Регуляция функций организма 8 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Функционирование организма как единого целого обеспечивают Системы регуляции процессов. Они обеспечивают взаимодействие отдельных частей организма и его реакцию на внешние воздействия. Как правило, общее название всех систем регуляции — нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Центральные системы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. К системам регуляции некоторые авторы относят также кровеносную и лимфатические системы. Все системы регуляции процессов в организме тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В результате их взаимодействия обеспечивается слаженная работа организма.

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур. В результате совместного взаимодействия с эндокринной системой нервная система обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма. А также реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система , связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Прежде всего всё разнообразие значений нервной системы вытекает из её трех свойств.

Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в которой эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему .

Иммунная система — система органов, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены. Иммунная система распознаёт множество разнообразных возбудителей — от вирусов до паразитических червей — и отличает их от биомолекул собственных клеток. В таком случае конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента. Им может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.

Системы регуляции процессов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по биологии в 8 классе

Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.

обучающая — раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции ; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая — формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная — воспитание бережного отношения к собственному организму.

Урок изучения нового материала (по Конаржевскому)

I этап. Организационный момент.

Задача: настрой учащихся на учебное занятие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: сообщить тему урока и показать практическую значимость нового материала.

Унылая пора, очей очарование,

приятна мне твоя прощальная краса,

люблю я пышное природы увядание,

в багрец и золото одетые леса.

Учитель. Посмотрите на чудесный букет. Скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении А.С. Пушкина (осень).

Какие же изменения происходят осенью с растениями? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву на зиму, закладка почек).

А какова причины таких изменений? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды). То есть растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды.

С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ). То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью химической регуляции.

Но организм человека также реагирует на изменения окружающей среды. Следовательно он тоже обладает раздражимостью. И сегодня на уроке мы познакомимся с регуляцией организма человека.

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любой организм, для того, чтобы выжить стремится удовлетворить свои потребности в воде, пище, и максимально приспособиться к изменяющимся условиям среды.

III этап изучения нового материала.

обучающая — раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая — формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная — воспитание бережного отношения к собственному организму.

1. Нервная регуляция.

Эксперимент №1. Р езкий хлопок в ладоши или удар ладонью по столу.

Учитель. Что произошло?

Это результат чего? (ответная реакция организма).

Эксперимент №2. Одновременно бросаются 2 теннисных шарика в сидящих за партами учеников.

Как вы прореагировали? Следовательно ответная реакция на раздражение может быть разнообразной и она чисто индивидуальна.

Как быстро произошла ответная реакция организма? (моментальная).

Какая система организма задействована в данном случае? (нервная).

Следовательно на любое раздражение окружающей среды организм реагирует моментально, чисто индивидуально и при помощи нервной системы.

Как мы назовем такую регуляцию? (нервная регуляция).

Могли бы вы привести примеры нервной регуляции организма используя жизненный опыт?

Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.

2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.

3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

2. Гуморальная регуляция.

Все вы смотрели фильмы ужасов и наиболее запоминающимися являются сцены ужаса. Вспомните ваши ощущения при просмотре этих сцен? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение). То есть в ответной реакции организма участвует нервная система.

А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра такого фильма (боязнь заходить в темноту, страх).

Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния?

Значит кроме нервной системы есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.

3. Групповая работа. Класс делится на 2 группы.

Задание 1 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать определение гуморальной регуляции и сформулировать ее основные особенности.

Задание 2 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать характеристику гормонов.

Учитель подводит итог: регуляция организма осуществляется с помощью нервной и гуморальной регуляции. В тетради рисуется схема регуляции организма человека.

4. Железы внешней секреции. Как вы только что сказали гормоны выделяются железами внутренней секреции. Но у человека есть и железы внешней секреции.

Представьте себе жаркий солнечный день.

Чем покрывается ваша кожа? (потом).

А чем выделяет пот? (потовыми железами).

Куда выделяется пот? (на поверхность тела).

А при помощи чего? (выводных протоков).

Эксперимент №3. У чащимся предлагается лимон.

Что произошло? (выделение слюны).

Что является причиной выделения слюны? (раздражитель)

Какая железа участвует в выделении слюны? (слюнная железа).

Куда попадает слюна? (в полость тела).

В чем слюна участвует? (в процессе пищеварения).

Так какая же отличительная черта желез внешней секреции? (наличие выводного протока и выделение секрета в полость тела или на его поверхность в результате нервной регуляции организма.. При этом в регуляции организма никакого участия не принимает, так в секрете желез внешней секреции отсутствуют гормоны.

Задание. Пользуясь рисунком с изображением желез определите, где изображена железа внешней и внутренней секреции. Докажите это.

Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

5. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Вспомните ситуацию. Произошла длительная ссора между друзьями. Ссора прошла, но неприятное состояние остается некоторое время.

Что происходит во время ссоры? (под действием нервного раздражителя ответная реакция организма, одновременно под действием внешнего раздражителя железы внутренней секреции выделяют гормоны).

Что же происходит после ссоры? Ведь раздражителя нет? (раздражителя нет, но гормоны попали в кровь и разносятся током крови, а гормоны разрушаются медленно, и для устранения их дей2ствия нужно время).

Следовательно нервная и гуморальная регуляция организма взаимосвязаны. На нервную систему оказывают влияние приносимые с током крови гормоны, однако само образование гормонов находится под постоянным контролем нервной системы.

В тетради на схеме показывается стрелками взаимное влияние друг на друга нервной и гуморальной регуляции.

6. Нарушение взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции.

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме.

Что это вам напоминает? (рычажные весы). Показываются рычажные весы, чашки которых очень легко смещаются то в одну, то в другую сторону. .

Что произойдет при смещении равновесия? (перевес чашки весов).

Что может привести к этому нарушению? (образ жизни и роль среды).

Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в развитии заболеваний Гиппократ. Он утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов.

7. Влияние внешней среды на регуляцию организма.

Это как то сказывается на регуляции организма? (большое количество вредных раздражителей, которые ведут к повышенной нервной возбудимости, и следовательно нарушение работы желез внутренней секреции).

IV Закрепление материала.

1 вариант — нервная регуляция 2 вариант — гуморальная регуляция

А. Определите к каким способам регуляции функций организма относятся следующие физиологические явления:

1. горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды

2. адреналин способствует усилению кровообращения

3. солнечные лучи в жаркий день усиливает сердцебиение

4. гормон роста влияет на рост человека

Б. Выберите правильный ответ.

1. действует быстро, но кратковременно

2. действует медленно, но продолжительно

V Подведение итогов урока.

VI Домашнее задание.

Стр. 44-45 учебника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Регуляция процессов жизнедеятельности

Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Какие уровни организации жизни вы знаете (перечислить)?

2. Расскажите об особенностях атомно-молекулярного уровня.

3. Расскажите об особенностях клеточного уровня.

4. Расскажите об особенностях тканевого уровня.

5. Расскажите об особенностях органного уровня.

6. Расскажите об особенностях системного уровня.

7. Расскажите об особенностях организменного уровня.

II . Изучение нового материала

Учитель рассказывает (с элементами беседы), а учащиеся записывают следующее:

Гомеостаз – саморегуляция, способность всех структур организма сохранять постоянство его внутренней среды.

Стресс – совокупность реакций, возникающих при нарушении гомеостаза.

Согласованная работа организма управляется нейрогуморальной регуляторной системой (нервная система и железы внутренней секреции).

Далее учащиеся выполняют следующее задание:

Выполните задание:

Механизм осуществляется

Отличительные особенности

Нервные импульсы (электрические сигналы) распространятся с огромной скоростью (до 100 м/с)

Гормоны разносятся кровью к органам

Регуляция более медленная, но продолжительная

Далее учитель рассказывает о нервной регуляции. Учащиеся записывают следующее:

Нервная регуляция осуществляется в соответствии с рефлекторным принципом:

Передает информацию о раздражении в центральную нервную систему (ЦНС)

В ЦНС, обрабатывает информацию и передает дальше

Эффектор (исполнительный орган)

II I. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

IV . Домашнее задание

§ 6, учить записи в тетради.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 471 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 6. Регуляция процессов жизнедеятельности

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.06.2020 4348
  • DOCX 27.2 кбайт
  • 390 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Долгов Алексей Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Системы органов в организме. Уровни организации. Нервная и гуморальная регуляции"

Вы уже знаете, что клетки образуют ткани, из тканей построены органы – части организма, имеющие определённую форму, строение, расположение и выполняющие определённую функцию. Лёгкие, сердце, головной мозг, желудок – это всё органы. Органы, которые выполняют общие функции, объединяются в системы органов. У человека выделяют нервную, эндокринную, дыхательную, покровную, кровеносную, половую, пищеварительную, иммунную, сенсорную, выделительную, опорно-двигательную системы органов.

Все системы органов взаимодействуют друг с другом и образуют целостный человеческий организм – динамическую систему, которая находится в тесном контакте с окружающей средой.

Системы органов. Покровная система представлена кожей и слизистыми оболочками. Кожа покрывает всё тело человека, а слизистые оболочки выстилают полости внутренних органов, пищеварительных и дыхательных путей. Кожа и слизистые оболочки защищают организм от механических повреждений, высыхания и проникновения микроорганизмов.

Дыхательная система включает полость носа, носоглотку, трахею, бронхи и сами лёгкие. Она осуществляет дыхание – обеспечение организма кислородом и освобождение его от углекислого газа.

В состав кровеносной, или сердечно-сосудистой, системы входят сердце и кровеносные сосуды. Кровеносная система обеспечивает движение крови по сосудам, которые пронизывают всё тело человека. Сердце постоянно сокращается и выталкивает кровь, которая течёт ко всем органам и тканям, где и происходит непрерывный обмен веществ.

После этого кровь возвращается назад в сердце. Кровеносная система осуществляет транспортировку кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким.


Пищеварительная система включает ротовую полость, слюнные железы, пищевод, желудок, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу и кишечник. В органах пищеварения пища измельчается, смачивается, перемещается, подвергается воздействию пищеварительных соков. В результате расщепления пищевых продуктов образуются необходимые организму вещества. Они попадают в кровь и разносятся ко всем клеткам и тканям организма.

К выделительной системе относятся почки, кожа, лёгкие и пищеварительный тракт. Эти органы обеспечивают удаление вредных и конечных продуктов обмена и избытка воды. Основными органами выделения растворённых азотсодержащих соединений являются почки.


В них образуется моча, которая по мочеточникам стекает в мочевой пузырь и в определённый момент выводится наружу.

Половая, или репродуктивная, система выполняет функцию размножения. К этой системе относятся половые органы и железы. У мужчин половые органы – семенники, у женщин – яичники. В них формируются половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки.

Эндокринная система включает железы внутренней секреции, которые вырабатывают и выделяют в кровь биологически активные вещества – гормоны. К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовидная железа, поджелудочная и половые железы, надпочечники. Они участвуют в регуляции функций организма.


Иммунная система представлена вилочковой железой, костным мозгом, селезёнкой, лимфатическими узлами и лейкоцитами. Эти органы и клетки крови принимают участие в защите организма от бактерий, вирусов и других чужеродных микроорганизмов, и веществ.

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Скелет состоит из различных по форме, размерам и строению костей. Он выполняет функцию опоры и защиты.

Мышца обычно прикрепляется к двум различным костям. При сокращении мышцы перемещают кости в пространстве. Чем длиннее мышца, тем на большее расстояние она может переместить кость.

Сенсорная система состоит из специализированных рецепторов и нервных клеток, которые участвуют в восприятии и переработке информации из внешней и внутренней среды организма и формируют ощущения. Совокупность рецепторов образует различные органы чувств.

Нервная система объединяет все системы организма в единое целое. Она регулирует и согласовывает их деятельность. Любое нарушение связи между нервной системой и органом приводит к нарушению его работы. Нервная система осуществляет психическую деятельность человека, отвечает за речь и мышление, управляет его поведением.

На протяжении всей жизни человек приспосабливается к изменениям в окружающей среде и в нём самом с помощью физиологических функций.

В общем виде все физиологические функции можно классифицировать как соматические (движение), вегетативные (поддержание жизнедеятельности, размножение, развитие) и психические (поведение, деятельность).

Приспособление организма к изменившимся условиям существования достигается в результате согласования деятельности всех частей организма. Сопоставьте своё физическое состояние в покое, когда вы сидите, и на уроке физкультуры. Учащённое дыхание, быстро бьющееся сердце, возросшее потоотделение – всё это результат регуляции уровня активности систем в целях обеспечения условий для выполнения физических нагрузок.

Через некоторое время органы и системы организма снова возвращаются к состоянию относительного функционального покоя.

Регуляция – это изменение характера деятельности органа или систем органов в целях сохранения постоянства внутренней среды организма. Из этого следует, что температура крови, её газовый состав, содержание химических соединений должны оставаться неизменными даже при значительных изменениях внешних условий.

У человека регуляцию физиологических процессов обеспечивают два механизма – нервный и гуморальный. Они функционируют в тесном взаимодействии и вместе образуют единую систему нейрогуморальной регуляции.

Гуморальная регуляция происходит через жидкие среды (кровь, лимфу и тканевую жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ. Биологической активностью обладают также ферменты, витамины и медиаторы. Эти вещества доставляются кровью ко всем органам и тканям человеческого тела.

В организме постоянно образуются вещества, которые способны оказывать влияние на деятельность органов и тканей. Например, в каждой клетке находится неорганическое соединение – углекислый газ, который, попав в кровь, раздражает соответствующие рецепторы и увеличивает частоту дыхательных движений.

Вы уже знаете, что органы эндокринной системы выделяют гормоны, которые регулируют рост и развитие организма, участвуют в регуляции его деятельности, влияют на поведение человека.

Гуморальная регуляция оказывает многообразные влияния на организм, но осуществляется медленно.

Например, скорость движения крови, по которой переносятся гормоны, составляет 0,5 метра в секунду. Гуморальная регуляция не может обеспечить быструю реакцию органов и систем организма на внешние и внутренние раздражители. Гуморальные влияния не имеют точного адреса, так как поступающие в кровь гормоны доставляются ко всем органам и тканям без ограничений. Эти недостатки успешно компенсирует нервный механизм регуляции. Нервные импульсы передаются к органам-исполнителям очень быстро. Например, по некоторым нервным волокнам возбуждение передаётся со скоростью 120 метров в секунду. Также нервные импульсы воздействуют только на определённые органы.

Нервную регуляцию жизнедеятельности организма обеспечивает нервная система. Она состоит из центральной и периферической части. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, а периферическая – отходящими от них нервами и нервными узлами.

Центральная нервная система состоит из большого количества тел нейронов, которые образуют серое вещество мозга. В спинном мозге серое вещество находится в центральной части. В головном мозге оно распределено в виде отдельных скоплений – ядер. На поверхности больших полушарий головного мозга и мозжечка серое вещество образует кору.

Вверху спинной мозг переходит в продолговатый мозг (один из отделов головного мозга).

В головном мозге выделяют пять основных отделов: продолговатый мозг, задний мозг (включающий мост и мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария.

В ходе развития позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы.

В зависимости от выполняемых функций нервную систему делят на соматическую и автономную, или вегетативную.

Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путём. Благодаря этому организм приспосабливается к меняющимся условиям среды и функционирует как единое целое.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая нервной системой. Основой рефлекса является рефлекторная дуга, образованная нейронами.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу, который отвечает на раздражение.

Рецепторы – нервные образования, которые воспринимают раздражения и преобразуют их в нервные импульсы.


В рефлекторную дугу входят нейроны нескольких типов. Чувствительные нейроны проводят нервный импульс в центральную нервную систему. Вставочные нейроны соединяют несколько нервных клеток. Их тела и отростки не выходят за пределы центральной нервной системы. Двигательные, или исполнительные, нейроны проводят сигналы от ЦНС к рабочему органу.

Схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса. Если осторожно прикоснуться рукой к внутреннему углу глаза, происходит раздражение рецепторов. От них раздражение поступает в чувствительные нейроны, тела которых находятся в нервном узле. По аксонам этих нейронов раздражение поступает в продолговатый мозг, где находятся вставочные нейроны. Здесь информация обрабатывается. Далее сигнал передаётся на двигательные нейроны. Они возбуждаются и посылают сигналы, вызывая работу круговых мышц глаза, и оба глаза на короткое время закрываются – происходит мигание.


Таким образом, в многоклеточном организме все клетки, ткани, органы и системы органов взаимодействуют друг с другом, слаженно функционируют, благодаря чему организм представляет собой целостную биологическую систему.

Согласованная работа организма управляется нервной системой и железами внутренней секреции (гуморально). Они работают как единое целое, образуя нейрогуморальную регуляторную систему.

Читайте также: