Конспект занятия по развитию речевого слуха

Обновлено: 06.07.2024

Цель индивидуального занятия: обучение восприятию и воспроизведению речевых и неречевых звучаний,развитие слухового и слухо-зрительного восприятия речи.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД: Познавательные УУД: формировать умение автоматизировать звук (к) в конце слова и в стечении согласных, формировать умение правильного речевого дыхания, формировать умение слитного произношения, формировать умение правильно пользоваться ударением, формировать умение опознавать предлагаемый на занятии учебный материал на слух и слухо-зрительно.

Коммуникативные УУД: формировать умение вести диалог.

Личностные УУД : саморазвитие.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, задавать и отвечать на вопросы.

цифры от 0 до 10, карточки с примерами, разрезная картинка с цифрами, карточка с фразами организационного момента, карточки с поручениями, магнитная доска.

- С каким настроением мы начинаем урок?

- Какой сейчас урок? (Урок слуховой работы)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

(Знакомство с планом урока).

2. Фонетическая зарядка.

- Какой дежурный звук?

(С фонетической ритмикой произносятся слоги, слова и предложения )

КА АКА АКА - река

КО АКО Ако - молоко

КУ АКУ Аку - аккуратно


Скажи на одном выдохе: Я НАПИСАЛ(А) АККУРАТНО.

Я ТОЖЕ НАПИСАЛ(А) АККУРАТНО.

3.- Послушайте ритм и предложения на этот ритм. Отхлопайте и повторите вместе со мной.

татаТО татаТО далеКО, далеКО

татаТУ таТУтаКО На луГУ пасутся КО…

Тата? ТАтаТАта КОНИ? Нет, не кони….

-Дети, пейте МОЛОКО, будете ЗДОРОВЫ!

(хоровое произнесение с дирижированием)

- Какие слова я выделила голосом?

- Мы хорошо говорили.

-Будем вести диалог. Повтори…..

- Какое сейчас время года?

- …, ты любишь весну?

- Я тоже люблю весну.

- Весной радостное настроение?

Диалог с фигурками детей.

Выразительное чтение отрывка:

«Пришла весна! Пришла весна!

Посмотри, дружок, как ожил лужок!

Ярче, солнышко, сияй!

( Придумать слова в 1 слог, 2 слога, 3 слога)

7. Прослушивание неречевых звучаний.

(Медведь, волк, лягушка ) ЧЕЙ ЗВУК?

(Мы слушали и различали голоса)

- Мы слушали и различали голоса и звуки.

- Медведь что делает? (рычит Р-Р-Р)

- Волк что делает? (воет У-У-У)

- Лягушка что делает? (квакает КВА-КВА-КВА)

Работа над новым словом:

Будем инсценировать сказку.

Мышка: Нашла однажды мышка

Совсем пустое домишко.

Стала жить, да поживать

Да жильцов к себе пускать.

Волк: Тук, тук, тук, кто в тереме живет?

Я – мышка. А ты кто?

Волк: Я – волк У_У_У

Пусти меня в теремок.

Медведь: Тук, тук, тук. Кто в тереме живет?

Я –мышка. А ты кто?

Я-медведь Р_Р_Р Пусти меня в теремок!

Лягушка : Тук,тук,тук!! Кто в тереме живет?

Я- мышка, а ты кто?

Я-лягушка –квакушка, КВА-КВА-КВА

Пусти меня в теремок!

ОЙ! Сломался теремок! Ну, ничего мы новый терем построим!

9. Подведение итогов:

Мы все выполнили? Что мы делали на уроке? Как мы говорили? Послушайте отметки.

-расширять и уточнять словарный запас; - развивать логическое мышление, память, воображение; - закреплять умения говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя произносительные умения и навыки, используя в речи естественные невербальные средства коммуникации;

Оборудование: компьютер, предметные и сюжетные картинки, волшебный мешочек муляжами фруктов.

-Здравствуйте, Ирина Викторовна!

Ты слышишь хорошо?

-В каком классе ты учишься? (Я учусь в первом классе).

-Какой сегодня день недели? (Сегодня вторник).

- Кто сегодня дежурный? (Сегодня дежурный Серёжа)

Какие звуки ты будешь говорить хорошо? (Я буду хорошо говорить звуки О, Э, П, С)

Сейчас ты будешь хорошо говорить звук [ э].

Формирование произношения.

2. Работа с таблицей:

- Когда говорим звук Э, где язык? (Внизу, язык горкой.)

- Какие губы? (Губы округлены).

3. Изолированное произнесение звука Э. (Слайд 1).

-Послушай и повтори строчку (слайд 2).

Уп-эп-оп, оп-уп-эп, ип-эп-ап, эп-ап-эп.

4. Работа со слогами и словами.

-Назови картинки (слайд 3).

Экскурсия, экскаватор, эскимо, этаж, экран, электричка.

Послушай и поставь в этих словах ударение. Прочитай.

-А сейчас нужно составить словосочетания со словом это (слайд 4).

Задай вопрос к картинке и ответь на него: Кто это? Это девочка.

Что это? Это мяч. Кто это? Это бабочка. Что это? Это кукла.

Посмотри на картинку, это семья. (Вопросы предъявляются на слух)

Какая фамилия у семьи? (Эпиковы)

Как зовут маму? (Элля)

Как зовут собаку? (Собаку зовут Эльф)

Какое имя у сына? (Имя сына Эдик)

Какое имя у дочки? (Эмма. Дочку зовут Эмма)

Как зовут папу? (Эрик)

5. Составление предложений из слов.

А сейчас составь предложения со словами и прочитай:

Эмма купила эскимо.

Экскаватор роет яму.

Эдик и ребята идут на экскурсию.

Я живу на третьем этаже.

-Молодец, говорила хорошо.

Развитие речевого слуха.

Весь речевой материал предлагается сразу на слух, при затруднении слухо-зрительно, а потом опять на слух.

-Сейчас будешь слушать слова и предложения.

-Какие овощи ты знаешь? (Огурец, лук, морковь, помидор, капуста, картофель)

Перед ребёнком лежат картинки с разными фруктами: яблоко, груша, слива, персик, виноград, банан, апельсин, лимон.

Нарисуй виноград, картофель, огурец.

Послушай и запомни: капуста, помидор, картофель.

Послушай и запомни: яблоко, слива, груша, банан, персик.

Где растут овощи? (Овощи растут в огороде.)

Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду).

Какие фрукты ты любишь? (Я люблю яблоко, грушу, апельсин)

Ты любишь лук? (Я не люблю лук.)

Тебе нравится морковь? (Мне нравится морковь.)

В мешочке муляжи фруктов. Педагог за экраном произносит фразу: Дай грушу. Ребёнок на ощупь находит грушу и отдаёт её педагогу. Игра продолжается.

Послушай предложения (на слух) и покажи картинку:

Маша ест яблоко.

Никита любит вкусную грушу.

Ребята убирают капусту и картофель.

-Молодец! Ты хорошо работала на занятии!

Прикреплённые файлы:

Конспект фронтального занятия по формированию правильного произношения для детей с ОНР 5–6 лет Тема: Звук с'. Путешествие в синюю страну. Программное содержание: 1. Упражнять в чётком произношении звука с' в слогах, словах, фразах,.

Конспект занятия по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе для детей с ОВЗ Тема; Как мы помогали улитке (дифференциация звуков С-З) 1. Развитие артикуляционной моторики детей. Автоматизация и дифференциация звуков.

План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. I год обучения. Тема: Различение звучания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи

учителем начальных классов

Анной Александровной Пономаревой

Закрепление умений и навыков правильного воспроизведения звуков [с – з] в самостоятельной устной речи.

Задачи: - дифференцировать звуки [ c – з]; - вырабатывать артикуляционные дифференцировки; - вырабатывать слуховое внимание и память; - закреплять умения говорить ровным спокойным тоном, регулируя силу голоса; - закреплять материал, воспринятый на слух; - -расширять и уточнять словарный запас; - развивать логическое мышление, память, воображение; - различать речевой материал разговорно - обиходного характера; - различать предложения, словосочетания и слова из предложений;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, активности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Деятельность учителя.

Психологическая настройка. Организационный момент.

- У нас сегодня гости, не волнуйся, я рада тебя видеть.

- Расскажи о себе.

Деятельность обучающейся.

- Я надела наушники.

- Я взяла вибратор.

Меня зовут Алина . Моя фамилия Тимофеева. Мне 7 лет.

- Что мы будем делать сегодня на занятии?

- Мы будем думать, говорить, слушать, играть.

Уточнение артикуляции звуков.

- Сейчас мы будем говорить.

- Послушай, какой звук я говорю.

- Как мы говорим звук с?

- Как мы говорим звук з?

- Послушай и повтори слоги.

- Рассели животных в домик.

- Замени картинку словом.

У совы круглые (глаза).

Скажи слитно, на одном выдохе.

- Молодец. Ты старалась.

- Как ты работала?

- Читает слоги, слова.

Работа над словесным ударением.

- Послушай. Сколько слогов в слове.

- Поставь ударение. (за экраном)

спина зубы глаза волосы

- Что мы называли?

Развитие речевого слуха.

- У нас в гостях кукла.

Давай узнаем, что болит у куклы.

- У куклы болит спина.

У куклы болят зубы.

У куклы болят глаза.

- Что нужно дать кукле. Выбери.

- Дай кукле лекарство.

- Что у тебя болит?

- Пожелай всем здоровья.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Как ты работала?

- Тебе было интересно?

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности, обусловленных нарушениями слуха;

Метапредметные: формировать умение добывать информацию самостоятельно, способность самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество с педагогом на основе информального пути обучения

формировать адекватную самооценку, при выполнении упражнений и оценивании себя на уроке.

Форма организации и взаимодействия

(Формирование УУД)

I. Организационно- мотивационный

Создает организационные и содержательные условия для овладения обучающимся - Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности создает положительный настрой (Будем хорошо говорить и внимательно слушать).

- Поздоровайся с гостями.

- Надень наушники. Включи аппарат.

- Что ты сделал, найди табличку с ответом и прочитай.

Предлагает поместить табличку с ответом на полотно (карта оценивания)

Установка усиления.

(СЛОГИ, СЛОВА сообщаются за экраном.)

- Что ты будешь делать?

Вспоминает алгоритм начала урока, приветствует учителя, надевает наушники и регулирует усиление ЗУА, настраивается на работу.

Подбор таблички с правильным ответом после выполнения определенных действий (выполнение отчета о проделанных действиях)

Ученик воспринимает поручения на слухозрительной основе, выполняет их.

Я надел наушники.

Выбор таблички с нужным ответом. Размещение таблички в полотно.

Я слышу, я не слышу.

- Я буду слушать, говорить, играть.

принятие роли ученика; желание и

стремление хорошо учиться.

Регулятивные:

умение настроится на работу;

овладение умением прогнозировать;

осуществление самоконтроля, умение адекватно оценивать собственные навыки

восприятия и воспроизведения устной речи.

Коммуникативные :

умение слушать и понимать речь учителя; планирование учебного сотрудничества с учителем; умение вступать в диалог в соответствии с заданной речевой

Познавательный: осмысление позиции самостоятельного выбора ответа

Актуализирует полученный ранее навык нижне-диафрагмального дыхания, навык голосоподачи (голос нормальной высоты и силы),звукопроизношения.

Предъявление упражнений на формирование произносительных навыков учащегося с использованием информального и специального путей обучения. Дает образец произношения, контролирует действия ученика.

- Сейчас мы будем говорить.

Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, напряженные.

-Звук п: руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки, произнося слог па у резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; попеременно резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, произносить папапа; сидя на полу, произносить папапа, стуча сжатыми кулаками по полу, по коленям.

- Звук т: произнося слог та, резко раскрыть сжатые кулаки; попеременно раскрывая сжатые кулаки, произносить тататата; хлопать ладонями по бедрам — та-татата. Произнесение слогов па и та можно сопровождать топаньем одной ногой или двумя попеременно.

- Звук к: произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отводятся назад.

- Поощряет за хорошую работу.

- Как ты работал? Выбери табличку- отлично, хорошо или плохо.

Положи на полотно.

Вспоминает способы правильного распределения речевого дыхания, произнесения, повторяет действия сопряженно, отраженно, самостоятельно.

- Мы будем говорить.

Учащийся выполняют задание.

Я работал хорошо.

осознает ощущения от органов артикуляции в момент говорения.формирование у ученика адекватной оценки своей деятельности, включение ученика в оценочный процесс.

Регулятивные: волевая саморегуляция, коррекция, оценивает результаты деятельности.

Коммуникативные : умение вступать в

мини-диалог в соответствии с заданной

Коммуникативные :

умение слушать и понимать речь

учителя; планирование учебного сотрудничества с учителем;

Познавательный: осмысление позиции самостоятельного выбора действий по табличкам.

3. Слуховая дифференци-ровка

Послушай и покажи, что я сказала.

са –за, со-зо, су-зу,сы-зы

- Выбери табличку - хорошо или плохо.

Положи на полотно.

Выполнение заданий по слайду и заданию учителя

Регулятивные:

Умение различать звуки, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: умение

слушать и понимать речь учителя;

вступать в мини-диалог в соответствии

с заданной речевой ситуацией.

Создает организационные и содержательные условия для овладения обучающимся правильным произнесением звука К в прямой позиции и позиции между гласными.

Физминутка для глаз, для общей моторики с использованием фонетической ритмики

Как мы поиграли? Выбери табличку - отлично, хорошо или плохо.

Положи на полотно.

Выполнение заданий учителя Упражнение “Огонечек пляшет”

Игры на закрепление звука

Осенью идет холодный дождик. Кап, кап.

осознает ощущения от органов артикуляции в момент говорения.

Регулятивные:

Умение различать звуки, осуществлять самоконтроль, умение распределять и экономить выдох, контролировать голос, умение выполнять упражнения в соответствии с заданными инструкциями информально.

Коммуникативные: умение

слушать и понимать речь;

познавательный: закрепление знаний об осени, знакомство с новыми играми, выполнение соответствующих движений

Прочитай слоги на слайде. Назови картинки.

Подбери слово к схеме.

- Все последующие слова предложить отхлопывать и ставить ударение. Давай поставим ударение вместе.

Ударный слог нужно говорить громче и дольше. Безударное – О – говори в этом слове как А.

Прочитай, скажи какой звук потерялся.

Составь слово из букв. Прочитай. Найди картинку к слову.

Скажи фразу слитно.

Выбери табличку - отлично, хорошо или плохо.

Положи на полотно.

Выполнение заданий учителя.

составляют слова из слогов по заданию учителя и опорным схемам; отхлорывает, по подражанию учителя.

выполняет задания по содержанию игр и упражнений

Регулятивные: умение высказывать

свое предположение; умение осуществлять самоконтроль результатов говорения;

умение использовать речь для регуляции своего действия

умение сравнивать способ

действия и результат

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организует обобщение по учебной проблеме. Характеризует работу на уроке.

- Что мы сегодня делали?

- Как ты говорил (а)?

-Как ты слушал (а)?

- Как ты работал? Давай посчитаем фишки. Каких больше?

- Возьми карандаш. Нарисуй свое настроение. (Предлагает срисовать смайлики на выбор – улыбается, хмурит брови).

- Ты работал отлично. Молодец.

Проводят обобщение по учебной проблеме. Педагог учит делать самоанализ деятельности на уроке. Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные:

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мною разработано и проведено индивидуальное занятие по развитию речевого слуха формированию произносительной стороны речи с обучающейся 9ВII класса по теме: Работа над высотой голоса. Автоматизация звука [к] в обратном слоге. Восприятие на слух речевого материала по организации учебной деятельности. Работа с текстом.

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Великий Новгород

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и

формированию произносительной стороны речи

Учитель – дефектолог: Голуб Н.В.

План – конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и

формированию произносительной стороны речи

Работа над высотой голоса. Автоматизация звука [к] в обратном слоге. Восприятие на слух речевого материала по организации учебной деятельности. Работа с текстом.

Цель занятия: Формировать навыки правильного звукопроизношения.

Развивать слуховое восприятие на материале занятия.

1.Формировать умение изменять высоту голоса.

2. Автоматизировать звук [к] в обратном слоге в слогах, словах, предложениях.

4. Развивать остаточный слух, память, внимание, формировать навыки правильного звукопроизношения.

4. Воспитывать интерес к речи и культуру речевого общения.

Ход занятия.

-Что ты будешь делать?

- Я буду говорить.

2. Автоматизация звука [к] в обратном слоге

Будем говорить звук [к] в слогах(слайд 1)

ак-ак-ак ук-ук-ук ак-ок-ик-ук

ок-ок-ок ик-ик-ик ок-ук-ак-ик

Будем говорить звук [к] в словах.(слайд 2)

Скажи ласково.(слайд 3)

Зонтик самолёт__ мост__

Будем говорить звук [к] в предложениях.(слайд4)

Поставь вместо картинки слово. Прочитай.

За окном капает дождик. Петушок стоит. На лугу красный мак. Вот летит жук.

Читайте также: