Конспект танграм средняя группа

Обновлено: 05.07.2024

Танграм – одно из лучших средств по развитию математических способностей и логики у дошкольников. Танграм — слияние математики и геометрии в форме игры.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей о геометрических фигурах, их цвете и форме; учить детей работать с наглядным материалом; учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ; учить работать со схемами: учить логически мыслить; учить самостоятельно придумывать схемы и по ним составлять танграмы, закрепить количественный счет.

Развивающие: развивать у детей ассоциативное мышление и воображение; творческие способности; развивать навыки работы в коллективе; развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность; развивать интеллектуальные и логические способности.

Социально – коммуникативные: развивать умение включиться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, учить высказывать свое мнение и аргументировать его.

Речевые: развивать формирование речевых действий, конструктивные способы взаимодействия с окружающим.

Художественно-эстетические: развивать умение работать аккуратно, учить различать цвета, учить выстраивать цветовую цепочку, получать эстетическое удовольствие от процесса и от выполненной работы.

Физические: выполнять движения синхронно, сопровождая словами.

Материалы и оборудование: различные схемы, геометрические фигуры, письмо.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание картинок), словесные (использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе, подведение итога), игровые, практические (творческая продуктивная деятельность).

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Дети с воспитателем заходят в группу. На столе лежат геометрические фигуры, и большой конверт с письмом.

Воспитатель: Вот это да! Геометрические фигуры! Что мы знаем о них?(Ответы детей). Как вы думаете, для чего они нам нужны? (Ответы детей).

Дети замечают большой конверт. Просят воспитателя вскрыть и посмотреть что в нем.

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а от кого же это письмо? (предположения детей). Оно же подписано! Кому – детям старшей группы детского сада. От кого – от детей из Китая! Вот это здорово! Китай это такая страна. А мы, в какой стране живем? (ответы детей). Давайте, скорее, откроем конверт и посмотрим, что в нем. (открывает конверт, достает письмо)

Воспитатель: Ой, это же письмо! Давайте его прочитаем.

— У игры танграм есть свои правила:

Необходимо использовать все 7 фигур танграма;

Фигуры не должны накладываться друг на друга.

Воспитатель: в конверте есть что — то еще! Это схемы. Ну что давайте попробуем поиграть в эту интересную игру. Но прежде, чем мы приступим, давайте немного разомнемся.

Физкультурная минутка.

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

(одна рука вверх, другая вниз, р

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом – наоборот

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Приседай, не торопись

И в последний раз присели,

А теперь на место сели

Воспитатель: Давайте рассмотрим схемы, предложенные нам нашими друзьями. (дети рассматривают схемы, выбирают по каким будут составлять свои работы). Схемы выбраны, внимательно посмотрите какие геометрические фигуры вам понадобятся для работы. (обсуждение геометрических фигур). Приступаем к работе.

Воспитатель: Посмотрите, какие интересные работы у вас получились. (обсуждение работ ребят, правильность их выполнения).

Как хорошо вы потрудились, вы сразу поняли смысл игры. Давайте разомнем наши пальчики, для дальнейшей работы.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять

(Удары по столу пальчиками, левая начинает с мизинца, правая—с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.

(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(Пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке

(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

(Часто и ритмично бьют в ладоши.)

Дождь вздохнул тихонько: — Ох!(Один хлопок.)

И ушел.(Ритмичные хлопки по столу.)

Итог.

На этом наше занятие закончилось, давайте сфотографируем ваши работы и отправим фотографии нашим друзьям в Китай.

Автор: Фетисова Анжела Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №44 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект
Тема: Знакомство с игрой Танграм
Раздел: среднее образование

Образовательные области

Мероприятия
1 . Физическое развитие приучение к выполнению определенных действий, физкультминутка 2 . Социально-коммуникативное развитие воспитание культуры поведения, положительных моральных качеств 3 . Познавательное развитие закрепление элементарных математических представлений, развитие логического мышления 4 . Коммуникативное развитие развитие умения строить умозаключения, навыков самостоятельных рассуждений
Организационный момент:

Воспитатель:
Сегодня мы будем говорить о форме предметов, и поиграем с вами в интересную игру Танграм. Давайте, ребята, посмотрим, из чего состоит игра.
Дети:
Из геометрических фигур.

Воспитатель:
Сосчитайте сколько геометрических фигур в этой игре.
Дети:
Семь.
Воспитатель:
Ой, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто это там. Заходит зайчик.
Зайчик:
Здраствуйте, ребята! Я прискакал с поручением от лесовика. Лесовик хотел придти в гости к вам, но он очень занят. Лесовик помогает лесным зверям собирать урожай на зиму. Давайте, ребята, посмотрим, что лесовик вам передал в ларце. Открывается ларец, а там загадки. Зайчик достает первую загадку и загадывает ребятам: Он давно знаком со мной Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны, Одинаковой длины, Вам его представить рад, А зовут его. (квадрат)
Зайчик:
А в вашей игре есть квадрат?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Покажите. А сколько квадратов в нашей игре?
Дети:
Один.
Воспитатель:
Сколько у квадрата сторон.
Дети:
Четыре.
Воспитатель:
Покажите. А сколько углов?
Дети:
Четыре.
Воспитатель:
Покажите. Зайчик достает вторую загадку и загадывает ребятам: Три вершины тут видны, Три угла, три стороны,- Ну, пожалуй, и довольно!-
Что ты видишь. (треугольник)
Зайчик:
А в вашей игре есть треугольник?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А сколько треугольников в нашей игре?
Дети:
Пять.
Воспитатель:
А они все одинаковые?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
А чем они отличаются?
Дети:
Есть большой треугольник, и есть маленькие треугольники.
Воспитатель:
Зайчик правильно ребята сказали?
Воспитатель:
А сколько у треугольника сторон?
Дети:
Три.
Воспитатель:
Покажите. А сколько углов?
Дети:
Три.
Воспитатель:
Покажите. Зайчик достает из ларца геометрическую фигуру.
Зайчик:
Ой, а что эта за фигура? А я не знаю, как называется эта фигура. А вы, ребята, знаете, как она называется?
Дети:
параллелограмм
Зайчик:
Ой, что-то я устал!
Воспитатель:
Давайте, ребята, мы с зайчиком поиграем.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь, Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись, Сели встали, сели встали,
И на месте побежали. Дети садятся за столы.
Воспитатель:
Мы немножко отдохнули. Теперь давайте покажем зайчику, как мы умеем играть в игру. Ребята, что бы зайчик больше не скучал, давайте соберем из треугольников елку. Дети начинают собирать елку.
Воспитатель:
Какой треугольник в самом низу?
Дети:
Большой.
Воспитатель:
А вверху?
Дети:
Маленький.
Воспитатель:
А в середине?
Дети:
Средний.
Зайчик:
Ой, какие красивые елочки! А меня и моих друзей зверей можете собрать?
Дети:
Да! Воспитатель раздает листки с изображением животных.
Воспитатель:
Ребята, вам надо по схеме собрать из геометрических фигур изображения зверей. Дети собирают зверей, а воспитатель и заяц помогают.
Итог:

Оценить 165 0

Цель: развивать логическое мышление, геометрическую интуицию.

У детей - наборы фигур к игре "Танграм". Схемы для выкладывания ёлочек.

У воспитателя – собранная из Танграма девочка. Схема цветка.

Игрушка – гномик Кузя.

Ход занятия:

1. Психологический настрой (игра на установление контакта).

Воспитатель: Кузя, а ты в какую игру любишь играть? Я так и знала, Кузя любит играть в игру Танграм. Поиграем в любимую игру, Кузи, ребята? Тогда садитесь за столы.

Воспитатель: Сейчас, с помощью игры Танграм, мы попробуем рассказать сказку про девочку Машу. Слушайте внимательно! Жила была девочка Маша (воспитатель показывает изображение девочки, собранное из фигур Танграм, вывешивает его на доске). Вот такая!

2. Расскажи, какая Маша.

Воспитатель: Ребята, а кто пойдёт и расскажет какая была Маша (дети, по очереди выходят и рассказывают из каких фигур состоит девочка).

3. Маша в лесу.

Воспитатель: Однажды девочка Маша пошла погулять в лес. Она радовалась и бегала по узким лесным тропинкам. Выбежала Маша на полянку и увидела очень красивые и пушистые зеленые елочки, Маша полюбовалась на елочки.

Воспитатель: Ребята, давайте для Маши соберём красивые, пушистые ёлочки. Пусть она на них полюбуется (дети, собирают ёлочки по образцу, воспитатель помогает детям, которые затрудняются).

А пока мы с Машей полюбуемся ёлочками, давайте немного разомнёмся.

4. Физкультминутка - разминка (двигательно – речевая)

Руки кверху все подняли

А потом их опускали

А потом к себе прижмем

А потом их разведем

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай, веселей

5. Красивый волшебный цветок.

Воспитатель: Так Маша гуляла, любуясь елочками, играя с зайчиками, слушая пение птиц, и вдруг поняла, что заблудилась в лесу. Ей стало страшно, она захотела домой. Но ни кого не было вокруг, у кого бы она смогла узнать дорогу домой. она заплакала и присела на полянку.

Воспитатель: Я, кажется, знаю, как помочь девочке. Мы смастерим волшебный цветок, Маша, скажет ему своё желание и очутиться дома. Поможем, ребята, Машеньке? Тогда приступим к составлению цветка (дети по инструкции воспитателя и демонстрации задания, составляют цветок).

6. Подведение итогов.

Ребята, понравилась вам сказка о Машеньке? А что понравилось в сказке больше всего, что запомнилось? Ребята, Кузе тоже очень понравилось с вами играть, но ему уже пора домой. Давайте с ним попрощаемся.

Одной из составных частей методического сопровождения по разделу “Элементарные математические представления в детском саду” является игра “Танграм”, посредством которой можно решать математические, речевые и коррекционные задачи.

Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам .

Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.

Итак, содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.

Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом .


Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных . Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.

Этапы работы по введению игры “Танграм” с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) были следующими.

Сначала игра “Танграм” проводилась как часть занятия по математике в течение 5-7 минут. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили тот факт, что игра детям понравилась. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку.

Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры “Танграм”. Это позволило проводить математические досуги, викторины, где дети играли до 20-40 минут.

Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его находили в журналах “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, в книгах З.А.Михайловой, Т.И.Тарабариной, Н.В.Елкиной. и др.

Много картинок разрабатывалось воспитателем. Ряд картинок придумали дети подготовительной группы. Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.

Были ребята с диагнозом “общее недоразвитие речи”, с плохой памятью, с малым запасом слов, замкнутые. Они чаще играли в одиночку. С такими детьми воспитатели играли индивидуально, предлагали картинки для игры дома всей семьей. Результаты были неожиданными, дети стали выравниваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но они уже не отставали от сверстников в выкладывании картинок и даже опережали некоторых. Победив свою застенчивость, замкнутость, эти ребята стали быстрее овладевать азбукой, чтением, математикой и в школу уходили из детского сада с чистой речью, умея хорошо читать и считать.

Следующим этапом по усложнению данной игры был подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. В логопедическом детском саду этот речевой материал для детей с нарушениями звукопроизношения и речи стал особенно полезен. Играя в “Танграм”, дети заучивали этот материал, закрепляли и автоматизировали звуки в чистоговорках и скороговорках. У детей обогащалась речь, тренировалась память.

Во время игры в “Танграм” у детей закреплялись навыки количественного счета. (Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 танов).

Дети практически овладевали порядковым счетом. Так, если считать таны картинки “Ракета” сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте .

Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.

Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры “Танграм”.

Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата и четырехугольника).

Играя, переставляя маленькие картонные фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.

В логопедических группах детского сада работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. По многим темам разработаны картинки к игре “Танграм” (дикие и домашние животные и птицы, деревья, дома, мебель, игрушки, посуда, транспорт, человек, семья, цветы, грибы, насекомые, рыбы и др.). По теме “Дикие животные” разработаны картинки: заяц, лиса, волк, медведь, белка, лев, кенгуру . Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.

Предлагаю вашему вниманию наработанный мною речевой материал к картинке заяц:

Чистоговорки (автоматизация звука “ч”):

Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу,
Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.

Скороговорки (автоматизация звука “з”):

Зоиного зайку зовут Зазнайка,
А Зининого зайку зовут Всезнайка.

Читайте также: