Конспект занятия обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда 1 класс

Обновлено: 03.07.2024

Конспект логопедического занятия “Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-ого ряда”.

Панова Л.С., учитель-логопед первой квалификационной категории, МОУ СОШ № 24, г. Подольска.

Логопедическое занятие по теме “Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-ого ряда” проводится на I этапе коррекционного обучения (по методике Ястребовой А.В.).

Занятие ориентировано на учащихся 1-2-ых классов общеобразовательных школ.

- развитие фонематического слуха;

- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов;

- совершенствование навыков дифференциации твёрдых и мягких согласных;

- выявление смыслоразличительной функции звука, буквы;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- развитие и активизация речевой и речемыслительной деятельности;

- развитие наблюдательности к языковым явлениям;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

- развитие пространственной ориентации;

- развитие способности к переключению, самоконтролю;

- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

- схема – карта страны Смешариков;

- фронтальные слоговые таблицы и таблицы слов для чтения;

- таблица гласных 1-ого и 2-ого ряда;

- предметные картинки: павлин, матрёшка, клетка, клюшка, утята, кепка;

- плакаты со словами – ошибками;

- два красных маркера;

- предметные картинки “Животные и их детёныши”: лиса, лисята, коза, козлята, собака, щенята, кошка, котята;

- фронтальные карточки со словами на дифференциацию гласных 1-ого и 2-ого ряда;

- набор слов для составления предложения;

- фишки – поощрения за правильные ответы.

- Сначала сядет тот, у кого в имени есть мягкий согласный звук.

Дети представляются и объясняют наличие или отсутствие мягких согласных звуков.

Примерные ответы детей:

“Меня зовут Глеб. В моём имени мягкий согласный звук [ л’]”.

“Меня зовут Маша. В моём имени мягких согласных нет”.

II . Закрепление изученного

- Я не зря просила вас определить мягкий согласный звук. От согласного звука многое зависит.

- Вспомните, с какими правилами вы познакомились на прошлых занятиях.

Дети произносят правила, опираясь на таблицу гласных 1-ого и 2-ого ряда.

“Если согласный твёрдый, то после него пишем

гласные первого ряда: а, о, у, э, ы”.

“Если согласный мягкий, то после него пишем

гласные второго ряда: я, ё, ю, е, и”.

III . Чтение слогов и слов

- Сегодня мы отправляемся в гости к смешарикам. Будем с ними выполнять разные задания, а за правильные ответы вы получите вот такую фишку:

- Посмотрите на карту. Кто первый из смешариков зовёт нас в гости?

- Кар-Карыч предлагает вам почитать.

На доску вывешивается 1-ая слоговая таблица. Дети читают хором сначала столбики слогов, затем – строчки.

- Чем различаются слоги 1-ого и 2-ого столбика?

Примерные ответы детей:

“В первом столбике согласные твёрдые, поэтому после них написали гласные 1-ого ряда. Во втором столбике согласные мягкие, поэтому после них написали гласные 2-ого ряда”.

На доску вывешивается 2-ая слоговая таблица. Дети читают хором.

На доску вывешивается таблица слов. Индивидуальное чтение всех трёх таблиц по строчкам с объяснением значения слов.

За правильное чтение дети получают фишки.

IV . Работа над словами

1. Написание слов по картинкам.

- В гости нас зовёт Совунья. Объясните, в какую сторону от Кар-Карыча идти к Совунье?

Примерные ответы детей:

“К Совунье надо идти справа налево”.

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

- Совунья предлагает вам записать слова. Она просила раздать вот такие картинки.

Каждый ребёнок получает по одной предметной картинке: павлин, матрёшка, клетка, клюшка, утята, кепка;

Дети по очереди выходят к доске и записывают слово.

- Назови свою картинку.

- Запиши слово. Диктуй вслух.

- Найди мягкий согласный звук.

- Объясни, какую гласную после него написал.

Примерные ответы детей:

“Клюшка – мягкий согласный [ л’], поэтому после него написал гласную Ю”.

За правильное написание и объяснение дети получают фишки.

2. Нахождение ошибок в словах.

- Нас в гости ждут сразу два смешарика: Пин и Копатыч. Объясните дорогу к ним. (“Сверху вниз”).

- Посмотрите, что написали эти герои:

Дети хором читают написанные на ватмане слова. Объясняют, какое слово хотели написать смешарики.

- Мы сейчас разделимся на две команды. 1-ый ряд будет исправлять ошибки Пина, второй ряд – ошибки Копатыча.

- По одному человеку из каждой команды вы выходите к доске, красным маркером исправляете ошибку в одном слове, садитесь на место. После этого следующий ученик из вашей команды идёт исправлять следующее слово. Побеждает та команда, которая первая правильно исправит все ошибки.

После окончания соревнования каждый ученик с места объясняет своё действие.

Примерные ответы детей:

“В слове “тётя” мягкий согласный [т’], поэтому после него написал гласную Ё”.

- А сейчас каждая команда самостоятельно запишет в тетрадь слова своего смешарика.

- Выделите те гласные буквы, которые вы исправили.

- Каким цветом выделяют гласные?

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте задание. На полях поставьте отметку.

За правильное выполнение задания дети получают фишки.

- Какой смешарик теперь зовёт нас в гости? /Крош/

- Как к нему пройти? (“Слева направо”).

- Крош – попрыгун и заводила приглашает нас поиграть.

Крош у домика сидит На носочках скок – скок – скок.

И ушами шевелит. Хватит, хватит, поскакали,

Крошу холодно сидеть, Потянулись, подышали.

Надо лапочки погреть. Поиграли мы с зайчишкой,

Лапки вверх, лапки вниз, Непоседой – шалунишкой.

На носочки поднимись. Вот закончилась игра,

Лапки ставим на бочок, Заниматься нам пора.

VI . Работа с предложениями

1. “Животные и их детёныши”.

- К кому приведёт нас следующая тропинка? /к Ёжику/

- Как к нему пройти? (“Сверху вниз”).

- У Ёжика перепутались картинки. Помогите ему разложить картинки правильно и вспомнить названия животных и их детёнышей.

На доске карточки с изображением животных и их детёнышей:

Дети называют взрослого животного и его детёнышей. Логопед переставляет картинки с детёнышами ко взрослым животным.

- Как вы думаете, какие из животных здесь лишние? /лиса и лисята/

- Почему? /дети классифицируют диких и домашних животных/

- Сейчас вы получите перфокарты, в которых записаны названия домашних животных и их детёнышей. Прочитайте предложения и впишите в окошки пропущенные гласные.

Логопед проходит по рядам, проверяя выполнение задания.

В случае необходимости, ребёнок объясняет свой выбор гласной буквы.

За правильное выполнение задания дети получают фишки.

2. Смыслоразличительная роль гласных.

- А теперь отправимся в гости к Барашу. Кто объяснит, как к нему пройти?

- Бараш любит сочинять стихи и играть со словами. Посмотрите, что записано у него на листочках.

- Прочитайте слова. Объясните, как вы их понимаете.

Каждый ребёнок читает по одному слову, объясняя его значение.

- Прочитайте ещё раз первое слово на первой карточке.

- Прочитайте второе слово.

- Что нужно сделать, чтобы первое слово “превратить” во второе?

/поменять гласную букву/.

- А когда поменяли гласную букву, что в слове изменилось?

б) составление предложения с данным словом

- Составьте предложение со словом “лук”.

- Назовите 1-ое слово в предложении, 2-ое слово…

- Сколько всего слов в предложении?

- Какие правила написания предложений вы знаете?

/1. Начало предложения пишется с большой буквы.

2. Все слова пишутся отдельно.

3. В конце предложения ставится точка./

- Запишите это предложение самостоятельно.

- Составьте предложение со словом “люк”.

Аналогично проводится анализ второго предложения.

- Хором поём, как будем диктовать предложение.

- Запишите это предложение самостоятельно.

Логопед проходит по рядам, проверяя выполнение задания.

За правильное выполнение задания дети получают фишки.

в) работа с деформированным предложением

- Какие слова записаны на второй карточке?

- У Бараша было составлено предложение, но оно рассыпалось. Прочитайте слова.

Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Цель: -уметь слышать мягкие согласные звуки перед гласным второго ряда;

С конспектом идёт логопедическая презентация, которая выполнена в программе для интерактивной доски.

Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

I. Организационный момент: речевая разминка
Лист 2:
Прочитать слоги в заданном порядке.

II. Основная часть.
1. Закрепление материала предыдущего занятия.
Лист 3:
Распределить картинки на три группы: 1 – слова с одним слогом, 2 – слова с двумя слогами, 3 – слова с тремя слогами.
Картинки: мак, дом, сок, жук, роза, муха, сова, мыло, кубики, машина, лопата, собака.

2. Влияние гласных второго ряда на впереди стоящие согласные.

Лист 4:
?? Назвать гласные буквы, которые используются для смягчения согласных? (я, ё, ю, е, и)
Как называются эти гласные? (гласные второго ряда)
Лист 5:
Когда согласные звучат мягко? Когда гласная второго ряда стоит перед согласной или после согласной? (после согласной)
Каким цветом мы будем обозначать мягкие согласные? (зеленым)
Сегодня мы будем учиться слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда.

3. Работа на уровне слога.

Лист 6:
Прочитать слоги.
Записать в тетрадь только те слоги, в которых есть мягкий согласный.
Подчеркните мягкий согласный зеленым карандашом, а гласные второго ряда красным.

4. Работа на уровне слова.

Физминутка для глаз

5. Работа на уровне предложения.

Лист 12-15: Составить предложение из данных слов.
Произнести предложение. Назвать мягкие согласные в словах (выборочно: выделенные слова).
Предложения:
По небу плывут хмурые тучи.
Льёт сильный дождь.
С деревьев падают желтые листья.
Земля напоминает пёстрый ковёр.
?? Про какое время года рассказывается в каждом предложении? (Осень – Лист 16)

Назовите гласные, которые используются для смягчения согласных?
Какое задание вам понравилось больше всего?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия по программе

«Коррекция дисграфии,

Подготовил: учитель-логопед

ГБУ ДО ЦППМСП,

Валиулина Виктория Борисовна

Тема: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных

Цель: Закрепить умение обозначать мягкость согласных с помощью гласных II ряда на письме .

Коррекционно-развивающие:

- Корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей).

- Развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: слуховое восприятие, фонематическую систему, физиологическое дыхание, речевое дыхание, голос, артикуляционную моторику, чувство ритма.

- Корригировать и развивать зрительное восприятие.

Образовательные:

- Продолжать знакомить учащихся с обозначением мягкости согласных с помощью гласных II ряда на письме .

- Тренировать учащи хся в звуковом анализе и синтезе слов.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к занятиям.

Здоровьесберегающие:

- Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся.

- Следить за правильной посадкой обучающихся.

- Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

- Соблюдать режим охраны зрения.

- Чередовать статические и динамические задания.

Ход занятия.

I . Организационный момент. (3 мин.)

- Приветствие.

Я буду каждому по очереди бросать мяч и называть слово, а вы по очереди называть и изменять слово, убирая первый звук в слове. Какое новое слово получилось? Назови гласные II ряда в этих словах.

Сегодня на занятии мы продолжим упражняться в обозначении мягкости согласных с помощью гласных II ряда на письме .

(Дети рассаживаются на места).

Вводная часть.

Посмотрите на доску. Прочитайте. Определите, чем эти слова отличаются по звучанию? (В первом слове первый согласный звук звучит твердо, во втором слове - мягко)

Приложение1.

hello_html_m323f0b1f.jpg

Вывод: гласные буквы I ряда обозначают твердость согласного, гласные буквы II ряда обозначают мягкость согласного.

Приложение 2.

hello_html_3e605f29.jpg

Задание 2. Пальчиковая гимнастика ( 2 мин.)

Вот это самый сильный пальчик у меня.

(пальцы сжаты в кулак, сгибать-разгибать большие пальцы обеих рук)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

(соединять колечками большой палец поочерёдно с остальными)

Это самый ловкий пальчик у меня.

(пальцы сжаты в кулак, сгибать-разгибать указательные пальцы обеих рук)

И когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

(сжимать-разжимать пальцы в кулак)

Вот это самый длинный пальчик у меня.

(пальцы сжаты в кулак, сгибать-разгибать средние пальцы обеих рук)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

(соединять колечками большой палец поочерёдно с остальными)

А вот этот пальчик лодырь у меня.

(пальцы сжаты в кулак, сгибать-разгибать безымянные пальцы обеих рук)

Но когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

(сжимать-разжимать пальцы в кулак)

А этот пальчик-мальчик лучший у меня.

(пальцы сжаты в кулак, сгибать-разгибать мизинцы обеих рук)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

(соединять колечками большой палец поочерёдно с остальными)

Все мои пять пальцев дружная семья.

(сжимать-разжимать пальцы в кулак)

И когда они танцуют, танцую с ними я.

(хлопки в ладоши в ритм мелодии)

Основная часть.

Задание 3. Работа по карточкам. (6 мин.)

Прочитайте предложения, допишите в карточках подходящие по смыслу слова из предыдущих пар слов. Подчеркните букву, которой различается каждая пара: гласные I ряда – одной чертой, гласные II ряда – двумя чертами.

(Дети по очереди читают предложения, называют нужное слово, вписывают нужные слова под диктовку учащегося).

Приложение 3.

Посмотрите на доску. Прочитайте. Что вы прочитали? Составьте слова из данных букв. (Буквы записаны на доске, дети отвечают по очереди).

Р, А, М, Я, Л (маляр)

Запишите в тетрадь получившиеся слова, подчеркните гласные II ряда двумя чертами красного цвета, мягкие согласные, которые смягчает гласная II ряда – одной чертой зелёного цвета.

(Дети по очереди выходят к доске, записывают на доске свое слово, а остальные – в тетради).

Прочитайте слова, которые вы записали. Посмотрите на доску. Какое слово подходит к данной схеме? Почему?

Приложение 4.

Задание 6. Физкультминутка. (2 мин.)

(дети выполняют движения в соответствии с текстом,

ИП – ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
И немножко помолчим

(наклоны головы влево - вправо)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем

(руки вытянуть вперед, вращение кистями рук)
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём

(ИП, наклоны головы влево - вправо)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём

(шагать на месте, высоко поднимая колени)
И с начала всё начнём…

Посмотрите на картинку. Назовите, что на ней изображено. Назовите звуки в словах по порядку. Разгадайте ребус.

Приложение 5.

Запишите в тетради получившиеся слова, в которых есть гласные второго ряда. Подчеркните их двумя красными линиями, мягкие согласные, которые смягчает гласная II ряда – одной зелёной.

(Дети самостоятельно работают в тетрадях. Затем, по очереди, проверяют).

Задание 8. Гимнастика для глаз. (1 мин.)

(приближать и отдалять указательный палец к носу – от носа)
Тренируя мышцы глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!

Заключительная часть

(Дети по очереди выходят к доске, записывая слова и комментируя написанное).

Приложение 6.

(Ответы: лиса, огурец, пенал, юла).

Рефлексия. (0,5 мин)

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Перед вами лежат карточки с эмоциями. Оцените вашу работу на занятии – поднимите соответствующую карточку вверх.

На доске вывешен плакат с обозначением эмоций, Приложение 7

hello_html_m111ec72c.jpg

Карточки для детей, Приложение 8

hello_html_m111ec72c.jpg
hello_html_m111ec72c.jpg

Итог занятия. ( 0,5 мин)

- Что мы сегодня делали на занятии?(ответы детей).

- Что обозначают на письме гласные буквы I ряда? (обозначают твердость предыдущего согласного).

- Что обозначают на письме гласные буквы II ряда? (обозначают мягкость предыдущего согласного).

- Какое задание было сложным? Почему? (ответы детей).

- Какое задание было лёгким? Почему? (ответы детей).

- Вы прекрасно выполнили все задания. Мне было очень приятно с вами работать.

Занятие закончено. До свидания!

Приложения к конспекту логопедического занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать понятие о твёрдости и мягкости согласных звуков как указателях твёрдости или мягкости.

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

Развивать фонематические процессы;

Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;

Развивать память, внимание, мышление;

Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

Наглядные пособия и раздаточный материал: карточки с элементами букв, вырезанные из бумаги шары с буквами: е, е, и, и, ю, письмо со стихотворением, карточки со словами ( по количеству обучающихся или больше), карточки для работы в парах в игру в прятки, чистые листочки и фломастер, карточки с разными гласными буквами у каждого обучающегося.

1. Организационный момент (виброгимнастика)

РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какое время года?

Какой сейчас урок?

Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Звуки мы (произносим)

Какие буквы не обозначают звуков? ( ь,ъ,е,ё,ю,я)

Сколько гласных букв? ( 10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.

Сколько гласных звуков? ( 6) А,О,У,Э,Ы,И.

2. Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)

Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.

Беседа по прочитанному тексту:

- Кто поставил хвастунишку на место?

- Почему согласные и без него стали мягкими?

- Какая тема урока?

Постановка целей урока учителем.

3. Объяснение нового материала.

Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

4. Тренировочные задания на дифференциацию твердых и мягких согласных на слух и по кинестетическим ощущениям.

Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т.д.

А теперь я буду произносить слова. А вы будете определять первый звук в слове:

Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.

5. Физминутка.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Сейчас сядут на свое место ребята, чьё имя начинается с твердого согласного звука. А теперь те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука (дети называют свое имя и садятся).

6. Различение твердых и мягких согласных в словах.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости на занятие. Это мишка. Он такой грустный потому, что у него болит щечка. Кто же ему поможет? Какой самый известный доктор лечит животных?

- Правильно, это Айболит. (На доску вывешивается изображение Айболита).

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:

И пришел к Айболиту Барбос:

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

- Ребята, назовите животных, которые пришли к Айболиту лечиться.

Дети называют. На доску вывешиваются картинки с изображением коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, зайчихи, лисы и Барбоса.

- Определите, какой звук первый в этих словах. Логопед вместе с детьми еще раз называет героев стихотворения, выделяя силой голоса и длительностью звучания первый звук. Дети определяют твердый он или мягкий. Логопед выставляет на доску под картинку каждого животного фишку синего или зеленого цвета соответственно.

7. Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята, Айболит сможет вылечить нашего Мишку, только если вы справитесь с его заданием. Он подготовил для вас карточки.

е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО

Запись в тетрадях

Лена Лёша Лида Люда Оля

-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)

-Какое слово лишнее? Почему?

Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.

Проверка: -Почему согл. Л мягкий? (буква е)

-Какую функцию выполняет буква Е ? (Обозначает мягкость . согласного и превращается в звук Э)

Аналогично характеризуются остальные буквы

Вывод: Выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.

Это буквы второго ряда

-Когда после согласных пишутся данные буквы? (Когда согл. слышится мягко)

8. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении.

Режим поиска

На доске записано разными по величине буквами:

Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,

ЗАДАНИЕ: Отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.

Проверка: дети называют слово, учитель вставляет шар с нужной буквой в слово.

Зрительная пауза. Моргание.

9. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач:

Работа в парах ( У каждой пары за партой лист с заданием)

Читает учитель: Лучшей умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Кто играет с нами в прятки,

Тот становится умней.

Найдите между строк название животного, птицы или насекомого.

Вдали сарай, за ним забор,

Он окружает птичий двор.

Как хорошо после дождя,

телята рады, рад и я!

Промчались летние деньки,

Увянут скоро васильки.

Проверка: Какие слова нашли?

Какие гласные, обозначают мягкость согласных?

- Кто запомнил, какие гласные указывают на мягкость согласного звука, улыбнётся мне и посмеётся.

Кто ещё не запомнил, тот – подойдёт ко мне после урока и шепнёт мне об этом на ушко.

Читайте также: