подбор таблички с правильным ответом после выполнения определенных действий (выполнение отчета о проделанных действиях)
Ученик воспринимает поручения на слухозрительной основе, выполняет их.
Я надел наушники.
Выбор таблички с нужным ответом. Размещение таблички в полотно.
Я слышу, я не слышу.
- Я буду слушать, говорить, играть.
принятие роли ученика; желание и
стремление хорошо учиться.
Регулятивные:
умение настроится на работу;
овладение умением прогнозировать;
осуществление самоконтроля, умение адекватно оценивать собственные навыки
восприятия и воспроизведения устной речи.
Коммуникативные :
умение слушать и понимать речь учителя; планирование учебного сотрудничества с учителем; умение вступать в диалог в соответствии с заданной речевой
Познавательный: осмысление позиции самостоятельного выбора ответа
Актуализирует полученный ранее навык нижне-диафрагмального дыхания, навык голосоподачи (голос нормальной высоты и силы),звукопроизношения.
Предъявление упражнений на формирование произносительных навыков учащегося с использованием информального и специального путей обучения. Дает образец произношения, контролирует действия ученика.
- Сейчас мы будем говорить.
Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, напряженные.
-Звук п: руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки, произнося слог па у резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; попеременно резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, произносить папапа; сидя на полу, произносить папапа, стуча сжатыми кулаками по полу, по коленям.
- Звук т: произнося слог та, резко раскрыть сжатые кулаки; попеременно раскрывая сжатые кулаки, произносить тататата; хлопать ладонями по бедрам — та-татата. Произнесение слогов па и та можно сопровождать топаньем одной ногой или двумя попеременно.
- Звук к: произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отводятся назад.
- Поощряет за хорошую работу.
- Как ты работал? Выбери табличку- отлично, хорошо или плохо.
Положи на полотно.
Вспоминает способы правильного распределения речевого дыхания, произнесения, повторяет действия сопряженно, отраженно, самостоятельно.
- Мы будем говорить.
Учащийся выполняют задание.
Я работал хорошо.
осознает ощущения от органов артикуляции в момент говорения.формирование у ученика адекватной оценки своей деятельности, включение ученика в оценочный процесс.
Регулятивные: волевая саморегуляция, коррекция, оценивает результаты деятельности.
Коммуникативные : умение вступать в
мини-диалог в соответствии с заданной
Коммуникативные :
умение слушать и понимать речь
учителя; планирование учебного сотрудничества с учителем;
Познавательный: осмысление позиции самостоятельного выбора действий по табличкам.
3. Слуховая дифференци-ровка
Послушай и покажи, что я сказала.
са –за, со-зо, су-зу,сы-зы
- Выбери табличку - хорошо или плохо.
Положи на полотно.
Выполнение заданий по слайду и заданию учителя
Регулятивные:
Умение различать звуки, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: умение
слушать и понимать речь учителя;
вступать в мини-диалог в соответствии
с заданной речевой ситуацией.
Создает организационные и содержательные условия для овладения обучающимся правильным произнесением звука К в прямой позиции и позиции между гласными.
Физминутка для глаз, для общей моторики с использованием фонетической ритмики
Как мы поиграли? Выбери табличку - отлично, хорошо или плохо.
Положи на полотно.
Выполнение заданий учителя Упражнение “Огонечек пляшет”
Игры на закрепление звука
Осенью идет холодный дождик. Кап, кап.
осознает ощущения от органов артикуляции в момент говорения.
Регулятивные:
Умение различать звуки, осуществлять самоконтроль, умение распределять и экономить выдох, контролировать голос, умение выполнять упражнения в соответствии с заданными инструкциями информально.
Коммуникативные: умение
слушать и понимать речь;
познавательный: закрепление знаний об осени, знакомство с новыми играми, выполнение соответствующих движений
Прочитай слоги на слайде. Назови картинки.
Подбери слово к схеме.
- Все последующие слова предложить отхлопывать и ставить ударение. Давай поставим ударение вместе.
Ударный слог нужно говорить громче и дольше. Безударное – О – говори в этом слове как А.
Прочитай, скажи какой звук потерялся.
Составь слово из букв. Прочитай. Найди картинку к слову.
Скажи фразу слитно.
Выбери табличку - отлично, хорошо или плохо.
Положи на полотно.
Выполнение заданий учителя.
составляют слова из слогов по заданию учителя и опорным схемам; отхлорывает, по подражанию учителя.
выполняет задания по содержанию игр и упражнений
Регулятивные: умение высказывать
свое предположение; умение осуществлять самоконтроль результатов говорения;
умение использовать речь для регуляции своего действия
умение сравнивать способ
действия и результат
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Организует обобщение по учебной проблеме. Характеризует работу на уроке.
- Что мы сегодня делали?
- Как ты говорил (а)?
-Как ты слушал (а)?
- Как ты работал? Давай посчитаем фишки. Каких больше?
- Возьми карандаш. Нарисуй свое настроение. (Предлагает срисовать смайлики на выбор – улыбается, хмурит брови).
- Ты работал отлично. Молодец.
Проводят обобщение по учебной проблеме. Педагог учит делать самоанализ деятельности на уроке. Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Познавательные:
Умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;
Мною разработано и проведено индивидуальное занятие по развитию речевого слуха формированию произносительной стороны речи с обучающейся 9ВII класса по теме: Работа над высотой голоса. Автоматизация звука [к] в обратном слоге. Восприятие на слух речевого материала по организации учебной деятельности. Работа с текстом.
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Великий Новгород
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и
формированию произносительной стороны речи
Учитель – дефектолог: Голуб Н.В.
План – конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и
формированию произносительной стороны речи
Работа над высотой голоса. Автоматизация звука [к] в обратном слоге. Восприятие на слух речевого материала по организации учебной деятельности. Работа с текстом.
Цель занятия: Формировать навыки правильного звукопроизношения.
Развивать слуховое восприятие на материале занятия.
1.Формировать умение изменять высоту голоса.
2. Автоматизировать звук [к] в обратном слоге в слогах, словах, предложениях.
4. Развивать остаточный слух, память, внимание, формировать навыки правильного звукопроизношения.
4. Воспитывать интерес к речи и культуру речевого общения.
Ход занятия.
-Что ты будешь делать?
- Я буду говорить.
2. Автоматизация звука [к] в обратном слоге
Будем говорить звук [к] в слогах(слайд 1)
ак-ак-ак ук-ук-ук ак-ок-ик-ук
ок-ок-ок ик-ик-ик ок-ук-ак-ик
Будем говорить звук [к] в словах.(слайд 2)
Скажи ласково.(слайд 3)
Зонтик самолёт__ мост__
Будем говорить звук [к] в предложениях.(слайд4)
Поставь вместо картинки слово. Прочитай.
За окном капает дождик. Петушок стоит. На лугу красный мак. Вот летит жук.
Читайте также: