Регуляция работы органов кровеносной системы 8 класс конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Цели Образовательные: сформировать у обучающихся представление о нервной и гуморальной регуляции кровоснабжения органов, о влиянии парасимпатической и симпатической нервной системы на кровообращение, о влиянии физической нагрузки и факторов окружающей среды на сердечнососудистую систему. Развивающие: развивать интерес к предмету, умение обучающихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации. Воспитательная: воспитание потребности в здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют представление о регуляции кровообращения, влиянии факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.

Метапредметные: Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы; формируется бережное отношение к собственному здоровью . Регулятивные УУД: определять цель и составлять план выполнения задания; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с эталонами и ответами одноклассников. Познавательные УУД : научиться выполнять задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли; допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в группах . Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

I. Оргмомент.

II. Мотивация.

- Хотите ли вы, чтобы у вас было крепкое здоровье?

- На уроках биологии вы не только раскрываете тайны строения и функционирования своего организма, но и учитесь заботиться о своём здоровье, сохранять его. Думаю, что сегодня вы пополните свои знания и будете их применять на практике.

III. Актуализация опорных знаний.

- Какую систему организма человека вы изучаете на протяжении нескольких уроков?

- Чем образована сердечно-сосудистая система?

- Всегда ли кровь движется по сосудам с одинаковой скоростью и с одинаковым давлением?

- Знаете ли вы, от чего это зависит?

- Какие виды регуляции функций организма вы знаете?

- Как вы думаете, а работа кровеносной системы регулируется?

IV. Определение темы и целей урока.

1) Постановка проблемного вопроса.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?

2) Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

V. Открытие нового знания.

1) Вступительное слово учителя:

Французский физиолог, ака­демик и профессор Парижского университета Клод Бернар, проводя свои многочисленные эксперименты, обнаружил, что если перере­зать правый шейный симпатический нерв, то правая сторона морды собаки становится теплее левой. Очевидно, происходит расширение кро­веносных сосудов, усиливается приток крови.

Но как увидеть эти изменения? Сквозь нежную кожу уха кролика хорошо видны мелкие кро­веносные сосуды, и в микроскоп можно заме­тить, как они сжимаются или расширяются.

Опытом Клод Бернар доказывает сосудодвигательную роль симпатических нервов. Раз­дражение электрическим током шейного симпа­тического нерва вызывает сужение кровеносных сосудов в ухе кролика, и оно заметно блед­неет. Перерезка того же нерва влечет за собой расширение сосудов, и ухо розовеет.

Гуморальная регуляция (лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны.

Гуморальную регуляцию просвета сосудов осуществляют сосудосуживающие (адреналин, вазопрессин, серотонин) и сосудорасширяющие (ацетилхолин, гистамин) гормоны. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа также расширяют сосуды, а повреждения стенок сосудов – сужают.

нервная регуляция работы сердца

Деятельностью сердца управляют сердечные центры продолговатого мозга и гипоталамуса, проводя нервные импульсы по симпатическим нервам и парасимпатическим нервам вегетативной нервной системы.

Сердечные центры в области гипоталамуса разделены: в заднем гипоталамусе преобладают симпатические клетки, а в переднем — парасимпатические.

Различают также корковые сердечные центры. Доказательством их существования является изменение сердечной деятельности при различных эмоциональных состояниях, или благодаря волевым усилиям (практика йогов). Эти факты свидетельствуют о локализации сердечных центров в коре головного мозга.

Доказательство коркового влияния

  • изменение частоты сердечных сокращений;
  • изменение силы сердечных сокращений;
  • изменение скорости атриовентрикулярного проведения в сердечной мышце.

Медиаторы вегетативной нервной системы:

  • ацетилхолин — в парасимпатической нервной системе;
  • норадреналин — в симпатической нервной системе .

Предсердия и синоатриальный узел находятся под постоянными воздействиями со стороны блуждающих нервов (парасимпатичесая система) и симпатических нервов. Деятельность желудочков сердца, в отличие от предсердий, контролируется почти исключительно симпатическими нервами.

Парасимпатическая НС . Парасимпатические сердечные центры расположены в продолговатом мозге и представлены ядрами блуждающего нерва. От ядер отходят длинные преганглионарные волокна, заканчивающиеся в стенках сердца (рис. 1).

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/19184/%D0%B2%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D1%82_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82.jpg

Рис. 1. Вегетативная нервная система

Правый блуждающий нерв заканчивается в области синоатриального узла и оказывает влияние на частоту сердечных сокращений (рис. 2).

Левый блуждающий нерв заканчивается в области атриовентрикулярного узла и влияет на систолический выброс.

Симпатическая НС. Симпатические нервные узлы расположены в боковых рогах верхних грудных сегментов спинного мозга. Симпатические нервные волокна подходят к сердцу в составе нескольких сердечных нервов. Симпатические нервные окончания, в отличие от блуждающих нервов, равномерно распределены по всем отделам сердца.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/19183/%D0%B8%D0%BD_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4.jpg

Рис. 2. Иннервация сердца: 1 — синусно-предсердный узел; 2 — предсердно-желудочковый узел (АВ-узел)

Симпатческая система влияет на сердце также посредством катехоламинов, выделяющихся в кровь из мозгового слоя надпочечников.

При выключении парасимпатических нервов частота сокращений сердца у собаки возрастает от 100 уд./мин. (норма в покое) до 150 уд./мин.

При выключении симпатических нервов частота падает до 60 уд./мин.

Постоянное влияние блуждающих и симпатических нервов на миокард называется тонусом нервов. Так как ритм денервированного сердца (собственный ритм сердца) значительно выше, чем частота сокращений сердца в состоянии покоя, считается, что в покое тонус блуждающих нервов преобладает над тонусом симпатических.

симпатический отдел

парасимпатический отдел

учащение работы сердца

замедление работы сердца

медиатор — норадреналин: увеличивает деполяризацию мембраны в синатриальном узле; увеличивает выброс кальция в мышечные волокна сердца

медиатор — ацетилхолин: уменьшает выброс кальция в миофибриллярное пространство, что уменьшает взаимодействие актина и миозина

сужают коронарные сосуды: усиливается ток крови — в миокард поступает больше кислорода

расширяют коронарные сосуды: замедляется ток крови — в миокард поступает меньше кислорода

За последнее время были получены факты, свидетельствующие о прямом сосудосуживающем действии симпатических нервов и сосудорасширяющем действии парасимпатических нервов на коронарные сосуды.

гуморальная регуляция работы сердца

Гуморальная регуляция заключается в том, что в крови имеются многочисленные гуморальные факторы, которые могут менять, как силу, так и частоту сердечных сокращений. Все данные вещества делятся на две группы: стимулирующие и угнетающие сердечную деятельность. К первым относятся, например, катехоламины (адреналин, норадреналин и др.).

Известно, что адреналин, воздействует непосредственно на сердечную мышцу через клеточные системы регуляции (цАМФ, кальциевая система и т.п.); он увеличивает как силу, так и частоту сокращений.

К веществам, усиливающим деятельность сердца, относятся также гормоны щитовидной железы: тироксин и трийодтиронин, которые увеличивают частоту сокращений сердца. Известно, что гипертиреоз всегда вызывает тахикардию (учащение сердцебиения).

Стимуляторами сердечной деятельности являются также глюкокортикоиды — гормоны коркового слоя надпочечников, т. к. они повышают активность катехоламинов (адреналина и т. п.)

стимуляция сердечной деятельности

угнетение сердечной деятельности

катехоламины (гормоны мозгового слоя надпочечников):

адреналин и норадреналин — учащают и усиливают деятельность сердца

ацетилхолин: замедляет проведение нервного импульса в проводящей системе сердца;

торрмозит работу симпатического отдела

глюкокортикоиды (гормоны коркового слоя надпочечников): повышают активность катехоламинов

ионы калия (при высокой концентрации)

тироксин и трийодтиронин (гормоны щитовидной железы): увеличивает частоту сердечных сокращений

В основе действия парасимпатических блуждающих нервов и их медиатора ацетилхолина лежит высокая мембранная проницаемость сердечной мышцы для ионов калия. Это препятствует развитию деполяризации мембран в проводящей системе сердца, так как увеличение выхода ионов калия противодействует входящему току кальция.

интеркардиальная регуляция

В сердце существует собственная система регуляции -- интеркардиальная регуляция, представленная ганглиозными клетками Догеля. Клетки Догеля образуют в сердце как холин-, так и адренэргические системы, выделяющие соответственно медиатор ацетилхолин и норадреналин.

Если взять животное (собаку) удалить сердце, а затем вновь данное сердце поместить в организм, сшив соответствующие сосуды, то сердце окажется денервированным. Собака поправится; при физической нагрузке ритм и сила сердечных сокращений собаки будут меняться. Так наличие интракардиальной регуляции позволяет проводить пересадку сердца от одного человека к другому.

VI. Закрепление знаний.

1. Выполнение заданий тренажёрного теста электронного приложения к учебнику. Совместная проверка выполненных заданий.

2. Выполнение тестовых заданий учащимися самостоятельно с последующей самопроверкой по эталону.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Рефлексия. Закончите предложения:

- Чтобы иметь здоровое сердце и сосуды, необходимо

- Сегодня я узнал …

- Мне было интересно …

- Я хотел бы ещё узнать…



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов"

Сердце в значительной степени способно к самостоятельной регуляции силы своих сокращений.

Один из главных механизмов саморегуляции связан с изменением длины мышечных волокон миокарда. Чем больше крови притекает к сердцу во время расслабления, тем больше растянуты мышечные волокна и тем сильнее они сокращаются.


Увеличение силы сокращения сердечной мышцы в ответ на её растяжение называется законом сердца. Благодаря такому механизму сердце работает как насос, который прокачивает поступающую к нему кровь.

Хоть сердце и имеет свою собственную систему регуляции, для его нормальной работы необходим контроль нервной системы. Она приспосабливает силу и частоту сердечных сокращений к запросам работающих органов. Когда человек отдыхает, сердце работает медленнее, при физической нагрузке сердце работает сильнее и чаще.

Так происходит потому, что к сердцу подходят два нерва: симпатический, который ускоряет деятельность сердца, и блуждающий (или парасимпатический), замедляющий сердечную деятельность.


Влияние нервной системы на деятельность сердца легко установить в экспериментах на животных. Если у собаки или крысы раздражать электрическим током блуждающий нерв, то сокращения сердца становятся более редкими и менее сильными. При стимуляции симпатических нервов, идущих к сердцу, его сокращения учащаются и усиливаются.

Работа сердца регулируется не только нервным, но и гуморальным путём, который осуществляется через кровь. Например, надпочечники вырабатывают гормон адреналин, который усиливает и учащает сердечные сокращения.

А гормон ацетилхолин снижает частоту сердечных сокращений.

Способность к работе сердечной мышцы зависит от ионного состава крови. Увеличение концентрации ионов калия тормозит работу сердца, а избыток ионов кальция, наоборот, усиливает его работу.


Сердце человека адаптируется к физическим нагрузкам только при условии согласованных действий собственно сердечных, нервных и гуморальных механизмов регуляции функций.

Если извлечь сердце из трупа недавно погибшего человека и пропустить через его сосуды питательную жидкость, которая обогащена кислородом, то оно может некоторое время сокращаться вне организма. Это происходит потому, что в мышце сердца находятся особые структуры, способные обеспечивать его работу.

Способность сердца ритмически возбуждаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нём самом, называется автоматизмом.

Регуляция работы кровеносных сосудов также осуществляется нервным и гуморальным путём.

Симпатический нерв усиливает деятельность сердца, но при этом сужает сосуды, отходящие от него. В результате этого повышается давление на стенки сосудов.

Когда оно достигает максимального уровня, в работу включается блуждающий нерв, который ослабляет деятельность сердца и в тоже время расширяет просвет кровеносных сосудов.

Гормон адреналин сужает большинство сосудов (артерии кожи, органов брюшной полости и лёгких). Ацетилхолин, наоборот, расширяет протоки кровеносных сосудов.

Интенсивность поступления крови в ткани зависит от их потребности в питательных веществах и кислороде, а также от накопления продуктов обмена.

У человека в состоянии покоя заполнено кровью только около 30 процентов капилляров. Увеличение содержания продуктов обмена веществ в тканях приводит к расширению функционирующих сосудов и заполнению кровью незаполненных капилляров и артериол.


В стенках большинства сосудов находится гладкая мышечная ткань. Благодаря её сокращению и расслаблению происходит изменение диаметра сосудов. В стенках капилляров нет мышечного слоя, поэтому величина их просвета зависит от давления в артериолах и лежащих рядом тканях.

Когда происходит расширение сосудов в одних участках тела, то в других участках наблюдается их рефлекторное сужение.

Именно по этой причине после приёма пищи мышцы тела получают меньшее количество крови, чем пищеварительная система, и, наоборот, при физической нагрузке органы брюшной полости хуже снабжаются кровью, чем мышцы.

Главным отделом нервной системы, который отвечает за работу сосудов, является сосудодвигательный центр.

Он расположен в продолговатом мозге. Его активность регулируется нервными импульсами, которые поступают от чувствительных нервов и других отделов центральной нервной системы. Свидетельством таких явлений является покраснение или, наоборот, бледность кожи лица при волнении или испуге.

Итог урока. Сердце обладает автоматизмом – сокращается под влиянием раздражений, возникающих в нём самом. Нормальная работа сердца возможна только при условии согласованных действий собственно сердечных, нервных и гуморальных механизмов регуляции функций. Симпатический нерв ускоряет и увеличивает работу сердца и сужает просвет сосудов, блуждающий нерв – тормозит работу сердца и расширяет кровеносные сосуды. На сердце и сосуды также влияют гуморальные факторы, например адреналин и ацетилхолин, соли кальция и калия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Регуляция работы сердечно-сосудистой системы

Задачи урока:

1. Создать условия для формирования понятий об особенностях регуляции работы сердца; автоматизме , нервной, гуморальной регуляции.

2.Создать условия для развития умений логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;

3. создать условия для формирования позитивного отношения и стремления к здоровому образу жизни; чувства ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Тип урока: открытия новых знаний

Предметными результатами становятся:

Знать фазы сердечного цикла, автоматизм сердечной мышцы.

Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла.

Характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца. Уметь использовать результаты лаб. работы для доказательства предположений.

Метапредметными результатами являются:

Уметь: выдвигать гипотезы по поставленным проблемам, делать заключения, выводы, по видеоматериалу и лаб. работе.

Личностные результаты

Знать : влияние факторов риска на CC С и основы здорового образа жизни .

Оборудование: дидактические карточки- задания, мултьмедиа, оценочные листы, смайлики.

I .Организационный момент.

Звучит стук сердца. Учитель загадывает загадку:

Оно много меньше нас, а работает всяк час?

- О чем сегодня мы будем вести речь?

- Правильно, о сердце. Что мы уже знаем?

II . Актуализация имеющихся знаний.

Индивидуальные задания у доски

-Восстановить последовательность сердечного цикла

-Каковы причины движения крови по сосудам?

- Как можно определить частоту сердечных сокращений?

-Какие вы знаете показатели состояния ССС?

- Описать опыт Морсо и обяснить его результаты.

III . Контроль предметных результатов.

Взаимопроверка в парах

Работа с листами оценивания.

IV . Мотивационный момент. Определение целей и задач.

-Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья…

Вы можете объяснить, каковы причины этих изменений? Какова же тема сегодяшнего урока? Что мы сегодня должны выяснить?

VI . Изучение нового материала

Автоматия сердечной мышцы.

Один из ученых эпохи Возрождения Андрей Везалий однажды вскрывал труп. Чтобы узнать причину смерти. Каков же был ужас его и всех окружающих, когда после вскрытия грудной клетки они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к поломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще низок. Ответ на него человечество получило три столетия назад.

- Как объяснить роковой случай с Везалием?

Работа в группах, обсуждение проблемы, высказывание своего мнения.

сердце животных, например, лягушки, можно долго сохранять работающим в физиологическом растворе для холоднокровных. При этом последовательность сокращения отделов сердца сохраняется.

Также можно сохранить изолированным сердце у теплокровных, хотя состав физиологического раствора для них несколько иной.

Если разрезать сердце лягушки на части- отдельные его части также будут сокращаться.

Постановка выводов просмотр видеоролика.

2.Нервно- гуморальная регуляция сердечной деятельности

1. Объяснение учителя

2.Просмотр видеоролика

V . Закрепление. Постановка выводов:

1.Фронтальная беседа

- какими способами регулируется работа ССС?

- где находятся центры регуляции работы ССС?

- как действуют симпатический и парасимпатический отделы?

- каким гормоном поддерживается симпатический и парасимпатический отдел?

- какие соли присутствуют при этом?

2. Составление схемы

VI. Заключение

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит?- продолжал Учитель.- Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами.
Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Кровеносная система — физиологическая система, состоящая из сердца и кровеносных сосудов, обеспечивающая замкнутый круговорот крови. Вместе с лимфатической системой входит в состав сердечно-сосудистой системы.

Кровообращение — циркуляции крови в организме. Кровь может выполнить свои функции, только циркулируя в организме. Система opганов кровообращения: сердце (центральный opган кровообращения) и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры).

кровеносная система

Кровеносная система человека замкнутая, состоит из двух кругов кровообращения и четырёхкамерного сердца (2 предсердия и 2 желудочка). Артерии проводят кровь от сердца; в их стенках много мышечных клеток; стенки артерий эластичны. Вены проводят кровь к сердцу; их стенки менее упругие, но более растяжимые, чем артериальные; имеют клапаны. Капилляры осуществляют обмен веществ между кровью и клетками организма; их стенки состоят из одного слоя эпителиальных клеток.

Строение сердца

Сердце — центральный орган кровеносной системы, его ритмические сокращения обеспечивают циркуляцию крови в организме (рис. 4.15). Это полый мышечный орган, расположенный преимущественно в левой половине грудной полости. Масса сердца взрослого человека — 250—350 г. Стенка сердца образована тремя оболочками: соединительнотканной (эпикард), мышечной (миокард) и эндотелиальной (эндокард). Сердце расположено в соединительнотканной околосердечной сумке (перикард), стенки которой выделяют жидкость, увлажняющую сердце и уменьшающую его трение при сокращениях.

движение крови в сердце

Сердце человека — четырёхкамерное: сплошная вертикальная перегородка делит его на левую и правую половины, каждая из которых при помощи поперечной перегородки со створчатым клапаном разделена на предсердие и желудочек. При сокращении предсердий створки клапанов провисают внутрь желудочков, обеспечивая переход крови из предсердий в желудочки. При сокращении желудочков кровь давит на створки клапанов, в результате они поднимаются и захлопываются. Натяжение сухожильных нитей, прикреплённых к внутренней стенке желудочка, предотвращает выворачивание створок в полость предсердий.

Кровь выталкивается из желудочков в сосуды — аорту и лёгочный ствол. В местах выхода этих сосудов из желудочков находятся полулунные клапаны,, имеющие вид кармашков. Прижимаясь к стенкам сосудов, они пропускают в них кровь. При расслаблении желудочков кармашки клапанов заполняются кровью и закрывают просвет сосудов для предотвращения обратного тока крови. В итоге обеспечивается односторонний ток крови: из предсердий в желудочки и из желудочков в артерии.

сердце

Для работы сердца необходимо значительное количество питательных веществ и кислорода. Кровоснабжение сердца начинается двумя коронарными (венечными) артериями, которые отходят от начальной расширенной части аорты (луковицы аорты). Они снабжают кровью стенки сердца. В сердечной мышце кровь собирается в сердечные вены. Они сливаются в венечный синус, впадающий в правое предсердие. Ряд вен открывается непосредственно в полость предсердия.

Работа сердца

Функции сердца заключается перекачке крови из вен в артерии. Сердце сокращается ритмично: сокращения чередуются с расслаблениями. Сокращение отделов сердца называется систолой, а расслабление диастолой. Сердечный цикл — период, охватывающий одно сокращение и одно расслабление. Он продолжается 0.8 с и состоит из трех фаз:

  • I фаза — сокращение (систола) предсердий — длится 0,1 с;
  • II фаза — сокращение (систола) желудочков — длится 0,3 с;
  • III фаза — общая пауза — и предсердия и желудочки расслаблены — длится 0,4 с.

цикл сердечного сокращения

В состоянии покоя частота сердечных сокращений взрослого человека составляет 60—80 раз в 1 мин, у спортсменов 40—50, у новорожденных 140. При физической нагрузке сердце сокращается чаще, при этом продолжительность общей паузы сокращается. Количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение (систолу), называется систолический объем крови. Он составляет 120—160 мл (60—80 мл для каждого желудочка). Количество крови, выбрасываемое сердцем за одну минуту, называется минутный объем крови. Он составляет 4,5—5.5 л.

Частота и сила сердечных сокращений зависят от нервной и гуморальной регуляции. Сердце иннервируется автономной (вегетативной) нервной системой: регулирующие его деятельность центры находятся в продолговатом и спинном мозге. В гипоталамусе и коре больших полушарий находятся центры регуляции сердечной деятельности, обеспечивающие изменение частоты сердечных сокращений при эмоциональных реакциях.

регуляция кровеносной системы

Электрокардиограмма (ЭКГ) запись биоэлектрических сигналов от кожи рук и ног и от поверхности грудной клетки. ЭКГ отражает состояние мышцы сердца. При работе сердца возникают звуки, называемые тонами сердца. При некоторых заболеваниях характер тонов изменяется и появляются шумы.

Кровеносные сосуды

Кровеносные сосуды делят на артерии, капилляры и вены.

Артерии — сосуды, по которым кровь под давлением двигается от сердца. Они имеют плотные эластичные стенки, состоящие из трёх оболочек: соединительнотканной (наружной), гладкомышечной (средней) и эндотелиальной (внутренней). По мере удаления от сердца артерии сильно ветвятся на более мелкие сосуды — артериолы, которые распадаются на тончайшие сосуды — капилляры.

кровеносные сосуды

Стенки капилляров очень тонкие, они образованы лишь слоем эндотелиальных клеток. Через стенки капилляров происходит газообмен между кровью и тканями: кровь отдаёт тканям большую часть растворённого в ней О2 и насыщается СО2 (превращается из артериальной в венозную); из крови в ткани переходят также питательные вещества, а обратно — продукты обмена веществ.

Из капилляров кровь собирается в вены — сосуды, по которым кровь под небольшим давлением переносится в сердце. Стенки вен снабжены клапанами в виде карманов, препятствующими обратному движению крови. Стенки вен состоят из тех же трёх оболочек, что и артерии, однако мышечная оболочка развита слабее.

Кровь движется по сосудам благодаря сокращениям сердца, создающим разницу давлений крови в разных частях сосудистой системы. Кровь течет от места, где ее давление выше (артерии), туда, где ее давление ниже (капилляры, вены). В то же время движение крови по сосудам зависит от сопротивлении стенок сосудов. Количество крови, проходящей через opгaн, зависит от разности давлений в артериях и венах этого органа и сопротивления течению крови в eго сосудистой сети.

Для движения крови по венам недостаточно одного давления, создаваемою сердцем. Этому способствуют клапаны вен, обеспечивающие ток крови в одном направлении; сокращение близлежащих скелетных мышц, которые сжимают стенки вен, проталкивая кровь к сердцу; присасывающее действие крупных вен при увеличении объема грудной полости и отрицательное давление в ней.

Кровообращение

Кровеносная система человека — замкнутая (кровь движется только по сосудам) и включает два круга кровообращения.

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, из которого артериальная кровь выбрасывается в самую крупную артерию — аорту. Аорта описывает дугу и затем тянется вдоль позвоночника, разветвляясь на артерии, несущие кровь к верхним и нижним конечностям, голове, туловищу и внутренним органам. В органах расположены сети капилляров, пронизывающие ткани и доставляющие кислород и питательные вещества. В капиллярах кровь превращается в венозную. Венозная кровь по венам собирается в два крупных сосуда — верхнюю полую вену (кровь от головы, шеи, верхних конечностей) и нижнюю полую вену (остальные части тела). Полые вены открываются в правое предсердие.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, из которого венозная кровь по лёгочному стволу, распадающемуся на две лёгочные артерии, переносится к лёгким. В лёгких они распадаются на капилляры, оплетающие лёгочные пузырьки (альвеолы). Здесь происходит газообмен, и венозная кровь превращается в артериальную. Обогащённая кислородом кровь по лёгочным венам возвращается в левое предсердие. Таким образом, по артериям малого круга кровообращения течёт венозная кровь, а по венам — артериальная.

Кровяное давление и пульс

Кровяное давление – это давление, при котором кровь находится в кровеносном сосуде. Наиболее высокое давление в аорте, меньше в крупных артериях, еще меньше и капиллярах и самое низкое в венах.

Кровяное давление у человека измеряют с помощью ртутного или пружинного тонометра в плечевой артерии (артериальное давление). Максимальное (систолическое) давление давление во время систолы желудочков (110—120 мм pт. ст.). Минимальное (диастолическое) давление давление во время диастолы желудочков (60 80 мм рт. ст.). Пульсовое давление разность между систолическим и диастолическим давлением. Повышение кровяного давлении называется гипертонией, понижение — гипотонией. Повышение артериального давлении происходит при тяжелой физической нагрузке, понижение — при больших кровопотерях, сильных травмах, отравлениях и др. С возрастом эластичность стенок артерий уменьшается, поэтому давление в них становится выше. Нормальное кровяное давление организм регулирует с помощью введении или изъятия крови из кровяных депо (селезенки, печени, кожи) или с помощью изменении просвета сосудов.

Движение крови по сосудам возможно благодаря разности давлений в начале и в конце круга кровообращения. Кровяное давление в аорте и крупных артериях составляет 110—120 мм рт. ст. (то есть на 110—120 мм рт. ст. выше атмосферного); в артериях 60—70, в артериальном и венозном концах капилляра — 30 и 15 соответственно; в венах конечностей 5—8, в крупных венах грудной полости и при впадении их в правое предсердие почти равно атмосферному (при вдохе несколько ниже атмосферного, при выдохе несколько выше).

Артериальный пульс – это ритмичные колебании стенок артерий в результате поступления крови в аорту при систоле левого желудочка. Пульс можно обнаружить на ощупь там. где артерии лежат ближе к поверхности тела: в области лучевой артерии нижней трети предплечья, в поверхностной височной артерии и тыльной артерии стопы.

Читайте также: