Древнейшие цивилизации индии и китая 5 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

Перед уроком класс разделен на две группы: Индия и Китай.

Начало урока. Мотивация.

На доске проектором изображается финикийский корабль.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, кто были лучшими мореплавателями в древности?

Ученики: Финикийцы.

Учитель: Сегодня вместе с финикийцами мы отправимся в морское путешествие. Прошу всех вступить на борт корабля.

На доске проектором изображаются карты Индии и Китая.

Учитель: Наше путешествие будет проходить по двум странам.

Одну страну ее жители называли центром Вселенной, государством в долине Желтой реки. А другое государство подарило миру бесценные художественные сокровища, это страна волшебных сказок и удивительных чудес. Как вы думаете, какие же страны мы сегодня посетим на нашем уроке?

Ученики: Индию и Китай. (Тема урока записывается в тетрадь)

Учитель: Ребята, с чем же вы хотите познакомиться, посетив эти государства?

Ученики дают различные ответы. Обобщая их, учитель обращает внимание на план урока и выделяет три основных вопроса: географическое положение, занятия жителей, достижения культуры.

Учитель: Индия и Китай - соседи и у них есть общие и различные черты в развитии. Давайте вместе сформулируем проблему нашего урока.

Ученики вместе с учителем формулируют проблему: Можно ли говорить об Индийской и Китайской цивилизациях и что общего и различного в развитии данных государств.

Изучение нового материала.

1. Географическое положение.

Учитель: Давайте, еще раз обратим внимание на карту и посмотрим, где же были расположены данные государства, в какой части света?

Ученики: В Восточной Азии.

Учитель: Перед вами лежат документы "Местоположение и природа Древнего Китая" - 1 группа, "Местоположение и природа Древней Индии" - 2 группа (приложение 1).

Задание: прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить свою колонку таблицы. (приложение2)

Вопросы Индия Китай
Где расположены государства
Какие реки протекают
Какой климат в данных странах
Когда и как появились государства
Занятия жителей
Какие культуры выращивали

Учитель: Давайте, еще раз обратим внимание на заполненную таблицу и найдем различные и схожие черты в географическом положении данных стран.

Вывод: государства расположены в долинах рек, климат благоприятен для развития земледелия. Основным занятием было ирригационное земледелие. (сходства)

Различные временные рамки появления государств, отношение к реке, различные ремесла, выращиваемые культуры.

2. Занятия жителей

Учитель: мы пришли к выводу, что жители данных государств занимались ремеслом, торговлей, рыболовством, собирательством.

Но основным занятием было земледелие. Какие же культуры выращивали жители данных государств? Чем же полезны данные культуры для человека?

Вывод: для укрепления здоровья необходимо правильное, рациональное питание. Правильно построенное питание способствует сохранению здоровья человека, влияет на самочувствие и настроение человека.

3. Религия Китая и Индии.

На проекторе изображены портреты Будды и Конфуция. Учитель рассказывает о происхождении данных религий.

  • VI в. до н.э. - буддизм;
  • III в. до н.э. - конфуцианство.

Задание. Игра "Мозговой штурм"

На проекторе изображены высказывания Конфуция и 5 запретов буддизма.

Работая в группе, посоветуясь друг с другом найдите схожие по значению выражения и объясните, чем они похожи. (приложение 5)

Пять запретов Буддизма Афоризмы Конфуция
1. Не лишай жизни другого человека 1. Чего себе не пожелаешь,
Того не делай и другим
2. Не произноси лживые слова 2. Лишь та ошибка,
Что не исправляется
3. Не бери того, что тебе не дано 3. Не заблуждение ли:
Забывать свое дело
И своих родителей
4. Не ходи к чужой жене 4. Не будь легок на слова,
Не говори недозволенного
5. Не употребляй алкогольные напитки 5. Нет слова без ответа,
Нет добра без благодарности

Задание: Что общего можно найти в учении Будды и Конфуция?

Чему учат нас их учения?

4. Достижения культуры.

Учитель: До нашего времени сохранилось немало древних индийских и китайских книг, из которых мы узнаем о достижениях этих народов. В нашей повседневной жизни мы часто пользуемся вещами, родиной которых являются Индия и Китай.

Игра. На столе разложены предметы. Задание: выбрать те предметы, родиной которых является ваша страна.

Рефлексия.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. И я бы хотела, чтобы вы оставили свои пожелания капитану нашего корабля.

Граффити. Я прошу трех человек из каждой команды подойти к доске. Это капитанский мостик. Возьмите в руки мелок того цвета, который соответствует вашему настроению, и на доске напишите, нарисуйте свои впечатления об уроке и озвучьте их.

Тех, кто остались на местах, я прошу взять в руки карандаши того цвета, который соответствует вашему настроению и, пользуясь памяткой (приложение 7), на ватмане написать те признаки цивилизации, которые присутствовали в ваших странах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:изучение истории ранних цивилизаций Индии и Китая, их сравнение.

Учебное оборудование: карта "Индия и Китай"

Урок полностьюпосвящен новому материалу, так как изучаются сразу две страны, в самом материале заложен элемент повторения общих условий возникновения речных цивилизаий

Древнейшие цивилизации Индии и Китая 5 класс

Древнейшие цивилизации Индии и Китая 5 класс

Вспомните , что мы называем цивилизацией?

Вспомните , что мы называем цивилизацией?

Производящее хозяйство

Письменность

Цель урока

Проблема урока

Работа с линией времени

Первые государства в Индии появились за 2 тысячи лет до нашей эры , а в Китае цивилизация возникла еще через 500 лет.

Задание: Отметьте на линии времени эти события и подсчитайте , сколько лет назад это произошло


Реши задачу При раскопках в Индии были найдены города, построенные по определенному плану. Здесь же нашли сосуды для хранения зерна, гири, останки животных. Предположи, какие занятия были у жителей Индии?

Реши задачу

При раскопках в Индии были найдены города, построенные по определенному плану. Здесь же нашли сосуды для хранения зерна, гири, останки животных.

Предположи, какие занятия были у жителей Индии?

Природные условия Индии

Природные условия Индии

Заполните таблицу

Вопросы для сравнения

Хараппская цивилизация- древнейшая в Индии Развалины Мохенджо-Даро В долине реки Инд археологи раскопали несколько древнейших городов. Самый большой город открыли в месте, которое получило название Холм мертвых-Мохенджо-Даро

Хараппская цивилизация- древнейшая в Индии

Мохенджо-Даро

В долине реки Инд археологи раскопали несколько древнейших городов. Самый большой город открыли в месте, которое получило название Холм мертвых-Мохенджо-Даро

Мохенджо-Даро



ВТОРАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ХАРАППА. (РИСУНОК-РЕКОНСТРУКЦИЯ.)

ВТОРАЯ СТОЛИЦА ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ХАРАППА. (РИСУНОК-РЕКОНСТРУКЦИЯ.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подробный конспект урока

Организационная информация

Древнейшие цивилизации Индии и Китая

Всеобщая история. История Древнего мира

Автор урока

(ФИО, должность)

Курякина Наталья Леонидовна

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение

Республика, край, город, поселение

Хабаровский край, город Хабаровск

Методическая информация

Урок изучения нового материала

Создание условий для формирования у учащихся представлений о древнейших цивилизациях Индии и Китая

Задачи урока для учителя

1.Познакомить учащихся с древнейшими цивилизациями Индии и Китая: географическим положением этих стран, основными занятиями жителей, свидетельствами о развитии культуры и формировании государств.

2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания.

3.Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: способности к анализу, наблюдательности, внимания, памяти, речи, творческого мышления.

Задачи урока для учащихся

2.Применять полученные знания при решении познавательных задач.

3.Развивать творческие способности, мыслительные операции, речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения.

4.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: формирование навыков работы с новой информацией, учебным текстом, картой, умения оперировать историческими понятиями и терминами, развитие оперативной памяти.

Коммуникативный: формирование умения слушать других учеников, доказывать свою точку зрения.

Регулятивный: проявление ответственности за результаты своей деятельности.

Личностный: развитие мобильности, самостоятельности, толерантности, умения принимать точку зрения другого ученика.

Познавательный: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.

Необходимое оборудование и материалы

1.Компьютер, проектор, экран.

2.Презентация (использование материалов из Единой коллекции ЦОР, доработанных и адаптированных к данному уроку).

3.Атласы по истории Древнего мира.

4.Китайская народная музыка.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

1.Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Мы изучили цивилизации Египта и Междуречья. Посмотрите на экран. Какие государства мы будем сегодня изучать? Это древнейшие государства, возникшие на территории Индии и Китая.

2.Актуализация опорных знаний

Древнейшие цивилизации появились в Египте, Междуречье, Индии и Китае, там, где протекают крупные реки.

Из каких исторических источников мы узнаем об этих древнейших цивилизациях? О чем они нам рассказывают?

3.Постановка проблемы

Почему именно на реках Египта, Междуречья, Индии и Китая возникли первые государства? Какими путями они развивались?

Учитель сообщает тему урока. План урока: (слайд1-3)

2.Древнейшие города Индии. Хараппская цивилизация.

3.Первые государства в Китае.

I . Речные цивилизации.

Государства образовались по берегам крупных рек.

-Что вы узнали из этого вступления?

Эти государства образовались позже, чем в Египте и Междуречье.

-Давайте вспомним, по берегам каких крупных рек там образовались государства?

-Каково же географическое положение Индии (слайд 4).

Какие географические объекты мы здесь увидели? Давайте найдем их на карте в атласе и покажем на карте на доске.

-Назовите географические объекты (Полуостров Индостан, Индийский океан, Гималаи, Инд и Ганг, Мохенджо-Даро и Хараппы_.

-Что такое полуостров?

-Посмотрите на фотографии. Какие объекты здесь изображены? (слайды 5-6).

Горы Гималаи. Они очень высокие и на вершинах здесь можно увидеть снег.

Реки – Инд и Ганг, по берегам которых возникли первые цивилизации.

II . Первые города. Хараппская цивилизация (рассказ учащихся, слайд 7).

-Что мы узнали из рассказа? (беседа с учащимися).

Действительно, эти раскопки были осуществлены в начале XX века английскими археологами, которые обнаружили эти города. На протяжении нескольких столетий эти города создавались.

Древние греки много путешествовали, когда они возвращались, то рассказывали о чудесах Индии. О чем же они могли рассказать? (слайд 8).

Благоприятные природные и климатические условия, плодородные земли, полноводные реки, защищенность от нападений врагов (Индийским океаном и Гималаями), памятники культуры.

Проверь себя! (слайд 9, первичное закрепление, беседа с учащимися)

1.На каком полуострове находится Индия?

2.Назови две реки, протекающие по ее территории.

3.Гималаи. Что ты знаешь о них?

4.Что ты знаешь о древнейших городах Индии? О каком времени возникновения цивилизации свидетельствуют эти раскопки?

Запишем географические названия, с которыми мы познакомились (работа с тетрадью).

III Первые государства в Китае.

Географическое положение Китая (слайд 10, работа с картой). Китай находится в Восточной Азии.

-Объясните, почему о Китае долгое время ничего не знали в других странах Древнего мира?

Мы узнаем очень много из исторических источников.

-О чем говорят археологические раскопки на территории Китая? (слайд 11).

К нам прилетела ученая сова, принесла косточки, которые нашли археологи. Можно ли их считать историческими источниками? (слайд 12).

Это гадательные кости, на них написан текст. Займемся их изучением. Сейчас будем гадать.

Какую информацию о занятиях жителей содержат эти источники? На чем основывается ваше суждение? (слайд 13).

2.Песня крестьянина: «Возьму я заступ вместо облака.

Для того, чтобы был хороший урожай, строили оросительные каналы.

В Китае были две крупные реки, давайте найдем их на карте (работа с атласами).

Самые древние поселения археологи нашли по берегам реки Хуанхэ, ее называли Рекой тысячи бедствий – она разливалась, затопляла поля и поселки, приходилось все строить заново.

-Выращивание какой злаковой культуры освоили китайцы благодаря ирригации? (слайд 14).

В Китае научились получать нити гусеницы шелкопряда и изготавливать из них ткань, которая была очень красивой и прочной.

4.Какие сведения о сельском хозяйстве можно еще извлечь из надписей на костях? (слайд 17).

5.Достижения китайской культуры. О каком достижении, возникшем III тысячи лет назад, свидетельствуют эти источники? (слайд 18).

Каждый иероглиф обозначал целое слово, поэтому количество иероглифов огромно.

6.Государство в Древнем Китае (слайд 19).

-Почему эти надписи свидетельствуют о существовании в Китае государства?

IV Закрепление и подведение итогов.

Сделайте выводы по теме (слайд 20, обобщающая беседа с классом).

1.Первые поселения в Индии и Китае появились в долинах рек.

2.Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, ремесло.

3.Здесь существовали письменность, неравенство между людьми, государственная власть.

5.Динамическая пауза

Китайская народная музыка, беседа с учащимися.

6.Домашнее задание

§ 10, пересказать, ответить на вопросы к параграфу.

В помощь учителю

7.Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Целевая установка – формирование представлений об истории ранних цивилизаций Индии и Китая.

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)

Предметные: знание географического положения и природно – климатических особенностей Древней Индии, Древнего Китая и причин возникновения цивилизаций.

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Эстетическое восприятие объектов культуры. Применение полученных знаний на практике.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя,

работать в составе творческих групп.

Личностные: Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Осознание роли труда народных масс в создании цивилизации.

1. На основе анализа полученной информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

2. На основе работы с текстом учебника, исторической картой и презентацией, сформировать представления об истории ранних цивилизаций.

3.Развивать память, мышление, умение анализировать.

3. Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):

Читайте также: