Конспект интегрированного урока информатики и математики

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кондрашина Татьяна Александровна

Организация: МБОУ СОШ №3

Населенный пункт: Владимирская область, г. Вязники

Интегрированный урок математики и информатики Предметная область: математика и информатика Раздел программы: Исследование функций. Графики функций (математика), Моделирование (информатика). Класс: 10 Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: Урок – практическая работа с использованием компьютера. Цель урока: создание условий для самостоятельной и творческой работы учащихся и для развития исследовательской и познавательной деятельности учащихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по математике и

информатике Шаповалова О.П.

Класс : 11 класс

Учебник : Геометрия, 10-11 : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни/ Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2013. -256 с.

Тип урока : урок применения знаний и умений

Вид : интегрированный урок по математике и информатике

Виды деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование : компьютерный класс с установленной операционной системой Windows, документ-камера, индивидуальные карточки-задания, самооценочные листы, видеопроектор для демонстрации презентации.

Научиться строить тела и их сечения в редакторе векторной графики Corel Draw .

Показать практическую направленность изучаемого материала.

Развивать межпредметные связи при выполнении заданий.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Взаимопроверка домашней работы с помощью презентации.

На протяжении всего урока учащиеся заполняют самооценочные листы, фиксируя результат выполнения конкретного задания.

Фамилия ____________________ Вариант _______

Дано два шара. Радиус первого шара в 2 раза больше радиуса второго. Во сколько раз площадь поверхности второго шара меньше площади поверхности первого?

Радиусы двух шаров равны 6 и 8. Найдите радиус шара, площадь поверхности которого равна сумме площадей поверхностей двух данных шаров.

Устный опрос (математика):

Дать определение цилиндра и его основных элементов.

Что такое осевое сечение цилиндра? Каков его вид?

Может ли осевой сечение быть:

- прямоугольником?
- квадратом?
- трапецией?
Почему?

Формулы площадей боковой и полной поверхности цилиндра.

Дать определение сферы, шара, основных его элементов.

Формула площади круга.

Формула площади поверхности шара.

Как называется плоскость, проходящая через центр шара?

Фронтальная работа 1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Шар вписан в цилиндр. Площадь полной поверхности цилиндра равна 18. Найдите площадь поверхности шара.

Самостоятельная работа

Учащиеся 1 варианта выполняют задание на компьютере: в программе Corel Draw выполняют построение и решают задачу. Учащиеся 2 варианта решают тест. Затем учащиеся 1 и 2 вариантов меняются местами. Проверяются результаты выполнения задания на компьютере, результаты выполнения теста.

Осевым сечением цилиндра является квадрат с диагональю, равной 12. Найдите полную поверхность цилиндра. В ответе укажите значение .

Площадь большого круга шара равна 16. Найдите площадь поверхности шара.

Высота конуса равна 15см, а радиус основания 8см. Найти образующую конуса.

а)19см; б)17см; в)13см; г)13 см.

2. Шар радиусом 4 дм пересечен плоскостью, находящейся на расстоянии 9дм от центра. Найдите площадь сечения.

а) 40 дм 2 ; б) 1600 дм 2 ; в) 400 дм 2 ; г) 50 дм 2 .

3. Найдите площадь сферы, радиус которой равен 6см.

а)144 см 2 ; б)25 см 2 ; в)360 см 2 ; г)100 см 2 .

Работа в парах

hello_html_4f4d442a.jpg

По горизонтали:

Геометрическое место точек плоскости, расстояние от которых до заданной точки не превышает заданного неотрицательного числа.

Отрезок, соединяющий вершину конуса с любой точкой, лежащей на линии окружности основания.

Тело, которое описывает прямоугольник при вращении около оси, содержащей его сторону.

Угол между образующей и плоскостью основания цилиндра.

Замкнутая поверхность , все точки которой одинаково удалены от центра .

Тело, которое получается в результате вращения прямоугольного треугольника вокруг его катета.

Четырехугольник, при вращении которого вокруг одной из его сторон образуется усеченный конус.

Пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере.

Ось вращения сферы.

Геометрическое тело, ограниченное поверхностью, любые точки которой расположены на одинаковом расстоянии от центра.

Детская игрушка в виде шарика на оси, которая при быстром вращении удерживается в вертикальном положении.

Проверить ответы с помощью документ - камеры.

Домашнее задание

Решить задачи.

Шар вписан в цилиндр. Площадь поверхности шара равна 111. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.

Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Высота цилиндра равна радиусу основания. Площадь боковой поверхности цилиндра равна 3√2 . Найдите площадь боковой поверхности конуса.

Какие цели мы ставили на урок?

Достигли ли мы поставленных целей урока?

Как вы оцениваете свою работу на этом уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?

Выставление оценок. Учащиеся выставляют себе оценку за урок и сдают учителю самооценочные листы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 683 человека из 75 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 475 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.11.2018 273
  • DOCX 115.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шаповалова Ольга Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Материально-техническое оснащение: учебник, компьютеры по количеству учащихся, электронная фоска, презентация для урока, раздаточный материал (алгоритм, задания, заранее подготовленная таблица в Excel).

Ход урока

1. Организационный момент

  1. Приветствие, повторение ранее пройденного материала. Повторение материала по математике (пишем математический диктант).
  2. Формулируем тему урока вместе с учениками.
  3. Формулируем цели урока, ставим задачи.
  4. Объяснение нового материала по математике(знакомимся с алгоритмом решения).
  5. Решаем примеры по новой теме
  6. Повторение ранее пройденного материала по информатике (вспоминаем ЭТ Excel)
  7. Объяснение нового материала по информатике (решение похожих задач с использованием программы Excel )
  8. Выполнение задания по информатике с электронной доски (расстановка букв в порядке возрастания присвоенных им десятичных чисел)
  9. Выполнение заданий по математике с использованием компьютера (работа по алгоритму).
  10. Подведение итогов урока, рефлексия.

Учитель математики:

1. На доске Слайд №1. Вспоминаем сложение в столбик, перевод из одной системы измерения в другую. Приглашаем одного ученика и совместно решаем на доске пример, остальные наблюдают, при необходимости просим помощь класса.

Решаем пример на доске сложение в столбик: 125+356

Слайд №2 Пишем небольшой математический диктант (заранее розданы листочки к клетку)

  • Округлите до единиц число: 6,45
  • Округлите до десятых число: 3,58
  • Округлите до десятков число 431,8
  • Выразите тонны в килограммах: 1,785т
  • Выразите в метрах: 2 м 9см

После написания работы, меняемся с соседом по парте работами, проверяем друг друга, выставляем оценки по 5 бальной шкале (шкала оценивания написана заранее на доске).

Возвращаем работы, на слайде презентации выводятся правильные ответы, проверяем на правильность, выставляем оценки сами себе. Сравниваем полученные результаты.

2. Формулируем тему урока вместе с учениками (наводящими вопросами, основываясь на повторенном материале). Переключаем на Слайд №3. Отображается тема урока.

3. Формулируем цели урока (что мы еще не умеем), ставим задачи (чему научимся сегодня).

4. Объяснение нового материала по математике (знакомимся с алгоритмом решения).

На слайде №4 выводится "Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей" построчно:

  • Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой
  • Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой
  • Выполнить сложение и вычитание, не обращая внимание на запятую
  • Поставьте в ответе запятую под запятым

5. Решаем примеры по новой теме.

Слайд №5 В учебнике открываем №863, 866. Один из учеников решает первый пример на доске, остальные примеры решаем самостоятельно

После решения примеров на слайде поочередно открываются правильные ответы.

Учитель информатики:

6. Повторение материала по информатике:

  • Какую программу мы стали изучать на прошлом уроке?
  • Какие области применения ЭТ вы знаете?

(Электронные таблицы Excel позволяют автоматизировать некоторые этапы труда специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отдела кадров, учителей и других, которым по роду своей деятельности приходится работать с информацией, представленной в виде таблиц.)

Вспомним основные элементы, из которых состоит ЭТ

- запуск ЭТ, строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, перемещение по листу, перемещение по листам, маркер заполнения

7. Объяснение нового материала по информатике (решение похожих задач с использованием программы Excel).

8. Выполнение заданий по математике с использованием компьютера (работа по алгоритму).

Садимся за ПК и запускаем заранее подготовленный файл, расположенный на Рабочем столе "Работа по алгоритму.xlsx".

На столе перед учениками раздаточный материал:

  1. алгоритм выполнения задания
  2. таблица с примерами

Далее переносим примеры из таблицы из раздаточного материала в электронную таблицу по алгоритму.

Не забываем, что после каждого ввода информации нажимаем Enter.

Обращаем внимание, что символьная информация выравнивается по левому краю а, числовая информация – по правому.

В ходе выполнения практического задания учитель информатики подсказывает и напоминает по необходимости сложные моменты для некоторых учеников.

После выполнения практического задания, показываем учителю информатики выполненное задание и возвращаемся за парты.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель математики: Обратим внимание на электронную доску (последний слайд)

  • Сегодня на уроке повторил…
  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке я научился…
  • Интересен ли вам был такой урок? Если да, то чем?
  • Выставьте себе оценку (исходя из “пятибалльной” в тетради).

В век информационных технологий на первое место выходит диалог между человеком и ПК. На этом уроке мы хотели показать вам рациональное использование ПК в решении поставленных задач. Всем спасибо!

Приложение №1. Электронная таблица в Excel для выполнения практического задания по информатике

Основная задача школы - воспитать из ученика гармонично развитую личность, умеющую применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации. Поэтому назрела реальная необходимость проводить такие уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе. Важным шагом на пути к использованию информационных и коммуникационных технологий учителями – предметниками является проведение интегрированных уроков информатика-предмет.

Особенно важно проведение интегрированных уроков информатики с математикой. Потребность в синтезе научных знаний этих учебных дисциплин обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых невозможно без привлечения знаний из одной научной отрасли. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Интегрированные уроки информатики и математики обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный несомненный интерес учащихся.

1. Обучающая

Повторение и обобщение понятия функции и ее свойств.

Закрепление умений преобразования графиков, а также чтения свойств функции по ее графику.

Закрепление навыков построения графиков с помощью табличного процессора

2. Развивающая

продолжить развитие когнитивных процессов учащихся: память, мышление, воображение, внимание через ответы на вопросы учителя, а также решение проблем;

продолжить развитие у учащихся мыслительные операции (наблюдение, сравнение, обобщение);

продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе.

3. Воспитательная

Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к учебному труду. Прививать бережность и аккуратность в использовании компьютерной техники.

Данный урок направлен на обобщение и закрепление учащимися

следующих знаний:

типы функций, их графики и свойства;

понятие электронной таблицы;

алгоритм построения графика функций с помощью электронных таблиц;

строить графики функций с помощью преобразования графиков элементарных функций

строить графики функций с помощью электронных таблиц Excel

определять свойства функции по ее графику

Кроме этого в процессе урока учащиеся должны повторить и закрепить на практике основные принципы работы в табличном процессоре MS Excel, а именно:

Автоматическое заполнение таблицы данными

Работа с формулами в табличном процессоре MS Excel

Все знания и умения, обобщенные и закрепленные учащимися на данном уроке, являются необходимыми для дальнейшего изучения курса математики и информатики.

Заключительная работа в парах составлена с учетом начальной подготовки учащихся. Каждая карточка содержит 2 функции - одна для учащегося группы А, другая для учащегося группы Б.

Таким образом, на уроке реализуются не только идеи интеграции, но и уровневой дифференциации

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

План-конспект урока

Структура урока:

Организационное начало урока - 1 минута

Мотивационное начало урока – 3-4 минут

Устная работа – 2-3 минуты

Уточнение темы урока. Формулировка целей урока – 1 минута

Работа над тестом в группах – 5-6 минут

Актуализация знаний по информатике – 3-4 минуты

Дифференцированная работа по построению графиков функций – 5-7 минут

Работа с тестом в парах – 5-6 минут

Физкультминутка – 1 минута

Самостоятельная работа – 7-8 минут

Подведение итогов урока – 1 минута

Постановка домашнего задания – 1 минута

1. Организационное начало урока.

Сегодня наш урок проходит в компьютерном классе. Для более продуктивной работы над материалом урока мы с вами будем использовать компьютер. Поэтому цель нашего урока сегодня не только обобщить знания в области алгебры, но и отработать приобретенные на уроках информатики навыки работы на компьютере.

2. Мотивационное начало урока

Ребята, внимательно посмотрите на доску. Какой рисунок лишний? Почему?

(Лишним является рис.4, т.к. на остальных рисунках изображены графики функций. А данный график не является графиком функции)

Почему данный график не является графиком функции?

(Функцией называется некоторая зависимость y=f(x), при которой каждому значению аргумента ставится в соответствие единственной значение функции. Это правило не соблюдено на данном графике).

Н а доске остаются 5 графиков функций:

Еще раз внимательно посмотрите на доску сформулируете тему нашего сегодняшнего урока

3. Устная работа.

Графики каких функций изображены на рисунках?

(1 – степенная функция, графиком является кубическая парабола,

2 – линейная функция, графиком является прямая,

3 – квадратичная функция, графиком является парабола,

5 – функция обратной пропорциональности, графиком является гипербола,

6 – степенная функция, графиком является ветвь параболы)

Давайте с вами подробнее остановимся на рис.3. Вспомним свойства функции, изображенной на данном графике.

4. Уточнение темы урока. Формулировка целей урока.

Мы с вами вспомнили все известные вам функции, их графики, повторили основные свойства функций. Уточните тему нашего сегодняшнего урока.

(Функций, их свойства и графики).

Сформулируете цели нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока)

5. Работа над тестом в группах.

Каждая группа работает за своим компьютером. Ответы на вопросы записываются в тетрадь. Тест выполнен в программе Power Point. Переход к следующему вопросу – щелчок мыши. (Тест /data/edu/files/h1458102593.ppt (Тест) )

Внимательно посмотрите на получившуюся последовательность символов.

Найдите лишние символы и вычеркните их.

Почему именно эти символы вы вычеркнули?

Из оставшихся символов составьте слово. Какое слово у вас получилось?

Вам знакомо это слово?

Как вы думается, как связана эта программа с темой нашего сегодняшнего урока?

6. Актуализация знаний по информатике

Вспомним, что называется электронной таблицей?

(Электронная таблица – программа для построения и расчета данных, представленных в виде строк и столбцов, а также иллюстрации результатов в виде различных графиков)

Вспомним алгоритм построения графика функции с помощью табличного процессора Excel.

(1. В первый столбец вводим значения аргумента из выбранного промежутка

2. Во второй столбец вводим формулу функции, график которой необходимо построить

3. Выделяем область данных необходимых для построения графика функции

4. С помощью Мастера строим точечную диаграмму)

Мы с вами вспомнили основные этапы построения графика функции с помощью электронных таблиц.

7. Дифференцированная работа по построению графиков функций

Постройте графики функций

Далее половина класса работает за компьютером, а вторая половина – за партами

В тетрадях за партами

За компьютером

Что является графиком этой функции

С чего начнем построение графика этой функции?

(С построения графика )

Построили. Что далее?

(А теперь построим график функции , сместив полученный на 2 единицы вдоль оси ох вправо).

Самостоятельно постройте график второй заданной функции

Ученики работают за компьютером, получая в случае необходимость индивидуальную помощь учителя.

После выполнения работы в тетрадях учащиеся подсаживаются к тем, кто работал за компьютером и далее идет работа в парах.

Внимательно посмотрите на графике, выполненные на компьютере с помощью табличного процессора Excel и в тетрадях с помощью карандаша и линейки. Где построения точнее? Почему?

Анализируем полученные графики.

8. Работа с тестом в парах

А теперь, работая в парах, выполните задания теста

9. Физкультминутка

10. Самостоятельная работа

А сейчас, когда мы немного отдохнули, возьмите карточки, лежащие у вас на столах и выполните задания проверочной работы.

11. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы не только с вами повторили и обобщили знания и умения по математике и информатике.

Что мы с вами повторили и навсегда запомнили?

Постановка домашнего задания

Построить графики 3 различных функций, используя карандаш и линейку, а также с помощью табличного процессора Excel. Описать свойства этих функций.

Читайте также: