Конспект урока о е после шипящих 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

- Какие из видов орфограмм имеют м орфологическ ое условие выбора ?

3. Систематизац ия материала и с оздание об общающего графа.

Правописание гл асных о (ё) п осле шипящ их и ц в разных частя х слова.

Заполнение та блицы ведется с овместно у чителем и учениками, затем

ученики прог оваривают прав ила с опорой на та блицу.

4.Обучение сп особу применения обобщенн ого правила.

Составление ал горитма работы н ад правописанием гласных о (ё) –е после

1. Определить п о опознаватель ному признаку (шипящий ил и ц перед

Гласный ударн ый гласный безу дарный (кроме к орневого)

5. Система об общающи х компетентнос тно ориентирован ных заданий.

Объясните у ченикам, почему в данных сл овах написана

та или иная гласна я. Поясните св ой выбор с оп орой на

Вы решили п опробовать св ои способности в сочинении

стихотворений и подобрали сл ова в рифму. Попробу йте

сочинить стих отворения с задан ными рифмованн ыми

Выберите глас ную и вставьте на ме сто пропу ска. По

сходству или разл ичию напис ания объед инены слова?

Туш_нка - ру баш_нка, алыч_вка - беч_вка , деш_вка - ноч_вка,

собач_нка - печ _нка, пш_нка - душ_нка, н ож_вка - груш_вка,

известных масте ров ху дожественного сл ова, как К.Г.

Назовите жив отных, которые ж ивут в лесу , образуйте от

- При каких у словиях пишетс я о, а когда ё после шипящих и ц в разных

- Какие условия в ыбора орфог раммы самые пр остые, а какие самые

Составить дикта нт из слов с орфог раммами - гласными о (ё) –е после

шипящих и ц в раз ных частях сл ова в разны х частях речи, о бязательно

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 7 классе по теме

Тип урока – повторение и систематизация изученного.

Методика взаимодействия: реализация субъектного подхода к учащимся [2].

Воспитательная: формирование ценностного отношения к русскому языку как средству выражения мыслей и чувств; ценностного отношения к отечественной истории (70-летие Победы в Великой Отечественной войне), к истории своей семьи.

Развивающая: создание условий для формирования и совершенствования ученика как субъекта учебной деятельности (рефлексия цели, способа действия, своих затруднений в его использовании; планирование своих действий по преодолению учебных трудностей).

Оборудование:

Организационный момент.

Эмоциональное приветствие. Представление. Оформление записи в тетрадях (число, классная работа) – слайд 2.

Определение темы урока.

Работа с текстом. Слайд 3 .

‒ Подготовьтесь к выразительному чтению (1 минута). Кто готов прочитать? С какой целью будем слушать? (Получилось ли прочитать выразительно?)

И сидят они по-братски

За столом, плеч… в плеч… .

Разговор ведут солдатский

Дружно спорят горяч… .

‒ О чём отрывок? (О дружном разговоре за столом двух солдат.)

‒ Кто автор этого отрывка (Слушаем предположения.)

Правильный вариант – Александр Трифонович Твардовский ( Слайд 4. Сначала появляется портрет (подсказка), по щелчку мыши появляется имя, отчество, фамилия автора и годы его жизни.)

‒ Какое знаменательное событие скоро будет отмечать вся наша страна? (9 мая 2015 г. будет отмечаться 70-летие со дня Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне). Слайд 6.

‒ Почему праздник 9 Мая так важен для каждого жителя нашей страны? Слайд 7. (Слушаем ответы учащихся.)

‒ Кто его помнит? Нужно ли в этом отрывке добавить какие-то знаки препинания? Кто может схемой объяснить их постановку? ( [O, O O,O]. Во втором предложении этого отрывка два ряда однородных членов: однородные сказуемые и однородные обстоятельства, соединённые бессоюзно.)

‒ Прочитайте выразительно ещё раз эти строчки А.Т. Твардовского.

‒ Кто помнит, зачем мы обратились к этому отрывку в начале урока? (Определить тему урока РУССКОГО ЯЗЫКА.) Тема урока: буквы О–Ё после шипящих (записываем тему). Слайд 9.

‒ Эта тема новая для вас? (Нет, мы её уже изучали.)

‒ Поставьте себе оценку за свои знания и умения по этой теме.

Целеполагание и планирование дальнейших действий.

‒ Какова же цель сегодняшнего урока? Зачем будем вновь обращаться к этой теме? Какова твоя цель сегодняшнего урока?

‒ Сформулируй и запиши её. ( Слайд 10 ). Затем слушаем ответы.

‒ Как будем работать, чтобы повторить тему, совершенствовать себя в ней? (Нужны и теория, и практика.) С чего начнём? Кто-то хочет начать с практики, кто-то с теории.

Повторение и систематизация изученного материала по теме – центральный этап этого урока.

‒ Кто решил начать с практики? Предлагаем карточки для работы (Содержание карточки демонстрируется на слайде 11) :

‒ Придумай, какое задание можно письменно выполнить с этими словами с учётом темы урока, и сделай его.

Ш..пот, туч..й, девч..нка, ш..рох, плащ..м, парч..вый, реш..(н,нн)ый, плеч. туш..нка, печ..шь, прич..ска, певуч. бельч..нок, реч..нка, ш..л, холщ..вый, ноч..вка, бумаж..нка, хорош. ч..порный, ож..г.

‒ Кто решил начать с теории? Можно начать с самостоятельного припоминания изученного материала. Есть желающие? Выбирайте форму работы (индивидуальную, парную, групповую – не более трёх человек), оформляйте правило так, как его удобнее будет использовать, приводите примеры на каждое теоретическое положение. Если быстро справитесь с заданием, то тоже обращайтесь к практике.

‒ Кто совсем ничего не помнит по данной теме, тому я могу предложить схему, отражающую последовательность действий. Поработайте с ней, разберитесь, КАК надо действовать, чтобы писать эту орфограмму без ошибок, запомните последовательность действий, а затем тоже приступайте к практике.

О или Ё после шипящих (Ж, Ш, Щ, Ч)

От какого слова образовано анализируемое слово? Провести словообразовательный разбор.

В какой части слова орфограмма?

в корне в суффиксе или в окончании пишется Ё, если есть слово, в ко- 3. Есть ли словообразователь-

тором Ё переходит в Е: шёпот ная связь с глаголом?

пишется О, если такого перехода нет:  

обжОра, шОрох, шОв . да нет

пиши Е (Ё), под ударением – О,

кроме слов: без ударения – Е.

1. Различай : ожОг (сущ.) рукИ, НО ожЁг (гл.) рУки;

поджОг (сущ.) сарая, НО поджЁг (гл.) хворост;

2. Запомни: а) слова с суффиксом -ЁР: дирижЁР, ретушЁР,

стажЁР и пр.;

б) ещё, трещотка, трущоба, чащоба.

‒ Определите, сколько времени Вам понадобится на выполнение выбранной Вами работы? (Слушаем варианты и определяем формы деятельности: индивидуальную, парную или групповую. Даём не более десяти минут.)

Вопрос тем, кто работает с практикой: все ли слова понятны?

Выходим на лексическую работу со словом ЧОПОРНЫЙ.

Слушаем предположения учащихся о лексическом значении данного слова, затем предлагаем на слайде 12 прочитать толкование ЛЗ слова: Чопорный – чрезмерно строгий и принуждённый в поведении, в соблюдении приличий [3: 919].

Проверка сделанного.

‒ Начнём с проверки практической части: какие задания необходимы и достаточны для того, чтобы повторить эту тему? (Не просто списать, а объяснить написания. Как это сделать? (Можно списать, распределяя слова в разные столбики; можно списать слова с учётом того, в какой морфеме находится изучаемая орфограмма; можно списать слова с учётом их отнесённости к части речи.) Главное: надо списывать, выделяя морфемы, в которых есть данная орфограмма, оформляя её графически (работаем с опознавательными признаками данной орфограммы).

Морфемный анализ проводим с опорой на слово- или формообразовательный.

Если есть затруднения в объяснении некоторых написаний, то обращаемся к тем ребятам, кто самостоятельно припоминал теорию по этой теме, приводил свои примеры.

Слайды 15–20 помогают вспомнить последовательность действий и проверить практическую часть предложенного задания.

Приведём список вопросов: Что у меня получилось хорошо? Что могло получиться лучше? Что для меня на уроке было самым интересным? Что для меня на уроке было самым важным? Что для меня на уроке было самым трудным?

выберите один из трёх вариантов для письменного выполнения, обоснуйте свой выбор [1; 4; 5; 6].

Вставьте в местах после шипящих О, Е или Ё. Значение непонятных слов уточните по словарю.

Бирж..вой маклер, чесуч..вая и ш..лковая подкладка, ч..порный дир..ж..р, печ..шь аппетитный пш..нник, ч..ткий ш..пот, шум ж..рнова, ж..лтый крыж..вник, ж..лчь, хорош.. использовать, теч..т, ш..л по ш..ссе, орош..(н,нн)ый луг за чащ..бой, доволен гараж..м, стриж..м траву, ш..мпол, б..ч..вка, любуюсь стриж..м, очень не смеш..н, стаж..ры, обж..ра, сгущ..нка, рубаш..нка, собач..нка, яблоко груш..вка, ож..г руки, ковш..вый экскаватор, с острым меч..м, всё нипоч..м, ж..кей в ш..лковой рубаш..нке, деш..вка, реш..тка, тяж..лый.

2. Вставьте пропущенные буквы. Написание объясните графически.

Щ..тка, обж..ра, ш..в, ч..лка, крыж..вник, пч..лы, маж..рный, трущ..ба; руч..нка, медвеж..нок, холщ..вый, шапч..нка, суч..к, волч..к, еж..вый, неж..нка, мелоч..вка, реч..нька; скач..к, разж..ва(н,нн)ый, польщ..(н,нн)ый, ноч..вка, копч..ности, теч..шь, корч..вка; нож..м, больш..й, выигрыш..м, ковш..м, пастбищ..м, пляж..м, ландыш..м, силач..м, врач..м; дириж..р, ретуш..р, стаж..р; подж..г, ещ..; певуч. горяч.. .

3. Напишите О или Ё на месте пропусков. Объясните лексическое значение каждого выражения.

Бить ключ..м; с чуж..го голоса; с тяж..лой рукой; ч..рная неблагодарность; луж..(н,нн)ая глотка; извиваться уж..м; сидеть в печ..нках; печ..т как блины; денежный меш..к; от больш..го ума; в общ..й сложности, в конечном сч..те; как Мамай прош..л; много воды утеч..т; калач..м не выманишь; отдохнуть душ..й; плеч..м к плечу; лезть на рож..н; вновь испеч..(н,нн)ый.

Литератур а

Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: Упражнения с выборочным ответом. Пособие для учителя веч. школы. М.: Просвещение, 1983. С. 59.

Зуева С.В. Преподавание русского языка в контексте субъектного подхода к учащимся. Ульяновск: УлГПУ, 2011.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. М.: Азъ Ltd., 1992.

Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. С. 3–13.

Тип урока: повторение и систематизация знаний по теме.

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Цель: проверить степень освоённости материала из раздела орфоэпия, отработать орфографическую грамотность.

  • Учебная: формировать навыки употребления правил правописания
  • Познавательная: создать условия , способствующие продуктивной работе на уроке
  • Воспитательная: способствовать развитию творческих и индивидуальных возможностей учащихся, чувства локтя.

Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал.

Слайды 1-2

Слайд 3

Просмотр диалога Шёпота и Шороха.

Слайд 4

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.


После завершения диалога дети хором читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте и ещё раз хором.

Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.

Слайд 5

Появляется графический объект с заданием:


После этого появляются на экране и сказочные герои:


После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:

Слайд 6

Диалог регулируется щелчком для удобства учителя. После диалога появляется графический объект:


По щелчку выводится на экран задание:


Слайд 7


Появляется дядюшка со словами:


На экран выводится список слов:


Шорох:


Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).
Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):


Слайд 8

зажжём (глагол)
ночёвка (от ночевать )
лишённый (от лишить)
пресечём (от пресечь)
отражённый (от отразить)
тушёнка (от тушить)
запряжённый (от запрячь)

Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. (После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик)

Слайд 9


Слайд 10

Шёпот: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:
ШОРОХ…



Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).

Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).

Слайд 11

На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:


У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).

(На экране получается без пропусков между объектами)

Рефлексия

Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель.


Гласные О/Е (Ё) после шипящих

Гласные О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Чтобы решить какую гласную (О или Е) написать после шипящих, вы должны задать себе четыре вопроса: 1) в какой части слова находится гласная; 2) какой частью речи является слово; 3) от какой части речи оно образовано; 4) под ударением или нет гласная.

Гласные О/Е (Ё) после шипящих

Алгоритм определения гласной после шипящих состоит из максимум трех шагов:

1. После шипящих под ударением пишется О :

  • в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: мячом, ножом, пажом, стеллажом, параличом, шалашом, межой, свечой, чужого, большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);
  • в суффиксах имён существительных и прилагательных, наречий: должок, ручонка, камышовый, голышом, общо.

2. После шипящих под ударением пишется е ( ё ), хотя произносится [ о ], в следующих случаях:

  • в окончаниях глаголов, например: жжёшь, печём, течёт;
  • в глагольном суффиксе -ёвыва-: затушёвывать, размежёвывать;
  • в суффиксе отглагольных существительных -евк-: размежёвка;
  • в суффиксе существительных -ер-: дирижёр, стажёр;
  • в суффиксе страдательных причастий -ённ-, -ён- (завершённый, сокращённый; завершён, сокращён), отглагольных прилагательных -ён- (тушёный, копчёный), а также в производных словах (тушёнка, копчёности);
  • в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

3. После шипящих под ударением в корне пишется е ( ё ), если в родственных словах или в другой форме того же слова бывает чередование ё с е : жёлтый — желтеть, шёлк — шел­ка, печёнка — печень, щёлка — щель.

В словах жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр, шорты, шомпол, чопорный, крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, чащоба, шорох и др. в корне после шипящих пишется о в соответствии с произношением. В этих случаях нет чередования о с е.

4. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг.

Гласные О/Е (Ё) после буквы Ц

После Ц под ударением пишется О, без ударения — Е ( бойцов, пальцем ).

Читайте также: